Какая вера у казахов

Традиции

 Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.

Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.

Свадьба

К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.

Праздники

Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.

Религиозная демография

Дунганская мечеть в Караколе. Дунгане — этническая китайская мусульманская группа.

Ислам — самая распространенная вера. По оценкам CIA World Factbook, по состоянию на 2017 год 90% населения составляют мусульмане, большинство из которых — сунниты . В стране мало шиитов (около тысячи). По данным SARA, по состоянию на май 2007 года насчитывалось 1 650 мечетей , из которых 1 623 были зарегистрированы. Также было семь институтов высшего исламского обучения.

По оценке ЦРУ, 7 процентов населения — христиане, в том числе 3 процента — русские православные. В стране 44 русских православных церкви, 1 женский православный монастырь и 1 приходская школа .

Русский православный собор в Бишкеке

Другие религиозные группы составляют очень небольшой процент населения. Адвентистов седьмого дня Церковь действует 30 церквей по всей стране. В Католики проводить богослужения в трех церквях, расположенных в Джалал — Абадской , Таласской и Бишкеке . Небольшая еврейская община управляет одной синагогой в Бишкеке и организует внутренние культурологические исследования и гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями независимо от веры. Один буддийский храм, известный как «Чамсен», существует с 1996 года и служит местной небольшой буддийской общине. Существует 12 зарегистрированных молитвенных домов Веры Бахаи . Кроме того, зарегистрировано 240 протестантских молельных домов. Церковь Иисуса Христа — крупнейшая протестантская церковь страны, насчитывающая около 10 филиалов и около 11 тысяч членов, из которых примерно 40 процентов — этнические кыргызы. Другие протестантские общины включают баптистов , пятидесятников , лютеран , внеконфессиональных протестантов, пресвитериан и харизматов . Есть также синкретические религиозные обряды. Официальной оценки количества атеистов нет .

Ислам широко исповедуется по всей стране как в городских, так и в сельских районах. Русское православие обычно сосредоточено в городах с большим этническим русским населением. Другие религиозные группы чаще практикуют в городах, где, как правило, сосредоточены их более мелкие общины. Есть корреляция между этнической принадлежностью и религией; преимущественно мусульманские этнические группы — кыргызы (73,5% всего населения); Узбеки (14,7%); и дунгане (этнические китайские мусульмане ) (1,1%); с уйгурами (этническими тюркскими мусульманами ) и другими в оставшихся 5,2%. Этнические русские обычно принадлежат либо к Русской православной церкви, либо к одной из протестантских конфессий. Однако некоторые христианские пасторы отметили, что число этнических кыргызов, принявших христианство, значительно выросло за год, охватываемый данным отчетом. Религиозная практика на юге страны более традиционна и набожна, чем на севере. По оценкам некоторых ученых, общее число киргизов-мусульман, принявших христианство, составляет от 25 000 до 50 000 человек.

В стране свободно действуют миссионерские группы. SARA зарегистрировала миссионеров со всего мира, представляющих около 20 религиозных групп и конфессий. По данным SARA, с 1996 года было зарегистрировано 1133 миссионера, из которых 263 были мусульманами, а остальные представляли другие, в основном христианские, религиозные группы. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, было зарегистрировано 111 миссионеров, из которых 80 были христианами и 31 — мусульманами. Миссионеры, распространяющие догмы, несовместимые с традиционными обычаями местных мусульман, подлежат изгнанию. По данным SARA, из примерно 20 миссионеров, изгнанных с 1991 года, все представляли различные «тоталитарные секты», группы, которые ГКДР считал несовместимыми со стандартными принципами традиционных мировых религиозных групп.

Согласно недавнему опросу World Values ​​Survey , в 2019 году 85,7% населения являются мусульманами, 7,1% — христианами, 0,3% исповедуют другие религии, 6% не имеют религиозной принадлежности и 1,1% отказались отвечать или не ответили. знать.

«Киргизия — миролюбивая страна»

Секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии иерей Александр Пелин рассказал RT, что во вторник, 13 июля, у него была встреча с ребёнком и его семьёй. «Инициатором встречи была епархия, потому что, когда мы узнали об этом случае, мы решили отреагировать», — отметил он.

Иерей подтвердил информацию местных СМИ о том, что ребёнок был участником сборов по дзюдо и среди всех ребят он был единственным русским.

«На протяжении многих дней его били за то, что он христианин, и местами даже внушали, что мусульманство — правильнее религия. Поэтому мы решили оказать духовную, молитвенную поддержку этой семье, побеседовать и предложить какие-то возможные от нас ходы», — сказал Пелин.

Он отметил, что правительство страны взяло на контроль эту историю и обещало дать адекватную оценку происходящему.

Президент общественного объединения «Народный собор» в Киргизии, член Координационного совета организации российских соотечественников в Киргизии Иван Иванов рассказал RT, что подобные случаи в республике происходят крайне редко. 

  • Иван Иванов
  • Facebook

Когда мы узнали об этом случае, то по горячим следам хотели обращаться сразу и в наши киргизские спецслужбы, МВД, но потом взяли паузу и сейчас хотим посмотреть, чем это кончится, потому что с этой историей сейчас очень активно разбираются в госорганах. Тем более мы сами пока до конца не понимаем, что произошло у них там, хотим в этом разобраться. Сейчас мы подготовили письмо и, наверное, всё же его отправим его в госагентство по спорту, чтобы они посмотрели на то, как тренер себя в этой ситуации вёл», — рассказал RT Иванов.

Он подчеркнул, что в целом люди разных национальностей в республике живут мирно.

«На Пасху мы угощаем мусульман крашеными яйцами и куличами, а когда у них праздники мусульманские, то они нам что-то приносят, в плане религии отношения у людей очень спокойные, вражды никакой нет», — отметил Иванов.

Вместе с тем посольство России в Киргизии взяло на контроль дело об избиениях русского девятилетнего мальчика на спортивных сборах в Иссык-Кульской области. 

«Следим за ситуацией вокруг избиения русского мальчика — возможно, на национальной почве — на спортивных сборах в Иссык-Кульской области. Как известно, дело взял под особый контроль председатель кабмина страны У.А. Марипов, дал поручения уполномоченному по правам ребенка Ж.Б. Рысбековой», — говорится в сообщении посольства России. 

Конституция говорит о светском характере казахского государства, при этом большинство казахов исповедует ислам

В Казахстане провозглашен светский характер государства. Это положение закреплено в Конституции страны. При этом подавляющее большинство казахов исповедуют ислам.

Поэтому на вопрос: какая официальная религия в Казахстане ответить невозможно, так как таковая отсутствует, а вот какую религию исповедуют казахи узнать можно. Дело в том, что по состоянию на 2009 год граждане республики так определяли свою религиозную принадлежность:

  • мусульмане — 11 237,9 тыс. чел.;
  • христиане — 4190,1 тыс. чел.;
  • атеисты — 450,5 тыс. чел.;
  • буддисты — 14,6 тыс. чел.;
  • иудеи — 5,3 тыс. чел.

Доля атеистов по районам и городам, 2009 год. Несмотря на то, что ислам в Казахстане доминирует, в республике проживает много атеистов. Фото: upload.wikimedia.org

Республика Казахстан в свое время входила в состав СССР и поэтому жизнь казахов жёстко регламентировала атеистическая коммунистическая идеология. Деятельность религиозных объединений в стране активизировалась только после обретения страной независимости.

В настоящее время в республике действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. При этом некоторые казахские общественные деятели утверждают, что, несмотря на то, что Республика Казахстан — светское государство, в стране существует фактический запрет на тему атеизма.

Кого больше: мусульман или христиан?

Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.

Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.

Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.

Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно. В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания. Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.

Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.

Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.

К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.

Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.

Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.

Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет. Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях. Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.

На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно

На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их. Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально

Несмотря на развитие современных технологий и науки, жители планеты продолжают причислять себя к одному из многочисленных верований. Надежда на высшие силы позволяет переживать трудные жизненные ситуации. Статистика религий показывает, сколько существует конфессий и какое количество людей себя к ним причисляет.

Древние религии Казахстана

В древние времена среди казахского народа были распространены две основные религии: тенгрианство и шаманство.

5.1 Тенгрианство – древнейшая религия у казахов

Главное божество Тенгри ассоциировалось с небом, ему приписывалось управление силами природы, людьми и духами. Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный — людям и мир подземный — тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней.

5.2 Шаманизм

При помощи шаманских способностей древние казахи стремились предотвратить явления, опасные для общества. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.

Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно.

Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане

Кроме трех мировых религий, в Таджикистане присутствуют представители и других религиозных общин, например бахаистов и зороастрийцев. Они немногочисленны, так как их члены подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов.

Например, зороастрийцев в республике осталась одна семья. Большинство из них проживает в столице Республики Таджикистан Душанбе.

Община Бахаи в Таджикистане во время всеобщей конференции в Душанбе. Обычно бахаи в Таджикистане скрывают свою веру, опасаясь преследований. Фото: reporting.cabar.asia

Так, например, бахаи появились в Таджикистане из Ирана и одно время имели достаточно серьёзное влияние в приграничных с этим государством областях.

После установления в стране советской власти и до 1992 года община бахаи находилась под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств.

Позже — под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Средней Азии до 1994 года. Тогда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.

900
столько бахаи официально проживают в Таджикистане

В настоящее время в стране живет примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах Таджикистана.

Несмотря на угрозы со стороны исламистов община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.

При этом периодически совершаются покушения на религиозных лидеров бахаи. Связанно это, в том числе и с тем, что иранские власти, считая бахаи политической организацией, враждебной Ирану, преследуют их по всему миру.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Власти Таджикистана жестко борятся с проявлениями религиозного экстремизма в стране, поэтому все религиозные общины в республике поставлены под жесткий контроль. Фото: today.tj

Власти страны борются с мракобесием и экстремизмом. Так многие исламисткие экстремистские организации в Таджикистане запрещены.

Кроме того, некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия).

С этим явлением ведется борьба: в 2015 году за колдовство и чародейство в республике было установлено наказание до 7 лет лишения свободы.

В Китае

Кыргызский народ Китая (柯尔克孜 族) изображен на плакате возле мечети Нюцзе в Пекине. (Четвертый слева, между Дунсян и Кам ).

«Киргизские шатры» или юрты. 1914 г.

Кыргызы составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . В Китае проживает более 145 000 киргизов . На мандаринском языке они известны как Kē’ěrkèzī zú ( упрощенный китайский :柯尔克孜 族; традиционный китайский :柯爾克孜 族).

В XIX веке русские поселенцы на традиционных киргизских землях выгнали многих киргизов через границу в Китай, в результате чего их население увеличилось в Китае. По сравнению с территориями, контролируемыми Россией, киргизы-мусульмане получили больше преимуществ на территориях, контролируемых Китаем. Русские поселенцы боролись против киргизов-мусульман-кочевников, что заставило русских поверить в то, что киргизы будут обузой в любом конфликте против Китая. Киргизы-мусульмане были уверены, что в грядущей войне Китай победит Россию.

Киргизы Синьцзяна восстали во время восстания киргизов 1932 года , а также участвовали в Кашгарской битве (1933) и снова в 1934 году .

Они находятся в основном в Кызылсу Киргизской автономной префектуры в юго — западной части Синьцзян — Уйгурского автономного района, с меньшим остатком , найденной в соседнем Wushi (Uqturpan) , Аксу , Шачэ ( Яркенд ), Yingisar, Taxkorgan и Pishan ( Гума ), а также в Текесе , Чжаосу (Монголкуре), Эмине (Дорбилджин), Боле ( Бортала ), Цзинхэве ( Цзин ) и уезде Гунлю на севере Синьцзяна.

Своеобразной группой, также входящей в «кыргызскую национальность» по официальной классификации КНР, являются так называемые «фуюйские кыргызы». Это группа из нескольких сотен Енисейского киргизов ( хакасы ) люди , чьи предки были переселены из реки региона Енисей в Джунгарии в Джунгарского ханства в 17 — м веке, и после поражения джунгар со стороны династии Цин , они были перемещены из Джунгарии в Маньчжурии в 18 — м веке, и которые сейчас живут в Уцзяцзы Village в Фуюй , Хэйлунцзян провинции. Их язык ( диалект Фуюй Гиргис ) связан с хакасским языком .

Определенные слои киргизов в Китае являются последователями тибетского буддизма .

Племенное влияние

Каракол Дунганская мечеть

До ислама религией киргизов был тенгрианство , признание духовного родства с определенным видом животных и почитание Духов природы, предков, земли и неба. Согласно этой системе верований, существовавшей еще до их контакта с исламом, киргизские племена традиционно считали оленей, верблюдов, змей, сов и медведей объектами поклонения. Небо, земля, солнце, луна и звезды также играют важную религиозную роль. Сильная зависимость кочевников от сил природы укрепляла такие связи и укрепляла веру в шаманизм . Следы таких верований остаются в религиозной практике многих сегодняшних киргизов, проживающих на севере. Кыргызский социолог Рахат Ачилова рассказала, как аспекты тенгрианства были приняты в кыргызский ислам.

Знание и интерес к исламу гораздо сильнее на юге, чем на севере. Религиозная практика на севере больше смешана с анимизмом и шаманистскими практиками, что придает богослужению сходство с сибирской религиозной практикой.

[править] Памирские киргизы

Памирские киргизы — это группа киргизов из ветви ичкилик, которые населяли относительно изолированные высокогорные районы Восточного Памира с XVII по XVIII века. Генетически они ближе к сибирским предкам, чем киргизы Тянь-Шаня. В 1892 году число киргизов на Памире, вошедшем в состав Российской империи, составило 10 000 человек. Установление Советской власти на Памире в 1920-х гг. вынудило некоторых кочевников перебраться на юг на территорию соседнего Афганистана. В 2010 году в Таджикистане проживало всего 60 715 киргизов. В настоящее время в Афганистане проживает около 1100 киргизов.

В отличие от народов Западного Памира, киргизы занимаются исключительно животноводством, разводят яков, овец, редко лошадей, верблюдов и ослов. Охота играет важную роль. Местный образ жизни, адаптированный к суровым условиям пустынных горных долин, лучше всего сохранился среди памирских киргизов Афганистана. Зимой они строят землянки с толстыми стенами в теплой южной части долины, летом они перемещаются с животными на север, где живут во временных юртах. Они торгуют со своими соседями в Афганистане, Пакистане и Таджикистане. Единицей обмена обычно являются овцы. Во второй половине XX века для памирских киргизов из Афганистана важна торговля с советскими и российскими пограничниками. В местной кухне не хватает многих блюд, типичных для Кыргызстана. Вареный рис, пресный ржаной хлеб, сливки, твердый сыр курут, а иногда и мясо считаются обычной едой. Для таджикского Памира обычны постоянные поселения с домами из камня и глины, а крыши сделаны плоскими из-за небольшого количества осадков. Домашний скот носит сезонный характер, пастухи живут в юртах и ​​временных каменных хижинах.

Религия

Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей — мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население. Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.

[править] Источники

  1. Kyrgyz
  2. History of Kyrgyzstan
  3. Этноним «кыргыз» и этнические корни кыргызов
  4. Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат
  5. Т. Акеров: Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII—X века)
  6. Рустам Абдуманапов, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КИРГИЗОВ
  7. А.Гончаров: От рода к этносу? Кто такие киргизы
  8. Завершение процесса формирования киргизской народности
  9. Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы
  10. Сельское хозяйство киргизов в прошлом
  11. Симаков Г. Н., Опыт типологизации скотоводческого хозяйства у киргизов
  12. Карта мира. Неисправимые кочевники. Путешествие в Кыргызстан
  13. Истоки скотоводческо-земледельческой культуры кыргызов и их отношение к природе
  14. А. Болпонова, Процесс оседания кыргызов в конце XIX — начале ХХ вв.
  15. Смешанное хозяйство
  16. Охота Кыргызов. Домашние промыслы и ремесла. Охота, рыболовство, шелководство
  17. Рыболовство в Киргизии
  18. АЛЫМБАЕВА Б., Юрта киргизов в прошлом и настоящем
  19. Кыргызская национальная одежда
  20. Современная киргизская кухня. / Сост. С. Ш. Ибрагимова. — Ф., 1991. С. 3 — 5
  21. kulinar.np.by
  22. ethnomuseum.ru
  23. М. Оленев: Роды и кланы Средней Азии
  24. Д. Орлов: Широкие крылья киргизского народа и Проклятие Коканда
  25. Сыргак Аттокуров, Кыпчаки, ичкилики, саяки, сарбагыши. Кыргызстану не выбраться из трясины феодализма и племенных отношений
  26. Семья и брак киргизов
  27. Обычаи и обряды
  28. Казахи и другие народности тюркской языковой группы
  29. М. Н. Абу Хасан, НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА (середина VIII—X вв.)
  30. Исторические предпосылки развития ислама среди кыргызов
  31. ARNE C. SEIFERT, ESEN USUBALIEV, Kyrgyzstan: Relations Between the State and the Muslim Community
  32. Islam in Kyrgyzstan
  33. Памир
  34. Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов западной и восточной Евразии
  35. Ҳайати миллӣ, донистани забонҳо ва шаҳрвандии аҳолии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Ҷилди III. — Агентии омори назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон, 2012. — С. 7
  36. Kyrgyz of Afghanistan

Тюркские народы

Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты

Более 10 млн человек Русские 
От 1 до 10 млн человек Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне 
От 500 тысяч до 1 млн человек Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки 
От 200 тысяч до 500 тысяч человек Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики 
От 100 тысяч до 200 тысяч человек Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы 
От 30 тысяч до 100 тысяч человек Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты 
От 10 тысяч до 30 тысяч человек Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены

Происхождение

Киргизская женщина.

Киргизская семья

Кыргызы — тюркская этническая группа . Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от сельскохозяйственных общин Северо-Восточного Китая, которые перебрались на запад в Монголию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, где они приняли пасторальный образ жизни. К началу I тысячелетия до нашей эры эти народы превратились в конных кочевников . В последующих веках, степные население Средней Азии , по всей видимости, были постепенно тюркизировавшим по Восточной Азии доминирующего меньшинства двигающегося из Монголии.

Первые кыргызы, известные как енисейские кыргызы , происходят из западных частей современной Монголии и впервые появляются в письменных источниках в китайских анналах « Записок Великого историка Сыма Цяня » (составленных с 109 г. до н.э. по 91 г. до н.э. ), как Гекун (鬲 昆,隔 昆) или Цзянькунь (堅 昆). Средневековая китайская композиция « Танхуйяо» VIII – X вв. Транскрибировала название «кыргызы» как цзегу (киргут), а их тамга изображалась идентичной тамге современных киргизских племен азык, бугу, черик, сары-багыш и некоторых других. другие.

Согласно недавним историческим данным, история Кыргызстана восходит к 201 году до нашей эры. Енисейские кыргызы жили в долине верхнего Енисея в центральной Сибири . В поздней античности енисейские кыргызы входили в состав народа тиле . Позднее, в раннем средневековье , енисейские кыргызы входили в состав конфедераций Гектюркского и Уйгурского каганатов .

В 840 году восстание под руководством енисейских кыргызов привело к падению Уйгурского каганата и вывело енисейских кыргызов на господствующее положение в бывшем Втором тюркском каганате . С приходом к власти центр Киргизского каганата переместился в Джети-су и распространился на юг киргизского народа, достигнув гор Тянь-Шаня и Синьцзяна , что привело их в контакт с существующими народами западного Китая , особенно Тибет .

Кыргызские женщины предлагают масло и соль

К XVI веку носители этнонима киргизы жили в Южной Сибири , Синьцзяне, Тянь-Шане, Памиро-Алае , Средней Азии , Урале (среди башкир ), в Казахстане . В районе Тянь-Шаня и Синьцзяна термин кыргызы сохранил свое объединяющее политическое обозначение и стал общим этнонимом енисейских киргизов и коренных тюркских племен, которые в настоящее время составляют киргизское население. Хотя очевидно, что напрямую идентифицировать енисейских и тянь-шанских кыргызов невозможно , след их этногенетических связей очевиден в археологии, истории, языке и этнографии. Большинство современных исследователей пришли к выводу , что предки кыргызских племен имели свое происхождение в самых древних племенных союзов саков / скифов , Wusun / исседоны , Динлины , монголов и гуннов .

Также из древнейших заметок о киргизах следует, что однозначное упоминание кыргызского этнонима восходит к VI веку. Есть определенная вероятность, что отношения между киргизами и гегунцами существовали уже во II веке до нашей эры, а затем между киргизами и хакасами с VI века нашей эры, но одно уникальное упоминание отсутствует. Кыргызы как этнос весьма однозначно упоминаются во времена правления Чингисхана (1162–1227 гг.), Когда их название заменяет прежнее название Хакасы.

Приход ислама

Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.

На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.

С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.

XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление — джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector