В канун празднования грузинской иконе богородицы митрополит кирилл совершил всенощное бдение в раифском монастыре

Священное Писание

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

13 В равное возмездие,— говорю, как детям,— распространитесь и вы.

14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Мк., 4 зач., I, 23-28

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Советуем изучить Икона Матроны Московской

Какие еще известны списки с оригинального грузинского образа

Невероятно славна грузинская раифская икона Божьей матери. Она появилась в Казанской епархии в 1661 году. Тогда митрополит Лаврентий заказал икону знаменитому иконописцу. Для образа в Раифской Богородицкой пустыни построили отдельную церковь, и после принесения святыни от художника она стала творить настоящие чудеса, неся исцеление слепым, хромым и психически больным.

Еще одна очень почитаемая грузинская икона Божией Матери в Москве находится в особом приделе храма Мартина Исповедника, что находится на Таганке. Ранее этот список хранился на Воронцовом поле в Храме Покрова Пресвятой Богородицы, и для него по велению царицы Параскевы Феодоровны был создан в начале 18 века драгоценный киот.

В музее-усадьбе Останкино в Москве есть храм Живоначальной Троицы, главный придел которого был освящен в 1991 году, он тоже располагает иконой грузинской Богородицы, история которой очень интересна. Ранее ею владела схиигуменья Фамарь, в миру известная как княжна Марджанишвили. Образ был подарен ею другу семьи Якову Немсцверидзе, коему и явилась Дева Мария во сне с просьбой подарить икону церкви в Останкино. Яков намеревался отнести образ в Грузинскую Православную Церковь, но все три раза ему что-то мешало, тем временем с иконы стала облетать краска. Тогда Яков прислушался к совету, услышанному в видении, и явился в Останкинский храм, где его встретила женщина, которой тоже было явление о предстоящем прибытии иконы в церковь. Во время реставрации краски восстановились сами собой, что явилось одним из чудес красивого образа. Акафист грузинской иконе Божьей Матери читают здесь регулярно, и прихожане, очень почитающие святыню, совершают у нее проникновенные молитвы.

Другой список образа Богоматери с грузинского оригинала появился в 17 веке в Алексеевском женском монастыре, который находился на Пречистенском бульваре. Одна из заболевших инокинь хотела обратиться к образу, находившемся в храме у Варварских ворот, но принести его никто не смог. Тогда монах, явившийся ей во сне, сообщил, что где-то в глубинах храма хранится список грузинской иконы. После недолгих поисков в одной из стен была обнаружена ризница с образом, который тут же исцелил монахиню. Икона была заключена в драгоценную ризу повелением императора Алексея Михайловича с благословения патриарха Никона. В 19 веке храм перенесли в Красное село, а список иконы, найденный в монастыре, почитают в храме Воскресения Христова на Сокольнической площади.

Что просят в молитвах, обращенных к Богородице

Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:

  • при различных эпидемиях;
  • при заболеваниях желудка, в том числе язве;
  • при глухоте и слепоте;
  • при зубных недугах;
  • при бесплодии;
  • при душевных болезнях и одержимости;
  • способствует лечению онкологии.

Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:

  • избавления от скорбей и бед;
  • излечения болезни;
  • очищения от грехов;
  • разрешения от неплодия.

Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.

Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.

Роль икон в православии

С точки зрения священнослужителей православной церкви, икона является неким связующим звеном между земным и божественным мирами. Главная идея поклонения перед образами заключается в том, что почести и молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют.

Понять икону может лишь глубоко верующий человек, не сомневающийся в реальности Господа и его непостижимой природе. Бог наградил своих детей способностью к воображению, которое позволяет представлять то, что невозможно видеть ежеминутно и ежечасно

Но нам легче обращаться к святым, если их образ находится перед глазами, и своими символами напоминает о важности тех или иных моментов

История

Главной святыней Раифскои пустыни явилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери (список с Красногорского образа).

Наместником монастыря был назначен игумен Всеволод (Захаров) (ныне — архимандрит). 14 августа 1991 года в обитель был перенесен чудотворный Грузинский образ Божией Матери, совершено первое богослужение и освящен Грузинский храм.

История иконы такова. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинскои земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя. В это время Лыткин во сне увидел эту икону, и получил указание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии.

Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал приобретенную икону, то купец тотчас вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание, немедленно отправился с Грузинским образом в Черногорскую обитель, названную так потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной как Черная гора. «Красногорской» обитель стала именоваться позже. В этом монастыре Грузинская икона к середине XVII в. уже почиталась как чудотворная.

В 1650 году будущий патриарх Никон, тогда являвшийся митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа и установил ему празднование 22 августа (4 сентября по новому стилю). Митрополит Казанский Лаврентий, бывший до своего назначения в Казань игуменом Важского монастыря, располагавшегося неподалеку от Красногорской обители, направил лучшего иконописца в Красногорскую обитель для снятия точного списка с Грузинской иконы Божией Матери. Этот список был доставлен в Раифскую обитель торжественным крестным ходом, возглавляемым самим митрополитом Лаврентием.

Очень скоро Раифский список Грузинской иконы Божией Матери прославился чудотворениями. Был установлен ежегодный крестный ход (31 июля) с этим образом в Свияжск, где в течение 20 дней икона поочередно находилась в каждой приходской церкви и монастырях.

***

Грузинско-Богородицкая церковь, выстроена в 1835-1842 гг по проекту архитектора М.П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма конца XVII век. Служила зимним храмом монастыря и местом пребывания его главной святыни. Строительство велось на пожертвования и обошлось в 50000 рублей, среди самых крупных жертвователей — казанский мещанин Д.Орлов, поступивший в число братии монастыря, и казанский купец К.И. Колычев, построивший один из пределов. Реставрирован в 1992-1995 гг.

Архитектурное описание

Крестово-купольный одноглавый храм. Архитектура выдержана в классическом стиле провинциального ампира. Фасады имеют симметрическую композицию ризалитов, объединенных фронтоном с полукруглым тимпаном. Широкий деревянный карниз объединяет все фасады здания. Пояс имеет триглифы. Нижний ярус рустован.

Оконные проемы лаконичны. К полуциркулярной апсиде примыкает одноэтажный пристрой. Мощный барабан с люнетами перекрыт полусферическим куполом.

Грузинская икона Божией Матери

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

04.09.2018

История иконы

Изначальное Грузинская икона Божией Матери явилась миру в Грузии. Но Персидская Империя, во главе с правителем Абассом, подчинила своей власти земли Грузии и вывезла все ценные вещи, в том числе и икону. Святой лик попал в плен в 1622 году, он продавался персидскими торговцами и переходил из рук в руки.

Святой лик Божией Матери был найдет в 1625 году русским купцом. Стефаном Лазаревым. Ему пришлось выложить огромное состояние, дабы перенаправить икону в православный храм, где бы наконец закончились гонения иконы, где ее встретили бы с горячей любовью в сердце. Он распорядился поместить святыню в Красногорский Богородицкий Монастырь, расположенный в Архангельской области.

В скором времени, икона получила огромную славу за чудотворные исцеления. Монах Питирим, утративший полностью зрение и слух, после долгих и искренних молитв пред ликом Богородицы полностью исцелился, и вновь начал видеть и слышать.

Вскоре вся Русь узнала о чудодейственных целительных способностях Грузинской иконы Божией Матери. Православный народ со всех уголков страны съезжался, чтобы помолиться пред святыней и получить исцеление. Икону носили по всей стране, чтобы люди, неспособные сами посетить Красногорский Монастырь, смогли помолиться и своими глазами увидеть священную икону и ощутить благодатную помощь.

Где находится чудотворный образ

К сожалению, подлинная копия иконы Грузинской Божией Матери не сохранилась. Но существует несколько списков, идентичных древней иконе. Их можно встретить во многих храмах Москвы, например, в Алексеевском женском монастыре, а также в Казани. Вместе с иконами, по всей России есть огромное количество храмов и монастырей, названных и построенных в честь Грузинской иконы Божией Матери.

Описание иконы

Икона Грузинской Божией Матери обладает своими характерными особенностями в написании. По иконографии святыня принадлежит к типу «Одигитрия» и очень близка к разновидностям икон, где изображается молчаливый диалог Богородицы и Богомладенца. Образ очень напоминает Иерусалимскую икону Богоматери.

В центре иконы написаны святые образы, которые занимают практически все пространство. Богоматерь изображена по пояс, ее голова наклонена к младенцу, который сидит на ее левой руке. Священный младенец изображен с высокоподнятой десницей, тем самым давая благословение Матери и всем людям. В левой руке у Сыны Божьего свиток, который является символом Ветхого Завета.

В чем помогает Грузинский образ

Чтимые списки, повествующие нам о благодатной помощи Богородица, зафиксированы в церковных летописях и сказания. В настоящее время икона Грузинской Божией Матери не перестает славить имя свое чудесами. Пред иконой молятся об исцелении от самых тяжких болезней:

  • Чудотворный образ Богоматери поможет справиться с различными эпидемиями, язвами и всеми болезнями желудка.
  • Чудодейственная икона помогает вновь обрести слух глухому и зрение слепому.
  • Пресвятая Дева содействует силой своей в борьбе с раком, а также избавляет от нечистой силы.

Но исцеление обретает не каждый молящийся пред иконой Грузинской, а лишь те, чьи молитвы и просьбы были искренними и от всего сердца.

Дата почитания Грузинской иконы

В 1650 году Митрополитом Никоном была установлена дата празднования чудотворной Грузинской иконы Божией Матери — 22 августа. С тех самых пор, ежегодно в этот день проводят праздничное богослужение в честь святыни.

Молитва перед чудотворной иконой

«Пред тобой преклоняемся, о, Великая Заступница наша, Матерь Божия, Богородица Пресвятая! Царица небесная, услышь мольбы наши и не оставь нас без внимания Своего! Верим и прославляем имя Твое! Пред образом Твоим молимся и просим исцеления! Да воздай нам за грехи наши и подари благословение Свое! Да пред Господом предстанем за все деяния наши нечистые! Да предай нам сил, исцели душу и тело наше! Избавь нас от мук и от болезней земных! Да будет мир на земле нашей и в стране нашей! Лишь пред Твоим образом молитвам предаемся и лишь Ты способна нам помочь! Да достигнем мы поддержки Твоей и Твоих благодеяний! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! И во веки веков! Аминь!»

Лишь заботливая рука Господа укроет вас в минуты страдания и тяжелых испытаний судьбы. Не стесняйте обращаться к Создателю за любым советом. Ведь любовь Его не знает границ и Он внимает каждой просьбе, идущей от сердца. Потому и призвал в помощь к людям ангелов-хранителей и всех святых.

По материалам — dailyhoro.ru

История: из Грузии через Архангельск в Москву

Начало 1600-х — появление иконы (точная дата неизвестна)

1606 — основан монастырь на Чёрной горе — Черногорский (с 1630 — Красногорский монастырь в честь основателя, преподобного Макария Красногорского), в Архангельской области на реке Пинеге.


Черногорский монастырь, тогда ещё живой


Церковь Грузинской иконы Богоматери Красногорского монастыря в наши дни

1622 — Персидский шах Аббас I Великий окончательно захватил Грузию. Христианские святыни свезли в Персию и оттуда продавали русским купцам.

Шах Персии Аббас Великий начал править в 16 лет

1625 — Стефан Лазарев, приказчик купца Георгия (по другим данным — Григория) Лыткина из Ярославля, покупает в Персии грузинскую икону. Сам купец Лыткин видит сон с повелением отослать икону в Черногорский монастырь.

1629 — Стефан возвращается с иконой. Купец Лыткин вспоминает о сне и едет в монастырь. Там по своему проекту он строит церковь и обставляет её мебелью и утварью.

Книги для церкви дарит из своей коллекции — второй по размерам после библиотеки купцов Строгановых.73 из 147 подаренных церкви книг он даже сам переписывал.

Начинаются чудеса: исцеляются слепые, глухие и хромые.


Брат Георгия Василий Лыткин похожим образом спас Казанскую икону Богоматери

1654 — чума в Москве. Икону привозят из Архангельска, чтобы реставрировать и заменить оклад — и наверняка чтобы лечить людей. Иконописец Семён Ушаков делает список по просьбе купца Гавриила Евдокимова, у которого чудотворным образом выздоровел сын.

1654 — другой список появляется в ризнице Алексеевского монастыря. В честь этого в монастыре каждый год 15 августа праздновали день Грузинской иконы Богоматери и читали особую молитву.


Алексеевский стародевичий монастырь (женский) разрушен в 1838 в связи со строительством на его месте Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя строился 44 года. В Сталинские времена на его месте был бассейн. Заново храм отстроили в 1994 — 1997 (всего за 4 года!)

1658 — после сообщений о чудесах иконе выделили день для празднования — 4 сентября по нашему календарю (указ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона).


Алексей Михайлович по прозванию Тишайший был религиозен до того, что не ел и не пил ни-че-го по средам и пятницам во время постов


Первое время Алексей Михайлович очень почитал патриарха Никона и даже добавил ему к титулу фразу «Великий государь»

1661 — в Раифском Богородицком мужском монастыре построили церковь в честь иконы Грузинской Богоматери. Епископ Лаврентий заказал лучшему иконописцу список.

1695 — пожар в Раифском монастыре. Список иконы уцелел. Митрополит Казанский Адриан восстановил обитель в камне.


Раифский Богородицкий монастырь — крупнейший в Казани

1698 — вышел царский указ ежегодно приносить икону из Красногорского монастыря в Архангельск для освящения города. Аналогичные крестные ходы совершали в Вологде, Великом Устюге, Москве, Переславль-Залесском, и доходили даже до Сибири.

В селе Ключарёве (Тверская область) икона избавила засеянные поля от червя. Во время крестного хода пошёл дождь, черви вылезли из земли, и птицы их тут же склевали.

В Раифском монастыре крестный ход шёл со своим списком иконы. Вечером — в Свияжск к богослужению, утром — на реку Свиягу и вокруг города. Потом 2 недели икону носили по разным сёлам, а к 22 августу всегда возвращали в Раифский монастырь.

1698 — в честь грузинской иконы Богоматери составлена служба (канон и тропарь). Автор текста — смотритель Московской типографии Фёдор Поликарпов-Орлов. Автор идеи — архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов).

В службе упоминаются чудесах и прошлое иконы, а также история жизни Богородицы и личные обращения к ней.

Архиепископ Афанасий — духовный писатель. Его «Увет духовный» (да-да, именно «Увет») во времена Петра I был главным практическим руководством по борьбе с церковным расколом Фёдор Прокопьевич Прокопьев-Орлов развивал печатное дело в 1700-х годах

1707 — точный мерный список + 4 мощевика. Автор — изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов.

Точный мерный список иконы (1707) хранится в Третьяковской галерее, которая потеряла оригинал в 60-е годы

1920 — закрыт Красногорский монастырь. Судьба церковного убранства неизвестна.

1946 — Грузинская икона Богоматери участвует в крестном ходе в Архангельске (по сообщению архангельского епископа Леонтия (Смирнова))

До конца 50-х — икона хранится в Третьяковской галерее.

1964 — ревизия не нашла икону в фондах галереи. Предположительно — продана за границу.


Во время Великой отечественной войны фонды Третьяковской галереи эвакуировали в Новосибирск и Молотов (Пермский край)

Адрес, как добраться. Где остановиться

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 30 километрах от Казани, недалеко от города Зеленодольск и всегда открыт для туристов и паломников. Из Казани до Раифы добраться можно на автобусах №552 и №554 от Северного вокзала, из Зеленодольска — автобусом №405. Координаты места: 55.901451, 48.730545.

Остановиться на ночлег можно в гостинице «Дом паломника», принадлежащей обители. В отеле находятся 25 номеров, плата за проживание чисто символическая — от 500 рублей. Забронировать номер в гостинице или узнать более подробную информацию можно по телефону +7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector