Каин и авель
Содержание:
- Другие теории убийства
- Толкования истории Каина и Авеля
- Мотивы
- Исламское толкование
- История появления Каина
- Адам и Ева
- Появления[]
- История братьев
- Культура, разрушающая гармонию
- Библейская история
- Популярные сегодня пересказы
- Интерпретации
- Образ Каина в Библии
- Преступление и наказание
- История Каина и Авеля — за что брат убил брата
Другие теории убийства
- По одной из версий, яблоком раздора стала женщина. Несмотря на то, что Библия говорит только о 4 людях, живших на тот момент, считается, что у братьев были еще сёстры. Одна из них — Аван — нравилась обоим братьям, и они никак не могли поделить ее. Эта теория появилась вследствие того, что именно Каин женился впоследствии на этой женщине, основал новый город и родил сына.
- Другая теория считает это убийство непреднамеренным. В исламе говорят о том, что однажды в ярости Каин схватил Авеля за грудки и спросил Господа: «Что мне сделать с ним?» В это время рядом находился дьявол, который прошептал ему: «Убей!» Сам того не желая, брат убил Авеля.
- Философ Йосеф Альбо выдвигает свою версию случившегося. Он говорит, что Каин не мог простить Авелю того, что он убивает невинных животных. Из-за этого у них разгорелся скандал, итогом которого стала смерть.
- Талмудические книги говорят о том, что между братьями произошла битва, где победителем оказался Авель. Желая отомстить за свое поражение, Каин пошел на убийство.
Но всё же основной версией в духовной литературе считается именно первая. Каин был наделен такими пороками, как злоба, равнодушие, ненависть, гнев и жестокость, поэтому он и совершил убийство кровного брата.
Толкования истории Каина и Авеля
В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.
В христианстве
Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. |
Единодушен с ним и Апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:
Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. |
Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. 4:9, говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина « не знаю; разве я сторож брату моему?» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться.
Каин и Авель. Тициан, 1570-76 гг.
В иудаизме
Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.
В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата, и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После чего и был коварно убит.
В исламе
В Коране Кабиль (араб. قابيل) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.
Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих. |
Другие толкования
Кругосвет отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.
Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте. Вывод основан на прочтении, которое встречается, например, в Вульгате (Каин должен был стать «vagus et profugus»), Септуагинта же не даёт повода предполагать противоречие (греч. στενων και τρεμων — стенающий и трясущийся).
Мотивы
Ботанический сад Глазго . Киббл Палас. Эдвин Роско Маллинс — Каин, или мое наказание больше, чем я могу вынести (Бытие 4:13), около 1899 года.
В Книге Бытия не указывается конкретная причина убийства Авеля. Современные комментаторы обычно предполагают, что мотивами были зависть и гнев из-за того, что Бог отверг приношение Каина, но принял приношение Авеля. В Первом послании Иоанна говорится следующее:
Древние экзегеты , такие как « Мидраш» и « Конфликт Адама и Евы с сатаной» , говорят, что мотивом было желание самой красивой женщины. Согласно традиции мидрашей, у Каина и Авеля были сестры-близнецы; каждый должен был жениться на другом. Мидраш утверждает, что обещанная жена Авеля , Аклима , была красивее Авана , обещанной жены Каина. Итак, после того, как Каин не согласился с этим соглашением, Адам предложил искать Божьего благословения посредством жертвы. Тот, кого благословил Бог, женится на Аклиме. Когда Бог открыто отверг жертву Каина, Каин убил своего брата в припадке ревности и гнева. Раввинские экзегеты обсуждали, нарушали ли кровосмесительные отношения Каина и его сестры галаху .
Исламское толкование
Изображение Каина, хоронящего Авеля, из иллюминированной рукописной версии Историй Пророков.
История появляется в Коране 5: 27-31 :
История Каина и Авеля всегда использовалась как средство устрашения от убийства в исламской традиции. Абдулла ибн Масуд сообщил, что Мухаммад сказал в хадисе :
Мусульманские ученые разделились во мнениях о мотивах убийства Каином Авеля и о том, почему два брата были обязаны приносить жертвы Богу. Некоторые ученые полагали, что мотивами Каина были просто зависть и похоть. И Каин и Авель желании жениться на очаровательной дочери Адама, ACLIMA (араб Aqlimia ‘ ). Стремясь положить конец спору между ними, Адам предложил каждому принести жертву перед Богом. Тот, чье приношение Бог принял, женится на Аклиме. Авель, щедрый пастырь, принес в жертву Богу самую толстую из своих овец. Но Каин, скупой фермер, предложил ему только пучок травы и несколько бесполезных семян. Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина — указание на то, что Авель был праведнее Каина и, следовательно, достойнее Аклимы. В результате было решено, что Авель женится на Аклиме. Каин же женится на ее менее красивой сестре. Ослепленный гневом и жаждой Аклимы, Каин стремился отомстить Авелю и сбежать с Аклимой.
Согласно другой традиции, дьявол явился Каину и научил его, как отомстить Авелю. «Ударьте Авеля по голове камнем и убейте его», — прошептал дьявол Каину. После убийства дьявол поспешил к Еве с криком: «Ева! Каин убил Авеля!». Ева не знала, что такое убийство и что такое смерть. Она спросила, растерянная и испуганная: «Горе тебе! Что такое убийство?». «Он не ест. Он не пьет. Он не двигается », — ответил дьявол. Ева разрыдалась и начала безумно рыдать. Она подбежала к Адаму и попыталась рассказать ему, что случилось. Однако она не могла говорить, потому что не могла перестать плакать. С тех пор женщины отчаянно плачут, когда умирает любимый человек. Другая традиция повествует, что, когда Каин ссорился с Авелем, дьявол убил животное камнем на глазах у Каина, чтобы показать ему, как убить Авеля.
Похоронив Авеля и сбежав от его семьи, Каин женился и завел детей. Они погибли во время Ноева потопа среди других тиранов и неверующих.
Некоторые мусульманские ученые недоумевали по поводу упоминания подношений в повествовании о Каине и Авеле. Предложения и жертвы были посвящены только после того, как откровения Tawrat к Мусе . Это привело некоторых ученых, таких как Саид ибн аль-Мусайиб , к мысли, что сыновья Адама, упомянутые в Коране, на самом деле являются двумя израильтянами, а не Каином и Авелем.
История появления Каина
Первое упоминание старшего сына Евы встречается в четвертой главе Книги Бытия, где раскрывается тайна рождения первых людей на Земле. Там же кратко рассказывается история первого убийства и изгнание первенца Евы.
В пятой главе Книги Бытия имя грешника-братоубийцы уже не встречается. Подобное отношение к персонажу Писания вызывает массу споров среди теологов. Исследователи Слово Божьего утверждают, что из Библии пропал кусок, затрагивающий жизнь грешника после изгнания. Достоверных доказательств выдвинутой теории нет.
В иудаизме, христианстве и мусульманстве существуют постбиблейские предания, посвященные прославленным братьям, но все они основаны на Ветхом Завете и субъективно раскрывают тему, зачем Каин убил Авеля. Несмотря на значимость фигуры братоубийцы для нескольких религий, Библия почти не содержит информации о первом земном грешнике.
Адам и Ева
Сотворение мира описано в Библии в Книге Бытия. Так мы узнаем историю происхождения Адама и Евы.
Первые люди жили в Эдемском саду и ни в чем не нуждались. Заповедь о невкушении плода с определенного дерева, между прочим, дана была еще до появлении Евы. Это Адаму Бог сказал:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Бытие 2:16,17)
Каин
Ева родила своего первенца и была очень рада этому факту. Возможно, она была счастлива, что наконец исполнила Божию заповедь «плодитесь и размножайтесь». Возможно, посчитала дитя знаком Божиего прощения и благословения.
Имя первенца — Каин (в переводе с еврейского – «приобретение»). Но, именно первенец и станет в дальнейшем убийцей… Почему? На этот вопрос ответ искали многие экзегеты. Так, например, интересна теория святителя Филарета Московского.
Он считал, что после грехопадения прошло слишком мало времени, чтобы из души вышел яд греха. Сердца Адама и Евы еще не успели принести достойный плод покаяния. Соответственно и рождаемый ребенок унаследовал своего рода духовный изъян.
Тем не менее, было предсказано, что от Евы родится человек, который будет поражать в голову Змея, из-за которого все и началось:
«…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Бытие 3:15).
Собственно когда родился их первенец — Каин, они и подумали что это и есть исполнение пророчества, вот тот, кто поразит змея и введет Адама и Еву обратно в рай.
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». (Бытие 4:1)
Вот почему имя первенца и значит «приобретенный» или «произведенный». Ева считала что он и есть то окончание всей этой истории.
Авель
После Каина на свет появился Авель (Гевель), что в дословном переводе — «пар», «смутное», «суета» (суета в том смысле, когда ты суетился весь день, а в итоге не можешь сказать что конкретное сделал, а не в отрицательном значении, как его использует Екклесиаст).
Это было, возможно, как раз к тому моменту, когда Адам с Евой очистили себя покаянием. В любом случае, мы видим, что Авель не был уличен в тех недобрых качествах души, которые были присущи Каину.
Появления[]
5.13 «Старая песня о главном»
Архангел Михаил в прошлом берет Джона Винчестера в качестве временной оболочки, чтобы защитить цепь событий. Он объясняет Дину, что имеет довольно много потенциальных сосудов, которые подходят, чтобы удержать его на приличное время, но ведь всё зависит от их родословной, которая тянется на всем пути обратно к Каину и Авелю.
9.11 «Первенец»
Спустя 150 лет его находят Дин с Кроули, которые разыскивают Первый Клинок для убийства Абаддон. Каин отказывает им в помощи и выгоняет из дома. Но когда он уезжает в город за продуктами, Дин и Кроули проникают в его дом. В этот момент возвращается Каин, и дом оказывается окружён демонами. Они просят Каина отдать им Кроули и Дина. Каин в ярости от того, что они раскрыли его.
Каин — пасечник.
“ | С каких это пор великий Дин Винчестер просит помощи? Не очень-то похоже на человека, о котором я читал на стенках демонских туалетов.— Каин | ” |
Видя, что Дин не умеет отступать, Каин решает его проверить. Он впускает в дом несколько демонов и наблюдает за тем, как Дин справляется с ними. Когда Дин расправился с демонами, Каин рассказывает ему всю правду и отдаёт метку, которую дал ему Люцифер, без которой Первый Клинок бесполезен. Он берёт с Дина слово, что после того, как с последним рыцарем будет покончено, он должен убить его. После этого он телепортирует их от себя и впускает всех демонов в свой дом и расправляется с ними.
10.14 «Песнь палача»
Каин перед смертью.
После того как Каин убил армию демонов, жажда к убийствам снова проснулась в нём. Каин принимает решение, что если кто и должен погибать так это будет «его кровь», и начал убивать своих потомков. В качестве одной из жертв Отец Убийц выбирает Томми Толливера, приговоренного к смерти серийного убийцу, ожидающего исполнения приговора. Каин проникает в тюрьму строгого режима в Техасе, где сидел Толивер и убивает последнего в камере смертников, а за тем исчезает вместе с телом.
Данное событие привлекло всеобщее внимание, включая Винчестеров, которые на месте поняли с кем имеют дело. После того как Кастиэль нашел личное кладбище Каина, Винчестеры поняли что Отец Убийства уже не тот, что был раньше, они принимают тяжелое решение — убить Каина, дав Дину Первый Клинок
Когда Каин пришёл за очередной жертвой (одиннадцатилетним мальчиком), Кас пытается помешать ему. Каин с лёгкостью справляется с Касом и попадает в ловушку Винчестеров и Кроули.
Пока Каин был в демонской ловушке, Дин идёт на бой с ним со словами «если выйду не я — убейте». В схватке с Каином, Дин терпит поражение и Каин с лёгкостью забирает себе Первый Клинок. И когда он хотел уже убить Дина, последний выхватывает нож Каина и отрезает ему кисть. Перед тем как убить Каина, Дин попросил сказать его, что он изменится, что перестанет убивать, но Каин сказал что не перестанет и, не сопротивляясь, умер от руки Дина.
История братьев
Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.
И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Быт. 4:2-4 |
Бог благосклонно принял только жертву Авеля:
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Быт. 4:4-5 |
После этого Каин убил Авеля:
И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Быт. 4:8 |
В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:
Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним Быт. 4:7 |
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Быт. 4:9 |
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.
Убийство Авеля Каином.Собор Монреале, мозаика
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Библейская история
Первые дети Адама и Евы, когда их изгнали из Рая, были Каин и Авель. Библия в четвертой главе книги Бытия скупо рассказывается о двух братьях. Первым родился Каин. Его имя, возможно, происходит от еврейского глагола «кана» (производить на свет). Ева тогда сказала: «Я произвела человека». А может, это имя ассоциируется со словом «каин», что означает «кузнец», или «кана» – «ревнивый». Имя Авель может восходить к слову «хевель» – «дыхание». Авель был младшим братом.
Оба они, как полагается, вели жизнь на земле. Каину она давала растительную пищу, Авель пас стада. Пришло время принести жертву Богу. Авель и Каин, история об этом рассказывает, принесли те дары, которые имели. Но Авель сделал это от души. Он принес, как говорит Писание, самых отборных овец, и Господь с благодарностью принял его жертву: дым от нее столбом пошел вверх.
Каин мог, но не захотел, считают богословы, принести в жертву зверей и птиц, недостатка в которых у него не было. Однако же он из небрежения принес только плоды земли, причем первые, которые ему попались. Жертва Каина несла только признаки внешней обрядности, высокомерия, тщеславия и гордости. Господь видел его внутренние побуждения. Она была отвергнута: дым от нее стлался по земле. Каин такого не ожидал и очень огорчился.
Популярные сегодня пересказы
- Волшебник из Страны Оз — краткое содержание книги Баума Произведение «Волшебник из Страны Оз» начинается с того, что начался ураган, он был такой мощный, что поднял домик вместе с маленькой Дороти и ее песиком. Домик со всем содержимым очутился в волшебной стране под названием Оз
- Экспонат № — краткое содержание рассказа Васильева (Экспонат номер) Рассказ повествует о судьбе Анны Федоровны, которая растила одна своего сына Игорька. Когда ему было три года, гражданский супруг Анны Федоровны ушел из семьи, она разменяла комнату, переехала в небольшую коммуналку, назвалась вдовой.
- Экзамен — краткое содержание рассказа Шукшина Данный рассказ был написан в 1962 году и опубликован в журнале под названием «Октябрь». Предположительно, произведение описывает события, которые произошли лет десять назад.
- Крокодил — краткое содержание рассказа Достоевского В Пассаже за определённую плату показывали живого крокодила. Чиновник Иван Матвеевич решил удовлетворить любопытство своей жены Елены Ивановны. Вместе с ними отправился его дальний родственник и сослуживец
Интерпретации
Еврейские и христианские интерпретации
В начале истории возникает вопрос, почему Бог отверг жертву Каина. Никогда не говорится, получил ли Каин конкретные инструкции о том, как правильно жертвовать, и в тексте не указывается, что он сделал неправильно. Также непонятно, почему Бог затем увещевает Каина предупреждением о грехе. Мидраш предположить , что , хотя Авель принес лучшее мясо из своего стада, Каин не отложите для Бога лучшего из своего урожая.
Проклятие и Марк
Согласно Книге Бытия , Каин ( иврит : קַיִן Каин , в Pausa קָיִן Каин ; греческий : Κάϊν Kain , эфиопская версия: Qayen , арабский : قابيل , Кабиль ) является первым ребенком Евы , первого убийцы, и третий человек, попавший под проклятие.
Согласно , Каин вероломно убил своего брата Авеля, солгал об убийстве Богу и в результате был проклят и помечен на всю жизнь. Когда земля была проклята, чтобы пить кровь Авеля, Каин больше не мог обрабатывать землю. Каин наказан как «беглец и странник». Он получает знак от Бога, обычно называемый знаком Каина , представляющий Божье обещание защитить Каина от убийства.
Толкование из Септуагинты рассказа «s,„стеная и дрожа на земле“имеет Cain страдания от сотрясений тела. Интерпретации распространяют проклятие Каина на его потомков, где все они погибли во время Великого потопа в качестве возмездия за потерю потенциального потомка Авеля.
Образ Каина в Библии
Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.
В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что
Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.
Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.
Преступление и наказание
Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.
Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
История Каина и Авеля — за что брат убил брата
Из Библии известно, что Каин занимался земледелием, а Авель был пастухом. У них был обычай приношения жертвы Богу как выражения любви и благодарности Ему. Однажды вновь пришло время принести Богу плоды своих трудов. Каин возложил на жертвенник часть урожая, а Авель принёс лучших овец. Но жертва Каина не была принята Всевышним. На приношение Авеля с неба сошел божественный огонь, что означало угодность жертвы Богу. С дарами же Каина ничего не случилось. В порыве ревности и зависти Каин заманил младшего брата в поле и убил его.
Бог смотрел не на жертвенник, а в души братьев. Авель приносил жертву с благоговением и смиренным упованием на будущее искупление первородного греха. Каин же выполнял жертвоприношение лишь как внешний обряд, без усердия, веры и смирения. Потому и принёс Богу жертву без благоговения и рассуждения, принес негодную жертву. Ещё до убийства, зная о страшном намерении Каина, Бог не оставлял его Своей любовью. Творец предостерегал человека от злодеяния, призывал побороть в себе греховные помышления: