Псалтирь божией матери (святителя димитрия ростовского)

Краткое толкование

Истолковать четвертый Псалом коротко можно так:

  • Когда я молюсь тебе, Бог, услышь меня. Когда мне было плохо, Ты поддерживал меня. И сейчас яви мне свою милость и услышь то, о чем я молюсь Тебе.
  • Люди, до какой поры вы будете суетиться и верить всему тому, что вам говорят?
  • Бог отделил меня, царя, от прочих людей и назвал своим святым человеком.
  • Когда вы находитесь во гневе, не согрешайте. Лучше лягте и спокойно поразмыслите о жизни и о тех обстоятельствам, в которых вы сейчас находитесь. Только так к вам придет утешение, а в сердце будет мир.
  • Уповать нужно на Бога, а не на что-то другое в этом мире, потому что временно, а Бог постоянен.
  • Люди спрашивают о том, кто показал бы хорошую жизнь. Давид просит, чтобы это сделал для них Бог.
  • Господь и так не раз благословлял народ, и дальше будет заботиться о нем. Он печется о том, чтобы у людей для жизни было все самое необходимое и даже больше.
  • Давид спокойно ложится и спит, потому что знает, что с Богом он в безопасности. Он не надеется на свою многочисленную охрану. Он верит Богу, и доверяет Ему свою жизнь.

Четвертый Псалом состоит из 9 стихов и 16 предложений. Находится на страницах 569 и 570 Библии синодального перевода. Исполнил четвертый Псалом царь Давид для начальника своего хора.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает.  Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения

Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев

Когда и как читать псалом

Псалтирь читается в храмах, но ее можно и нужно читать во время домашней молитвы. Псалтырь делится на 20 кафизм. Псалом 4 входит в чинопоследование Великого повечерия и находится в первой кафизме. Сколько кафизм читать и о чем молиться на «Славе», человек определяет сам, посоветовавшись с духовником, чтобы молитвенное правило было ему по силам.

Псалмы следует читать на церковнославянском языке. Чтобы было легче, используются церковнославянские тексты, написанные русскими буквами. Не стоит использовать перевод, оправдываясь невозможность понять смысл. Во-первых, постоянно читая Псалтирь, человек постепенно привыкает и вникает в суть. Во-вторых, как учил прп. Арсений Великий, «бесы понимают и бегут».

Существует практика чтения отдельных псалмов в определенных нуждах. Псалом 4 читают в следующих случаях:

  • молясь о душевном здоровье;
  • прося исцеления мягкосердечных людей, которые впадают в уныние, когда видят деяния жестокосердных;
  • в случае обвинений и клеветы.

О том, как молиться в сложившихся жизненных обстоятельствах, какие читать псалмы, каждому православному христианину следует советоваться со своим духовным отцом.

Совет автора


При психическом расстройстве


В периоды уныния и отчаяния


В случае обвинений и клеветы

Толкование и смысл псалма

Архиепископ Ириней (Клементьевский) предложил свой вариант толкования псалма. По его мнению, в тексте говорится о благодарении Давидом Господа за избавление от наговоров Авессалома. Это содержание является историческим. В духовном смысле царь и пророк личным примером убеждает народ всегда прибегать к Богу и просить Его помощи в сложных обстоятельствах. Это показывает, что промысел Божий в большей мере относится к благочестивым. Здесь же автор учит тому, что благополучие человека – это не обилие земных благ и богатств, но спокойная совесть.

По толкованию святителя Афанасия Великого, этот псалом царь Давид написал после победы над врагами. Слова «в конец» Акила и Веодотюн трактовали как «победителю», а Симмах – «победная песнь».

В стихе 2 автор говорит, что Господь не только вывел его из сложных обстоятельств, но и помог стать на «широте». Им были получены пища и ткани в то тяжелое время, когда он спасался от Авессалома в пустыни. Врагам сказано, что суетна и лжива надежда погубить праведного, надеясь на многочисленное войско.

Пророк обратился к своим домашним, а вместе с ними и ко всем людям, говоря, что если человек допустит в себе гнев, то его можно нейтрализовать «умилением сердца в безмолвии».

Варианты молитвы по Псалтири за упокой

В определенных случаях, исходя из особенно рьяного для умершего поминания, существует традиция чтения лишь одной кафизмы, больше всего определяющей жизненное кредо покойного.

Выбранная кафизма –  эксклюзивна и великолепна не только по своему содержимому, но и по яркой интерпретации, языку – это семнадцатая кафизма. Она — ярчайшая и самая длинная в Псалтири. Чтец данной главы имеет реальный шанс, хотя и в довольно кратком изложении, помянуть любезного почившего и потрудиться за него (принеся Всевышнему не только слово, но и дело), да и сам помолившись, для своей души одержит большою поддержку.

Для чего читается псалом 4

Эта кафизма незаменима в моменты, когда:

  • случается самое страшное, то есть, вера человека в Господа слабнет;
  • череда бед кажется непрерывной;
  • православный вынужден сражаться с врагами (под врагами подразумеваются не столько люди, сколько пороки, а также проблемы, в том числе и финансовые, болезни телесные и душевные);
  • не получается контролировать эмоции;
  • жизненная сложная ситуация тупиковая.

В жизни каждого человека случаются беды и скорби, от которых душа его становится тяжелой, а разум затуманивается унынием, способным трансформироваться в отчаяние. На примере Давида, который всегда искал утешение в вере в Бога, православные могут убедиться в том, что помощь Господня посылается тем, кто искренне верит в Его промысел. Искренняя и усердная молитва помогает впустить в сердце радость и благодать дарованную Всевышним.

Четвертая кафизма призывает христиан больше времени посвящать анализу своих деяний, помыслов и слов. Через размышление о всем дурном, допущенном в минуты помутнения разума, приходит осознание своей греховности, простить которую может только Господь.

Вымолить это можно только через искреннее раскаяние. Оно дарует умиротворение, вытесняющее раздражение и гнев, которые часто занимают много места в сердце человека. Псалом 4 – напоминание о том, что непокаянные грехи закрывают перед христианином двери милости Божией.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает. Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения

Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев

Чтение кафизм в храме

Деление Псалтири на кафизмы удобнее обозначить в форме таблицы:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1—3 4—6 7—8
II 9—10 11—13 14—16
III 17 18—20 21—23
IV 24—26 27—29 30—31
V 32—33 34—35 36
VI 37—39 40—42 43—45
VII 46—48 49—50 51—54
VIII 55—57 58—60 61—63
IX 64—66 67 68—69
X 70—71 72—73 74—76
XI 77 78—80 81—84
XII 85—87 88 89—90
XIII 91—93 94—96 97—100
XIV 101—102 103 104
XV 105 106 107—108
XVI 109—111 112—114 115—117
XVII 118:1—72 118:73—131 118:132—176
XVIII 119—123 124—128 129—133
XIX 134—136 137—139 140—142
XX 143—144 145—147 148—150

Во время богослужения в храме обычно не читается 151-ый Псалом, который в греческой традиции примыкает к концу 20-й кафизмы.

О том, в каком порядке читать кафизмы — говорит Устав. По Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста – дважды за неделю. Кафизму, положенную для чтения в данный день по уставу называют «рядовой».

В недельном Богослужении кафизмы читаются так:

  1. Одна на вечерне.
  2. Две на утрени.

При этом церковная неделя начинается с воскресенья и первая кафизма читается в субботу вечером, что соответствует воскресной вечерне. Если в праздник накануне служилось Всенощное бдение, то вечерняя кафизма отменена. Устав допускает совершение бдения накануне каждого воскресенья, поэтому в воскресенье вечером кафизмы не бывает.

Особый порядок чтения кафизм у Великого Поста:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Толкование и смысл псалма

Архиепископ Ириней (Клементьевский) предложил свой вариант толкования псалма. По его мнению, в тексте говорится о благодарении Давидом Господа за избавление от наговоров Авессалома. Это содержание является историческим. В духовном смысле царь и пророк личным примером убеждает народ всегда прибегать к Богу и просить Его помощи в сложных обстоятельствах. Это показывает, что промысел Божий в большей мере относится к благочестивым. Здесь же автор учит тому, что благополучие человека – это не обилие земных благ и богатств, но спокойная совесть.

По толкованию святителя Афанасия Великого, этот псалом царь Давид написал после победы над врагами. Слова «в конец» Акила и Веодотюн трактовали как «победителю», а Симмах – «победная песнь».

В стихе 2 автор говорит, что Господь не только вывел его из сложных обстоятельств, но и помог стать на «широте». Им были получены пища и ткани в то тяжелое время, когда он спасался от Авессалома в пустыни. Врагам сказано, что суетна и лжива надежда погубить праведного, надеясь на многочисленное войско.

Пророк обратился к своим домашним, а вместе с ними и ко всем людям, говоря, что если человек допустит в себе гнев, то его можно нейтрализовать «умилением сердца в безмолвии».

Текст песни Псалтирь — Кафизма 4

Кафисма четвертая Псалом Давиду, 24.

1К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, 2ибо вси терпящии Тя не постыдятся. 3Да постыдятся беззаконнующии вотще. 4Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. 5Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. 6Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. 7Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. 8Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. 9Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. 10Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. 11Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. 12Кто есть человек бояйся Господа Законоположит eму на пути, eгоже изволи. 13Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. 14Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. 15Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. 16Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. 17Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. 18Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. 19Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. 20Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. 21Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, 22Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

Псалом Давиду, 25.

1Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу. 2Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое. 3Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. 4Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. 5Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. 6Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи. 7Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. 8Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. 9Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. 10Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. 11Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. 12Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.

Псалом Давиду, прежде помазания, 26.

1Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся 2Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. 3Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. 4Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. 5Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. 6И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. 7Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. 8Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. 9Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. 10Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. 11Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. 12Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. 13Верую видети благая Господня на земли живых. 14Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Слава:

Псалом Давиду, 27.

1К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене, да не когда премолчиши от мене: и уподоблюся низходящым в ров. 2Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молити ми ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему. 3Не привлецы мене со грешники и с делающими неправду не погуби мене, гл

Толкование и смысл псалма

Архиепископ Ириней (Клементьевский) предложил свой вариант толкования псалма. По его мнению, в тексте говорится о благодарении Давидом Господа за избавление от наговоров Авессалома. Это содержание является историческим. В духовном смысле царь и пророк личным примером убеждает народ всегда прибегать к Богу и просить Его помощи в сложных обстоятельствах. Это показывает, что промысел Божий в большей мере относится к благочестивым. Здесь же автор учит тому, что благополучие человека – это не обилие земных благ и богатств, но спокойная совесть.

По толкованию святителя Афанасия Великого, этот псалом царь Давид написал после победы над врагами. Слова «в конец» Акила и Веодотюн трактовали как «победителю», а Симмах – «победная песнь».

В стихе 2 автор говорит, что Господь не только вывел его из сложных обстоятельств, но и помог стать на «широте». Им были получены пища и ткани в то тяжелое время, когда он спасался от Авессалома в пустыни. Врагам сказано, что суетна и лжива надежда погубить праведного, надеясь на многочисленное войско.

Пророк обратился к своим домашним, а вместе с ними и ко всем людям, говоря, что если человек допустит в себе гнев, то его можно нейтрализовать «умилением сердца в безмолвии».

Псалом 2

Второй псалом читают о спасении народа и вразумлении грешного правительства, которое угнетает людей и идёт против Бога, нарушая все его законы.

Псалом 2 толкование

  • «Мятутся» — волнуются, предают свои сердца и умы суетности.
  • «Замышляют тщетное» — имеется ввиду неосуществимое.
  • «Цари» — вышестоящая власть, в современном мире политики и президенты.
  • «Князья» — военачальники, управленцы высокого сословия.
  • «Восстают« — противятся Богу и христианскому учению.
  • «Совещаются вместе против Господа« — открыто выступают, принимают какие-либо меры.
  • «Расторгнуть узы» — разобщить, победить.
  • «Свергнуть оковы» — освободиться от их давления и влияния.
  • «Живущий на небесах посмеется« — т.е. Бог возрадуется.
  • «Господь поругается им« — значит также встанет против нечестивых правителей.

Имеется ввиду, что если Давид будет покорным Спасителю, то Тот даст ему власть прославлять веру.

То есть Давид получит и огромную силу над врагами, одержит над ними победу.

Призыв к главнокомандующим остепениться и принять Бога в свои сердца, перестать совершать зло.

Когда и как читать псалом

Псалтирь читается в храмах, но ее можно и нужно читать во время домашней молитвы. Псалтырь делится на 20 кафизм. Псалом 4 входит в чинопоследование Великого повечерия и находится в первой кафизме. Сколько кафизм читать и о чем молиться на «Славе», человек определяет сам, посоветовавшись с духовником, чтобы молитвенное правило было ему по силам.

Псалмы следует читать на церковнославянском языке. Чтобы было легче, используются церковнославянские тексты, написанные русскими буквами. Не стоит использовать перевод, оправдываясь невозможность понять смысл. Во-первых, постоянно читая Псалтирь, человек постепенно привыкает и вникает в суть. Во-вторых, как учил прп. Арсений Великий, «бесы понимают и бегут».

Существует практика чтения отдельных псалмов в определенных нуждах. Псалом 4 читают в следующих случаях:

  • молясь о душевном здоровье;
  • прося исцеления мягкосердечных людей, которые впадают в уныние, когда видят деяния жестокосердных;
  • в случае обвинений и клеветы.

О том, как молиться в сложившихся жизненных обстоятельствах, какие читать псалмы, каждому православному христианину следует советоваться со своим духовным отцом.
Совет автора

Толкование

В трудную минуту, преданный родным человеком Давид, как всегда, обратился к Богу. В душе его жила боль, но это не значит, что в ней не нашлось места для любви к Творцу и для чувства благодарности к нему за посланное спасение. Эта кафизма стала очередным доказательством того, что царь был предан Господу.

Чтобы тщательно разобраться в толковании данного песнопения, вошедшего в Псалтырь, нужно обратить внимание на все мелочи. Например, несложно заметить, начинается данное произведение словами «В конец»

Большинство экспертов сошлись во мнении о том, что они указывают на приход Спасителя. Детально стоит разобрать и:

Второй стих, где царь акцентирует внимание читателя на том, что для Всевышнего он всегда был своим, поэтому молитвы его всегда находили ответ. Убежденный в этом, Давид в очередной раз обращается к Единому Творцу с мольбой о помощи и защите
Он подчеркивает, что Господь – правда человека, то есть, он есть его покровительством и силой.
В третьем стихе присутствует укор, который относится к любому православному. Это напоминание о том, что часто в минуты тяжких испытаний люди забывают о том, что нужно верить Богу, не суетиться и не идти на компромиссы, которых можно было бы избежать.
В четвертом стихе Давид, продолжая начатую мысль, говорит о предательстве тех, кто, обольстившись обещаниям Авессала, забыл о том, царь является Божьим помазанником. Каждый, кто сошел с пути истинного, потерял шанс познать милость Господню. Тот, кто отказался от всех пристрастий, избежал наказания и почувствовал любовь Единого Создателя. Оставшийся верным Всевышнему, царь одержал такую желанную победу, справедливость восторжествовала. Такое истинное чудо ему было даровано неспроста, ведь он не просто не отказался от веры в Любящего Отца, но и осознавал себя перед ним, то есть, признавал все свои грехи и искренне в них раскаивался.
В стихах 5 и 6 написаны строки, главная идея и смысл которых прослеживаются во всей Библии

Речь идет о предостережении «Гневаясь, не согрешайте», что важно помнить всем христианам, которые часто забывают, что вершить суд может только Бог, а из праведного верующего, как из создания любящего, река гнева течь не может.
В 7 стихе ответы на важные вопросы найдут все, кто надеется лишь на себя, не понимая смысла веры в Бога, «пользы» от покаяния. Автор песни-плача указывает на то, что такие люди слепы, а значит, им не дано увидеть то, насколько Всевышний милостив и благ.

Знакомясь с содержанием четвертой кафизмы, любой христианин, подобно Давиду, может воздать Единому Творцу благодарное слово. Это инструмент укрепления веры в Его всесилие и милосердие, нравственный урок о высоком достоинстве упования на Господа. Учить псалом 4 наизусть необязательно, его достаточно вдумчиво читать, искренне каясь в своих грехах, надеясь на прощение, дарованное Богом, на Его защиту и помощь.

Псалом Давиду, 24

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,

2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи.

13 Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави грехи моя.

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

История написания

Из надписания псалма следует, что он предназначен для исполнения на струнных инструментах. В Библии на еврейском, греческом и латинском языках авторство приписывается царю Давиду. Это подтверждается содержанием текста, в котором отражается бегство царя из Иерусалима из-за восстания Авессалома.

Автор указывает, что он «в тесноте», а о врагах говорит, как о любящих суету и ищущих ложь. Он рассказывает о том, что людям, которые его сопровождают и хранят ему верность, испытывают нехватку продовольствия, чуть ли не отчаиваются, а затем получают пропитание. В это время царь находился в пустыне Маханаим, а продовольственная проблема решилась благодаря дару муки, меда, ячменя, овец и зерен, который принесли Сови, Махир и Верзеллий.

Обратившись к Господу, моля о помощи, псалмопевец предложил восставшим на него одуматься и покаяться. А сам пророк, получивший помощью Божию, в мире засыпает. По последним словам можно предположить, что это вечерняя молитва. Она дополняет 3-й псалом, который можно рассматривать, как молитву утреннюю.

Псалом 4 предназначен для исполнения на струнных инструментах

Когда и как читать псалом

Псалтирь читается в храмах, но ее можно и нужно читать во время домашней молитвы. Псалтырь делится на 20 кафизм. Псалом 4 входит в чинопоследование Великого повечерия и находится в первой кафизме. Сколько кафизм читать и о чем молиться на «Славе», человек определяет сам, посоветовавшись с духовником, чтобы молитвенное правило было ему по силам.

Псалмы следует читать на церковнославянском языке. Чтобы было легче, используются церковнославянские тексты, написанные русскими буквами. Не стоит использовать перевод, оправдываясь невозможность понять смысл. Во-первых, постоянно читая Псалтирь, человек постепенно привыкает и вникает в суть. Во-вторых, как учил прп. Арсений Великий, «бесы понимают и бегут».

Существует практика чтения отдельных псалмов в определенных нуждах. Псалом 4 читают в следующих случаях:

  • молясь о душевном здоровье;
  • прося исцеления мягкосердечных людей, которые впадают в уныние, когда видят деяния жестокосердных;
  • в случае обвинений и клеветы.

О том, как молиться в сложившихся жизненных обстоятельствах, какие читать псалмы, каждому православному христианину следует советоваться со своим духовным отцом.

Совет автора


При психическом расстройстве


В периоды уныния и отчаяния


В случае обвинений и клеветы

Порядок чтения Псалтири по усопшим

Заказать требу онлайн на сайте Святцы (Псалтырь за упокой)..

Наличествует определенная порядок чтения Псалтири по усопшим. Читать Псалтири возле умершего могут лишь располагающие специальными религиозными познаниями и имеющие определенную подготовку люди, ведь чтение должно быть, по возможности, непрерывным. Поэтому и приглашают для чтения священнослужителей. Близкие родственники также не должны оставаться в стороне, а молиться за душу покойного, но при этом им необходимо заручиться благословением у иерея.

В учениях Апостолов предначертано свершать псалмопение и воссылать молитвы в третий, девятый и сороковой дни. Однако, в данное время, в большинстве случаев псалмы по покойникам произносят на протяжении первых трех дней, хотя бывают случаи и сорокадневных псалмопений.

Всего Псалтирь включает в себя 20 кафизм (разделов), которые разделяются на три «Славы». Предначинательные молитвы предшествуют изложению первой кафизмы. В завершении каждой кафизмы или в заключении Псалтири говорятся специальные молитвы, необходимые по произнесении кафизмы.

Если на протяженности дня были прочитаны не все кафизмы, то на другой день чтение следует начинать с следующей кафизмы. По завершении прочтения Псалтири, надлежит начинать новое чтение с предначитательных молитв.

Всего же, по Церковной традиции за умерших заведено читать сорок псалтырей.

Псалом 1

Первый псалом читается для укрепления веры, о благополучной жизни верующих воцерковлённых людей и спаснии их душ.

Псалом 1 толкование

  • «Блажен» — имеется ввиду счастлив, обладает благополучим земным и духовным.
  • «Муж» — подразумевается не только мужчина, а в общем человек.
  • «Нечестивый» — непринимающий Бога, либо идущий на поводу у своих чувств.
  • «Грешный» — совершающий дурные поступки вопреки Божьим законам.
  • «Развратитель» — тот, кто подстрекает и искушает к совершению грехопадений.
  • «В законе Господа воля его» — говорится о праведности и благости человека.
  • «Воля» — в данном контексте желания и выбор.
  • «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод« — будет полон благодати и сил, данных свыше.
  • «Которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет« — всё будет удаваться, духовно и физически невредим, так как Бог станет его покровителем.
  • «Не так» — те, кто возбранятся Богу и будут сеять недоброе.
  • «Они — правах, возметаемый ветром» — т.е. нечестивые люди не обретут спасения души.
  • «Господь «знает» — любит, оберегает, ведает о нас всё.
  • «Путь» — идея, умыслы, действия, направление.

Почему читают именно Псалтирь

Считается, что чтение Псалтыря действительно может оказать помощь умершему. На пути к небесной родине у души появляются препятствия – различные духи, которые борются за право распорядиться душой на равных условиях с Господом.

  • Молитва по усопшему до 40 дней — текст;
  • Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день смотрите тут;
  • Как правильно помянуть усопшего на годовщину смерти —https://bogolub.info/kak-pravila-pomyanut-usopshego-na-godovshhinu-smerti/.

В сборнике псалмов выражены высшие качества человеческой души, освященной Господом. До того, как появился Новый Завет Псалтырь занимал почетное место – он считался книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, который был одержим бесами, и высвободить его.

Также Псалтырь играет весомую роль в защите души, которая отправилась навстречу с Господом, от бесов, которые ее травмируют. Он также может оказать духовную поддержку тому, кто молиться, помочь ему выразить чувства, ведь эта книга – сборник различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться каждый на протяжении земной  жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector