Егэ. культура. архитектура. десятинная церковь. 10 вопросов

Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте

Летописец Нестор писал о том, что князь Владимир

Нестор Киевский

древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков

В древних преданиях сказано, что возведение будущего каменного храма князем Владимиром было задумано на особом месте. Когда-то там жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане Иоанн и его сын Федор.

Еще, будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и он указал на Федора.

Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и произнес проповедь об истинном Боге, где резко обличил язычников. Тогда разъяренная толпа бросилась на него и разрушила дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.

Позже в храме были захоронены кости братьев Владимира — Ярополка и Олега, павших в сражение за княжеский трон. Кроме того, их кости были крещены. В Десятинной церкви была похоронена и первая христианская правительница Руси, святая равноапостольная княгиня — Ольга.


Ольга, княгиня Киевская. Была похоронена в Десятинной церкви

В наши дни у нас нет возможности достоверно знать, какой вид имела первая каменная церковь на Руси, возведенная древнегреческими мастерами, но достоверно известен тот факт, что строительства такого храма, как «Десятинна церква в Киеве» в те времена не было на всей территории Древнерусского государства.

Она величаво выделялась своими размерами и имела важное религиозное значение. Храм впечатлял высотой в 35 метров, и внутреннее его помещение было 32х42 метра

Спустя только 40 лет превзойти по значимости и великолепию Десятинную церковь смогла разве что София Киевская, построенная Ярославом Мудрым.


Вид десятинной церкви. Реконструированное изображение


Город Владимир с княжескими дворцами и Десятинной церковью

12 (25) мая 996 года первый каменный храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы и получил название — «храм Успения Пресвятой Богородицы». Этот день считается «днем ангела» церкви.

Церковь состояла из трех престолов. Первый престол предназначался самой Богородице, второй — Святителю Николаю, третий — св. Клименту. Так же собор Святой Богородицы хранил икону Святителя Николая, привезенную из Корсуня князем Владимиром.

Самой значимой святыней храма стала чудотворная икона Богородицы. Этот чудотворный образ был доставлен из Корсуни вместе с приданым супругой князя Владимира — Анной.

Существует несколько версий, что происходило с иконой Богородицы в дальнейшем, но она покинула древний Киев и в 1382 оказалась в Польше под названием «Чудотворный образ Ченстоховской Божьей Матери».


Икона «Ченстоховская Божья Матерь». Самая значимая икона Десятинного храма

В Соборе Святой Богородицы наряду с другими святынями, хранились святые мощи св. мч. Климента и ученика его Фивы.

По истечении времени церковь Богородицы стала местом семейного захоронения древнерусских князей. В ней нашли свое место упокоения: князь Владимир и его жена Анна.

В 1044 великим князем Ярославом Мудрым были перенесены тела братьев князя Владимира — Олега и Ярополка Святославовичей. Там были захоронены киевские князья Изяслав Ярославич, Ростислав Мстиславич и первый митрополит Киева Михаил.

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения. Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Читать также — Князь Владимир: пройти через грязь, чтобы принять свет

Исторические сведения о происхождении

Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.

Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:

  1. Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
  2. То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.

Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.

Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.

Первый храм (996—1240)

История


Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками) Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.


Фундамент церкви во время раскопок в 2008 году

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.

В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

Второе освящение

Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Планы реконструкции

Монета Украины с изображением Владимира Великого и макет церкви

В Киеве рассматривается план восстановления церкви

Сторонники реконструкции указывают на историческое и политическое значение восстановления церкви, столь важной в истории восточных славян. Противники ссылаются на отсутствие каких-либо документальных описаний или изображений первоначальной церкви и на то, что раскопки не смогли определить даже план ее фундамента

Кроме того, монументальное здание новой церкви, скорее всего, будет не в гармонии с хрупкой Андреевской церковью 18 века , одной из самых известных достопримечательностей Киева, расположенной по соседству с первоначальным местом разрушенной Десятинной церкви. Его реконструкция также потребует уничтожения самого старого дерева города — 370-летней липы . 3 февраля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о восстановлении Десятинной церкви, на что из государственного бюджета выделено почти 90 миллионов гривен (18 миллионов долларов). В 2006 году рядом с Десятинной церковью была установлена ​​православная скиния. В 2007 году на месте скинии был построен деревянный храм, освященный Предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром 25 июля того же года.

9 июля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии Рождественского Десятинного монастыря в Киеве и назначении наместником Гедеона архимандрита (Харона) . В январе 2010 года киевский руководитель отдела градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Сергей Циловальник сообщил, что на развалинах Десятинной церкви будет построена платформа, которая послужит фундаментом для новой церкви, которая будет принадлежать украинской православной церкви. Церковь (Московский Патриархат) .

Современный вид на место, где когда-то располагалась церковь

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

Венец русской храмовой архитектуры

А сам Иван Грозный отметился строительством знаменитого храма Василия Блаженного. Зодчим его был пскович Барма Постник, религиозный человек с глубоким ощущением славянских корней. Царь потребовал от него создать что-то невиданное, необычайное – и русскому архитектору это удалось. Несмотря на полную асимметрию своих девяти куполов, храм выглядит очень гармонично, а цветовое разнообразие и орнаменты создают праздничное настроение.

По легенде, царю Ивану Васильевичу храм настолько понравился, что он приказал… ослепить архитектора, чтобы он нигде не мог больше сотворить подобного чуда.https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/kto-post…-rusi-5b7907cb5d4ed100a9277ec8

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Исторические сведения о происхождении храма

По разным архивным источникам, Десятинная церковь Богородицы или храм Богородицы был возведен в 996 году. По некоторым сведениям, собор основан на месте казни язычниками первомучеников Феодора и сына его Иоанна.

Строительство шло долго. Но спустя время здание наконец-то было построено. Однако в своем первозданном виде оно просуществовало недолго. Уже в 1169-м году храм подвергся вероломному нападению и был разграблен войсками князя Мстислава Андреевича. В 1203-м история повторилась, но уже с войсками Рюрика Ростиславича.

История Десятинной церкви полна фактов нападений, грабежей и даже разрушений. Так, в 13-м веке здание подверглось не только вероломному нападению и банальному грабежу со стороны войска Хана Батыя. Как оказалось, завоевателям показалось того мало. В итоге они разрушили храм при помощи тяжелых стенобитных орудий.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Читайте какие столицы были в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector