Казанский собор на красной площади
Содержание:
- Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского
- Легенда 1: Казанский собор – русская версия Ватикана
- Проект великого архитектора
- Особенности архитектуры
- Новые храмы, новые покрытия
- Легенда 5: Где сердце Кутузова?
- О ХРАМЕ
- Благодарность – обязанность православного человека
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
- ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТАБАЧЕНКОВА
- КОНТАКТЫ ^
Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского
Выдающийся труженик на ниве церковной, апостол Христов нового времени, святитель Макарий родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии.
Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб, поэтому в этот же день был крещен с именем Михаил, в белой крестильной рубашке положен под святые иконы и по молитвам родителей младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения. Особенно ухудшилось положение, когда сгорел их дом и многодетная семья вынуждена была жить в тесной церковной сторожке.
Легенда 1: Казанский собор – русская версия Ватикана
Во время поездки в Европу Павел I настолько вдохновился Ватиканом и Собором Святого Петра, что решил построить его точную копию в Петербурге. По приезде на родину Павел Петрович объявил конкурс на проектирование Казанского собора, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Камерон, Кваренги, Тома де Томон. Участие в организации конкурса принимал и член Государственного совета, президент Академии художестве граф Александр Строганов. Павел I частенько прислушивался к мнению графа, именно по его совету было решено построить первый православный храм в Петербурге полностью из отечественных материалов. Строили его также только русские мастера, да и архитектора выбрали – русского. Конкурс на проект выиграл Андрей Воронихин. Парадокс в том, что в списке участников конкурса его не было, а он на самом деле являлся бывшим крепостным того же Строганова, который и обучал Воронихина азам архитектурного мастерства. Сейчас бы это назвали «пробился по знакомству», да и тогда петербуржцы упорно считали Воронихина внебрачным сыном Строганова.
Архитектурный замысел Воронихина отличался от замысла Павла I: копию Собора Святого Петра невозможно было включить в структуру Невского проспекта. В соответствии с нормами храмостроительства алтарь должен был быть обращен обязательно на восток, что и мешало постройке точной копии. Тогда Воронихин решил соорудить четырехрядную колоннаду со стороны северного фасада собора, выходящего на Невский проспект.
Фото: Петр Ковалев, ТАСС
Проект великого архитектора
Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.
«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу».
Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.
В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.
Особенности архитектуры
В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.
Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.
Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.
Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.
Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.
Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.
Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.
Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.
Оранжевый кит
Новые храмы, новые покрытия
А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.
Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.
Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя святого благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя святой мученицы Софии и трех ее дщерей, и апостола Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.
В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии Юлием Ивановичем фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.
Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В.С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.
Легенда 5: Где сердце Кутузова?
Фельдмаршал русской армии Михаил Кутузов скончался в прусском городе Бунцлау в 1813 году. Император Александр I скомандовал доставить тело Кутузова в Санкт-Петербург и захоронить в Казанском соборе. Похороны состоялись только через два месяца после смерти полководца. Сначала долго ехали, потом гроб стоял две с половиной недели в Троице-Сергиевой пустыни, и в конце-концов, в Петербурге не успели подготовить и оформить место погребения. Пошли слухи, что сердце Кутузова было похоронено в Бунцлау, якобы такова последняя воля фельдмаршала – тело захоронить на Родине, а сердце пусть останется с его солдатами на кладбище Тиллендорф. Долгие годы люди гадали над этой историей, пока в 1933 году руководитель Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров не распорядился создать комиссию, вскрыть склеп в Казанском соборе, чтобы окончательно убедиться – где находится сердце Михаила Кутузова? После вскрытия исследователи увидели рядом с головой Кутузова металлический сосуд, в котором лежало забальзамированное сердце. Говорят, что церковь отказалась хоронить в храме тело без сердца, поэтому пришлось извлечь уже погребенное сердце полководца и вместе с телом доставить в Петербург.
Фото: ТАСС
О ХРАМЕ
Казанский храм села Молоково (Ирининское)
Наш храм расположен недалеко от Москвы (около 10 км от МКАД в сторону Домодедово) в селе Молоково. Некоторая удаленность от Москвы позволяет отвлечься от суеты шумного города и обратиться к Богу с молитвой. Храм был освящён в 1813 году в честь Казанской иконы Божией Матери в ознаменование победы в Отечественной войне над Наполеоном.
Среди святынь храма наиболее почитаемые — чудотворная икона Божией Матери Казанская , икона Божией Матери Коневская , икона Божией Матери Тихвинская. Многие иконы привозились со Святой Земли или с Афона.
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, в дни богослужений — открывается за час до начала и закрывается по окончании богослужений.
Благодарность – обязанность православного человека
Человек часто, получив желаемый дар, отворачивается от Небесных Покровителей. Это по сути является огромным грехом, ибо нельзя к Господней вере подходить мерилом стяжательским. Пресвятая чутко относится к нашим земным бедам и просьбам, всякую истовую молитву не оставляет без внимания. Человеку, получившему требуемое, следует в благодарность восхвалять Благодетельницу и неустанно славить молитвой.
- Обязательно ставят в храме свечи у Богородичного образа.
- В памятные для Богоматери дни зажигают лампады в своих домах у ее иконы.
- Благодаря ее за милость, принято давать материальное пожертвование сиротам и калекам, дабы узрела она вашу доброту к слабым и не отвергла мольбы в следующий раз.
«Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше¬го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на¬ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреч.
Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери считается ровесницей самой Богородицы. Написал ее евангелист Лука. Образ не раз удивлял человека своими чудесами и вообще он имеет большое значение для России. Икона выполнена в стиле Одигитрия, когда изображается общение Иисуса со своей Матерью. Божий сын одной рукой показывает благословляющий жест, а во второй у него находится священный свиток. Праздник, посвященный этой иконе, принято отмечать 9 июля.
Какова история Тихвинской иконы Божией Матери?
После написания Лука отправил икону в свой родной город Антихио, откуда ее перенесли в Иерусалим, а затем, в Константинополь. Там для нее был построен очень красивый храм, который известен, как Влахернский. Когда началось гонение за иконами, образ Богородицы замуровали в стену монастыря Пантократора. Со временем ее вернули в храм, но после каким-то странным образом икона явилась на Руси возле Тихвина.
После чудесного явления иконы купцы посетили собор Софии и рассказали о случившемся. Патриарх провел параллель и сказал о том, что это именно икона из Влахернского храма. В монастыре икону Тихвинской Божьей Матери повесили таким же образом, как она стояла в Константинополе.
Чудесное явление иконы на Руси произошло в 1383 году. В летописях можно найти информацию, что образ появился над водой в Ладожском озере, весь в лучезарном свете. В следующий раз явление произошло на некотором расстоянии от Тихвина. Значение Тихвинской иконы Божьей Матери для людей огромно, поскольку образ проявился многочисленными чудесами и исцелениями. На месте, где возник лик, был построен деревянный храм, который несколько раз горел, но при этом икона никаким образом не пострадала. В 1510 году вместо деревянного храма был построен собор из камня. Это событие также прославилось чудом. По окончании строительства по непонятным причинам обрушились своды, которые привалили 20 рабочих. Все были уверены, что они умерли, но после того, как разобрали завалы, оказалось, что все люди были живы и абсолютно здоровы.
С оригинального изображения было сделано много списков, которые также ознаменовались чудесными проявлениями. Одно из наиболее известных происшествий случилось со списком, который на данный момент находится в городе Каракол. Согласно существующей информации в этот образ прямо в упор было выпущено несколько путь, но они отскакивали от лика, оставляя только небольшие царапины.
В чем помогает Тихвинская икона Божьей Матери?
Этот образ считается покровителем младенцев и подростков. Молитвы, которые родители читают перед этой иконой, помогают наладить отношения с собственным чадом. Согласно преданию этот образ Богородицы помогает детям выбрать друзей, оградиться от врагов и плохого влияния со стороны. Возле Тихвинской иконы Божьей Матери читают молитву о легких родах, помещая образ рядом с собой. Женщины обращаются к ней, если имеют проблемы с зачатием. Рассчитывать на помощь могут люди, которые искренне верят в Бога, а также произносят молитвы от чистого сердца.
Молитва перед Тихвинской иконой Божьей Матери помогает при лечении различных душевных расстройств, к примеру, депрессии, стресса и т.д. Еще помогает образ в лечении различных заболеваний. Есть свидетельства, что искренние молитвы помогли многим избавиться от паралича и эпилепсии. Издавна используют икону для защиты земель от вторжений врагов. Именно поэтому рекомендуется иметь такой образ дома, чтобы защититься от непрошеных гостей, врагов и различного негатива. Икона является мощным оберегом семьи и жилища. Приобрести образ можно в церковной лавке или сегодня популярностью пользуются вышитые своими руками иконы.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском
Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.
Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.
На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.
Совет
Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.
Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.
Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.
Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.
Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны
Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.
В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.
Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.
Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей
Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.
Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.
При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.
Обратите внимание
Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.
Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.
Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.
Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации
Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.
ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ТАБАЧЕНКОВА
28 августа на 63-м году жизни после тяжелой непродолжительной болезни преставился ко Господу клирик Успенского храма г. Бронницы протоиерей Андрей Табаченков.
Андрей Львович Табаченков родился 14 февраля 1959 года в городе Москве в семье служащих. В 1977 году он окончил среднюю школу.В возрасте 17 лет Андрей стал нести пономарское послушание в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.27 сентября 1990 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Андрей Львович был рукоположен во пресвитера и назначен в Казанский храм города Котельники Люберецкого района. За долгие годы служения отец Андрей полностью восстановил этот храм и заслужил искреннюю любовь прихожан и благодетелей.
За свои труды он был награжден медалью святого благоверного князя Даниила Московского.С 2011 по 2013 год отец Андрей служил в Ильинском храме села Ильинское Волоколамского района. С 2013 года по 2014 год был настоятелем Ильинского храма поселка Денежниково Раменского района.
С октября 2014 года до дня своей смерти батюшка служил в Успенском храме г. Бронницы.В 2021 году отец Андрей был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…».Протоиерей Андрей Табаченков был добрым пастырем, его любили все, кому хоть раз довелось с ним беседовать.
КОНТАКТЫ ^
Храм Казанской иконы Божией Матери села МолоковоСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская областная митрополия, Подольская епархия, Видновское благочиние
Контактная информация
- Адрес:
- Россия, Московская область, Ленинский район, село Молоково, Революционная улица
- Статус:действующий
- Есть пандусы:да
- Язык богослужений:церковнославянский
- Расписание богослужений (общее кратко):Субботы, воскресенья, великие и двунадесятые праздники. В будние дни и субботы в 8:00 Утреня, Божественная литургия. По субботам в 16:00 всенощное бдение. В воскресенье 7:00 ранняя Литургия, 8:30 Водосвятный молебен, 9:00 поздняя Литургия
- Настоятель:священник Дмитрий Березин
-
Престольные праздники:
- Казанской иконы Божией Матери — Июль 21 (Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани), Ноябрь 4 (избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году)
- Димитрия Солунского — Ноябрь 8 (день преставления)
- Успение праведной Анны — Август 7
- Краткая историческая справка:За всю многовековую историю в селе Ирининское существовало два храма. Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова была деревянной, примерная дата ее постройки относится к началу ХVII века (первое упоминание — в 1628 г.). Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери был достроен и освящен в 1813 г. тщанием графини Анны Орловой, единственной дочери рано овдовевшего князя Алексея Орлова-Чесменского.
Идет загрузка …