Георг вильгельм фридрих гегель

Философия и наука

Начало фундаментальных идей Гегеля лежит в работах Канта, который считается основоположником идеализма. Однако философия Гегеля в процессе развития отошла от Канта, сформировавшись в самостоятельное учение.

Метод философии немецкого мыслителя получил название диалектики. Суть абсолютной идеи разума заключается в том, что реальность познается рационально, поскольку рациональна сама Вселенная. А реальностью в абсолюте является как раз разум, который отражает себя в мире.

Портрет Георга Гегеля

Диалектика же заключается в бесконечной смене тезиса антитезисом. Философ, объясняя понятие, считал, что любой тезис в конечном счете приводит к антитезису, но на этом процесс не останавливается, и следующим этапом происходит синтез двух противоположностей.

Система бытия по Гегелю состоит из трех ступеней — бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Аналогичная теория применима к понятию духа и разума. Являясь изначально духом в себе, распространяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой. А природа получает развитие в сознании, которое в свою очередь также проходит три стадии.

Георг Гегель встречает Наполеона Бонапарта

Идентичный принцип деления на три ступени используется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.

Значимыми для общества областями философии оказались этика, теория государства и философия истории. Согласно учению Гегеля, государство является наивысшим проявлением духа, божественной идеей, получившей воплощение на земле, то, что дух создал для себя. Правда, философ отмечает, что таким государством является только идеальное. Действительность полна как хорошими, так и дурными государствами.

Профессор Георг Гегель читает лекцию

История, в свою очередь, определена как наука разума, где события происходят согласно законам разума. Законы кажутся жестокими и несправедливыми, но их нельзя судить по стандартным меркам. Они преследуют цели мирового духа, которые не сразу доступны пониманию в рамках общества.

Конечно, подобные мысли с восторгом приняты обществом и властью. Постепенно учение становится официальной философией государства, хотя сам Гегель не разделял всецело политику правителей Пруссии. Книги Гегеля выпускаются обширными тиражами и изучаются в университетах и институтах.

https://youtube.com/watch?v=cKMWz8Y1ZMg

Первой в списке замеченных и оцененных произведений стала «Феноменология духа», увидевшая свет в 1807 году, где сформулированы фундаментальные мысли, идеи абсолютизма и законы диалектики.

Следует отметить, что Гегель не всегда четко давал определения используемым понятиям. В связи с этим появляются направления, объединившие в себе последователей учения. Философы по-разному истолковывают мысли основоположника диалектики и формируют собственные законы развития абсолютного духа.

В разные времена учение Гегеля подвергалось и жесткой критике. Так, современник философа Артур Шопенгауэр обвинял коллегу в шарлатанстве, а учение в полной бессмыслице, преподнесенной заведомо запутанным и туманным путем.

Детство и юность

В августе 1770 года в Штутгарте родился Георг Людвиг Гегель, которому суждено было войти в историю философской науки. Отец занимал пост высокопоставленного чиновника при дворе Вюртембергского герцога. Имея такое происхождение, мальчик получил первоклассное образование. Отец, считающий недостаточным школьное обучение, вкладывал силы и средства, дополнительно приглашая преподавателей на дом.

Философ Георг Гегель

Сам будущий философ обожал учебу, а страстью стало чтение. Даже карманные деньги тратились на новые книги. Мальчик стал завсегдатаем городской библиотеки. Предпочтение в литературе отдавалось научным и философским произведениям, а также авторам античности. А вот художественные произведения, прославленная немецкая классика, не входили в круг любимых книг. В гимназии мальчик получал награды за успеваемость и усердие.

После завершения гимназии в 1788 году Гегель проходит теологический и философский курсы в богословской семинарии при Тюбингемском университете. Там же молодой человек защищает диссертацию. Во время студенчества сближается с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Будучи молодым и пылким, как и передовые мыслители того времени, увлекается призывами французских революционеров, однако в их ряды не вступает.

Дом-музей Георга Гегеля

В университете продолжается увлечение чтением и книгами, что забавляет сокурсников, но нисколько не смущает юношу. Мирские утехи молодости также не далеки студенту. Как и приятели, будущий мыслитель употреблял вино, нюхал табак и периодически просиживал вечера за азартными играми.

Магистерская степень получена Гегелем по философии, но три последних года учебы посвящены теологии, хотя к церкви и богослужению студент относился критично. Возможно, поэтому, несмотря на отлично пройденные экзамены, священником юноша не стал.

Георг Гегель в молодости

Сразу после выпуска молодой человек зарабатывал тем, что проводил уроки для детей зажиточных немцев. Такая работа не слишком тяготила будущего философа, давала возможность работать над собственными трудами и вести научные поиски. Однако, когда после кончины отца в 1799 году молодому человеку досталось небольшое наследство, он прекращает частную работу учителя и с головой погружается в творчество и науку, а также приступает к академической преподавательской службе.

Мир после Гегеля

Сделав противоречие критерием истины, Гегель дал мощное оружие в руки ученых, эволюционистов и историков. Рационально объясняя революцию, он тем самым оправдывал ее. Марксизм, вскормленный идеями Гегеля, докатился до России и произвел в ней чудовищные по своей жестокости перемены. Его диалектику истории можно свести к пользе насилия в деле исторического прогресса.

О нем до хрипоты спорят, но только те, кто нашел в себе силы прочесть и кое-как понять Гегеля. Одни считают его отцом тоталитаризма, иные – глашатаем разумной свободы. Ему приписываются взгляды, которые он не высказывал. Но в этом виноват сам Гегель. Если бы он писал не для абстрактного умника, но для своих студентов, реальных читателей его сочинений было бы намного больше. Для большинства он остается символом академической учености, подступы к которой, возможно, заграждает наша собственная лень или невежество.

Отправная точка философии Гегеля

Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимое от человека объективное бытие, первоисточник всего сущего.

Мысль, утверждает Гегель, «отчуждает» свою сущность в виде природы, которая является «инаковостью» этой объективно существующей мысли (абсолютной идеи). С этой точки зрения разум является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира, из чего следует, что мир принципиально логичен, существует и развивается по законам, присущим мышлению, разуму.

Таким образом, Гегель рассматривал мысль и разум как абсолютную сущность природы, независимую от человека. Гегель пытается доказать, что мысль находится в мире, как его внутреннее содержание, которое проявляется в разнообразных явлениях действительности.

Чтобы утвердить принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как постоянно развивающийся процесс познания, который восходит от одной ступени к другой, более высокой. Таким образом, абсолютная идея является не только началом, но и содержанием всего мирового процесса. В этом смысл гегелевского определения, что абсолютное должно пониматься не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат, т.е. как высшая ступень его развития. Эта высшая ступень развития «абсолютной идеи» есть «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.

Мысль — это высшая форма познания внешнего мира. Мы не можем ощущать и воспринимать то, что не существует (прошлое), и то, что еще не существует (будущее). Сенсорное восприятие связано с объектами, которые действуют на наши органы чувств; наука открывает, исследует явления, которые мы не можем увидеть, услышать или потрогать.

Возможности теоретического познания безграничны, но мышление основано на чувственном опыте и невозможно без него. Гегель не понимал, как мысль черпает свое содержание из чувственных восприятий внешнего мира.

Мысль и наука познают свое содержание и познание через самосознание духа. В итоге Гегель приходит к выводу, что человеческая мысль является лишь одним из проявлений абсолютной мысли, существующей вне человека, — абсолютной идеи, то есть Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов философии Гегеля: все реальное рационально и все рациональное реально.

Мысль отражает объективную реальность и поэтому является рациональным взглядом на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, объективную действительность. Это тождество мирового разума с миром явлений, этот процесс мышления, который содержит в себе все многообразие действительности и называется «абсолютной идеей», с одной стороны, наполнен реальным природным содержанием, а с другой — оказывается представлением Бога.

Основной формой мысли является понятие. Гегель обожествляет его. Согласно его учению, она является «началом всей жизни» и представляет собой «бесконечную творческую форму, которая содержит в себе всю полноту содержания и в то же время служит его источником». Гегель выступает против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной реальности и переворачивает с ног на голову соотношение мышления и бытия: не мышление, говорит он, отражает бытие, а бытие является воплощением мышления, понятий и идей.

Таким образом, отправной точкой философской системы Гегеля является идеалистическое отождествление мышления и бытия, которое сводит все процессы к процессу мышления. Действительная история сводится к истории знаний, а рост и углубление знаний о мире рассматривается как развитие самой реальности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человеком, и выдает его за божественное самопознание, а также за познание человеком Бога и, следовательно, самого себя.

Биография философа

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарте. Отец Георг Людвиг был человеком серьезным и позаботился о хорошем образовании для сына. Будущий философ не вылезал из учебы, потому что после государственной школы его поджидали частные педагоги. Надо сказать, что мальчику нравилась такая жизнь. Он полюбил книги, полюбил учебу, тем более что успехи оплачивались отцом. Школьное образование прошло по касательной, без особых впечатлений, а вот в библиотеке он с удовольствием проводил все свободное время.

Гегеля интересует история науки и философия. Он полюбил античных авторов, которых перечитывал до последних дней жизни. Это тем более странно, что философ не воспринимал серьезную немецкую литературу, отдавая предпочтение всякой пошлятине. Возможно, любовь к бульварному чтиву как-то связана с учебой в богословской семинарии, куда Гегель поступил по окончании гимназии? Серьезные богословы нередко видят в литературе источник развлечения, отдыха от абстракций. Впрочем, Гегель так и не стал богословом, хотя и прослушал теологический курс в Тюбингенском университете. Здесь же он изучает философию и защищает магистерскую диссертацию.

Он не тратит время на светскую жизнь. Никогда он не хватался за шпагу, сражаясь за оскорбленную честь. Гегель вообще не обижался на колкие замечания. Похоже, его мечта – получить собственный кабинет, наполненный снизу доверху книгами. Но события Великой французской революции не на шутку заинтересовали будущего гиганта мысли. Чтобы иметь возможность их обсуждать, Гегель записывается в студенческий политический клуб. Он не был аскетом и уж тем более святошей, допуская в свою жизнь вино, табак и карты – в умеренной форме.

Основа философской системы Гегеля

Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.

Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой

Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво

В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.

И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.

Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.

Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.

Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.

Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.

Вечный двигатель

Все видимое и невидимое находится в бесконечном движении, необходимым источником которого является противоречие. Противоречие легко найти во всем и оно разумно, так как вне разума ничего не существует. Оно возбуждает процесс мышления, заставляет искать объяснение странного соседства. Примером может послужить сосуществование в человеке добра и зла. Возможно, кто-то в детстве не любил строгих учителей и через силу исполнял их требования. Став взрослым, он смог убедиться, что именно знания, полученные им из-под палки, открыли перед ним возможность получить желаемые образование и работу. От «добрых» учителей он сохранил лишь приветливые улыбки. Рассмотрение противоречий с разных сторон приводит к пониманию их единства в более широком понятии, где они дополняют друг друга. Для нового понятия вскоре обнаруживается другое противоречие, которое не нужно пытаться уничтожить, но нужно открыть примиряющую закономерность. С этим сталкиваются ученые в своих исследованиях, таким способом расширяя знания или делая открытия.

Краткая биография Гегеля

Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.

В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.

Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.

После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.

Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.

В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.

Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.

В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».

Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.

Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.

Это интересно: 4765,Филистимляне (народ)

Абсолютная истина, см. В ст. Истина. Абсолютное и относительное,

категории
материалистич. диалектики. Абсолютное
— безусловное, само по себе сущее,
несотворимое, вечное, всеобщее (в этом
смысле абсолютна материя). Относительное
(релятивное) — условное, зависящее от
тех или иных условий и, следовательно,
преходящее, временное. Понятия А. и о.
первоначально толковались как выражение
единства и противоположности мира
видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей основы. Абсолютное в
др.-греч. философии определялось как
сторона совершенства, завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось
в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».

У Аристотеля
относительное выступает как нечто,
зависящее от другого или относящееся
к другому.

В ср.-век. философии
господствовало религ. толкование
абсолютного как «божественного»,
противостоящего относительному —
«земному», «мирскому». В философии
нового времени (в особенности в нем.
классич. идеализме) выделяются различные
аспекты А. и о., к-рые раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого»,
«для себя», «само по себе» и т. п. В целом
для метафизики характерен отрыв
абсолютного от относительного. Релятивизм
исходит из понимания относительного
только как релятивного, исключающего
момент абсолютности. Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка
абсолютного в отрыве от его противоположного
момента релятивности; абсолютное
понимается в качестве самодовлеющей
сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич.
диалектики противоположность А. и о. не
исключает, а предполагает их единство.
С одной стороны, абсолютное включает в
себя момент относительности, реализуется
в относительном и через относительное.
Формой этой реализации выступает
бесконечное как выражение неисчерпаемости
абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного
вскрывает относит, моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как
полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем самым характеризует
данное абсолютное как относительно
абсолютное. Так, абсолютность материи
реально раскрывается посредством
бесконечности её преходящих, относит,
форм существования. С др. стороны, в
относительном (релятивном) есть абсолютное
как момент самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному,
непреложному. Об абсолютной и относительной
истине см. в ст. Истина.

Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и
«о.» в историко-филос. освещении, «Уч.
зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии.
8», 1965, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и
«о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, №
5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

Влиять

Далеко идущее влияние Гегеля в какой-то мере объясняется несомненной обширностью схемы философского синтеза, которую он задумал и частично реализовал. Философия, которая взяла на себя обязательство организовать в рамках единой формулы триадного развития все области знания, от абстрактной логики до философии истории, имеет большую привлекательность для тех, кто склонен к метафизике. Но влияние Гегеля в еще большей мере обусловлено двумя внешними обстоятельствами.

Его философия — высшее выражение духа коллективизма, типичного для XIX века, в котором он жил. В теологии , особенно, Гегель произвел революцию в методах исследования. Применение его концепции развития к библейской критике и историческим исследованиям очевидно для любого, кто сравнивает дух и цель современного богословия с духом и целью богословской литературы первой половины девятнадцатого века.

В науке и в литературе подмена категории бытия категорией становления является очевидным фактом и обусловлена ​​влиянием метода Гегеля. В политической экономии и политологии влияние гегелевской коллективистской концепции государства в значительной степени вытеснило индивидуалистическую концепцию, которая передавалась с восемнадцатого века до девятнадцатого века.

Издания русских переводов сочинений Гегеля

  • Гегель. Курс эстетики или наука изящного. — СПб., 1847 (Части 1-2 в 2 т.); Москва, 1859-60 (Часть 3 в 3 т.). Третья часть переиздана в Москве в 1869. Перевод В. А. Модестова.
  • Гегель. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. — Москва, 1861—1868. Перевод В. П. Чижова.
  • Гегель. Феноменология Духа. — СПб., 1913. Перевод под редакцией Э. Л. Радлова.
  • Гегель. Наука логики. — СПб., 1916. Перевод Н. Г. Дебольского. Переиздана в 1929.
  • Гегель. Философская пропедевтика. — Москва, 1927. Перевод С. Васильева.
  • Гегель. Сочинения в 14 томах. 1929—1959.:

Т. 1-3, Энциклопедия философских наук, перевод Б. Г. Столпнера, и др.

Т. 4, Феноменология Духа, перевод Г. Г. Шпета.

Т. 5-6, Наука логики, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 7, Философия Права, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 8, Философия истории, перевод А. М. Водена.

Т. 9-11, Лекции по истории философии, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 12-14, Лекции по Эстетике, перевод Б. Г. Столпнера, П. С. Попова.

  • Гегель. Эстетика: в 4 т. — М.: Искусство, 1968—1973. (на основе перевода Б. Г. Столпнера и П. С. Попова).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Мысль» в серии «Философское наследие» с небольшими изменениями. Также были впервые переведены и изданы «Философия религии» и двухтомник «Работы разных лет»:

Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: Мысль, 1970—1971. — (Философское наследие).

Гегель. Наука логики: в 3 т. — М.: Мысль, 1970—1972. — (Философское наследие).

Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М.: Мысль, 1974—1977. — (Философское наследие).

Гегель. Философия религии: в 2 т. — М.: Мысль, 1975—1977. — (Философское наследие).

Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — (Философское наследие).

  • Гегель. Политические произведения. — М.: Наука, 1978. — (Памятники философской мысли).
  • Гегель. Различие между системами философии Фихте и Шеллинга. — Калининград, 1988—1990. — (Кантовский сборник, выпуски 13-15).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Наука» в серии «Слово о сущем»:

Гегель. Феноменология духа (Репринтное воспроизведение издания 1959 г. Вступ. статья К. А. Сергеева и Я. А. Слинина). — СПб.: Наука, 1992. — (Слово о сущем)— ISBN 5-02-028167-0. Переиздана в 2006.

Гегель. Лекции по истории философии. — СПб.: Наука, 1993—1994. — (Слово о сущем). Переизданы в 2006.

Гегель. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 1993. — (Слово о сущем). Переизданы в 2005.

Гегель. Наука логики. — СПб.: Наука, 1997. — (Слово о сущем). Переиздана в 2005.

Гегель. Лекции по эстетике. — СПб.: Наука, 1999. — (Слово о сущем). Переизданы в 2007.

  • Гегель. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000. — (Памятники философской мысли).
  • Переиздания последних лет:

Гегель. Феноменология Духа. Философия истории. — М.: Эксмо, 2007. — 880 с. — (Антология мысли) — ISBN 978-5-699-23516-2.

Гегель. Философия религии. В 2-х томах. — М.: РОССПЭН, 2007. — (Книга света) — ISBN 978-5-8243-0863-1, ISBN 978-5-8243-0859-4, ISBN 978-5-8243-0861-7.

Гегель. Философия права. — М.: Мир книги, 2007. — 464 с. — (Великие мыслители). — ISBN 978-5-486-01240-2.

Гегель. Феноменология духа. (Вступ. статьяи комментарий Ю.Р. Селиванова). — Москва: Академический Проект, 2008. — 767 с. — (Философские технологии: философия). — ISBN 978-5-8291-1050-5.

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Что есть абсолютная идея?

Согласно Гегелю, в основе мира лежит безличное, духовное, то есть идеальное, автономное первоначало, которое является условием и основой развития мира в целом, развитие человека, развитие природы. Другими словами, абсолютная идея, абсолютный дух – это идеальный принцип «разворачивания» мира в многообразие, в совершенно разную конкретику. Если быть еще более приближенным к тексту самого Гегеля, то можно сказать, что абсолютная идея – это система саморазворачивающихся категорий, которые являются условиями формирования окружающего мира в целом и человеческой истории в частности. Гегель по-разному называет это свое первоначало, которое является основанием всего сущего. Это может быть абсолютная идея, это может быть мировой разум, это может быть абсолютный дух – совершенно разные варианты для объяснения этого интересного факта. Гегель полагает, что ключевая задача абсолютной идеи – не что иное, как самопознание развитие самосознания. Интересная мысль, которую проговаривает Гегель на протяжении всего своего труда, всего своего творческого пути.

Когда Гегель начинает рассуждать об этом безличном первоначале, он говорит о том, что природа не может быть основой всего существующего, потому что природа, по мысли философа, есть своеобразная пассивная субстанция. Она сама по себе не содержит какой-либо активной деятельности, активного толчка. То есть если бы не было этой абсолютной идеи, природа оставалась бы такой же, какой и была на протяжении вечности. Для каких-либо изменений и развития нужна определенная творческая жилка. И здесь Гегель за основу берет человеческий разум – самое главное в человеке, то, что определяет его как Человека – его мышление. В зависимости от того, как мы мыслим, мы есть то, что мы есть. Поэтому своеобразным толчком для развития мира должно быть идеальное первоначало.

Рассуждая о том, что же такое абсолютная идея, Гегель скажет, что это еще и совокупность всей духовной человеческой культуры. То есть всего того опыта, который уже был накоплен человечеством. Гегель полагает, что именно на уровне человеческой культуры происходит уникальное совпадение мира предметов наших знаний о нем. Культура, являясь воплощением абсолютного духа или абсолютной идеи, на самом деле демонстрирует не только воплощение возможностей нашего мышления, но и способ видения мира, способ его постижения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector