Какая вера у казахов
Содержание:
- Традиции
- Религиозная демография
- «Киргизия — миролюбивая страна»
- Конституция говорит о светском характере казахского государства, при этом большинство казахов исповедует ислам
- Кого больше: мусульман или христиан?
- Древние религии Казахстана
- Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане
- В Китае
- Племенное влияние
- [править] Памирские киргизы
- Религия
- [править] Источники
- Происхождение
- Приход ислама
Традиции
Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.
Свадьба
К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.
Праздники
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.
Религиозная демография
Дунганская мечеть в Караколе. Дунгане — этническая китайская мусульманская группа.
Ислам — самая распространенная вера. По оценкам CIA World Factbook, по состоянию на 2017 год 90% населения составляют мусульмане, большинство из которых — сунниты . В стране мало шиитов (около тысячи). По данным SARA, по состоянию на май 2007 года насчитывалось 1 650 мечетей , из которых 1 623 были зарегистрированы. Также было семь институтов высшего исламского обучения.
По оценке ЦРУ, 7 процентов населения — христиане, в том числе 3 процента — русские православные. В стране 44 русских православных церкви, 1 женский православный монастырь и 1 приходская школа .
Русский православный собор в Бишкеке
Другие религиозные группы составляют очень небольшой процент населения. Адвентистов седьмого дня Церковь действует 30 церквей по всей стране. В Католики проводить богослужения в трех церквях, расположенных в Джалал — Абадской , Таласской и Бишкеке . Небольшая еврейская община управляет одной синагогой в Бишкеке и организует внутренние культурологические исследования и гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями независимо от веры. Один буддийский храм, известный как «Чамсен», существует с 1996 года и служит местной небольшой буддийской общине. Существует 12 зарегистрированных молитвенных домов Веры Бахаи . Кроме того, зарегистрировано 240 протестантских молельных домов. Церковь Иисуса Христа — крупнейшая протестантская церковь страны, насчитывающая около 10 филиалов и около 11 тысяч членов, из которых примерно 40 процентов — этнические кыргызы. Другие протестантские общины включают баптистов , пятидесятников , лютеран , внеконфессиональных протестантов, пресвитериан и харизматов . Есть также синкретические религиозные обряды. Официальной оценки количества атеистов нет .
Ислам широко исповедуется по всей стране как в городских, так и в сельских районах. Русское православие обычно сосредоточено в городах с большим этническим русским населением. Другие религиозные группы чаще практикуют в городах, где, как правило, сосредоточены их более мелкие общины. Есть корреляция между этнической принадлежностью и религией; преимущественно мусульманские этнические группы — кыргызы (73,5% всего населения); Узбеки (14,7%); и дунгане (этнические китайские мусульмане ) (1,1%); с уйгурами (этническими тюркскими мусульманами ) и другими в оставшихся 5,2%. Этнические русские обычно принадлежат либо к Русской православной церкви, либо к одной из протестантских конфессий. Однако некоторые христианские пасторы отметили, что число этнических кыргызов, принявших христианство, значительно выросло за год, охватываемый данным отчетом. Религиозная практика на юге страны более традиционна и набожна, чем на севере. По оценкам некоторых ученых, общее число киргизов-мусульман, принявших христианство, составляет от 25 000 до 50 000 человек.
В стране свободно действуют миссионерские группы. SARA зарегистрировала миссионеров со всего мира, представляющих около 20 религиозных групп и конфессий. По данным SARA, с 1996 года было зарегистрировано 1133 миссионера, из которых 263 были мусульманами, а остальные представляли другие, в основном христианские, религиозные группы. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, было зарегистрировано 111 миссионеров, из которых 80 были христианами и 31 — мусульманами. Миссионеры, распространяющие догмы, несовместимые с традиционными обычаями местных мусульман, подлежат изгнанию. По данным SARA, из примерно 20 миссионеров, изгнанных с 1991 года, все представляли различные «тоталитарные секты», группы, которые ГКДР считал несовместимыми со стандартными принципами традиционных мировых религиозных групп.
Согласно недавнему опросу World Values Survey , в 2019 году 85,7% населения являются мусульманами, 7,1% — христианами, 0,3% исповедуют другие религии, 6% не имеют религиозной принадлежности и 1,1% отказались отвечать или не ответили. знать.
«Киргизия — миролюбивая страна»
Секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии иерей Александр Пелин рассказал RT, что во вторник, 13 июля, у него была встреча с ребёнком и его семьёй. «Инициатором встречи была епархия, потому что, когда мы узнали об этом случае, мы решили отреагировать», — отметил он.
Иерей подтвердил информацию местных СМИ о том, что ребёнок был участником сборов по дзюдо и среди всех ребят он был единственным русским.
«На протяжении многих дней его били за то, что он христианин, и местами даже внушали, что мусульманство — правильнее религия. Поэтому мы решили оказать духовную, молитвенную поддержку этой семье, побеседовать и предложить какие-то возможные от нас ходы», — сказал Пелин.
Он отметил, что правительство страны взяло на контроль эту историю и обещало дать адекватную оценку происходящему.
Президент общественного объединения «Народный собор» в Киргизии, член Координационного совета организации российских соотечественников в Киргизии Иван Иванов рассказал RT, что подобные случаи в республике происходят крайне редко.
- Иван Иванов
Когда мы узнали об этом случае, то по горячим следам хотели обращаться сразу и в наши киргизские спецслужбы, МВД, но потом взяли паузу и сейчас хотим посмотреть, чем это кончится, потому что с этой историей сейчас очень активно разбираются в госорганах. Тем более мы сами пока до конца не понимаем, что произошло у них там, хотим в этом разобраться. Сейчас мы подготовили письмо и, наверное, всё же его отправим его в госагентство по спорту, чтобы они посмотрели на то, как тренер себя в этой ситуации вёл», — рассказал RT Иванов.
Он подчеркнул, что в целом люди разных национальностей в республике живут мирно.
«На Пасху мы угощаем мусульман крашеными яйцами и куличами, а когда у них праздники мусульманские, то они нам что-то приносят, в плане религии отношения у людей очень спокойные, вражды никакой нет», — отметил Иванов.
Вместе с тем посольство России в Киргизии взяло на контроль дело об избиениях русского девятилетнего мальчика на спортивных сборах в Иссык-Кульской области.
«Следим за ситуацией вокруг избиения русского мальчика — возможно, на национальной почве — на спортивных сборах в Иссык-Кульской области. Как известно, дело взял под особый контроль председатель кабмина страны У.А. Марипов, дал поручения уполномоченному по правам ребенка Ж.Б. Рысбековой», — говорится в сообщении посольства России.
Конституция говорит о светском характере казахского государства, при этом большинство казахов исповедует ислам
В Казахстане провозглашен светский характер государства. Это положение закреплено в Конституции страны. При этом подавляющее большинство казахов исповедуют ислам.
Поэтому на вопрос: какая официальная религия в Казахстане ответить невозможно, так как таковая отсутствует, а вот какую религию исповедуют казахи узнать можно. Дело в том, что по состоянию на 2009 год граждане республики так определяли свою религиозную принадлежность:
- мусульмане — 11 237,9 тыс. чел.;
- христиане — 4190,1 тыс. чел.;
- атеисты — 450,5 тыс. чел.;
- буддисты — 14,6 тыс. чел.;
- иудеи — 5,3 тыс. чел.
Доля атеистов по районам и городам, 2009 год. Несмотря на то, что ислам в Казахстане доминирует, в республике проживает много атеистов. Фото: upload.wikimedia.org
Республика Казахстан в свое время входила в состав СССР и поэтому жизнь казахов жёстко регламентировала атеистическая коммунистическая идеология. Деятельность религиозных объединений в стране активизировалась только после обретения страной независимости.
В настоящее время в республике действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. При этом некоторые казахские общественные деятели утверждают, что, несмотря на то, что Республика Казахстан — светское государство, в стране существует фактический запрет на тему атеизма.
Кого больше: мусульман или христиан?
Христианство и мусульманство имеют почти одинаковые темпы развития. В 2015 году количество мусульман на планете составило около 1,8 миллиарда человек. И каждый год это число имело естественный прирост в виде новых последователей религии.
Существует экспертное мнение, что мусульманство в дальнейшем может занять лидирующие позиции по количеству приверженцев. Уже сейчас популярность данного вероисповедания неуклонно увеличивается.
Так кого больше: мусульман или христиан? Пока больше христиан. Но долгосрочные прогнозы исследовательских центров пророчат мусульманству ветку первенства среди других религиозных направлений.
Хотя выбор веры – непредсказуемый шаг. И какую религию предпочтет человек, предсказать практически невозможно. В мире много людей, рожденных и крещенных в одной религиозной конфессии, а затем сменивших ее на совершенно иную добровольно. Самая распространенная причина смены религии – это брак с человеком иного вероисповедания. Затем следует смена религии в зрелом возрасте, а также изменение вероисповедания в связи со сменой места жительства.
Играет роль и порог рождаемости в религиозных семьях. У христиан рождается в среднем 2,7 ребенка на каждую женщину, у мусульман эта цифра равна 3,1.
Вашингтонские исследователи отмечают, что в мире стремительно уменьшается количество атеистов, а также людей, не определившихся с религиозными воззрениями.
К 2050 году ожидается равное соотношение христиан и мусульман на нашей планете. Две эти мировые религии имеют существенно больше последователей, чем все остальные религиозные направления.
Самое большое количество мусульман проживает в Индии, Пакистане, Бангладеше и Индонезии. В России представителей данной религии около 20 миллионов. Меньше всего мусульман в Брунее и Кувейте.
Примерно 1 миллиард человек на планете исповедуют индуизм, 50 миллионов человек считают себя буддистами и 14 миллионов относятся к иудаизму.
Самые молодые представители религии наблюдаются в исламе. Средний возраст прихожан – 23 года. В христианстве средний возраст паствы составляет 30 лет, а у индуистов – 26 лет. Люди, не относящиеся к какой-либо религии, имеют средний возрастной ценз в 34 года. При подсчете среднего возраста учитываются только совершеннолетние люди, определившиеся в своих религиозных предпочтениях. Дети, крещенные и помазанные в юном возрасте, не учитываются.
На вопрос о том, сколько в мире христиан, сложно дать однозначный ответ. Из года в год эта цифра значительно меняется. Да и число последователей других религий растет также неуклонно
На самом деле, важной является не цифра прихожан, а их. Ведь многие из тех, кто попал в вышеприведенную статистику, верят лишь поверхностно и не соблюдают правила и каноны своей религии досконально
Несмотря на развитие современных технологий и науки, жители планеты продолжают причислять себя к одному из многочисленных верований. Надежда на высшие силы позволяет переживать трудные жизненные ситуации. Статистика религий показывает, сколько существует конфессий и какое количество людей себя к ним причисляет.
Древние религии Казахстана
В древние времена среди казахского народа были распространены две основные религии: тенгрианство и шаманство.
5.1 Тенгрианство – древнейшая религия у казахов
Главное божество Тенгри ассоциировалось с небом, ему приписывалось управление силами природы, людьми и духами. Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный — людям и мир подземный — тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней.
5.2 Шаманизм
При помощи шаманских способностей древние казахи стремились предотвратить явления, опасные для общества. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.
Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно.
Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане
Кроме трех мировых религий, в Таджикистане присутствуют представители и других религиозных общин, например бахаистов и зороастрийцев. Они немногочисленны, так как их члены подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов.
Например, зороастрийцев в республике осталась одна семья. Большинство из них проживает в столице Республики Таджикистан Душанбе.
Община Бахаи в Таджикистане во время всеобщей конференции в Душанбе. Обычно бахаи в Таджикистане скрывают свою веру, опасаясь преследований. Фото: reporting.cabar.asia
Так, например, бахаи появились в Таджикистане из Ирана и одно время имели достаточно серьёзное влияние в приграничных с этим государством областях.
После установления в стране советской власти и до 1992 года община бахаи находилась под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств.
Позже — под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Средней Азии до 1994 года. Тогда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.
900
столько бахаи официально проживают в Таджикистане
В настоящее время в стране живет примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах Таджикистана.
Несмотря на угрозы со стороны исламистов община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.
При этом периодически совершаются покушения на религиозных лидеров бахаи. Связанно это, в том числе и с тем, что иранские власти, считая бахаи политической организацией, враждебной Ирану, преследуют их по всему миру.
Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. Власти Таджикистана жестко борятся с проявлениями религиозного экстремизма в стране, поэтому все религиозные общины в республике поставлены под жесткий контроль. Фото: today.tj
Власти страны борются с мракобесием и экстремизмом. Так многие исламисткие экстремистские организации в Таджикистане запрещены.
Кроме того, некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия).
С этим явлением ведется борьба: в 2015 году за колдовство и чародейство в республике было установлено наказание до 7 лет лишения свободы.
В Китае
Кыргызский народ Китая (柯尔克孜 族) изображен на плакате возле мечети Нюцзе в Пекине. (Четвертый слева, между Дунсян и Кам ).
«Киргизские шатры» или юрты. 1914 г.
Кыргызы составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . В Китае проживает более 145 000 киргизов . На мандаринском языке они известны как Kē’ěrkèzī zú ( упрощенный китайский :柯尔克孜 族; традиционный китайский :柯爾克孜 族).
В XIX веке русские поселенцы на традиционных киргизских землях выгнали многих киргизов через границу в Китай, в результате чего их население увеличилось в Китае. По сравнению с территориями, контролируемыми Россией, киргизы-мусульмане получили больше преимуществ на территориях, контролируемых Китаем. Русские поселенцы боролись против киргизов-мусульман-кочевников, что заставило русских поверить в то, что киргизы будут обузой в любом конфликте против Китая. Киргизы-мусульмане были уверены, что в грядущей войне Китай победит Россию.
Киргизы Синьцзяна восстали во время восстания киргизов 1932 года , а также участвовали в Кашгарской битве (1933) и снова в 1934 году .
Они находятся в основном в Кызылсу Киргизской автономной префектуры в юго — западной части Синьцзян — Уйгурского автономного района, с меньшим остатком , найденной в соседнем Wushi (Uqturpan) , Аксу , Шачэ ( Яркенд ), Yingisar, Taxkorgan и Pishan ( Гума ), а также в Текесе , Чжаосу (Монголкуре), Эмине (Дорбилджин), Боле ( Бортала ), Цзинхэве ( Цзин ) и уезде Гунлю на севере Синьцзяна.
Своеобразной группой, также входящей в «кыргызскую национальность» по официальной классификации КНР, являются так называемые «фуюйские кыргызы». Это группа из нескольких сотен Енисейского киргизов ( хакасы ) люди , чьи предки были переселены из реки региона Енисей в Джунгарии в Джунгарского ханства в 17 — м веке, и после поражения джунгар со стороны династии Цин , они были перемещены из Джунгарии в Маньчжурии в 18 — м веке, и которые сейчас живут в Уцзяцзы Village в Фуюй , Хэйлунцзян провинции. Их язык ( диалект Фуюй Гиргис ) связан с хакасским языком .
Определенные слои киргизов в Китае являются последователями тибетского буддизма .
Племенное влияние
Каракол Дунганская мечеть
До ислама религией киргизов был тенгрианство , признание духовного родства с определенным видом животных и почитание Духов природы, предков, земли и неба. Согласно этой системе верований, существовавшей еще до их контакта с исламом, киргизские племена традиционно считали оленей, верблюдов, змей, сов и медведей объектами поклонения. Небо, земля, солнце, луна и звезды также играют важную религиозную роль. Сильная зависимость кочевников от сил природы укрепляла такие связи и укрепляла веру в шаманизм . Следы таких верований остаются в религиозной практике многих сегодняшних киргизов, проживающих на севере. Кыргызский социолог Рахат Ачилова рассказала, как аспекты тенгрианства были приняты в кыргызский ислам.
Знание и интерес к исламу гораздо сильнее на юге, чем на севере. Религиозная практика на севере больше смешана с анимизмом и шаманистскими практиками, что придает богослужению сходство с сибирской религиозной практикой.
[править] Памирские киргизы
Памирские киргизы — это группа киргизов из ветви ичкилик, которые населяли относительно изолированные высокогорные районы Восточного Памира с XVII по XVIII века. Генетически они ближе к сибирским предкам, чем киргизы Тянь-Шаня. В 1892 году число киргизов на Памире, вошедшем в состав Российской империи, составило 10 000 человек. Установление Советской власти на Памире в 1920-х гг. вынудило некоторых кочевников перебраться на юг на территорию соседнего Афганистана. В 2010 году в Таджикистане проживало всего 60 715 киргизов. В настоящее время в Афганистане проживает около 1100 киргизов.
В отличие от народов Западного Памира, киргизы занимаются исключительно животноводством, разводят яков, овец, редко лошадей, верблюдов и ослов. Охота играет важную роль. Местный образ жизни, адаптированный к суровым условиям пустынных горных долин, лучше всего сохранился среди памирских киргизов Афганистана. Зимой они строят землянки с толстыми стенами в теплой южной части долины, летом они перемещаются с животными на север, где живут во временных юртах. Они торгуют со своими соседями в Афганистане, Пакистане и Таджикистане. Единицей обмена обычно являются овцы. Во второй половине XX века для памирских киргизов из Афганистана важна торговля с советскими и российскими пограничниками. В местной кухне не хватает многих блюд, типичных для Кыргызстана. Вареный рис, пресный ржаной хлеб, сливки, твердый сыр курут, а иногда и мясо считаются обычной едой. Для таджикского Памира обычны постоянные поселения с домами из камня и глины, а крыши сделаны плоскими из-за небольшого количества осадков. Домашний скот носит сезонный характер, пастухи живут в юртах и временных каменных хижинах.
Религия
Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей — мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население. Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.
[править] Источники
- Kyrgyz
- History of Kyrgyzstan
- Этноним «кыргыз» и этнические корни кыргызов
- Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат
- Т. Акеров: Енисейские кыргызы и Великий Кыргызский каганат (VIII—X века)
- Рустам Абдуманапов, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КИРГИЗОВ
- А.Гончаров: От рода к этносу? Кто такие киргизы
- Завершение процесса формирования киргизской народности
- Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы
- Сельское хозяйство киргизов в прошлом
- Симаков Г. Н., Опыт типологизации скотоводческого хозяйства у киргизов
- Карта мира. Неисправимые кочевники. Путешествие в Кыргызстан
- Истоки скотоводческо-земледельческой культуры кыргызов и их отношение к природе
- А. Болпонова, Процесс оседания кыргызов в конце XIX — начале ХХ вв.
- Смешанное хозяйство
- Охота Кыргызов. Домашние промыслы и ремесла. Охота, рыболовство, шелководство
- Рыболовство в Киргизии
- АЛЫМБАЕВА Б., Юрта киргизов в прошлом и настоящем
- Кыргызская национальная одежда
- Современная киргизская кухня. / Сост. С. Ш. Ибрагимова. — Ф., 1991. С. 3 — 5
- kulinar.np.by
- ethnomuseum.ru
- М. Оленев: Роды и кланы Средней Азии
- Д. Орлов: Широкие крылья киргизского народа и Проклятие Коканда
- Сыргак Аттокуров, Кыпчаки, ичкилики, саяки, сарбагыши. Кыргызстану не выбраться из трясины феодализма и племенных отношений
- Семья и брак киргизов
- Обычаи и обряды
- Казахи и другие народности тюркской языковой группы
- М. Н. Абу Хасан, НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА (середина VIII—X вв.)
- Исторические предпосылки развития ислама среди кыргызов
- ARNE C. SEIFERT, ESEN USUBALIEV, Kyrgyzstan: Relations Between the State and the Muslim Community
- Islam in Kyrgyzstan
- Памир
- Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов западной и восточной Евразии
- Ҳайати миллӣ, донистани забонҳо ва шаҳрвандии аҳолии Ҷумҳурии Тоҷикистон. Ҷилди III. — Агентии омори назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон, 2012. — С. 7
- Kyrgyz of Afghanistan
Тюркские народы
Азербайджанцы | Алтайцы | Балкарцы | Башкиры | Гагаузы | Долганы | Жёлтые уйгуры | Казахи | Караимы | Каракалпаки | Караманлиды | Карапапахи | Карачаевцы | Кашкайцы | Крымские татары | Крымчаки | Кумандинцы | Кумыки | Киргизы | Нагайбаки | Ногайцы | Салары | Сибирские татары | Татары | Теленгиты | Телеуты | Тофалары | Трухмены | Тубалары | Тувинцы | Турки | Турки-месхетинцы | Туркмены | Туркоманы | Узбеки | Уйгуры | Хакасы | Халаджи | Челканцы | Чуваши | Чулымцы | Шорцы | Юрюки | Якуты
Более 10 млн человек | Русские |
---|---|
От 1 до 10 млн человек | Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне |
От 500 тысяч до 1 млн человек | Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки |
От 200 тысяч до 500 тысяч человек | Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики |
От 100 тысяч до 200 тысяч человек | Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы |
От 30 тысяч до 100 тысяч человек | Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты |
От 10 тысяч до 30 тысяч человек | Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы • Трухмены |
Происхождение
Киргизская женщина.
Киргизская семья
Кыргызы — тюркская этническая группа . Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от сельскохозяйственных общин Северо-Восточного Китая, которые перебрались на запад в Монголию в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, где они приняли пасторальный образ жизни. К началу I тысячелетия до нашей эры эти народы превратились в конных кочевников . В последующих веках, степные население Средней Азии , по всей видимости, были постепенно тюркизировавшим по Восточной Азии доминирующего меньшинства двигающегося из Монголии.
Первые кыргызы, известные как енисейские кыргызы , происходят из западных частей современной Монголии и впервые появляются в письменных источниках в китайских анналах « Записок Великого историка Сыма Цяня » (составленных с 109 г. до н.э. по 91 г. до н.э. ), как Гекун (鬲 昆,隔 昆) или Цзянькунь (堅 昆). Средневековая китайская композиция « Танхуйяо» VIII – X вв. Транскрибировала название «кыргызы» как цзегу (киргут), а их тамга изображалась идентичной тамге современных киргизских племен азык, бугу, черик, сары-багыш и некоторых других. другие.
Согласно недавним историческим данным, история Кыргызстана восходит к 201 году до нашей эры. Енисейские кыргызы жили в долине верхнего Енисея в центральной Сибири . В поздней античности енисейские кыргызы входили в состав народа тиле . Позднее, в раннем средневековье , енисейские кыргызы входили в состав конфедераций Гектюркского и Уйгурского каганатов .
В 840 году восстание под руководством енисейских кыргызов привело к падению Уйгурского каганата и вывело енисейских кыргызов на господствующее положение в бывшем Втором тюркском каганате . С приходом к власти центр Киргизского каганата переместился в Джети-су и распространился на юг киргизского народа, достигнув гор Тянь-Шаня и Синьцзяна , что привело их в контакт с существующими народами западного Китая , особенно Тибет .
Кыргызские женщины предлагают масло и соль
К XVI веку носители этнонима киргизы жили в Южной Сибири , Синьцзяне, Тянь-Шане, Памиро-Алае , Средней Азии , Урале (среди башкир ), в Казахстане . В районе Тянь-Шаня и Синьцзяна термин кыргызы сохранил свое объединяющее политическое обозначение и стал общим этнонимом енисейских киргизов и коренных тюркских племен, которые в настоящее время составляют киргизское население. Хотя очевидно, что напрямую идентифицировать енисейских и тянь-шанских кыргызов невозможно , след их этногенетических связей очевиден в археологии, истории, языке и этнографии. Большинство современных исследователей пришли к выводу , что предки кыргызских племен имели свое происхождение в самых древних племенных союзов саков / скифов , Wusun / исседоны , Динлины , монголов и гуннов .
Также из древнейших заметок о киргизах следует, что однозначное упоминание кыргызского этнонима восходит к VI веку. Есть определенная вероятность, что отношения между киргизами и гегунцами существовали уже во II веке до нашей эры, а затем между киргизами и хакасами с VI века нашей эры, но одно уникальное упоминание отсутствует. Кыргызы как этнос весьма однозначно упоминаются во времена правления Чингисхана (1162–1227 гг.), Когда их название заменяет прежнее название Хакасы.
Приход ислама
Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.
На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.
С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.
XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление — джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.