Византийские императоры
Содержание:
6 век
- 502–506 Анастасианская война с Сасанидской Персией .
- 526–532: Иберийская война с Сасанидской Персией .
- 533–534: вандалическая война в Северной Африке.
- 534–548: в Африке.
- 535–554: Готская война в Далмации и Италии .
- 541–562: Лазическая война с Сасанидской Персией .
- 552–555: Византийское вмешательство в гражданскую войну вестготов в Испании, образование провинции Спания .
- 560–578: с романо-мавританским королевством Гармул.
- 572–591: Война с Персией из-за Кавказа.
- 589 г .: франко-ломбардско-византийский конфликт из-за долины реки По. Война была остановлена прорывом плотины в Кукке .
- 582–602: Война против авар и славян на Балканах.
Скучное искусство?
— Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?
— То, что византийское искусство застывшее и занудное — миф.
Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. — Прим. ред.), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.
Сретение Господне; Византия.; XIV в.
— А как же канон?
— Конечно, иконографическая «догма» всегда была устойчивой и неизменной. Но к XIV веку, в период поздней Византии, иконография становится чрезвычайно разветвленной — умножается количество сюжетных деталей — и все более «разговорчивой», литературной, повествовательной. Но парадокс в том, что вместе с приобретением этого творческого многообразия она утрачивает свою целостность, свой внутренний духовный стержень: он как бы заслоняется этой внешней детальной пестротой.
А вот классический византийский образ не обладает такой «литературностью», и в этом его величайшее значение: в своей предельной простоте византийская икона достигала глубочайшей степени выразительности.
Константинополь. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом. Мозаика XII в., Святая София
— И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?
— А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела — Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.
Примерно в это же время в Салониках (территория современной Греции. — Прим. ред.) существует другой художественный центр, создавший мозаики местного Софийского собора. В куполе этого храма — композиция «Вознесение Христово»: Господь в окружении ангелов поднимается на небо. Христос находится в круге — это сияние Божественной славы, а вокруг расположены фигуры Его учеников и Богородица. В этом образе нет константинопольской утончённости, он выполнен мощно, ударно, экспрессивно.
Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.
Собор святой Софии в Константинополе
— А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?
— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной —все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.
Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.
Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы.
Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Прим. ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.
СПИСОК ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Он был умным, энергичным реформатором, простым и великодушным человеком. В отношении к врагам наоборот – коварным и беспощадным. Он жестоко преследовал еретиков и язычников, непокорную знать. При этом Юстиниан был автором свода гражданских законов, известных под названием «Кодекс Юстиниана». В его время особенно много строилось крепостей, дворцов и храмов. Самым знаменитым стал храм Святой Софии, сооруженный в Константинополе как самый главный христианский храм. Современники Юстиниана – Прокопий Кесарийский и Иоанн Лид – показывают его великим завоевателем, мудрым и справедливым правителем, праведным христианином. Но записи о жизни и деяниях василевса Юстиниана разнятся противоречиями. Существуют сведения о нем как о кровожадном, ненасытном и своенравном императоре.
Все из описанных выше правителей Византии были фигурами неоднозначными. По-разному они влияли на внешнюю и внутреннюю политику своей страны. Но Византия при их правлении была сильной и могущественной державой, с которой считались во всем мире. Культура этой страны имела непревзойденное значение для развития культуры других стран. А идею божественной и святой власти несли в себе все трое – Великие василевсы Константин, Лев и Юстиниан.
- Храмы Византии
- Особенности Византии
- Города Византии
Метки: великий, византия, император, правитель
Императрица из Восточной Римской империи (в изгнании в Никее )
1204–1261: династия Ласкаридов
Рисунок | Имя | Отец | Рождение | Свадьба | Стала императрицей | Перестала быть императрицей | Смерть | Супруг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Анна ангелина | Алексиос III ( Ангелой ) | c. 1176 | 1199 г. или начало 1200 г. | 1204 смерть зятя 1205 муж объявлен императором | 1212 | Теодор I | ||
Филиппа из Армении | Рубен III Армении ( Рубенид ) | 1183 | 24 ноября 1214 г. | 1216 | до 1219 г. | |||
Мари де Куртенэ | Петр, латинский император ( Куртенэ ) | c. 1204 | 1219 | Ноябрь 1221 | 1228 сентября | |||
Ирен Ласкарина ( Λιρήνη Λασκαρίνα ) | Теодор I ( Ласкарис ) | ? | 1212 | 1221 декабря | 1239 | Иоанн III | ||
Анна Гогенштауфен | Фридрих II, император Священной Римской империи ( Гогенштауфен ) | 1230 | 1244 | 3 ноября 1254 г. | Апрель 1307 г. | |||
Елена Асенина из Болгарии | Иван II Болгарии ( Асен ) | ? | 1235 | 4 ноября 1254 г. муж провозглашен императором 1255 г. муж коронован императором 1 января 1259 г. как соправительница | 18 августа 1258 г. | ? | Теодор II |
История Византии
Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.
Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.
Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.
Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».
Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.
Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:
- Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
- Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
- Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
- Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
- Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.
Византийская культура и общество
В течение всего периода существования Византии христианская религия влияла на самые разные сферы жизни, в том числе на быт. Граждане страны, независимо от их социальной принадлежности, молились по несколько раз в сутки. В дни религиозных праздников византийцы непременно отправлялись целыми семьями в храмы на торжественную литургию.
Кроме главных христианских праздников – Троицы, Пасхи и Рождества, – по всей империи отмечали дни святых. Эти мероприятия сопровождались не только священными обрядами, но и выступлениями музыкантов, пышными пирами и конными заездами на ипподроме столицы и некоторых крупных провинциальных городов. Среди праздников, популярных в народе, можно выделить те, что были распространены во всей империи:
- брумалии и календы, сопровождавшиеся переодеваниями, хождением ряженых, танцами и пирами;
- дни зимнего и летнего солнцестояния;
- русалии – весенний праздник, отмечавшийся играми и танцами.
Несмотря на непростую жизнь, византийцы умели развлекаться. Главным досугом для знати всегда оставалась охота на специальных угодьях с помощью соколов или собак. Остальные слои населения предпочитали другие развлечения:
- затрикий – разновидность шахмат;
- циканий – конная игра в мяч;
- петрополемос и ампра – детские игры с военными элементами;
- шашки;
- рыцарские турниры – они появились в последние десятилетия существования империи.
Живопись империи, представленная прежде всего мозаикой и фресками, основывалась на библейских сюжетах. Особенно большое развитие получила иконопись. В отличие от античности, на византийских иконах главным изображением считался лик святого. Ландшафт передавался как размытый и несущественный фон.
Поэтическое творчество в империи также носило религиозный характер и основывалось на сюжетах из Библии. Самостоятельное развитие в византийской лирике получил лишь один жанр – церковные гимны. Яркими представителями этого творчества были Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец, создавшие немало поэтических шедевров.
Византийская скульптура не оставила после себя ни выдающихся монументов, ни обычных памятников. Это связано с распространенным в стране мнением о схожести этого вида искусства с языческим идолопоклонничеством. Поэтому скульптура в Византийской империи находилась под запретом.
Самый значительный след в мировой культуре оставила архитектура Византии. Наиболее важными сооружениями всегда считались сакральные постройки. Отличие этого вида искусства в Византии от античного зодчества проявлялось прежде всего в расположении купола и оформлении внутреннего зала храмов.
Византийские соборы и церкви строились как центрально-купольные. Внутри непременно возводилась длинная галерея, поддерживаемая мощными мраморными колоннами. Она предназначалась для женщин, посещавших храм. Как своды, так и высокие стены украшались живописными фресками, яркими орнаментами и мозаичными изображениями.
В отличие от античных храмов, византийские церкви и соборы не поражали пышностью и роскошью. Их величественность достигалась за счет двух ярусов продолговатых окон, округленных сверху, высоких куполов и мощных стен. Среди наиболее известных сакральных сооружений Византии можно выделить несколько храмов, сохранившихся до XXI столетия:
- Самыми ранними постройками, в которых проявились особенности византийской храмовой архитектуры, считаются здания усыпальницы Галлы Плацидии и церкви Святого Виталия. Оба сооружения, находящиеся в Равенне – итальянском городе, – хорошо сохранились.
- Непростая судьба сложилась у самого известного образца византийской архитектуры – собора Святой Софии, возведенный при Юстиниане I в Константинополе. Его величественный вид достигался благодаря гигантскому куполу и 400 продолговатым окнам. Внутри посетителей поражало большое пространство зала и нависающий над ним высокий свод, а также 100 мощных колонн, изящно отделанных порфиром и малахитом. Собор несколько раз страдал от землетрясений и перестраивался, а в османскую эпоху храм был переделан в мечеть.
- Среди других сакральных сооружений, относящихся к византийской эпохе, выделяется несколько соборов святых: Ирины в Константинополе, Феодора и Никодима в Афинах, Димитрия и Апостолов в Салониках.
Архитектура в империи развивалась довольно продолжительный период – с VI по XIII столетие. После XIII века никаких выдающихся сакральных сооружений в Византии не появилось. С упадком империи не исчезла ее культура. Византийская философия, искусство, мировоззрение, религиозные идеи и учения – все это повлияло на многие государства – прежде всего на Армению, Италию, Болгарию, Грузию и Русь.
Город Константинополь в 1453 году
Были оставлены три государства-преемника — Никейская империя, Трапезундская империя и Эпирская Деспотата. Первая, контролируемая династией Палеологов, сумела вернуть Константинополь в 1261 году и победить Эпир, возродив империю, но уделив слишком много внимания Европе, когда азиатские провинции были главной заботой. Некоторое время империя выживала просто потому, что мусульмане были слишком разделены, чтобы атаковать, но в итоге османы захватили все, кроме нескольких портовых городов.
Империя обратилась к западу за помощью, но они рассмотрели бы только отправку помощи в обмен на воссоединение церквей. Церковное единство рассматривалось и иногда достигалось законом, но православные граждане не принимали католицизм. Некоторые западные наемники прибыли, чтобы помочь, но многие предпочли позволить империи умереть, и ничего не сделали, когда османы разобрали оставшиеся территории.
Константинополь изначально не считался заслуживающим усилий по завоеванию, но с появлением пушек стены, которые были непроницаемыми, за исключением Четвертого крестового похода на протяжении более 1000 лет, больше не обеспечивали адекватной защиты от османов. Падение Константинополя наконец наступило после двухмесячной осады Мехмедом II 29 мая 1453 года. Последний византийский император, Константин XI Палеолог, в последний раз был замечен вошедшим глубоко в борьбу с подавляющим числом превосходящих его гражданских войск против вторжения османов на валы Константинополя. Мехмед II также завоевал Мистру в 1460 году и Требизонд в 1461 году.
Мехмед разрешил три дня грабежа (обычай в то время), а затем объявил остановку. Его план состоял в том, чтобы сохранить и расширить город, где он начал строить проекты, включающие мечети, и начал строить дворец Топкапы. Он был известен своей терпимостью к христианской и еврейской общинам, которые жили в городе. Его первым актом после завоевания было провозглашение Шахады, исповедания веры в Бога и утверждения, что Мухаммед является посланником Бога в Софийском соборе, который впоследствии функционировал как мечеть.
Мехмед и его преемники продолжали считать себя настоящими наследниками византийцев до тех пор, пока в начале двадцатого века они не умерли. К концу столетия Османская империя установила свое твердое правление над Малой Азией и большей частью Балканского полуострова. В то время как Европа стояла в стороне и наблюдала за падением Константинополя, 1453 год стал символом трагической потери сознания многих христиан, приблизив то, что воспринималось как угроза ислама. 1453 год послал ударные волны через христианский мир и косвенно привел к путешествию Христофора Колумба в Новый Свет. Христианская Европа считала, что христианское королевство, управляемое пресвитером Иоанном, все еще существовало к востоку от Константинополя. Если бы эта земля могла быть обнаружена, то они могли бы атаковать халифат с обеих сторон.
В тот год, когда Колумб отплыл в 1492 году, евреи и мусульмане были изгнаны из Испании, возможно, в отместку за потерю христианского Востока (хотя это считалось еретическим). Когда Балканы пали, османы дважды наступали на Вену, побуждая Мартина Лютера размышлять, был ли величайшим антихристом папа или турок. Оба отвергли правду. Тем не менее, если Европа не будет реформирована, может последовать поражение. Первоначально Ираклий истолковывал возникновение ислама в аналогичных терминах — это посланное Богом несчастье, наказывающее христиан за разобщенность и ересь.
Между тем на роль Императора как покровителя Восточного Православия претендовали великие князья Московские (Москва), начиная с Ивана III Русского. Его внук Иван IV из России станет первым русским царем (царь, также пишется как царь, происходящий от латинского «Цезарь»). Их преемники поддержали идею о том, что Москва была надлежащим наследником Рима и Константинополя, своего рода Третьего Рима, — идею, которая проникала в состав Российской империи вплоть до самой кончины в начале двадцатого века.
Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами[править | править код]
Константин I Великий (306-337)
Лициний (308-324)
Констант I (337-350)
Констанций II (337-361)
Юлиан II Отступник (361-363)
Иовиан (363-364)
Прокопий (узурпатор, правил ок.365)
Валент II(364-378)
Феодосий I Великий (379-395)
Аркадий (395-408)
Феодосий II Младший (408-450)
Маркиан (450-457)
Лев I Макелла Фракианин (457-474)
Лев II (474)
Зенон (474-491,475-476 — вне Константинополя)
Василиск (475-476)
Анастасий I Дикор (491-518)
Юстин I (518-527)
Юстиниан I Великий (527-565)
Феодора I (527-548)
Юстин II (565-578)
Тиверий II (574-582)
Маврикий (582-602)
Фока (602-610)
Ираклий I (610-641)
Константин III (641)
Ираклеон (Ираклий II) (641)
Констант II (641-668)
Трапезундский император Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора. Копия 18 века с рукописи 1374 года. Афон, монастырь Дионисио
Константин IV Погонат (668-685)
Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711)
Леонтий (695-698)
Тиверий III (Апсимар) (698-705)
Фнлиппик (Вардан) (711-713)
Анастасий II (Артемий) (713-716)
Феодосий III (715-717)
Лев III Исавр или Сириец (717-741)
Константин V Копроним или Каваллин (741-775, 742-743 -вне КПля)
Артавасд (742-743)
Лев IV Хазар (775-780)
Ирина (780-790 и 797-802)
Константин VI Порфирородный (790-797)
Никифор I Геник (802-811)
Ставракии (811)
Михаил I Рангаве (811-813)
Лев V Армянин (813-820)
Михаил II Травл (820-829)
Феофил (829-842)
Феодора (II) (842-856)
Михаил III Пьяница (856-867)
Василий I Македонянин (867-886)
Лев VI Философ (886-912)
Александр (912-913)
Зоя I Карвонопсина (914-919)
Роман I Лакапин (919-944 16 дек.)
Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 — +959 ноябрь)
Роман II (959- +963 марта 15)
Феофано (963)
Никифор II Фока (963-969)
Иоанн I Цимисхий (969-976)
Василий II Булгароктон (976-1025)
Константин VIII (1025 -1028)
Роман III Аргир (1028 -1034)
Михаил IV Пафлагон (1034-1041)
Михаил V Калафат (1041 -1042)
Зоя II Порфирогенита (1042)
Константин IX Мономах (1042-1055)
Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 -1056)
Михаил VI Стратиотик (1056-1057)
Исаак I Комнин (1057 -1059)
Константин Х Дука (1059 -1067)
Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071)
Файл:Manuel2.jpg Император Мануил II Палеолог
Роман IV Диоген (1068 -1071)
Михаил VII Дука Парапинак (1071 -1078)
Никнфор III Вотаниат (1078-1081)
Алексей I Комнин (1081 -1118)
Иоанн II Комнин (1118 -1143)
Мануил I Комнин (1143 -1180)
Алексей II Комнин (1180-1183)
Андроник I Комнин (1183 -1185)
Исаак II Ангел (1185 -1195 и 1203-1204)
Алексей III Ангел (1195 -1203)
Алексей IV Ангел (1203 -1204)
Алексей V Дука Мурфузл (1204)
Константин XI Ласкарис (1204-1205)
Император-возничий
История и критика
Первый труд о византийских императорах армянского происхождения, армянских императорах Византии ( армянский : Հայ կայսերք Բիւզանդիոնի ) был автором о. Гарабед Der-Sahagian и опубликованы в 1905 году Мхитаристов общество Сан — Лазаро дельи Армени в Венеции. Энтони Калделлис предположил, что Дер-Сахагян распространил «западноевропейские методы расовой и националистической историографии на историю средневековой Армении». Калделлис считает, что именно Николас Адонц «превратил поиск армян в Византии в более научный и менее романтичный националистический процесс». Однако он критически относится к Адонцу, так как он видел «повсюду армян и вовлекал их в столько важных событий, сколько мог». По словам Калделлиса, позже он был одобрен Питером Чаранисом и Александром Кажданом и «широко распространился в области византиноведения» . Книга Каждана « Армяне в правящем классе Византийской империи в XI-XII веках» была издана Академией наук Армении в 1975 году.
Харанис предположил, что «каждый император, восседавший на византийском троне от восшествия на престол Василия I до смерти Василия II (867–1025), имел армянское или частично армянское происхождение». Однако он отметил, что «в Византии этническое происхождение человека не имело значения при условии, что он интегрировался в ее культурную жизнь».
Энтони Калделлис очень критически относится к тому, что он называет «армянской ошибкой» в византийских исследованиях, которой он посвятил отдельную главу в своей книге 2019 года « Римская страна: этническая принадлежность и империя в Византии» . Он написал:
Армен Айвазян отметил, что: