Грузия: религия грузин

История крещения грузинского народа

Грузинскую Православную Церковь по праву считают одной из древнейших христианских Церквей. В православном предании территория современной Грузии считается уделом Пресвятой Богородицы. Именно Ей выпал апостольский жребий идти на проповедь Евангелия в Грузию. Согласно традиции, первую епископскую кафедру в этих землях основал апостол Андрей Первозванный. Он посетил несколько грузинских городов, где проповедовал христианство и крестил уверовавших людей. По молитвам апостола происходило множество чудес и исцелений. Однако некоторые язычники не приняли Единого Бога и после ухода апостола Андрея на последователей христианства начались гонения. Многие новообращенные были замучены и убиты.

В начале IV века в Иверию из Иерусалима с проповедью пришла юная христианка Нина, впоследствии причисленная к святым в лике равноапостольных. Во сне Нине явилась Пречистая Дева. Богородица преподнесла Нине крест из виноградной лозы и указала путь для проповеди христианства. Страной, куда направилась равноапостольная Нина, стала Иверия (территория на севере Грузии). В городе Мцхета она устроила себе скромное жилище, проповедовала Христа и исцеляла больных.

Однажды к Нине принесли страдающую от болезни царицу Нану. По молитвам святой царица получила исцеление от недуга и после этого стала христианкой. Царь Мириан, поклонявшийся языческим богам, хотел убить Нину. Он считал дерзостью проповедь христианского вероучения. Но царь внезапно ослеп, никакие языческие ритуалы не помогли ему обрести зрение. Тогда Мириан пообещал в случае исцеления также принять христианство. Царь начал молиться “Богу Нины” и тут же прозрел.

Царь отправил письмо римскому Императору Константину и его матери Елене, в котором изъявил желание креститься. В Грузию был направлен епископ Иоанн, священник Иаков и дьякон. Так правитель Грузии принял христианство и был крещен грузинский народ.

Апостольская проповедь

Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.

В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.

Святой Андрей Первозванный — не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.

Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.

В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.

Пятидесятники и общины Осетии

Ситуация, сложившаяся с религией, довольно своеобразна. Только Цхинвальская синагога уцелела после атеизма советской эпохи, и действует по сегодняшний день, правда, её переделали под еврейский культурный центр. В наши дни евреи стали массово покидать Осетию и возвращаться в Израиль, поэтому синагога стала работать для осетинских пятидесятников. Но сейчас действует только часть здания, которая находилась сзади, поскольку в передней проводили богослужения иудеи. По всей территории Осетии есть ещё шесть общин пятидесятников.

Немало представителей осетинской интеллигенции приняли их веру, а богослужения для удобства ведутся как на русском, так и на местном языках. Хотя пятидесятники на сегодняшний день официально не зарегистрированы, они абсолютно свободно развиваются и занимаются своим делом. Это течение заняло прочную позицию в общественной структуре объединённой церкви христиан с верой евангельской.

Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения

Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская Церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской Церкви. В VI-VII веках Грузия подвергалась нападению персидских огнепоклонников. В XVI—XVIII веках страна в тяжелой и длительной борьбе с турками-османами, активно насаждавшими ислам, смогла отстоять свое христианство. Однако войны привели к оскудению веры и сокращению числа монастырей и церквей. Погибло более половины населения. 

В 1744 году были приняты церковные реформы (по аналогии с Никоновскими реформами в России). В этот сложный временной период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержку и помощь у могущественной Российской Империи. Поэтому церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.

Как все начиналось

Христианство, как таковое, на территорию современной Грузии пришло в 337 году нашей эры, хотя есть источники, где упоминается дата 326 года. «Виновником» её прихода называют апостола Андрея Первозванного, но также её основу здесь выстраивали апостолы Матфей и Симон. А укреплением веры в народе занималась Святая Нина (Нино), благодаря которой православие и стало национальной верой. Но еще порядка почти трех столетий, четкого вектора религиозного развития среди всех слоев населения не было. Тем не менее, как описывают многие источники, Андрей Первозванный, с ликом Святой Богородицы в руках, воскресил при людях мертвеца, что заставило людей поверить в силу православного христианства.

Только в VI веке постепенно стали строиться монастыри, которые и дали возможность уже более активно развиваться конкретно взятым направлениям и доносить их суть до людей. Постепенно все это переросло в массовое признание православия, и в настоящее время львиная доля населения являются его сторонниками. Конечно же, как это часто происходило в истории, изначально верующие почувствовали на себе все сложности принятия новой веры, поскольку гонения были ужасными. Но результат все равно был положительным.

Христианство [ править ]

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавитбыл разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал своего рода второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 г. который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось правление России

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа, раскритиковал коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения

Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская Церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской Церкви. В VI-VII веках Грузия подвергалась нападению персидских огнепоклонников. В XVI—XVIII веках страна в тяжелой и длительной борьбе с турками-османами, активно насаждавшими ислам, смогла отстоять свое христианство. Однако войны привели к оскудению веры и сокращению числа монастырей и церквей. Погибло более половины населения.

В 1744 году были приняты церковные реформы (по аналогии с Никоновскими реформами в России). В этот сложный временной период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержку и помощь у могущественной Российской Империи. Поэтому церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.

Контрольные показатели на 2020 год

Для населения примерно в 4 миллиона грузин в 2020 г.

  • Языки в Грузии , Языки Грузии , Этнические группы в Грузии
  • Религиозные сооружения в Грузии
  • Христианство в Грузии  (ru) (85..90%)

    • Православие
      • Грузинская Православная Церковь (80..85%) Сто тысяч мученики Тбилиси (в 14 — м  веке)
      • Грузинская древняя православная церковь (с 1988 г.),
      • Старообрядческие православные , молоки , субботники , духоборы (1842-1899),
      • Русская Православная Церковь в Грузии (1%?),
      • Армянская апостольская церковь (1%?, Ранее 5..8%),
    • Католицизм (1%)
      • Римский католицизм в Грузии , Апостольское управление Кавказа ,
      • Халдейская католическая церковь ,
      • Грузинская греко-католическая община (500, около Гори),
    • Протестантизм: англиканство, крещение, пятидесятничество, мормонизм, адвентизм … (1%?),
    • Список соборов в Грузии (см. Итальянскую версию),
  • Ислам в Грузии (<10%)
    • Управление мусульман Кавказа ,
    • Месхетинцы
  • Другие духовности (<2%):
    • Езидизм , езидские личности Грузии  (en) ,
    • Иудаизм в Грузии (8000 против 100000 примерно в 1970 г.),
      • История евреев в Грузии , евреев гор , евреев Мизрахим ,
      • Большая синагога Тбилиси (1895-1903), синагога Они (1895), синагога Кутаиси (1885),
      • Конгрегация евреев в Грузии  (фр) ,
    • Бахаизм в Грузии  (в) (1588 в 2005 г.),
  • Неоязычество
    • Кавказское неоязычество  (en) ,
    • Ætsæg Din  (ин) , ассианизм, неоязычество скифское
    • Адыгейский хабзе  ( анг ) , хабзизм, черкесский хабзе,
  • Другие
    • Секуляризм и нерелигиозность в Грузии  (в) (> 10%?),
    • Свобода вероисповедания в Грузии)  (фр) ,
    • Антихристианские преследования в восточном блоке (1917-1990)  ( фр )
  • Независимые образования (от 10 до 15% населения Грузии):
    • Абхазия (250 000): Религия в Абхазии , История евреев в Абхазии  (in) , неоязычество абхазов  (in)

      Католикосат Абхазии ,

    • Аджария (350,000): , Синагога Батуми
    • Южная Осетия (55000): ислам в Южной Осетии  (en) , христианство в Южной Осетии  (fr)

Грузия XX-XXI века

Период нахождения страны в составе Советского Союза не оказал отрицательного влияния на экономику Грузии, ее территории не были поражены во время второй мировой войны, несмотря на близость фронта.

90-е годы XX столетия в истории Грузии были омрачены гражданской войной, а также войнами против Абхазии и Осетии. Были налажены и вновь напряжены отношения с Россией из-за строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот период вошел в мировую историю как «эпоха Шеварнадзе».

В XXI веке Грузия претерпела сильные изменения: были проведены реформы, реконструкция, осетинская война, экономическая блокада. Сейчас Грузия – демократическое государство, в котором развивается рыночная экономика. Столицей страны является Тбилиси, численность населения превышает 5 миллионов человек. В настоящем Грузия активно развивает туристический бизнес, который пользуется большим спросом благодаря богатому историческому прошлому страны и ее природным красотам.

https://youtube.com/watch?v=b2Zr4wwMFAI

Характер, темперамент, менталитет

Женщины и мужчины Грузии, как керосиновая лампа — подолгу могут выглядеть спокойными, непоколебимыми, улыбчивыми и умиротворенными, но стоит вспыхнуть одной искорке, как эмоции взрываются ярким пламенем. Будь то радость или удивление, горе или гнев — куда и девалась та несокрушимая безмятежность?! Громкие крики, восклицания, размахивание руками и вертливость — весь этот гремучий коктейль колотится от переизбытка эмоций, как негативных, так и положительных. Не удивляйтесь! И знайте: взрыв этот погаснет довольно скоро и примерно так же резко, как возник.

Грузины: отношение к женщинам. Справедливо заметить, что женщины на людях ведут себя более кротко и сдержанно, чем мужчины. До сих пор еще остался в них оттенок менталитета «молчаливой, покладистой жены-хозяйки». При этом грузинская женщина — это сильная личность, хотя часто выглядит уставшей, она тянет на себе большое хозяйство, кухню, дом, детей, еще и на работу ходить успевает.

О традициях, которые издревле дошли и сохранились в современной культуре Грузии можно написать отдельный трактат. Мы же остановимся на одной. Что-что, а пить, или хотя бы сидеть за столом, с грузинами приходится почти всем гостям, поэтому не лишним будет в общих чертах знать об основных правилах традиционного грузинского застолья, которое называется «супра».

  • Застолье курирует тамàда — самый старший, опытный, уважаемый человек — главнокомандующий вечера (не путайте с нашим представлением о тамаде, развлекающем гостей на свадьбах).
  • Тост у грузин — это, как молитва. Есть обязательные 3-4, с которых всегда начинают. Их говорит исключительно тамада. Перебивать его нельзя.
  • Тамада может «запустить» Алаверды — озвучивает тост, развивает его в красивую историю и передает слово другому. Принявший Алаверды дополняет тост в рамках заданной темы.
  • Поднимаются бокалы только с вином или крепким алкоголем. Если у вас пиво или вода, не чокайтесь.

Фото: dselection.ru

  • За умерших пьют чокаясь, со слезами на глазах, но с улыбкой на лице.
  • Пить до дна не обязательно. Но если тамада во время тоста скажет «Боломдэ!», в этот раз нужно опустошить бокал.

Грузинская демократическая республика

Грузинская демократическая республика просуществовала недолго – всего четыре года. Образовалась республика в 1918 году, когда Грузия отделилась от Закавказской Федерации. Правительству Грузии пришлось срочно решать большое количество вопросов социального и национального характера. В Осетии вспыхнули восстания коммунистов, которые требовалось подавить. Также было необходимо разрешить пограничный спор с Арменией, который вылился в недолгую грузинско-армянскую войну. Помимо вышеуказанных проблем Грузии угрожали: Советская Россия, Белая Армия, Турция. После поражения в битвах с Красной Армией в 1921-м году Грузия потеряла независимость и стала одной из Советских Республик.

Социальные установки

Подавляющее большинство современного населения Грузии идентифицирует себя с Грузинской православной церковью (ГПЦ) — по данным различных опросов, от 83 до 86 процентов населения. Мусульмане составляют 9–10% населения, а приверженцы Армянской Апостольской церкви составляют около 4%. Также гораздо меньше последователей различных других религий, включая католиков, евреев и многочисленных нетрадиционных людей, недавно прибывших в Грузию (таких как баптисты, пятидесятники , свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и святые последних дней ). Религиозная принадлежность сильно коррелирует с этнической принадлежностью, при этом большинство этнических грузин принадлежат к ГОК. Около 45% населения Грузии хотя бы раз в месяц посещает те или иные религиозные службы.

Некоторые грузины рассматривают религиозные меньшинства как угрозу грузинской национальной идентичности, культурным ценностям и ГОК. В период с 1999 по 2002 год последователи лишенного сана бывшего священника ГПЦ Василия Мкалавишвили нападали на собрания Свидетелей Иеговы и баптистов в Тбилиси. В 2012 году некоторые общины мусульман и Свидетелей Иеговы сообщали о физических столкновениях и словесных угрозах, в некоторых из них были задействованы местные священники ГОК и их прихожане. В 2011 году восемь членов православных фундаменталистских групп были приговорены к тюремному заключению за проникновение на телевизионную станцию ​​и нападение на участников ток-шоу о свободе вероисповедания; однако после парламентских выборов в октябре 2012 года и перехода к новому правительству эти люди были реклассифицированы как «узники совести» и были освобождены по общей амнистии.

В сентябре 2013 года Патриарх Илия II, выступая со своей воскресной проповедью в соборе Святой Троицы в Тбилиси, заявил, что, хотя «права — это хорошо и они необходимы, и права следует защищать», менее часто признавалось, что «большинство тоже должно быть защищен », и что« часто большинство более угнетено, чем меньшинство ».

Мусульмане

Этнические азербайджанцы , большинство из которых являются мусульманами, составляют большинство населения юго-восточного грузинского региона Квемо Картли . Другие мусульманские группы включают этнических грузин в Аджарии (автономный регион в юго-западной части страны) и чеченцев на северо-востоке.

В ноябре 2012 года православные священники и горожане не разрешили мусульманам из западной грузинской общины собираться для молитвы; местный священник сказал, что местные жители «не допустят никаких минаретов и массовых молитв в этом селе», и полиция не вмешивалась. В июле 2013 года служба мусульман в одной из деревень на востоке Грузии была прервана, несмотря на попытки примирения со стороны правительственных чиновников и личный призыв к терпимости патриарха Илии II , главы ГПЦ, который осудил притеснение мусульман и сказал, что сам вырос. в семье, в которой были соблюдающие мусульмане.

В августе 2013 года правительственные власти разобрали и сняли 24-метровый (79 футов) минарет мечети в Чела (деревня на юго-западе Грузии) после возражений со стороны местного населения. Сообщается, что конфискация минарета была вызвана утверждениями о том, что металл, из которого он был изготовлен, возможно, не был надлежащим образом задекларирован для таможенных целей, когда он был импортирован из Турции. Сообщается, что на фоне протестов против действий мусульманских жителей села полиция избила шестерых жителей и арестовала одиннадцать. В отличие от некоторых других общин, где проживают как мусульмане, так и православные, жители Чела не протестовали против мечети или ее минарета. В конечном итоге минарет был возвращен мечети и восстановлен в конце ноября 2013 года.

В 1337 году все грузины стали православными

Грузия — это мультикультурная страна, ее история насыщена большими событиями, что отразилось на культуре и даже религии. В 1337 году Грузия приняла христианство, и до сих пор она считается именно христианской страной.

Поэтому ответом на вопрос, какая религия у грузин — будет христианство. Самые еще первые задатки христианства в Грузию принес странник апостол Андрей Первозванный. Именно после этого он стал считаться основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.


Андрей Первозванный внес зачатки христианства в Грузию. Фото: molitvy.online

Также в основании именно христианской веры в Грузии участвовали апостолы Симон и Матвей.

В Батуми также расположена могила Матвея — одного из апостолов христианской веры.

Также не останется сомнений, к какой религии относятся грузины, когда вы услышите имя святой Нины. Что же это была за святая? И каким образом она причастна к грузинской церкви?

Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения

Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская Церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской Церкви. В VI-VII веках Грузия подвергалась нападению персидских огнепоклонников. В XVI—XVIII веках страна в тяжелой и длительной борьбе с турками-османами, активно насаждавшими ислам, смогла отстоять свое христианство. Однако войны привели к оскудению веры и сокращению числа монастырей и церквей. Погибло более половины населения.

В 1744 году были приняты церковные реформы (по аналогии с Никоновскими реформами в России). В этот сложный временной период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержку и помощь у могущественной Российской Империи. Поэтому церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.

Происхождение

Большинство историков и ученых Грузии, а также антропологов, археологов и лингвистов склонны соглашаться с тем, что предки современных грузин населяли Южный Кавказ и Северную Анатолию с периода неолита . Ученые обычно называют их протокартвельскими (прото-грузинскими, такими как колхи и иберы) племенами.

Грузинский народ в древности был известен древним грекам и римлянам как колхи и иберы . Восточно-грузинские племена тибаренцев-иберийцев образовали свое царство в 7 веке до нашей эры . Однако западные грузинские племена ( колхидские племена ) основали первое грузинское государство Колхиду (около 1350 г. до н.э.) до основания Иберийского царства на востоке. По мнению многочисленных ученых Грузии, образование этих двух первых грузинских царств Колхиды и Иберии привело к консолидации и единообразию грузинской нации.

По словам известного исследователя Кавказа Кирилла Туманова , мошиане также были одним из первых протогрузинских племен, которые вошли в состав первого раннегрузинского государства Иберия . В древней еврейской хронике Иосифа Флавия грузины упоминаются как иберы, которых также звали Тобел (Фубал). Дэвид Маршалл Ланг утверждал, что корень Тибар дал начало форме Ибер, которая заставила греков взять название Иберийский в конце концов для обозначения восточных грузин.

Диауэхи в ассирийских источниках и даочи в греческом жили в северо-восточной части Анатолии , региона, который был частью Грузии. Это древнее племя многие ученые считают предками грузин. Современные грузины до сих пор называют этот регион, который теперь принадлежит современной Турции, Тао-Кларджети , древним грузинским царством. Некоторые там до сих пор говорят на грузинском языке.

Колхи в древнем западногрузинском царстве Колхида были еще одним протогрузинским племенем. Впервые они упоминаются в ассирийских летописях Тиглатпилесара I и в летописях урартского царя Сардури II, а также включены в западногрузинское племя месхетинцев .

Иберийцы , также известные как тиберийцы или тиберанцы, жили в восточно-грузинском королевстве Иберия .

И колхи, и иберы сыграли важную роль в этническом и культурном формировании современной грузинской нации.

По словам ученого-кавказоведа Кирилла Туманова :

История грузинской православной церкви

Стремление Ирода убить всех апостолов в древнем Иерусалиме, привело к тому, что проповедники Святого Евангелия решили уходить с благого места. Собравшись, они бросили жребий, кому куда податься. Божьей Матери выпала Иберия (Грузия). Но Богородице явился Ангел и сообщил ей, что она должна остаться в Иерусалиме. Свою миссию она передала апостолу Андрею Первозванному и дала ему свой нерукотворный образ.

Святой Андрей прошел долгий путь, чтобы добраться до Иберии. На своем пути он проповедовал Святое Евангелие, делал много чудес, исцелял больных и усопших. Многие люди принимали крещение. В древнюю Грузию, вместе с Андреем, пошли еще несколько апостолов.

Принятие христианства

Жители закавказского государства очень религиозны, основными религиями страны считаются:

  • православное христианство;
  • католицизм;
  • мусульманство.

Христианство пришло на земли Иверии рано, в начале первого столетия от Рождества Христова. Происхождением христианской веры грузины обязаны апостолам:

  • Андрею Первозванному;
  • Симону Кананиту.

Согласно легенде, Богородице выпал жребий нести Слово Божие в земли Иверии, однако Его посланец запретил Деве Марии покидать Иерусалим. Поэтому Святая Матерь Божия поручила исполнить свою миссию двум апостолам, которых называют основоположниками грузинской православной церкви.

Однако, несмотря на то, что проповедники посещали Грузию на протяжении столетий, Иберия оставалась языческой страной вплоть до IV века. Торжество христианской религии во многом обязано трудам Святой Нины, которая способствовала массовому обращению населения в христианство.

Взаимоотношения между Русской и Грузинской Церковью

Обе Церкви прошли различные этапы взаимоотношений, среди которых был как разрыв отношений, так и сближение Церквей. На протяжении многих столетий созидалось уважение и взаимопонимание между двумя православными Церквями. Дружба русских и грузинских народов началась еще в эпоху противостояния обеих стран Золотой Орде.

Более сильная и могущественная Россия часто шла на помощь единоверной Иверии. Так, грузинский царь Александр I прибегал к помощи и просил о покровительстве великого князя  Ивана III (1462—1505). Царь называл великого князя “надеждой христиан, подпорой бедных и ревностным обетником святого Николая”. Сын Александра I ярко описывал плачевное состояние христианской Грузии и с надеждой обращался к православной России.

Развитию отношений вплоть до XIX века содействовали русские и грузинские монастыри на Афоне. С этими святыми обителями обе Церкви имели прочные связи и через них часто общались между собой.

Укреплению дружеских отношений также служили святыни, которые страны привозили в разное время из Грузии в Россию и наоборот. Например, копия Иверской чудотворной иконы Богородицы была привезена в Россию в XVII веке. Икона со временем стала предметом глубокого почитания в православной России.

Более 200 лет Грузия входила в состав Российской Империи, что также сказалось на отношениях между Церквями, о чем сказано выше.

После конфликта между двумя странами в августе 2008 года, казалось бы, отношения должны охладеть. Но на встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II в 2013 году было озвучено обоюдное мнение, что братские связи между грузинами и русскими всегда были и остаются. При этом между Церквями сохраняется духовное и каноническое единство. Архиереи высказали надежду, что политические отношения между странами наладятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector