Хазарский каганат
Содержание:
- Хроника разгрома
- История каганата
- Буферное государство
- Племя хазаров
- [править] История
- Хазарские территории
- Религия Хазарского каганата
- [править] Теория хорезмийско-хазарского союза
- Экономика и торговля
- Первые столкновения хазар и славян
- Светлая и Тёмная Хазария
- Экономическая структура
- Каган, тудуны и ларисии
- Иудеи из Персии и Византии
- Краткая история
Хроника разгрома
В начале X столетия на берегу реки Дон, а также в причерноморских степях поселились тюркские кочевники, так называемые печенеги, в результате чего возник новый город. Эти жители неблагоприятно влияли на внешнюю торговлю государства. Также серьезную угрозу на тот момент для хазар представляла Киевская Русь. Это связано с тем, что она также желала контролировать транзитную торговлю.
Собственно это и стала главной причиной многочисленных набегов, войн и грабежей. А все это привело к разгрому Хазарского каганата.
Частые набеги сильно ослабили главные жизнеобеспечивающие центры, среди них можно выделить:
- Семендер;
- Итиль;
- Саркел.
Они были настолько разорены, что восстановить когда-то могущественное государство по определению было невозможно. Пребывание в этих городах было невыносимым, поэтому многие жители вскоре стали переселяться. Некоторые из них ассимилировались с другими народами, в основном с печенегами.
На протяжении некоторого времени этноним «хазар» еще ходил в лексиконе на Крымском полуострове. Кстати, в итальянских рукописях эту землю именовали Хазарией до XVI столетия.
Принято считать, что потомками древних хазар являются караимы, которые проживали в Крыму в Средние века. А позднее переселившиеся на территорию Польши, Украины и Литвы. Этот тюркский народ исповедовал караимистскую версию иудаизма.
История каганата
Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.
Возникновение страны, местоположение столицы
Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.
Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.
https://youtube.com/watch?v=kfSzlA8qnpU
Экспансия на юг, войны с арабами
Наивысшего развития Хазария достигла в VII — VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе. Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.
В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.
В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.
Принятие иудаизма, падение государства
За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство — традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.
Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:
- христианства;
- ислама;
- иудаизма.
Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала — ещё в VII в. — это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.
К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе — старую и действующую (Семендер и Итиль) — её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.
https://youtube.com/watch?v=ofPkrZKzeWI
Буферное государство
Возвышение Хазарского каганата связывают с соперничеством между ним и государством булгар и с падением последнего. После смерти булгарского хана Кубрата под напором хазар часть булгар ушла за Дунай, а часть покорилась им. Именно после падения Булгарии в Хазарии возник новый титул главы государства — каган. Любопытно, что появление Хазарского каганата дало толчок к развитию Руси: отныне все кочевники, желающие прорваться на запад, к богатым городам славян, были обречены встречать на своём пути мощное и агрессивное государство. Более того, хазары спасли Русь от нашествия полчищ Арабского халифата, которые с VII века безрезультатно старались прорваться на север. Только в 737 году им удалось взять Дербент и Семендер и заставить кагана бежать. После этого Хазария номинально приняла ислам, но, по сути, осталась языческой: большинство хазар исповедовало тенгризм и поклонялось небу. После набега арабов хазары стали расселяться севернее и перенесли столицу каганата Итиль в низовья Волги, а территория Дагестана стала южной окраиной государства. Полуостров Крым находился под контролем хазар вплоть до середины IX века.
Племя хазаров
У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам…» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.
Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.
Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.
Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.
«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.
Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.
После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.
В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.
Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.
[править] История
Говорящие камни: История Хазарии 5
История Хазарии
Маяцкая крепость
Земли города Азова в период существования Хазарского каганата в 8-10 веках н.э.
Павел Ларенок — Хазарский каганат на Нижнем Дону
- в 7 веке
С 620-х до 650-х годов Хазария была частью Западно-Тюркского каганата, после распада которого получила суверенитет. От тюрков хазарам достались социальные и политические термины («каган» и др.), а также династия Ашина.
В 684 году хазары подчинили Закавказье, начались Арабо-Хазарские войны. В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708, 709—710 и 713—714 годах арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.
- в 8 веке
В начале 8 в. хазары, к тому времени смешавшиеся с горскими евреями, пришедшими на Кавказ (в Дагестане) из Ирана и Армении, стали принимать иудаизм. Лидером иудаизации был хазарский полководец Булан.
В 705 году хазары принимали активное участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 году сослан в Херсон. В 710 году Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.
В 712—722 годах хазары заняли территорию современного Азербайджана и часть Армении. В ответ, наместник халифа в Закавказье Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками совершил поход на хазар, дойдя до их столицы Баланджара, но осада была неудачной.
В 730 году, произошло новое вторжение хазарского войска в Азербайджан, в ходе которого арабы потерпели поражение, а Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками был убит.
732—733 годах Масламе удалось захватить у хазар Баб ал-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на Север против Хазарии привело к неудаче.
В 732 году будущий византийский император Константин V женился на дочери хазарского кагана Ирине Чичак, их сын Лев IV Хазар правил в 775—780 годах.
В 737 году арабы совершили новый поход против хазар во главе с двоюродным братом халифа Марваном ибн Мухаммадом. Марван дошёл до Дона (или Волги) и заставил хазарского кагана подписать мирный договор на условиях принятия ислама.
В 762—763 годах и в 799 году хазары вновь опустошали Азербайджан в отместку за убийства арабами дочерей хазарского кагана, выданных замуж за арабских наместников в Закавказье.
Во время халифа Харуна ар-Рашида (786−809 годы) в Хазарии к власти приходит Обадия, который делает иудаизм государственной религией, что вызвало Гражданскую войну в Хазарии.
- в 10 веке
Около 913 года Хазары пропустили войско русов разграбить берега южного Каспия, но на обратном пути, мусульманская гвардия хазарского царя — арсии — разгромила войско русов.
После неудачной попытки Византии натравить в 932 году на хазар аланов, византийцы подкупили князя русов Хельгу (Олег). Хельгу в 940 году напал на хазарский город Самкерц — Фанагорию на Тамани. В отместку хазарский полководец, наместник хазарского царя на Боспоре Песах разорил византийские города Крыма, а затем победил Хельгу и приказал ему идти в поход на Византию.
В 965 году русский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию.
В X веке Хорезм считался вассалом Хазарии:
Хорезмийская конница была главной силой хазарского царя.
- в 11 веке
Независимое хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.
В 1064 году три тысячи хазарских семей переселились в Кахтан-Самандар.
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.
В 1030 году небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна.
- в 13 веке
Другой осколок иудейской Хазарии — небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало на Кавказе до монголо-татарского нашествия в 1238—1239 годах.
Хазарские территории
Между VII и VIII веками хазары сумели подчинить себя ближайшие славянские племена и обложить их крупной данью. А в результате военного конфликта с Византийской империей, в и тот же промежуток времени, Хазарский каганат занял Таманский полуостров, большую часть Крымского полуострова (за исключением Херсонеса), а также Боспор. Таким образом, хазарские племена вышли на главные торговые пути того времени.
К началу VIII века Хазарский каганат достигает наивысшей точки своего расцвета. В его состав входят огромные территории Северного Кавказа, все территории Приазовья, большая часть Крыма. Хазарами контролируются все лесостепи и степи вплоть до Днепра.
Византия, которая, напротив, переживает не лучшие свои времена (на территорию империи постоянно вторгаются арабы), заключает с Хазарским каганатом союз.
В это же время начинается арабская экспансия. Арабский халифат начинает свое шествие по территориям византийцев и иранцев, подчиняя себе земли. Арабский халифат оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Хазарского каганата:
Во-первых, арабы сильно ослабили самые могущественные державы того времени: Византийскую империю и Сасанидский Иран;
К началу VIII века арабы покорили Иран, Закавказье и часть Средней Азии, назначив столицей своего государства город Багдад;
Хазары совершили несколько дерзких походов на арабские силы, занявшие Закавказские земли. В ответ на это, в 735 году, арабы, преодолев горы Кавказа, разгромили хазарскую армию. Каган был вынужден принять ислам, который затем быстро распространился среди основного слоя населения Хазарии;
С этого момента в Хазарию начинают стекаться арабские купцы и проповедники. Страна продолжает развиваться, принимая в себя влияние чужеродной культуры.
Религия Хазарского каганата
Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?
Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.
Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.
Хазарские раввины
А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи — это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.
Исторический факт
Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.
[править] Теория хорезмийско-хазарского союза
По теории советского историка Сергея Павловича Толстова, Хорезм и Хазария были тесно связаны между собой.
С.П. Толстов считает, что в Хорезме до 712 года, когда Хорезм был завоёван арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, распространился синкретический иудаизм. Именно еврейский учёные, по мнению С.П. Толстова, возглавили антиарабское антифеодальное восстание 712 года, подавленное арабами. С.П. Толстов сделал вывод, что иудейская религия народа Хорезма была импортирована в Хазарию выжившими иудеями из Хорезма.
В доказательство своей теории С.П. Толстов приводит сообщение Табари, где мятежники фигурируют под именем «хабр» (араб. الحبر, аль-хабр, во множественном числе — аль-ахбар, араб. الاحبار), а это имя и в древнем и в современном арабском, и в частности по словарю Абу Абд аллаха Мухаммеда ал-Хорезми имеет только одно значение «еврейский учёный, учёный раввин».
Разгромленные хорезмийские иудеи, по версии С.П. Толстова, бежали в Хазарию, где синкретический хорезмийский иудаизм становится государственной религией. Булан, первый хазарский царь-иудей, по Толстову, также выходец из Хорезма.
Единство Хазарии и Хорезма Толстов доказывает титулом хорезмшаха Шаушафара: «господин царь благословенный хазарский».
В доказательство своей теории, Толстов приводит также факт хорезмийского происхождения хазарского полководца Растархана, а также тем, в перечне христианских епископских кафедр в составе митрополии с центром в Крыму — в Доросе наряду с кафедрами, находившимися в Хазарии, значится Хвалисская, то есть Хорезмийская кафедра.
С.П. Толстов полагает, что иудейско-зороастрийская религия, пришедшая из Хорезма в Хазарию при Булане, вошла в противоречие с ортодоксальным иудаизмом талмудического толка, установленным Обадией. Это вызвало Гражданскую войну, и бегство кабар, которых Толстов считает халисами, то есть хорезмийцами.
Другой советский историк, Михаил Илларионович Артамонов подверг теорию С.П. Толстова критике. Публицист Лев Николаевич Гумилёв также критически предположил, что «хабр», о которых говорит Толстов, это не евреи, а «джабр», «гебр» — персы-огнепоклонники.
Скепсис Л. Гумилёва и М. Артамонова тем не менее, опровергается некоторыми соображениями. Например, действительно, кабары бежали к венграм, а среди последних известен народ халисы (хвары, хвалисии), которые в 12 в. входили в состав Мадьярского государства. Эти халисы, по венгерской исторической традиции, связаны с хазарами, приглашёнными в Венгрию князем Таксони (-). По сведениям Киннама, халисы были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми».
Существует так называемая летопись Бахши Имана «Джафар тарихы». Хотя данная летопись вызывает сомнения, но если она справедлива, то она подкрепляет догадки Толстова, так как утверждает, что иудаизм в Хазарию был принесён еврейкой из Бухары, ставшей женой кагана Айбата.
Кроме того, важно отметить тот факт, что Хорезм действительно имеет связи с евреями. Бухарские евреи издавна жили в Средней Азии, а построение Хорезма приписывался Нарсесу, сыну иранской царицы Шушандухт, еврейке по происхождению
Хазарский царь Иосиф утверждает, что пределы его государства доходили до Хорезма и Гургана, что может указывать на претензии хазар на западную часть современной Средней Азии и Казахстана. По словам Кудамы (9 в.) «границы Хазарии (проходят) от Армении до Хорезма из (областей) Хорасана».
Создаётся впечатление, что связь Хазарии и Хорезма действительно существовала. Недаром, близ Бухары имелось селение Афшана, откуда был родом знаменитый врач Авиценна. Между тем, название Афшана имеет этимологическую связь с родом Ашина, правившим в Хазарии до прихода к власти еврейских царей.
Остатки разгромленных Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступили на «остров Сиях-Кух» (полуостров Мангышлак в Казахстане) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы. Существовало видимо происходящее от этих хазарских эмигрантов, туркменское племя, называвшееся в 17 в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на северо-западной окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли.
Сообщение Якута о родстве евреев, хазар и хорезмийцев, также подтверждает концепцию Толстова:
Во всяком случае, теория Толстова объясняет такие факты, как мусульманская армия из хорезмийцев в Хазарии, верная иудейским царям, а также то, что именно в Хорезм обратились за помощью хазары, когда на них напали огузы и русы в 965 году.
Экономика и торговля
Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.
Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.
Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.
В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.
Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:
- С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
- С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
- С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
- Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.
А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.
Первые столкновения хазар и славян
«Встреча» двух народов определяется по имеющимся источникам весьма приблизительно. Вероятнее всего, это произошло уже в середине VII в., сразу же после образования Каганата. Расселившись с течением времени в Северном Причерноморье и даже Крыму, хазары контролировали значительную часть двух важнейших торговых путей – Великого шелкового и «Из варяг в греки».
Источники упоминают о данничестве восточных славян (полян, радимичей, вятичей, северян) кагану.
Дань хазарам. Радзивилловская летопись. Миниатюра
Очевидно, что отношения соседей складывались по-разному. Было и мирное сосуществование, хозяйственная кооперация, межэтнические контакты. Об этом свидетельствует, среди прочего, наличие в Киеве хазарской общины, существовавшей течение длительного времени в Козарах (урочище в Киеве).
Какой князь разгромил хазарский каганат впервые, установить по имеющимся данным сегодня трудно. Известно только из письменных источников, что уже утвердившиеся в Киеве Аскольд и Дир противостояли попыткам хазар утвердиться в этом городе.
Олег, утвердившийся в Киеве в 884 г., также может быть признана как князь, разгромивший хазарский каганат. По крайней мере, так можно истолковать сообщения летописи о переподчинении Олегом себе бывших хазарских данников из числа славян. Без военно-политических акций в отношении прочно утвердившихся здесь хазар сделать это было бы затруднительно. Удержавшаяся в памяти последующих поколений месть Олега, опустошающие хазарские селения, а также исторически засвидетельствованные походы киевского князя через земли Каганата на восток, к Каспийскому (именуемому в источниках еще и «Хазарским») морю, последующая смерть Олега вполне вписываются в такую конструкцию. Тем более что после уничтожения большей части войска Руси отношения между Киевом и Каганатом явно ухудшились.
Еще одним вариантом ответа на вопрос о том, кто разгромил Хазарский каганат, может быть следующий: это вполне мог сделать и князь Игорь. Так можно истолковать военные походы сменившего Олега на киевском престоле нового властителя. В условиях все более слабеющего Каганата, он практически беспрепятственно предпринимает походы не только против Константинополя. Ими осаждается и захватывается находившаяся под хазарским протекторатом Тмутаракань. Он предпринимает и новый поход к богатому каспийскому побережью через земли хазар. Но окончательно хазарский каганат разгромил князь, утвердившийся на киевском престоле после трагический гибели Игоря. Это, что называется, твердо установленный и неподлежащий сомнению факт. Им стал Святослав.
Портрет князя Святослава Игоревича. Из Царского титулярника, XVII в.
Вышеприведенные соображения, основанные на анализе имеющейся летописной традиции и других исторических источников, позволяет, таким образом утверждать: разгром Хазарского каганата связан с именем князя Игоря не в меньшей степени, чем с именем Олега. И тот и другой находились в состоянии военно-политического соперничества со своим могущественным соседом. Очевидно, не единожды в ходе такого соперничества, в боях и столкновениях незначительных, хазарский каганат был разгромлен киевским князем – не одним, так другим.
Важнейшей же, рубежной вехой в противостоянии двух держав стал разгром Святославом Хазарского каганата под Белой Вежей.
Светлая и Тёмная Хазария
История Хазарии делится на два периода – до и после принятия иудаизма.
1. В первый период роль хазар была прогрессивной. Они остановили натиск арабов, установили порядок и безопасность в прикаспийских и причерноморских степях, что дало мощный толчок для развития народного хозяйства этих стран и обусловило заселение славянами лесостепной полосы Восточной Европы.
В этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – «чёрные хазары», так как по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.
2. Второй период Хазарии резко отрицательный. В VI веке в Хазарию пришла гонимая еврейская община, которую хазары по доброте душевной приняли к себе. Эта община с помощью «института иудейских невест» захватила власть в Хазарии и превратила её в агрессивное паразитическое государство. С помощью наёмников (печенегов и гузов) часть хазар уничтожили, остальных обложили тяжёлой данью. На смену развития земледелия и скотоводства пришла посредническая торговля и паразитическое обогащение правящей верхушки. Одним из основных источников дохода стала работорговля, в частности славянскими рабами. Для этого оплаченные иудеями наёмники совершали набеги на Русь.
Экономическая структура
Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.
Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.
Каган, тудуны и ларисии
Во главе хазар стоял каган, власть которого считалась сакральной. Он был не только правителем, но и духовным лидером народа. Он обладал знаками божественной власти — золотым троном и золотой короной. Власть передавалась от старшего брата к младшему. Жена кагана и ближайшая женская родня носили титул «хатун». Власть кагана была ограничена. Обычно во время возведения его на трон происходило некое сакральное действие, во время которого хана душили шёлковым шнурком, и он, впав в транс, должен был назвать количество лет, которое будет править. По прошествии этого времени его убивали. Убивали кагана и по достижении им 40 лет: хазары считали, что в этом возрасте боги покидают человека. Убить кагана могли и в том случае, если он терпел военное поражение или государство постигала иная беда — голод или эпидемия. В этом случае вся вина за беды народа ложилась на плечи правителя. На окраинах каганата власть была в руках каганских наместников — тудунов. В Итиле существовала особая судебная система. У людей каждого вероисповедания были свои судьи, которые подчинялись особому чиновнику. Если случай был сложный, судьбу ответчика решал каган. Народы, входившие в состав каганата: венгры, буртасы, аланы, славяне, — сохраняли свою социальную структуру, но были обязаны платить дань, поставлять рабов и воинов. Известно, что некоторые славянские племена платили кагану один щеляг (серебряную монету) с сохи, а булгары — по меховой шкурке с дома. Основой могущества хазар была большая армия, ядро которой состояло из тяжеловооружённых всадников ларисиев, происходивших из особого хорезмийского племени. Это была элита, гвардия — профессиональные военные, получающие хорошее жалование. Численность ларисиев достигала 12 тысяч воинов, во главе их стоял визирь. Кроме ларисиев в армии служили наёмные дружины славян и алан, а другие народы должны были в случае войны выставлять ополчение. Большая часть населения пасла скот и кочевала по степям Прикаспия, в Дагестане растили виноград, а в Придонье выращивали пшеницу и ячмень, сажали сады и огороды. В городах работали кузнечные, гончарные и ювелирные мастерские. Большой доход приносили купцы, которые путешествовали по Волге и Дону и платили пошлину.
Иудеи из Персии и Византии
Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.
Иудеи-маздакиты. В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события известны, как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.
Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:
Ромеи сами славились коварством, но даже для них подобное предательство было чрезмерным. И император Ираклий II предложил иудеям покинуть страну. Это произошло в середине VII века. Византийские иудеи отправились не куда-нибудь, а в Хазарию, где уже обосновались иудеи-маздакиты. Таким образом, в VII веке «смертельные враги» иудеи-маздакиты и иудеи-антимаздакиты воссоединились в пределах Хазарии, захватили власть и создали первое в мире паразитическое государство – Хазарский каганат.
Краткая история
История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.
Если верить данным, которые оставил сирийский ученый Захарий Митиленский, тюркоязычные хазары стали заселять эту землю после гуннского «броска». А к началу VI века на северо-западе Прикаспии было около 13 племен, в которые входили:
- авары;
- болгары;
- савиры;
- хазары.
В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.
Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:
- савиры;
- барсилы;
- аланы;
- беленджеры.
По информации, которую оставил знаменитый путешественник X столетия — Ибн Хаукаль, все хазары делились на 2 вида: первые были темными, внешностью напоминавшие индусов, их называли «кара-хазар», а другие красивыми и светлыми — это были «абъяды».
Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.
Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.