Он вам не ирод, или судьба царя иудеи
Содержание:
- Содержание
- Отделение Израиля от Иудеи
- Давид и Голиаф
- Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
- Короли Южной Империи
- Отделение Израиля от Иудеи
- Прием
- Семейное древо [ править ]
- Римские наместники Иудеи[править]
- [править] Биография
- «Чёрная легенда» царя Ирода
- Эпоха Второго Храма
- Царствование Давида над Израилем
Содержание
- 1 Израильско-Иудейское царство (ок. 1040—932 г. до н.э)
- 2 Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).
- 3 Израиль (Исраэл) (932—722 гг. до н.э) 3.1 I династия
- 3.2 II династия
- 3.3 III династия
- 3.4 IV династия
- 3.5 V династия
- 3.6 VI династия
- 3.7 VII династия
- 3.8 VIII династия
- 3.9 IХ династия
4 Персидские наместники Иудеи и Израиля
5 Хасмонеи (Маккавеи)(152—37 гг. до н. э.)
6 Идумеи (династия Ирода)(37 до н. э. — 76 гг. н. э.)
7 Тетрархия (4 до н. э. — 34 н. э.)
8 Римские наместники Иудеи
- 8.1 Прокураторы (6—66 н. э.)
8.2 Проконсулы (70—395)
8.3 Вожди иудейских восстаний 8.3.1 Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)
8.3.2 Восстание 132—135 н. э.
8.4 Наси (князья) (71 — 415 н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестине
Отделение Израиля от Иудеи
Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.
Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.
Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.
Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.
Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.
Давид и Голиаф
Битва Давида и Голиафа произошла в долине Эла. Когда пришел Давид, он сразу вызвался сразиться с непобедимым Голиафом, его хотели вооружить, дать меч, щит, но он сказал, что не привык ко всему этому. Он пошел в долину и просто набрал несколько камней для своей пращи.
Микеланджело запечатлел ветхозаветного героя именно в этот момент. Его знаменитая статуя «Давид» изображает юношу с пращой, перекинутой через плечо за секунду до победного броска. Что сделал Давид, он не стал ждать, а сразу же запустил пращей, эти камни и попали Голиафу прямо в лоб, тот упал, а Давид быстро подбежал, выхватил меч у Голиафа и отрубил ему голову. Он сыграл на опережение и, тем самым, победил вооруженного до зубов Голиафа.
Давид — мраморная статуя работы Микеланджело
С самого начала он берет оружие не воина, а пастуха, которым защищает свое стадо, раньше он защищал это стадо от хищников, теперь он защищает народ Израиля от врага. Кто это, как не мессия? И царь Саул это прекрасно понимает.
Впавшему в немилость Давиду приходится бежать от репрессии и даже ненадолго стать политэмигрантом, он скрывается от царя Саула на вражеской территории у филистимлян.
Вокруг Давида собирается отряд огорченных душой, как называет их Библия, люди, отвергнутые обществом. Какое-то время будущий царь прячется среди филистимлян и даже поступает на службу к ним.
Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)
Столица до 6 н. э. — Иерусалим, затем — Кесария Палестинская
Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н. э. — 76 год н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын идумеянина Антипатра, ставшего в 47 году до н. э. правителем Иудеи. Ирод получил в 37 году до н. э. от римлян царский титул.
Имя в рус. традицииИмя в оригинале | титул | Годы жизни | Длительность правления | Комментарии |
---|---|---|---|---|
Антипатр ИдумеянинАнтипатр II | прокуратор Иудеи | ? — 43 до н. э.погиб | 47—43 до н. э. | был назначен Юлием Цезарем |
Фазаил, сын Антипатра IIПецаэль | тетрарх Самарии | 75—40 до н. э.погиб | 43—40 до н. э. | |
Ферор, сын Антипатра II | тетрарх Переи | 68—5 до н. э. | 20—5 до н. э. | |
Ирод I, сын Антипатра IIХордус | тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи, Идумеи и Переи | 74—4 до н. э. | 43—40 до н. э.40/37 — 4 до н. э. | получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 году объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи |
Ирод Архелай, сын Ирода I | этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии | 23 до н. э. — 18 н. э. | 4 до н. э. — 6 н. э. | был отправлен в ссылку в Галлию |
6 н. э.: римская аннексия Иерусалима | ||||
Ирод Филипп II, сын Ирода I | тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия) | 20? до н. э. — 34 н. э. | 4 до н. э. — 34 н. э. | |
Ирод Антипа, сын Ирода I | тетрарх Галилеи и Переи | 20 до н. э. — после 39 н. э. | 4 до н. э. — 39 н. э. | был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой |
Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода I | тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абилены тетрарх Галилеи и Переицарь Иудеи и Самарии | 10 до н. э. — 44 н. э. | 37—44 39—44 41—44 | стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого |
Ирод II (Халкидский), сын АристобулаХордус Халкидон | царь Халкиды | 15 до н. э. — 48 н. э. | 41—48 | |
Агриппа II, сын Агриппы I | царь Халкидыправитель Самарии царь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды) | 28—96 | 49—54 48—76 53—91 | после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля |
70—395: Иудея — римская провинция |
-
- 395—619, 629—640: византийская провинция.
- 619—629: персидское завоевание.
- 640: арабское завоевание.
Короли Южной Империи
Курсив: приблизительные даты
Книга царей очень заинтересована в представлении о преемственности потомков Давида на престоле в Иерусалиме. Вероятно, это не исторический факт. Следующие правители Иудеи сомневаются в том, были ли они на самом деле Давидидами: Иорам, Охозия, Аталия, Иоас и, возможно, Амасия и Азария.
Герц (2019) | Возмущение (2018) | Ганневег (1989) | Библейское имя | Замечания |
---|---|---|---|---|
-910 | 926-910 | 926-909 | Рехавоам | |
910-908 | 910-908 | 909-907 | Abija | |
908-868 | 908-868 | 907-867 | Как | |
868-852 / 847 | 868-847 | 867-850 | Йошафат | |
852 / 847-843 / 842 |
852-847 ( СО- регентства ) 847-845 |
850-845 | Иорам | |
843/842 | 845 | 845 | Охозия | |
843 / 842-838 / 837 | 845-840 | 845-839 | Аталя | |
838 / 837-799 | 840-801 | 839-800 | Joasch | Иоаш проводил ремонт в Иерусалимском храме после 2 Царств 12. Предполагаемое внебиблейское подтверждение этому, так называемая надпись Иоаша , появившаяся в 2003 году , оказалась подделкой. |
799-771 | 802 / 801-773 | 800-786 | Амазия | |
785 / 771-734 |
787-773 (совместное регентство ) 773-736 |
786-746 | Азария (Узия) | |
757-742 | 756-741 (совместное спонсорство) | 756-741 | Йотам | |
742 / 734-723 | 741-736 (совместное управление) 736-725 | 742-725 | Ахаз | Подчинение ассирийскому правлению. Это первый случай, когда название Иудейского царства записано вне Библии. |
723-695 | 725-697 | 725-696 | Езекия |
Надпись Шилоаха : Строительство туннеля для снабжения Иерусалима водой.
Смерть Саргона II в 705 году привела к восстаниям. Сеннахириб 701 карательная экспедиция (покорение Лахиса ). |
694-640 | 696-642 | 696-641 | Манассия | |
640 / 639-638 | 641-640 | 641-639 | Амон | |
638-609 / 608 | 639-609 | 639-608 | Иосия (Иосия) | |
609/608 | 609 | 608 | Иоахаз | |
609 / 608-598 / 597 | 608-598 | 608-598 | Иоаким | 605 Битва при Кархемише . |
598/597 | 598/597 | 598 | Jojachin | Завоевание Иерусалима 597 . |
598 / 597-587 / 586 | 598 / 597-587 / 586 | 597-586 | Седекия | Завоевание Иерусалима летом 587/586 . |
587 / 586-582 | Гедалия ? | Вавилонский правитель в провинции Иуда . |
Отделение Израиля от Иудеи
Единое Израильско-Иудейское царство просуществовало всего лишь около 100 лет, невзирая на стремление Соломона к централизации государства и укреплению его рубежей. Одной из причин распада оказалась экономическая разобщенность. Северная часть царства была богатым земледельческим районом, связанным с Финикией, Дамаском и Сирией экономическими и культурными контактами. В Южной Палестине, заселённой в основном иудеями, господствовали примитивные формы скотоводческого хозяйства и родоплеменных отношений. Разнонаправленность векторов развития двух регионов сказалась на дальнейшем ходе еврейской истории.
Первыми начали проявлять стремление к независимости от царства Соломона северные районы. Во главе сепаратистов встал Иеровоам. Соломон не только подавил восстание Иеровоама, но и вынудил того бежать в Египет к фараону Шешонку. Правитель Египта уже давно опасался власти Соломона и охотно дал убежище его врагу. Когда же Соломон умер, его преемник Ровоам не смог предотвратить развал страны. Иеровоам вернулся из Египта, поднял восстание и провозгласил себя царём независимого Израильского царства. Не последнюю роль в победе Иеровоама сыграл Шешонк. Около 928 г. до н. э. он вторгся в Палестину и взял Иерусалим, положив конец единому Израильско-Иудейскому царству.
Правители южной Иудеи и северного Израиля начали изнурительную борьбу между собой, что привело к неизбежному ослаблению и тех и других. Катастрофа еврейского царства была на руку соседним государствам. Давний соперник Израильско-Иудейского царства Дамаск всегда стремился захватить плодородные районы Сирии и Палестины. Со временем оазис Дамаск стал столицей Арамейского царства, которому были очень нужны пути на Средиземное море, проходившие по территории Палестины. Постепенно Израиль уступил Дамаску свои северные районы, хотя и вёл постоянную борьбу за них.
Некоторое затишье в отношениях Израиля и Иудеи наступило с приходом на иудейский престол Иосафата в 867 г. до и. э. Иудея была вынуждена смириться с некоторой зависимостью от Израиля, но это положение сочли лучше бессмысленной войны. Определённых, но временных успехов в установлении мирных отношений с Иудеей достиг царь Израиля Омри, правивший с 882 г. до н. э. по 871 г. до н. э. Он построил город Самарию (Шомрон) — новую столицу Израиля. В Самарии обнаружен царский дворец значительных размеров, что свидетельствует о прочности власти Омри.
Ахав (871—854 гг. до и. э.) расширил территорию новой столицы, украсил её великолепным храмом и царским дворцом. Отношения Израиля и Иудеи были скреплены династийными браками. В 854 г. до н. э. образовался «союз двенадцати царей», включавший правителей стран Южной Анатолии, Сирии, Дамаска, Финикии. Израиля и Хамата. Союз двенадцати успешно отражал удары ассирийской армии Салманасара III. Особенно сильное влияние на Израиль оказывала богатая и пышная культура Финикии. В такой обстановке Израиль быстро и благополучно развивался, но у этого прогресса была обратная сторона. Супруга Ахава царица Изевель окружила себя не просто финикийскими придворными, а жрецами финикийского бога Ваала. В Самарии был построен храм Дом Ваала. В богослужения и жертвоприношения Ваалу были вовлечены сотни израильтян, приближённые царского двора. Противостоять расцвету финикийских культов в Израиле пытался пророк Илия.
Прием
Хронологическая реконструкция Тиле не была принята всеми учеными, равно как и работы других ученых в этой области. Тем не менее, работы Тиле и тех, кто следовал по его стопам, получили признание в более широком спектре, чем у любой сопоставимой хронологии, так что ассириолог DJ Wiseman написал: «Хронология, наиболее широко принятая сегодня, основана на тщательном исследовании Тиле». и, совсем недавно, Лесли Макфолл: «Хронология Тиле быстро становится общепризнанным мнением среди исследователей Ветхого Завета, если она еще не достигла этой точки». Хотя критика подвергалась многочисленным конкретным моментам в его хронологии, его работа получила значительную похвалу даже у тех, кто не согласен с его окончательными выводами. Тем не менее, даже ученые, разделяющие религиозные убеждения Тиле, утверждали, что в его аргументации есть слабые места, такие как необоснованные предположения и предполагаемое круговое рассуждение.
Эта цитата от критика системы Тиле демонстрирует упомянутое выше различие между дедуктивным подходом, основанным на предпосылках, и индуктивным подходом, основанным на данных, а не на априорных предположениях. Здесь Тиле критикуют за то, что он основывает свои теории на данных или свидетельствах, а не на предпосылках.
Несмотря на эту критику, методологическая трактовка Тиле остается типичной отправной точкой для научных исследований этого предмета, и его работа считается установившей дату разделения израильского царства. Это нашло независимое подтверждение в работах Дж. Ливера, Фрэнка М. Кросса и других авторов, изучающих хронологию королей Тира. Работа Тиле нашла широкое признание и использование в различных смежных научных дисциплинах. Его дата 931 г. до н.э., в сочетании с синхронности между Ровоамом и Фараон Сусакима в 1 Царств 14:25 , используется египтологов , чтобы дать абсолютные даты для Египта 22 династии , и его работа была также использована учеными в других областях , чтобы установить Ассирийские и вавилонские даты. Критика реконструкции Тиле привела к дальнейшим исследованиям, которые уточнили или даже отошли от его синтеза. Известные исследования этого типа включают работу Тэдмора и Макфолла.
Отношение ученых к библейским повествованиям об израильских монархиях с конца девятнадцатого века до середины двадцатого века было в значительной степени пренебрежительным, они относились к записям как к вымышленным и не принимали во внимание ценность царственных синхронизмов. В отличие от этого, современные ученые отношение к монархической хронологии и синхронизму в 1 и 2 королях было гораздо более позитивным после работ Тиле и тех, кто развил его тезис, изменение отношения, которому недавняя археология способствовала.
Семейное древо [ править ]
Семейное древо | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Генеалогическое древо (Хасмонеев-Иродиан) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Римские наместники Иудеи[править]
Прокураторы (6—66 н. э.)
Резиденция
: Иерусалим.
- Копоний (6—9).
- Марк Амбивий (9—12).
- Анний Руф (12—15).
- Валерий Грат (15—26).
- Понтий Пилат (26—36).
- Куспий Фад (36—46).
- Тиберий Александр (46—48).
- Вендитий Куманий (48—52)
- Марк Антоний Феликс (52—61).
- Порций Фест (61—62).
- Луций Альбин (62—64).
- Гессий Флор (64—66)1
- Флавий Веспасиан (легат 66—69, император Веспасиан 69—79).
- Тит Флавий Веспасиан, сын (легат 70, император Тит 79—81).
Резиденция
: Кесария (Цезарея).
Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)
- Элеазар бен Анан (в Иерусалиме 66—67)1
- Симон бар Гиора (в Геразе 66—67, в Иерусалиме 67—70)1
- Элеазар бар Симон (в Идумее 66—70, в Масаде 70—73)1
- Иоанн из Гисхалы (в Галилее 66—70)1
— римское завоевание и разрушение Иерусалима.
[править] Биография
Имя означает «избавление, спасение».
Царствовал 9 лет с или по или 722 г. до н. э.
Осия достиг престола через цареубийство Пекаха.
Царствование Осии было бесславно. При нём Израильское царство покорила ассирийская армия во главе с ассирийским царем Салманассаром V и обложен данью.
Попытка тайных переговоров с Египтом была расценена как измена. Новый карательный поход ассирийцев завершился уничтожением Израильского царства, а население его было переселено в Ассирию. Таким образом, в конце его правления Себастия была захвачена и разрушена ассирийским царём Саргоном II.
Умер Осия в Вавилоне в плену.
«Чёрная легенда» царя Ирода
Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.), царь Иудеи, — пример человека, «чёрная легенда» о котором совершенно затмила его подлинную историю. Христианская культура пересказывала эту легенду так долго, что даже теперь при звуке имени «Ирод» перед глазами встаёт сцена массового детоубийства.
Легенда пошла из Евангелия от Матфея. Апостол писал, что Ирод услышал о словах пророка Михея: родился в Вифлееме «Вождь, Который упасёт народ мой Израиля». Царь начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть. Когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет. Однако история такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.
Правдива ли она? Историки судят об этом однозначно — имя «Ирод» стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно. Профессор Майкл Грант пишет об «избиении»: «Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание, мрачное свидетельство воздействия на воображение современников наводящей ужас личности этого человека».
Избиение невинных, худ. Д. де Вольтерра, Италия, 16-й в. (stringfixer.com)
Мало того, что кроме Евангелия от Матфея никто о массовом детоубийстве не рассказывал (а случись подобное — современники точно не оставили бы это без внимания), так ещё и хронологически это вряд ли возможно — Ирод умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа. И даже если основываться на утверждении, что календарь ошибочен (а вероятно, так и есть, и Иисус родился за несколько лет до «официальной» даты своего рождения), едва ли Ирод, престарелый и уже далеко не здоровый физически, мог опасаться младенца — пока тот вырастет… ну, вы понимаете. Ирод не был безумцем.
Историк В. Л. Вихнович пишет, что, вероятно, история об «избиении» не выдумана лично Матфеем, а возникла после смерти Ирода «в среде иудейских оппонентов царя, которых у него было достаточно и при жизни…» Но всё же миф о кровавом детоубийстве имеет под собой и реальную историческую подоплёку — но об этом чуть позже.
Избиение младенцев, худ. П. П. Рубенс, 17-й в. (regnum.ru)
Эпоха Второго Храма
В 3390 году (371 г. до н.э.) группа евреев вернулась, чтобы снова жить в Йеуде. Одним из лидеров этой группы переселенцев был Зерубавель, потомок царского дома Давида, и тогда постепенно началось строительство Второго Храма.
Однако его великолепие уступало Первому Храму. Евреями в это время часто правили цари-чужеземцы и их доверенные лица, которые не имели отношения к роду Давида, а потому не могли считаться законными царями Израиля.
На этом фоне особо следует выделить семью Хашмонаев, которая победила греков в событиях, связанных с чудом Хануки, произошедших в 3622 году (139 до н.э.). После этого они на какое-то время заняли трон Иудеи, несмотря на то, что были священниками, потомками Аарона.
Их недолгое правление было прервано в 3725 году (36 г. до н.э.), когда Ирод, идумиянин, убил царя Хашмонаев Антигона и занял трон сам. Его правление было очень жестоким, сопровождавшимся убийством любого, кого Ирод подозревал в проявлении неверности, в том числе, очень многих мудрецов Торы. В момент раскаяния Ирод решил увеличить Храмовую гору и взялся за реконструкцию Второго Храма, создав настолько величественное здание, что о нем было сказано: «Тот, кто не видел храма Ирода, никогда не видел по-настоящему красивого здания во все свои дни». Оставшаяся часть стены, построенной Иродом, необходимая для поддержки увеличившейся в размерах горы, до сих пор стоит в Иерусалиме и в наше время называется Западной Стеной.
А где же были потомки Давида? Они все еще находились там, со всеми. Но вместо того, чтобы бороться за престол, где они были бы признаны правителями других земель, многие из них стали духовными лидерами своего народа. Например, можно вспомнить Гилеля Старшего, чья школа Торы сформировала облик иудаизма, и его потомка, рабби Йеуду ха-Наси, который возглавлял Сангедрин (центральный Верховный суд еврейского права) и принимал участие в составлении Мишны. Именно лидерство этих великих людей и других мудрецов помогло еврейскому народу пережить смутный период последних лет Второго Храма и последствия его разрушения римлянами в 70 году нашей эры.
Царствование Давида над Израилем
Воин Давид из племени Иуды женился на дочери Саула и начал борьбу за власть. Саул пытался убить Давида, но тот спасся бегством и собрал отряд «праздных». Опасаясь преследования, Давид заключил договор с филистимлянами и, более того, стал правителем филистимского города Циклаг, хотя и не принимал участия в войнах филистимлян с царством Саула. После гибели царя на протяжении семи лет Давид боролся с оставшимся в живых сыном и преемником власти Саула Ишбаалом.
Победив Ишбаала, Давид объединил наследие Саула — Израильское царство со своей Иудеей. Давид был избран царём примерно в 1004 г. до н.э. Он сумел расправиться не только с сыном Саула, но и с его врагами — филистимлянами. Битва.
Саул проводил политику военной экспансии, присоединяя к своему царству другие еврейские племена. К военным победам Саула относится присоединение к Израилю независимых городов Ханаана. Например, в Заиорданье, защищая еврейские племена, Саул разбил войско царя Моава. Южная часть Палестины, называемая Иудеей, тоже не осталась без внимания завоевателя. Там он провёл несколько успешных вылазок против племени аммонитян, а с хадебитами и кенитами заключил союз. Саул воевал вместе со своими четырьмя сыновьями, командовавшими подразделениями его войска. В результате его побед образовалось довольно крупное Израильское царство. Возможно, на этом этапе развития еврейской государственности религия стала одной из её основ. В Библии подчёркивается роль Саула как представителя Бога Яхве и сообщается, что царь был «охвачен духом Бога Яхве».
Этот правитель был не чужд реформаторства. Так, Саул организовал армию из добровольцев, подразделявшуюся на «сотни» и «тысячи».