Варфоломеевская ночь

Литература

  • Кастело А. Королева Марго / Перевод с французского и примечания А. Д. Сабова; научная редакция и предисловие А. П. Левандовского. — 2-е, испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 231 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03178-4.
  • Д. Крузе. // Французский ежегодник. — М., 2005. — С. 150—173.
  • Д. Крузе. // Варфоломеевская ночь: Событие и споры. Сб. статей. — М.: РГГУ, 2001. — С. 102—137.
  • Эрланже Ф. Генрих Третий / перевод с французского и примечания М. Ю. Некрасова. — 1-е. — СПб.: Евразия, 2002. — 410 с. — (Clio personalis). — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0096-4.
  • Леони Фрида. Екатерина Медичи. Итальянская волчица на французском троне. — АСТ, Астрель, Харвест, 2012. — 580 с. — ISBN 978-5-17-074264-6.
  • Holt, Mack P. The French Wars of Religion, 1562-1629 (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — ISBN 0521 35873 6.

Причины Варфоломеевской ночи

В то время во Франции насчитывалось около 2 млн гугенотов, что составляло примерно 10% населения страны. Они настойчиво стремились обратить в свою веру соотечественников, отдавая для этого все силы. Королю было невыгодно вести войну с ними, поскольку это разоряло казну.

Адмирал Гаспар де Колиньи

Тем не менее, с каждым днем кальвинисты представляли все большую угрозу для государства. Королевский совет планировал убить только раненого Колиньи, что позже и было сделано, а также устранить несколько наиболее авторитетных лидеров протестантов.

Постепенно ситуация все больше накалялась. Власти приказали схватить Генриха Наваррского и его родственника Конде. В итоге, Генриха силой заставили принять католицизм, но сразу после побега, Генрих вновь стал протестантом. Парижане уже не первый раз призывали монарха уничтожить всех гугенотов, которые доставляли им массу хлопот.

Это привело к тому, что когда в ночь на 24 августа начались расправы над лидерами протестантов, горожане тоже вышли на улицы для борьбы с инакомыслящими. Как правило гугеноты носили черную одежду, благодаря чему их было легко отличить от католиков.

Волна насилия прокатилась по Парижу, после чего перекинулась и в другие регионы. Кровавая резня, продолжавшаяся несколько недель, охватила всю страну. Историки до сих пор не знают точное количество жертв в ходе Варфоломеевской ночи.

Одни специалисты считают, что погибших было около 5000, тогда как другие называют число в 30 000 человек. Католики не щадили ни детей, ни стариков. Во Франции господствовал хаос и террор, о котором вскоре стало известно русскому царю Ивану Грозному. Интересен факт, что русский правитель осудил действия французского правительства.

Около 200 000 гугенотов были вынуждены поспешно бежать из Франции в соседние государства

Важно отметить, что Англия, Польша и немецкие княжества также осудили действия Парижа

Чем же вызвана была такая чудовищная жестокость? Дело в том, что одни действительно преследовали гугенотов на религиозной почве, но было немало и тех, что воспользовался Варфоломеевской ночью в корыстных целях.

Известно немало случаев, когда люди сводили личные счеты с кредиторами, обидчиками или с давними врагами. В царившем хаосе было крайне сложно разобрать, за что был убит тот или иной человек. Множество людей занимались обычным грабежом, сколотив неплохое состояние.

И все же, основной причиной массового буйства католиков было всеобщее отвращение к протестантам. Изначально король планировал убить только лидеров гугенотов, тогда как инициаторами крупномасштабной резни были обычные французы.

Восприятие и образ Варфоломеевской ночи в искусстве

Мы в большинстве своём совсем мало знаем о Реформации и Религиозных войнах, Варфоломеевская же ночь, хотя и была лишь частным эпизодом, причём не единственным примером крайней жестокости и нетерпимости, сохранилась в памяти у многих людей, далёких от исторической науки. Во многом это заслуга Дюма, который известен в России даже больше, чем во Франции, и других писателей: Проспера Мериме, Бальзака, Генриха Манна. Они сформировали образ этого события в массовом сознании. И если в частностях они могли ошибаться и отступать от фактов и хотя не во всём их картина произошедшего достоверна, но зато их произведения обладают большой художественной силой и выразительностью. Помимо литературы, на наше восприятие повлияли также кинематограф и театр, роман Дюма часто экранизировался. Варфоломеевская ночь нашла отражение во многих фильмах, к ней обращались не раз и художники.

Варфоломеевская ночь для всех нас остаётся символом бездумной жестокости, религиозной вражды, ненависти к тем, кто чем-то отличается от остальных. В наше время не лишним бывает вспомнить о том, до чего может дойти человек, когда перестают работать законы, когда он думает, что насилием и жестокостью может и должен защитить свою веру, свои идеалы и ценности. Это явное заблуждение – нельзя отстаивать свою веру, убивая людей.

Использованная литература

1. Варфоломеевская ночь, событие и споры.  М., 2001. Под ред. П.В. Уварова.

2. Йегер, О. Всемирная история. Том 3. Новая история.

Варфоломеевская ночь

В ночь с 23 на 24 августа, когда отмечался праздник св. Варфоломея, к дому Колиньи явились люди Генриха Гиза. Дом адмирала охраняли люди короля, поэтому нападавшие свободно проникли в жилище и убили Колиньи, а его тело выбросили в окно.

В 1.30 ночи ударил набат церкви Сен-Жермен-Оксерруа. Списки жертв были составлены заранее, чтобы никто не смог избежать расправы. Королевские солдаты, люди де Гизов и городское ополчение врывались в дома гугенотов, убивали их самих и членов их семей. Протестантам не было спасения даже в Лувре — Генрих Наваррский и его родственник принц Генрих де Конде спаслись лишь тем, что срочно перешли в католичество.

В городе за одну ночь погибло 2-3 тысячи человек, в основном дворяне-гугеноты, подозреваемые в ереси горожане и члены их семей. Утром по улицам Парижа разнесся слух, что на кладбище Невинноубиенных расцвел засохший боярышник. Католики посчитали это знаком одобрения свыше.

Скорее всего, власти не планировали акцию таких масштабов, но остановить ее уже не могли. После Варфоломеевской ночи аналогичные погромы прокатились по всей стране. За последующую неделю в провинциях было убито около 30 тысяч человек.

На международной арене отношение к событиям Варфоломеевской ночи зависело от государственной религии — Германия и Англия были возмущены резней невинных, тогда как Рим и Испания приветствовали ее. Формальная позиция французской короны была следующей: Карл IX стремился покарать мятежников и изменников, но любовь подданных к королю была настолько сильной, что пострадали и невиновные.

Вскоре после августовских событий король издал новый эдикт, которым отменил закрепленное Сен-Жерменским договором право гугенотов иметь крепости. Свобода вероисповедания формально оставалась в силе, но переход в католичество был желателен и поощрялся. В итоге многие протестантские общины исчезли.

Свадьба Генриха Наваррского и покушение на адмирала Колиньи

Знаменитой Варфоломеевской ночи предшествовали два не менее значимых события. Екатерина Медичи, мать Карла IX, которая по факту держала в своих руках бразды правления Францией, попыталась упрочить религиозный мир в стране браком своей дочери Маргариты, верующей католички, и самого знатного предводителя гугенотов Генриха Наваррского.

Это вызвало раздражение среди знати, к тому же оказалось, что у Маргариты уже есть возлюбленный — герцог Гиз. Когда ее уже у алтаря спросили, согласна ли она выйти замуж за Генриха, Маргарита не проронила не слова, и тогда король больно ущипнул ее. Она вскрикнула «Уиии!», а по-французски это похоже на «Да!», поэтому свадьба все же состоялась.

На церемонию приехал весь цвет гугенотского дворянства, чем парижане были крайне недовольны. И уже через четыре дня после церемонии, 22 августа 1572 года, было совершено покушение на одного из самых уважаемых предводителей гугенотов, адмирала Колиньи. Его только ранили, но протестанты были в ярости, угрожая собрать войска и начать новую войну, если им не будет выдан нападавший.

Карл IX увидел в этом возможность раз и навсегда прекратить религиозные войны. Он собрал совет, где было решено арестовать и частично перебить гугенотскую верхушку, пока они так удачно собрались в одном месте. Возможно, этот сбор состоялся по настоянию Екатерины Медичи, которая ненавидела Колиньи и боялась его влияния на короля. Тем не менее, часы уже стали отсчитывать время до одного из самых кровавых событий XVI века — Варфоломеевской ночи.

Это интересно: Офисные болезни

Брак католички и гугенота

В 1570 году в Сен-Жермене был подписан мирный договор. По его условиям гугеноты получили право совершать богослужения по своему обряду и занимать общественные должности. Также протестантам остались 4 крепости, а адмирал Колиньи получил место в Королевском совете.

Католики были возмущены условиями мира — ненависть к гугенотам не утихала, а уступки казались слишком щедрыми. Однако у Екатерины Медичи были собственные интересы — теперь она опасалась не только гугенотов, но и своих союзников, католиков Гизов, власть которых становилась чрезмерной.

Колиньи предложил сплотить католиков и гугенотов с помощью войны. Карл IX мог встать во главе объединенного войска и направить его в Нидерланды — на помощь восставшим против Испании. Поход против давнего врага французской короны заинтересовал короля, мечтавшего о военных победах.

Екатерина Медичи отговаривала молодого короля от безумной затеи с войной, так как Франция была разорена, а Испания представляла собой одну из самых могущественных европейских держав. Кроме того, союз с нидерландскими кальвинистами усилил бы французских гугенотов.

Королева-мать предложила другой вариант примирения — брак сестры короля Маргариты Валуа и лидера гугенотов Генриха Наваррского, которые были обручены еще в 1557 году, года им было по 4 года. Тогда помолвка была заключена в рамках установления семейных уз между французским и наваррским королевскими домами для обеспечения лояльности последнего, но смерть Генриха II, сближение с Испанией, конфессиональные конфликты отодвинули идею брака на неопределенное время.

Этот символичный союз должен был принести стране мир, а королю — любовь подданных, поэтому дата свадьбы была специально рассчитана астрологами как день совпадения орбит Марса и Венеры. Это был знак соединения бога войны и богини любви.

Впрочем, у «наваррского брака» было немало противников с обеих сторон. Мать Генриха Наваррского Жанна д`Альбре, ярая сторонница кальвинизма и непримиримая политическая соперница Екатерины Медичи, критиковала нравы королевского двора. Римско-католическая церковь и Гизы опасались ослабления своих позиций при короле. Более того, в гугенотах они видели едва ли не самого Антихриста, а брак называли противоестественным.

Тем не менее, 18 августа 1572 года свадьба состоялась. В Париж съехались наиболее видные представители протестантского движения Франции, но сами парижане относились к происходящему враждебно.

22 августа было совершено покушение на Колиньи. Он остался жив и был лишь ранен в руку, но сам факт вызвал возмущение гугенотов, ведь стрелявший был подданным Генриха Гиза. У последнего было немало поводов для ненависти к Колиньи — не только за его веру, но и по личным мотивам, так как адмирал был участником убийства отца Генриха в 1563 году.

Впрочем, организовать покушение могли как Гизы, так и сама Екатерина Медичи в интересах своего сына. Новый виток конфликта гугенотов и католических герцогов ослабил бы и тех, и других, в этом случае королевская власть оставалась единственных крупным политическим игроком.

Лидеры гугенотов требовали мести и не скрывали готовности начать войну. В срочном порядке был созван королевский совет. Карла IX убедили в том, что избежать войны и покончить с врагом можно лишь одним путем — уничтожить лидеров гугенотского движения, пока они находились в Париже и не ожидали нападения.

Последствия Варфоломеевской ночи

Оппозиционное движение и протестантские общины не удалось подавить полностью. Несмотря на гибель многих гугенотских лидеров, на юге страны оставались тысячи последователей кальвинизма. Генрих Наваррский остался жив, но ближайшие три года провел при королевском дворе в качестве заложника.

События Варфоломеевской ночи стали началом новой религиозной войны — четвертой по счету (1572-1573 гг). В тот же период на юге Франции началось формирование гугенотской Конфедерации — независимого государства с собственной администрацией и армией.

Во время пятой войны (1574-1576 гг) умер Карл IX, престол занял Генрих III. Казна государства была пуста, а сам король не вызывал уважения у подданных, поэтому ему пришлось договариваться с гугенотами. События Варфоломеевской ночи были официально объявлены преступлением, а протестантам гарантировалась свобода вероисповедания.

Католики были возмущены — армия под командованием Гизов одерживала победы, поэтому мир на таких выгодных для гугенотов условиях был просто унизителен. В 1576 году в противовес королю и гугенотской Конфедерации была создана Католическая лига, участники которой клялись защищать веру до последнего.

Несмотря на королевские решения, католики Лиги продолжали называть Варфоломеевскую ночь «чудом», которое не принесло победу по единственной причине — к святому делу примкнули своекорыстные люди. Так, городские низы воспользовались возможностью ограбить богатых гугенотов, дворяне сводили личные счеты, а короля интересовала только собственная власть, а не защита католицизма.

Король смог нейтрализовать угрозу со стороны Лиги, возглавив ее вскоре после создания, и новой Варфоломеевской ночи не случилось. Однако война продолжалась еще несколько десятилетий. Мир в стране наступил только в 1598 году, когда король Генрих VI (Наваррский) подписал Нантский эдикт, уравнявший права католиков и протестантов во Франции.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Резня в Варфоломеевскую ночь

Во-первых, в то время люди не желали изменять религию и устоявшиеся традиции. Бог, как считалось, покарает все государство, если народ не сможет отстоять свою веру. Следовательно, когда гугеноты стали проповедовать свои идеи, они тем самым приводили общество к расколу.

Во-вторых, когда гугеноты приехали в католический Париж, они раздражали местное население еще и своим богатством, поскольку на свадьбу прибыли высокопоставленные лица. В ту эпоху, Франция переживала не самые лучшие времена, поэтому видя роскошь приехавших гостей, люди приходили в негодование.

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже

Но самое главное, гугеноты отличались той же нетерпимостью, что и католики. Интересен факт, что сам Кальвин неоднократно сжигал своих противников на кострах. Обе стороны обвиняли друг друга в пособничестве Дьяволу.

Там, где в обществе преобладали гугеноты, католики неоднократно подвергались изгнаниям. Одновременно с этим, они разрушали и грабили церкви, а также избивали и убивали священнослужителей. Более того, на погромы католиков протестанты собирались целыми семьями, как на праздник.

Гугеноты насмехались над святынями католиков. К примеру, они разбивали статуи Святой Девы или обливали их всякими нечистотами. Иногда ситуация обострялась настолько сильно, что Кальвину приходилось успокаивать своих последователей.

Пожалуй, наиболее чудовищный случай произошел в Ниме в 1567 г. Протестанты за одни сутки убили почти сто католических священнослужителей, после чего сбросили их трупы в колодец. Само собой разумеется, парижане были наслышаны о зверствах гугенотов, поэтому их действия в Варфоломеевскую ночь в какой-то мере понятны и объяснимы.

Как ни странно, но сама по себе Варфоломеевская ночь ничего не решила, а только обострила вражду и поспособствовала очередной войне. Стоит отметить, что позже между гугенотами и католиками было еще несколько войн.

В ходе последнего противостояния в период 1584−1589 гг., от рук наемных убийц погибли все главные претенденты на престол, за исключением гугенота Генриха Наваррского. Он как раз и пришел к власти. Любопытно, что для этого он согласился уже второй раз принять католичество.

Война 2-х партий, оформленная в религиозное противостояние, завершилась победой Бурбонов. Десятки тысяч жертв ради победы одного клана над другим… Тем не менее, в 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт, давший гугенотам равные с католиками права.

Раскол протестантов

Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать. Потому что два сильных лидера гораздо хуже, чем один. Колиньи принял на себя руководство гугенотами после того, как погибли Антуан де Бурбон и принц Конде-старший — отцы юных принцев-кузенов Генриха Наваррского и Генриха де Конде. Адмирал командовал силами гугенотов от лица двух этих молодых людей. Это предполагало, что опытный и авторитетный военный является только местоблюстителем. Стало быть, он должен был в какой-то момент отказаться от «лидерства» в пользу кого-то из принцев. Интересно, в пользу кого? В 1572-м, когда Колиньи погиб, Генриху Наваррскому было 18, а Конде — 19. Оба по меркам своего времени давно вступили в возраст совершеннолетия. А кроме того, оба претендовали на лидерство, но оставались в тени адмирала. По сути это было насильственное регентство.


Портрет Генриха IV, до 1622 г. Франс Пурбус Младший. (Версаль)

Гибель Колиньи расчистила Генрихам дорогу к власти. К слову, кузены ещё долго конфликтовали друг с другом. Потому что Конде был протестантом, и от взглядов своих не отказался даже под угрозой смерти. Генриху Наваррскому тем временем ставили в вину абсолютную религиозную беспринципность, ведь вероисповедание он менял трижды. Конде в итоге вынужден был уступить кузену пальму первенства, но опытный и хитрый Колиньи едва ли пошёл бы на такое. Он ещё мог формально признать главенство одного из Генрихов, но никогда не передал бы всех полномочий. Это могло привести к расколу в рядах гугенотов. При таких обстоятельствах одно из «крыльев» часто идёт на союз с врагом, чтобы уничтожить оппозицию. Вот и расклад: то ли Генрих Наваррский и его товарищи принимают католицизм, образуя собственную, третью, силу; то ли католики разделяют гугенотов, а потом побеждают их поодиночке.

Последствия

По словам д’Обинье и Брантома голову Колиньи забальзамировали и отправили Папе Григорию XIII, который был несколько удивлен… но посчитал это триумфом католической церкви. В результате резни в Париже погибли 4000 человек, из которых 1900 были похоронены возле Сен-Клу. Не все тела, брошенные в Сену, удалось обнаружить. Рассказывают, что Гюстав Эйфель, готовя фундамент для своей башни к Всемирной выставке 1889 года, натолкнулся на человеческие кости.

Открыто радуется смерти Колиньи папа Григорий XIII, празднуя ее в Риме с Te Deum. Филипп II приветствует её как справедливое и божественное наказание. Оплакивает адмирала королева Англии Елизавета, высказали свое возмущение немецкие князья. Эта жертва была невосполнима. Для протестантского лагеря погибший адмирал представлял незаменимую личность, которая благодаря его происхождению и таланту дипломата и воина имела большое значение для реформаторской Европы.

Варфоломеевская ночь в христианском мире стала непоправимым переломом. Протестантская Европа была в ужасе и отвергала все предложения об умиротворении. На политическом уровне события Варфоломеевской ночи поставили радикальный вопрос о королевской власти. Монархомахи считали, что власть короля должна быть ограничена, в частности Генеральными штатами.

После резни католический король также решил пожертвовать протестантскими лидерами, которые пришли на помощь кальвинистам, захвативших Монс в испанских Нидерландах, под руководством Луи Нассау. После капитуляции города 19 сентября французы (от 600 до 800 человек) получили от герцога Альбы, губернатора Нидерландов, концессию на возвращение во Францию, но они были устранены после того, как пересекли границу. Партия гугенотов осталась без военных лидеров, за исключением некоторых, находившихся под защитой короля (Жак II де Крюссоль Асье, Франсуа де Лану и Жан де Монши, синьора Сенарпона). Карл IX надеялся восстановить свою власть над всем королевством. Он провел переговоры со столицей гугенотов – Ля-Рошель. Но провал переговоров привел к четвертой гугенотской войне.

В знаменитых «Комментариях» Блез де Монлюк пишет о том, что не может сказать была ли Варфоломеевская ночь «плохой или хорошей». Он добавляет: «Те, кто придут за нами, будут говорить об этом без страха…».

Ход событий

Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов, повышением цен на продукты и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.

Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

Карл Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи. 1870. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения Папы Римского на этот брак, поэтому французские прелаты были на распутье. Королеве стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами, домом Монморанси. Губернатор Парижа, Франсуа де Монморанси, чувствуя свою неспособность поддерживать в городе порядок и предчувствуя взрывоопасную ситуацию, покинул город за несколько дней до свадьбы.

Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на убийство предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.

По мнению историков и беллетристов, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, принца де Конде. Ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Считается, что сигнал к началу резни прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Однако Агриппа д’Обинье пишет о колоколе королевской часовни: «…чтобы они узнали час экзекуции по звону большого колокола во дворце…», «она (королева) ускоряет набат во дворце, приказав звонить на полтора часа раньше колокола Сен-Жермен-Оксерруа». Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5000 до 30 000 человек.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Резня была «самой ужасной религиозной резнёй столетия», во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией».

Итоги и последствия Варфоломеевской ночи

В последующие за 24 августа дни Карл IX увидел результат того, что они сами пробудили и, кажется, был всерьёз напуган и расстроен. Говорят даже о том, что данное событие он уже никогда не мог забыть и оно оставило след на его и без того хрупком здоровье. После того, как волнения утихли, Екатерина Медичи и двор поспешили взять ответственность за совершившееся на себя, объявив повсюду, что это они приказали расправиться с гугенотами, которые готовили заговор против короля и оскорбляли священные ценности, религию и обряды. Но ужаснее всего была даже не сама резня, а то, что папа Григорий XIII, узнав о ней, отслужил хвалебную мессу и даже велел выбить памятную табличку с ангелами, изображающую данное событие. Благосклонно отнеслись к убийствам многие католики, король Испании и вовсе сказал, что «превозносит сына, имеющего такую мать, и мать, имеющую такого сына». Правда, некоторым правителям, как королеве Англии или Максимилиану II, императору Германии, убийства показались бесчеловечными и несправедливыми. На событие отозвался и русский царь Иван Грозный, который тоже в своём письме Максимилиану II сожалел о невинно убиенных младенцах. Сложно сказать, насколько Екатерина изначально была причастна к заговору и какое отношение она имела к организации массовых убийств, но сама она никогда не жалела о жертвах Варфоломеевской ночи и с готовностью воспользовалась данным событием в политических целях. Многие считали, что всё это она задумала ещё тогда, когда заключала невыгодный для католиков мир в 1570 году, что совсем уж маловероятно. Протестанты же изображали Екатерину как чудовище и во многом повлияли на восприятие Варфоломеевской ночи впоследствии. Но даже если Екатерина и не была организатором бойни, её очень хорошо характеризует один небольшой эпизод. Генрих Бурбон вскоре после убийств вынужден был перейти в католичество. Когда на одной церемонии он склонился перед алтарём, как обычный католик, Екатерина Медичи, увидев это, в присутствии многих иностранных послов громко и радостно рассмеялась, ей было приятно унизить своего врага, никакого сочувствия к убитым протестантам у неё не было и в помине. По-видимому, это была очень хладнокровная и жестокая женщина. Так что Дюма не так уж сильно ошибся в её характере.

Александр Фрагонар. Сцена в спальне Маргариты Валуа в Варфоломеевскую ночь

Говоря о зверствах католиков, будет неправильным совсем не упомянуть о том, чем вообще была вызвана такая ненависть их к протестантам, а то это выглядит совсем непонятным. Дело в том, что Варфоломеевская ночь, хотя оправдывать никакие зверства ни при каких обстоятельствах абсолютно недопустимо, была вызвана не просто религиозными различиями, догматическими спорами. Сами гугеноты были не столь добры к католикам, как мы иногда думаем. В тех местах, где их вера преобладала или где их было много, они вели себя крайне вызывающе, устраивали погромы, нападали на католиков, врывались в христианские храмы, издевались над иконами, открыто высмеивали христианские обряды, нарушали закон и способствовали разжиганию ненависти, не выполняя условий Сен-Жерменского мира. Поэтому и Варфоломеевская ночь воспринимались как возмездие за всё это. Да и война сильно озлобила обе стороны, сами гугеноты некогда пытались даже похитить короля, захватить его вместе с матерью в плен, пока те отдыхали в провинции близ Монсо.

Хотя, казалось бы, правящему дому была выгодна Варфоломеевская ночь, тем более что после убийств многие протестанты вынуждены были перейти в католичество, а тысячи других бежали в другие страны, на самом деле резня лишь вызвала ещё одну, новую религиозную войну во Франции, способствовала продолжению вражды и экономическим потерям, а мир ещё долго не мог воцариться. В итоге власть всё равно была вынуждена пойти на уступки гугенотам. Многие из самих католиков выделились в отдельную партию «политиков» и стали искать мира, ужаснувшись совершённому и не желая повторений подобных зверств. Протестанты же считали, что видят в Варфоломеевской ночи истинное лицо католицизма и использовали это событие для собственной пропаганды, боролись за независимость внутри самой Франции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector