Отцы против деспота

Кулинарные традиции Кубани

Земля казаков всегда именовалась сытым краем. Богатая природа, водные источники, благоприятный климат — все это действительно всегда поддерживало людей и не давало голодать, за исключением особых неурожайных или военных лет. В связи с «разношерстным» составом народа в кубанской кухне можно встретить самые разные национальные блюда — и украинские борщи и галушки, и крымские татарские чебуреки, и кавказские шашлыки, и азербайджанский или узбекский плов. Плов здесь готовят часто практически в каждом доме, считая его простой и сытной едой.

Кубанская кухня богата не только национальными блюдами, но и самыми разными способами их приготовления, термообработки. Особенно популярны здесь первые блюда в большом их разнообразии. Основными из них являются борщи, рассольники, уха, фасолевые супы, в летнее время — всевозможные окрошки.

А вот вторые блюда здесь намного менее популярны. По старой дедовской традиции на стол подается, к примеру, борщ или другое первое блюдо, а к нему выкладывают всего понемногу, что уродилось в огороде или было заготовлено в зависимости от сезона. Борщ со сметаной или суп, хлеб, сало, огурчики и помидорчиками, редиска вприкуску, яйца от собственных кур — обед получается очень сытным и не особо затратным. Особое место на столе, по обычаю, занимает сало, способов приготовления которого местное население знает очень много.

Мечта архиереев – знать реальные доходы приходов

Уже несколько дней в интернете – как официальных СМИ, так и используемых для анонимных «сливов» площадках – развиваются баталии вокруг кубанского митрополита Павла (Пономарева), в конце августа переведенного в Краснодар из Минска. Не раскрывающие своих имен священнослужители в открытом обращении к патриарху Кириллу (Гундяеву) обвиняют архиерея в значительном повышении налогов с храмов и… переводе воскресных школ в онлайн. В самой Екатеринодарской епархии новые поборы отрицают и уже подали заявление в правоохранительные органы.

Церковная бухгалтерия остается одной из самых закрытых и (что вытекает из первого) обросших всевозможными слухами тем. Более того – несбыточная мечта каждого епископа знать реальные доходы находящихся в его подчинении приходов, а руководства Московской патриархии – доходы епархий. Давайте попытаемся разобраться из чего же они складываются.

Когда не Аллах дает

Практически все православные храмы находятся, скажем так, на самоокупаемости. Несмотря на распространенный миф, они не получают денег от государства. Существенная часть доходов любого прихода – пожертвования верующих. В каждом храме стоит несколько боксов для их сбора, а во время службы пономари могут обходить собравшихся с подносами. Конечно, пожертвования являются добровольными, но духовенство постоянно напоминает о необходимости рублем поддерживать жизнь храма.

Ежемесячный сбор разнится в зависимости от населенного пункта и уровня жизни в нем – в небольшом станичном храме едва собирают 100 тысяч в месяц, а в крупном соборе куда большая сумма оказывается в ящиках за один воскресный день. Отдельная категория жертвователей — «благоустроители и благоукрасители святого храма сего» — местные фермеры, директора крупных компаний, депутаты и высокопоставленные чиновники. Настоятели храмов дорожат такими контактами, так как один меценат может вносить значительную часть доходов всего прихода. VIP-жертвователи общаются непосредственно с настоятелем и отдают деньги напрямую ему.

Другая важная статья – оплата обрядов (треб) и таинств. Уже много лет Московская патриархия формально борется с ценниками в церковных лавках. На местах это обернулось тем, что слово «цена» заменили на «рекомендованный размер пожертвования». Сами священники объясняют это насущной необходимостью привыкших к товарно-денежным отношениям людей видеть конкретную цифру с нулями, иначе они теряются и не знают, сколько именно жертвовать. Сюда входит оплата записок на литургию о здравии и упокоении, панихиды, молебны, совершения крещения и венчания. Кстати, последнее таинство самое дорогое – ради красивой церемонии с коронами над головами молодожены не скупятся.

Поощрения и наказания

При всей любви к детям и друг другу в казачьих семьях не обходится без наказаний, в противовес которым, конечно же, действуют поощрения. Если ребенок допускает небольшие провинности, наказание он получит от матери, причем нередко телесное. Мать может отстегать нашкодившего ребенка хворостиной или просто отшлепать, иногда может поставить на колени «думать». При совершении более серьезных проступков в дело может вступить отец, и наказание его будет более жестким, причем не обязательно физическим. Чтобы отец выпорол свое чадо, вина должна быть большой — воровство, причинение вреда, утеря скота, действия, в результате которых подвергалась опасности своя или чужая жизнь и т.п.

Экологические традиции Кубани

Проживающие здесь народы с давних времен почитали и буквально боготворили природу, относились к ней с особым почтением. Многие старожилы и сегодня могут рассказать об особых экологических традициях, связанных с кубанской землей. Это подтверждается и многими историческими изданиями. Среди казачества регулярно проводились сборы для поддержания военной формы. Часть призываемых на них мужчин регулярно направлялась, по указанию атамана станицы, на выполнение мероприятий по защите окружающей природы — профилактику пожаров, чистку и восстановление лесов, ремонт дорог и мостов.

Отношение к лесам

Особой традицией являлось «заповедание» лесов. Для этого приглашался православный священник, вместе с которым под пение молитв и с хоругвями народ обходил территорию. После этого объявлялось, что лес заповедан, и считалось, что что-то сломать в нем или принести еще какой-нибудь вред — тяжкий грех. Народ свято соблюдал эту заповедь, и ему оставалось только следить, чтобы урон насаждениям не был причинен домашним скотом.

На Кубани всегда были свои, местные законы, которые не шли в разрез с общепринятыми в государстве, но порой были более жесткими и давали больше воли выбранным предводителям. Например, по решению атамана у человека, пойманного на незаконной вырубке леса, могло быть конфисковано все имущество, включая скот и порой даже необходимое для жизни.

Отношение к источникам воды

С особым рвением охранялись также местные родники, засорять их любым образом считалось святотатством. Их, как и пруды с озерами, регулярно чистили всем народом. За полторы версты до источника воды, в том числе и по берегам рек, не разрешалась распашка земель и другие подобные работы. Большим грехом испокон веков здесь считалось плюнуть в реку, не говоря уже о роднике.

Одним из основных народных промыслов на Кубани было рыболовство, река Дон кормила многие поколения казаков. И заботились здесь о рыбе так, что в самый ответственный и важный период, когда она шла на нерест, оберегали тишину. Молчали даже колокола многочисленных окрестных церквей.

Праздник Вардавар

Это армянский национальный праздник, но, поскольку на Кубани проживает многонациональное население, и все уважают традиции и обычаи друг друга, независимо от вероисповедания, в этом веселом и шумном праздновании, принимают участие многие жители. Вардавар приходится на середину лета, с 28 июня до начала августа. По поверью, в этот день вода приобретает необыкновенные, магические свойства, в том числе и способность очищать человеческие грехи. Люди выходят с ведрами на улицы с веселыми шутками и песнями обливают друг друга. Подобные обряды помогают снять негатив, сплотить население и закрепить нерушимость многовекового жизненного уклада.

Народная медицина

На казачьей земле строилось много монастырей, которые были в свое время оплотами развития естественных наук, в том числе врачевания недугов. Постоянное внимательное наблюдение за природой привело к обширным познаниям в лечении не только целебными травами, но и росой, пеплом, огнем, воском, медом, рыбным и животным жиром и т.д

Большое внимание всегда уделялось личной гигиене, и на этом фоне может показаться странным, что столь популярная на русской земле баня в исторических документах, повествующих о быте казаков, практически не упоминается. С эпидемиями, которые часто приходили из Европы, на Кубани боролись жестким выполнением гигиенических правил, ведением здорового образа жизни, а также особым хозяйственным укладом, который, в отличие от многих других мест, предполагал содержание домашнего скота вне дворов, за пределами поселений — станиц и хуторов

Заболевших всегда старались изолировать от остального общества. Кроме того, спасало от массовых болезней и отсутствие скученности проживания, благо обширный край давал возможность жить вольно и на просторе. Этим казачий этнос всегда отличался от прочих народных сообществ на российской земле.

Один из парадоксов Кубани — удивительное сочетание святой православной веры и веры в сверхъестественное, суеверное, обрядовое. Например, если заболевала корова, считалось, что ее испортили злые люди, и даже имелись магические способы вычислить этих людей. Для этого из вымени захворавшей коровы выдавливали остатки молока и варили его на углях на сковороде до полного загустения. Затем резали его ножом, окропленным освященной водой. Нехорошему человеку, испортившему корову, в этот момент полагалось ощущать острую боль, по которой его и можно было вычислить.

Использованные материалы

  • «Из истории Екатеринодарской и Кубанской епархии» — страница официального сайта епархии:

  • ЖМП, 1980, № 5, 16-17.
  • «Екатеринодарская епархия» — страница официального сайта Русской Православной Церкви:

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

  На странице епархиального сайта, , указан год, что вероятно является ошибкой.

  Журнал № 110 заседания Священного Синода от 28 декабря 2018 года —

  ЖМП, 1945, № 1.

  Страница официального сайта епархии,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  епархией не управлял, т.к. был арестован еще в феврале 1933 года

  «Новомученики Кубанские» Из книги прот. М. Польского «Новые Российские мученики. Евсевий, Епископ Ейский и Кубанская епархия. Епископ Памфил (Лясковский)», сайт Екатерининского кафедрального собора,

  в управление епархией не вступал

Традиции жителей Кубани за трапезой

Особое место в вопросах внутрисемейных отношений и воспитания подрастающего поколения занимает у кубанцев поведение за столом. Вне зависимости от того, были ли члены семьи дома или пришли с улицы, все обязательно банили (мыли) перед трапезой руки. После этого глава семьи читал молитву, и лишь тогда семья садилась за стол. Обычай этот во многих семьях сохраняется до сих пор, как и нарезание хлеба отцом семейства

При этом уделялось внимание тому, чтобы крошки от хлеба при резке не падали на пол. И дело здесь не в экономии или высокой цене хлеба, а в том, что он считается прообразом тела Христова, и топтать его на полу недопустимо

Когда на столе стояла общая миска, брать из нее ложкой положено было по старшинству. Этот обычай сейчас ушел в прошлое.

Религиозные традиции народов Кубани

Несмотря на то, что в данной местности по исторически сложившимся обстоятельствам селились представители самых разных народов и, соответственно, верований, традиционно почитаемым здесь было и остается православие. Православная вера составляет основу родительского воспитания и формирования базовых морально-нравственных устоев местных казачьих сообществ. Детей с детства учат соблюдать заповеди, данные в Евангелии, излагая их с любовью и по-простому — не кради, не убивай, береги честь, не оставляй других в беде, почитай родителей и т.д.

Отступления от этих правил считаются здесь недостойными для тех, кто называет себя казаками. Местные любят повторять: если кому-то и позволено нарушать заповеди, то нам не положено — мы казаки! При этом несоблюдение этих правил осуждалось и осуждается прилюдно, соседями и остальными жителями станицы или хутора.

Семейные традиции Кубани — отношение к старшим

Внутрисемейные традиции народа, проживающего на кубанской земле, закономерно вытекают из вышеизложенных принципов. Почитание, глубокое уважение не только родителей, но и крестных, считается сыновним и дочерним долгом, и этот долг может считаться исполненным только после того, как пройдут сороковины (40 дней после того, как родители уйдут в мир иной). Точно так же крестные мать с отцом должны постоянно заботиться о воспитании тех, кого им доверили в крещении, готовить их к взрослой жизни и помогать делом и словом. При этом главной обязанностью крестного отца является подготовка мальчика к военной службе, в прежние времена с него спрашивали за это даже больше, чем с родного отца. В любой ситуации авторитет старших всегда был непререкаем. Без их благословения не принимались никакие жизненно важные решения, не начиналась никакая серьезная работа. В отношении пожилого человека здесь редко можно услышать слова «дед» или «старик», к нему уважительно обращаются «батько».

Архипастыри

  • Иоанн (Левицкий) (12 октября 1916 — декабрь 1919)
  • ? Димитрий (Вербицкий) (1919)

    Антоний (Храповицкий) (1919) в/у, митр. Киевский, во время оккупации юга России Деникиным

  • Сергий (Лавров) (1919 — 1920)
  • Иоанн (Левицкий), 2-й раз (сентябрь 1921 — май 1922)

    Евсевий (Рождественский) (сер. 1922 — нач. 1923) в/у, еп. Ейский

  • Иннокентий (Летяев) (20 августа 1926 — 1 октября 1927)
  • Феодосий (Ващинский) (апрель — июль 1933)
  • Памфил (Лясковский) (11 августа 1933 — 23 января 1936)
  • Софроний (Арефьев) (февраль 1936 — май 1937)

    Сергий (Страгородский), в/у, митр. Московский

  • Никодим (Гонтаренко) (31 августа 1942 — 1943?)
  • Фотий (Топиро) (25 июля 1943 — 1944)
  • Флавиан (Иванов) (8 января 1945 — 19 октября 1949)
  • Гермоген (Кожин) (19 октября 1949 — 15 апреля 1954)
    • Иннокентий (Зельницкий) (1954) в/у, еп. Курский
    • Борис (Вик) (11 ноября 1954 — 25 апреля 1956) в/у, архиеп. Алеутский
    • Сергий (Костин) (25 апреля — 17 сентября 1956) в/у, еп. Новороссийский
  • Виктор (Святин) (31 мая 1956 — 18 августа 1966)

    Михаил (Чуб) (20 августа — 8 октября 1966) в/у, архиеп. Ставропольский

  • Алексий (Коноплев) (8 октября 1966 — 19 апреля 1978)
  • Гермоген (Орехов) (19 апреля 1978 — 27 января 1980)
  • Владимир (Котляров) (24 апреля 1980 — 12 мая 1987)
  • Исидор (Кириченко) (12 мая 1987 — 8 августа 2020)

    Кирилл (Покровский) (8 — 25 августа 2020) в/у, митр. Ставропольский

  • Павел (Пономарев) (25 августа 2020 — 15 апреля 2021)
  • Григорий (Петров) (с 15 апреля 2021)

Гостеприимство

Любой пришедший в дом человек всегда считался на кубанской земле посланцем от Бога. Особенно дорогим и желанным будет человек незнакомый, путешественник из дальних мест, если он реально нуждается в приюте, еде и отдыхе. Гостю полагалось самое лучшее место за трапезой и удобное для отдыха, невзирая на возраст. Даже старик мог уступить ему свое место. На протяжении первых трех дней спрашивать гостя о том, кто он, откуда, куда держит путь и как надолго планирует задержаться, считалось неприличным.

Да и сами казаки, когда отправлялись по делам или иной нужде, никогда не брали с собой запасов еды. Они были уверены, что и их встретят, как подобает по традиции, с таким же радостью и радушием, накормят и напоят и их самих, и коней. Случаи, когда останавливаться приходилось на постоялых дворах, были достаточно редки.

В заключение можно сказать, что население Кубани, казаки — особый народ, действительно самодостаточный и уникальный этнос российской земли. Но, несмотря на широко распространенный миф о том, что они противопоставляют себя русским и мнят себя особой кастой, история уже не в первый раз доказывает обратное — сила всегда проявляет себя в единстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector