Идеализм в философии: понятие и основные идеи

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

Материалист. Идеалист.

То, что для идеалиста обязанности, для материалиста конкретная цель в цифрах. В свою систему ценностей он включает только те, что стимулируют его на достижение большей выгоды. Материалист амбициозен и всегда хочет добиться большего, чем у него уже есть и мотивируется фразой: « я МОГУ это сделать!». А все чувства и эмоции, которые мешают, до поры отодвигаются на задний план. Идеалист ставит чувства и эмоции на первое место.

Материалист реально смотрит на вещи и живет в предлагаемых обстоятельствах. Распределяет свои обязанности исходя из даты, сроков, результата. Просто все чего он хочет, имеет денежное выражение. Значит материалист зарабатывает деньги, а если не получается, при крайнем выражении своего типа – ворует, берет взятки. И в этом он честен и перед собой и перед обществом.

Он интересен – этот тип. И достоин уважения. Хотя бы потому, что экономики всех развитых стран держаться именно на материалистах. Их принято называть «средний класс». Раньше в него входили купцы, мануфактурщики. Сейчас – частные предприниматели, топ – менеджеры, известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

Ещё раз повторюсь, то, что другие называют обязанности, у материалиста всё оцифровано и выражено в конкретике. Известных фамилий можно перечислить много. Тут и предприниматели прошлого: Щукин, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современники: Б. Гейтс, Д.Сорос, Р. Абрамович. Выражение материалиста «Ничего личного, чисто бизнес». Но вот с литературными героями – материалистами выходит незадача.

Если для идеалиста составить график, наметить цели, определить даты достижения подцелей это обязанности, то для материалиста это смысл жизни. Оказывается, писатели (в массе своей идеологи) их не любят и представляют в отвратительном и смешном виде ( «Скупой рыцарь», «Мертвые души», «Гроза»). Они однобоко представлены как жадные, недалекие, черствые дельцы.

Но материалист живой и нечто человеческое ему не чуждо. Например, купец Лопахин из Вишневого сада А.П.Чехова. Дед и отец Лопахина «были рабами», а он выбился в люди, стал богат. Он сочувствует хозяевам сада, но не понимает их переживаний. Ведь делу еще можно помочь, разбить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Зачем нужна красота, если есть нечего? Для Лопахина красиво то, что и глаз радует и доход приносит «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». И здесь нет переживаний, которые испытывает идеалист. Деятельная натура Лопахина очень узнаваема. Именно такие люди, сделавшие себя с нуля, многого добившиеся, но сохранившие душевные порывы становятся меценатами и спонсорами.

Таков О.Тиньков. Торговал техникой, потом создавал пищевые производства, открывал рестораны, развивал одноименную марку пива. Его мотивация понятна как у всех материалистов: «Хотите знать, с чего я начинал? С воли к жизни. Жить я хотел, а не прозябать. Хотел переехать в квартиру, хотел ленинградскую прописку… Все денег стоило». Он не привязывается к своим детищям: создает, развивает и продает с баснословной прибылью. Сейчас Тиньков увлечен электронной банковской коммерцией. Разбогател – и может себе позволить.

Точно также и Лопахин – захотел и купил Вишневый сад. Итак, подводя итог, скажем: материалист этот тот, кто предпочитает больше высокую зарплату и хороший соцпакет, чем воплощение идей, семейные ценности, эмоции как идеалист . Он карьерист, потому что власть приносит деньги. Если нет достойного заработка, он уедет на вахту или откроет свой бизнес, а прибыль вложит в недвижимость и это не обязанности это стратегия жизни.

Материалиста очень просто определить из разговора, если он говорит про:

  • Деньги (сбережения)
  • Деньги (зарплата)
  • Акции
  • Драгоценности
  • Инвестиции
  • Работа
  • Карьера
  • Имущество
  • Бизнес-схема
  • Бизнес-идея
  • Собственный бизнес
  • Бренд
  • Личный автомобиль
  • Собственное жилье
  • Награда
  • Связи
  • Влиятельные друзья
  • Социальный статус
  • Место в иерархии
  • Долги
  • Финансовые обязательства
  • Наследство
  • Коллекция
  • Образование
  • Профессия
  • Опыт
  • Квалификация
  • Достаток
  • Перспективы
  • Бизнес-информация

То перед вами материалист.

У Вас проблемы?Вам нужен психолог? Звоните, пишите прямо сейчас!

Skype OlegVZobninТелефон +7(987) 955–49–56WhatsApp +7(987) 955-49-56Viber +7(987) 955-49-56

Примечания

  1. Левин Г. Д. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Новая философская энциклопедия / преде. В. С. Степин, заместители преде: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — Т. II. — С. 99. — 634 с. — ISBN 978-2-244-01117-3.
  3. Архе // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  4. Под редакцией А.А. Ивина. Материализм // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. — 2004.
  5. «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
  6. Ingrid D. Rowland, Giordano Bruno: Philosopher & Heretic (N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2008)
  7. Большая советская энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420
  8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462—469, 491
  9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
  10. Churchland, P. M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.

Новое время[править | править код]

Элементы материализма прослеживались в XV‒XVI веках уже у таких крупнейших естествоиспытателей, как Леонардо да Винчи. Многие открытия в области физики, химии и биологии повлекли к серьёзным сомнениям относительно теизма. Хотя были и такие великие философы и физики, как Исаак Ньютон, которые пытались через законы всемирного тяготения доказать существование Бога, в общем уже к XIX веку «вечный вопрос» философии начал склоняться на сторону материализма. Кстати сказать, сам термин «материализм» был широко введён в обиход именно в период Нового времени Готфридом Лейбницем — знаменитым натурфилософом, развившим теорию кинетической энергии в физике.

Позже, когда естественные науки пошли по стопам позитивизма, отбросив все метафизические концепции, несогласованные с опытом, понятия материализма и противостоящего ему идеализма стали развивать именно в обществоведческих науках, поскольку вопрос о том, что первично, материя или сознание и есть ли Бог стали рассматриваться с позиции истории и культуры. Если философ предполагал, что любая информация (будь то религиозная, политическая) влияет на общество больше, чем внешние условия природы, то учёный автоматически становился идеалистом. Материализм стали понимать как учение не просто атеистическое, но и детерминистское, связанное с возможностью прогнозировать природные или общественные события посредством уже имеющихся знаний. Гегелевская философия, занимавшаяся проблемами логики, а также проблемами как теоретического, так и математического рационализма, была изъята основоположником социологии Карлом Марксом и применена к общественному развитию. Грубо говоря, люди приходили к серьёзной попытке доказать, что общество есть не что иное, как часть материи.

Материалистическая философия

Материалистическая философия рассматривает окружающий нас мир как объективную реальность, существующую независимо от нашего восприятия ее.

Марксистская материалистическая философия считает случайность сложной формой проявления необходимости, многопричинным следствием проявления закономерности. Сказанное нужно понимать в том смысле, что на результат человеческих действий, опытов, экспериментов ( рассматриваемых как следствие) оказывает влияние множество факторов внешнего мира.

Это положение материалистической философии подтверждается всем развитием науки.

Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением Демокрита ( V в. Согласно этой теории, основой всего сущего являются атомы, которых бесчисленное множество, и пустота, в которой они движутся. Двигаясь в этой пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела. Все, что существует, состоит из атомов. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.

Научной основой механики является материалистическая философия. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по своей природе материален.

Мы видим, что материалистическая философия отнюдь не сковывает развития специальных наук какими-либо догмами и требует только одного: признания источником познания внешнего мира. Более того, диалектический материализм дает естествоиспытателю высший критерий для оценки частностей и как раз в тех случаях, в которых сам-то он не редко идет только ощупью, меняя свои представления лишь под весьма сильным давлением новых фактов. Это видно уже из того факта, что Ленин, не будучи физиком, а исходя из общих философских взглядов о сложности любых форм материи, еще на заре открытия электрона предсказал его неисчерпаемость. А ведь сами физики долгое время спустя все еще представляли электрон как бесструктурное точечное образование.

Утверждение о том, что материалистическая философия требует обязательного моделирования познаваемых предметов, не имеет никаких оснований.

Как следует из основных положений материалистической философии, движение материи вечно, только формы движения материи разнообразны. В природе непрерывно идут процессы, в которых происходит переход из одной формы движения в другую.

Огромны заслуги Чернышевского в развитии русской материалистической философии.

Конкретное содержание категорий в специальных науках материалистическая философия вовсе не определяет, в частности не определяет конкретные структуры материи, конкретные формы причинности, конкретные системы преобразований и соответствующие им инварианты.

Огромны заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Велики заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.

Стихийно складывающаяся новая, в основе своей материалистическая философия тесно связана с естествознанием и поэтому отличается теми же чертами. Ее важнейшая задача — сознательная разработка методологии науки, а значит, и понятий, включая энергетические.

Законы сохранения теснейшим образом связаны с основным положением материалистической философии о не-уничтожимости материи.

С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии.

3.Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.

1.   Сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили разнообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, В.И. Ленин) считали, что существует 5 видов движения:

  1. биологическое;
  2. химическое;
  3. физическое;
  4. психологическое;
  5. социально — высшая форма движения материи.
  6. Французские материалисты 18 века (Фейербах) считали, что мир есть материя, принципиально непознаваемая. Марксистская теория, напротив, признавала, что мир познаваем в принципе.
  7. Философия, и метафизический материализм в частности, постепенно отделяются от науки. Диалектический материализм служил основой для науки.
  8. Представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависима от нашего сознания. Представители диалектического учения придерживались мнения, что всё в мире субъективно, т.к. непознаваемо.

5.          В метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы — как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

6.      С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне ее, т. е. в духе, в сверхъестественной силе.

7.      Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым. Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки

Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм – это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм – это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

  • Гносеологическое, фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами. Например, последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
  • Антропологическое, выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
  • Онтологическое, разделявшее мир на идейный и телесный.

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Заключение

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений.

Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира.

Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения.

Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны.

Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector