Именем матери

Стереотипы и ругательства

В нашей стране принято думать, что именно русские положили начало сквернословию, только в нашей стране столь богат матерный язык. На самом деле, филологи давно установили, что это — всего лишь стереотип. Более того, к числу самых богатых на бранные выражения языков наш не принадлежит. В разных державах бытуют самые разные традиции, что очень наглядно показано в небезызвестном рассказе «Сон в летнюю ночь» за авторством Ю. Рытхэу.

Всякий народ в своем языке воспринимает бранью то, что унижает священные для этих людей понятия, традиции местности. Так, греки в своих бранных словах чаще всего будут делать отсылки к половым актам с божественными персонами, а вот арабы, проживающие в Египте, будут указывать на нетрадиционную ориентацию собеседника.

Пытаясь обидеть соперника, мусульманин назовет его собакой, болгарин – уродом. Кстати говоря, за это можно даже подать на человека суд. А вот в одном из африканских племен самое страшное оскорбление – предложение питаться овощами, так как это считается самым унизительным из возможных действий. Подобная брань может стать причиной безбрачия, если обруганный не нашел, что ответить! Действительно, последствия сквернословия в разных традициях, у разных народов самые разные.

Мат в христианстве запрещен, потому что матерная брань — грех, гибель души

С приходом христианства церковь ведет жесткую борьбу с нецензурной бранью. Почему запрещен мат в христианстве? В древних христианских рукописях мат порицается и считается чертой бесовского поведения.

Мат — это молитва сатане и оскорбление Богородицы.

С православной точки зрения сквернословие — грех, гибель души.

Матерщина доставляет радость бесам. Поэтому в православии тех, кто матерится называют богохульниками.

Сквернословие разрушает нашу жизнь и рвет божественные связи. Апостол Павел говорит:

Епископ Митрофан в книге «Правда о русском мате» пишет, что если человек сквернословит, то Ангел Хранитель, которого дал ему Господь при Крещении, оскорбляется, отходит от человека, и не вмешивается больше в его жизнь.

(Ин. 1:1)

Слово – это Божий дар. А люди к сказанному слову относятся небрежно. Произносят матерные слова, а потом удивляются, почему их настигают болезни и неприятности.

Иаков в соборном послании обращается к верующим:

(Ин. 4:11)

Церковь рекомендует держать речь под контролем даже, когда гневаетесь. Своими устами мы должны молиться Господу, Божьей Матери и Святым, а сквернословить — дьявола прославлять.

Об этом мы читаем у Иакова в послании:

(Иак. 3:8)

Иисус Христос предостерегал:

(Мф. 23:16)

Каждому предстоит ответить за всякое сказанное нами слово.


На иконе первое из мытарств, которое проходит душа после смерти человека — грех языка. Человек дает отчет за все нераскаянные грехи, которые он совершил дурным словом

Священник Павел Гумеров в своей книге «Малая Церковь», которую в 2008 году издал Сретенский монастырь, пишет:


В книге Священник Павел Гумеров Малая церковь приводит пример избавления от сквернословия Купить книгу на Озон


П.Гумеров. Настоятель строящегося храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино. Отмечает, что сквернословие стало одной из примет духовной катастрофы современного общества Священник Дмитрий Смирнов в одном из интервью назвал сквернословие «наивреднейшей вещью», которая влияет на душу, разрушает нравственность, отдаляет человека от Бога.

Протоиерей призвал контролировать свою речь и пояснил, что, к нашему стыду, матерные слова сейчас распространены и доступны даже для детей.

Брань культивируют и транслируют с экранов телевизора даже интеллигентные люди.


Д.Смирнов. Протоиерей Русской православной церкви, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и семи церквей в Москве и Московской области

Социализация?

Особенно эта болезнь уязвляет детей. На разных этапах социализации, в 5 и 6 лет, в 10 и 14-15 лет — когда они должны показать общность с командой или противопоставить себя взрослым и самим показаться взрослыми, сквернословие входит в их сердце, и они воспринимают его как легкий способ социализации, легкий способ стать более взрослым, чем ты есть на самом деле: научиться говорить как взрослые или как большие мальчики или большие девочки.

Избавляться от этого потом очень трудно. Уже они стали более умными, и их профессия и общество таково, что им нельзя ругаться матом, а они уже не могут от этого отказаться. Это захватывает, как яд, растекается по всему телу.

Но самое чудовищное, самое ужасное именно как признак того, что мы живем во времена последние, когда мы видим — на наших глазах это происходит! — как в церковную среду приходит сквернословие.

Слово может ранить

Фото: Flickr.com Игумен Нектарий отмечает, что слово – уникальный инструмент, дарованный Всевышним человеку

Важно, что он его использует не только для взаимопонимания с окружающими. Именно в слова в большинстве случаев заключена молитва, обращенная к Господу

В некоторых случаях человек обращается к Всевышнему с помощью мысли или чувства, но обычно это все-таки происходит словесно.

Если безрассудно использовать этот дар, позволив оскорбительные речи, это будет опасно и непродуктивно. Апостол Иаков говорил, что из одного источника не будет одновременно вытекать сладкая и горькая вода. Поэтому нельзя использовать слова, чтобы сначала прославлять Господа и о чем-то его просить, а затем оскорблять ими кого-то.

Начиная материться, каждый человек оскорбляет, в первую очередь, собственную душу. После этого молиться ему становится намного сложнее.

Пойманы за делом!

Несмотря на бытующее мнение, будто бы нецензурные выражения – удел простого люда, из истории известно немало примеров, когда подобные оплошности в своей речи допускали известные люди. Например, гневаясь на себя, Гитлер не раз применял к себе же самые нелестные эпитеты немецкого языка.

Известна история о том, как однажды очень неудачно дал волю своему языку принц Чарльз, во время выступления перед школьниками уронивший лист с записанной на нем речью. Выразился он при этом крайне неэтично. Особенную пикантность ситуации добавляет тот факт, что на листке была (как убеждают представители СМИ) записана речь, посвященная как раз неприемлемости сквернословия в повседневности.

Известны из истории случаи, когда позволяли себе «крепкое словцо» Труман, Никсон, Горбачев, Черномырдин. Даже в мемуарах Плисецкой можно встретить подобные казусы, как и в ставших крылатыми фразах Окуджавы.

Святые отцы о сквернословии

Апостол Павел пишет: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). В Послании к Колоссянам тот же Павел призывает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

А вот Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Что исходит из уст

В этом вопросе Церковь, называя это грехом, остается в подавляющем меньшинстве.

Мы не просто морализаторы или ставим себя нравственным мерилом. Об этом говорит Библия: Ветхий завет, Евангелия, Апостольские послания… Они так много говорят об этом, что я могу замкнуть свои уста, взять в руки Библию — и большими цитатами доказывать, что сквернословие — это чудовищная вещь.

В Евангелии от Матфея, например, очень многое говорится о сквернословии: что каждый человек может оправдаться и осудиться на Страшном суде за свои слова, что не страшно то, что входит в уста, а то, что исходит из уст.

Я бы мог бы подтвердить свои рассуждения цитатами из Апостольских посланий. Апостол Павел говорит Ефесянам о гнилом слове, за которое будут судить человека.

Но самое страшное, что я читал в Священном Писании — это послание апостола Иакова, где говорится о языке, как о чудовищной скверне, которая есть у каждого человека. Язык, как член, как орган человеческого тела, сравнивается с язычком огня. Язык огня такой маленький, говорит апостол Иаков, а как много вещества может сгореть от огонька. И дальше говорит, что он преисполнен яда.

«Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:5-8)

Ругающийся матом сам себя проклинает

Если Христос говорит, что за каждое слово человеку придется отвечать, то представьте, как тяжело будет тем, кто просто не мог жить без нецензурной лексики? А разве вам не приходилось видеть людей, речь которых на 50% состоит из ругани? Нецензурную лексику они используют для связи остальных слов в предложения. Их речь настолько бедна, что приходится хоть чем-то ее разбавлять.

Есть и те, что пытаются как-то «приукрасить» свою речь. Когда линейность надоедает, они добавляют остроты – называют имена бесов, сами того не осознавая.

Святые отцы справедливо учат: надо контролировать все свои мысли, слова, поступки. Сам Христос говорит:

Если за празднословие придется так отвечать, то что тогда ждет тех, что сквернословят? Они ведь сами призывают бесов, не оставляя в сердце места Богу.

Слова – это показатель того, что происходит внутри человека, какие мысли его посещают, как он смотрит на мир. Если сердце пребывает в чистоте, то из уст человека льются слова благодарности Богу, если же в сердце грязно, то и речь его сопровождается потоком грязи и гнили, ругани и мата.

В таком сердце не может жить Христос, такого человека не может покрыть Пресвятая Богородица, так как он пребывает во власти бесов.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал:

Обратите внимание: если человек один раз заматерится, то он проклинает весь этот день. А если человек постоянно использует мат? Тогда получается, что он регулярно проклинает свою жизнь

Люди, одержимые бесами, не могут контролировать себя, а злые духи от их имени могут произносить худые слова. Это указывает на психический аспект расстройства.

Что же такое непростительный грех?

Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).

Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).

Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.

Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.

Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.

Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.

Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.

Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.

Подготовил В. Ильин

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.

Поделиться

Возвращаясь к истокам

Чтобы лучше понять, что такое сквернословие, можно изучить исторические особенности развития русского языка. Известно, что такие методы выражения своих мыслей бытовали и в старое время, до прихода христианства. Предки считали, что это поможет оградить себя от демонов, духов, злых сил потустороннего мира. Это сохранилось и до наших дней в присказках, например: «матюгов и черт испугается». Фактически, непристойные слова, словосочетания использовались в качестве оберега.

Русское сквернословие имеет довольно интересную историю и обряды, традиции. Например, в древности мужчины, стремясь отогнать нечистую силу от своего дома, не только использовали соответствующие выражения, но и демонстрировали половые органы, считая, что это может напугать демонов, духов. В некоторой степени это был диалог с потусторонним миром, и для него применяли те средства, которые, как казалось, будут иметь достаточную силу, чтобы помочь пересечь границу материального мира и иного, загадочного, мистического.

Светский взгляд на проблему

Есть много мнений о том, что представляет собой мат. Так, некоторые ученые считают, что это просто невинные слова, которые раньше употреблялись без постыдного оттенка, а потом вдруг (с чего бы это?) стали неприличными. Например, на русской свадьбе пели так называемые корильные песни, в которых содержались непристойные на современный взгляд оскорбления жениха, чтобы невесте потом не пришлось корить избранника. Или крестьянин отпугивал нечистую силу нецензурной лексикой, уверенный в том, что «черт матюгов боится».

Однако как бы наши предки не относились к «невинным» словам, думается, что и они понимали, что это сквернословие. В XVII веке один анонимный автор написал даже «Поучение о матерной брани», где объяснил, что такой бранью оскорб­ляются три матери: Матерь Божия, родная мать каждого человека и Мать-сыра Земля. Как вы думаете, чего хорошего может ждать от жизни человек, который постоянно нарушает Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» (Исх. 20, 12)? Правильно– ничего!

Светские психологи утверждают, что использование мата является свидетельством низкого уровня контроля собственных эмоций, повышенным уровнем агрессии.

Сквернословие – призывание бесов

Помните, как начинается Евангелие от Иоанна?

Сам Сын Божий – одна из ипостасей Пресвятой Троицы – это и есть Слово – Божественный Логос.

Но в мире, который лежит во зле, существуют и другие слова. Они не имеют ничего общего с любовью и благодарностью, негативно влияют на телесное и душевное состояние человека. Это – ругань. Ну подумаешь – сказал какое-то слово! Если бы люди не придавали ему негативной окраски, все бы было просто хорошо! Но не все так просто.

Специалисты, которые интересуются историей и внутренней сущностью язычества, указывают на интересный факт: во многих древних верованиях определенные слова использовали во время совершения ритуальных действий. С помощью этих слов призывали на помощь богов.

Это связано с фаллическими культами Древнего Востока, с ритуальной практикой древнего Вавилона (принесение в жертву младенцев, ритуальная проституция и так далее).

Но кто такие языческие божества? Если их не существовало на самом деле, то через их образы действовали бесы. Многие слова, которые использовались для «разговора с богами», потом в том или ином виде вошли в язык как… маты. Что получается? Человек, сам того не осознавая, призывает… бесов.

Также действием силы лукавых духов можно объяснить тот факт, что часто грех сквернословия сопровождается и другими пороками. Например, подросток пытается доказать, что он действительно «классный». Сначала приходит гордость, а потом – желание самовыражения. Но поскольку кичиться очень часто просто нечем, в действие идут грубые слова. Цель – показаться более взрослым и модным. Это ведь современно!

Ругань часто также идет в комплекте с грехами пьянства и курения. Зачем бесам трудиться в одиночку, если можно скооперироваться? Выпил, закурил, острое словцо закинул, разозлился на жену, заочно выматерил водителя маршрутки, который очень резко затормозил на светофоре, потом осудил паникующую бабушку… Думаю, для бесов этот день показался более чем удачным.

И еще один аргумент: мат всегда воспринимался как атрибут жизни преступников и заключенных. Разве подростку, желающему быть модным, так хочется попасть именно в такую среду?

Смириться или нет?

Впервые официальная борьба со сквернословием в нашей державе началась по инициативе царя Алексея Михайловича, в 1648 издавшего тематический указ. Из него следовало, что на свадебных торжествах, при отправлении обрядов нельзя прибегать к нецензурным выражениям. В частности, запрет вводился на «срамные слова» и «бесовские песни». Распространялось это ограничение и на период святок. Нельзя было и «лаяться», используя нецензурные выражения. В равной степени запрет распространялся и на мужчин, и на женщин.

Началась официальная борьба со сквернословием, в которой окончательно сформировалась церковная позиция: употребление бранных слов оскорбляет Божью Матерь. Кроме того, при определенном восприятии получалось, что человек оскорбляет свою собственную родную мать. В более широком понимании матерью считается вся земля. Используя бранные реплики, человек выражал свое неуважение и к ней. Кстати говоря, бытовало мнение, что бранные речи могут спровоцировать заболевания, эпидемии, разнообразные несчастья и даже катастрофы стихийного характера. Пойманные за нарушением царского указа подвергались телесным наказаниям прямо на улице: провинившихся пороли розгами.

Докатились

Сквернословие, а проще говоря, мат стал в последнее время явлением повсеместным и распространенным в самых широких слоях общества. Появились даже специальные курсы для детей, где за деньги их родителей (!) малышей учат ругаться матом и устраивают отчетные концерты перед мамами и папами, где ребятишки со сцены читают совсем не детского содержания стишки, написанные исключительно нецензурными словами. Все это происходит официально в стенах досуговых культурных центров! И чего еще ждать, когда мат по-хозяйски расположился на страницах газет, книг и модных журналов, когда его можно услышать с театральной сцены, экрана телевизора, когда почти во всех кинофильмах последнего времени (особенно иностранных) герои говорят на этом мерзком наречии.

Спорт и мат стали почти синонимами. Чтобы понять это, достаточно один раз побывать на футбольном матче или пожить рядом со школьным стадионом. В интернетовских соцсетях существуют целые сообщества так называемых самодеятельных (и не очень) литераторов, творящих на языке гениталий.

Так что же это за зараза такая? Откуда она взялась? И так ли уж она страшна?

Актуальность проблемы

Как отмечают многие филологи, могучим русский язык делает вовсе не разнообразие матерных слов, а возможность выразить сколь угодно сложную мысль без применения нецензурных терминов. Более того, в определенных кругах считается гораздо более эффективным способом оскорбить собеседника, тонко играя терминами языка, интонациями, возможностями иронии и сарказма. Такая реплика задевает гораздо сильнее, нежели прямо, в сердцах высказанное, устоявшееся неприличное выражение. Но, как видно из повседневности, именно к штампованным фразам предпочитают прибегать наши соотечественники, желающие выразить экспрессию в речи.

В последнее время мат в разных формах получил широкое распространение среди всех возрастов, социальных слоев. Даже в книгах, с экранов кинотеатров и телевизоров можно слышать нецензурные фразы. Все это влияет на общественность, понижая уровень культуры. Люди привыкают к тому, что именно такой способ выражения своих мыслей – норма. Безусловно, с этим нужно бороться, поднимая общий культурный уровень социума.

Проблема сквернословия в воспитании детей.

Основное влияние на отношение человека к сквернословию оказывает его воспитание. В семьях культурных, интеллигентных, верующих в Бога ребёнок с детства знает, что говорить непристойности нельзя. Но современные реалии таковы, что встречаются неблагополучные семьи. В них некому объяснить, что сквернословие — грех. Зачастую родители сами используют в речи такую лексику, а дети слышат с ранних лет. Постепенно они привыкают и воспринимают такое явление совершенно нормально. Более того, они с детства сами начинают использовать её. Сквернословие входит у них в привычку, от которой отказаться очень трудно. Они вырастают и даже не задумываются о том, чтобы объяснить уже своим детям, что материться нельзя.

Влияние культуры.

Культура сильно влияет на мировоззрение человека. Быстрыми темпами развивается интернет. Практически в каждом доме есть телевизор и компьютер. Сейчас они играют огромную роль в жизни людей, особенно детей и подростков. Роль эта разрушительная. Различные развлекательные программы, фильмы, сериалы для поднятия рейтинга прибегают к нецензурной речи. В сознании откладывается образ успешных, знаменитых, популярных людей, которые совершенно не стесняются в выражениях.

Подростки смотрят на своих кумиров и копируют их стиль. Они считают, что это делает их лучше, выделяет из толпы. Оскорбить другого человека, кричать матом в общественных местах для них способ самоутвердится. Большинство из них уже не представляют своей речи без использования сквернословия. Они уже не знают о Библии. Чтобы уберечь детей от страшного греха родители в первую очередь должны изменить свое отношение к мату. Необходимо обратиться к Богу и как можно больше времени проводить за воспитанием своих детей.

О вреде сквернословия сказано многое. Следует помнить, что жизнь на земле не вечна, поэтому нужно покаяться. Вместо непристойных слов лучше читать молитвы, посещать Церковь, подавать милостыни.

Твиттер все стерпит?

Конечно, перед священником человек не сквернословит. Но вот я открываю интернет, читаю того же самого человека, очень благочестивого прихожанина, Живой Журнал, или Вконтакте, или Твиттер, — и смотрю, как он совершенно свободно, спокойно может написать скверну в своем дневнике. Я ужасаюсь.

Когда же я еще услышал подобные от одного священнослужителя те или иные слова — я был просто в шоке. Причем, он считает, что это совершенно безобидно и говорит: «Но ведь по-другому же об этом не скажешь!» Это признак оправдания греха.

Мы уже привыкли, что это есть в литературе, в кино, на телевидении речь может быть заменена пищанием, жутко ездить в троллейбусе, идти по улице и поравняться с какими-нибудь подростками или студентками. Иногда такое услышишь, что просто ужасаешься!

Я хотел бы призвать людей, которые оправдывают себя в сквернословии, подумать: когда вы признаетесь в любви, когда вы соболезнуете другому человеку, когда утешаете другого человека в его горе — произносятся ли эти слова? Я вас уверяю, что, нет, не произносятся. А именно эти состояния, когда человек сам утешает и требует утешения, когда он нуждается в любви и сам находит слова любви к другому человеку, когда ему соболезнуют и он соболезнует — это высшие проявления человека, это то лучшее, что в человеке вообще есть. И вот в этом лучшем состоянии — есть ли место для скверного, черного слова? Конечно, нет.

Давайте будем равняться на высшие проявления нашего богоподобия.

Воплотившегося Господа мы называем Богом Словом. И поэтому это грех — против Самого Христа. Когда мы скверним слово — мы скверним Самого Господа. Мы богоподобны потому, что мы в своем проявлении — тоже творцы, как Адам, всего сущего. Всего что есть. Мы даем название всему. Это наше богоподобное действие, наше творчество — и если мы скверной называем то, что Господь не называл скверным — то мы кощунники и богоборцы.

И каждый сквернослов должен знать, какова его сущность.

Подготовила Мария Сеньчукова
Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

Виноградов попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Когда человек матерился – это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector