Платон

Основные идеи и учения Платона

Обсуждая
тему идеального состояния, которой Платон давно занимается, он затрагивает
вопрос о «идеальных» людях, обладающих определенными качествами и
получивших необходимую подготовку. Их «правильное» поведение
обеспечивало функционирование и поддержание всей политики, причем особую роль
здесь, естественно, играли философы и воины. Во многом их характер и сознание
формировались благодаря специальному образованию — недаром Платон придавал ему
такое значение — но тем более зависел от характера души образованного народа, а
Платон ввел некую евгенику. Даже Сократ в своей V. книге
«Государства» говорит, что лучшие мужчины должны объединиться с
лучшими женщинами, чтобы работать на лучших детей, а худшие наоборот, с
худшими, и что потомство лучших должно быть образованным, а потомство худших —
нет, потому что это «развращает» гражданскую команду. Забота о
выполнении этой заповеди — жеребьевка — должна переходить к правителю-философу.
Все эти меры должны привести к сохранению гармонии в политике Платона и ее
нерушимости.

По словам Взвода, в человеке есть три вещи:

  1. разумный.
  2. злой.
  3. сон.

 Идеальный человек, думал Платон, это человек с
разумным началом, который победит. Платон верил, что люди могут знать правду,
но только избранные, идеальные люди могут быть носителями правды.

Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие

Философия для Платона является чем-то вроде созерцания, «созерцания истины». Его трудно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание не является просто мудростью, а, скорее, любовью к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств различны. 

Различия Платоном между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются через предоставления аналогии со зрительным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, так как требуется наличие не только глаза и объекта, но и света. Мы можем видеть отчетливо только освещенные солнцем предметы. В период сумерек человек видит предметы неясно, а при полной темноте, не видим вообще. 

Поэтому в мир идей входят те вещи, которые мы видим освещенные солнцем, а мир преходящих вещей – неясный, сумеречный мир. Платон отождествлял глаз человека с его душой, а солнце для него было светом, истиной или благом.

Чтобы объяснить свои взгляды Платон использует миф о пещере. Миф в данном случае он использует как аллегорию для изложения своей философии. Люди, которые лишены философии, он сравнивает с узниками пещеры, способных видеть только в одном направлении. Они видят в одном направлении, так как связаны, позади них горит огонь, а перед ними стена. 

Тени на стене для них являются реальными предметами, но люди не имеют никакого представления о самих предметах, порождающие эти тени.

Теория идей Платона представляет собой весьма важный шаг вперед по направлению к развитию философии. Его теория идей – первая теория, подчеркивающая проблему универсалий (общих понятий). Она сохранилась в разных формах вплоть до настоящего времени. Но по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделения мира на части, из которых одна более реальна, чем другая, обречена на неудачу.

Платон связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил познание к воспоминанию (анамнезу) истины, всегда жившей в душе, и которая оживает в нас, при осуществлении нами какого-либо конкретного опыта. Душа контактирует с миром, при этом она извлекает из себя истину. Такое извлечение и является воспоминанием. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Познающий проходит несколько стадий: 

мнения;
научные понятия;
чистое знание. 

В бытовом плане для людей достаточно одних лишь мнений, верований, образов. Математики могут подняться выше, так как используют научные понятия. Но истинное знание могут достичь только философы, отрешившись от чувственного, они посвящают свою жизнь незаинтересованному созерцанию, восходя от идеи к идее к самой вершине.

После всего сказанного становятся понятными причины того, почему Платон так негативно относился к искусству. Сущность, роль и ценность искусства находится в зависимости от истины, согласно мнению Платона. Искусство скрывает истину, искусство – форма неистинного, фантастического знания. 

Искусство не может улучшить душу человека, так как оно лживо. Искусство может только разварить человеческую душу. Поэтому для деятелей искусства нет места в идеальном государстве. Платоном отрицается самоценность искусства, он пытается поставить его на службу благу и истине. Для этого философия должна управлять искусством.

Сущность человека может быть определена разнопорядковой природой тела и души. Тело является своеобразной темницей для души, поэтому тема бегства от всего телесного и мирского – один из основных мотивов философии Платона. 

Новая жизнь для души может быть открыта после смерти тела. Даже если душа и имеет свое начало, оно бессмертно и его стремление направлено на уподобление богу. Такое уподобление может быть доступно только для тех, что смог очистить свое тело и возлюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, в нее запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начала в человеке), ею управляет извозчик (разум).

В своем известном произведении «Государство», Платон рассказывает о построении идеального государства. Философ делает вывод о том, что правители такого государства должны являться философами  (мудрецами). Платон также ставит перед собой задачу определить справедливость и предлагает сделать это на примере анализа справедливого государства, а не справедливого индивида.

Теория Форм

По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпирическом мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем остальным и лежащая в основе их существования.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры.Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи.Сама же идея является истинной сутью вещей.
Рис. 3. Платон и Сократ. Средневековая фреска

Любовь как нечто недостижимое

Иногда говорят, что суть теории любви Платона заключается в невозможности доступа к любимому. Однако невозможность прямого доступа к этой идее красоты является лишь следствием различия, которое Платон проводит между идеалом и материалом..

Этот философ заставил свою теорию вращаться вокруг мира идей, и по этой причине он не установил очень строгих норм в отношении конкретных действий, которые должны соблюдаться для правильного переживания любви, как если бы наш способ двигаться и действовать в физическом пространстве сам по себе был чем-то очень важным.

Вот почему, помимо прочего, в нем не говорится, что любовь должна выражаться через безбрачие, поскольку это будет означать противоречие с ее принципами, если исходить из предположения о том, что экспериментирование с красотой должно быть связано с тем, каким образом это переживается в материальном мире. Это было скорее искажением используемой дуалистической философии от популяризации авраамических религий, особенно христианства. 

Таким образом, медь оставила дверь открытой для различных способов частичного доступа к духовному миру, преодоления границ между материей и тем, что, по его словам, существовало за пределами этого..

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

Итак, Платон:

является основателем объективного идеализма
впервые подчеркивает самоценность идеального
создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
рассматривает философскую проблему формирования понятий
превращает диалектику в универсальный философский метод
создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей

  • < Назад
  • Вперёд >

Теория любви Платона

И какое это имеет отношение к платоновской теории любви? Ну, это очень связано, потому что для этого философа любовь может быть понята как состояние экстаза и в то же время умеренного расстройства это значит, что мы знаем, что есть нечто помимо физического, которое призывает нас, но в то же время не будет полностью доставлено нам, потому что, сколько бы мы этого не хотели, мы остаемся прикованными к миру материала, месту, где Наслаждение вещами во многом зависит от нашей близости во времени и пространстве, в которой практически невозможно оставаться в стороне от влияния, которое оно оказывает на эстетику, внешний вид.

Следовательно, платоновская концепция любви импульс, который заставляет нас хотеть выйти за пределы материала в наших экспериментах с чем-то, в доступе к его красоте, что для мыслителя связано с его близостью к истине, а не с ее эстетикой. 

В случае людей эта красота принадлежит духовному плану, который мы интуитивно понимаем, но не можем достичь нашего, поскольку что-то не является чем-то материальным. Поэтому любовь характеризует поиск истинного и чистого, который связан с самой сущностью красоты и принадлежит плану существования, совершенно отдельному от физического..

Итак, в земной жизни платоническая любовь полна разочарований, потому что, хотя красота интуитивна, невозможно испытать это непосредственно из-за ограничений материала.

Критика Поппера

Поппер критикует социально-политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «Идеальное общество в учении Платона — это государство, основанное на тоталитарной форме правления.

По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей индивида». Человек должен подчиняться приказам лидера». Однако, как было рассмотрено выше, такое рабское поведение оправдано с точки зрения Платона, поскольку люди с самого начала разделены на исполнителей и руководителей. В этом отношении высшие классы общества должны править, а низшие — подчиняться им. По мнению Платона, именно такое разделение классов ведет к идеальному обществу.

Как утверждал Поппер в своем социально-политическом учении, «Платон пытается объединить две такие полярные силы, как патриархальный строй и государство. В недрах античного общества зародилась и развивалась принципиально иная социальная система — демократическое общество, такие выводы сделал Поппер, проанализировав вышеуказанные полярные силы.

Демократия означает равенство всех перед законом, поэтому демократия защищает равные права всех граждан. Согласно Попперу, современное демократическое общество отличается от идеального общества Платона тем, что в демократическом обществе каждый гражданин имеет право избирать правительство и право быть избранным в правительство. Если мы сравним мнения двух философов, то придем к выводу, что в идеальном обществе Платона представители одного класса не могут переходить в другой класс, а в демократическом обществе, по мнению другого философа, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

Демократическая форма государства защищает права граждан, а государство защищает право на частную собственность. Таким образом, можно сделать вывод, что через призму взглядов Платона мы имеем представление о самом раннем тоталитарном обществе.

Карл Поппер считает платоновское учение о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивида, он подчиняет их интересам коллектива и придает особое значение основному принципу государства — справедливости.

Поппер обвиняет Платона в том, что он противопоставляет общество индивидууму, а коллектив — индивиду. К. Поппер создает свою доктрину открытого общества. Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую в социальном классе приводит к нарушению принципа справедливости. По мнению Платона, то, что соответствует интересам государства, справедливо, а то, что не соответствует интересам государства, не справедливо. Поппер считает такую интерпретацию принципа справедливости тоталитарной. Согласно Попперу, теория общества Платона — это учение о закрытом типе общества.

Коммунизм Платона раздражает Аристотеля. По словам Аристотеля, было бы лучше, если бы каждый занимался своим делом. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что люди должны развивать чувство благотворительности, чтобы использование этой собственности было в основном совместным. Согласно Аристотелю, благотворительность и щедрость являются добродетелями, и без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает платоновский проект «идеального государства» и предлагает свою теорию государства, основанного на рабстве. Именно такой тип государства, по мнению Аристотеля, является наилучшей формой сообщества. В таком государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему классу рабовладельцев. Как сказал философ, «…в каждом государстве мы встречаемся с тремя классами граждан: очень богатыми, очень бедными и третьим, который стоит посередине между богатыми и бедными. Поскольку, согласно распространенному мнению, умеренность и середина между двумя крайностями — это самое лучшее, очевидно, что среднее благосостояние — лучшее из всех благ».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в немецкой классической философии
  2. Социальная форма движения материи и её специфика
  3. Илья Ильич Мечников, русский биолог, культурный деятель, мыслитель
  4. Игровая концепция происхождения человека Й.Хейзинга
  5. Отличительные черты философии эпохи нового времени
  6. Философия в России XVII века: М.В. Ломоносов
  7. Объективная истина как цель познавательного отношения человека к действительности
  8. Пирс Чарльз Сандерс, американский философ, логик-математик
  9. Философская антропология и социальная философия
  10. Поль Рикер и его философия

Вклад Платона в философию

Диалоги и диалектика

Повествование, использованное Платоном, позволило раскрыть мысли Сократа, а затем и Платона. В отличие от других форм развития философской мысли, диалогический метод позволил обсуждению тематических моментов раскрыть истину в конце концов..

Эта техника немного столкнулась с идеалистическим характером Платона и тщательностью анализа поставленных вопросов..

Он работал, чтобы дать философской мысли диалектическую и повествовательную основу, которая не попадает в простую выставку постулатов и абстрактных идей, но может быть перенесена в реальную плоскость.

Теория идей

Платон отрицал абсолютную реальность мира, в котором мы живем; поэтому большинство его работ основаны на теории идей. Платон установил, что каждое слово «деноминация» относится не только к этому, но к его идеальному варианту..

Человек обязан с помощью знания приблизиться к идеальному состоянию вещей и окружающей среде..

Для лучшего понимания этого предположения Платон развивает Миф о Пещере, в котором люди заключены в пещеру, видя перед собой тени, которые представляют вещи. Поскольку они — единственное, что они знают, они воспринимают их как настоящих.

Только тогда, когда человек разрывает свои цепи и покидает пещеру, он может видеть идеальное состояние всего, что его окружает. Долг философа — возвращаться в пещеру и учить слепых всему, что находится снаружи, хотя это не простая задача.

анамнез

Платон ввел анамнез (термин, также применяемый в науках о здоровье) в философии как способность души запоминать предыдущий опыт и знания, которые забываются, когда покидают тело и входят в другое..

Для Платона знания — это воспоминания, которые душа приобрела на предыдущих этапах, и которые должны быть разбужены в каждом человеке для легкого доступа..

Эта форма знания будет представлять подход к идеальной форме каждого существующего элемента.

Методический поиск знаний

Академия, основанная Платоном, не была абстрактным учебным центром. Науки, которыми занимались до сих пор (геометрия, арифметика, астрономия, гармония), были фундаментальными областями исследований в университетском городке. Платон разработал и усовершенствовал существующие методы обучения.

Платон усовершенствовал теорию и применение гипотезы, чтобы обеспечить уровень силы, необходимый для того, чтобы быть фундаментальной частью всех исследований.

Для грека гипотеза должна объяснять факты; если вы не можете достичь этого, вы должны искать другой. Через демонстрацию гипотезы человек приближается к познанию истины.

Отдел человеческой души

Платон разделяет реальное на два противоположных мира: положительный (представленный душой, разумным, небом) и отрицательный (тело, земля, разумное)..

Исходя из этих основ и в своих размышлениях об идеальном состоянии, Платон установил разделение в терминах конформации человеческой души..

У человека присутствуют разум (расположенный на высоте головы), смелость (в груди) и аппетиты (низкая площадь туловища). Именно эти структуры движут людьми и склоняют их к своим решениям.

Для человека, который должен управлять, Платон защищал того, кто будет доминировать над разумом и мудростью над другими побуждениями. Тот, кто всегда был в поисках «правды».

Концепция идеального государства

В своей работе «Республика» Платон начинает различать элементы, составляющие идеальную модель города-государства; мать утопий.

Платон делит структуру государства на три основных класса: стражи элиты, военные и массы; а также три формы правления: монархия, олигархия и демократия.

Для Платона уровень образования элит должен быть идеальным, чтобы иметь возможность управлять, и его нельзя оставлять в руках масс..

Это допускает некоторую социальную гибкость, поскольку то, что предлагал Платон, было бы идеальным сценарием, а реальность проявляла другую государственную структуру. Платон не отменял, но считал необходимым такие аспекты, как рабство.

Критика против искусства

Подобно Сократу, который установил понятия красоты, предлагаемые искусством (особенно поэзией), как отвлекающих и лишенных мудрости, Платон поддерживал критическую позицию против изобразительного искусства того времени, осуждая их как ложные представления о реальности, это ничего не делало, но питало самые отрицательные аппетиты человека.

В своей концепции идеального государства Платон выступал за изгнание поэтов и ремесленников, поскольку эти промыслы не особо способствовали поиску знаний и правды со стороны человека..

Философия – знаний идей

Как познать идеи, истину? По Платону, с помощью ума, мышления. Источник познания истины – мыслящая душа. По Платону, наша душа содержит в себе истину, но опять-таки не непосредственно. Поэтому сначала при обращении к себе душа в себе истину не находит; ее там нет как готовой. Чтобы знать истину, душа должна развить истину из себя самой.

Путь к познанию истины есть, по словам Платона, воспоминание. Не понимайте этот образ буквально. Царство идей не существует где-то отдельно от души. Миф – разумный образ без разумного обоснования. Миф – намек, ясный для тех, кто понимает. Душа не чужда истине – вот корень этого мифического образа, созданного Платоном.

Сократ: истину нельзя взять от куда-то извне, ее можно извлечь только из своей души. Истину нельзя вложить в душу. «Слушай! Сейчас ты узнаешь от меня!» Могут такого вложить – всю жизнь не разберешь. Истина влезть в душу не может – она уже там, но, говорит Платон, как прочно забытая.

Противоречие: истина есть, но ее и нет, пока она не будет развита, «вспомянута».

Человека нельзя научить истине, можно лишь помочь ему научиться развить душу до состояния вспоминания. Суть искусства воспитания – помочь человеку стать тем, что он уже есть в себе, в возможности, – свободным существом. Он не табурет, чтобы его делать. Педагогика — искусство, поскольку делает, ничего не делая. В детском саду: «Чего-то он не растет, не развивается – надо потянуть». Это — гибель для свободного человека.

Действительная помощь – это убрать препятствия душевному росту!

«Учить уму-разуму» – глупейшее выражение. Разум уже есть. По Платону, душа, не видевшая истину, не вселяется в человеческое тело.

Задача философского образования – помочь сбросить кору мнений и стать самим собой. Платон здесь обязан Сократу, согласно которому: философия – это путь становления целомудренным. Философия есть путь, но путь – это еще не познание истины. По Платону, воспитание человека – это философское воспитание – питание, но не более. С XIX в. человек стал воспитываться физикой, химией – странное воспитание, до этого воспитывали философией. Человек из самого себя становится только философом, а вот физиком, химиком – извне.

Познание истины есть то, что начинается после воспоминания; оно — есть достижение действительной свободы. Обретение полной свободы – бессмертие души. Тот кто дает не полную свободу, а только «свободу» для чего-то, вот именно этого, – тот на деле порабощает.

В «Федоне» платоновский Сократ говорит: 

Значит ли это, что философу надо помочь, подтащить его к пропасти? Нет, конечно. Философия есть наука расставания с чувственной жизнью тела и, тем самым освобождения своей души для разумного мышления, познания истины.

Философия учит умирать для ощущений. Чувства мешают, ибо они — о случайном. Не умерев для чувств, – нельзя родиться для мышления, по Платону. Смерть есть рождение. Философ стремится умереть не для того, чтобы сгинуть, а чтобы родиться для вечной жизни. По Платону, для того, чтобы начать мыслить, не надо умирать физически. Надо умереть для вещного, но при жизни – иначе будет поздно. При жизни надо сбросить с себя мнения, зависимость от чувственного, при жизни надо научиться достигать бесконечности души, стать мыслящей душой или духом.

Мышление, по Платону, – не одно из свойств души, а ее сущность. Душа человека перестает быть, если она перестает мыслить, а мышление есть ее дело, следовательно, ничего прекратить мыслить, кроме ее самой, не может, следовательно такая душа – бессмертна. По образу, выражающему это философское положение, если не будешь мыслить – душа попадет в свинью.

Если слова Платона принять буквально, то ничего не понять в природе души. Платоновское представление о бессмертии души – это не религиозное представление о переселении душ. Это образ для понимания природы души – неограниченности мышления теми вещами, которые окружают человека.

От ощущений надо оттолкнуться к мышлению. От ощущений обязательно – это природа естественна у человека.

Платон: «Разум – это кормчий души». Для человеческой души быть и мыслить одно и то же, не мыслящая душа не есть. Она сама утверждает свое бытие – мышлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector