Доказательства бытия бога
Содержание:
- 5 Доказательств бытия бога. Доказательства бытия Бога
- Проблемы третьего аргумента
- 5 Доказательств бытия бога кратко. 5 Доказательств бытия бога Фомы Аквинского
- Два программиста якобы доказали, что Бог существует
- Доказательство третье. От необходимости и случайности
- Существование окружающего мира является доказательством существования Бога, который создал этот мир.
- Как убедиться в существовании Бога человеку неверующему?
- Существует ли Бог? Есть ли какие-то научные доказательства существования Бога? Может люди придумали Бога для того, чтобы человеку было во что верить?
- 6 доказательство бытия Бога
- Существует ли Бог — Библия изменяет человеческие жизни
- БОГ ЕСТЬ.
- Школа фальсификаций
5 Доказательств бытия бога. Доказательства бытия Бога
Выдающийся итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274) является автором знаменитого средневекового трактата «Сумма теологии».
Любой человек, который интересуется философией и религией , наверняка слышал об этом произведении. Так вот в первой части трактата, в ответе на 2 вопрос «О Боге, есть ли Бог», Фома Аквинский приводит знаменитые пять доказательств бытия Бога .
В наше время они так и называются: 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.
Фома Аквинский
Интересен факт, что великий немецкий философ Иммануил Кант опроверг все 5 доказательств, а затем привел собственное, 6 доказательство бытия Бога. Но это тема для отдельной статьи.
Сегодня же мы рассмотрим классический вариант, на который ссылаются все мыслители.
Итак, перед вами доказательства бытия Бога от Фомы Аквинского.
5 доказательств бытия Бога
Рассуждения Фомы строятся как последовательное опровержение двух тезисов о небытии Бога. Вот они:
- «Если бы одна из противоположностей была бесконечна, то она полностью уничтожила бы другую», следовательно, «если Бог существовал бы, нельзя было бы обнаружить никакого зла. Но в мире обнаруживается зло. Следовательно, Бога не существует».
- «Все, что мы наблюдаем в мире, может осуществиться и через иные (кроме Бога) начала. Поскольку природные вещи сводятся к началу, которое есть природа, а те, которые осуществляются сообразно сознательному намерению, сводимы к началу, которое есть человеческий разум или воля. Следовательно, нет никакой необходимости допускать существование Бога».
Именно на опровержении этих двух тезисов, Фома Аквинский строит 5 доказательств бытия Бога.
Доказательство через движение
Первый и наиболее очевидный путь исходит из движения. Все движущееся было некогда приведено в движение чем-то другим, а то – чем-то третьим.
Следовательно, мы должны прийти к некоему первому движущему, которое не движимо ничем. А под ним все разумеют Бога.
Доказательство через производящую причину
Все в мире произведено чем-то другим, а то – чем-то третьим. У человека есть родители, у них есть свои родители и так далее.
Следовательно, необходимо допускать некую первую действующую причину, которую все называют Богом.
Доказательство через необходимость
Третий путь исходит из возможного и необходимого . Случайно существующие вещи когда-то не существовали и должны были быть порождены.
Следовательно, если существует нечто возможное , необходимо полагать, что существует и нечто само-по-себе-необходимое , не имеющее причины необходимости в чем-то еще, но являющееся причиной необходимости всего прочего.
И таковое все называют Богом.
Доказательство от степеней бытия
Четвертый путь исходит из степеней, обнаруживаемых в вещах. Среди вещей обнаруживаются более и менее благие, истинные, благородные и т.д.
Но «более» и «менее» говорят о различных вещах в соответствии с их различной степенью приближения к тому, что является наибольшим .
Следовательно, существует нечто наиболее истинное, наилучшее и благороднейшее и, следовательно, в высшей степени сущее. И таковое мы называем Богом.
Доказательство через целевую причину
Пятый путь исходит из управления вещами. Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, стремятся к тому, что является для них лучшим.
Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, но намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим.
Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к цели. И таковое мы называем Богом.
Теперь вы знаете, сколько существует классических доказательств бытия Бога, и понимаете основную суть 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского.
Проблемы третьего аргумента
Третий аргумент также подобен первым двум, и он также был придуман Аристотелем. Однако, помимо критики, применимой к первым двум аргументам, на него можно придумать ещё несколько дополнительных возражений.
Во-первых, этот аргумент представляет собой всё ту же попытку возвести мир к его первопричине. Однако тут неясно, почему эта причина должна быть необходимой, а не такой же случайной, как и всё остальное. Почему случайно существующие вещи не могут возникнуть сами по себе.
Можно также отметить, что если Бог существует необходимо, то он несвободен в том, чтобы не существовать. Кроме того, существуя необходимо, он с неизбежностью становится причиной существования всех остальных вещей. Это не только лишает Бога свободы, но и лишает сами случайные вещи их случайности. Несмотря на то что они могут быть, а могут и не быть, как только они начинают существовать, выходит, что происходит это с необходимостью, поскольку они порождены необходимостью. И таким образом всё сущее становится необходимо существующим, а не случайным.
Иммануил Кант называет такое доказательство космологическим и полагает, что оно является самым обманчивым из всех. В отличие от онтологического доказательства, пытающегося вывести существование Бога из одних только понятий разума, и физикотеологического доказательства, стремящегося сделать это на основе одного только опыта, космологическое доказательство направлено на то, чтобы соединить и то и другое. Однако оно использует опыт, только чтобы немедленно вернуться в сферу чистого разума.
По мнению Канта, космологическое доказательство, по сути дела, представляет собой замаскированное онтологическое. Оно утверждает, что должна существовать абсолютно необходимая сущность. Однако неизвестно, какими свойствами должна обладать такая сущность. В конечном итоге в этом доказательстве полагается, что абсолютно необходимой сущностью должна быть всереальная сущность, существование которой подтверждается в онтологическом доказательстве. Соответственно, к нему можно применить также и всю критику, которая может быть направлена на онтологическое доказательство.
5 Доказательств бытия бога кратко. 5 Доказательств бытия бога Фомы Аквинского
Думаем, вам хорошо известно, что Фома Аквинский был причислен католической церковью к лику святых. Но, как говорится, «любим мы его не за это»… А за то, что именно он сформулировал те пять классических доказательств бытия бога. Сформулировал он их в своем знаменитом труде «Сумма теологии». И поскольку не всем под силу осилить эти «Суммы», кратко изложим его доказательства!
ФОМА АКВИНСКИЙ
Доказательство первое
Кругом «движуха»: от молекул до животных и планет. Но само по себе ничто не может двигаться! Все каким-то образом получает толчок к движению извне. Соответственно, должен быть первоисточник этой «движухи». Этот «перводвигатель» — бог.
Доказательство второе
Нечто очень близкое к первому!
Каждая вещь и любое явление — это следствие какой-либо причины. Но ничто не может быть причиной самой себя! Получается цепь бесконечных причин и следствий. А первопричина – опять бог.
Доказательство третье
Очень абстрактное и сложное!
Мы видим, что в мире иногда случаются… (извините за тавтологию) «случайные» вещи… Невозможно, впрочем, представить, чтобы такие «случайные» вещи возникли сами по себе. Даже у случайных причин должна быть некая причина. Значит, существует нечто необходимое без внешних причин, что в то же самое время есть необходимость для всех остальных причин. Уф!
Доказательство четвертое
Любые совершенные понятия (добро, красота и другие дефиниции) познаются нами лишь в сравнении с чем-либо другим – то есть, они всегда относительны. Например, сравнивать предметы по красоте можно, но сравнивая что-то менее красивое лишь с чем-то более прекрасным.
Ну а если мы сравниваем, значит, существует какая-то шкала для сравнения, некая «лестница» — «табель о рангах»… А раз так, то есть и нечто, что стоит на самом-самом верху этой лестницы бесконечных сравнений, что и является искомым Абсолютом.
Это самое совершенное явление (на вершине нашей условной лестницы) и есть бог.
Доказательство пятое
Не только люди, но и любые примитивные животные, стремятся для себя к лучшему – к сытому существованию, к хотя бы относительной безопасности… Все преследуют свои некие цели.
Два программиста якобы доказали, что Бог существует
В октябре 2013-го года двое учёных, Кристоф Бенцмюллер из Свободного университета Берлина и его коллега Бруно Вользенлогель Палео из Технического университета в Вене, якобы доказали теорему о существовании Бога, созданную австрийским математиком Куртом Гёделем — мы уже упоминали об этом человеке и его теореме во втором пункте нашего списка.
Использовав для расчётов обычный компьютер «MacBook», они показали, что доказательство Гёделя правильно, по крайней мере, на математическом уровне, с точки зрения высокой модальной логики.
Бруно Вользенлогель Палео
В своём докладе «Формализация, механизация и автоматизация: доказательство Божьего существования, сформулированное Гёделем» они сказали, что «онтологическое доказательство Гёделя было проанализировано в первый же день исследования с необычайной степенью детализации с помощью теорем высшего порядка».
Так или иначе, доказательство вызывает скептицизм. Хотя исследователи утверждают, что доказали теорему Гёделя, их работа подтверждает не существование Бога, а то, какие достижения можно сделать в науке, используя передовые технологии — именно так говорят известные математики.
Бенцмюллер и Палео считают, что их работа может принести пользу в таких областях, как искусственный интеллект и проверка программного и аппаратного обеспечения. В конечном счете, формализация онтологического доказательства Гёделя вряд ли убедит атеистов или что-то изменит в душах истинных верующих, которые могли бы утверждать, что идея высшей силы не поддается логике по определению. Зато для математиков, ищущих способы выйти на новый уровень, эта новость может быть ответом на их молитвы.
Доказательство третье. От необходимости и случайности
Как и все 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, этот аргумент основывается на законе причины и следствия. Однако он весьма своеобразен. Фома утверждает, что в мире есть случайные вещи, которые могут существовать, а могут и не существовать. Когда-то они реально были, а до этого их не было. И невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы они возникли сами собой. Соответственно, должна быть причина их появления. В конечном счете, это приводит нас к постулированию существования такой сущности, которая была бы необходима сама по себе и не имела бы внешних причин для того, чтобы являться необходимостью для всех других. Эту сущность Фома и определяет понятием «Бог».
Существование окружающего мира является доказательством существования Бога, который создал этот мир.
Легендарный ученый и основоположник современной химии, Роберт Бойль, выразил это в следующих словах:
Эта мысль была близка также и другому не менее известному ученому, Альберту Эйнштейну, который писал:
Мир, в котором мы живем, настолько удивительно и сложно устроен, что даже для современной науки многие природные процессы остаются неразрешимой загадкой. Наука, к примеру, до сих пор не знает ответа на такой казалось бы простой вопрос как: что способствует росту зубов у ребенка. У ученых лишь имеются разные теории и предположения на этот счет, но пока механизм роста зубов до конца непонятен. О других примерах удивительного устройства нашего мира рассказывается в научно документальных фильмах в разделе Видео на тему: Существует ли Бог.
То, что весь наш настолько сложный и удивительный мир был Кем-то создан — в это даже не надо верить, это просто очевидный факт. А вот, чтобы поверить в то, что все это произошло само собой, случайно, — для этого действительно нужна очень большая вера, которую бы человеку внушали всю жизнь с детства. И такая вера действительно внушается с помощью так называемой теории эволюции.
Несмотря на то, что по мнению многих известных ученых теория эволюции противоречит фундаментальным законам физики (об этом читайте подробнее в статье Опровержение теории эволюции), она, тем не менее, продолжает оказывать огромное влияние на людей в современном обществе. По результатам недавних исследований, проводившихся Всероссийским центром изучения общественного мнения, 35% опрошенных заявили, что верят в теорию эволюции.
Таким образом, приблизительно третья часть общества поддались влиянию этой широко пропагандируемой идеи и поверили в то, что все само по себе появилось и само по себе эволюционировало в высокоразвитые формы жизни. Но каждый мыслящий человек прекрасно понимает, что само по себе ничего не появляется. Наш удивительный мир был Кем-то создан. Поэтому, как говорил Роберт Милликен, тоже обладатель Нобелевской премии по физике:
Читать дальше:
-
о Боге:
- Свидетельства о существовании Бога.
- Опровержение теории эволюции.
Другие статьи в разделе Наука о Боге
:
-
о Библии:
- Историческая достоверность Библии. Библия и наука, археология.
- Соответствует ли современная Библия оригиналу.
- Исторические свидетельства существования Иисуса Христа.
Список литературы:
- Schawlow, Arthur. Optics and Laser Spectroscopy. University of California, 1998. p.19
- Seeger, Raymond.
Boyle, Christian Gentleman
. The Journal of the American Scientific Affiliation, 37 (September 1985): 183-184. - Holt, Jim.
Science Resurrects God
. The Wall Street Journal, December 24, 1997. - Исследование опубликовано в 2009 г.
- Millikan, Robert A.
A Scientist’s God
, in Collier’s. The National Weekly, October 24, 1925. Collier’s Publishing Company.
Как убедиться в существовании Бога человеку неверующему?
Я бы посоветовал ему сначала обратиться внутрь себя, и тогда он ощутит, что религиозное чувство заложено в нём самом. Это ощущение — первый камешек в фундаменте веры. Как говорят учёные, нерелигиозных народов не бывает. Любое племя, которое затерялось в лесах Амазонки или на островах Тихого океана, имеет веру в какое-то сверхъестественное существо или силу. Это заложено в нас, и то, что человек хочет убедиться в существовании чего-то высшего, — первый шаг в понимании, что Бог существует. Об этом говорил и Тертуллиан, утверждая, что душа человеческая по природе своей христианка.
Итак, помочь убедиться в существовании Бога нам поможет познание естественных наук: биологии, физики, химии. Однако не только эти предметы, но и литература, и история религиозны в своём содержании. Изучая их, мы приходим к убеждённости, что существует Бог. Мы видим Его проявления с разных сторон: с точки зрения устройства мира — и с точки зрения Его общения с человеком, влияния на жизнь человечества в целом. Как говорили древние греки, от философии до теологии недалеко. Нужно только не бояться признать, что есть первопричина всего сущего, есть Тот, Кто управляет этим чудесным миром.
Например, один физик обращает наше внимание на расстояние, отделяющее Землю от Солнца, и предлагает осознать: если бы оно было хоть немного больше, мы бы умерли от жары, меньше — погибли бы от холода. Кто рассчитал это расстояние? Или другой пример: последние сто лет активно развивается генетика
Человек из ДНК выделил ген. Ген — это материя, но в то же время он — носитель информации. А информация это что? Она нематериальна, её пощупать нельзя. И хоть сейчас учёные говорят, что могут перенести информацию с одной ДНК на другую, они не могут создать какую-то новую информацию, которую могли бы туда вложить. Мы оперируем только придуманной кем-то информацией. Кем? И откуда она появилась? Я не могу сказать, что информация на моей флешке появилась сама собой — это я её туда записал. Так и с генами. Человек через познание таких вещей обязательно придёт к познанию Творца, иначе не получится.
Учёные только открывают законы, а не придумывают их. Эти законы существовали до них и будут существовать после. Кто же создал их? Кто следит, чтобы они работали множество тысячелетий неукоснительно? Когда эти вопросы накопятся, человек должен смело признать, что существует Господь Бог, и преклониться перед Ним — как в своё время апостолы, которые просили: «Господи, умножь в нас веру!» То есть убеждение должно переходить в веру, оно не должно существовать само по себе. Человеку, жаждущему такой убеждённости, надо понять, что это необходимо для его жизни, для правильного восприятия окружающего мира, выстраивания своих отношений с ним, с людьми, его населяющими, и его Творцом.
Если человек хочет убедиться в существовании Бога, ему нужно иметь не просто любопытство или жажду знания, но жажду познания Истины, познания первоисточника всего сущего. Он должен также хотеть понять, кто он есть, почему появился в этом мире, где его место в нём.
Существует ли Бог? Есть ли какие-то научные доказательства существования Бога? Может люди придумали Бога для того, чтобы человеку было во что верить?
В этой статье мы рассмотрим то, что в науке называется Космологическим и Телеологическим доказательством существования Бога.
Убедиться в том, что Бог действительно существует, на самом деле совершенно не сложно. Для этого необязательно быть ученым, необязательно иметь специальное образование или знать Библию. Нужно только честно и непредвзято посмотреть на весь окружающий мир и задать себе простой вопрос: Откуда все это появилось?
Как появился весь существующий мир: человек, природа, Земля, Вселенная? Могло ли все это появиться само по себе?
Артур Шавлов,ученый физик.
Артур Шавлов, известный ученый и лауреат Нобелевской премии по физике, писал:
Если бы кто-нибудь сказал мне, что, к примеру, мой компьютер появился сам по себе, то я бы не воспринял это даже всерьез. Компьютер — это сложное устройство, над проектированием и производством которого работало много людей. И хотя я никогда не видел этих людей, и я не видел как изготавливался мой компьютер, но я могу быть на 100% уверен, что он не появился сам по себе, что существуют люди, которые спроектировали его и изготовили.
Однако, окружающий нас мир устроен намного сложнее, и он тем более не мог появиться сам по себе. Поэтому мы можем быть уверены, что есть кто-то, кто его создал. И именно Его, Создателя нашего мира, мы называем Богом. Таким образом:
6 доказательство бытия Бога
Итак, Кант начинает шестое доказательство бытия Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – это, по сути, самый общий закон мироздания. Этому закону подчиняется и человек.
Однако бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.
Теперь предположим, что у каждого человеческого поступка есть свои причины. В таком случае награждать за подвиги надо не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо тех, кто совершает преступление.
Иными словами, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.
Иммануил Кант
Но Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.
С другой же стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно.
Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, особенности моего характера, наследственность и т.п., перед любым поступком у меня есть время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.
Это и есть свобода.
По мнению Канта именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.
Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я мог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.
Итак, Кант в доказательстве бытия Бога выводит два факта:
- Все в мире живет по закону причинности.
- Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.
И есть еще один принцип: на территории государства его законам не подчиняются только те лица, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.
Так вот, человек не подчиняется Основному Закону нашей Вселенной, а это значит, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.
Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.
Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.
Интересен факт, что выдающийся русский поэт и современник Канта – Гавриил Державин, в своей известной оде «Бог» приходит тому же выводу:
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Существует ли Бог — Библия изменяет человеческие жизни
Однажды в Сан-Франциско один человек предложил доктору Гарри Айронсайду вступить в дискуссию «Агностицизм против христианства». Тот согласился, но при одном условии: агностик сначала представит доказательства того, что агностицизм стоит защищать. Он предложил оппоненту привести с собой мужчину – бывшего пьяницу или преступника, и женщину, занимавшуюся в прошлом проституцией, и доказать, что от полной деградации этих людей спасла именно философия агностицизма. Сам же доктор Айронсайд пообещал привлечь к дискуссии сто человек, мужчин и женщин, обретших спасение благодаря Евангелию, которое высмеивал агностик. После этого скептик от дискуссии отказался. Библейская Весть спасает жизни, изуродованные грехом, который разлучает нас с нашим Святым Создателем. Агностицизм и атеизм, как и другие безбожные философии, напротив, разрушительны.
БОГ ЕСТЬ.
Сегодня рассмешили, прям с утра, ученые узнали наконец! Что Бог на свете, как ни странно для них — ЕСТЬ*! Как все-таки глупы, ученые мужи, он знания им дал Растил их, воспитал! Они с ним жизнь до старости прожили И наконец-то Богу угодили, бесстыдное создание его Решило доказать самим себе, что есть в миру взрастивший их Отец Ну, разве не смешно? Представьте Вы своим родителям под старость Огласите: «Вы были у меня Отец и Мать, как мне приятно это вот узнать!» Бездушное создание! Все Вы ученые, мудреные мужи! Кому Вы доказали? Лишь себе! Вы доказали, что не верили тогда?! Сейчас открылись к старости глаза, глаза, которые узрели белый Свет! И не могли понять, что этот Свет — есть Бог, Творец и Вышний на земле! Который столько лет уму учил Вас, чтоб Вы узрели наконец- что БОГ-ОТЕЦ! Я не пойму Вас ! Как все же Вы глупы! Ученые, мудреные мужи! Вы запоздали на 2000 лет, давно об этом знают на земле! Вы только посмотрите в этот мир**! Узрите Вы Величество Творца! И сразу Вы поймете, что он есть, не надо даже степени ученые иметь! Об этом знали раньше рыбаки, простые мужики и старики! Сегодня рассмешили, прям с утра, ученые узнали, что Бог есть! Какая это для ученых честь, узнать, что знали в мире все всегда! Пусть Бог продлит ученым их года, чтоб закрепили знания свои! И было время Бога попросить, чтобы простил он их за все года! Которые прошли, лишь в суете, не зная, что БОГ ЕСТЬ на всей земле!
*ЕСТЬ- сегодня утром обнаружил эту статью. Ученые доказывают экспериментально,что Бог — есть! Как же они все-таки глупы, пытаясь доказать,что не требует доказательства. И то, что давно знают миллионы верующих людей.
Школа фальсификаций
История знает большое количество примеров сообщения ложной информации от священнослужителей и жрецов. Многие из примеров мы разбирали в упомянутом в начале статьи материале об истинности священных писаний. Но ими дело не ограничивается.
Практики «благочестивого обмана» были весьма распространены среди деятелей Церкви. Известно создание таких поддельных документов, как Лжеисидоровы декреталии, «Константинов дар» и так далее. Множество махинаций связано с мироточением икон. Одна из первых таких махинаций была разоблачена ещё царём Петром Первым:
Некоторые священнослужители, например, митрополит Николай Нижегородский и Арзамасский, также отмечают случаи недобросовестности служителей культа на местах:
Известен случай и с мироточившей статуей Иисуса Христа в Мумбаи, когда публицист Санал Эдамаруку раскрыл, что намокание статуи было связано с протечкой канализационной трубы в соседней прачечной , а на него подали заявление в полицию с обвинением в богохульстве. Другой пример – Туринская плащаница, долгое время почитавшаяся как погребальное одеяние Иисуса Христа, и которая оказалась, согласно радиоуглеродному анализу, изготовленной в Средние века. Наконец, известна кампания по вскрытию мощей в Советской России во время правления партии большевиков, результаты которой отражены в отчёте VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов. В присутствии духовенства, экспертов-врачей и представителей советской власти было произведено на тот момент 63 вскрытия мощей, при которых во многих случаях вообще не было обнаружено признаков человеческих костей, вместо которых имелись перегорелые гвозди, куклы, останки животных, либо вообще ничего. В некоторых сундуках обнаружились кости животных, останки нескольких различных людей вместо предполагаемого одного человека и даже банка фиксатуара фирмы «Брокар».
Церковь долгое время отрицала гелиоцентрическую систему и теорию эволюции, а также вела борьбу с наукой. В 1616 году католическая церковь осудила гелиоцентризм как еретическое учение. В 1633 году состоялся инквизиционный процесс над физиком и астрономом Галилео Галилеем, закончившийся запретом книги учёного, сам Галилей был помещён под домашний арест, контролировавшийся инквизиторами, а его теория была объявлена «лжеучением» (хотя позднее выяснилось, что лгала как раз католическая церковь). Ещё ранее, в 1600 году, философ Джордано Бруно, предположивший о бесконечности Вселенной и множестве миров, после доноса и продолжительного суда, был признан инквизиционным трибуналом еретиком и в том же году сожжён заживо. Многие примеры фальсификаций со стороны священнослужителей – один из косвенных признаков того, что и существование Бога может быть очередной фальсификацией священнослужителей.