Исихазм в православии и философии

Интеграция в православную церковную жизнь

Исихасты полностью интегрированы в литургическую и сакраментальную жизнь Православной Церкви, включая ежедневный цикл литургической молитвы Богослужения и Божественной литургии . Однако исихасты, живущие отшельниками, могут очень редко посещать Божественную литургию (см. Житие святого Серафима Саровского ) и не могут читать Божественное служение, кроме как посредством Иисусовой молитвы (подтвержденная практика на Афоне). В общем, исихаст ограничивает свою внешнюю деятельность ради своей исихастической практики.

Православная традиция предостерегает от поиска экстаза как самоцели. Исихазм — это традиционный комплекс аскетических практик, включенных в доктрину и практику Православной церкви и предназначенный для очищения члена Православной церкви и подготовки его к встрече с Богом, которая приходит к нему, когда и если Бог хочет, через Бога. милость. Цель состоит в том, чтобы обрести через очищение и благодать Святого Духа и спасение. Любые экстатические состояния или другие необычные явления, которые могут возникнуть в процессе исихастской практики, считаются второстепенными и неважными, даже весьма опасными. Более того, поиск необычных «духовных» переживаний сам по себе может нанести большой вред, разрушив душу и разум ищущего. Такой поиск «духовных» переживаний может привести к духовному заблуждению (ру. Prelest, греч . Plani)антониму трезвости, — когда человек считает себя святым, испытывает галлюцинации, в которых он или она «видит». «ангелы, Христос и т. д. Это состояние духовного заблуждения на поверхностном, эгоистическом уровне доставляет удовольствие, но может привести к безумию и самоубийству и, по мнению отцов-исихастов, делает спасение невозможным.

Гора Афон — центр практики исихазма. Святой Паисий Величковский и его ученики сделали эту практику известной в России и Румынии , хотя исихазм и раньше был известен в России, о чем свидетельствует независимая практика преподобного Серафима Саровского .

Ссылки на сайт

19
 TrustRank

108 450  +2 163

Обратные ссылки

584  -6

Ссылаются доменов

Domain Rank
Ценность ссылки с домена — 0 / 100 

В истории найдено изменений за 1 год 2 месяца. Первая дата: июнь 2019.

Хотите увидеть весь график?

Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.

Доступно на платных тарифах.

Описание:

Domain Rank — это уровень качества домена по шкале от 1 до 100. Чем выше показатель, тем ценнее ссылки с него и тем быстрее страницы сайта попадут в индекс. Оценивает количество ссылок на домен-донор. Считается по формуле:

Log5(IP*0.75 + 1), где IP — число ссылающихся IP на донор

Ссылки, ведущие со страниц 3-4 уровня сайта с высоким Domain Rank могут быть ценнее, чем ссылки с главной сайта на домене с низким уровнем этой метрики.

Обновлено 29.06.2021 21:10

Сервис продвижения (Реклама)

Исходящие ссылки с сайта

332Количество доменов

1 171Количество уник. ссылок

В истории найдено изменений за 4 месяца. Первая дата: февраль 2021.

Хотите увидеть весь график?

Каждый день мы будем обновлять данные о вашем сайте, чтобы вы не пропустили важные события.

Доступно на платных тарифах.

Описание:

Отчет позволяет следить за количеством ссылок, размещенных на внутренних страницах сайта. Первое значение показывает, сколько на проверяемом сайте уникальных внешних ссылок с домена. Второе значение — количество доменов.

Обновлено 29.06.2021 21:10

Новые ссылки на сайт

Наследие

Будучи человеком высокодуховным, старец Иосиф Исихаст Афонский, жизнь и учение которого будут примером для многих праведных людей, подготовился к неминуемой кончине, которую он уже чувствовал. Он сетовал на то, что люди, которым он пытался помочь, не могли внять ему, насмехались и смеялись. Но все же старец нашел тех, кто един с ним в деяниях и мыслях. В День Успения Божьей Матери он причастился Святых Христовых Тайн. Старец Иосиф Исихаст отошел в мир иной 15 августа 1959 году, в возрасте 60 лет.

Кроме душевной теплоты и праведных речей оставил старец Иосиф Исихаст письма к монашествующим и мирянам. Здесь наставления и праведные речи старец адресует всем, кто хочет стать ближе к Богу. Одним из лучших напутствий старца Иосифа Исихаста стало полное собрание творений, которое считают книгой жизни, открывающей путь к знаниям. Именно эту книгу выбирают в качестве проводника на пути к монашеской жизни те, кто почувствовал в себе призвание уйти от мирской суеты.

В своих книгах старец Иосиф Исихаст проповедует душевно-телесную молитву, которую необходимо проживать, пропускать через себя. Он говорил, что молитва – умное действо, и у каждого она будет проходить по-разному. Божественная Литургия – одно из излюбленных времяпрепровождений старца, ведь именно она может стать для монаха важным условием для духовного роста.

В своем братстве отец Иосиф постоянно обращался к Литургии. Совершая ее ежедневно, причащаясь, монахи чувствовали тот божественный свет, к которому стремились. Некоторые, правда, роптали, что слишком частые причащения становятся слишком тягостны. На что Иосиф напоминал осуждающим о том, что многие святые следовали этой дорогой, что именно в этом деянии было дано множество откровений.

В 2008 году один из учеников преподобного Иосифа, Старец Ефрем Филофейский, выпустил книгу — «Мой Старец Иосиф Исихаст и Пещерник», где изложил свои воспоминания о своей жизни и, в частности, о жизни под наставничеством Иосифа. В русском переводе книга имеет название: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Эту книгу даже читали во время трапезы в монастырях, настолько она полна мудрости.

Монах Иосиф Ватопедский, старец Иосиф Исихаст которому стал духовным отцом и наставником, в 1982 году также выпустил книгу. Он посвятил свое творение жизни и аскетическому учению своего учителя. Книга названа «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и Учение». Она была написана по просьбам большого количества людей, почитающих старца Иосифа. Затем к этой книге добавилась еще одна глава. Это было учение о практике жизни в безмолвии — «Десятигласная духодвижная труба», написанное в свое время старцем Иосифом Исихастом.

Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке

Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке 2 ноября 1897 года. Родители его были большими тружениками. Жили они все праведной жизнью.

Уже с самых детских лет, они приучали своих детей жить благочестиво. После того, как у мальчика умер отец, все воспитание на себя взяла его мать. Так как в семье было шестеро детей, семье пришлось столкнуться с большими трудностями.

Из-за смерти отца мальчик так и не смог окончить начальный курс обучения в школе.

В 1914 году Франгискос уезжает в другой город в поисках заработка для своей семьи.

Вскоре он был призван на военную службу. После своей демобилизации, он устраивается на работу в Афинах. Во многих источниках указывается различная информация. По одним источникам говорят, что мальчик трудился поваром, а в других источниках, сообщается о том, что он работал кондуктором трамвая.

Когда мальчику исполняется 20 лет, он начинает проявлять интерес к различной духовной литературе, он начинает вдохновляться жизнью различных угодников Божиих. И старается по мере возможности стать похожими на них.

Этимология

Имея в виду

Исихазм ( греческий : ἡσυχασμός , Современный греческий язык:  ) происходит от слова исихии ( ἡσυχία , Греческое произношение:  ), что означает «неподвижность, покой, тишину, тишину» и hesychazo ( ἡσυχάζω Греческого произношение:  ) «сохранять тишину».

Применение

Митрополит Каллистос Вар , исследователь восточного православного богословия, выделяет пять различных употреблений термина «исихазм»:

  1. «уединенная жизнь», значение, эквивалентное « отшельнической жизни», в которой этот термин используется с 4 века;
  2. «практика внутренней молитвы, направленная на единение с Богом на уровне, выходящем за рамки образов, понятий и языка» — в этом смысле этот термин встречается у Евагрия Понтийского (345–399), Максима Исповедника (ок. 580 — 662) и Симеон Новый Богослов (949–1022);
  3. «поиск такого союза посредством Иисусовой молитвы », самое раннее упоминание о котором есть у Диадоха Фотикского (ок. 450 г.);
  4. «особая психосоматическая техника в сочетании с Иисусовой молитвой», использование которой восходит к XIII веку;
  5. «Богословие св. Григория Паламы», о котором см. паламизм .

История термина

Происхождение термина « исихазм» и связанных с ним терминов « исихаст» , « исихия» и « исихазо» не совсем ясно. Согласно записям в « Лексиконе святоотеческого греческого языка» Лампе , основные термины « исихия» и « исихазо» появляются уже в 4 веке у таких отцов, как Иоанн Златоуст и каппадокийцы . Эти термины также появляются в тот же период у Евагрия Понтика (ок. 345 — 399), который, хотя он пишет в Египте, не входит в круг каппадокийцев, и в высказываниях отцов-пустынников .

Термин исихаст редко используется в христианских аскетических писаниях, исходящих из Египта с 4-го века, хотя писания Евагрия и изречения отцов пустыни подтверждают это. В Египте более часто используются термины анхоретизм ( греч . Ἀναχώρησις , «уход, отступление») и анахорет ( греч . Ἀναχωρητής , «тот, кто удаляется или отступает, то есть отшельник»).

Термин исихастская был использован в 6 — м веке в Палестине в Lives от Кирилла Скифополь , многие из которых живет удовольствие от исихастов , которые были современниками Кирилла. Некоторые из святых, о которых писал Кирилл, особенно Евфимиос и Савас, на самом деле были из Каппадокии . В законах (новеллах) императора Юстиниана I (годы правления 527–565) исихаст и отшельник рассматриваются как синонимы, что делает их взаимозаменяемыми терминами.

Термины исихия и исихастские используются довольно систематически в Лествице от Иоанна Синайского (523-603) и в Pros Theodoulon св Hesychios (с. 750?), Который обычно также считается Школой Синай . Неизвестно, где родились святой Иоанн Синайский или святой Исихий и где они получили монашеское образование.

Похоже, что особенность термина исихаст связана с интеграцией постоянного повторения Иисусовой молитвы в практики умственной аскезы, которые уже использовались отшельниками в Египте. Сам исихазм не записан в Лексиконе Лампе, что указывает на то, что это более позднее употребление, а термин Иисусова молитва не встречается ни у одного из отцов церкви. Святой Иоанн Кассиан (ок. 360 — 435) представляет в качестве формулы, используемой в Египте для повторяющейся молитвы, не Иисусовую молитву, а «О Боже, ускорись, чтобы спасти меня: Господи, поспеши на помощь мне».

Однако к XIV веку на Афоне термины исихазм и исихаст относятся к практике и практикующему метод умственной аскезы, который включает использование Иисусовой молитвы с помощью определенных психофизических техник. Скорее всего, появление термина исихазм отражает то, что эта практика выдвинулась на первый план как нечто конкретное и конкретное, о чем можно говорить.

Книги, используемые исихастом, включают « Филокалия» , собрание текстов о молитве и уединенных мысленных аскезах, написанных с 4 по 15 века, которое существует в ряде независимых редакций; Лествица ; собрание сочинений преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022); и работы святого Исаака Сирийца (7 век), поскольку они были отобраны и переведены на греческий язык в монастыре святого Савы недалеко от Иерусалима около 10 века.

Монастырь Оптина Пустынь, Россия

Один из центров, наряду с Валаамом и Саровским монастырем, русского исихастского возрождения. Это возрождение связано с молитвами и подвижничеством святого Паисия Величковского, который перевел и распространял русское «Добротолюбие» — сборник духовных произведений, относящихся главным образом к исихазму. Современные исихасты – Илий Оптинский (1932 г.р. — на фото), духовник монастырской братии.

Сергей Хоружий: «С позиций православного вероучения, опыт исихастской аскезы есть опыт устремления ко Христу и соединения с Ним в Его энергиях, в Духе Святом; и в свою очередь такой опыт рассматривается как квинтэссенция аутентично христианского опыта, жизни в христианской вере. В обретении этого опыта состоят цель и назначение христианской жизни, причем вовсе не только для подвижников-исихастов, но для всех христиан, пусть даже опыт обретается ими не в полноте, а лишь в некой мере, у каждого своей, «елико же вместит». Именно в силу этой квинтэссенциальности исихастского опыта, выделяющей его во всем многообразии религиозного опыта, исихазм приобретает стержневую роль в мире православной духовности и церковности».

Афон — Святая Гора

Монастыри Афона, жизнь праведников, монашеский путь стали привлекать Франгискоса примерно в 23 года. Родительское воспитание дало о себе знать, и юноша стал проявлять все больше интереса к духовной жизни, все чаще обращаться к духовной литературе.

Принимая прочитанное близко к сердцу, видя в этом свой путь и предназначение, молодой человек начал подражать монашескому образу жизни, стараясь как можно чаще обращаться к Богу и постоянно следовать законам Божьим. Но ему необходим был учитель, который смог бы направить его по истинному пути, начало которого юноша видел перед собой.

Ему повезло, и это впоследствии станет поворотным, судьбоносным стечением обстоятельств, которое приведет его к мировой славе, о которой он даже и не думал. В 1921 году Франгискос встретил старца, который стал его учителем на начальном этапе пути. Старец давал советы, в которых так нуждался юноша, и благодаря им молодой человек утвердился в своем выборе, он пошел по зову сердца в монашеский путь.

Через некоторое время, поняв всю суетность бренного мира, Коттиис раздает все свои сбережения нуждающимся, оставляет все беднякам и, как и все его учителя, у которых он учился мудрости по книгам и спрашивал совета напрямую, отправляется на Афон. Готовясь к крупнейшим переменам в своей жизни, молодой человек прекрасно понимал что его ждет. Мало того, он сознательно стремился к этим переменам.

Преподобному Иосифу Исихасту — написан тропарь и кондак

Преподобному Иосифу Исихасту написан тропарь и кондак, которые можно читать дома перед иконой.

Тропарь преподобному Иосифу Исихасту, глас 5:

Преподобне отче Иосифе, Господу и Богородице свято послужив, в Богом обетованную в Рай новую землю под Небом новым возшел еси, и нам, недостойным вселения в сих, письмены твоими и молитвами спастися помози.

Кондак преподобному Иосифу Исихасту, глас 8:

Избранный Господом Иисусом в подобныя древним ученики, Духом Животворящим Святым осолился еси, ещеже и братию самоотверженную и смиренномудрую возрастив, деланию молитвенному непрестанному обучил еси, и ради обретения ими совершенных даров, даже до смерти пощением, бдением и трезвением подвизался еси, ныне же о Господе утешаешися, со Ангелы и святыми блаженствуеши и слышиши: Радуйся, Исихасте Великий Иосифе, Новый Афонский пустынниче и монахов Наставниче.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Монашеский подвиг

В ту пору Франгискосу исполнилось 26 лет от роду. В этом возрасте он нашел свое пристанище, что так долго искал. В 1925 году, после всех мирских испытаний, Франгискос был пострижен в великую схиму и наречен новым именем – Иосиф. Так мальчик, воспитанный в праведной семье, становится на путь, который поведет его по доброй дороге и даст силы повести за собой людей.

Старец Ефрем тем временем постепенно угасал, и последние дни его были проведены в скиту Василия Великого, где он и преставился. Иосифу как приемнику было передано руководство и управление деятельностью общины. Друзья и братия во Христе, Иосиф и Арсений, не прекратили своих скитаний по Святой Горе, но зимой они проводили время именно в каливе. В дальнейшем они будут считать ее местом постоянного жительства.

“Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым”

Восемнадцать лет я прожил рядом с ним и никогда не видел его сердитым или в пылу гнева. Помню, что только однажды он повелительно возвысил тон своего голоса, не соглашаясь с одним братом, который настаивал на том, чтобы что-то было сделано иначе. Но старец с помощью молитвы провидел, что если бы уступил, то с другим братом случился бы несчастный случай. Поэтому он строгим тоном сказал: “Ты сотворишь послушание. Будет именно так”. И действительно, он оказался абсолютно прав.

В ясности ума предчувствуя кончину, отец Арсений открыл и обнажил всего себя перед своими духовными чадами. Многие братия не успевали задать ему вопрос: как только они приближались, он опережал их, входил в их помыслы, в их затруднения и тотчас давал соответствующий совет. Некоего брата, помышлявшего уйти из монастыря, он призвал и, наедине открыв ему его же собственные помыслы, предложил и соответствующие лекарства, чтобы избавиться от брани».

Духовные наставления старца Арсения Исихаста

О молитве

Когда миряне интересовались Иисусовой молитвой, старец Арсений обычно спрашивал их: «Есть ли у вас духовник? Исповедуетесь ли вы? Ходите ли вы в храм, молитесь ли дома? Поститесь ли вы в среду и пятницу? Регулярно ли причащаетесь?» Если посетители были людьми семейными, он добавлял: «Соблюдаете ли вы воздержание со своей женой в посты, воскресные дни, праздники? Столько ли у вас детей, сколько дает вам Бог? Имеете ли любовь к врагам и друзьям? Если вы поступаете так, тогда мы побеседуем об умной молитве. Если нет, то и умной молитвы нет. И времени не будем терять».

«Основанием, конечно, является Иисусова молитва. Если есть у тебя охота к молитве, не прерывай молитву. Она возмещает всё. Если молитва ослабнет, тогда читай акафист. Божия Матерь очень любит и молитву “Богородице Дево, радуйся”. Иногда, как прочитаешь несколько раз эту молитву, Богородица дает такую неописуемую сладость!»

Путь древних отшельников

Наиболее древний смысл термина «исихазм» отражает отшельническую форму христианского монашества, возникшую на заре иночества в Египте, Палестине и Малой Азии в конце III века. Слово «исихия» – «безмолвие» – указывает на идеал отшельничества, отличного от общежительного монашества, основанного преподобным Пахомием.

Жизнь монаха-исихаста определялась внутренней молитвой, умным деланием, стремлением к обожению. Когда отшельническое монашество привлекло в свою среду образованных греков, воспитанных на идеях неоплатонизма, толкование отшельничества расширилось за счет включения небиблейских элементов, а именно – противопоставления материи и духа.

Наиболее известным выразителем этого этапа в истории исихазма был ученик Оригена Евагрий Понтийский. В основу учения Евагрия была положена идея о первоначальном существовании всех тварей в качестве совершенных «умов», созерцающих Божественную сущность. Целью духовной жизни, по Евагрию, является восстановление первоначального созерцания Божественной сущности. В этой системе человек призывался к развоплощению, что входило в противоречие с догматом о Боговоплощении (Ин. 1, 14). Осуждение Оригена и Евагрия Церковью на V Вселенском Соборе ограничил опасность, грозившую созерцательному монашеству, но не упразднил популярность исихазма. Умное делание стало пониматься не в смысле развоплощения, а как приобщение к воплощенному Слову путем молитвы Иисусовой.

Метод непрестанной молитвы

По времени вторым и более узким значением термина «исихазм» является особый метод непрестанной молитвы в среде православного монашества в XIII–XIV веках. Непрестанная молитва, по преимуществу — Иисусова молитва – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию»

Это предписание понималось буквально, в смысле использования дыхания как способа сосредоточить внимание и связать молитву с непрерывающейся функцией организма. В отличие от подхода Евагрия этот метод молитвы предполагал положительное отношение к телесному аспекту человеческой жизни

Хотя в исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход Афонского монашества этот подход был введен преподобным Григорием Синаитом, такой духовно-телесного метод был известен на Афоне уже с конца XIII века.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Отшельничество

Первым делом братия соорудили себе небольшую хижину. Они набрали довольно много подручного материала, и из дерева, веток и глины вышло скромное жилище, в котором было три помещения. Два из них братия взяли себе под кельи, одно оставили для иеромонаха, время от времени посещавшего их место уединения. Обнаружив неподалеку разрушенную церковь святого Иоанна Крестителя, Иосиф и Арсений восстановили ее своими силами.

На 30 последующих лет калива в горных пещерах стала местом прибежища единомышленников от мирской суеты. Вдвоем, несмотря на то, что места для жилых помещений катастрофически не хватало, и положение жилища было выбрано весьма неудачно, Иосиф и Арсений проводили свои дни в молитвах и трудах. Несмотря на голод, необустроенность и небольшую площадь помещений, братия чувствовали себя комфортно. Здесь были созданы все условия для того, чтобы вести уединенную жизнь, без излишеств и искушений.

Вскорости к каливе стали приходить другие подвижники. Это были большей частью молодые монахи, которые стремились вступить на путь монашества и искали наставника в лице старца Иосифа Исихаста. И снова Иосиф и его брат во Христе меняют место жительства. На сей раз они просто перебираются ближе к берегу. Здесь, в каливе святых Бессребреников, что в Новом скиту, они продолжают вести уединенный образ жизни.

Отец Иосиф почувствовал приближение болезни, когда ему было 59 лет. Тяжелый недуг не испугал и не сломил старца, но силы с каждым днем покидали его. Все началось с серьезного нарыва на шее, который вызвал опасение за здоровье Иосифа. Какое-то время старец отказывался от медицинской помощи вне каливы, не желая отступать от пути монашеских подвигов, но все же, внемля уговорам своих духовных воспитанников, в конце концов согласился.

Происхождение

Евагрий Понтийский

Исихастическая практика включает в себя обретение внутреннего фокуса и блокировку физических чувств. В этом исихазм показывает свои корни в Евагрии Понтийском .

Еврейский мистицизм Меркабы

Согласно некоторым адептам иудейской мистической традиции Меркабы , если кто-то хотел «спуститься к Меркабе», он должен был принять молитвенную позу, которую принял пророк Илия в 3 Царств 18:42, а именно помолиться, положив голову между собой. колени. Это та же самая молитвенная поза, используемая христианскими исихастами, и является причиной того, что их оппоненты высмеивали их как «пуповидных» ( омфалопсихитов ). Такое положение тела и практика ритмичного дыхания при призыве божественного имени, кажется, являются общими как для еврейского мистицизма Меркабы, так и для христианского исихазма. Таким образом, эта практика может возникнуть из аскетических практик библейских пророков.

Алан Сигал в своей книге « Павел Обращенный» предполагает, что апостол Павел, возможно, был одним из первых адептов мистицизма Меркавы, и в этом случае новым для Павла переживания божественного света на пути в Дамаск было не само переживание божественного света, а то, что источник этого божественного света идентифицировал себя как Иисуса, последователей которого Павел преследовал. Даниэль Боярин отмечает, что собственный рассказ Павла об этом опыте, следовательно, был бы самым ранним рассказом от первого лица о мистическом видении адепта Меркабы.

Евангелие-толкование

Исихаст истолковывает повеление Иисуса в Евангелии от Матфея «войти в свою комнату помолиться», чтобы означать, что нужно игнорировать чувства и уйти внутрь. Святой Иоанн Синайский пишет:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector