Иврит язык
Содержание:
- Как учить иврит начинающему с нуля?
- Алфавит
- Древняя история
- Полезные советы по изучению языка в домашних условиях
- История иврита и этапы его развития
- Классификация
- Азбука и письменность[править]
- Лингвогеография[править | править код]
- Насколько сложен иврит и сложен ли вообще
- 2000 лет назад
- Положение дел
- Структура идиша
Как учить иврит начинающему с нуля?
Выбирая варианты, как учить иврит с нуля в домашних условиях, подумайте о цели, своем уровне самодисциплины и, конечно, о том, сколько времени вы можете посвятить работе с языком, как бы тяжело не пришлось.
Самостоятельно
Наиболее важным фактором, насколько хорошо будет изучение иностранного языка самостоятельно, является желание. Касаясь практических аспектов, специалисты утверждают, что не стоит изучать новые слова без контекста. В целом это правильное решение, исключая только начало, когда не знаешь ничего и абсолютный ноль в иврите. Заучивать базовый словарный запас также полезно для совершенствования навыков произношения еврейского языка.
Онлайн в группе
Изучать иврит онлайн можно на таких ресурсах как:
EteacherHebrew.com – занятие один или два раза в неделю в небольших группах или индивидуальные занятия с учителями из Израиля, сертифицированными для преподавания иврита как второго языка. Занятия запланированы согласно часовым поясам, тому, где находится дом студента и его личным предпочтениям.
– курсы онлайн по расписанию семестра колледжа (осень, весна, лето) для разных уровней подготовленности. Занятия проходят ежедневно в режиме реального времени.
Школа имени Розена, аккредитованная при Еврейском университете в Иерусалиме (анонсы на ютьюб).
С преподавателем индивидуально
Хороший учитель – чрезвычайно важный аспект, простого контакта с носителями языка не бывает достаточно. Ведь нужна грамматическая структура, инструкции и, конечно, дисциплина, чтобы усвоить головокружительный набор звуков и фраз, составляющих иврит.
Live-Hebrew.net – индивидуальные занятия по скайпу (30-45 мин), включая домашнее задание и упражнение.
В группе на курсах
По всему Израилю предлагаются интенсивные программы по изучению иврита, так называемые ульпаны, продолжительностью от одной недели до пяти месяцев.
Алфавит
Современный иврит пишется справа налево с использованием еврейского алфавита , который представляет собой абджад , или состоящий только из согласных 22 букв, основанный на «квадратной» форме букв, известной как ашурит (ассирийский), которая была разработана на основе арамейского письма . В почерке используется скорописный шрифт. При необходимости гласные обозначаются диакритическими знаками над или под буквами, известными как Nikkud , или с помощью , которые представляют собой согласные буквы, используемые в качестве гласных. Дополнительные диакритические знаки, такие как Dagesh и , используются для обозначения вариаций в произношении согласных (например, bet / vet , shin / sin ). Буквы « צ׳ », « ג׳ », « ז׳ », каждая из которых изменена на Geresh , представляют согласные , , . также может быть написано как «תש» и «טש». взаимозаменяемо обозначается простым vav «ו», нестандартным двойным vav «וו» и иногда нестандартным geresh, модифицированным vav «ו׳».
Имя | ||||||||||||||||||||||
Печатное письмо | א | ב | ג | ד | ה | ו | ז | ח | ט | י | כ | ל | מ | נ | ס | ע | פ | צ | ק | ר | ש | ת |
Прописная буква | ||||||||||||||||||||||
Произношение | , ∅ | , | ~ | , ~ | , ∅ | , | ~ | , | ||||||||||||||
Транслитерация | ‘ | б, в | грамм | d | час | v | z | ch | т | у | k, ch | л | м | п | s | ‘ | ПФ | tz | k | р | ш, с | т |
Древняя история
Ранние северо-западные семитские (ENWS) материалы засвидетельствованы до конца бронзового века — с 2350 по 1200 гг. До н. Э. На этом раннем этапе библейский иврит не сильно отличался от других северо-западных семитских языков ( угаритский и амарнский ханаанский ), хотя заметная дифференциация действительно имела место в период железного века (1200–540 гг. До н.э.). Иврит как отдельный язык развился во второй половине второго тысячелетия до нашей эры между рекой Иордан и Средиземным морем , в районе, известном как Ханаан .
Самая ранняя, но обнаруженная письменность на иврите была обнаружена в Хирбет-Кейафе и датируется X веком до нашей эры. Племена израильтян основали царство в Ханаане в начале первого тысячелетия до нашей эры, которое позже разделилось на Израильское царство на севере и Иудейское царство на юге после спора о правопреемстве.
Царство Израиль было разрушено ассирийцами в 722 г. до н. Э., А царство Иудеи было завоевано вавилонянами в 586 г. до н. Э., Высшие сословия были изгнаны, а первый Храм разрушен. Арамейский язык стал основным языком евреев, депортированных в Вавилонию , с первыми свидетельствами еврейского / иудейского арамейского языка, обнаруженными в свитках V века до нашей эры на острове Элефантина . Позже персы сделали Иудею провинцией и разрешили еврейским изгнанникам вернуться и восстановить Храм . Арамейский стал общим языком на севере Израиля, в Галилее и Самарии , хотя иврит продолжал использоваться в Иудее с арамейским влиянием.
Александр Великий завоевал Иудею в 332 г. до н. Э., Начав период господства эллинистов . В эллинистический период Иудея стала независимой под властью Хасмонеев , но позже римляне прекратили свою независимость, сделав своим правителем Ирода Великого . Одно еврейское восстание против римлян привело к разрушению Второго Храма в 70 году нашей эры, а второе восстание Бар-Кохбы в 132–135 годах нашей эры привело к массовому отъезду еврейского населения Иудеи. Библейский иврит после периода Второго Храма превратился в Мишнаический иврит , на котором перестали говорить и он превратился в литературный язык около 200 г. н.э. Иврит оставался широко распространенным среди диаспорных сообществ как средство письма и литургии, образуя обширный корпус литературы, который включает раввинскую, средневековую и современную литературу до возрождения иврита как разговорного языка.
Полезные советы по изучению языка в домашних условиях
Большинство людей, которые только начинают читать на иврите, открывают детские книги, учитывая, что в них короткие тексты. Возможно, лучшим решением будут газеты или журналы такие как с историями, которые подойдут для любого уровня владения языком. Статьи в них с огласовками и содержат небольшие словарики новых слов.
Слушайте песни на иврите, практикуя свои навыки восприятия на слух.
Изучение нового языка потребует времени, и это будет, возможно, трудно. Лучший способ достичь своей цели по изучению иврита – регулярная практика, пусть это 30-40 минут в день. В то же время придется сделать еврейский язык частью своей повседневной жизни. Это значит читать прессу, смотреть фильмы, слушать песни на иврите, по возможности посещать мероприятия, которые устраивают еврейские культурные центры.
История иврита и этапы его развития
Принято выделять следующие этапы развития иврита от древнего (ханаанского) к современному:
- Библейский период (XII — II вв. до н.э.)
- Послебиблейский период (I вв. до н.э. — II вв. н.э.)
- Древнееврейския язык эпохи Талмуда и Масоретов (III — V вв.)
- Средневековый иврит (X — XVIII вв.)
- Иврит эпохи Хаскалы (XIX в.?)
- Иврит XX века
В этой схеме не учитываются эпохи евреев до завоевания Ханаана.
Не исключено даже, что во времена Фарры и Авраама они говорили на шумерском
или халдейском,
а во времена Моисея — на древнеегипетском языках.
И очень редко публикуется важная историческая тайна языка евреев: когда они вторглись в Ханаан и долго воевали
с филистимлянами, пока их не победили,
они говорили неизвестно на каком языке. А вот в результате этих самых тесных контактов с филистимлянами (не только военными)
евреи постепенно перешли на язык этих самых филистимлян! Филистимляне тоже до своего вторжения в Ханаан из-за моря
(как будто бы с Крита, как и вторгшиеся
в Ливию на колесницах
гараманты — возможно, тот же народ)
после Троянской войны
в результате катастрофы Бронзового века,
говорили на своем собственном языке, и пока завоевывали Ханаан, перешли на ханаанский язык, сильно упростив его фонетику
и, вероятно, грамматику. И вот такой «полусемитский» язык уже позаимствовали сами евреи.
Поэтому в их алфавите и в алфавите
родственных финикийцев (тех же евреев, только многобожников) букв меньше,
чем в алфавите южносемитском.
До всех этих катаклизмов сами ханаанеяне говорили, вероятно, на языке, близком угаритскому.
Иврит язык — этапы развития
Классификация
Еврейские языки обычно определяются как уникальные языковые разновидности еврейских общин диаспоры в их контакте с окружающими нееврейскими языками. Языки различаются по своей удаленности и отличию от родственных им нееврейских языков. Например, иудео-йеменский арабский очень похож на некоторые нееврейские разновидности йеменского арабского языка , в то время как идиш , германский язык , сильно отличается от современных немецких диалектов. Из-за продолжающегося литургического и литературного использования иврита и арамейского языка еврейские общины, естественно, находились в состоянии диглоссии . Наряду со своим обычным еврейским языком большинство евреев могли читать и писать на иврите, что было необходимо для выполнения религиозной заповеди, чтобы изучать Тору и преподавать ее. Предполагалось, что евреи также должны знать иудео-арамейский язык, язык религиозных комментариев ( таргумим ), а также многие молитвы, в том числе каддиш . Иврит, «Святой язык», был самым высоким лингвистическим регистром в этих общинах, используемым для литургии и обучения. Иврит-арамейский — единственная разделяют все еврейские языки. Некоторые еврейские языки имеют несколько регистров; например, идиш, и иудезмо имеют три лингвистических регистра : разговорный, письменный и научно-литургический.
Некоторые еврейские языки демонстрируют влияние истории языкового сдвига среди говорящих, включая влияние иврита на арамейский. Идиш служит примером такого языка. Некоторые еврейские языки могут быть отмечены как явно еврейские, потому что некоторые изменения затронули некоторые части языка в целом. Например, то, что сегодня известно как багдадский еврейский арабский (потому что это арабский вариант , на котором до недавнего времени говорили багдадские евреи), изначально был арабским диалектом самого Багдада и использовался всеми религиозными группами в Багдаде, но жители-мусульмане Багдад позже принял бедуинские диалекты арабского языка. Точно так же диалект может восприниматься как еврейский, потому что говорящие на нем евреи принесли с собой диалект другого региона, когда они были перемещены. В некоторых случаях это может привести к тому, что диалект будет восприниматься как «еврейский» в одних регионах, но не в других.
Некоторые разновидности еврейского языка не могут быть как языки из-за их взаимопонимания с родным языком, как, например, иудео-малаялам и иудео-испанский . В случае иудео-испанского, также известного как ладино , лингвистически это диалект испанского языка , взаимно понятный с другими испанскими диалектами и вариантами , хотя каждый испанский диалект имеет заимствования и влияния из разных исходных языков: заимствования и влияния науатля и майя для мексиканского испанского ; Кечуа и аймара на перуанском испанском языке ; Итальянский , кечуа и гуарани на аргентинском испанском ; Магрибский арабский и берберский в «Ladino Occidental» (также известном как Haketia ); Левантийский арабский , греческий , турецкий и южнославянский в «Ladino Oriental».
В некоторых случаях, как с ладино, регистр может быть разработан для библейского перевода и толкования , в которых часто иврите-Арамейские узоры calqued , хотя количество истинного иврита и / или арамейских заимствованных может быть низким. Другая возможность состоит в том, что евреи могут говорить на том же языке, что и их соседи-неевреи, но иногда добавляют еврейско-арамейские или другие еврейские элементы. Это переходное состояние в переходе от еврейского к нееврейскому языку, часто происходящему в контексте ассимиляции. Так произошло, например, со многими образованными немецкими евреями, которые перешли с западного идиша на немецкий. Эта разновидность немецкого языка, использовавшаяся между 1760 и концом 19 века ( Хаскала ), была написана еврейским алфавитом и содержала небольшое количество заимствований на иврите и идише. Примером может служить перевод Моисея Мендельсона еврейской Библии на немецкий язык, написанной еврейскими буквами.
Указатель в Израиле , показывающий направления на иврите , арабском языке и транслитерированный на латиницу .
Знаки на английском и транслитерированном английском (в орфографии идиш) в преимущественно хасидском районе Кирьяс-Джоэл, Нью-Йорк
Азбука и письменность[править]
Алфавит древнееврейского языка сложился из различных компонентов. Одним из них были египетские иероглифы, которые превратились в консонанты древнего иврита. Древнефиникийский также определял формирование письменности и лексический запас языка древних евреев. Вплоть до падения царства Иудеи в 586 г. до н. э. палеоеврейское письмо не претерпевало графических изменений, когда квадратное арамейское письмо модернизировало древнееврейский шрифт, который и поныне является общепринятым, хотя на протяжении еврейского рассеяния существовали различные стили написания еврейских букв и текстов. Еврейской письменностью занимается еврейская палеография, центр которой до недавнего времени размещался в Санкт-Петербурге.
Лингвогеография[править | править код]
Ареал и численностьправить | править код
В историко-географическом плане древнееврейский язык занимал ареал, ограниченный Средиземным морем на западе, Синайским полуостровом и Красным морем на юго-западе и юге, р. Иордан, Тивериадским озером, Мертвым морем и долиной Арава на востоке; на политической карте новейшего времени эта территория в основном соответствует современным границам Государства Израиль, включая Западный берег реки Иордан.
Эпиграфические находки показывают, что вплоть до падения Израильского царства в 722 г. до н. э. древнееврейский язык был в той или иной мере распространен по всей его территории, от Хацора и Дана на севере до южных районов пустыни Негев. После падения Израильского царства и депортации его населения бытование древнееврейского языка на его территории, по-видимому, прекратилось. В границах Иудейского царства наибольшая концентрация эпиграфических памятников на древнееврейском языке характерна для внутренних областей (Иерусалим, Лахиш, Арад), однако имеются отдельные свидетельства о его бытовании в районе средиземноморского побережья (Мецад Хашавъяху, Ашдод, Хирбет эн-Неби Худж).
Согласно библейской традиции, в определенные периоды древнееврейский язык был распространен также к востоку от р. Иордан (см. ниже об «эпизоде Шибболет»), однако внешние свидетельства, подтверждающие это, немногочисленны (см., например, упоминание об обитавших в Заиорданье израильтянах из племени Гад в надписи моавитского царя Меши).
Несколько кратких и фрагментарных надписей на древнееврейском языке были обнаружены за пределами Палестины: при раскопках городищ Нимруд в северной Месопотамии (столица Ассирийской империи Кальху; предметы, на которых выполнены надписи, попали туда как часть добычи, вывезенной ассирийцами после взятия Самарии) и Сузы (древняя столица Элама). Очевидно, что такого рода находки не свидетельствуют о распространении древнееврейского языка в соответствующих регионах. В целом, возможность бытования древнееврейского языка за пределами Палестины (например, в Египте или Месопотамии) едва ли может быть документально подтверждена.
Социолингвистические сведенияправить | править код
Прямых свидетельств о функциональном статусе и ранге древнееврейского языка в библейский период практически нет. Эпиграфические памятники позволяют утверждать, что в эпоху существования израильского и иудейского царств древнееврейский язык был основным языком военно-административной и деловой переписки и хозяйственного учета, то есть, по-видимому, выполнял функции официального языка. В пользу этого заключения говорит также весьма высокий уровень стандартизации языка древнееврейской прозы, очевидный как в библейских, так и в эпиграфических памятниках.
Диалектыправить | править код
Традиционно для древнееврейского языка постулируется наличие двух диалектов, южного («иудейского», или «иерусалимского») и северного («израильского»), однако рассмотрение противопоставляющих эти диалекты лингвистических особенностей возможно лишь в широком контексте хронологической, географической и жанровой стратификации древнееврейского языка.
Эксплицитные указания на существование диалектов древнееврейского языка в Библии отсутствуют. Единственным исключением является знаменитый «эпизод Шибболет» (англ. Shibboleth Incident), описанный в Книге Судей (12:5): слово, обозначающее «колос» (по другой интерпретации, «поток») произносилось šibbolet жителями Галаада (Заиорданье), в то время как эфраимиты (северная Палестина) произносили его sibbolät (фонетический и фонологический смысл этого различия неоднократно рассматривался в специальной литературе, однако общепризнанного решения у этой проблемы нет).
Насколько сложен иврит и сложен ли вообще
Иврит сложным кажется при первом знакомстве. На самом деле он очень интересный язык
Важно правильно преподавать его. Людям всех возрастов проще и лучше запоминать наглядную информацию и выполнять посильные для них упражнения
В нашей школе иврита уроки продуманы Викторией Раз таким образом, что ученикам не нужно зубрить новые слова: они запоминаются неосознанно и естественно. Наши студенты знают ответ на вопрос, иврит сложный язык или нет, поэтому продолжают учиться в школе.
С нами вы полюбите учебу, потому что наши уроки иврита очень увлекательные и подобраны индивидуально. То, насколько быстро и успешно вы будете продвигаться в учебе, зависит от продуманной до мелочей программы, которая будет разработана и регулярно корректироваться с ориентиром на ваши цели и слабые разговорные навыки, по которым нужно сделать учебный удар. Наши знания структурированы, поэтому изучение иврита сложным не будет.
Благодаря современным технологиям обучение XXI века стало в разы удобнее и проще. Теперь уроки можно проходить дома. Сложно ли выучить иврит русскому в привычной обстановке? Легко и комфортно! Это позволяет экономить время, которое обычно тратится на дорогу. На уроках иврита ученикам представляются наглядные материалы (таблицы, изображения, упражнения), благодаря которым изучение проходит непринужденно, увлекательно и результативно.
Выучить иврит сложно самостоятельно, и тут без большой силы воли не обойтись. Современный жизненный ритм зачастую не оставляет шанса на регулярные занятия. Не каждый человек без наставника может мотивировать себя на плодотворную учебу. Опытный преподаватель же направляет ученика в нужное русло, благодаря чему он экономит время, избегает распространенных ошибок, которые бы делал при самостоятельном обучении, и быстро добивается впечатляющих результатов. Так что на вопрос, сложный ли язык иврит, можно ответить твердое “Нет!”.
2000 лет назад
Письмо Бар Кохбы, найденое в вади Мурабаат (Иудея): |
После разрушения Второго Храма и потерей евреями государственности иврит начал постепенно вытесняться арамейским языком. В результате двух восстаний против Рима (Иудейская Война и восстание Бар Кохбы), Иудея приобрела репутацию«мятежной провинции». Римляне продолжали репрессии долгое время после того, как последнее восстание было потоплено в крови, и еврейское население Иудеи постоянно уменьшалось. Евреи бежали в соседние страны, где население говорило, в основном, на арамейском языке. В те времена были сделаны переводы древнейшей еврейской литературы на арамейский (например, Таргум Онкелос). Тогда же был записан кодекс еврейского законодательства — Мишна. Мишна и первые комментарии к ней написаны на иврите; но чем дальше — тем больше иврит вытеснялся арамейским. Мишна и комментарии к ней (Гмара, Тосефта) вместе составили Талмуд — свод еврейского законодательства(существующий в двух версиях: Вавилонский и Иерусалимский.) Если иврит назывался лешон кодеш (святой язык), то арамейский евреи стали называть лешон hа-хахамим (язык мудрецов) — так как большая часть Талмуда написана на арамейском.
После арабского завоевания, вслед за грамматиками арабского языка, предпринимаются первые попытки анализировать и грамматику иврита: этим начал заниматься Саадия Гаон (8 — 9 в.в. н.э.) и его ученик Менахем бен Сарук.
Огласовки. Иврит окончательно перестал быть живым языком около 4 в. н.э. Возникла опасность утраты правильного произношения священных текстов, и уже в 6 веке были разработаны системы огласовок, уточняющие произношение. Поначалу возникло несколько систем огласовок (т.е., «тивериадская», «вавилонская», и «палестинская»). К 10 веку династия бен Ашеров из Тверии окончательно канонизировала систему огласовок, в основу которой легла тивериадская система — эта система стала общепринятой. (Вавилонскую систему огласовок по сей день используют йеменские евреи при огласовке некоторых книг.)
Полное написание. Постепенно в древней орфографии вводятся «матери чтения» — буквы א, ה, ו, י для обозначения гласных некоторых. Но применение «матерей чтения» поначалу было ограниченным для определённых грамматических явлений, а в большинстве случаев зависело только от прихоти писца. Чуть позднее, в эпоху Талмуда «матери чтения» применяются уже систематически.
С сайта «Виртуальный ульпан»
Положение дел
Среди еврейских языков, наиболее широко используемых в диаспоре, — идиш , ладино и иудейско-арабская группа языков. Идиш — иудео-немецкий язык, разработанный евреями-ашкеназами , жившими в Центральной и Восточной Европе до Холокоста . Ладино , также называемый Judezmo и Muestra Spanyol , — это иудео-испанский язык, разработанный евреями-сефардами, которые жили на Пиренейском полуострове до изгнания католическими монархами . Иудео-каталонский (также называемый каталонским или каталанским ) был еврейским языком, на котором говорили еврейские общины Каталонии , Валенсии и Балеарских островов . Иудео-провансальский (или шуадит ) был окситанским языком, поскольку на нем исторически говорили французские евреи, хотя он не был отдельным языком и был неотличим от окситанского языка, на котором говорили неевреи.
Многие древние и самобытные еврейские языки, включая иудео-грузинский , иудео-арабский , иудео-берберский , крымчакский , иудео-итальянский , иудео-малаялам , в значительной степени вышли из употребления из-за воздействия Холокоста на европейское еврейство , исхода евреев из Арабские земли , политика ассимиляции Израиля в первые дни его существования и другие факторы.
Идиш был языком, на котором говорило самое большое количество евреев в 1850-х годах, но сегодня три наиболее распространенных языка среди евреев — это английский, современный иврит и русский — именно в таком порядке. Идиш, как и несколько других еврейских языков, внес свой вклад в словарный запас таких нееврейских языков, которые принадлежат к территории, таких как английский или французский .
«Коль Исраэль» , бывшая государственная телекомпания Израиля, долгое время выпускала короткие ежедневные новости и показывала программы на многих еврейских языках и диалектах. Для внутренней аудитории он вещает на иракском еврейском арабском языке в своей арабской сети, а также производит продукцию на идиш, ладино, марокканском еврейском арабском , бухарском и иудео-татском языках как для внутренней, так и для зарубежной коротковолновой аудитории в соответствующих регионах. Кроме того, на протяжении более двух десятилетий, начиная с конца 1970-х годов, ежедневные 30-минутные коротковолновые передачи передавались в Йемен на йеменском еврейском арабском языке .
Radio Exterior de España , международная государственная телекомпания Испании, ведет программы на ладино, который они называют сефарди.
В Соединенных Штатах, а также в Биробиджане, Россия , есть несколько местных радиопрограмм на идиш.
Дзюдо-маратхи ( маратхи : जुदाव मराठी) — это форма маратхи, на которой говорит Бене Исраэль , еврейская этническая группа, которая выработала уникальную идентичность в Индии . Дзюдо-маратхи, как и другие диалекты маратхи, написаны письмом деванагари . Возможно, он недостаточно отличается от маратхи, чтобы составлять отдельный язык, хотя он характеризуется рядом заимствований из иврита и арамейского языка в результате влияния еврейской общины Коччи , а также иудейско -малаяламского , португальского, а также некоторое влияние языка урду .
Структура идиша
Особенность идиша в том, что он хранит в себе лучшие качества трех языков: из немецкого он унаследовал богатую культуру и строгий порядок, древнееврейский добавил в него мудрости и язвительной остроты, а славянские диалекты подарили ему мягкую напевность и печальные нотки.
Идиш был распространен на большой территории, вследствие чего появилось множество диалектов этого языка. Их можно разделить на западные и восточные: на первом говорили на западе Германии и Швейцарии (сейчас этот диалект уже мертв), а вот восточные наречия активно используются и по сей день в странах Прибалтики, Белоруссии, Молдавии и на Украине.