Традиции балкарцев
Содержание:
- Стойкость — черта народа
- Исторический контекст
- История
- История балкарцев
- Хозяйство и культурно-экономические связи
- Семейный уклад балкарцев
- [править] Источники
- История
- География расселения
- Древние сведения о балкарцах и карачаевцах
- Культура, просвещение, наука
- Внешность
- Язык и грамотность
- История происхождения балкарского народа
Стойкость — черта народа
На протяжении многих столетий балкарцам и их предкам приходилось проявлять мужество и стойкость в борьбе с завоевателями. Далеко не всегда земли этого народа оставались независимыми.
Напротив, тягостные времена владычества других племён были своего рода “проверкой на прочность”. Сложнейшим периодом становятся времена монгольского завоевания. Тогда ханские орды заняли большую часть Балкарии.
Местным жителям пришлось скрываться в отдалённых горных районах. Однако балкарцы, оттеснённые в ущелья центрального Кавказа, не собирались сдаваться. Они образовали 5 крупных общин, которые противостояли монгольскому натиску.
Кроме того, вынужденное переселение помогло балкарцам создать благоприятную основу для дальнейших торговых отношений с соседями. Их культура заметно обогащается. В ней появляются некоторые заимствования из карачаевских, осетинских грузинских традиций, но при этом сохраняется самобытная нота. Благодаря такому культурному смешению сам этнос стал более устойчив к внешнему влиянию.
Князья из Верхней Балкарии, 1913 год, Нальчик (Биев Паша Сафар-Алиевич и его младший брат Биев Маштай Сафар Алиевич)
Исторический контекст
Депортации 1944 года и их влияние на современное движение
В 1943 и 1944 годах в Среднюю Азию были массово депортированы балкарцы и карачаевцы , а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группировки обвинялись в «сотрудничестве с нацистами».
После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы лишились политического признания своих территорий. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинском АССР , в то время как карачаево автономная область была полностью уничтожена карта и разделяла на территории , предоставленных в Черкесской автономной области , Ставропольский край , Краснодарский край и Грузинской ССР .
На счету НКВД (организация, виновная в депортации) приводились следующие статистические данные:
- В общей сложности 724,297 люди были отправлены в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан ) в безвоздушном грузовых поездах (других, такие как Чеченская аул из Хайб , были убиты в массовом порядке , а)
- Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
- По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).
Многие историки подвергли сомнению достоверность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, было сильно преуменьшением, отмечая также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96000 человек (и заявляя, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позицию).
Вопреки советскому взгляду на целые народы как на вероломных нацистов-коллаборационистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии.
Несмотря на ужасные условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. В 1946 году только в Ворошиловском районе Кыргызстана насчитывалось более 50 карачаевцев- стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто постоянно превышал квоты). Когда балкарцы и карачаевцы продемонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они заняли более авторитетные должности, особенно в Кыргызстане, где можно было найти множество карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы настолько ценились, что перед их отъездом на родину в 1957 году власти Казахстана и Кыргызстана предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться.
В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, намного превышающем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, и многие из них получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. По возвращении домой они сохранили связи с оставленными ими религиозными общинами. Репатрианты были лучше образованы, чем те, кто остался, лучше осведомлены в исламе, чем они были раньше, и испытывали глубокое чувство негодования за несправедливые и бесчеловечные действия, совершенные против них советским правительством.
Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также многих советских депортаций в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть жертвы нации и требуют ее признания геноцид.
История
Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.
В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.
История балкарцев
Балкарцы – тюркский народ, проживающий на территории России. Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горец». Согласно данным Переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 108 тысяч балкарцев. Говорят они на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы как народность сложились в основном из трех племен: кавказоязычные племена, ираноязычные аланы и тюркоязычные племена (кубанские болгары, кыпчаки). Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами. Тесный контакт балкарцев с русскими начался примерно в семнадцатом веке, о чем свидетельствуют летописные источники, где балкарцы названы «Балхарскими кабаками».
В самом начале 19 века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Балкарцы вернулись на родину. В 1991 году была провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.
На протяжении многих лет балкарцы занимались скотоводством, главным образом, выращивали овец, коз, лошадей, коров и тому подобное. Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс). Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение. Некоторые селения занимались пчеловодством, другие охотились на пушного зверя.
Вплоть до девятнадцатого века балкарцы исповедовали религию, представляющую собой соединение православия, ислама и язычества. Еще с конца семнадцатого века начался процесс полного перехода к исламу, но закончился он только в девятнадцатом веке. До этого момента балкарцы верили в магические силы, наделяли волшебными свойствами камни, деревья. Присутствовали так же и божества-покровители.
Хозяйство и культурно-экономические связи
Балкарцы и карачаевцы с древнейших времен занимались и занимаются горным, отгонным и яйлажным скотоводством. Скот на лето выгоняют на летние пастбища – «жайлыкъ». От этого термина и происходит широко распространенное понятие «яйлажное скотоводство».
Ведущей отраслью скотоводства у балкарцев и карачаевцев было овцеводство, однако большое место занимало и разведение крупного рогатого скота и коневодства. Огромное количество скота, в несколько раз превышающее уровень у соседних народов, обеспечивало балкарцам и карачаевцам все жизненно необходимое. Продукция скотоводства одевала, кормила, обувала народ, она шла на общекавказские рынки, где на нее выменивали все необходимые товары: ткани, посуду, соль и пр.
Высокоразвитое горнорудное дело обеспечивало балкарцев и карачаевцев медью, свинцом, каменным углем, селитрой и др. Пахотных земель в Балкарии и Карачае было мало, поэтому земледелие не играло такую же, как скотоводство, важную роль в их экономике.
Тем не менее, каждый клочок земли тщательно обрабатывался, очищался от камней, орошался при помощи умело проведенных ирригационных сооружений. Во многих местах и сейчас можно видеть горные склоны, изрезанные громадными террасовыми полями древних карачаево-балкарцев – земледельцев.
Балкарцы и карачаевцы имели самые дружественные культурно-экономические связи со всеми соседними народами. Эти контакты часто приводили к множеству смешанных браков и межэтнических родственных взаимоотношений.
Семейный уклад балкарцев
Основная часть семейных обычаев балкарского народа остаётся неизменной на протяжении многих столетий. Уклад жизни, сформировавшийся за долгую историю балкарцев, диктует, что главой семейства всегда выступает мужчина. Женщина же должна беспрекословно подчиняться ему, заниматься хозяйственными делами и воспитание детей.
Согласно традициям балкарцев, женщины не сидят за одним столом с мужчинами, а мужчинам не разрешается находиться в женской части дома (исключение составляют супруг или отец). Муж и жена при посторонних не называют друг друга по имени. Конечно, сегодня некоторые запреты балкарцев немного сглажены, однако основные правила поведения остаются прежними.
Карачаево-балкарский женский национальный костюм – чепкен (балкарки) / Ахмат Байсиев
В понимании балкарцев мужчина – это защитник, воин, поддержка своих родных. Именно в таком духе с ранних лет воспитывают мальчиков. В балкарских селениях нельзя увидеть женщину, что идёт с тяжёлым грузом, а рядом с ней – мужчина с пустыми руками.
К детям у балкарского народа также несколько непривычное для нас отношение
В отличие от русских семей, здесь наибольшее внимание уделяется не детям, а старикам. Родители должны быть строгими со своим ребёнком, а вот пожилые люди, бабушки и дедушки, вполне могут побаловать малыша
Эта особенность встречается у многих кавказских народов к примеру у Абхазов.
Старцы Кавказа
Благодаря такому принципу воспитания с детства балкарцы знают, что самый почитаемый человек в семье – старший представитель рода. Они с огромным уважением относятся к людям старшего возраста. Общаясь с ними, молодые балкарцы не имеют права спорить или перебивать собеседника – это считается признаком невоспитанности.
[править] Источники
- О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
- Мизиев И. М. История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России
Балкарцы и хазары относится к Хазарии |
|
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне |
Внешние отношения | Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария |
Артефакты | Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф |
История
Важным моментом для становления балкарского этноса стало смешение коренного народа проживающего на территории современной Балкарии с представителями многих других племён и народностей, среди которых такие как: карачаевцы, кабардинцы, грузины, осетинцы и многие другие. В итоге данный этнос распространился практически на всю территорию Центрального Кавказа.
13 век ознаменовался большим количеством набегов монголо-татар, из-за чего многим балкарцам пришлось покинуть свои поселения и уйти дальше в горы. Именно в горах они начали основывать новые поселения. До 17 века балкарцы жили преимущественно закрыто. Однако, в 17 веке они начали активно контактировать с русскими в результате чего были налажены торговые связи и происходил культурный обмен между двумя этими народами. Также это привело к налаживанию дружественных связей между аристократическими семьями обоих народов.
В самом начале 19 века большинство балкарцев приняло подданство Российской Империи. В результате этого многие балкарцы начали призываться в армию Российской Империи и приняли участие во многих войнах, которые вела Россия в 19-20 веках. Революция в России 1917 года принесла массовые репрессии балкарцам. С другой стороны это привело к существенному экономическому подъёму данного региона. На территории Балкарии массово начали открываться различные учебные заведения, что привело к существенно повышению интеллектуального уровня населения. В свою очередь это привело к развитию большого количества различных сфер деятельности.
Вторая мировая война привела к новым испытаниям для этого народа. Местные жители были подвергнуты террору со стороны НКВД. В 1944 году многие представители этого народа были депортированы в Среднюю Азию. Через 13 лет после этого правительство СССР восстановило права этого народа, после чего многие его представители вернулись на родную землю.
География расселения
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. На территории Балкарии расположены почти все известные пятитысячники — высочайшие вершины Кавказа — Эльбрус (который балкарцами называется Минги таў — «Вечная гора»), Дых-тау, Коштан-тау, Джанги-тау и др. Здесь же находятся крупнейшие ледники и фирновые поля: Азау, Терскол, Чегет и др., а также знаменитая Безенгийская стена (12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского (Водораздельного) хребта). Территория Балкарии богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.
Древние сведения о балкарцах и карачаевцах
Современное имя балкарцев восходит к имени древних кавказских болгар, которых уже во II веке до н.э. древние армянские источники размещали «в земле болгар, в Кавказских горах». Арабский автор X века Ибн-Рустэ писал, что в отдаленнейших пределах Грузии живут племена Таулу-ас, т.е. «Горные асы». Это название вполне тождественно географическому самоназванию карачаевцев и балкарцев «Таулу», т.е. горцы.
Многие видные ученые прошлого и XX века – Менандр Византиец, Г.А. Кокиев и др. – называли один из крупнейших торговых путей вдоль реки Кумы мимо Эльбруса, через Карачай в Колхиду (Грузию), которым владели римляне, «Хоручон» по имени карачаевцев. Анализ всех доступных материалов приводит академик П. Бутков к выводу, что уже в X веке на современной территории Балкарии жили балкарцы.
В 1395/96 гг. всемирный завоеватель Тимур и его летописцы именовали балкарцев и карачаевцев асами и вели с ними ожесточенную борьбу. Асами до сих пор именуют балкарцев и карачаевцев их ближайшие исторические соседи – осетины.
В 1404 году архиепископ Иоан Галонифонтибус называл карачаевцев «кара черкесами», так же именовал их путешественник 1643 год Арканджелло Ламберти.
Таким образом, с древнейших времен и до XIV века в письменных документах балкарцы и карачаевцы назывались асами, болгарами, карачеркесами, таулуасами…
В грузинских документах XIV века и позднее балкарцы и Балкария назывались «басианами», «Басианией». Наиболее ранним упоминанием этого названия является золотой «Цховатский крест». На этом кресте повествуется о том, как некий эристав Ризия Квенипневели попал в плен в Басианию и был выкуплен оттуда на средства Спасской церкви селения Цховати Ксанского ущелья. Басианию и быт басианов подробно описывал в своем трактате историк и географ Грузии царевич Вахушти в 1745 году. Название «басиани» происходит от имени хазарского племени «баса» с прибавлением к нему грузинского указателя множественности «ани».
В январе и феврале 1629 года Терский воевода И.А. Дашков отправил в Москву два письма, в которых писал, что в земле, где живут «балкарцы», имеются залежи серебра. С тех пор имя балкарского народа постоянно фигурирует в русских официальных документах. В 1639 году в Грузию отправляется русское посольство в составе Павла Захарьева, Федота Елчина, Федора Баженова. Они 15 дней гостили у карачаевских князей Крымшаухаловых в ауле Эль-Журту близ современного города Тырныауза. О балкарских кабаках (селениях) говорится и в 1643 году в отписке Терского воеводы М.П. Волынского. А в 1651 году московские послы Н.С. Толочанов и А.И. Иевлев, следуя в Грузию, две недели гостили у балкарских князей Айдаболовых в Верхней Балкарии. Сведения о балкарцах и карачаевцах содержатся в документах европейских и русских ученых и путешественников 1662, 1711, 1743, 1747, 1753, 1760, 1778, 1779, 1793-94, 1807-1808 годов. В 1828 году академик Купфер называет карачаевцев «черкесами», такое название за балкарцами и карачаевцами было закреплено еще с 1636, 1692 гг. в путевых заметках грузинских и европейских авторов. В подобных документах балкарцев и карачаевцев очень часто называли «горскими черкесами».
См. также:Некоторые этнонимы в Известиях Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Русте (Даста)
Культура, просвещение, наука
Историко-культурное наследие карачаево-балкарского народа вобрало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло отражение в мифологии, эпических сказания и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей. В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство, бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. С древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VII-XII веков.
Уже в начале XVIII века балкарцы и карачаевцы имели письменность и на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время балкарцы и карачаевцы пользуются русским алфавитом. Среди множества народов бывшего СССР балкарцы и карачаевцы занимали первое место по числу имевших высшее образование на тысячу человек.
Внешность
С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.
Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.
Язык и грамотность
В кириллице, используемой балкарцами, восемь гласных и двадцать семь согласных. В прошлом официальными письменными языками были арабский для религиозных служб и турецкий для деловых вопросов. С 1920 г. в начальных школах велось обучение на балкарском языке; последующее обучение ведется на русском языке. До 1928 года для письма на балкарском языке использовались арабские буквы; после 1937 года использовалась кириллица. Девяносто шесть процентов населения говорят на балкарском и русском языках. Количество органов массовой культуры, школьных текстов, газет и журналов на балкарском и русском языках продолжает расти. В 2015 году количество двуязычного населения увеличилось на 1,3 процента, так что 97,3 человек сейчас говорят как на балкарском, так и на русском языке, что связано с глобализацией городских территорий и влиянием российского образования. Детей чаще обучают на русском языке.
Пример балкарского автора: Кайсын Кулиев кто подчеркивает любовь к Балкария земля и балкарские традиции.
История происхождения балкарского народа
Ранняя история этого кавказского народа покрыта тайной. Известно, что за время своего существования он обзавелся тюркскими, алано-осетинскими, сванскими и адыгскими этническими компонентами. Существует несколько версий о происхождении балкарцев.
Французский ученый Г. Ю. Клапрот, изучавший народы Северного Кавказа в начале 19-го столетия, считал, что предки балкарцев – переселившиеся в горные ущелья хазары из золотоордынского города Маджары, разрушенного войсками Тамерлана в 1395 г. По мнению других ученых, высокогорные кавказские народы являются потомками воинов Тамерлана, поселившихся в горах после победы над Тохтамышем.
Русские историки и этнографы считают, что они произошли от древних кавказских болгар или выделились из народов, находившихся под монгольским владычеством в XVI веке. Все версии основаны на народных легендах и не имеют прямых доказательств. Карачаево-балкарская письменность появилась только в XVIII в., поэтому подлинные исторические сведения о их появлении на Кавказе не дошли до наших дней.
Издревле они селились в предгорьях и горах, реже на равнинах. Дома из камня и глины скученно строились в местах труднодоступных для нападения. Основу хозяйственного быта балкарцев составляли отгонное скотоводство и пашенное земледелие, что отразилось на кухне и послужило развитию кожевенного ремесла.
Каждое поселение состояло из нескольких родов. Представители высших сословий жили в многокомнатных домах, крестьяне – в однокомнатных. Жилье разделялось на две половины – мужскую и женскую. Дома отапливались и освещались с помощью открытого очага. Долго сохранялся обычай, согласно которому только в один определенный день можно было давать соседям огонь из своего очага, чтобы разжечь их потухший очаг.
Балкарское общество имело многоступенчатую иерархию, которая неофициально сохранилась и в наши дни. Знать – таубии, князья. На ступень ниже уздени – дворянство. Менее привилегированное сословие – каракиши, исполняли не только дворянские обязанности, но и трудовые. Это сословие считалось неоднородным и подразделялось на несколько категорий.
Следующие – азаты – земледельцы, которые работали на землях таубиев. Еще ниже – чагары, имеющие незначительные права. Касаги и карауши занимали низшую ступень и не имели прав. Для представителей каждого сословия был свой свод правил.