Какая вера у лезгинов. что они делают на горе эренлар

Семейные обычаи Дагестана

Почитание старших


народ Дагестана

Одной из самых главных черт дагестанского народа является уважение и преклонение перед старшим поколением. Для горцев старший по возрасту – это поистине мудрый представитель, обладающий неоспоримым авторитетом среди соплеменников. Как правило, он – живое воплощение культурной и исторической памяти нации, а также хранитель исконных традиций, обычаев, обрядов и т.д.

Ни одно дагестанское мероприятие не проходит без аксакала – почтенного и уважаемого представителя старшего поколения. Именно за ним в любом споре или конфликте остается последнее слово, которое не подлежит изменению. Большинство таких лиц в каждом народе наделяется ролью учителя младшего поколения. Им подлежит передача накопленного опыта в плане ведения хозяйства, охоты, ухода за животными дела и т.д. Аксакалы с большим удовольствием выполняют эту функцию, воспитывая в детях не только хозяйские навыки, но и нравственно ставя их на жизненный путь.

Гостеприимство


Дагестан

Черта гостеприимства воспитывается в дагестанцах с самого детства. Каждый ребенок должен без промедления и сомнения быть готовым поделиться всем, что имеет, встретить гостя по всем правилам радушия. Прием даже нежданного гостя – это обычное дело в любое время суток. В семье на этот случай всегда должен быть готов обед, который состоит из тех же продуктов, что и для членов семьи. Более того, когда дагестанская семья садится трапезничать, каждый из членов должен часть своей порции отдать потенциальному гостю, который далеко не всегда появляется в доме. Однако его тарелка должна быть наготове.

Рождение ребенка


Дагестан

Появление на свет младенца – самое радостное событие для всех жителей аула. К нему готовятся в течение нескольких дней, подготавливают место для новорожденного, подбирают ему воспитателя среди старейшин, собирают яства для празднования события.

Тому, кто первый донесет до отца ребенка новость о его рождении, полагается подарок, который также приготавливается родственниками заранее. Это может быть нож, бутыль, ремень для мальчика или мужчины. Или пояс, гребень, платье для девочки, женщины.

В день рождения малыша по обычаю Дагестана устраивается всеобщее гуляние на территории проживания малыша. На протяжении нескольких дней хозяева дома должны угощать односельчан, развлекать их и веселиться вместе с ними. Гости же, в свою очередь, преподносят родителям и старшим родственникам дорогие подарки.

Наречение именем

Традиция Дагестана нарекать именем имеет особое значение в судьбе новорожденного и проводится она в первые 3 дня после рождения. Для этого приглашается аксакал, который выполняет следующий обряд: в правое ухо младенца говорит слова Азана, которые посвящают ребенка в мусульманскую веру. А уже в левое произносится Именат (имя выбирается им заранее). Далее ротовую полость малыша смазывают сладкой водой или кладут финик. Это действие дарует ему сладкую и счастливую жизнь.

Приучение к трудолюбию

Труд для каждого горца – важнейшее дело в любом возрасте. Именно поэтому среди народов Дагестана существует негласное правило приучать каждого ребенка с трехлетнего возраста к труду разного вида: пасти овец, доить коз, косить траву и т.д. Трудится горец не только для обеспечения себя и семьи материальными благами, но и для закалки собственного характера. Для этого отец семьи постоянно берет сыновей на разного рода работы, а матери привлекают дочерей к домашним делам: приготовлению пищи, уходу за стариками и мужчинами, ведению домашнего хозяйства.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Агулы

Собственное название народа – агулар, что означает «жители Агула», реже – агул шуй. Дагестанский народ, численностью – 23,3 тыс.чел., что составляет менее 1% населения, проживающий на юго-востоке Республики в труднодоступных ущельях. Также небольшие группы живут на территории регионов России.
Агулы разделяются на 4 этнографические группы, проживающие в 4-х ущельях: хлюкдере, хушандере, курахдере, агулдере.

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.
Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

Какие народности сегодня проживают в Дагестане?

Исторически ситуация в республике складывалась таким образом, что здесь проживали и доминантные этносы, и всегда находилось место для малочисленных народов. Во многом влияние на расселение той или иной этнической группы оказывали и территориальные условия.

Например, до сих пор в горной части республики проживают, в основном, аварцы, а на равнинных территориях преобладающее количество жителей – кумыки. Кстати, до того, как в республике не стал межнациональным языком русский, его роль выполнял именно кумыкский язык (тюркский).

Согласно Конституции, в список коренных народов Дагестана включены:

  • аварцы;
  • агулы;
  • азербайджанцы;
  • даргинцы;
  • кумыки;
  • лакцы;
  • лезгины;
  • таты;
  • табасараны;
  • ногайцы;
  • рутульцы;
  • русские;
  • цахуры;
  • чеченцы-аккинцы.

Однако эти 14 народностей не единственные этносы, проживающие в республике. Так, аварцы разделяются еще на насколько групп, в числе которых:

  • андийцы;
  • арчинцы;
  • ахвахцы;
  • багулалы;
  • бежтинцы;
  • ботлихцы;
  • гинухцы;
  • годоберинцы;
  • гунзибцы;
  • дидойцы;
  • каратинцы;
  • тиндинцы;
  • хваршины;
  • чамалинцы;
  • цезы.

На юге региона компактно проживает этническая группа горских евреев (таты). А даргинцы имеют в своем составе кубачинцев и кайтагцев. К населению республики можно отнести немногочисленные группы белорусов, персов, татар, осетин и украинцев. Таким образом, население Дагестана действительно многонационально, и все они гордо называют себя дагестанцами.

Народный поэт Расул Гамзатов, посвятивший всю жизнь и творчество родному краю, писал:

Интересен и вопрос о том, на каких языках говорят дагестанские народы. Довлеющим является русский язык, он в настоящее время является инструментом общения между различными национальными группами. Кроме того, существует четыре языковые группы – к ним относятся языки всех народностей. Самая малочисленная группа – иранская, на этих языках изъясняются горские евреи (таты).

Славянская языковая группа представлена русскими, белорусами, украинцами, сюда же обносится небольшая община терских казаков. На языках, относящихся к тюркской группе, разговаривают кумыки, ногайцы и азербайджанцы. Наконец, самой большой группой является нахско-дагестанская. К ней относятся: аварцы, даргинцы, чеченцы, лакцы, рутульцы, лезгины, агулы, цахуры, табасаранцы.

Если говорить о численности народов Дагестана, то можно отметить, что самая большая этническая группа – это аварцы. Они составляют около 30% от всего населения региона. Устаревшее название этого народа – авары, а кроме того, первые русские переселенцы, не разбираясь в национальных тонкостях, зачастую назвали аварцев – лезгинами.

Вторая большая группа – это даргинцы. Их численность составляет более 17% от населения РД. Даргинцы, как и аварцы, в основном, проживают в горных местностях, занимают также и предгорья центральной части республики.

На третьем месте по численности стоят кумыки – 15%. Издревле этот народ предпочитал заниматься земледелием, чему способствовало и расселение на равнинных территориях. Что же до лезгин, то они занимают четвертую позицию по количеству жителей региона – чуть более 13%. Занимают достаточно большую часть Юждага, проживая и в предгорьях, и на равнинной части республики.

Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках

Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее,  лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. По переписи на 2010 год лезгины составляют 13, 3% населения республики Дагестан.

13,3%
столько лезгонов проживало в Дагестане по данным на 2010 год

Эксперты Института Этнологии и Антропологии РАН и института истории археологии и антропологии ДНЦ РАН считали, что в Азербайджане число лезгин значительно выше. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек.

Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы.

Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана. Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan.ru

В 1993 году в докладе министерства юстиции США статус армян, русских и евреев было значительно больше, чем предполагалось. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ.

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках.

Национальности республики Дагестан

Первая попытка посчитать население Дагестана была предпринята военным ведомством Российской империи в конце девятнадцатого века. Но более точные данные были получены при переписи через одиннадцать лет. Выяснилось, что в Дагестане в границах того времени проживали почти 590 тысяч человек.

Если сравнивать эти цифры с полученными в переписи населения Дагестана 2010 г., то они увеличились почти в пять раз — 2 миллиона 323 тысячи человек. Прирост населения отмечен с середины 20-х до 40-х гг. прошлого века, также десятилетие до 70-х гг. и с 1989 по 2002 гг. Самая низкая численность населения в Дагестане отмечена в период с 1897 по 1926 гг., а также с 1939 г. следующие двадцать лет.

Гражданская война, засуха начала 20-х годов также отразились на демографических показателях. В это же время Дагестан начинают покидать русские, украинцы и евреи, последовала эмиграция в Турцию части дагестанцев. Это привело к падению численности населения на 20%.

Однако после середины 20-х годов ХХ века начинается резкий рост. Его связывают с естественным приростом, достигшим больше 20%. Повлиял и приток русских, украинцев, армян, татар, евреев и представителей других национальностей. Люди переезжали в Дагестанскую республику в поисках работы.

До начала Великой Отечественной войны в Дагестане проживало почти 970 тысяч человек. На численность населения республики, как и других территорий, повлияло нападение фашистов на Советский Союз. Мобилизация охватила больше 160 тысяч мужчин, часть которых не вернулась с полей сражений. С начала 50-х гг. демографы отмечают самую высокую рождаемость и естественный прирост – почти 34%.

О суде

Процесс очень трудоемкий и длится уже год. (Конфликт начался зимой 2020-го, когда бывший муж Нины Магомед увез тринадцатилетнего Мухтара, десятилетнюю Марьям и семилетнего Ибрагима к себе, ничего не сказав их матери. Тогда детей удалось найти с помощью полиции. Это повторилось снова — и Нина подала в суд иск об определении места жительства детей и порядка общения. — Прим. ред.)

Мое дело — не только дело моих детей. Оно уже стало известным, а значит, показательным. Если отсудить у меня детей, таким образом можно сказать другим женщинам: сидите ровно на своих местах, вы ничего не добьетесь.

Мой Дагестан

Самым впечатляемым из обычаев дагестанцев у людей, которые посетили Дагестан это их обычай гостеприимства. У дагестанского народа существует пословица: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость». Поскольку каждый из них считает за честь принять достойно гостя в любое время суток. Издавна у дагестанцев существует обычай, когда все члены семьи садились пообедать или поужинать, отделяли порцию для запоздалого гостя. Неписаным обычаем для горцев является то, что гость ни в чем не должен нуждаться. Также для запоздалого гостя они держали шубы, вдруг если тот промокнет. Существовал обычай у багулалцев, по которому у приезжего не спрашивать ни о чем, а по истечению 3-х дней с приезжим разговаривали как с членом их семьи. Горец при уходе гостя из дома давал в хурджины сытую еду и какой-нибудь подарок, чтобы гость в пути не проголодался.

Дагестанци воспитывают свое подрастающее поколение строго по заветам предков, быть честными и правдивыми.

Недалеко от аула Ходот есть родник с холодной водой. Возле которого всегда много стоит бедонов, ведер, кувшинов, для которых этот родник служит своего рода холодильником, а собственникам этих бидонов, ведер и кувшинов не стоит переживать за их сохранность и сохранность содержимого, поскольку никто к ним не притронется.

Также дагестанские жители могут повесить тушу мяса на дереве около проезжей части, на которой будет прикреплен листок бумаги с весом и ценой на мясе. А купившие это мясо могут положить деньги за мясо возле дерева.

Самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой много посуды из меди, а в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке у которой не было медной посуды вообще не женились.

В старину в Тлядал старики аула закрывали в доме вдову, называли ей имя любого мужчины (будь он женат или же нет) из аула и предлагали выйти за него замуж, если этот мужчина отказывался, его обязывали жениться на ней. В ауле Тандо, если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в браке, то ее сажали на ишака задом наперед и водили по всему селению. Это делалось для того чтобы над ней насмехались и оскорбляли.

Для горцев святым идеалом служит достоинство родителей и кровно-родственные тухумные связи. Пред отцом преклоняется мать и дети. Детям давалось имя отца. Развод по инициативе жены у них считается позором и унижением для мужа. В семейный этикет входит уважение и оказание почета отцу. Никакое наказание или убийство не может быть в присутствии женщины. Мужья бережно относятся к своим женам и не допускают к грубой и тяжелой работе.

Данные по Республикам

На территории национальных республик данные статистики будут зависеть от религиозных традиций основного, населяющего её народа. Приводим наиболее характерные примеры.

Татарстан

В основе этнического состава данной республики две нации: Русские (39,65 %) и Татары (39,65 % и 53,15% соответственно, по данным общероссийской переписи населения 2010). Подобное соотношение является причиной примерно равного соотношения православных и мусульман на этой территории. При этом, значительная часть татар исповедует православие (основной религией этой нации является ислам).

Изначально, Ислам суннитского направления являлся официальной религией для ряда государств на территории современного Татарстана. С включением Казани в состав Московского царства происходило постепенное смешение представителей титульной нации с русскими. На территории республики 1428 мечетей и 319 церквей. Ислам исповедует более 38% населения.

Дагестан

Дагестан является самой «исламской» республикой в составе Российской Федерации, к этой конфессии относится 95% населения территории. Представительства остальных религиозных направлений незначительны:

  • Христианство – менее 5%, из них 3,8% относят себя к православным.
  • Остальные – доли %.

Северная Осетия

Несмотря на территориальное расположение – Северный Кавказ, преобладающей религией является православие (51,4%). Представительства остальных конфессий:

  • Ислам – 7,5%.
  • Традиционные верования предков – 20,3%.
  • Другие и атеисты – 20,8 %.

*Данные от СМИ «Кавказский Узел» со ссылкой на региональные социологические исследования.

Якутия

Проведённый в 2012 году опрос исследовательской службы «Среда» показал следующие данные:

  • Православные – 38%.
  • Атеисты – 26%.
  • Не могут конкретизировать ответ – 17%.
  • Исповедуют традиционную религию предков и верят в силы природы– 13%.
  • Иные направления христианства – менее 1%.
  • Ислам – 3%.
  • Нет ответа – 2%.

Сведения о численности представителей разных религиозных конфессий по городам страны противоречивы. Приведём пример по Москве и Санкт-Петербургу:

По заявлениям главы совета муфтиев России, в Москве проживает примерно 4 миллиона представителей данной конфессии. Эти данные были опровергнуты экспертом Российской академии народного хозяйства и гос. службы: «такие цифры связаны с включением в статистику мигрантов, в основном из Средней Азии. Реальная численность сторонников этой религии в столице составляет примерно 400 тысяч».

Картина по Санкт – Петербургу следующая: 57% придерживаются православия, вторая по численности конфессия – мусульмане (точные данные неизвестны).

С 13 века область, которую населяли лезгины, называлась Лезгистан

Но какова же история лезгинов? Начиная с первой половины 13 века область, которая была населена народами лезгин, была известна под названием Лезгистан. Однажды под руководством одного из лезгин восставшие люди стали захватывать территории Ширвана.

Но уже к первой половине 18 века Персия сумела восстановить свое пространство на восточном Закавказье.

Мухаммад — был последним пророком ислама, которого выбрал сам аллах. Фото: facts-worldwide.info

В 1930 году стоит отметить, что шейх Магомед организовал восстание против советской власти, но уже вскоре оно было подавлено спустя несколько месяцев. Также в 20 веке предпринимали попытки создания республики Дагестан.

Какие еще народы проживают в Дагестане

Список национальностей Дагестана включает десятки наименований народов. Последняя перепись населения показала следующие данные по другим народам: грузины – почти 700 человек, лакцы – больше 160 тысяч, лезгины – почти 390 тысяч, ногайцы – 40 с половиной тысяч, осетины – меньше 900, татары – почти 4 тысячи, казахи и персы – больше 500, украинцы – полторы тысячи, чеченцы – почти 94 тысячи, цухуры – около 9800 человек.

Если считать, сколько национальностей живет в Дагестане, то можно обнаружить очень любопытные данные. Анализ переписи населения республики показал, что национальностей стало меньше, часть народностей покинула Дагестан, однако появились и те, которых не было. Иногда наименования национальностей, к которым причисляют себя некоторые жители, заставляли исследователей улыбаться.

Изменения в национальных группах:

  1. 2002 год – 121 национальность. 2010 год – 117 национальностей и этногрупп.
  2. При переписи населения 2010 года среди жителей больше не нашли багулалов, американцев, бесермян, вепсов, караимов, тувинцев, удинов, нагайбаков, нанайцев, пуштунов, эскимосов, юкагиров и якутов, которые числились ранее. Поселились в Дагестане представители афганской нации, албанской, булгурской, колумбийской, нигерийской, тюркской, сербской, французской, эфиопской и японской наций.

Интересно, что почти 450 человек, обозначая национальность, назвали себя ахтынцами, буйнакцами, дагестанцами, махачкалинцами (так называют жителей города Махачкала, но отдельной национальности нет) и цумадинцами, а также метисами, россиянами и даже афророссиянами. Пятнадцать лет назад к удивительным и крайне необычным по звучанию этносам и национальностям причисляли себя больше 350 человек.

Выросло число казаков — почти 700 человек. В 2002 г. казаками себя назвали 11 жителей Дагестана. До этого казаки присутствовали только в данных переписи 1897 г.

Языковой состав жителей Дагестана

Аварским языком владеют почти семьсот тысяч человек, даргинским – около 420000, кумыкским – почти 380000 граждан. Лакский знают около 140000 человек, лезгинский – почти 360000. Владеющих чамалинским языком 500 человек, каратинским – 230, ботлихским – больше 180, гинухским – всего один гражданин. Это данные последней Всероссийской переписи населения, которая произошла в 2010 году.

Больше двух с половиной тысяч дагестанцев постоянно используют русский язык в повседневной жизни. Из иностранных языков граждане выделили английский, немецкий, арабский, французский, турецкий, персидский, хинди и японский языки. Двое ответили, что знают эсперанто.

Только русский используют почти полмиллиона человек, знают два языка – больше двух миллионов, три языка – 115 тысяч, четыре языка – 10 тысяч, пять языков – всего семнадцать человек.

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.

Сколько национальностей в Дагестане

По данным переписи населения начала ХХ (2010 год) века в настоящее время в Республике проживают около сотни различных народов. Но подсчитать их точное число не представляется возможным. Некоторые племенные группы Кавказа даже не имеют собственного письменного языка. Именно поэтому так сложно сказать, сколько национальностей в Дагестане. Кроме того, перепись осложняется тем, что некоторые люди, участвующие в переписи, называют себя представителями несуществующих национальностей: махачкалинцы, метисы, россияне, афророссияне.

По состоянию на начало века в Республике были представлены следующие этносы: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасараны, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, евреи, рутульцы, агулы, цахуры, украинцы, татары. На долю этих народов приходится более 99 процентов всего населения, а остальные группы представлены менее многочисленными народностями.

Какая национальность в Дагестане самая распространенная – аварцы. Их треть населения. Аварская семья включает в себя такие группы, как каратинцы, андийцы, тиндальцы, хваршины, гинухи, арчинцы и многих других.

Список национальностей Дагестана постоянно корректируется. Так, к примеру, в 2002 году, согласно переписи, была насчитана 121 народность. Через восемь лет эта цифра была снижена до 117 национальных групп.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие — выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Кумыки

Кумыки тоже являются коренными жителями Дагестана. Они мусульмане суннитского толка. Считается, что язык кумыков начал складываться еще в домонгольскую эпоху. Кумыкию пересекали все путники Великого шелкового пути. Первый национальный театр в Дагестане появился именно у этого народа.

Кумыки очень гордятся своими учеными, деятелями искусства (артистами, писателями) и спортсменами. Особенная гордость народа — Герой Советского Союза Абдулхаким Исмаилов, который вместе с киевлянином Алексеем Ковалевым и минчанином Леонидом Горичевым водрузил Знамя Победы над поверженным Рейхстагом в Берлине. Два представителя кумыкского народа стали полными кавалерами ордена Славы.

Русские в Дагестане

Русские не одну тысячу лет жили бок о бок с горцами. А в советское время они массово отправлялись в республику учить детей в школах, лечить людей в больницах, строить дома и работать по другим профессиям. Советское распределение после университетов и училищ сделало самой уважаемой и почитаемой в Дагестане профессию учителя. Поэтому неслучайно, что в Махачкале установлен памятник, посвященный труду русских учителей.

Сегодня русских в Дагестане больше 8%, это около ста пятидесяти тысяч человек. Большая доля русских в Махачкале и Каспийске, половина русского населения проживает в Кизляре. В девяностые годы Дагестан покинуло много коренных дагестанских русских из-за роста национального движения, радикального и жестокого. В то время отмечалось резкое снижение численности населения – из республики уезжали по семь-восемь тысяч русских граждан в год.

Однако в последнее время кавказские русские возвращаются. Специалисты связывают это с тоской по малой родине и земле предков, а также особым дагестанским характером. Но возвращаются они не в таком количестве, в каком покидали Дагестан: за десять лет всего около пяти тысяч человек вернулись на малую родину.

К тому же сегодня защите интересов и безопасности русских в Дагестане уделяется особое внимание со стороны правительства. Постепенно снижается число случаев ущемления прав человека по национальному признаку

Зороастризм в Дагестане

Понятие зороастризма как религиозного течения, его появление в Дагестане и особенности распространения. Обычай выставления усопших на вершинах гор, его характеристика.

Обычаи в древности и в наши дни. Элементы доктрины зороастрийцев и их особенности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО“ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РЕФЕРАТ на тему: «Зороастризм в Дагестане»

Зороастризм — религиозное течение, названная так по имени ее легендарного основателя пророка Зороастра (Заратуштры)сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв.

В литературе встречается и другое название этой религии-маздеизм, получившее по имени верховного иранского бога Ахура-Мазды (Ормузда), олицетворявшего «светлое, доброе начало», вечно борющегося с божеством «злого начала» Ангро-Майнью (Ахриманом) за победу добра над злом, света над тьмой. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев — Авесте, состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты.

Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал — Добра и Зла.

Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек.

Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

зороастризм религиозный дагестан обычай

Появление в Дагестане

Религиозная мысль предков современных народов Дагестана с древних времён развивалась в условиях постоянных контактов с культурами стран Ближнего Востока.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Горы Дагестана

Половину всей площади республики Дагестан занимают горы. Очень разные горы: и покрытые альпийскими лугами высокогорья, и ледяные вершины юга республики, и Внутренний Дагестан, с его ущельями и острыми скалами. Средняя высота гор Дагестана – 960 м, но на его территории насчитывается около 30 пиков с высотой более 4 000 м.

Юг и запад Дагестана заняты Водораздельным хребтом Большого Кавказа. Именно эти горные массивы формируют погоду в республике: они задерживают влажные потоки воздуха с юга, поэтому в Дагестане климат преимущественно сухой.

Базардюзю

Базардюзю – самая большая гора Дагестана. Высота ее 4 466 м. Базардюзю – вершина Водораздельного хребта и находится на самой границе России и Азербайджана. От этой горы рельеф хребта в восточном направлении понижается, поэтому Базардюзю – самая высокая точка Азербайджана и так называемый «полюс холода» этого государства.

Ледники горы представляют собой самую восточную группу ледников всего Главного Кавказа. На северном склоне Базардюзю лежат два ледника – Тихицар и Муркар. От них спускаются вниз пять небольших языков. Добраться проще до Тихицара. Его длина – чуть менее километра, ширина – 150–200 м. Особенность Тихицара в его огромном уклоне – разница в высотах составляет 250 м, поэтому ледник быстро движется вниз – до 9 см в сутки.

Ледник Муркар вытянут на северо-восток. Он значительно больше своего соседа: длина Муркара около 1400 м, ширина – 300–450 м. Ледники горы Базардюзю стремительно сокращаются. В 1897 году их площадь составляла 13,8 кв. км, сейчас она меньше почти в четыре раза – лишь около 3,8 кв. км.

На горе Базардюзю рождается множество рек. Здесь берут начало притоки реки Самур. Склоны горы покрыты живописными альпийскими и субальпийскими лугами. Растительный и животный мир разнообразен и удивителен: в достаточном количестве встречаются туры, серны и косули. Высоко у ледников и на труднодоступных утесах обитают горные индейки и улары.

Диклосмта

Горный массив, лежащий на границе Дагестана, Чечни и Грузии, в восточной части Большого Кавказа, Диклосмта входит в гребень Снегового хребта и имеет в своем составе несколько высоких вершин, покрытых вечными снегами:

– Центральная Диклосмта (4 285 м) – самая высокая гора массива;

– Восточная Диклосмта (4275 м);

– Западная Диклосмта.

Массив заметен издалека. На Диклосмте лежит несколько больших ледников. Общая площадь девяти постоянных и самых значительных из них составляет более 5 кв. км. Эти ледники дают жизнь рекам Хуландой, Черо, Гакко.

Шалбуздаг

Одна из вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта – Шалбуздаг – расположена так, что кажется, будто это самая высокая гора юга Дагестана, ее высота – 4 142 м. На самом деле окружающие Шалбуздаг вершины значительно выше. Уникальность горы объясняется множеством легенд, связанных с нею.

Шалбуздаг – священная для мусульман гора. Каждый день в летние месяцы на ее вершину поднимаются сотни паломников. Есть поверье, согласно которому много веков назад на Шалбуздаге жил святой, потомок пророка Мухаммада, шейх аль-Бурзи. Он примирял враждующие народы. Считается, что шейх жил на горе, там же умер и похоронен.

Но есть на вершине Шалбуздага и другая могила, находится она в святилище «Пир Сулеймана». Существует легенда, что у подножья горы жил очень набожный и благочестивый человек Сулейман. Когда он почувствовал, что пришла его пора покидать этот мир, он простился с односельчанами, лег на носилки и умер. С гор спустилась стая голубей, подхватила носилки и унесла их на Шалбуздаг. Сулейман был там похоронен. Сейчас на месте его могилы сооружен небольшой склеп, сама могила заключена в мрамор. В склепе все обустроено для молитвы.

В окрестностях Шалбуздага есть также две мечети. Кстати, на одном из склонов горы находится самое высокогорное селение Европы – аул Куруш, он возвышается над уровнем моря на 2560 м.

Пушкин-тау

В окрестностях города Избербаш стоит небольшая, но очень известная гора. Называется она Изберг-тау, но в народе больше известна как гора Пушкина. Дело в том, что на высоте 150 м очертания скал накладываются друг на друга таким образом, что при определенном угле зрения появляется устремленный ввысь профиль поэта. Лучше всего смотреть с трассы Ростов – Дербент. Пушкин-тау любима местными жителями, туристами, а также парапланеристами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector