Протоиерей валериан кречетов: «две вещи просите: прощения грехов и благодати божией»
Содержание:
- Благоустройство
- Свидетельства очевидцев
- От рода нашего
- Покров – над семьей
- Актуальная информация
- Биография отца Валериана: семья, взросление и образование
- «У меня нет мысли бросать священство»
- Молись, а спонсоры тебя найдут
- Библиография
- Образование
- В кого вселяются бесы?
- Критерий духовника – готовность пойти за чадо в ад
- Автономная нравственность
- Служба состоит из двух частей, во второй происходит изгнание бесов
Благоустройство
За время служения в храме батюшки церковь и его территория приобрели ухоженный красивый вид. Трудами настоятеля были отреставрированы и построены многие объекты. Он руководил:
- Постройкой Дома для церковных работников (притча). На 200 кв. м расположились просфорная, трапезная, кухня.
- Благоустройством территории, принадлежащей Воскресной школе. Кроме того, территория была украшена цветником.
- Реставрацией росписей храма. Были отреставрированы наружные и внутренние стены, купола, колокольни, подвальные помещения.
- Постройкой крестильни с баптистерием.
- Благоустройством территории воскресной школы. Кроме украшения территории цветниками, воскресной школе была подарена точная копия Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».
- Постройкой и росписью храма, освящённого в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Новый храм был освящен на 200-летие основного храма в 2008 году. Освящение храма совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
- Асфальтированием стоянки и церковного погоста.
- Проведением в воскресную школу центрального водоснабжения.
Свидетельства очевидцев
Отзывы об отце Валериане (Смиловичи, церковь Георгия Победоносца) только хорошие. Этот батюшка — один из двух священников, который проводит молебны о недужных. Благословил его на это дело митрополит.
Как проходит чин отчитки, мы рассказали выше. А теперь поговорим о том, чем делятся люди, побывавшие на таком молебне.
Вот, что говорят люди, которым довелось увидеть сеанс собственными глазами.
В храме собирается множество людей. Кто-то дремлет в ожидании батюшки, иные просто сидят. Все сидячие места всегда заняты, люди располагаются даже на дощатом полу.
И вот началась служба. Рвался ввысь голос отца Валериана. Тут-то и началось сумасшествие. Про мальчика, который принялся тявкать, мы рассказали выше. Но это были пустяки в сравнении с тем, что происходит за спинами прихожан. Кто-то кашлял басом. Сильно, натужно и громко. Казалось, что человека сейчас разорвет от кашля. Кашель перешел в громкий стон. Этот стон усиливался на определенных словах, произносимых священником. Когда батюшка замолчал, умолкли и стоны. Оказалось, что страшные звуки издавала девушка. Хрупкая и нежная, она стояла и улыбалась своей подруге. Кто бы мог подумать, замечают прихожане, что такая милая девушка способна издавать столь пугающие звуки.
От рода нашего
– Есть мнение, что Матерь Божия особо покровительствует священническим родам…
– Дело все в том, что сказано: Иисус Христос, Богочеловек – Архиерей, Родоначальник архиерейства православного –
А Матерь Божия – Его Матерь. Почему архиереи и носят панагию, знаменующую особый Покров Матери Божией. И когда на Вселенском Соборе в свое время решили, что Святитель Николай дерзко поступил, дав пощечину богохульнику Арию, то святительский омофор Николаю Чудотворцу вернула Матерь Божия.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово
Да и потом, какая же мать не будет любить тех, кто любит ее детей? Как не любить Ей того, кто любит Сына Божия, Ее Сына? Иоанн Богослов – тот, кто особенно любил Спасителя, любимый ученик Его – был усыновлен Ею при Кресте:
Бог есть любовь. Как писал преподобный Иустин (Попович),
Поэтому любовь и все, что связано с любовью – Божественное, – всегда связано и с Матерью Божией.
Мы знаем историю иконы «Нечаянная Радость», когда грешник имел обыкновение преклоняться перед образом Матери Божией, принося ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», – а грешить продолжал. И однажды он увидел на иконе проистекающую кровь из ран Младенца. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына». Потрясенный грешник просил Божию Матерь умолить Ее Сына, чтобы Он простил его. И Она дважды обращалась к Спасителю с просьбой о помиловании грешника – пока тот не был прощен, после чего, конечно, исправился.
Есть неписаное церковное предание среди монашествующих, о котором мне рассказывал один исповедник, прошедший тюрьму: когда на Страшном суде уже будет изречен приговор, все встанут одесную и ошую Спасителя, Матерь Божия станет умолять за тех грешников, кто Ее призывал, и Господь еще отделит некоторых осужденных в ад и помилует.
Родители отца Валериана — Михаил Валерианович и Любовь Владимировна Кречетовы
Покров – над семьей
– Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией?
– Матерь Божия – покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи – существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»…
Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо…
– Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину?
– Пожалуй, теперь чаще – да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова:
Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. – Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.
Особым оказалось благословение святых праведных Иоакима и Анны, которым Господь послал Дщерь. Она-то стала Матерью Божией. Вот тут произошло свидетельство того, что «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 4:28). То есть женский пол через Матерь Божию получил особое дарование воспринимать благословение от Бога на своих потомков. Мы знаем, как много сделали в христианстве благочестивые жены. Больше того – первыми в спасительное воскресенье ко Гробу Спасителя пришли жены-мироносицы.
Действительно, существует какой-то особый Промысл Божий о женщине. Видимо, есть исполнение пророчества о том, что семя жены сотрет главу змея (см. Быт. 3:15). Через женщину – Еву – вошел грех, и через Женщину – Матерь Божию – произошло воплощение Сына Божия, спасение человечества. Это вот такая глубина непостижимых путей Промысла Божия!
Во время гонений на Церковь именно женщины, «белые платочки», наполняли храмы. Сейчас уже мужской поток пошел, но все равно женщины, пожалуй, все-таки в большинстве. Это потому что свойство женщины и особый дар – жить чувством. Человек живет сердцем, а не умом, ум – рабочая сила сердца. Женщине дан особый духовный дар, если, конечно, она его не растратит на земное, плотское.
Актуальная информация
Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:
-
2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;
- 13 октября 2020 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
- 20 февраля 2020 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
- 1 декабря 2020 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
- Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
- А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.
Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении. Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.
Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря – красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.
Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.
Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.
Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография – готовый сюжет для мотивационного кино
Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.
Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.
Московская духовная академия, в которой учился Кречетов
Биография отца Валериана: семья, взросление и образование
Будущий батюшка Валериан не сразу оказался священнослужителем.
В миру Кречетов Валериан Михайлович родился в 1937 году в Зарайске.
14 апреля 1937
день рождения протоиерея Валериана
Его родители оказались там в результате ссылки его отца, Кречетова Михаила. Вслед за репрессированным муже поехала жена — Любовь и два старших сына, Николай и Петр. Известно, что семья имела тесные связи с церковью и возможно за это и оказалась в ссылке.
Отец Валериана участвовал в Великой отечественной войне. Служил на фронте, а после возвращения поступил на обучение в духовную семинарию. Где получил образование и начал проповедовать. Известно, что родился Михаил в 1900 году, а вот дата смерти покрыта тайной.
Сам Валериан и старший брат Николай решили пойти по стопам отца и получить духовное образование. На что мудрый родитель сказал: «Хочешь служить Богу? Готовься к тюрьме». Видимо, на отца повлиял печальный опыт посещения Соловецкого лагеря.
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)
— крупнейший в СССР исправительно-трудовой лагерь на территории Соловецких островов, действовавший в 1920 — 1930-х годах.
Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов.
Попадали сюда и политически неблагонадёжные.
Соловецкая монастырская тюрьма существовала с 1718 года, без малого 200 лет, и была закрыта в 1903 году.
Деда протоиерея Валериана расстреляли большевики во время Великой отечественной войны.
Кроме того, Михаил посоветовал сыновьям для начала получить светскую профессию, способную пригодиться в лагерной жизни. Как вариант он предлагал освоить ремесло врача. Однако, братья не послушали совета отца до конца и решили поступить в наиболее подходящий ВУЗ — Московский лесотехнологический институт.
Первоначально Валериан поступает на факультет «Водного транспорта леса», но вскоре переходит на более трудное и требовательное механическое отделение. При этом молодой человек регулярно отправляется на выезды.
Например, на третьем курсе добровольцем поехал осваивать целину. Видимо на механическом факультете имелась военная кафедра, поэтому кроме профильного образования Валериан получает свидетельство штурмана ВВС.
На фото Наталья, жена протоиерея Валериана
В СССР, в отличии от РФ, существовала традиция принудительного распределения окончивших обучение студентов по местам их крайней необходимости. Так Кречетов оказывается на холодном Северном Урале, близ города Чусовой.
Там он проработал по профессии три года после чего специалиста перевели в Москву. Здесь Валериан продолжает трудится по специальности, а также встречает свою жену — Наталью.
Кроме того, Валериан не оставляет без внимания церковь. Ходит на службы и регулярно исповедуется. Таким образом Кречетов оказывается на церемонии погребения святого отца Стефания, где знакомится с Сергеем Орловым. Батюшка замечает Валериана и советует ему поступить в духовную семинарию.
Поначалу инженер отказывается, ссылаясь на недостаток опыта и наличие светской профессии. Но Орлов все-таки уговаривает его и Валериан начинает получать образование в Московскую духовную семинарию.
При этом пришлось обойти закон СССР, по которому человека с высшим образованием запрещалось принимать любой духовный сан. Поэтому Кречетова принимают как инженера.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь уже 40 лет служит отец Валериан
«У меня нет мысли бросать священство»
Он успел послужить в священном сане всего 7 лет. За этот короткий срок в Телядовичах произошло удивительное – многие местные жители, прежде известные как безбожники и противники Церкви, раскаялись и вернулись в православие. В середине 20-х годов, как и во множестве других деревень, в Телядовичах местные власти попытались закрыть храм и переоборудовать его под зернохранилище. Однако люди отстояли церковь и приход был сохранен.
Постепенно молодой и активный отец Валериан стал «бельмом на глазу» у местных большевиков. Антицерковные мероприятия в Телядовичах не имели успеха, политруки небезосновательно видели в этом «вину» батюшки. Конфликт священника с властями особенно остро обозначился после 1928 года, когда на селе началась принудительная коллективизация.
Реквизиция крестьянских хозяйств и создание колхозов сопровождались усиленной пропагандой безбожия. На базе колхозов повсеместно создавались антирелигиозные кружки, в которых читались лекции о вреде религиозного «опиума» и разыгрывались антицерковные спектакли. Однажды отец Валериан заявил, что не будет отпевать тех крестьян, которые войдут в подобные кружки и будут участвовать в глумлении над святынями.
Напуганные репрессиями, крестьяне в основной своей массе вынуждены были вступать в колхозы. Приход отца Валериана начал стремительно таять, семья священника оказалась на грани голода. Описывая в письме к родственникам, жившим в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши, происходящее на родине, отец Валериан писал:
«…С каждым днем становится все хуже, в нашем селе хотят сделать коллектив, а так как жители не особенно хотят этого, то предлагают убраться вон. Так или иначе, но все-таки сделают коллектив… У меня нет мысли бросать священство, но страшит близкое будущее – голод для детей. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Таким образом, количественно приход сокращается, а налоги на нас с каждым днем растут… Имеете ли вы, мои дорогие, хотя бы смутное представление о том, что делается у нас?! Страшен день будущий, но с Божьей помощью надеемся выйти из нищеты и голода, от сана не отказавшись».
По-видимому, авторитет отца Валериана и его влияние на односельчан не позволяли властям успешно завершить коллективизацию в Телядовичах. Тогда священника решено было «устранить»…
Молись, а спонсоры тебя найдут
– На священников возлагается большая нагрузка и множество дел: служить службу, исповедовать, давать советы, заниматься стройкой, воскресной школой. Часто священники «сгорают». Есть способ не «сгорать»?
– Нужно шкалу ценностей построить. Есть такое изречение: «Нужно сначала долги отдавать, а потом дары приносить». На первом месте – богослужение. На втором – вопросы другого порядка. Господь все совершает.
Нужно помнить о семье. Нельзя о семье забывать. Есть такой пример, когда один батюшка во времена Амвросия Оптинского был очень уж усерден в делах своего прихода. Матушка чуть ли не на развод готова была подать. И один батюшка приехал к старцу спросить об этой ситуации. На что святой ответил: «Передай батюшке, что матушка права».
Есть большая Церковь, а есть малая Церковь.
Господь помогает, когда строительство есть. На Афоне есть такой папа Янис. Его спрашивают, мол, где найти спонсоров, чтобы храм восстановить. На что он ответил: «Ты молись, а спонсоры тебя найдут». Это так и есть. Беседы – все это здорово, но, когда нужно, Господь пошлет.
– Так почему священники выгорают?
– Потому что придерживать себя нужно. Когда я начал служить, а служил я по милости Божией с отцом Сергием, я тоже туда-сюда, там-здесь, то-это. И он мне сказал: «Ты так быстро сгоришь». Сгорают, когда много суеты. Не всегда нужно сломя голову бежать. Нельзя быть безотказным на все требования, не всегда безотказность на пользу людям. Жизнь сама покажет, что действительно необходимо.
Фото: Ефим Эрихман
Видео: Виктор Аромштам
Библиография
Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие – совет, а третьи – вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.
«Изведи из темницы душу мою», 2012 г.
Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.
«Как нам обустроить себя?», 2013 г.
В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.
«Ключ к настоящему — в прошлом», 2014 г.
В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.
«Марфа или Мария?», 2006 г., 2012 г.
Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.
«Несть наша брань к крови и плоти…», 2011 г.
В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба – главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань – вот главная задача христианина.
«О самом важном», 2011 г. Название книги красноречиво говорит за себя
В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании
Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.
«От суеты земной к жизни истинной», 2012 г.
В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее — храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.
«Размышления перед исповедью», 2014 г.
Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.
Образование
Кречетов Валериан имеет как светское, так и духовное высшее образование.
1959-1962 гг. — учеба в МЛТИ. Отец всегда наставлял своих сыновей на путь истинный и готовил их к священству. Он говорил: прежде рукоположения нужно приобрести светское образование, чтобы выжить в тюрьме. Ведь раньше священнослужителей очень часто преследовали и сажали в тюрьмы. Братья выбрали лесной институт, т. к. осужденных отправляли на лесоповал. Затем Валериан вызвался осваивать целину. Стал штурманом Военно-Воздушных сил, но работал инженером в лесхозе. Вскоре он женился. Женой Кречетова Валериана стала Наталья Константиновна Алушкина.
1962-1969 гг. – учеба в МДС. Через некоторое время Кречетов Валериан перевелся работать инженером в Патриархию, откуда поступил в семинарию. За один год он экстерном смог сдать экзамены за четыре курса семинарии.
В кого вселяются бесы?
На службах отца Валериана (Смиловичи — городское поселение в Беларуси) происходят страшные вещи. Сам священник рассказывает, в кого могут вселяться бесы. Это люди, которые не ходят в храм, не приступают к Божественным Таинствам. Часто «лукашки» выбирают жертву по грехам ее. Например, вселяются в женщин, делающих аборт и не раскаявшихся в этом.
Сейчас наблюдается беснование младенцев. В скромной церкви, где проводятся отчитки, собираются дети с родителями. И как «ломает» детей, когда священник читает особые молитвы, страшно рассказывать.
Один мальчик, по свидетельствам очевидцев, начал тонко лаять. Он сидел в инвалидной коляске, но резко поднимался из нее. Не переставая лаять. Мальца крепко держал отец богатырского сложения. И с трудом удерживал его.
Еще один мальчишка начал кричать басом. Он слал проклятия отцу Валериану, а потом решил наказать его за вмешательство. И пошел на батюшку, вытянув руки. Люди в храме не позволили ему добраться до священника, образовав живую стену.
Критерий духовника – готовность пойти за чадо в ад
– Должен ли у священника быть духовник?
– Обязательно. Священник должен исповедоваться, и не только у назначенного духовника. Многие сегодня приходят в священство без традиционных понятий, но обязательно должно быть духовное руководство у каждого священника. Даже епископы исповедуются. Даже если у священника нет духовника, то обязательно находится тот, кому сердце открывается.
Одно дело исповедь, а другое дело – духовничество. Духовничество – это духовный совет. Совет не всякий священник может дать. Когда-то я услышал слова старца Паисия. Он сказал, что духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Вот он, критерий духовника! А у нас иногда с точностью до наоборот. Это высказывание я услышал на Афоне.
Когда ехал туда, за мной бежала женщина, которой ее так называемый духовный отец сказал: «Я не хочу за тебя попадать в ад». Когда я приехал на Афон и, не задавая вопроса, слово в слово получил ответ, я был поражен. Когда есть вот это «я не хочу попадать из-за тебя в ад», значит, ты не можешь быть духовником. Не готов. На Афоне духовничество, как и старчество, считается одним из высших служений.
– А как самому священнику выстраивать отношения с прихожанами, духовными чадами, которые жаждут совета?
– Терпение священнику требуется. Был такой отец Всеволод Шпиллер. Мы с одним батюшкой пришли к нему. И он говорит, что нужно быть в послушании, но только не по принципу: благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку. Нужно серьезные вопросы задавать.
Отец Алексий Мечев, когда к нему приходили с вопросами, выслушивал, а потом спрашивал: «А ты как думаешь?» Он старался духовное чадо приучить размышлять самостоятельно
Учить мыслить – это очень важно. Отец Алексий, если нужно, поправлял или давал совет
Послушание должно быть обязательно. Правда, в монастыре – это особый случай. Преподобный Серафим, когда пришли к нему двое в послушники, сказал им сажать капусту вверх кореньями. Один посадил, как велели, а другой, как обычно. Ему преподобный сказал: «А вот ты не можешь быть послушником». Послушание – это особое дело.
Автономная нравственность
Люди считают себя православными, а живут, как хотят, не считая обязательными для исполнения нормы, данные Богом. Появилось даже такое понятие – автономная нравственность. То есть существуют Божии законы – не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, и одновременно каждый сейчас говорит: «Вот это, я считаю, можно делать, а вот это действительно нельзя». То есть каждый сам себе становится неким нравственным законодателем.
Это закваска сектантская, именно они берут отдельные положения, а остальное отбрасывают
«Вот с этим я согласен, а на остальное не будем обращать внимание, я не считаю, что это важно. Венчаться – это важно, исповедоваться – тоже можно, а вот ходить в Церковь, да еще постоянно… а зачем? Поститься – и вовсе лишнее». Людей, которые думают подобным образом, полно, и их избирательность объясняется просто: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21)
Поэтому против молитвы и поста идет основная война
Людей, которые думают подобным образом, полно, и их избирательность объясняется просто: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Поэтому против молитвы и поста идет основная война.
Служба состоит из двух частей, во второй происходит изгнание бесов
Служба состоит из двух частей. Во второй священник совершает саму отчитку. При этом многие люди в храме начинают себя вести странно. Они становятся буйными, кричит, как животные, шипят и ругаются матом.
Протоиерей Валериан ведет службу
Многие бегут из храма, едва начинается молебен. Их не останавливает даже то, что дорога заняла немало времени. Верх берёт одно единственное желание — оказаться вне стен церкви.
В конце службы верующих окропляют святой водой, мажут елеем и дают приложиться к иконе Божьей Матери.
Хотя священник Валериан практикует эту деятельность свыше десяти лет, далеко не все христиане её одобряют. Широко распространено мнение, что отчикой может заниматься только монах. Отец Валериан — представитель иного, белого духовенства. Сам же протоиерей с такой точкой зрения решительно не согласен и не считает этот аргумент препятствием для своей деятельности.