Какая вера у мусульман, старше ли она православия

Древнее христианство

Самая старая религия на земле претерпевала немало трансформаций, но основы христианства, которым следует огромное количество людей и по сей день, зародились еще в начале первого века нашей эры. Местом рождения христианства можно назвать Восточное Средиземноморье.

До появления христианства у людей были заложены мифологические представления о миропорядке и основах жизни. Христианство же принесло с собой веру в единого бога-покровителя, который готов принять душу каждого человека с распростертыми объятиями, если только сам человек этого пожелает.

Раннее христианство трактовало веру в Бога сквозь призму страданий. Эта религия открывалась лишь исключительно для страдающих в жизни людей. Христианство всегда призывало к единой вере и исповедовало единство в любви, и никогда не делило своих на чужих. Каждый человек в мире, не в зависимости от принадлежности к какой-либо народности мог стать христианином. Каждый христианин, живший на земле должен воспринимать себя, как временного странника. Но при этом каждый сам для себя должен был решить, в какое русло направит свой путь в Царство Божие. Единого правильного пути нет. Есть только любовь и заповеди, но пути у людей разные. Из-за своих милосердных принципов Христианство быстро набрало популярность во всем мире. И по сей день самая первая религия на земле, закономерно остается самой востребованной.

История религий: краткий экскурс

Религиозные истоки протекают из глубин столетий, со времён появления первого человека. Уже в тот период, когда люди поклонялись идолам, возникали проблемы веры и межчеловеческих отношений. Тогда и появились первые два вопроса этического момента: «Кто мы есть?» и «Как мы здесь (в этом мире) появились?». Ответы на эти вопросы первые люди искали внутри рода, семейства, обращаясь к душам предков.

На мифологической стадии человечество обращалось к религии уже с новыми вопросами, например, «чем различаются добро и зло?», «кто создатель этого мира, кто всем управляет?». У каждого племени были свои ответы, становившиеся основой для создания новых верований и целых пантеонов Богов.

Однако уже во времена возникновения христианства и других мировых религиозных течений люди спрашивали себя: «Куда, и к чему мы стремимся?» и «Что можно назвать благой жизнью?». Религии на основе единобожия (монотеистические) формировались в пределах государств и распространялись на межнациональном уровне.

Люди в Древнем Египте верили в целое семейство богов. Многие из божественных персонажей изображались с головами животных

Пророки и посланники

Пророками называют людей, который рассказывали истину, идущую от Аллаха. Хотя они происходили из человеческого рода, их причисляли к святым. Всего в исламе было 124 000 подобных личностей. Из них 313 — посланники или «расулы», именно им Бог доверил свои откровения для записи.

Наиболее почитаемых пророков девять. Некоторые из них соответствуют христианским святым:

  • Нух — Ной;
  • Якуб — Иаков;
  • Муса — Моисей;
  • Ибрагим — Авраам;
  • Дауд — Давид;
  • Юсуф — Иосиф;
  • Айюб — Иов;
  • Иса — Иисус Христос.

В мусульманских странах есть два праздника, которые возникли благодаря Мухаммеду. Первый — это мавлюд. Этот день ознаменовался рождением будущего пророка. А второй — мирадж, тогда он вознесся на небеса к Богу для беседы с ним.

Доклад №2

В VII веке на территории Аравийского полуострова появилась новая религия. Это – ислам. Именно ислам впоследствии стал отыгрывать огромную роль в жизни миллионов людей.

Но до этого времени большую часть Аравийского полуострова жили многочисленные племена и народы. Местным народом считаются кочевники-бедуины. Они выращивали в основном скот, так как плодородной земли было мало. Многие бедуины нанимались к купцам в качестве проводников. Многочисленные караваны нуждались в опытных людях, которые могли провести их через огромную пустыню.

Рядом были очень сильные соседи, такие как Персия, Абиссиния (теперь это Эфиопия) и Византия. Они постоянно воевали между собой, но в любой момент их огромные армии могли обрушиться на Аравийский полуостров, чтобы захватить небольшие, но очень урожайные земли и богатые города.

Так как здесь проживали множество народов, у которых была своя религия. Местное население арабы (кочевники-бедуины) были язычниками, и поклонялись множествам богам. Но в 571 году родился мальчик, который принесет на Восток новую религию. Родители назвали его Мухаммедом. Он был из бедной семьи, и не получил образования. Но мальчик был очень любознательный, и имел уникальные способности. Когда Мухаммед подрос, то стал проводником у иноземных купцов. Он зарабатывал деньги, проводя многочисленные караваны через пустыни.

Наступило время, когда про него узнали в Мекке. Он начал говорить людям, что единственный в мире бог-Аллах, выбрал его пророком. Именно он будет говорить с людьми от имени Аллаха. Вначале ему мало кто верил, но его слова вызвали ненависть у арабских купцов и языческих жрецов. Мухаммед не признавал древних богов, поэтому на него стало готовиться покушение. Будущий пророк вместе с преданными друзьями вынужден убежать в город Медину. В этом городе он образовал общину, челны которой стали называть себя мусульманами. Вскоре община стала очень большой. Новая религия Ислам призывала всех к равенству и свободе от рабства. В общину приходили не только арабы, но и представители других народов.

Через небольшой промежуток времени в Медине мусульмане стали единственными, так как представителей других религий они или убили или выгнали из города.

Видя свою силу, Мухаммед предпринял поход на Мекку. Он армия мусульман была разбита. Мухаммед не остановился, и захватил практически весь Аравийский полуостров. Кочевники-бедуины приняли ислам и пополнили армию мусульман.

С новой огромной армией Мухаммед вновь отправился в Мекку. Горожане испугались большому войску мусульман и сдались. В Мекке люди стали принимать ислам и отказываться от языческих богов. Единственно, что Мухаммед оставил, это огромный камень Каабу. Скорее всего, это был метеорит, и теперь он становится главной святыней мусульман.

По всему Аравийскому полуострову устанавливаются законы шариата, в которых прописаны все поступки мусульман. И наказания за преступления. Вводится Коран. Это священная книга мусульман.

Видя перед собой огромную армию, Мухаммед начинает готовиться к военным походам против своих сильных соседей. Но вначале он в Византию и Персию отправил письма, в которых хотел заставить правителей принять ислам в своих государствах. Но они не приняли угрозу. Мухаммед объявляет впервые священную войну против неверных – джихад. Но умирает. Впоследствии на землях Аравийского полуострова образуется Арабских халифат. Во главе его будут стоять халифы, последователи пророка.

Начинается период захватнических войн мусульман.

5, 6, 7 класс

Когда появились течения и направления в Исламе

Течения в исламе – это основные направления исламской религии, которые возникли еще во время правления династии Аббасидов, когда началось расхождение этих течений по причине того, что арабскими исследователями массово переводились иноязычные труды ученых из Древней Греции и Персии на арабский язык для мусульманской общины, а затем переводы этих трудов подвергались интерпретации с исламской точки зрения.

Общность религии Ислама сплачивала общину мусульман, но в мусульманских странах возникали этноконфессиональные противоречия. И именно эти противоречия легли в основу тех различий, на основе которых возникли течения суннизма и шиизма – они касались вопросов правоприменения и не касались догматики.

Ислам – единая религия всех мусульман, но это не исключает наличия разногласий между представителями основных направлений Ислама. Между представителями разных течений Ислама существуют также достаточно значительные несовпадения в вопросах, касающихся основных принципов юридических решений, а также в вопросах характера мусульманских религиозных праздников. Расходятся представители разных исламских течений и в своем отношении к иноверцам.

По сведениям большинства источников, сунниты составляют 85 % от всего мусульманского мирового населения. Еще 15 % составляют преимущественно шииты, а также представители мелких мусульманских сект – алавитов, ахмадитов, ибадитов, друзов, исмаилитов и прочих.

Мусульманство в России: Вехи истории

Сегодня мусульманские имена, встречающиеся повсеместно во всех городах современной России и стран СНГ, уже не вызывают никакого удивления у православных людей, что и не удивительно, ведь мусульманство и как таковой ислам распространяется с невероятной скоростью по всему миру. Да и плюс ко всему, в той же России данная религия по численности верующих находится на втором месте после христианства. Но так было не всегда…

Впервые мусульманство начало распространяться по территории нынешней России только в 651 году нашей эры, когда город Дербент, что находится в Дагестане, был штурмом взять арабами-мусульманами.

Также, стоило бы выделить период времени с 1312 года по 1430 год, когда Золотая Орда приняла ислам, и с тех пор он стал государственной религией. Позже на территории многих теперешних стран СНГ появлялись ханства, тоже придерживавшиеся ислама. А уже в 1430-ом году Золотая Орда распалась на Большую и Ногайскую Орду, из-за чего появилось еще больше исламских стран. Например, Казанское ханство на территории Среднего Поволжья, Астраханское ханство на Нижнем Поволжье, Ногайская Орда на междуречье Урала и Волги, Крымское ханство в Крыму и на Юге теперешней Украины, и Сибирское ханство в Западной Сибири.

Позже мусульманская религия пережила несколько падений в плане численности преданных религии людей, но уже в 1721 году все начало меняться, в частности после приезда в Казань императрицы Екатерины II, которая сняла прежние ограничения на строительство каменных мечетей. К слову. Этот момент датируется началом межконфессиональной толерантности на территории российских земель того времени, когда был издан указ «О терпимости всех вероисповеданий».

В следующем столетии ислам потерпел еще множество волнений и падений на территории российских территорий, и только в 1990-ые год началось возрождение. Уже к 96-ому году в Российской Федерации насчитывалось почти две с половиной тысячи мечетей и вплоть до сегодняшнего дня их количество растет. Причем, происходит это не только в одной лишь стране, но и на территориях бывших стран-республик СССР (Украина в том числе).

Особый пласт имен в истории

И действительно, мусульманские женские и мужские имена, это особый пласт имен. Большая их часть возникла в период стартового распространения ислама в VIII-IX веках, и до сих пор большинство этих имен пользуется спросом. Сегодня ими нарекают не только детей из мусульманских семей, но также и взрослых особей, которые принимают ислам по собственной воле.

Стоит отметить, что в перечень мусульманских имен сегодня входят не только соответствующие по происхождению, но также и персидские, и тюркские, и арабские, и не только. Но это не значит, что мусульманину позволяется выбрать для ребенка любое имеющееся в именослове имя – на самом деле процесс выбор имени для ребенка довольно сложен и предполагает следование целому списку правил и сводов. Это связано с тем, что значение у всех мусульманских имен для мальчиков и девочек тесно связано с религией и канонизировано.

Начало гонений

В конце третьего года пророчества Мухаммад
(мир ему и благословение Аллаха) получил приказ: «Встань и увещевай». Тогда
начался открытый призыв. Пророк говорил о бессмысленности идолопоклонства, о
единстве и величии Бога, о котором свидетельствуют смена дня и ночи, жизни и
смерти… Терпение Курайшитов иссякло, когда Мухаммад стал выступать против их
богов. Началось преследование самых слабых, бедных мусульман. Над ними
насмехались и унижали.  От убийства Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)
их удерживало лишь опасение мести клана хашимитов. Полный решимости пророк 
(мир ему и благословение Аллаха) продолжал призывать, предупреждать, угрожать.
А Курайшиты делали все, чтобы высмеять его учение и удручить его
последователей.

История становления ислама как религии

Родиной ислама является Саудовская Аравия. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. История не отрицает существование уже в те далекие годы эпицентров, куда купцы и мелкие ремесленники съезжались, чтобы продать товар и поклониться главным божествам.

В самостоятельную религию ислам был преобразован в VII–VIII веках благодаря стараниям пророка Мухаммеда. Культурные центры Мекка и Медина, где Мухаммед активно вел проповеди, стали святыми местами. Туда ежегодно стекаются тысячи верующих, чтобы совершить намаз, выказать свое почтение Богу, прикоснуться к святыням. Упоминание о передаче народу Священной книги ― Корана относится к середине VII века. Он был составлен со слов людей, бывших в окружении святого Мухаммеда, и неоднократно дополнялся. Рассказы, что сегодня изложены в Коране, снизошли на пророка буквально с небес, когда тот пребывал в уединении среди холмов пустыни.

Реальный Мухаммед, некогда живший на полуострове, собирая вокруг себя последователей, поверивших ему, в отличие от Иисуса, практически силой отучал людей от идолопоклонничества. Он не был судим или казнен, будто люди морально были давно к этому готовы. Через год-два после того, как ислам одержал победу над язычеством, Мухаммед умер вследствие серьезной болезни.

В России немало мусульман проживает на территории Сибири, Кавказа, Поволжья и в других районах. В основном это татары, которые давно являются нашими соотечественниками. В Россию ислам пришел в ХХ веке. Из истории известно, что при Екатерине II отношение к религии мусульман было одинаковым: многие чиновники-нехристиане занимали руководящие посты на военной и государственной службе, радушно принимались при дворе. Им создавались все условия для длительного пребывания в стране: строились мечети, устанавливались права и привилегии.

Шииты

Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».

К таким сектам относятся:

  • алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
  • гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
  • алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
  • дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
  • базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
  • йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
  • представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.

Как утверждался ислам: история завоевания Аравии

На новом месте первое сообщество мусульман испытывала нехватку пищи и средств к существованию. Положение ухудшилось ссорой Мухаммеда с иудейскими общинами. Иудеи поняли, что такое ислам и чем новая религия угрожает их образу жизни. В этой критической ситуации, чтобы не умереть с голоду, пророк призывает своих сторонников грабить проходящие караваны. В те первобытные времена это считалось обычным занятием у аравийских племен. Правда, последователям Мухаммеда пришлось нарушить табу – грабить в запретные месяцы. Пророк мотивировал это тем, что притеснять слуг Аллаха еще хуже, чем воевать в запрещенные дни.

Такая деятельность вызвала гнев представителей курайшитских племен, которые и так были очень агрессивно настроены по отношению к исламу и его идеологу Мухаммеду. Кочевники выступили против мусульман войной. После нескольких битв с переменным успехом пророку удалось собрать внушительную армию из племен ауса и хазрадж и создать теократическое протогосударственное образование.

Смерть Адама

Все человечество – это дети Адама. Пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Господь показал
Адаму его потомков. Увидев свет в глазах пророка Дауда (Давида) Адам обратился
ко Всевышнему со словами: «О Господь, отдай ему сорок лет моей жизни». Господь
ответил на его просьбу, она была записана и скреплена печатью.

Адаму было предначертано 1000 лет жизни,
но по истечении 960 лет к нему явился ангел смерти. Удивленный Адам
произнес: «Но ведь я должен прожить еще 40 лет!», однако ангел напомнил о его
подарке любимому из потомков – пророку Дауду. Адам, услышав это, все отрицал.
Спустя много-много лет пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и
приветствует, скажет: «Адам отрицал, поэтому дети Адама отрицают; Адам
ошибался, и его дети ошибаются»
(Ат-Тирмизи)

Арабское слово инсан (человечество)
происходит от нисйан (забывать). Это часть человеческой сущности.
Люди забывчивы. А когда они забывают, то отрицают и отказываются признавать.
Адам позабыл (он не лгал), а Господь простил его. Затем Адам подчинился воле
Господа и умер. Ангелы спустились и омыли тело пророка Адама (нечетное
количество раз). Затем выкопали могилу и похоронили тело отца всего
человечества – Адама.

История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед — основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище — Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.
Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульманМухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка — 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел — неизвестно.

К

  • Кааба — с араб. — «куб». Кааба – название мусульманской святыни, которая представляет собой кубическую постройку, находящуюся в Мекке во внутреннем дворе Масджид аль-Харам. Во время молитвы верующие мусульмане должны обращать свое лицо в сторону Каабы. Вокруг Каабы во время хаджа совершают обряд таваф. Кааба – это храм единобожия, который построили Ибрахим (Авраам) и Исмаил.
  • Каусар — с араб. — «изобилие». В исламской терминологии это название райской реки и суры из Корана.
  • Кадр — исламский термин, называющий один из столпов веры. Традиционный перевод – «предопределение», но термин имеет более точное значение: это первоначальная осведомленность Аллаха обо всем, что было и будет, о том, что есть добро и что есть зло. В основе Кадара – Всезнание Всевышнего, которое не ограничено временем или местом, а также понимание того, что все происходящее происходит по воле Всевышнего и с Его ведома.
  • Кафара — используется в исламской терминологии в значении искупления за совершенный грех.
  • Кафир — с араб. — «скрывающий». Так называют неверного, не верующего в Аллаха и в миссию Пророка Всевышнего ﷺ человека, немусульманина.
  • Кибла — с араб.- «направление». Исламский термин, означающий направление на Каабу, расположенную в Мекке, в сторону которого должны быть обращены верующие во время совершения молитвы.
  • Китаб — «Писание», «Книга». Часто употребляется в переводе на русский язык с определенным артиклем «аль» перед самим словом: Аль-Китаб, что значит «Священный Коран». Используется также форма «Китабуллах» как еще одно название Корана, что означает «Книга Аллаха». 
  • Коран или Аль-Кур’ан – название Священной мусульманской книги, Книга Аллаха. «Коран», по мнению большинства ученых, является отглагольным именем, образованным по формуле «гуфран», означающее «прочтение». Коран был ниспослан людям и джиннам как Последнее Писание, и это единственное Священное Писание, которое дошло до наших дней в оригинальном виде без искажений. Всевышний возвел Коран с Хранимой Скрижали на «ближайшее небо» (первый небесный уровень) в Ночь «Кадр», после чего он постепенно был ниспослан Мухаммаду ﷺ через ангела Джибриля во время пророческой миссии Мухаммада ﷺ. Коран как Священное Писание является выражением Речи Аллаха. Коран состоит из 114 глав или сур, а суры, в свою очередь, делятся на аяты.
  • Кунья — с араб. — «прозвище». Является составной частью мусульманского имени, в которую включены элементы «умм» — мать или «абу» — отец.
  • Курайшиты — исламский термин произошел от названия родного племени Пророка Мухаммада ﷺ Курайш, которое длительное время противостояло ему.

История мусульманских государств

Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.

Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.

Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.

К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.

После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.

Ислам в Советском Союзе

После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.

В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.

Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.

Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.

Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.

Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.

Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.

В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.

Культурный аспект ислама

См. Мусульманская культура.
Приверженцы ислама образуют общину (умму) верующих. Ислам одновременно выступает в двух ипостасях: как религия и как государство. С течением времени ислам стал образом жизни, своеобразной цивилизацией, объединяющей всю совокупность народов, проживающих в мусульманском мире (dar al-islam). На протяжении истории яркими доказательствами тому служили периоды культурного расцвета, когда мусульманская цивилизация достигала своего наивысшего развития, как это было при Омейядах в Дамаске и Андалузии, при Аббасидах в Багдаде, а также в Бухаре, в Самарканде, Иране и т.д. В качестве направляющего культурную эволюцию вектора ислам сыграл ни с чем не сравнимую роль для развития таких областей знания, как медицина, архитектура, математика, философия, и во многих отношениях оказал сильнейшее влияние на западную мысль, особенно в 10 и 13 вв.

Возникновение ислама

Итак, самой молодой религией является Ислам. Он возник в седьмом веке нашей эры на Аравийском полуострове, что был населен арабскими племенами. Исторической личностью, основавшей ислам, являлся Мухаммед, родившийся в 570 году нашей эры в городе Мекка. Пророк получил образование в семье своего родного деда, так как его отец умер еще до рождения своего наследника.

Мать Мухаммеда умерла чуть позже, когда мальчику было шесть лет отроду. Когда пророку исполнилось 25, он женился на богатой вдове, а в 40 лет он уже выступал в роли религиозного проповедника. Однажды, уединившись в пещере для раздумий, он был призван ангелом Гавриилом читать проповеди во имя Аллаха. Это были первые ниспослания, составившие Коран. А с того момента, как в 622 году Мухаммед перебрался в город Медину, и началось мусульманское летоисчисление. При этом сама Мекка считается центром мусульманской религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector