Гностицизм (алексей лосев)
Содержание:
Евангелие Истины
Новое поле в исследованиях Валентиниана открыто , когда библиотека Нага Хаммади была обнаружена в Египте в 1945 году Среди разнообразной коллекции работ , классифицируемых как гностик был ряд произведений , которые могут быть связаны с Валентином, в частности, коптский текст называется Евангелие Истины , которая носит тот же заголовок, что и Ириней, как принадлежащий тексту Валентина. Это провозглашение неизвестного имени божественного отца Иисуса, обладание которым позволяет знающему проникнуть за завесу невежества, отделяющую всех созданных существ от указанного отца. Кроме того, он заявляет, что Иисус явил это имя с помощью множества способов, нагруженных языком абстрактных элементов.
Это неизвестное имя Отца, упомянутое в Евангелии Истины, оказывается не таким загадочным. Фактически в тексте сказано: «Имя Отца — Младенец». Действительно, всеобъемлющая тема текста — это откровение единства верующих христиан с «Отцом» через «Сына», ведущее к новому жизненному опыту, характеризующемуся словами «полнота» и «покой». Основное утверждение текста состоит в том, что «поскольку потребность возникла, потому что Отец не был известен, когда Отец известен, с этого момента потребности больше не будет». Тон мистический, а язык символический, напоминающий тон и темы канонического Евангелия от Иоанна. Есть также поразительное лингвистическое сходство с раннехристианскими песнями, известными как Оды Соломона. В нем особенно отсутствуют необычные имена божеств, эманаций или ангелов, которые можно найти во многих других текстах Наг-Хаммади. Его доступность привела к новой популярности, о чем свидетельствует включение в такие религиозные сборники, как Новый Новый Завет.
Научный агностицизм
Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.
Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».
Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.
Известные ученые-агностики:
- Чарльз Дарвин.
- Альберт Эйнштейн.
- Нил Деграсс Тайсон.
Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.
Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.
Чарльз Дарвин
Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».
В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».
Нил Деграсс Тайсон
Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.
Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.
А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:
- Любое знание относительно.
- Любое утверждение может оказаться истинным.
- Любое утверждение может оказаться ложным.
Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.
Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:
Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.
Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Звук падающего дерева в лесу – интересная философическая загадка
- Теория познания
- Возникновение позитивизма
- Материализм и идеализм в философии
- Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
- Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
- Абсурдизм и его идеи
- Неопозитивизм и принцип верификации
- Философия конвенционализма
- Зачем разбираться в философии?
Ключевые слова:1Когнитивистика
Преследования[править]
https://youtube.com/watch?v=YEXk7UCNo5I%3F
Героическая оборона Монсегюра — символ сопротивления католическим изуверам
Католическая церковь считает гностицизм учением дьявола и в тех случаях, когда им не мешает правительство, истребляет гностиков физически, что наблюдалось как в Римской империи, так и в Византии и средневековой Европе. Крупные гностические церкви средних веков были все физически истреблены в процессе репрессий со стороны католиков и православных. После провозглашения веротерпимости в европейских государствах Нового времени гностицизм интенсивно возрождается. Никаких репараций со стороны католиков за многовековой геноцид до сих пор не поступило. Причем в отличие от ислама, где отдельные правители осуществляли репрессии, а другие наоборот проявляли терпимость, с стороны католической церкви имелись именно коллективные решения, от лица организации как таковой (папские буллы), следовательно, ответственность в данном случае несет именно до сих пор существующая организация.
Несмотря на то, что наиболее известными являются крестовые походы католиков против альбигойцев с уничтожением целых городов во Франции, православная церковь Византии проявляла не меньше усердия в истреблении гностиков. После утверждения православия как государственной религии был принят закон о смертной казни для манихеев, который действовал до самого падения Византийской империи. Под понятие «манихейство» подводили вообще все гностические движения, которые неизменно истреблялись. Наиболее массовая резня осуществлялась на территории Болгарии и Армении, где были достаточно популярные гностические церкви того времени.
Отдельные факты преследования гностиков имелись также со стороны мусульманских правительств Востока и китайского правительства, однако в отличие от Европы они носили несистемный характер (то преследовали, то разрешали), что привело к сравнительно долгому существованию гностических направлений в данных регионах, часть из которых (например, мандеи или алавиты) дожили там и до нашего времени.
Известные агностики
Иммануил Кант — Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Своим трудом «Всеобщая естественная история и теория неба» сделал попытку объяснить исторически происхождение Солнечной системы. Это дало начало научному обоснованию происхождения вселенной. Дэвид Юм Шотландский философ, один из самых крупных представителей шотландского Просвещения. Также один из родоначальников теории агностицизма. Последовательно представил его идеи в своих учениях. Чарлз Дарвин Английский натуралист и один из первых исследователей происхождения человека. Ввел понятие естественного и полового отбора. Изначально был глубоко верующим христианином, но трагическое событие в жизни заставило усомниться в вере и вступить в ряд агностиков. Многие называли его атеистом, но сам он это категорически отрицал. Бертран Рассел Британский философ, математик, логик и общественный деятель. Представитель школы аналитической философии. Его самые значительные идеи – это парадокс Рассела, логический атомизм и теория дескрипций. В 1953 году на телеинтервью исчерпывающе дал ответы на взгляды о том, что такое агностицизм, отличия от атеизма и основные взгляды агностиков на религию. Альберт Эйнштейн Немецкий физик-теоретик, один из основателей современной теории физики и гуманист. Сам себя называл агностиком и отрицал утверждения о том, что он атеист. Верил в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но отрицал существование бога как конкретного существа, которое можно соотнести с определенной личностью. Олдос Хаксли Английский писатель, философ, автор одной из самых известных антиутопий «О дивный новый мир». Внук родоначальника агностицизма Томаса Гексли. В своих научных поисках широко интересовался духовными вопросами, в том числе философским мистицизмом и парапсихологией. Карл Саган Американский астрофизик, астроном и крупный популяризатор науки. Одним из первых стал изучать экзобиологию, то есть происхождение эволюции и существование жизни на других планетах. Саган был агностиком и не утверждал, что жизнь на других планетах существует, хоть он и вплотную занимался изучением этого вопроса. Он предлагал не делать выводов, прежде чем для них не будут получены достаточные основания. Нил Тайсон Американский доктор философии по физике, астрофизик, популяризатор науки и писатель. С 1996 года занимает должность директора планетария в Американском музее естественной истории. Был сторонником идеи о том, что Плутон это не планета, поскольку его характеристики не подходили к описанию остальных планет. Своими взглядами вызвал много возмущения среди простых граждан, в том числе среди детей. Стив Джобс Американский предприниматель и изобретатель, один из основателей и бывший директор Apple и Pixar. С 1973 года стал исповедовать буддизм и критиковал идеи христианства. Буддизм, в отличие от многих других религий, не дает точное определение бога. Он призывал не следовать слепо догмам, которые придумали чужие люди, а жить своей жизнью. Егор Гайдар Российский государственный деятель, политик, экономист и доктор экономических наук. Был одним и руководителей экономических реформ в начале 1990-х годов. Сам себя называл агностиком. Его утверждение стало широко известно из-за контекста. Он находился на очередном предвыборном собрании в российской глубинке и рассказывал пенсионерам о прелестях рыночной экономики. Местные жители мало что понимали и один из них решил уточнить о его вере в бога. На что Гайдар дал ответ: — «Видите ли, я агностик». около 2 лет назад
Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.
В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.
Иудейский гностицизм
Терапевты
Терапевты представляют собой своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры. Жили терапевты уединённо недалеко от Александрии. Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона Александрийского, из его трактата «О созерцательной жизни».
Терапевты посвящали себя созерцательной и благочестивой жизни, они отрицали всякую собственность и жили уединённо в пустыне, проводя время в изучении Св. Писания и посте. В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования. Они отличались воздержанием от семейной жизни и строгим аскетизмом.
Ессеи
Сведения о ессеях (с конца II века до н. э. по конец I века) мы встречаем у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Младшего.
Все источники по ессейству в основном согласны между собой в основных характеристиках этого движения. Ессейские общины строились отчасти на иудейской основе. В то же время многие из их особенностей нельзя вывести из чистого иудейства. Почитание солнца, чрезмерный аскетизм и безбрачие, знание тайных имён ангелов, мистерии посвящения и трапез, особые омовения, отрицание помазания маслом, иерархическая четырёхступенчатая структура, дуалистический взгляд на человеческую природу, выделение особых людей, выполняющих роль медиумов для предсказания будущего, отрицание рабства и принесения клятв, — все это и многое другое никак не вытекает из иудейских воззрений и социально-религиозной структуры еврейской жизни.
Внешнее влияние очевидно, хотя какое влияние — неопифагорейство, средний платонизм или парсизм, — было доминирующим, судить затруднительно. Однако, гностический характер наглядно представлен, во-первых, религиозной сотериологической направленностью ессейства, во-вторых, дуалистической антропологией и исходящим из неё аскетизма, иерархическим устройством общины, особым сроком послушничества, специальными обетами при поступлении и т. д. По всей видимости, вероучение ессеев отражалось в особых тайных книгах.
Примечания
- , pp. 3515–3516.
- Батай, Жорж (1930). “Базовый материализм и гностицизм”. Видения избытка: Избранные сочинения, 1927–1939: 47.
- ↑
- Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
- См. Иоанн Лид. О месяцах IV 64 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М., 1996. — С. 791
- ↑
- Иоанн Златоуст. О девстве // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Книга первая. Том первый.
- ↑
- ↑ Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия). Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958 — СПб.: «Лань», 1998
- «Философский словарь» / Владимир Соловьев. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
- Часть вторая. Гностические системы мысли // Йонас Г. Гностицизм. — СПб: Лань, 1998.
- ↑ Герметика // Философский энциклопедический словарь. — 2010. // Философский энциклопедический словарь, 2010.
- Елизарова М. М. Община терапевтов (Из истории ессейского обществ.-религ. движения 1 в. н. э.). — М., 1972
Основные черты гностицизма
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.
Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.
Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.
Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.
Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.
Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.
Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.
Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.
Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.
Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
Основные черты[править]
https://youtube.com/watch?v=oEUEXRIUCO8%3F
Суть дуализма
https://youtube.com/watch?v=6xUnSVTh8fI%3F
Часть композиций группы ERA посвящены строгим дуалистам-гностикам катарам
Дуализм, то есть представление о борьбе в мире двух начал — доброго и злого. Может выступать как в мягкой форме (злое начало было сотворено добрым Богом, но потом вышло из повиновения Ему), так и в жесткой форме (злое и доброе начало не происходят друг от друга и действуют друг от друга независимо). Последовательный дуализм свойственен также зороастризму и позволяет включать элементы зороастрийской философии и практики в дуалистически понимаемое христианство. Мягкий дуализм характерен для греческой философии Платона и Аристотеля, и обычно его сторонники включают в свой дискурс те или иные формы платонизма.
Идеализм — представление о том, что информация является более важной, чем материя. Как правило, в качестве идеала выступает мир, где материя отсутствует либо полностью покорна воле и разуму
В связи с идеализмом в гностических группах довольно часто распространены асексуалы (включая традиционное монашество), чайлд фри и другие группы, негативно настроенные по отношению к семейной жизни.
Гнозис — сутью религиозной практики является достижение определенного знания (понимаемого в разных направлениях по-разному), которое, собственно, и дает спасение, то есть возможность освободиться от диктата материи над разумом. Гнозис может пониматься как мистически, так и рационально. При рациональном понимании гнозиса следует скорее говорить о данном движении как о философском обществе, чем как о религии.
https://youtube.com/watch?v=FJNfVdVBb04%3F
Главная женская эманация Бога обычно именуется «Софией»
Эманации — обычно гностики помимо единого Бога рассматривают и различные проявления божественного начала (эманации). Система таких проявлений и их функции в различных направлениях отличаются и может быть довольно сложной (Мани Хайя различает более 60 эманаций, Валентин — 30). Обычно это некий список абстрактных идей, которые могут также образно описываться в качестве тех или иных ангелов и богов. Гнозис, то есть познание божественного начала, естественно заключается как в познании Единого, так и в познании его проявлений. Помимо мужских эманаций выделяется большое количество женских, то есть в отличие от мужского католического Саваофа гностический Бог является андрогинным (содержит в себе и мужские, и женские начала).
Как правило, гностики не разделяют тех догматов, которые возникли внутри католицизма и разделяются теми направлениями, которые произошли от католиков (то есть православными и протестантами). А именно, такие догматы, как триединство Бога, две природы Христа, непорочное зачатие, особая роль «таинств» в спасении и так далее.
Все гностики претендуют на то, что являются христианами. Таким образом, по их представлениям, имеется две большие ветви христианства — гностическая и католическая. Естественно, свою ветвь они считают более древней, а католичество — изобретениями третьего-четвертого веков. Реальные исторические документы говорят о том, что ранее христианство было разнообразно и там имелись различные группы — как гностические, так и прототипы современного католицизма.
Кто такой агностик?
Агностик — это человек, убежденный в невозможности объективного изучения окружающего мира и законов природы. Проще говоря, агностики считают, что мир непознаваем. По их мнению, нельзя рассуждать с абсолютной уверенностью о правильности какой-то идеи, возникшей на основе собственного опыта.
С религиозной точки зрения агностик – это человек, который не верит в Бога, но при этом и не отрицает его существование. По его мнению, все размышления о Всевышнем основаны только на субъективных знаниях, поэтому невозможно что-либо доказать. С философской стороны агностицизм отрицает правильность получаемых знаний при изучении мира, потому как разум человека слишком ограничен для этого.
Агностики уверены, что нельзя познать сущность законов мира и все знания могут рассматриваться только с феноменологическим подходом. По теории Канта разум людей слишком неоднозначен, поэтому он является основным препятствием в познании мира. В процессе получения каких-либо знаний, у человека лишь возникает все больше новых вопросов, на которые невозможно ответить абсолютно правильно. В такой ситуации решение может оказаться настолько же верным, насколько и неверным. Также Кант говорил о двойственной природе вещей, из-за чего не представляется возможным их познание.
разновидности
- Активистский гнозис;
- созерцательный гнозис;
- оптимистический гнозис;
- пессимистический гнозис.
А также:
- трансцендентальный (религиозный) гностицизм (гностицизм древности);
- имманентизирующий (светский) гностицизм (марксизм и др. идеологии).
экологическое сознание
Экологическое движение, как и движение защитников прав животных, базируется на гностицизме, то есть на поклонении твари.
теория эволюции
Ярким примером гностического безумия является теория эволюции, которая «борется с самим законом естества, говоря, что от одного происходит другое».
Тысячелетия тому назад Премудрый писал, исправляя невежество людей преданных суете: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1:4); «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10).
Св. Афанасий Великий также учит о неизменности творения: «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какой сотворена, такой есть и пребывает».
Тропы, связанные с гностицизмом[править]
- Апокриф: все течение началось с них и развивалось как «мировой апокрифизм» или «мировая ересь». Большая часть известных священных текстов гностиков является апокрифами.
-
Злой Демиург/Сатанинский архетип
Злой бог, злой дьявол: если Ялдаваоф и сатана не одно лицо, то, по меньшей мере, одним миром мазаны, второй у первого кто-то вроде министра МВД.
: одна из главнейших фигур в гностичестве, именуется Ялдаваоф или Сакла. Большинство течений приравнивало его к ветхозаветному Яхве и христианскому сатане. Иисуса, что характерно, считали посланником истинного Бога, кроме некоторых сект (вроде тех же мандеев, не признававших его).
- Фантастический расизм: если ты гилик, то быть тебе дураком и рабом дурного мира до самой смерти, после которой не будет ничего.
Наследие культа Исиды в гностицизме
Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой, найденный в библиотеке Наг-Хаммади под названием «Гром, совершенный ум»:
«Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество её сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск».
Течения[править]
- Школы Валентина, Василида и сифиан. Изначальные гностики поздней Античности, с которых всё пошло.
- Манихейство. В свое время наиболее успешная гностическая религия, благодаря деятельности миссионеров распространившаяся аж до Китая. Отличалось синкретизмом с восточными учениями (от зороастризма до буддизма), ярко выраженным дуализмом. Но к позднему Средневековью кончилось практически везде, не выдержав давления со стороны мировых религий, а в XX веке прекратил функционировать и перешел к буддистам последний манихейский храм в Китае.
- Мандеизм. Одна из последних еще существующих гностических религий, выжившая благодаря крайней замкнутости и закрытости на Ближнем Востоке. В отличие от большинства других течений, мандеи не практиковали синкретизма и не почитали ни Христа, ни Мухаммеда, а считали их враждебными фигурами.
- Катаризм. Христианская гностическая ересь Средневековья, наиболее известная по Альбигойскому крестовому походу, в ходе которого была жестоко истреблена на юге Франции. Не имеет прямой преемственности с учениями поздней Античности, но совпадает с ними по ряду ключевых догматов. Ближайшими родственниками катаров являлись восточноевропейские гностики — богумилы, чье учение было популярно в Боснии и Албании до османского владычества.