Сверхъестественное [сериал]

Что произошло: история конфликта

После своего грехопадения Ева и Адам были возвращены на землю, и для выживания им было необходимо возделывать землю, заниматься животноводством и другим трудом. Семья старалась жить по заповедям Бога, желая обрести вновь небесное царство.

Со временем у них родилось двое сыновей Авель и Каин, которые также старались на всем протяжении жизни угождать Всевышнему. Авель занимался скотоводством, а старший сын выращивал растения.

Сыновья Евы приносили жертвы Создателю, желая Его задобрить и получить его милость, земледелец бросил в костер кучу свежий колосьев, а Авель ягненка. Господь видел искреннюю веру Авеля, который часто молился и всегда жил с верой в душе. Поэтому Создатель принял жертву младшего брата, а старшего оставил без внимания.

Авель и Каин приносят жертвы Создателю

Каин жил с гордостью в душе и начал завидовать Авелю и его удачливости. С каждым днем старший брат все больше ненавидел своего кровного младшего брата. Создатель пытался образумить грешника, внушить ему добрые мысли и любовь в сердце. Но злоба была сильнее, и старший сын убил младшего, принеся этим поступком горе своим родителям. Старший сын был слеп от своей ненависти и был уверен, что никто не узнал про его поступок, и в этом он был не прав.

Всевышний видит все. Бог спросил у Каина — «Где брат твой?», на что грешник ответил: «Откуда мне знать? Я не пастух ему». Этим вопросом Создатель давал шанс грешнику раскаяться. Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне.

Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Создатель решил наказать старшего сына Евы за такое поведение:

  • отправил его подальше от своей семьи жить в чужой стране;
  • клеймил его меткой убийцы, чтобы все люди вокруг знали, с кем имеют дело;
  • ни на секунду Каина не оставляли муки совести за содеянное, не мог он найти душевного покоя.

Всю свою оставшуюся жизнь, убийца провел далеко от своей семьи и постоянно думал о том, как пролил невинную кровь родного человека. Каин продолжал заниматься растениеводством.

Родители сыновей очень горевали и поначалу не знали о том, что произошло, но коварный дьявол все в подробностях выложил перед Евой. Женщина не знала чем себя утешить и как жить дальше. С этой истории на человечество сошло самое большое горе в мире — потеря родного человека.

Горе Адама и Евы

Создатель сжалился над Евой и подарил ей еще одного ребенка, которого после рождения нарекли Сифом.

Важно! Эта история поучительная для многих людей, никто не вправе отнимать жизнь у человека, которую даровал ему сам Бог! Совершивший такой грех, будет мучиться душой до конца своей земной жизни и после нее. Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился

Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести

Каин убил своего единокровного брата из зависти к его удачливости, за что и поплатился. Всевышний отвернулся от убийцы и заставил его скитаться по планете и мучиться от угрызения совести.

Это интересно: История «пророк Иона в чреве кита»: правда или притча

Преступление и наказание

Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.

Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.

Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.

Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.

Описание[]

Метка является своеобразным ключом к одному из самых мощных демонических артефактов — Первому клинку: древнему костяному орудию, с помощью которого Каин некогда убил своего брата Авеля (запустив тем самым в наш мир саму идею убийства).

Метка даёт своему носителю ряд преимуществ:

  • Бессмертие — человек с Меткой Каина живёт вечно, а при насильственной смерти превращается в демона. После превращения в демона владельца не сможет убить даже Смерть. Единственный шанс носителя умереть — передать Метку другому, после чего он может быть убитым.
  • Неуязвимость — после превращения в демона носитель становится практически неуязвимым, но пока он сохраняет человеческий облик, даже обычное оружие способно причинить ему вред. К тому же, физическую оболочку демона всегда можно повредить или даже уничтожить.
  • Сверхсила — человек с Меткой Каина обладает большей физической силой, чем у обычного человека. Дин Винчестер в одиночку справлялся со множеством опасных врагов. Демон с Меткой (такой, как Каин) также превосходит по силе всех себе подобных.
  • Использование Первого клинка — Метка позволяет использовать Первый клинок. В руках же обычного человека он — всего-навсего древний обломок кости.
  • Убийство сверхъестественного — Первый клинок в руках носителя Метки в состоянии убить любого монстра, демона, языческого бога и ангела.

Однако носитель, получив её однажды, уже не может ни избавиться от неё, ни умереть, будучи обречённым вечно испытывать неудержимую тягу к убийствам. Так что по сути Метка Каина — самое первое в истории и самое опасное проклятие, известное человечеству.

Надёжный способ избавиться от Метки всё же есть, но если сделать это, предварительно не передав её другому, будет освобождена Тьма — величайшее первородное зло.

Метку может снять только Бог, создавший её, Смерть — при условии, что Метка останется у кого-то другого. Также Метку можно снять с помощью ритуала, описанного в Книге проклятых. Для его проведения необходимо собрать три компонента: нечто созданное Богом, но запрещённое человеку (запретный плод); нечто созданное человеком, но запрещённое Богом (золотой телёнок); и «сердце» того, кто проводит обряд (нужно убить того, кого больше всех любишь).

Татуировка

Многие понимают священные тексты буквально, а потому уверены в том, что на теле Каина Господь нарисовал какое-то изображение или сделал несмываемую надпись, вроде татуировки. Один из известных комментаторов Торы Раши писал, что Бог поставил на лоб убийцы одну из букв своего имени. Согласно иудейской и каббалистической традициям, полное имя Бога, так называемый «тетраграмматон», состоит из 4-х букв, но произнести его нельзя: это табу. Поэтому Всевышний и написал только одну букву. Но даже она одна внушала в окружающих такой страх или трепет другого рода, что никто не смел поднять руку на Каина.

Однако раввин-философ Авраам ибн Эзра был уверен в том, что Всевышний сделал это не для того, чтобы отпугнуть кого бы то ни было от Каина, а для того, чтобы вернуть тому веру в то, что Бог всегда будет рядом с ним и защитит его от любых опасностей.

Другие истории

В еврейской традиции , Филон , Пиркей де-рабби Элиэзер и Таргум Псевдо-Джонатан утверждал , что Адам не был отцом Каина. Скорее, Ева подверглась прелюбодеянию, будучи соблазненной либо Саммаэлем , змеем ( нахаш , иврит : נחש ) в Эдемском саду , либо самим . Христианское толкование «лукавого» в также привело некоторых комментаторов, таких как Тертуллиан , к согласию с тем, что Каин был сыном дьявола или какого-то падшего ангела . Таким образом, по мнению некоторых толкователей, Каин был получеловеком-полуангелом, одним из Нефилимов (Бытие 6). Гностическая экзегеза в Апокрифе Иоанна соблазнила Еву Ялдабофом . Однако в Ипостаси Архонтов Еву изнасиловала пара Архонтов .

Псевдо-Филон , еврейский труд I века н. Э., Повествует, что Каин убил своего брата в возрасте 15 лет. После побега в Землю Нод Каин родил четырех сыновей: Еноха , Олада, Лизфу и Фосала; и две дочери: Кита и Маак (последние пять не упоминаются в Библии). Каин умер в возрасте 730 лет, оставив своих испорченных потомков распространять зло по земле. Согласно Книге юбилеев , Каин убил своего брата камнем. Впоследствии Каин был убит тем же орудием, которое он использовал против своего брата; его дом упал на него, и он был убит камнями. После повествования о смерти Каина был процитирован небесный закон:

Талмудическая традиция говорит, что после того, как Каин убил своего брата, Бог заставил рог расти на его голове. Позже Каин был убит своим правнуком Ламехом, который принял его за дикого зверя. Христианская версия этой традиции времен крестовых походов гласит, что убийство Каина Ламехом произошло на кургане под названием «Каин Монс» (т.е. гора Каин), который является искажением «Каймонт», форта крестоносцев в Теле. Йокнеам в современном Израиле .

История Каина и Авеля также упоминается в главе 19 , книги, считающейся канонической в эфиопской православной церкви Тевахедо . В этом тексте Каин убил Авеля, потому что хотел жену Авеля.

Согласно мандейским писаниям , включая Qolastā , в книгу Джона и Genzā Рабб , Абель родственно с ангельским сотериологическомом фигурой Hibil Ziwa , который учил Иоанн Креститель.

Каинова печать – метафора?

Следовательно, отвечая на вопрос: «Что значит Каинова печать?» — говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим – и людям, и диким зверям – страх перед ним. Однако имя Бога – имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно – выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения «Каинова печать» подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.


Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать – это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.

С учетом всего вышесказанного становится понятным, что значение фразеологизма «Каинова печать» может быть истолковано куда шире, чем это обычно принято.

Наследие и символика

Тысячелетняя давность объяснения способности Каина к убийству заключается в том, что он, возможно, был потомком падшего ангела или самого сатаны , а не сыном Адама.

Согласно средневековой легенде, Каин прибыл на Луну , где он навеки поселился со связкой веток. Это произошло из-за популярной фантазии об интерпретации теней на Луне как лица . Пример этой веры можно найти в « Данте Алигьери (XX, 126), где выражение «Каин и веточки» используется как кеннинг для «луны».

В теологии Святых последних дней Каин считается квинтэссенцией Сына погибели , отцом тайных объединений (т. Е. Тайных обществ и организованной преступности ), а также первым носителем титула Мастер Махан, что означает повелитель секрет, что может убить и получить прибыль .

В мормонском фольклоре — свидетельство из вторых рук — повествует, что один из первых лидеров мормонов Дэвид В. Паттен встретил в Теннесси очень высокого, волосатого темнокожего человека, который назвал себя Каином. В рассказе говорится, что Каин искренне искал смерти, но получил в ней отказ, и что его миссия состояла в том, чтобы уничтожить души людей. Воспоминания об истории Паттена цитируются в книге Спенсера В. Кимбалла « Чудо прощения» , популярной в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней . Эта широко распространенная вера мормонов дополнительно подчеркивается в сообщении из Солт-Лейк-Сити в 1963 году, в котором говорилось, что «Одно суеверие основано на старой вере мормонов, что Каин — черный человек, который странствует по земле, умоляя людей убить его и взять на себя его проклятие. (М, 24, SLC, 1963) «.

Теория Фрейда братоубийства объясняется эдипова или комплексом Электры через Карл Юнг добавок «s.

Были и другие, второстепенные традиции, касающиеся Каина и Авеля, как древних, так и новых времен. Апокрифическая жизнь Адама и Евы повествует о том, что Еве приснился сон, в котором Каин пил кровь своего брата. В попытке предотвратить пророчество, двое молодых людей разделены и получают разные работы.

Автор Даниэль Куинн , сначала в своей книге Измаил, а затем в «Истории Б» , предлагает, чтобы история Каина и Авеля была рассказом о ранних семитских пастухах, наблюдающих за началом того, что он называет тоталитарным сельским хозяйством, причем Каин представляет собой первое «современное земледелие». ‘земледельцы и скотоводы Авель .

Православная Жизнь

Объясняет преподаватель КДА протоиерей Андрей Ухтомский.

Устоявшееся выражение «Каинова печать» означает «знак изгоя, символ отверженности, остракизма или несмываемое пятно преступления».

и связано с двумя фактами: преступлением Каина и печатью, которую Бог сделал на его челе. «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Имя первого убийцы на земле, Каина, стало нарицательным, и означает человека, способного на подлость, зависть, злобу к доверившимся ему людям. Приписываемые Каину качества отражены в этимологии слова «окаянный», происходящего от глагола «проклясть».

Каин – сын Адама и Евы – по причине зависти убил в поле своего брата Авеля. Зависть возникла оттого, что Бог предпочел жертву (благодарность Богу) Авеля жертве Каина. Авель принес жертву от первородной овечьей отары, а Каин – от плодов земли, как написано в Писании, спустя некоторое время (Быт. 4:3–5). Бог проклял Каина за то, что тот убил Авеля (это главное), и, во-вторых, огорчившись, утаил от Бога свое злодеяние.

Что постигло Каина? «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:11–15). «Каин, благодаря особому знамению, данному ему Богом, был храни от мщения людей, которое, как он сам сознавал, он заслужил». После этого пошел Каин от лица Бога на Восток от Эдема в землю Нод. Его жена родила сына, Еноха, именем которого он назвал построенный город. Далее о жизни Каина из Священного Писания нам ничего неизвестно.

Что же такое печать Каина? Средневековый толкователь Раши (XI–XII вв.) указывает, что знамение – это первая буква имени Бога. Амвросий Медиоланский (IV в.) в своем 2-м Послании утверждает: «И хотя Каин был клеймен, словно раб, это не помогло ему избежать казни». Что это за клеймо? Святитель Филарет (Дроздов) полагает, что это клеймо могло состоять в отличной одежде или некоем изображении на лбу. Есть и психологическая теория: Каин имел клеймо в виде иного выражения своего лица, которое изменилось, что описано словами Библии «отчего поникло лице твое?». «Ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделовала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих». С одной стороны, лицо Каина показывало, что он совершил убийство, с другой – печать Каина служила защитой ему самому. Отчего это? Она была сделана после того, когда Каин произнес: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Другими словами, испуг Каина, очевиден: Он убил брата. Бог его изолирует от других людей, на окраину Рая, что сможет означать отверженность Богом. Если так, то всякий может поступить с ним так, как ему заблагорассудится. А зная, что Каин – убийца, могут убить так же и его самого.

Сохраняя и ограждая Каина от будущей возможной расправы людей и дабы не допустить кровной мести, Бог успокаивает грешника, обещая ему: кто его убьет, тому отмстится всемеро. Страх семикратного отмщения должен будет остановить того, кто желает убить Каина. Митрополит Филарет (Дроздов) приводит пример иного возможного перевода: «…Сотворил некоторое чудо, чтобы успокоить его удостоверением, что никто, встретив его не убьет его».

Таким образом, исходя из Священного Предания и его толкования, мы видим, что печать Каина сама по себе является свидетельством о совершенном убийстве и, с другой стороны, служит защитой Каину. Постепенно печать Каина стала аллюзией, указанием на злые наклонности Каина, о которых мы говорили в самом начале статьи: именно подлость, зависть и злобу к доверившимся людям.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Примечания:

1. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / сост. В. Серов. М., 2005. С. 329. 2. Николаюк Н. Г. Библейское слово в нашей речи. СПб., 2009. С. 186. 3. Каин // Библейский энциклопедический словарь. Новое пересмотренное и исправленное издание с иллюстрациями / сост. Эрик Нюстрем. 2007. С. 195. 4. Амвросий Медиоланский. Послание 2. 5. Филарет (Дроздов), митр. Толкование на книгу Бытия. М., 2004. С. 161.

Интересные факты[]

Беря во внимание слова Михаила о том, что род Винчестеров восходит к Каину и Авелю, можно предположить, что, скорее всего, Каин являлся первым истинным сосудом Михаила, а Авель, будучи младшим братом, соответственно первым истинным сосудом Люцифера, возможно это и послужило к совращению души Авеля Люцифером.
Является первым человеком, который получил Метку.
Является одним из демонов, которые смогли подружиться с Дином Винчестером. Это было видно по взгляду Дина, когда он не хотел убивать Каина и просил его прекратить убийства

Кроме него — Кроули и, возможно, Кейси.
Является одним из 7 людей (Лилит, Дин Винчестер и 4 принца ада), превращенных в демонов без тысячи лет пыток в Аду.
Большинство демонов и ангелов испытывали огромный страх перед Отцом Убийства и предпочитали держаться от него как можно дальше.
Теоретически, Каин, являясь демоном, должен обладать способностью использовать людей в качестве сосудов. Однако остаётся под вопросом, может ли он покинуть своё тело, нося при этом Метку. Возможно, он получил бы эту способность, только избавившись от Метки.

Почему два брата были такими разными

Странно, что родившись в одной семье и получив одно воспитание, два сына были такими разными.

Текст Библии гласит о том, что при рождении каждая душа получает свободную волю, и человек становится таким, каким хочет быть. Для того, чтобы стать хорошим человеком и вести праведную жизнь нужно работать над собой каждую секунду. Тот, кем овладела лень скатывается в пучину грехов, из которой потом уже трудно вылезти.

Убийство Авеля

Каин был слеп душой и ленив, ждал удачи и божественного признания, ничего для этого не сделав, не поработав над своими мыслями и душой. Грех поджидал его за дверью, и старший сын с радостью принял его и разжёг в своей душе ненависть к младшему брату. Зависть и злость, совершив первое в истории человечества злодеяние — братоубийство.

Дополнительные статьи:

Слабости[]

Каин является одним из самых сильных демонов показанных в сериале, а с Меткой Каина он обладает абсолютным бессмертием и неуязвимостью, однако, несмотря на столь огромную силу он имеет некоторые слабости.

  • Более сильные существа — Бог, Смерть, Тьма, архангелы, мутировавший ангел, Тень способны убить Каина, при условии, что его больше не будет защищать Метка.
  • Первый клинок — является единственным гарантированным оружием, способным убить Каина, при условии, что находится в руках другого носителя Метки.
  • Сверхъестественное оружие — такое оружие, как Серп Смерти, меч архангела, первый клинок способны убить Каина, если он лишится Метки.

Змей-искуситель

Христианская традиция считает змея дьяволом и сатаной. Это верно, но только отчасти. Именно Бог создал этого самого хитрющего змея, ставшим первым людям противником.

“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог”. (Бытие 3:1)

Правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все дьявольские черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст, говоря:

«следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью (Прем. 2:24), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» (Иоанн Златоуст).

Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания.

В иудейской традиции, один из вариантов трактовки говорит, что змей только то и делал, что лазил по запретному дереву и вкушал запретные плоды и больше ничего.

Тогда-то Ева и подумала: «Ему можно, а мне нет?». Решилась отведать плод. Может и так, но по большому счёту сущность змея не столь уж и важна.

Бог предупреждал людей, дал им выбор и дал им возможность доказать этот выбор — между послушанием Богу и жаждой познания для Евы,  а для Адама — между послушанием Богу и любовью к женщине.

Примечания

  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян, А. А., 1987, Оригинальный текст (рус.) Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а).
  3. Епифаний Кипрский Панарион. Против архонтиков, двадцатой и сороковой ереси (гл. 5)

    Оригинальный текст (рус.)

    И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола.

  4. Тертуллиан О плоти Христа (гл. 17)

    Оригинальный текст (рус.)

    „Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.

  5. Окаянный // Этимологический словарь Крылова.
  6. 123 Каин и Авель // Кругосвет
  7. см. Убийство Авеля Каином#В иудаизме
  8. Толковая Библия Лопухина // lopbible.ru.
  9. Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Бытия // rusbible.ru.
  10. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия, 19 // azbyka.ru.
  11. Йосеф Альбо (1380—1444) — ученик Крескаса // Пути к истине от RIN.RU.
  12. Каин, Гитлер и Вегетарианство Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine // jewish.ru.
  13. Али-заде, 2007.
  14. Лео Таксиль. Забавная Библия
  15. Раши. Комментарий к книге Берешит
  16. 12 (Юб. 4:9), s:Книга_Юбилеев/Книги_I—X#IV, абзац 2
  17. ((нач. 374/375); Епифаний , Панарион, Contra Sethianos, 6); s:На_восемьдесят_ересей_Панарий,_или_Ковчег_(Епифаний/неуказанный_переводчик)/1#О_сифиянах,_девятнадцатой,_а_по_общему_порядку_тридцать_девятой,_ереси, Глава 6
  18. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 17
  19. ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  20. 12Саид-Афанди аль-Чиркави. История пророков / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Махачкала: Нуруль иршад, 2010. — Т. 1. — 361 с. — ISBN 978-5-903593-12-5., с.30-31
  21. 12 без указания произведения
  22. 123 Кто — жена Каина?
  23. трактат Иевамот (первая книга Нашима), лист 62
  24. Откуда взялись внуки Адама и Евы?
  25. Берешит Раба, глава 22; издание русскоязычного перевода, Перевод с иврита Я. Синичкин, А. Членова, 2012 г
  26. Дмитрий Ростовский, Келейный летописец, Глава 9, абзац 6
  27. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 15
  28. у Мхитара Айриванкского, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, абзац 1
  29. по мнению К. Патканова, переводчика Хронографической истории, ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, второй труд, примечание 84, со ссылкой на Самуила Анеци и Михаила Асори
  30. Быт. 4:16
  31. Быт. 4:17
  32. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ, абзац 16 (скорее всего, имеются в виду потомки)
  33. s:ЕЭБЕ/Яшар, Сефер га- (агадическое произведение)
  34. Быт. 4:18
  35. Lamech (англ.). www.jewishvirtuallibrary.org. Дата обращения: 10 января 2021.

Каин:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector