Происхождение дуализма, по платону, антропологическое, методологическое и эпистемологическое

Содержание:

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Основные постулаты дуалистического закона в жизни

Устройство всего во Вселенной зависит от Закона дуализма, утверждающего наличие множественности миров. Развитие всего сущего происходит благодаря переходу вещества из одного состояния в другое. Даже в нашем мире мы всегда можем встретиться с двойственностью, хотя бы в магните. Плюс и минус — две противоположные составляющие вещества и одновременно делающие вещество единым целым.

Постулатами закона о дуальности мира выделяются некоторые моменты, без которых невозможно существование:

  1. Любое явление имеет свою положительную и отрицательную направленность.
  2. Каждое из противоположностей имеет в себе частичку антипода. Хорошее объяснение дают китайцы энергиям Инь и Янь. В каждом из них есть что-то от другого.
  3. Вспоминая о единстве и борьбе противоположностей, можно сказать, что только в борьбе будут созданы гармония и единство.
  4. Только постоянный конфликт может быть движущей силой в развитии. Благодаря конфликту процесс развития Вселенной не останавливается ни на минуту.

Используя дуалистический закон на практике, каждый из нас может изменить своё мировоззрение по отношению к происходящим процессам. Даже в негативной ситуации можно найти частичку положительного. Философское отношение ко всему происходящему позволит легче переносить удары судьбы и жизнь станет намного проще.

Дуализм в философии

Дуализм в философии – это основополагающее явление, основанное на представлении о двойственности всех элементов. В понимании людей или согласно физическим законам все в мире имеет противоположность. Философия стала первой наукой, которая усматривала «двойственность» в различных областях. Предпосылками появления данной теории можно считать определение Платоном двух миров – действительности и идей. Последователи античного мыслителя называли свои «противоположности»:

  1. Р. Декарт являлся одним из самых известных последователей дуалистической позиции. Бытие он делил на мыслящую и протяженную материи.
  2. Немецкий ученый Х. Вольф описывал дуалистов, как людей, допускающих существование двух субстанций: материальной и духовной.
  3. Его последователь М. Мендельсон называл телесную сущность и духовную.

Философский дуализм

Наиболее распространенными философскими дуализмами являются:

  • моральный дуализм, противопоставление добра и зла; этический дуализм , противопоставление долга чувствительности; человеческий дуализм, разделяющий людей на хорошее и плохое;
  • метафизический дуализм (относящийся к первым принципам): Добро и Зло, Бог и Дьявол (или два антагонистических бога Политики , 270а, Платона), Разумное и чувствительное (Платон в Федоне , 78), Единый и неопределенная диада, Бог и материальный принцип (неписаное учение Платона); Нумениус, вероятно, допускает двух богов (Доброго и второго бога, и Душу мира, и Демиурга, но не плохих); Кант различает чувствительное, доступное чувствам и разуму, и сверхчувственное — Бога, свободу, бессмертную душу.
  • онтологический дуализм , противостоящий духу и материи в мировом масштабе (космологический дуализм), душе и физическому телу в человеческих существах (антропологический дуализм, декартовский дуализм );
  • теологический дуализм , противостоящий природе (обычному порядку) и благодати (божественной милости), с Августином д’Иппоном и Блезом Паскалем . Святой Августин в «Граде Бога» также противостоит Небесному городу и Городу людей: «Две любви создают эти два города: любовь к себе и презрение к Богу создает земной город; любовь Бога даже к презрению к себе, Небесному городу. »(XIV, 28).

Дуотеизм, битеизм, дитеизм

При использовании в отношении нескольких богов дуализм может относиться к дуотеизму, битеизму или дитеизму. Хотя дитеизм / биттеизм подразумевают моральный дуализм, они не эквивалентны: дитеизм / биттеизм подразумевают (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм вовсе не обязательно подразумевает теизм ( теос = бог ).

И биттеизм, и дитеизм подразумевают веру в двух одинаково могущественных богов с дополнительными или антонимичными свойствами; однако, в то время как битеизм подразумевает гармонию, дитеизм подразумевает соперничество и противостояние, например, между добром и злом, ярким и темным или летом и зимой. Например, дитеистическая система — это система, в которой один бог является творческим, а другой — деструктивным (ср. Теодицею ). Например, в первоначальной концепции зороастризма Ахура Мазда был духом высшего добра, а Ахриман ( Ангра-Майнью ) — духом абсолютного зла.

Напротив, в битвеистической системе, где два божества не находятся в конфликте или противостоянии, одно может быть мужчиной, а другое — женщиной (ср. Дуотеизм). Один хорошо известный пример битвеистического или дуотеистического богословия, основанного на гендерной полярности, можно найти в неоязыческой религии Викки . В Викке дуализм представлен в вере в бога и богиню как двойное партнерство в управлении вселенной. Это сосредоточено на поклонении божественной паре , Богине Луны и Рогатому Богу , которые считаются любовниками. Тем не менее, в традиционной Викке присутствует и дитеистическая тема, так как Рогатый Бог имеет двойные аспекты светлого и темного — относящиеся к дню / ночи, лету / зиме — выраженные как Король Дуба и Король Холли, которые в викканских мифах и ритуалах Говорят, что дважды в год они сражаются за руку Богини, что приводит к смене времен года. (В Викке яркое и темное не соответствуют понятиям «добро» и «зло», но являются аспектами природного мира, как инь и янь в даосизме .)

Радикальный и смягченный дуализм

  • Радикальный дуализм — или абсолютный дуализм, который постулирует две равные божественные силы. Манихейство представляет собой два ранее сосуществующих царства света и тьмы, которые вступают в конфликт из-за хаотических действий последних. Впоследствии некоторые элементы света оказались захваченными тьмой; цель материального творения — запустить медленный процесс извлечения этих отдельных элементов, в конце которого царство света возобладает над тьмой. Манихейство, вероятно, унаследовало эту дуалистическую мифологию от зороастризма , в котором вечному духу Ахура Мазде противостоит его антитеза, Ангра Майнью ; эти двое вовлечены в космическую борьбу, завершение которой также приведет к победе Ахура Мазды. « Гимн Жемчужины » включал веру в то, что материальный мир соответствует некоему злонамеренному опьянению, вызванному силами тьмы, чтобы удерживать элементы света, заключенные внутри него, в состоянии пьяного отвлечения.
  • Смягчаемый дуализм — это когда один из двух принципов в чем-то уступает другому. Такие классические гностические движения, как сифианцы, считали материальный мир созданным меньшим божеством, чем истинный Бог, который был объектом их преданности. Духовный мир понимается как радикально отличный от материального мира, он совпадает с истинным Богом и является истинным домом некоторых просвещенных членов человечества; таким образом, эти системы выражали чувство острого отчуждения внутри мира, и их конечная цель состояла в том, чтобы позволить душе избежать ограничений, накладываемых физическим миром.

Однако битвеистические и дитеистические принципы не всегда так легко противопоставить, например, в системе, где один бог является представителем лета и засухи, а другой — зимы и дождя / плодородия (см. Мифологию Персефоны ). Маркионизм , ранняя христианская секта, считала, что Ветхий и Новый Заветы были творением двух противоборствующих богов: оба были Первыми принципами, но принадлежали к разным религиям.

Что такое дуализм

Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.

Первым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.

Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.

Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние — это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в религии, философии и физике

Поскольку впервые данный термин появился именно в отношении к религии, и сейчас многие верующие, даже сами того не осознавая, используют закон дуализма о двух началах. Если брать такую древнейшую религию, как зороастризм, то увидим, что одним из его основополагающих учений есть борьба добра и зла. Мудрый Господь и Злой Дух как нельзя лучше демонстрируют дуализм. Это и древнекитайское учение про инь и ян, и положения древнегреческого орфизма, и иудаизм с его верой в демонов, и некоторые христианские ереси (гностицизм, манихейство, богомильство).

В философии противопоставляются дух и материя, душевное и телесное в человеке, и в то же время предпринимается попытка решить проблему взаимодействия физической и психической субстанций. Начиная с Канта, дуализм становится не просто набором хаотичных идей и предположений, а философией разума со своей структурой.

В современной физике этот термин применяется к обозначению противоположных свойств у какого-либо объекта, в качестве описания явлений, обладающих кардинально отличающимися свойствами, и в случае наличия взаимоисключающих условий в формулировке физического закона.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Дуализм — соционика

В ХХ веке швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «психических функций». Это характеристики индивидуальных процессов, которые в зависимости от типа личности преобладают в человеке. Дуализм Юнга в том, что всякая индивидуальность, особенно творческая, являет собой двойственность – синтез парадоксальных свойств, но в зависимости от характера превалируют следующие черты-функции:

  • мышление;
  • чувство;
  • ощущение;
  • интуиция.

В учениях психиатра принципы «дуальности» интерпретируются интересным образом, и вытекающая из них концепция типов личности носит название соционика. Научное течение рассматривает понятие «дуальных отношений», при которых оба партнера являются носителями дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть брачные, дружеские и прочие связи. Один дуал психологически совместим с другим, их отношения идеальны.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

  • Постулат о том, что любому явлению реальности свойственна двойственность, а значит, всякое явление таит в себе два полярных начала («+» и «-»);
  • Двойственность присуща и любому из полярных начал, в них содержится одна либо несколько характеристик, а, следовательно, и потенциал их антиподов (к примеру, во всяком мужском начале присутствуют характеристики женского начала и наоборот), чем объясняется их постоянное взаимодействие;
  • Противоположности тесно связаны между собой, их раздельное существование невозможно. Благодаря такому взаимодействию они сливаются в единую систему, являющуюся основой для их дальнейшего развития (т.е. только единство и борьба противоположностей представляют собой путь, ведущий к гармонии).
  • Непрерывный конфликт противоположностей представлялся дуалистам главной силой прогресса, без которой немыслимо любое развитие.

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и П. Кунцманн, Ф.-П. Буркард и Ф. Видман, Атлас философии (1991), Париж, Librairie Générale Française, 2010, стр. 23.
  2. Марсель Гране , Китайская мысль (1934), Париж, Альбин Мишель, 1968, стр.  104 .
  3. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 19.
  4. Л. Рену и Дж. Филлиозат, Классическая Индия , т. II, Париж, Французская школа Дальнего Востока, 1953, с.  35 .
  5. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 27.
  6. J. Ries, Религия Заратустры и маздаизм от истоков до прихода Ахеменидов , Лувен-ла-Нев, Центр истории религий, 1983, с.  66 .
  7. Г. Виденгрен Месопотамские элементы в манихействе (Король и Спаситель II): Исследования по манихейской, мандеской и сирийско-гностической религии , Lundequistska bokhandeln, 1946.
  8. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 31.
  9. ↑ и С. Петреман, «Дуализм», Universalis, Энциклопедия — Философский словарь , французское издание Kindle, Locations 17130-17444, 2015.
  10. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 39.
  11. Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 43.
  12. ↑ и Кунцманн, Буркард и Видманн (1991) 2010, стр. 49.
  13. ↑ и Kunzmann, Burkard & Wiedmann (1991) 2010, стр. 67.
  14. К. Бурио, Чтения Канта — Проблема дуализма , Париж, PUF, 2000.
  15. Кант Э. Критика чистого разума (1781), изд. Плеяда философских работ , т. I, стр.  1013 .
  16. Кант Э. Критика практического разума (1788), изд. Плеяда философских работ , т. II, стр.  696 .
  17. Примечание: Платон предполагает одновременно две Души мира, одну хорошую, а другую плохую, Законы , X, 896- й .

Ссылки

  1. Селларс, Р. У. (1921) Эпистемологический дуализм vs. Метафизический дуализм. Философское обозрение, 30, вып. 5. стр. 482-93. DOI: 10.2307 / 2179321.
  2. Салас, Х. (2011).Количественные исследования (методологический монизм) и качественные (методологический дуализм): эпистемический статус результатов исследований в социальных дисциплинах. Лента Moebio No 40, стр. 1-40.
  3. БАЛАШ, Н. (2015). О ДУАЛИЗМЕ И МОНИЗМЕ В АНТРОПОЛОГИИ: ДЕЛО КЛИФФОРДА ГЕРЦА. Департамент антропологии Даремского университета. Anthro.ox.ac.uk Доступно по адресу: anthro.ox.ac.uk .
  4. Британская энциклопедия. (2019).Дуализм | философия. Доступно на: britannica.com .
  5. Робинсон, Х. (2017).Дуализм (Стэнфордская энциклопедия философии). Plato.stanford.edu. Доступно на: plato.stanford.edu .
  6. Янноне, А. (2013).Словарь мировой философии. Нью-Йорк: Рутледж, стр.162.
  7. En.wikipedia.org. (2019).Федон. Доступно на: en.wikipedia.org .

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

Философские дуальности

Историю философии можно интерпретировать как сеть диалектических противоположностей . Некоторые размышления также являются диалектическими в том смысле, что они предлагают воспринимать вещи в свете двух антагонистических или взаимодополняющих полюсов, таких как:

  • анализ и синтез: Платон , Декарт  ;
  • дедукции и индукции  : Аристотель , Фрэнсис Бэкон , Декарт, Карл Поппер  ;
  • дух и материя: Анаксагор , Декарт;
  • бытие и бытие  : Мартин Хайдеггер  ;
  • бытие и обладание: Габриэль Марсель  ;
  • бытие и ничто: Горджиа , Платон, Хайдеггер, Жан-Поль Сартр  ;
  • бытие и явление (феномен): Джордж Беркли , Эдмунд Гуссерль , Сартр;
  • род и вид: Аристотель;
  • имманентность и трансцендентность  : Барух Спиноза  ;
  • позитивная свобода и негативная свобода: Исайя Берлин  ;
  • научный социализм и утопический социализм  : Карл Маркс .

Основные направления

Дуализм в философии принято разделять на три направления:

  • Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
  • Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
  • Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

В философии

Дуализм в философии – это теория, или, иными словами, концепция, в которой существует две противоположных или противостоящих друг другу идей (мир идей у Платона, реальные и предполагаемые миры Лейбница и т. д). Противоположность дуализма – монизм, предполагающий, что все явления представляют собой виды и проявления одного единственного начала – материи. Также это течение противопоставляется плюрализму, где существует более двух начал или сил.

Одна из классификаций дуализма:

  • интерактивная, где сознание и материя взаимодействуют, хоть и являются разными явлениями;
  • параллельная, когда они не взаимодействуют.

Основной представитель данного направления – Р. Декарт – сторонник интерактивного дуализма. По Декарту, существует две субстанции – дух и материя. Материальное существует как нечто протяженное. Дух есть мышление. Субстанции при этом не пересекаются.

Решение психофизической проблемы (или проблемы сосуществования в человеке мышления и протяженности) Декарт видел во взаимодействии начал. Он прибегнул к теории о посреднике – такой части мозга, как эпифиз. В самой постановке этой проблемы уже есть противоречие между принципом естественной причинности и наличием двух независимых субстанций.

В новоевропейской философии дуализм представляет уже гносеологическое учение. Представители – Локк, Юм, Кант. В новом времени противопоставляют уже не духовное и материальное, а субъект (который познает, способен мыслить и выдвигать идеи) и объект (познаваемый). у Канта это воззрение предполагает наличие “вещей в себе”, которые не познаются, и явлений познаваемых.

В целом, это течение утверждает равноправность двух противостоящих, противоположных начал.

Примечания[править | править код]

  1. Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  2. ↑ .
  3. Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  4. Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  5. Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  6. Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  7. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997

Что такое дуализм?

В широком смысле дуализм – это сосуществование двух различных принципов, мировоззрения, устремлений и прочих областей жизни. Термин произошел от латинского слова dualis – «двойственный», впервые был употреблен в 16 веке и относился к религиозному противопоставлению добра и зла. Сатана и Господь при дуалистических взглядах на мир объявлялись равносильными и вечными. Главный принцип дуализма применим не только к религии, он состоит в том, чтобы допускать существование двух фундаментальных противоположностей. Они обладают следующими особенностями:

  • вытекают из одной области;
  • пересекаются;
  • влияют друг на друга,
  • не меняют структуру.

Антропологический дуализм

Антропологический дуализм может корениться в том, что предлагал Декарт: люди имеют разум и тело. Таким образом, только объединение обоих аспектов может сформировать человека целостным образом.

У теории картезианского дуализма было много других философов как последователей в своем мировоззрении, как в случае с Локком и Кантом. Однако именно Такотту Парсонсу удалось придать ему форму, подходящую для изучения общественных наук..

Человек состоит из двух основных аспектов, лежащих в основе его развития. Во-первых, это связано с Res Обширные, которая имеет прямую связь с социологией и осязаемой системой взаимодействия индивида, то есть социальной системой, в которой он развивается.

Но и люди на базовом или индивидуальном уровне, погружены в Res Cogitans которая называется «психическая субстанция» и которая связана с культурой, которая ее окружает, что касается антропологии.

Тем не менее, картезианский дуализм оказывает большое влияние на видение современной антропологии, которая пытается разграничить различия между физической вещью и идеальной вещью, например, при разделении обряда веры..

Типы дуализма[править | править код]

Онтологический дуализмправить | править код

Онтологический дуализм делает двойные (гетерогенные) утверждения о природе существования сознания и материи. Он может быть разделен на три различных типа:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции, существующие независимо друг от друга.
  2. Дуализм свойств (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) говорит о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализмправить | править код

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира.

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи-в-себе[что?].

Метафизический дуализмправить | править код

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то её широкий аспект.

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Этический дуализмправить | править код

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определённой группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла. Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

  • Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
  • Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
  • Мендельсон выделял две сущности — тело и душу.

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Антропологический дуализм

Антропологический дуализм уходит своими корнями в то, что предлагал Декарт: у людей есть разум и тело. Тогда только соединение обоих аспектов может сделать человека целостным.

У теории картезианского дуализма было много других философов в качестве последователей в ее мировоззрении, как это было в случае с Локком и Кантом. Однако именно Такотту Парсонсу удалось придать ему форму, подходящую для изучения социальных наук.

Человек включен в два основных аспекта своего развития. Это в первую очередь связано с обширное разрешение, это имеет прямую связь с социологией и осязаемой системой, в которой взаимодействует индивид, то есть социальной системой, в которой он действует.

Но также люди на базовом или индивидуальном уровне погружаются в res cogitans которая называется «ментальной субстанцией» и связана с окружающей ее культурой, насколько это касается антропологии.

Тем не менее картезианский дуализм оказывает большое влияние на видение современной антропологии, которая пытается разграничить различия между физическим и идеальным, например, путем отделения ритуала от веры.

Задний план

Идея дуализма существует в философии долгое время. Это видно, например, у Пифагора, который предлагает противопоставление между пределом и неограниченным или между четными и нечетными числами.

Идея дуализма стала популярной среди греков, как и в случае с Аристотелем, который предположил существование хороший и из зло, хотя эти представления ранее использовались в подобных теориях.

Другие, заинтересованные в выдвижении дуалистических предложений, были членами группы философов, известных как атомисты.

Но дуализм сформировался благодаря постулатам Платона, в которых он говорил о мире Чувства и из Формы. Первым он давал отрицательные характеристики, а второй тяготел к совершенству.

Именно неоплатоники отвечали за создание моста между двумя мирами, предложенного Платоном, через доктрина эманации. Эта теория неоплатоников приписывается Плотину и Проклу, и в ней было заявлено, что все вещи в мире происходят из потока изначального единства.

Однако в то время не зародилось ни слово «дуализм», ни современная концепция этого философского направления.

Позже католицизм и святой Фома Аквинский поддержали эту теорию, чтобы подтвердить тот факт, что в конце времени души воссоединятся с телом, которое им соответствует, и смогут участвовать в Страшном суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector