Республика калмыкия
Содержание:
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль
Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
2
Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.
В программу развлечений входят:
- Музыкальные концерты;
- Конные прогулки;
- Полеты на дельтапланах;
- Лекции и беседы.
Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.
Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.
Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.
Квартиры посуточно Недорогое и уютное жилье с гарантией заселения
Внешность
Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.
Экономика
Калмыкия имеет развитый аграрный сектор. К другим развитым отраслям промышленности относятся пищевая и нефтегазовая промышленность.
Поскольку большая часть Калмыкии засушлива, орошение необходимо для ведения сельского хозяйства. Система орошения «Черные земли» ( Черноземельская оросительная система ) в южной Калмыкии получает воду из кавказских рек Терек и Кума по цепочке каналов: вода течет из Терека в Куму через Терек-Кумский канал , а затем в Чограйское водохранилище на р. Река Восточный Маныч через канал Кума-Маныч и, наконец, в степи Калмыкии через главный канал Черные Земли, построенный в 1970-х годах.
Правительство Калмыкии ежегодно тратит около 100 миллионов долларов. Годовая добыча нефти составляет около 200 000 метрических тонн.
Демография
Население : 289 481 человек (по данным переписи 2010 года ) ; 292 410 ( перепись 2002 г. ) ; 322589 ( перепись 1989 г. ) .
Жизненные показатели
Средняя численность населения (x 1000) | Живорожденные | Летальные исходы | Естественное изменение | Общий коэффициент рождаемости (на 1000) | Общий коэффициент смертности (на 1000) | Естественное изменение (на 1000) | Показатели рождаемости | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 г. | 269 | 4801 | 1,661 | 3140 | 17,8 | 6.2 | 11,7 | |
1975 г. | 283 | 5 923 | 2228 | 3 695 | 20,9 | 7.9 | 13,1 | |
1980 г. | 299 | 7 062 | 2 735 | 4 327 | 23,6 | 9.1 | 14,5 | |
1985 г. | 314 | 7 945 | 2 832 | 5,113 | 25,3 | 9.0 | 16,3 | |
1990 г. | 326 | 6 828 | 2,669 | 4 159 | 20,9 | 8,2 | 12,7 | 2,66 |
1991 г. | 327 | 6 369 | 2,755 | 3 614 | 19,5 | 8,4 | 11.1 | 2,58 |
1992 г. | 323 | 5 865 | 2 806 | 3059 | 18,2 | 8,7 | 9,5 | 2,57 |
1993 г. | 319 | 5 027 | 3 167 | 1860 | 15,8 | 9.9 | 5,8 | 2,30 |
1994 г. | 317 | 4684 | 3 226 | 1,458 | 14,8 | 10.2 | 4.6 | 2,20 |
1995 г. | 316 | 4 321 | 3 359 | 962 | 13,7 | 10,6 | 3.0 | 2,03 |
1996 г. | 314 | 3929 | 3 232 | 697 | 12,5 | 10,3 | 2.2 | 1,82 |
1997 г. | 313 | 3 845 | 3072 | 773 | 12,3 | 9,8 | 2,5 | 1,77 |
1998 г. | 311 | 3 858 | 3 279 | 579 | 12,4 | 10,5 | 1.9 | 1,76 |
1999 г. | 309 | 3,598 | 3 356 | 242 | 11,6 | 10,8 | 0,8 | 1,62 |
2000 г. | 308 | 3 473 | 3 439 | 34 | 11,3 | 11.2 | 0,1 | 1,55 |
2001 г. | 302 | 3,530 | 3 357 | 173 | 11,7 | 11.1 | 0,6 | 1,57 |
2002 г. | 295 | 3729 | 3 637 | 92 | 12,7 | 12,3 | 0,3 | 1,70 |
2003 г. | 291 | 3 874 | 3 437 | 437 | 13,3 | 11,8 | 1.5 | 1,77 |
2004 г. | 291 | 3923 | 3 184 | 739 | 13,5 | 11.0 | 2,5 | 1,77 |
2005 г. | 290 | 3788 | 3 350 | 438 | 13,1 | 11,5 | 1.5 | 1,69 |
2006 г. | 289 | 3 820 | 3 207 | 613 | 13,2 | 11.1 | 2.1 | 1,69 |
2007 г. | 289 | 4 146 | 3 141 | 1 005 | 14,3 | 10.9 | 3.5 | 1,83 |
2008 г. | 289 | 4 354 | 2 976 | 1,378 | 15.1 | 10,3 | 4.8 | 1,93 |
2009 г. | 289 | 4270 | 3115 | 1,155 | 14,8 | 10,8 | 4.0 | 1,81 |
2010 г. | 289 | 4 432 | 3191 | 1,241 | 15.3 | 11.0 | 4.3 | 1,88 |
2011 г. | 288 | 4 194 | 2 920 | 1,274 | 14,5 | 10,1 | 4.4 | 1,81 |
2012 г. | 286 | 4 268 | 2 870 | 1,398 | 15,0 | 10,1 | 4.9 | 1,89 |
2013 | 283 | 4,126 | 2 805 | 1,321 | 14,6 | 9,9 | 4,7 | 1,88 |
2014 г. | 281 | 3969 | 2 787 | 1,182 | 14,1 | 9,9 | 4.2 | 1,85 |
2015 г. | 280 | 3 823 | 2 743 | 1,080 | 13,6 | 9,8 | 3,8 | 1,83 |
2016 г. | 278 | 3 492 | 2 709 | 783 | 12,5 | 9,7 | 2,8 | 1,72 (е) |
2017 г. | 277 | 3028 | 2,755 | 273 | 10.9 | 9.9 | 1.0 | |
2018 г. | 275 | 3043 | 2 649 | 394 | 11.0 | 9,6 | 1.4 | |
2019 г. | 2 814 | 2,561 | 253 | 10,3 | 9,4 | 0,9 | ||
2020 г. | 2 758 | 3013 | -255 | 10.2 | 11.1 | -0,9 |
Этнические группы
Этническая карта Кавказа
По переписи 2010 года калмыки составляют 57,4% населения республики. Другие группы включают русских (30,2%), даргинцев (2,7%), чеченцев (1,2%), казахов (1,7%), турок (1,3%), аварцев (0,8%), украинцев (0,5%), корейцев (0,5%).
Этническая группа | Перепись 1926 г. | Перепись 1939 г. | Перепись 1959 г. | Перепись 1970 года | Перепись 1979 года | Перепись 1989 года | Перепись 2002 года | Перепись 2010 1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Калмыки | 107 026 | 75,6% | 107 315 | 48,6% | 64 882 | 35,1% | 110 264 | 41,1% | 122 167 | 41,5% | 146 316 | 45,4% | 155 938 | 53,3% | 162 740 | 57,4% |
Россияне | 15 212 | 10,7% | 100 814 | 45,7% | 103 349 | 55,9% | 122 757 | 45,8% | 125 510 | 42,6% | 121 531 | 37,7% | 98 115 | 33,6% | 85 712 | 30,2% |
Другие | 19 356 | 13,7% | 12 555 | 5,7% | 16 626 | 9,0% | 34 972 | 13,0% | 46 850 | 15,9% | 54 732 | 17,0% | 38 357 | 13,1% | 35 239 | 12,4% |
1 5 790 человек были зарегистрированы по административным базам данных и не могли указать национальную принадлежность. По оценкам, доля этнических групп в этой группе такая же, как и в заявленной группе. |
Эта статистика касается демографии калмыков в Российской Империи, Советском Союзе и Российской Федерации.
1897 г. | 1926 г. | 1939 г. | 1959 г. | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. | 2002 г. | 2010 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
190 648 | 128 809 | 129 786 | 100 603 | 131 318 | 140 103 | 165 103 | 174 000 | 183 372 |
Религия
Религия в Калмыкии по состоянию на 2012 г. (Атлас Среда Арена) | ||
---|---|---|
буддизм | 47,6% | |
Русское Православие | 18% | |
Прочие и необъявленные | 9,6% | |
Духовный, но не религиозный | 8,2% | |
Атеизм и безбожие | 8% | |
ислам | 4,8% | |
Другие христиане | 0,8% | |
Тенгризм и шаманизм | 3% |
Тибетский буддизм — традиционная и самая популярная религия среди калмыков , в то время как русские в стране исповедуют преимущественно русское православие . Меньшая часть калмыков исповедует добуддийский шаманизм или тенгрианство (современное возрождение тюркских и монгольских шаманских религий). Многие люди не являются аффилированными и нерелигиозными .
По данным опроса 2012 года, 47,6% населения Калмыкии исповедуют буддизм , 18% — Русскую православную церковь , 4% — ислам , 3% — тенгрианство или калмыцкий шаманизм , 1% — независимые христиане , 1% — православные христиане. Среди верующих, которые не принадлежат к церкви или являются членами нерусских православных церквей, 0,4% придерживаются форм индуизма , а 9,0% исповедуют другие религии или не ответили на вопросы опроса. Кроме того, 13% населения объявили себя « духовными, но не религиозными », а еще 13% — атеистами .
Большое Яшалтинское озеро
Большое Яшалтинское озеро.
2
Водоем находится в одноименном районе Калмыкии и издавна славится целебными свойствами. Другое его название – Солёное озеро или Шавур-Толга. Озеро имеет форму чаши, площадь составляет 40 км. Уровень минерализации различается в зависимости от времени года.
Уникальная грязь Большого Яшалтинского озера используется для лечения множества недугов, например, опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной и половой систем. На территории оборудованы грязелечебницы. Оставаться в озерной воде разрешено не более 20 минут, иначе соль может вызвать кожный ожог.
Среди достопримечательностей озера – остров тюльпанов. Цветами можно любоваться, но ни в коем случае не рвать: выпишут штраф, да и цветы погибнут зря. Преобладают тюльпаны красных и желтых тонов.
Также в окрестностях озера и острова обитают табуны диких лошадей. Покататься на них не получится, а вот на прирученных домашних конях – без проблем. Конная прогулка по степным просторам – шанс познакомиться с калмыцкой природой и ощутить себя настоящим кочевником.
Адрес: Большое Яшалтинское, Калмыкия, Россия.
Авторы Гайдпарка
-
Светлана Никитина
Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата
Читать полностью
-
Дмитрий Сидоров
Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов
Читать полностью
-
Александр Головенко
Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга
Читать полностью
-
Игорь Авдеев
Против
Читать полностью
-
Сергей Слизников
Демократия и Россия – два несовместимых понятия
Читать полностью
-
Александр Ларин
Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая
Читать полностью
-
WikiLeaks
В Белоруссии отмечается новый государственный праздник
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Признание Соловьева
Читать полностью
-
ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ
О чём молчал Марк Твен
Читать полностью
-
Александр Попов
Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму
Читать полностью
-
Петр Новыш
Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов
Читать полностью
Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии
Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.
Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!
В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.
Элиста — Калмыцкий хурул
Большое Яшалтинское озеро
Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.
По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.
Заповедник «Черные земли»
Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.
С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.
Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.
Сити-Чесс
Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.
Цаган Аман
Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.
Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.
Республика Калмыкия
Данная административная единица – юго-восточный участок ЮФО. Она соседствует с Волгоградским, Астраханским, Ставропольским и Ростовским регионами, а также Республикой Дагестан.
Край связывает ЮФО с востоком СКФО. Калмыкию называют «землей сухих рек».
В древнейшие времена на ее пространстве проживали 2 народа Бронзового века – племена Срубной и Катакомбной культур. Этносы являлись индоевропейскими. Их главным отличием были сложные по архитектуре захоронения. Их представители любили посыпать покойников красной охрой. Она символизировала огонь, которому арии поклонялись. Наследниками этих этно-культурных сообществ признаны киммерийцы и более поздние племена южных сарматов – аорсы («белые»). Остатки киммерийцев были изгнаны на запад этими племенами. Некоторые смешались с ними. В конце 1 в. до н.э. легендарный царь «белых» сарматов Спадин располагал хорошо обмундированным и обученным войском из 200 000 всадников, подчинившим себе более мелкие племена современной Прикаспийской низменности. «Белыми» аорсов прозвали кавказские сарматы, быстро ставшие брюнетами. В 4-5 вв. половина аорсов оседает на земле, став земледельческой частью империи аланов. Во время вторжения гуннов аланы повсеместно покидают степи, переселившись на юг – в земли адыгских племен.
Калмыкию и Нижнее Поволжье по очереди занимают 10 тюркских народов монголоидной расы. В 13 столетии эта земля становится частью империи монголов, а именно – улуса Джучи («Золотой Орды»). Через 200 лет тут проживают остатки ордынцев – полуразбойничий союз ногайцев. С территории сегодняшних Волгоградского и Ростовского регионов ногайцев вытесняют донские казаки. С середины 16 в. степняки вынуждены полностью переселиться в Калмыкию и равнинную часть Восточного Кавказа (часть которого до сих пор называется Ногайской степью). На рубеже 16-17 столетий Московское государство в союзе с донцами продолжает экспансию. Пало Астраханское ханство, и наступление на кочевой народ велось теперь с севера и северо-востока. При Михаиле Романове с целью окончательного оттеснения ногайцев на Кавказ некоторым племенам ойратов (бежавших из Монголии «опальных» племен) позволили перейти Волгу. Позже они основали Харабали (Астраханская область), Цаган-Аман (Калмыкия) и ряд поселений Волгоградской области. Через 100 лет «калмыков» (так прозвали ойратов) пустили еще западнее – они освоили остальные районы современной родины. Последний хан перестал править калмыками в 1803 г., его поданные стали населением Астраханской губернии. На рубеже веков север Калмыкии заселили русские крестьяне. После Гражданской войны большевики разделили Калмыцкую степь между Астраханской и Ставропольской губернией. Они долго выбивали отсюда белые части Деникина.
С 1935 г. Калмыкия обретает современные границы, став социалистической республикой. В годы гитлеровского наступления на Кавказ некоторые калмыки переметнулись на сторону врага, прельстившись восстановлением власти княжеских родов. В 1943 г. фашистские сателлиты вместе со всеми родственниками были депортированы в Сибирь. На данный момент калмыки составляют не более 57 процентов населения республики.
Экономика города
Занятость населения Элисты обеспечивают крупные промышленные предприятия, которые есть в республиканском центре. Основу городской промышленности составляют предприятия нефтегазового комплекса с высоким уровнем средней заработанной платы. Также имеются компании, связанные с обрабатывающей промышленностью, полиграфией, швейным делом, пищевой промышленностью. Калмыкские компании занимаются производством и перераспределением электроэнергии, а также воды и газа.
Одним из крупнейших предприятий в городе считается ПАО «Калмнефть». Это нефтяная компания, которая занимается разведочным и эксплуатационным бурением исключительно на открытых месторождениях. Здесь же работает предприятие «Газпром газораспределение Элиста», которое занимается добычей и поставками природного газа.
Развлечения для детей
Если ребёнка не впечатлили осмотренные достопримечательности, сводите его в один из развлекательных центров Элисты.
Развлекательный
«РИО» — детский развлекательный центр в Элисте. Это частный центр развлечений, включающий в себя банкетные залы, игровую комнаты, кафе и т. д. В игровой комнате центра есть лабиринты, батуты, карусели, игры-автоматы, игровые приставки и т. д. «РИО» проводит праздничные шоу-программы для детей разного возраста, квесты и мастер-классы различной тематики. Кроме того, здесь работают аниматоры, с которыми можно оставить ребёнка, пока родители обедают в местном кафе.
Я часто езжу в другие города вместе с сыном. Когда он был маленьким, мы посещали подобные развлекательные центры. Моему ребёнку нравился каждый новый игровой центр, а особенно увлекала специально оборудованная комната. Дети любят играть в «сухих» бассейнах и лабиринтах. Я обычно в это время успевала посетить какой-нибудь музей или ближайший торговый центр.
Информация для туристов:
- адрес: улица Пушкина, 27 (остановка «Автошкола»), ТЦ «Пушкинский», 3 этаж;
- страница в соцсетях: https://caferio08;
- режим работы: ежедневно с 10:00 до 22:00;
- вход бесплатный, игровая комната — 100 рублей в час, праздничные программы — 500 рублей.
«РИО» пользуется популярностью горожан и туристов благодаря тематическим вечеринкам и шоу-программам
Архитектурные достопримечательности
https://www.youtube.com/watch?v=m5TXluS_pKQ
Старейшее здание Элисты Красная школа расположено на главной прогулочной улице города — улице Ленина, 201а. Построено здание в 1907 году, в школе жили и проходили обучение мальчики-сироты, дети из бедных семей, готовясь к поступлению в Астраханские учебные заведения. Сейчас в старинном доме находится зал для репетиций театра танца «Ойраты».
На ул. Пушкина, 18а, находится «Родина» — этот культурный центр является архитектурным памятником и объектом культурного наследия Калмыкии. Именно в этом доме, построенном в 1938, был открыт первый в регионе кинотеатр.
К сожалению, росписи и статуи, украшавшие здание до войны, были утрачены. Около «Родины» находится мемориальный памятник погибшим во времена сталинских репрессий и скульптура А. С. Пушкина.
Элиста, достопримечательности которой носят ярко выраженный национальный характер, привлекает внимание своей самобытностью. Не стало исключением здание Калмыцкого драматического театра (ул
Сусеева, 21). Главный входной портал театра имени писателя Баатра Басангова украшен колоннами, фигурные аттики расположены на карнизе, а уникальные горельефы над входом.
Другие места назначения[править]
Маныч-Гудило — солёное озеро, отличающееся невероятным разнообразием флоры и фауны. На острове посреди озера живут дикие лошади, а в заводях гнездятся пеликаны, цапли и гуси. В степи вокруг озера весной расцветают тюльпаны, среди которых занесённый в Красную Книгу тюльпан Шренка. Сезон их цветения короток и не вполне предсказуем, но к нему подгадывают специальный фестиваль, популярный среди жителей Калмыкии и соседних с ней регионов.
Чёрные земли — заповедный участок степи, место обитания сайгаков, хотя живут здесь не только они: дикие лошади, лисы, верблюды, орлы и суслики тоже полноправные жители заповедника. Посещать его можно исключительно по установленным маршрутам и предварительной договорённости, но эти усилия того стоят — вы увидите и степь, и участки пустыни, а особенное раздолье здесь фотографам, увлекающимся съёмкой диких животных.
Жизнь
Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.
Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:
Изготовление кожаных изделий.
Изготовление войлока.
Чеканка.
Гравировка металлических изделий.
Резьба по дереву.
Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.
Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.