Почему люди верят в бога (с научной точки зрения)?

Люди верят, когда слышат Евангелие

После проповеди Петра и Иоанна в Бога поверило около пяти тысяч мужчин! Это наглядный пример того, как проповедь может влиять и влияет на веру людей. Когда люди слышат Евангелие (Благую весть о спасении через Христа), они получают возможность обрести веру.

Люди, жившие во времена Христа, могли видеть чудеса, совершенные Иисусом, своими собственными глазами. Те, кто родился после смерти и воскрешения Христа, такой возможности не имели и не имеют. Но они имеют точно такую же возможность обрести веру через то, что они слышат рассказы о том, что делал Иисус Христос и чему учил при Своей жизни на земле. Ведь главное, как мы с вами уже поняли, это не увидеть чудо своими глазами, а обрести веру и обрести веру во имя Иисуса Христа.

Апостол Павел в Послании к Римлянам подтверждает эту мысль о чудодейственной силе проповеди Евангелия:

Если вы хотите обрести веру — читайте Евангелие, изучайте жизнь Иисуса Христа, ведь это самый верный путь поверить в Бога.

Атеисты не верят в Бога, а агностики говорят, что не знают, есть ли Он

Сейчас вовсю набрало популярность слово «агностик». Те, кто хочет казаться оригинальным, называют себя так. «Ты веришь в Бога?». «Я агностик». Красиво. И звучит серьёзно, должно вызывать уважение будто бы.

В действительности агностицизм — это просто заявление о том, что мы ничего не знаем о том, есть ли Бог или нет. Откуда нам делать такие выводы? Человек живёт тем, что видел и знает. Какие-то факты он принимает на веру, какие-то нет.

Скажем, не были мы ни разу в США, но эта страна есть на глобусе, она производит фильмы, куча людей туда летают в отпуск или по работе. Звучит достоверно, значит, она есть.

Агностицизм не имеет ничего общего с гностицизмом, просто однокоренные слова.

А вот если кто-то расскажет, что вчера видел на улице снежного человека, тут справедливо усомниться. Слишком уж странное заявление.

О нём если и сообщают, то гималайские туристы и тамошние старожилы, но никак не жители среднестатистического города.

С Богом сложнее: о нём говорят святые, апостолы, верующие, священники. Моисей будто бы даже видел лицом к лицу, а Иисуса Его ученики считали воплотившимся Господом. Как ни крути — все лица заинтересованные.

На что тут опираться, чтобы верить или нет? Это факт, который ты либо беспрекословно принимаешь, либо отвергаешь.

Агностик честен с собой: он не замахивается судить о том, о чём не знает. Это не равнодушие к духовному, а просто объективный взгляд на мир.

Другие смыслы

Другой вариант – когда человек от просто религиозной
практики переходит к делу. Он находит себе некое занятие, которое сообщает его
жизни новый смысл. Это может быть, например, служение милосердия. Очень хороший
и праведный, честный выход. Человек думает так: ну, есть заповеди, что нужно
заботиться о ближних, больных, заключенных и так далее. Пойду о них и
позабочусь, это будет моя духовная жизнь. То есть человек оставляет себе
какой-то объем религиозной практики – посты, богослужения, исповедь, Причастие.
Но основным становится милосердное служение или проповедь, работа с молодежью
или другое занятие, которое его поддерживает. Таким образом он может в Церкви
обретаться еще много лет, будучи занят каким-то достаточно полезным делом.
Наука, искусство, иконопись – это все очень хорошо и правильно. Но это уже не
религиозная практика и не вера, это что-то рядом с ней, нечто вместо нее. Я
знаю людей, которые в конечном счете ушли в детей. Они завели семью, занимаются
воспитанием детей, пытаются их как-то защитить от тлетворного влияния
современного мира, и это составляет основу их собственной жизни. Это тоже
правильно и хорошо.

Отдельно нужно сказать о том, что строй нынешней церковной
жизни, который у нас есть, не особенно подходит для современного российского
горожанина. Эта жизнь требует медленности, сосредоточенности, долгой памяти,
умения отрешаться от происходящей суеты. Вот пришел ты в храм – и оставь все за
порогом. Молитва – это очень сосредоточенный процесс, в то время как вся жизнь
современного горожанина построена на погружении в большое количество
информационных потоков. По-другому жить очень сложно. Это даже не про интернет
– просто мало кто из нас на работе занят только одним делом. У большинства из
нас сразу несколько задач, постоянно падают новые, и никто не ждет, когда вы
доделаете предыдущую. У огромного числа людей больше одной работы. Плюс
существует семья, и если раньше семья и работа были отделены друг от друга – утром
отец ушел в контору, вечером вернулся, – то сейчас эти процессы идут
параллельно. Мужчина находится на работе, тут ему звонит жена и что-то
спрашивает: никто не удивляется. Или женщина находится на работе, а ей начинают
названивать дети по каким-то вопросам. Так устроена жизнь, и перекраивать ее,
находясь на современной работе в городе, очень сложно. И потому человеку в
Церкви может быть некомфортно, потому что все здесь предназначено для другого
типа жизни.

Одним из способов ухода от кризиса является борьба за
улучшение Церкви. За чистоту церковных рядов, за то, чтобы все было по-настоящему
– а «по-настоящему» может пониматься по-разному, как более традиционно, так и
более либерально. Такая борьба – тоже суррогат духовной жизни, о которой никто
не знает, что это такое. Ну и, наконец, последний выход – просто все оставить.
Обычно это происходит постепенно. Человек живет своей жизнью, понимает, что уже
три месяца не причащался, и не чувствует, что он что-то потерял. Он ходит в
храм все реже и реже: то слишком холодно, то есть другие дела, дети, еще что-то
– он постепенно охладевает, ему становится неинтересно, и он уходит из Церкви
еще раньше, чем сам себе в этом признается.

Мы должны идти к Богу, но порой Он идёт навстречу

Обратимся к истории религии. В Месопотамии жил Авраам, которому Господь однажды сказал: «Выйди из этой страны!» — то есть обратился к нему напрямую. Из этого следует, что есть ещё один путь убедиться в существовании Бога: откровение. Однажды человеку приходится осознать, что действовать разумом может быть ошибочно. Надо включать иррациональные способы познания. В частности — принимать на веру то откровение, которое Сам Бог принёс нам, потому что понять сущность Божества мы не можем, мы ограничены. В этом случае следует смириться и понять, что мы можем узнать о Боге только то, что Он нам открыл. Мы бы никогда не знали о Его существовании, если бы Он этого не хотел.

Мы можем подойти к процессу познания Бога как к научному предмету — есть же такая наука, как богословие, которая изучается на теологических факультетах учебных заведений, — и как к иррациональному откровению, сошедшему свыше. Если откровения не случилось, мы можем идти по первому пути. Для этого будем опираться на духовные авторитеты — людей, которые имели опыт общения с Богом, — и на Священное Писание, которое рассказывает о Нём. На этом пути нам также нужны терпение, воля, время, жажда познания и хорошие учителя, которые будут помогать нам задавать вопросы и формулировать правильные выводы. Отмечу, что по этому пути нужно идти с положительным настроем, то есть нам нельзя сомневаться в правильности действий Творца, в Его любви к Своему творению и в благой конечной цели существования человечества на земле. Мы должны сразу принять постулат, что Бог есть любовь. Если будем допускать сомнение — почему всё так или этак, — мы можем очень серьёзно запутаться, как запутались многие философы.

Все шаги должно делать с любовью к Тому, к Кому идёшь, ведь идёшь ты к источнику любви, её первопричине, к Тому, Кто любит тебя больше всех на свете. Ты идёшь к Личности, благодаря любви Которой мы существуем. На этом пути мы восхищаемся природой, устройством мира, прекрасными человеческими качествами — жертвенностью, любовью, взаимопониманием, честностью, милосердием, состраданием, — и чем дальше идём, тем больше убеждаемся в Его существовании.

Церковь – это о благе?

Во все времена находились люди, которые подвергали близких смерти за свои убеждения, когда это было нужно тем, кто обладал властью. Убивали за то, что их когда-то убедили верить в одного или другого бога.

Люди верили в идолов, и убивали друг друга в ходе чьей-то борьбы за власть. Верили в богов, и продолжали грабить, подставлять и развязывать войны с тысячами жертв. Сегодня те, кто называют себя христианами, продолжают убивать себе подобных. Во всех точках земного шара прямо сейчас ведутся войны.

И все это нередко одобрялось Церковью. Все потому, что история – это не о религии, это о власти. Тем, кто идет убивать и умирать, религия говорит, что это почетно. Почет никто не видит, но людей убеждают в чем угодно. Тем, кто проживает жизнь в кромешной нищете и безысходности, Церковь говорит, что это ненастоящая жизнь, дальше будет другая, где за мучения воздастся. Воздания и другую жизнь никто не видит, но опять же, людей можно убедить в чем угодно.

Помимо этого, со Средних веков и до сегодняшнего момента Церковь является богатейшей структурой, в которую всегда поступают средства от людей. Как?

Манипулирование осуществляется на главных страхах человека. Каждому христианину известно, что если не соблюдать заповедей, не молиться в церквях, то его ждут вечные мучения. И эта догма с детства внушается многим и становится причиной сильного страха, который оказывается сильнее логики персоны. Отсюда и появляются запросы в поисковике «не верю в бога, но я его боюсь». По официальным данным, за один этот месяц 83 человека вбивали эту фразу в одну из поисковых систем.

Библейские ценности не совпадают с современными

Все мы слышали что слово божье непогрешимо и должно соблюдаться во всех деталях. Но сама Библия имеет очень много интерпретаций. В связи с ними как грибы растут новые секты и религиозные направления. Сам текст очень старый и понимается разными людьми по-разному. Между моментом его создания и нашим днем лежит огромная временная пропасть и вряд ли найдется кто-то кто сможет точно сказать что именно имели в виду авторы Священного Писания.

Что касается многих моральных ценностей, указанных в Библии, то ни один здравомыслящий человек не станет практиковать их на своем примере. Содержание рабов, бессмысленные убийства гомосексуалистов и прелюбодеев, продажа детей и прочие вещи, которые в современном обществе не то что недопустимы, но и опасны для жизни и свободы. Может быть 2000 лет назад все это и было в порядке вещей, но сегодня картина разительно изменилась. Так есть ли смысл утверждать что истинный христианин может смело вершить свое правосудие, следуя букве библейского закона?

Минусы и плюсы религии

Религия веками успешно окутывала сознание человека «паутиной» неисполнимых иллюзий, конструкциями мироздания, загробного существования и пр. Укрепляясь так в сознании людей и в памяти поколений, делаясь частью культурного потенциала, религия получила некоторые культурно-этические и социально-политические функции.

Под функциями религии понимают способы религиозного влияния на жизнь общества. Функции религии порождают, как плюсы, так и минусы.

Плюсом любой религии выступает то, что вера помогает верующим легче перенести негативные эмоции. Другими словами религия дает утешение, нивелируя отрицательные эмоции (отчаяние, страх, горе, переживание печали, одиночества и пр.). Религиозное утешение это специфическая форма психотерапии, причем эффективная и дешевая. Благодаря такому утешению человечество смогло выстоять в историческом прошлом, выживает и сейчас.

Второй плюс функции религии выражается в том, что она способствует коммуникации людей с общим мировоззрением.

Коммуникация является значимой потребностью и ценностью в жизни. Ограниченность в общении или его отсутствие заставляют людей страдать.

Особенно переживают остро недостаток общения большинство пенсионеров, однако бывает, что и молодежь попадает в это число. Религия помогает всем преодолевать эту негативную сторону жизни.

Минусы религии отмечают только историки, поскольку богословы убеждены, что у религии минусов нет.

Историки причисляют к минусам отчуждение людей по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что прихожане разных конфессий относятся друг к другу или безразлично, или враждебно. Чем сильнее пропагандируется идея избранности в религии, тем более выражено происходит отчуждение между верующими различных конфессий. Однако есть религия (бахаизм), кодекс морали которой осуждает такое поведение и причисляет его к нравственному пороку.

Вторым минусом, по мнению историков, является снижение уровня социальной активности верующих.

Социальная активность – это нерелигиозная деятельность, целью которой выступает служение социуму, например, общественно-полезный труд, политическая деятельность, научно-культурная деятельность.

Религии из-за мировоззренческой функции мешают участию людей в общественно-политической деятельности (участие в митингах, выборах, демонстрациях и т.д.). Это происходит, как через прямые запреты, но зачастую из-за того, что для общественной деятельности совсем не остается времени, поскольку личное время посвящено молитвам, обрядам, изучению и распространению религиозной литературы.

Атеисты, пытаясь верующих понять, задаются вопросом, что побуждает людей верить в Бога.

Иногда и религиозные личности замысливаются над этим, наблюдая разнообразие религиозных течений.

Одни полагают, что верование в Бога это вопрос личного предпочтения, другие считают, что без веры человек становится неполноценной личностью, третьи предпочитают помалкивать ввиду убеждения, что люди сами придумали себе веру в Бога. Все мнения противоречивые, за каждым стоит убежденность, отражающая взгляд личности на веру в создателя.

Итак, люди начинают верить в Бога по следующим причинам:

  •  рождение в верующей семье. Вероисповедание зависит от местности, в которой проживает семья (например, в Индии живут индусы, в Италии – католики, в Марокко – исламисты и т.д.);
  • некоторые личности приходят к вере, поскольку ощущают потребность в Боге. Они осознанно интересуются религией, творцом, восполняя, таким образом то, чего им не хватает. Они убеждены, что появление человечества неслучайно, у каждого есть предназначение. Такая вера не временный порыв, а глубокая убеждённость;
  •  даже отдалённый от религии индивид, пережив жизненные испытания, обращается к Богу, например, в период тяжелой болезни;
  • некоторые, поняв ответ на свои мольбы, начинают веровать в Бога по личному желанию, выражая ему свою благодарность;
  • страх будущего толкает человека к вере. Он может не иметь веры в действительности, однако будет делать видимость верующей личности из-за опасения быть осуждённым другими или веровать из-за страха, что с ним станет после смерти.

Причины, почему люди верят в Бога, можно перечислять бесконечно, однако все сводятся к тому, что индивид может иметь поверхностную или глубокую веру. Это будет отражаться или нет на его словах и решениях, а слова, произнесенные вслух «я верю в Бога» не всегда являются истинной.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Религиозный инстинкт

Психологи считают, что не последнюю роль здесь играет страх смерти. Недавно специалисты из новозеландского Университета Отаго решили провести эксперимент, в котором приняли участие и верующие, и атеисты. Всем им предлагалось подумать о своей будущей кончине и написать об этом. В исследовании участвовали 265 человек. Всех их попросили написать о том, что они думают о своей смерти. После того как люди справились с заданием, психологи попытались выяснить, насколько изменились религиозные взгляды опрошенных. Оказалось, что верующие люди, написав эссе о смерти, ещё больше убедились в существовании высших сил. Атеисты же, напротив, заявляли о своём неверии. Однако тесты на подсознание продемонстрировали совсем иную картину. В ходе тестирования исследователи попросили испытуемых отреагировать на те или иные заявления, вроде «Бог есть» или «Бога нет». По скорости реакции они определяли, верит ли в душе человек в Божественный промысел. На деле многие «неверующие», хоть и декларировали атеизм, подсознательно всё же допускали существование Бога. Эксперты объясняют этот парадокс тем, что человека с самого рождения преследует страх смерти. Религиозное мировоззрение пропагандирует посмертное бытиё. То есть верить в Бога — значит, давать себе шанс спастись от небытия. Кстати, учёные из Гарварда выяснили, что среди религиозных людей больше тех, кто при принятии различных решений полагается на свою интуицию, а не на прагматический расчёт. Это лишний раз доказывает, что вера в Бога у нас присутствует на уровне инстинктов.

Проблема невір’я

З перших трьох етапів людина може обернутися до невіри, але тільки не з останнього. Звідси виникає питання: «Чому деякі люди не вірять або не хочуть вірити в Бога?». Я вже зазначив, що перші кроки до віри проробляє практично кожен, але знаходять віру далеко не всі. Ми побачили, що один з етапів становлення віри — вольова віра. Глибока переконаність у чомусь вимагає співвіднесення всього свого життя з цією переконаністю, а коли мова йде про Бога і вічне життя, то «ставки» зростають багаторазово. Буває, що людина передчуває необхідність змін, але не хоче цього. Їй просто простіше лежати в своєму теплому болоті і не помічати налиплого на неї бруду.

Іноді здається, що деякі люди видираються на вершину віри, але потім перестають вірити в Бога. Проблема тут в ілюзії. Буває, що людина росте у віруючій родині, її оточує релігійна культура, їй здається, що вся ця зовнішність і є віра, але далі емоційного сприйняття справа не йде. Емоції ж нестабільні, варто їх тільки похитнути, як віра тут же випаровується. Наприклад, на емоції від вражень зовнішньої атрибутики богослужіння або спілкування всередині громади «прилітає» емоція від пережитого або побаченого горя. Починаються терзання і, якщо вони не переростають в більш глибокі рівні віри, то вони обов’язково виллються відкиданням віри.

Что меняется, если ты осознаешь себя, как вечную душу, как часть духа самого Творца.

Во-первых, ты понимаешь, что ничего твоего в этом мире нет. Все принадлежит Богу. Ты лишь временно всем пользуешься.

Во-вторых, в своих действиях ты руководствуешься не личной выгодой, а в первую очередь пользой для своей души. А такие действия принесут радость и удовлетворение не только тебе, но и всем тем, для кого ты все это будешь делать. Такие поступки делают вас лучше по-настоящему, когда растет и крепнет душа, а не тело, которое сегодня есть, а завтра — неизвестно.

В-третьих, ты успокаиваешься. Ты перестаешь стремиться изменить этот мир под себя, изменить людей. Что хорошо, то хорошо, что плохо, пускай будет так. Ты учишься отпускать и не привязываться ни к вещам, ни к людям, ни к событиям.

Я не говорю о безответственности, о том, что вы должны бросать дела, плевать на семью и детей. Я говорю о внутреннем спокойствии, об отсутствии внутреннего страха и беспокойства, неуверенности и постоянных сомнений.

И если столкнетесь с проблемой, которая когда-то могла бы сильно подкосить вас, сегодня не окажет на вас такого влияния. Главное — это состояние, в котором находится ваша душа. А для нее эта проблема вообще ничего не значит, поэтому вы не привязываетесь к ней. Вы сделали, все, что могли и так, как было лучше для вашей души и не ценой причинения боли и страданий другому человеку.

Оказывается, что 90% процентов всего, что происходит с нами вообще не важно. Но мы сами раздуваем значимость этих событий и сами же от этого страдаем. Утренние продышки

Утренние продышки

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

ПОЛУЧИТЬ КУРС

Есть условно религиозные люди, которым лучше бы быть атеистами

Некоторые верующие любят возводить все религиозные вопросы в абсолют. Встречаются православные христиане, которые считают, что атеизм — это большой грех, а неверующий в Бога — потерянный человек для общества.

Но это несправедливо. Пусть человек и не живёт мыслями о Боге, но зато это остаётся его личным делом.

Можно быть добропорядочным атеистом и из рук вон плохим христианином. Само причисление себя к тому или иному «лагерю» ещё не делает человека однозначно плохим и однозначно хорошим.

Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма

За что можно похвалить атеистов — это за честность. Ведь он признаёт своё отрицание Всевышнего. А есть немало христиан, которые всем вокруг сообщают о своей набожности, а сами ведут себя грубо и невоспитанно.

Вспомните озлобленных старушек, что есть в каждом храме. Зайдёт в такой девушка в джинсах и ловит на себе косые взгляды — и это в лучшем случае, а то ещё и замечаний наговорят, оскорбят.

А всё потому, что это они-де такие праведные. На самом деле в церкви никто никому делать замечания не вправе. Не может быть более опытного верующего, ни на какую церковную «дедовщину» мы не должны даже замахиваться.

Головой мотал: «Нельзя так!»

Через эту свою беду Игорь и пришел к вере. Тогда по телевизору шла передача «Слово пастыря». Посмотрел он ее раз, два… И поверил в Бога. Так тоже бывает.

Когда еще мог говорить, попросил, чтобы напротив его кровати повесили икону Божией Матери. Молился, как умел. А потом, когда и речь исчезла, просто смотрел. И жили, лучились глаза. О чем он думал? Этого никто и никогда уже не узнает.

Игорь никогда не роптал. По крайней мере, никто этого не слышал. Хотя, наверное, он часто думал, почему все так случилось.

Роптала его мама, Анастасия Федоровна. Спрашивала сына:

— Как можешь ты в Бога своего верить, если Он такое допустил? Что это за Бог такой?

— Мама, не говори так! — просил ее Игорь.

Чем хуже ему становилось, тем больше злилась мать на «этого Бога» и кричала в небо страшные проклятья.

— Иногда это у нее до настоящего кощунства доходило, до хулы, — рассказывал мне отец Анатолий. — А парень, когда уже молчал, головой мотал, как будто сказать хотел: «Нельзя так! Нельзя!» — «Ты что ж, на Бога не в обиде? Ты же никогда ничего плохого никому не сделал?» — удивлялась мать. А Игорь опять из последних сил головой мотал: «Нет!»

Иногда Игорь плакал — когда мама подавала ему утку и мыла его. Хотел быть помощником, а вон как получилось.

Но тут же улыбался, как будто поддерживал. Как будто, как раньше, говорил: «Сядь, мамочка, отдохни, я сам».

Но сам он уже не мог. Опять плакал — наверное, жалел мать. А она опять проклинала Бога.

Отец Анатолий познакомился с этой семьей, когда они из города переехали в их село — из-за Игоря. Тут хотя бы на веранду можно сына вытащить с его аппаратом воздухом подышать. Анастасия Федоровна за сыном ухаживала, отец, Андрей Сергеевич, работал, хозяйством и пчелами занимался. И однажды он зашел в храм — просто поставить свечку. Так он и познакомился с батюшкой, рассказал ему о сыне.

Посещать храм у Игоря возможности не было. Поэтому отец Анатолий сам приходил к ним домой. Сначала — один. Потом — с детьми из воскресной школы.

Мальчишки и девчонки очень полюбили этого неподвижного человека с живыми лучистыми глазами. Они рассказывали ему разные истории из своей жизни, обкладывали своими нехитрыми подарками. А он смотрел, слушал и улыбался.

Иногда отец Анатолий исповедовал Игоря, насколько у них это получалось. Причащал — совсем крохотной частичкой. Это было сложно — парень почти не глотал.

— И всегда после причастия было явно видно, как он становился еще более мирным, одухотворенным.

Второй вариант атеизма — те, кто перестал верить в Бога

Есть люди, которые разочаровались в Боге. Как правило, это те, кто ждал от Него чего-то и не дождался. Подчас это возникает из-за поверхностного представления о религии или из-за её принятия в неразумном возрасте.

Вот родился человек, крестили, пару раз ходил в церковь. Говорит о себе, что православный. И тут у него умирает мать, отец. Молитвы не помогли. «Где был ваш Бог?», — возмущается такой человек.

И ему невдомёк, что это не те вопросы, в которые Всевышний вмешивается, что молитва — это не заказ того, как будет дальше, а средство общения.

«Поцелуй Иуды» фрагмент четырёхчастной иконы. Фото: icons.pstgu.ru

Если опираться на традиционную христианскую версию, то Иуда Искариот вполне сгодится на роль человека, который разочаровался в Боге. Он некогда был избран среди выдающихся верующих, но предпочёл пойти от Христа, а не к нему.

И вот появляется ещё один человек, который не верит в Бога, потому что обозлился. И религия для него — уже сказки. А что поделать, если нет правильного религиозного воспитания.

А бывает, что ищет человек себя в религии и не находит.

Кто-то мечется, берётся за другие учения. Не нравится ему, скажем, идея о том, что все мы живём один раз, им неприятна.

А вот реинкарнация — самое то. И человек находит, что ему особенно близки восточные учения.

А бывает, что из таких кризисов выходят люди, которые не верят в Бога. Просто думают, что не может быть у такого жестокого мира Творца и отрицают идею о его существовании.

Пример истории, когда человек становится атеистом, рассказывает в видео ниже протоиерей Александр (Игнатов). В его рассказе проиллюстрирован ещё один путь к атеизму — через чувство вины.

Собственно, вся проповедь отца Александра — попытка осмысления атеизма с позиции верующего.

Слово о вере. От 7 февраля. Об атеистах

А теперь вернемся к первоначальному вопросу Богу.

У ребенка, в зависимости от психологического типа родителя и формы воспитания, складывается внутренний образ Бога:

  1. И получается, что в первом варианте, Бог – это грозный старик, для которого я все делаю плохо и неправильно. Если я поступаю не как «должен», я грешу, я «плохой». А как хочу поступать, я и не знаю. И Он меня не любит, отвергает. Такой человек старается не грешить, чтобы заработать благосклонность Бога, его любовь и благословения. У него естественно ничего не получается, он кается, начинает новую жизнь с понедельника, опять «падает» и т.д, никогда не дотягивая до «хорошего и любимого». Либо, если «удалось» стать хорошим (на самом деле обмануть себя в этом), то рефреном в его речи звучит: «Я такой хороший, Бог, ни с кем не ругаюсь («добрый»), никому не отказываю («отзывчивый»), «не лезу по головам» («смиренный»), а все жду, когда же чаша моих заслуг заполнится, и ты, Бог, воздашь мне. И сидят, ждут. Таким людям легче всего прийти к вере в Бога, потому что это продолжение его детских отношений с родителями. И если он их не проработал, то Бог так и останется для него призраком из прошлого. Фигуры поменялись, а потребности и мотивы этих отношений остались прежними. Такую веру в Бога нельзя назвать искренней и истинной, потому что она продиктована в большей степени не внутренним поиском, не жаждой духовного самоопределения и развития, а невротическим чувством вины, либо перфекционизмом.

  2. В представлениях такого человека, Бог – это тот, кто меня любит, кто полностью определяет мою судьбу, все в его власти, а я такой слабый и беспомощный. В основе лежит отсутствие навыка решать текущие вопросы своей жизни, определять свои потребности и удовлетворять их, в связи с чем, он не готов взять ответственность за свою жизнь. Когда он узнает, что Бог его любит, прощает, обладает верховной властью, это как нельзя лучше вписывается в его картину мира, так как сами они не в состоянии нести бремя ответственности за свою жизнь. Они склонны только молиться – просить, не вникая глубоко в познание Бога и себя, могут с энтузиазмом участвовать в служении. Часто разочаровываются, когда обнаруживают, что почему-то благословения с неба не сыплются на его благословенную голову. Здесь еще сказывается их непостоянство и поверхностность. В понимании православной психотерапии такая вера тоже является невротической, поверхностной, так как «Бог» является заменителем собственной зрелости. Человек нуждается в таком Боге, как дитя – в маминой юбке.

  3. Здесь, как вы, наверное, уже поняли, отношения с Богом совсем не складываются. Это бунтарь против правил, норм, установок. Но он может быть не сильно выражен на поверхностном уровне, и такой человек выглядит вполне порядочно. Но у него уж точно на все своя точка зрения, пролоббирует свои интересы, решительный, любит ответственность, так как это дает ему свободу, в общем, “моя жизнь – мои правила”. Их протест против родительской фигуры может быть канализирован именно в сторону Бога. Это наиболее социально безопасно. Можно протестовать сколько душе угодно. Где Он этот Бог-то? Среди этой группы часто встречаются психологи и психиатры. В отношении них положение дел усугубляет религия, которая преподносит Бога, прежде всего как диктатора моральных правил, верховную наказующую власть. Он любит и наказывает для твоего же блага, и ты должен терпеть, смиряться и т.д. А для этих противоборцев подобные слова, как красная тряпка для быка. И Бог превращается в главного врага жизни. Но это отношение также не является зрелым, а невротическим переносом агрессии с родительской фигуры на образ Бога.

Возвращаясь к первоначальному вопросу, можно сказать, что для многих за причинами веры или неверия в большей степени скрываются симптомы невроза. И это дает повод некоторым психотерапевтам рассматривать веру в Бога однозначно как нездоровое проявление. Как неспособность справиться с жизненными ситуациями и убегание «под крылышко» Бога.

Потому что то, что такие люди себе представляют Богом, не Бог вовсе. Это далекий бессознательный образ родительской фигуры, искаженный детским восприятием. Такой Бог – призрак прошлого. Такая вера (или неверие) – не признак духовной зрелости, а продолжение детского внутреннего конфликта.

Я – православный психотерапевт и написала эту статью не с целью критики «невротической личности». Я руководствовалась желанием расширить вашу зону осознания в таких далеко неоднозначных вопросах: Почему я верю в Бога или не верю? Кто такой Бог для меня? Что мне дает моя вера?

И если это возможно в рамках данной статьи, «запустить» внутри вашей личности процесс трансформации невротической веры в зрелую веру в Бога.

Врач-психиатр, психотерапевт, православный психотерапевт Емельянова Ксения Ивановна.

Почему вообще люди перестают верить в Бога?

  1. Причина первая довольно банальна и очевидна – это необъяснимость зла и большое количество горя в мире. Это ужасы, жестокость и страдания людей. Все это, конечно, вина человека. Но безжалостность этого мира иногда просто потрясает. Действительно ли Бога, хотел устраивать страшные болезни, землетрясения, гибель сотен людей, в том числе и детей. Тут два варианта, либо он несправедлив, либо его всемогущество далеко не абсолютное. В любом случае, это говорит либо о недостаточном могуществе, либо о несовершенстве его взглядов. А если это и так, то какой он после этого Бог?
  2. Вторая причина – это сама натура человека – смешная и жалкая в большей степени, чем злая и жестокая. Каждый из нас довольно хорошо себя знает, при этом испытывает не так много уважения к собственной персоне, чтобы считать себя тварью божьей.
  3. Третья причина на первый взгляд звучит довольно абсурдно – вере в Бога больше всего мешает то, что людям очень хочется верить в существование Бога. У самой веры довольно много преимуществ. Вера дает уверенность в жизни после смерти, удовлетворяет желание каждого человека быть любимым, подкрепляет чувство справедливости в мире, поощряя добрые дела и наказывая злые умыслы и действия. Именно поэтому вера и вызывает подозрения. Вера, которая строиться на самых важных потребностях человека быть любимым и жить практически вечно, вероятнее всего и создана для успокоения, утешения и обнадеживания каждого человека, путем бесплодных обещаний. Вся эта иллюзия слишком прекрасна, чтобы существовать на самом деле.

Висновки

Питання віри завжди хвилювало людство, в неіснуючого Бога вірити неможливо. Якщо ми говоримо про віру, то ми завжди говоримо про ставлення до Абсолюту. Тому, за словами свт. Луки (Войно-Ясенецького), навіть у атеїстів є своє до Нього відношення, а, оскільки відношення – це наявність мінімум двох взаємодіючих суб’єктів, якими, в даному випадку, є Бог і людина.Навіщо люди вірять в Бога? Сподіваюся, що мені вдалося дати відповідь на це непросте питання. Щоб там не казали, а якщо людина перестає вірити в Бога, вона починає вірити в щось інше: науку, прогрес, силу розуму, НЛО, можливість побудови соціальної справедливості на землі тощо. Наслідки такої віри бувають вельми плачевні, але це вже зовсім інша історія.

Два ключевых момента

Так для чего же необходима вера (иман)?

Два ключевых момента в мусульманской доктрине вероубеждения – это вера в Бога и в Судный день. Связать свою веру с Аллахом означает принять Его существование, Его господство, Его исключительное право на поклонение, а также Его имена и атрибуты. К чему это приводит? К изучению. К наблюдениям. К анализу.

В то время как незнающий человек мысленно сфокусирован лишь на насущных задачах, знающий имеет возможность охватить ситуацию целиком. Обширно

Мусульманин в течение дня пятикратно абстрагируется от всего, что его беспокоит в этом мире, и концентрирует всё своё внимание на Создателе. Затем свежим взглядом возвращается к насущным задачам, отмечая ошибки и недочёты

Не в этом ли милость? Современные исследования свидетельствуют, что для наибольшей эффективности необходимо сначала нагрузить мозг задачей, а потом на время полностью абстрагироваться от неё.

Вера, осознание всей сложности строения нашего мира и жизни меняют мировосприятие, а, следовательно, меняют и нашу жизнь, наше отношение к ней. Так, к примеру, вера в ангелов даёт чувство безопасности и защищённости. А знакомясь с историями пророков и праведников, мы находим в них решения для наших жизненных ситуаций.

Вера в Господа и вера в Судный день связаны друг с другом и дают нам осознание, что мы будем отвечать за каждое своё действие.

Именно убеждённость в существовании и единственности Бога, истинности созданной Им вечной жизни придаёт земной жизни цельный смысл, отвечая на вопрос о том, что ждёт человека после неминуемой смерти. Именно вера придаёт человеку жизненные силы и энергию, мотивируя следовать возложенной на него Господом миссии, несмотря на все трудности. Именно внутренняя мотивация лежит в основе всех человеческих поступков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ежегодно в июле по нашей деревне проходит крестный ход. Всё, как положено: полиция, “неотложка”, закреплённые на машине колокола, огромная икона, люди: в основном женщины и дети. Крестный ход доходит до конца моей улицы, люди рассаживаются по автобусам, и двигаются уже на колёсах дальше в сторону соседнего села Архангельское.

Одноклассница с удовольствием рассказала мне, что эта икона «живёт» уже больше пяти лет в слободской церкви Рождества Христова. Передана она была Епархией для церкви с. Исетское, но та ещё была в то время на последней стадии строительства, икону решили поместить на временное хранение в слободской храм.

И она там так прижилась, что прихожане не захотели отдавать её в районный центр, считая икону своей. Сошлись на том, что в день празднования иконы Божией Матери её будут привозить в приписную церковь «погостить», после крестного хода возвращать на место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector