Какая вера у калмыков отличает их от других народов россии

Выдающийся правитель

Главой республики Калмыкия начиная с 1993 года по 2001 год четыре раза подряд становился Кирсан Илюмжинов, которого очень ценят калмыки. Он – интересный и достойный человек, но из общего ряда политиков Кирсана выделяет удивительный факт, который был им обнародован в 2001 году на радио «Свобода».

Илюмжинов утверждает, что контактировал с инопланетянами. Позже он неоднократно подтверждал этот факт, к которому разные издания относятся с разной степенью доверия. Однозначно одно: Кирсан Николаевич стал единственным политиком такого высокого ранга, делавшим подобные заявления.

Оставаясь активным и энергичным человеком, Илюмжинов является почётным членом Академии художеств России, с 1995 года возглавляет шахматную федерацию ФИДЕ, а в 2013 году Кирсан Николаевич принял участие в качестве актёра в сериале.  В его честь благодарные соотечественники назвали одно небесное тело. Вполне вероятно, что выбирая среди всех жителей Калмыкии, инопланетяне остановили бы свой выбор именно на таком разностороннем и интересном человеке.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур–Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Священное дерево калмыков

Огромный тополь в пригороде Элисты называют чудом. И правда… В степи на протяжении десятков километров деревья не растут. Нет даже кустарников. Но для калмыков дерево священное, как и место, где появился тополь. По легенде ему больше 150 лет. Распустился из посоха монаха Пурдаш-багши.

«Это место он указал. Отметил своим посохом, с которым ходил в паломничество. И был у нас такой дед Курлык, и вот когда он пришел, чтобы посмотреть это место, обнаружил, что этот посох дал ростки. Так появилось дерево. А само место и дерево обладают положительной энергией. И здесь чистое, святое место», – говорит краевед Вячеслав Гучинов.

Вокруг тополя восемь ступ. Ведь одинокий тополь – святыня всех калмыцких буддистов. У дерева медитируют, проходят молебны. Ступы принято обходить по ходу солнца. Считается, что человек так накапливает благие поступки и очищает карму. При этом нужно обязательно произносить любые молитвы. В буддийской традиции для подобного обычая есть еще специальное приспособление. Кто-то называет его молитвенным барабаном, кто-то колесом…Для калмыков – это «хурдэ». На внешней стороне написаны мантры на тибетском. Внутри барабана обычно помещают тончайшие листки с молитвами. Один оборот барабана приравнивается к произнесению множества молитв.

Православие в Калмыкии сегодня: нужен кафедральный собор

Как архиерей Православной Церкви я не ощущаю в Калмыкии какой-то целенаправленной антихристианской политики. Другое дело, что у калмыков есть представление: они – малый народ, а русских много. Поэтому им кажется, что как малому народу им надо самим себя поддержать. Сохранить самобытность. И понятно, что возрождение религиозности поддерживалось, в первую очередь, для представителей буддийской общины.

Поэтому я бы сказал: сейчас есть то, над чем нужно совместно потрудиться

Потому что там, где проживают представители разных религиозных конфессий, очень важно стремиться к сохранению некоего равновесия

Сейчас, например, мы испытываем чрезвычайную потребность в том, чтобы у нас в Элисте был построен кафедральный собор. Потому что даже для нашей небольшой епархии нужен храм, который был бы хоть немного соборного типа.

Да, в условиях Калмыкии русские православные являются меньшинством. Общее количество русских в Калмыкии – где-то около 30%. А если, так сказать, в абсолютных цифрах, получается где-то от семидесяти до восьмидесяти тысяч. Это общее количество русских, и они разной степени воцерковленности.

Естественно, мы понимаем, что и количество наших храмов, и площадь молитвенных помещений должны как-то соотноситься с количеством молящихся. Но собор в Элисте, во-первых, олицетворял бы собою, что это епархиальный центр, что это главный храм православной епархии. И нужно, чтобы этот храм был более доступен для православных жителей города.

Потому что Элиста – город невеликий, но сейчас наши прихожане добираются, пользуясь порой двумя маршрутками. Нынешний наш Казанский собор находится на окраине, вдали от центра. А прихожане наши – люди скромного достатка. Поэтому даже на маршрутке, а то и на двух, доехать для них – достаточно дорого. Не говоря о том, что Калмыкия – край очень суровых погодных условий. По тамошней поговорке, в Калмыкии есть всего лишь два ветра в году: один – в одну сторону, второй – в другую, но времени без ветра не бывает.

Поэтому нам очень необходим кафедральный собор, который был бы ближе к районам проживания русских и который бы показывал, что мы пользуемся таким же вниманием республиканских властей, что мы не забыты. Да, сейчас сделать это становится сложнее

Вообще, конечно, в идеале было бы хорошо, когда строился Центральный хурул, духовный центр Верховного ламы, чтобы через забор с хурулом так же целенаправленно строилось бы и православное святилище – архиерейский кафедральный собор.

Но получилось так, что время активного строительства хурула закончилось. Казанский храмик тогда был выстроен, но он совершенно не соответствует соборному служению – ни по размеру алтаря, ни по площади, ни по месту расположения. То есть нынешний кафедральный собор во всех отношениях может быть критикуем.

Казанский кафедральный собор города Элисты

Мы ведем переговоры с главой республики, с руководителями города, и я не слышу противоречий, но я хотел бы уже от добрых слов, от доброго понимания перейти к конкретике. Но сейчас – сложности, экономический кризис…

Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии

Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.

Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!

В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.

Элиста — Калмыцкий хурул

Большое Яшалтинское озеро

Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.

По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.

Заповедник «Черные земли»

Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.

С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.

Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.

Сити-Чесс

Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.

Цаган Аман

Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.

Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Калмыкия элиста. Общая информация

Храм Золотая обитель Будды Шакьямуни

Республика Калмыкия – регион на юге Российской Федерации, столицей является город Элиста ( Элиста на карте России ). Население всего региона составляет чуть больше 270 тысяч человек, а это даже меньше, чем многие города России.

Калмыкию сложно назвать туристически привлекательным регионом, куда специально стоит ехать на отдых. Но это особенное место, поскольку оно единственное в Европе, где преобладающей религией является Буддизм. Удивительно, но сегодня даже многие жители центральной России не знают, что совсем рядом с ними находится центр европейского буддизма, ошибочно считая, что эта религия распространена только в восточных районах РФ.

Пагода Семи дней

Именно из-за буддизма и связанных с этой религией достопримечательностей этот регион РФ может оказаться интересным туристам и путешественникам. Как мы уже упомянули, сюда не стоит целенаправленно ехать, но если ваш маршрут на юг, например в Сочи, Крым , Минеральные Воды, Астрахань и т.д. проходит через этот регион или рядом с ним, некоторые достопримечательности Калмыкии стоят того, чтобы немного отклониться от дороги и посетить их. Прежде всего, это экзотические для европейской части РФ буддистские храмы и пагоды. Осматривая их, не покидает ощущение, будто вы находитесь не на западе России, а далеко на востоке или вообще в Азии. Действительно, архитектура храмов и пагод повторяет традиционные черты многоуровневых азиатских сооружений, а стиль многих храмов скопирован с традиционных тибетских построек. А вот с природными красотами и историческими местами региону не повезло: природа Калмыкии преимущественно степная, особых красот здесь не найти. Это, кстати, еще одна из удивительных вещей в Калмыкии: стоит только заехать в республику, как зелень резко сменяется степью, а на выезде из региона вас снова встретят зеленые ковры полей.

Специфика религиозного учения

Буддистское направление в Калмыкии получило свои характерные черты, которые проявляются и в настоящее время. В качестве основных выступают:

  1. Особенности календарной обрядности. До сих пор отсчет лет в Калмыкии производится с зимнего Нового года, который отмечается в дни солнцестояния. В то же время в Бурятии, Монголии, Тибете, Китае и Японии принято это делать от праздника первого весеннего лунного месяца.
  2. Признание Белого старца (древнего персонажа) покровителем курганов. Связано это с консолидацией этноса из-за утраты мест прежних кочевий.

Национальной форме, характерной для нашего времени, присущи черты обрядов периода ранних верований. Вот наиболее значимые из них:

  1. Толерантное отношение к жертвоприношениям. Кровавыми дарами служат, как правило, овцы. Домашних животных режут в ходе выполнения действий, носящих символический характер, а также во время праздников.
  2. Почитание древнего языческого обряда отрезания черного злого языка. Речь идет об избавлении от проклятия (харала) с помощью молитвы, в ходе которой знающие люди отделяют кончик веревки.

Религия

Дворец небесного князя: чем иностранных туристов привлекут в волгоградские степи
12.09.2016 10:22   

В Волгоградской области в селе Солянка (на границе с Калмыкией) калмыцкий благотворительный фонд «Наследие» готовит строительство Международного буддийского культурного центра «Тундутово». 

Власти Калмыкии пустили шапку по кругу
21.11.2014 11:10   

В республике начат сбор средств на выкуп коллекции буддистских артефактов

Культ Цаган Аавы
01.12.2013 14:19   

В Калмыкии изображения Цаган Аавы, или Белого Старца, украшают храмы, в память самого почитаемого у калмыков божества устанавливают памятники, однако его происхождение имеет глубокие добуддийские корни.

Обет трезвости в День рождения Будды
16.06.2011 21:14   

Обет трезвости в День рождения БуддыБуддисты всего мира отпраздновали День рождения, просветления и ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. В главном буддийском храме республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни» прошли торжественный молебен и церемония приношения обета трезвости.

«Алдр Диилврин Сюме» — Храм Великой Победы (Больше-Царынский хурул)
20.02.2011 23:35   

«Алдр Диилврин Сюме» — Храм Великой Победы (Больше-Царынский хурул)Освятил и дал имя хурулу Его Высокопреосвященство Богдо Гегян в июне 2002 года. Автор проекта — архитектор Юрий Сангаджиев. Высота хурула 16 метров 70 сантиметров.

Священные реликвии: Ганджур (полное собрание Учений Будды подаренное Его Святейшеством Далай Ламой XIV), скульптура Будды Шакьямуни (высота 2,25 метра)

Год Кролика
07.01.2011 23:32   

2011 год считается годом белого КроликаПо восточному лунно-солнечному календарю 12-летнего животного цикла 2011 год считается годом белого Кролика (Кота или Зайца). Востоковеды уточняют, что новый 2011 год — это год «белого металлического кролика».

Общий день рождения
10.12.2009 20:43   

По древней легенде именно на Зул родился Богдо Зунква. Он создал религиозные трактаты, по которым шли службы в калмыцких хурулах. Ввиду особой значимости Богдо Зунква для нашего народа его день рождения считается днем рождения всех калмыков. Такова религиозная трактовка праздника.

Далай-лама: Прошу вас, поезжайте в Тибет…
03.12.2009 14:01   

18-19 ноября 2009 года российская делегация в составе депутатов Народного Хурала Калмыкии, председателя Калмыцкого общества друзей Тибета, представителей фонда «Сохраним Тибет» приняла участие в V международной парламентской конференции по проблеме Тибета, состоявшейся в Риме.

Новое “отделение” калмыков

Между представителями русской и калмыцкой аристократии заключались браки, образовывая крепкие союзы между общинами разных народов. Негативным аспектом стала христианизация.

Многие калмыки отказались принять новую веру, из-за чего часть племён вернулась в Джунгарию. Усугубили положение несколько голодных зим, из-за чего калмыцкие крестьяне не могли платить налог русским помещикам. Население вынуждено было бежать от непосильного оброка.

Основная часть калмыков отправилась к Маньчжурии. Сложный изнурительный переход длился более полугода. Часть племён пострадала из-за болезней, немалое число калмыков было уничтожено казахами, атаковавшими беглецов.

Представители народа, оставшиеся в России, стали жителями Астраханской губернии. Как и их предки, калмыки не раз славно проявили себя во многих войнах, в которые отправлялись вместе с русскими.

Эмиграция и культура

Калмыки Кыргызстана проживают в основном в Каракольской области на востоке Кыргызстана. Их называют сартскими калмыками . Происхождение этого названия неизвестно. Точно так же неизвестно, когда, почему и откуда эта небольшая группа калмыков мигрировала в восточный Кыргызстан. Из-за своего статуса меньшинства сартские калмыки переняли кыргызский язык и культуру большинства кыргызского населения. В результате почти все сейчас мусульмане .

Хотя сартские калмыки являются мусульманами , калмыки повсюду в целом остаются верными Ордену Гелугпа тибетского буддизма . В Калмыкии, например, Орден Гелугпа при поддержке правительства построил множество буддийских храмов. Кроме того, калмыки признают Далай-ламу XIV Тензина Гьяцо своим духовным лидером , а американца-калмыка Эрдне Омбадыкова — верховным ламой калмыцкого народа. Далай-лама неоднократно бывал в Элисте.

Калмыки также основали общины в США , прежде всего в Пенсильвании и Нью-Джерси . Большинство из них происходят от калмыков, бежавших из России в конце 1920 года во Францию , Югославию , Болгарию , а затем в Германию. Многие из этих калмыков, живших в Германии в конце Второй мировой войны, в конечном итоге получили разрешение на выезд в Соединенные Штаты.

Традиционные инструменты включают домбру .

Слово калмык означает «оставшиеся». Его происхождение неизвестно, но это название было известно за столетия до того, как большая часть калмыков переселилась с Волги в Джунгарию в 18 веке.

Внутри калмыцкого народа есть три культурные подгруппы: тургуты , дурбеты (дурвцы) и бузавы ( ойраты , присоединившиеся к русскому казакам ), а также некоторые села Хошоц и Зунгар. Подгруппа Дурбетов включает племя Чонос (буквально означающее «племя волка», также называемое «Шонос», «Чинос», «А-Шино» или «А-Чино»), которое считается одним из самые древние племена в мире, восходящие к 6-11 векам.

В Калмыкии прошел чемпионат мира по шахматам 2006 года между Веселином Топаловым и Владимиром Крамником .

Большая часть Республики Калмыкия расположена в Прикаспийской низменности, на глубине до 27 метров (89 футов) ниже уровня моря .

Политика

Парламент Калмыкии на площади Ленина в Элисте.

Главу правительства Калмыкии называют «главой республики». Президент России выбирает кандидата на пост главы позиции республики и представляет его в Парламент Калмыцкой республики, Народного Хурала , на утверждение. Если кандидат не утвержден, Президент Российской Федерации может распустить Парламент и назначить новые выборы.

С 1993 по 2010 год главой республики был Кирсан Николаевич Илюмжинов . Он также является президентом всемирной шахматной организации ФИДЕ . Он потратил большую часть своего состояния на популяризацию шахмат в Калмыкии, где шахматы являются обязательными во всех начальных школах, а также за рубежом, в Элисте, столице Калмыкии, где проводится множество международных турниров.

В конце 1990-х годов правительство Илюмжинова якобы тратило слишком много государственных денег на проекты, связанные с шахматами. Обвинения были опубликованы в элистской оппозиционной газете «Советская Калмыкия». Журналистка Лариса Юдина , расследовавшая эти обвинения, была похищена и убита в 1998 году. В ее убийстве были обвинены два человека, Сергей Васькин и Тюрби Боскомджив, которые работали на местной госслужбе, причем один из них был бывшим телохранителем президента. После длительных расследований, проведенных российскими властями, оба мужчины были признаны виновными и заключены в тюрьму, но не было обнаружено никаких доказательств того, что сам Илюмжинов каким-либо образом несет ответственность.

24 октября 2010 года на посту главы Калмыкии Илюмжинова сменил Алексей Орлов . С сентября 2019 года исполняющим обязанности президента Калмыкии является Батый Хасиков.

С 2008 года Анатолий Козачко является председателем парламента, Народного хурала. Нынешний премьер Калмыкии — Людмила Ивановна . Все три ведущих политика принадлежат к кремлевской партии « Единая Россия ».

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-03.pdf
  2. www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-10.pdf
  3. www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol1/pub-01-05.pdf
  4. [www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/itogi/tom1/pub-01-05.xls Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более]. Проверено 14 ноября 2013. [www.webcitation.org/6L7PRbEbU Архивировано из первоисточника 14 ноября 2013].
  5. 123 std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=VPN2002_2010L Всероссийские переписи населения 2002 и 2010 годов
  6. 12 www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года

Традиции современности

Два столпа современной Калмыкии – это религия и шахматы, считающиеся игрой высшего света. Шахматы республике преподают в школе, много играют на улицах, в парках.

Но не забыты обычаи и праздники страны. Многие из них дошли и отмечаются и сегодня:

Цаган сар

Большой праздник калмыков, практически такой же, как новогодний Зул. В переводе его название “праздник Белого месяца”. Он знаменует конец зимы, холода и голода, рождение новой жизни чистой и добродетельной.

В этот день дети обязательно посещают родителей. Люди пекут борцоки, жгут лампаду перед святым образом, перебирают четки.

Урюс

Главный праздник лета отмечают в первое полнолуние июня. Дети степей всегда занимались скотоводством и земледелием. В этот праздник они подносят дары богам для богатого урожая и плодовитости скота. Хозяин опрыскивает кумысом и молоком все свое поголовье.

Праздник тюльпанов

Это молодой праздник страны. Посвящено торжество одной их главных достопримечательностей калмыцких степей, тюльпанам. Конец апреля в республике прекрасен не только цветущими полями. В это время проходят праздничные мероприятия, концерты, гулянья.

Буддизм — национальная религия калмыков

Принятие буддизма в Калмыкии среди ойратов происходило в два этапа: в XIII — начале XIV века и в конце XVI — начале XVII века. Первоначально новую религию приняла только ойратская знать.

XIII — XIV
в этот период происходило активное принятие буддизма народами Калмыкии

Первым князем, обратившимся к буддизму среди ойратов, был торгутский правитель Сайн-Тэнэс-Мерген-Темене, сын которого Нейджи тойн (Цаган Номин-хан) по благословению далай-ламы начал распространять учение среди монголов и ойратов.

Массовой религией монгольских народов буддизм стал в XVII веке, именно тогда Калмыцкое ханство провозгласило его государственной религией. Произошло это 1640 году. Самый ранний ойратский монастырь «Дархан Дорджин кит» («Семь палат») располагался на берегу Иртыша. Он упоминается в грамоте царя Михаила Федоровича 1616 года.

Буддийская церемония. Из книги Н.А. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (1834). Буддизм калмыки получили от своих предков ойратов. Фото: upload.wikimedia.org

Уже тогда не возникало сомнений, какая вера у калмыков. Расцвет Калмыцкого ханства пришелся на XVIII век, тогда калмыки наиболее тесно контактировали буддийским миром.

После 1711 года, когда Калмыцкое ханство было ликвидировано власти Российской империи стали прилагать усилия по контролю за количеством буддийских монастырей и духовенства.

Так в начале. XIX века калмыки начали называть все храмы монастырями, в официальных данных 1836 года упоминалось 106 хурулов.

80%
столько в Калмыкии буддистов

В 60-х гг. XIX века были приняты меры по сокращению количества храмов, «лишние» хурулы были объявлены малыми, другие стали именоваться молитвенными кибитками, некоторые перешли на неофициальное положение.

Первые два десятилетия XX века характеризовались оживлением деятельности буддийской церкви в Калмыкии, ростом численности хурулов и духовенства, появлением высших школ, движением за обновление буддизма.

Буддизм был провозглашен государственной религией в 1640 году.

В годы советской власти буддизм в Калмыкии, как и другие религии, подвергся гонениям. Репрессии против буддийского духовенства в республике начались в 1931 году. Если в 1936 году в 14 действовавших храмах был 41 священнослужитель, то к началу Великой Отечественной войны в республике не было ни одного действовавшего буддийского храма.

В период депортации, когда часть калмыков была переселена в Среднюю Азию и Сибирь (1943 — 1957 года), из-за отсутствия храмов буддийская обрядность у них сохранялась на бытовом, уровне.

После того как Калмыцкая автономия была восстановлена и калмыцкий народ вернулся на родину в 1957 году, буддизм все еще оставался под запретом.

Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. Приезд в 1991 году далай-ламы XIV в Республику Калмыкия оживил здесь процессы возрождения буддизма. Фото: timofeyich.ru

Большую роль в возрождении буддизма в Калмыкии сыграл первый приезд в республику далай-ламы XIV-го летом 1991 года. После него было создано независимое от Центрального духовного управления буддистов СССР Объединение буддистов Калмыкии (ОБК).

О том, как активно развиваться в настоящее время калмыцкий буддизм можно судить потому, что в 2005 году в столице республике Элисте был открыт храм Бурхн-Багшин-Алтн-Сюме (Золотая обитель Будды Шакьямуни), который признан самым крупным культовым буддийским сооружением в Европе.

35
столько буддистских объединений зарегистрировано в Калмыкии

Сейчас в республике. действуют 35 зарегистрированных объединений буддистов, из них 34 относятся к традиционному для Калмыкии направлению буддизма — махаяне, 1 община принадлежит к движению Карма-кагью. В республике функционирует более 30 хурулов.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector