Епископ

Содержание:

Крещение Руси

Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (-) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (-), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Роль обрядовой стороны в древнерусской религиозности

Обрядовая, или внешняя, сторона христианства занимала малопросвещенную паству едва ли не более самих догматов веры, и мы видим, как возникало множество всякого рода вопросов при разных случаях и обстоятельствах церковной практики. Низшее, или служебное, духовенство за разъяснением их обращается к высшим пастырям, т.е. к своим епископам. Любопытный образец подобных вопросов представляет «Впрашание Кириково». Монах и священник (по другим известиям, дьякон) Кирик, или Кирияк, обращался с вопросами к знаменитым новгородским архиереям Нифонту, Иоанну, а также и к некоторым другим лицам и получил от них ответы. Из последних таким образом составился целый свод отчасти важных, отчасти мелких правил, которые применялись если не везде на Руси, то по крайней мере в Новгородской епархии. Многие вопросы здесь наглядно свидетельствуют о народных суевериях и нравах того времени. Между прочим, из правил, относящихся к обрядам крещения и миропомазания, узнаем, что тогда встречались еще новообращенные не только из инородцев, но также из самих славян: так, для болгарина (Камского), половчина и чудина полагается сорок дней оглашения, а для славянина – только восемь. Узнаем, что матери нередко носили больных детей не к священнику на молитву, а к волхву для причитаний над ними. Особенное обилие вопросов относится к совершению священником литургии и разных треб, а также к наложению епитимий. Любопытны некоторые вопросы, обнаруживающие взгляд на женщин. Например: может ли священник служить обедню в одежде, в которую вшит женский плат? «Чем погана жена?» – отвечает епископ и разрешает служить. Из тех же вопросов видно, что существовал следующий суеверный обычай: в случае охлаждения к себе мужа, жена давала ему пить воду, которой омыла свое тело. За такой грех церковь налагает строгую епитимию, например, отлучение от причастия на целый год. В случаях супружеской неверности к женщине церковные правила, очевидно, относятся строже, чем к мужчине; так, муж вправе отослать от себя неверную жену, а сам он в подобном случае осуждается на епитимию; обычай грешить с рабынями подвергается только порицанию. Некоторые вопросы замечательны по своей наивности, например: можно стучать в зубы яйцом на пасху до обедни? Можно ли давать молитву осквернившемуся сосуду, не только деревянному, но и глиняному? Из вопросов Кирика, между прочим, узнаем, что обычай паломничества, или хождения к святым местам по обету, в те времена был очень распространен на Руси, так что нередко обращался в праздное шатание и отнимал руки от работы. Епископы налагают епитимию на тех, которые давали обет идти в Иерусалим. Из этого можно заключить, что Святая земля, куда совершались походы западных крестоносцев, сильно влекла к себе и русских людей; они отправлялись туда целыми толпами, подобно известному игумену Даниилу с его «дружиною». Около ста лет спустя после «Хождения» Даниила являются записки другого русского паломника, боярина Добрыни Ядрейковича, того самого, который постригся в Хутынском монастыре и потом был новгородским архиепископом под именем Антония. Он, впрочем, описал не все свое путешествие на Восток, а только виденные им святыни и достопримечательности Царьграда. Описание его обилует многими любопытными подробностями.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Обязанности епископа

Иногда со стороны кажется, что у епископа мало обязанностей. На самом деле это далеко не так. Только он имеет право осуществлять рукоположение в нижние саны. Также мало кто из простых прихожан задумывается каким образом происходит служба в храмах церквях. Их проводят только с благословения высших чинов.

О присутствии такого благословения свидетельствует антимис. Это платок в форме квадрата. В него вшиты мощи какого-либо святого. Кроме того, в его обязанности входит руководство над всеми монастырями и храмами, которые находятся на территории, где он управляет.

Господь всегда с Вами!

Духовенство

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу.  Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Сперва определение: митрополит — кто он? Это архиерей!

Митрополит — это архиерейский титул. И тут уместно уточнить, кто же такой архиерей: это любой представитель высшего духовенства. Есть три уровня священнослужителей:

Дьякон (будь то протодьякон или архидьякон — не важно) — сан, который получают до священнического;

Иерей — то есть священник. В эту же группу входят протоиереи, протопресвитеры и т.д.;

Архиерей — вершина того, что может достичь православный священник в лестнице титулов

Здесь внутренняя иерархия такова: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Поэтому совершенно правильно такое определение: митрополит — это архиерей, чей титул выше архиепископа, но ниже патриарха. Также важный нюанс — митрополия. Это территориально-административная единица, которой обязательно руководит митрополит. Но к ней мы ещё вернёмся.

Владыка Антоний — современный православный митрополит

Как становятся митрополитами

Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.

Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул

Как это происходит можно посмотреть в данном видео:

Церковная иерархия

Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).

Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в
каждой из этих степеней есть своя иерархия.

Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.

Таблица 1. Структура иерархии духовенства

Ступень иерархии Белое священство (женатые и целибаты) Черное священство (монахи)
1ст. Епископство   Патриарх.

Митрополит.

Архиепископ.

Епископ

2 ст. Пресвитерство Протоиерей.

Иерей (пресвитер, священник)

Архимандрит.

Игумен.

Иеромонах

3 ст. Диаконство Протодиакон.

Диакон

Архидиакон.

Иеромонах

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Избрание в настоящее время

Согласно действующему уставу от 2000 года, сан патриарха является пожизненным; право суда над патриархом и низложения его, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит архиерейскому собору.

В период вакансии патриаршей кафедры священный синод избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола. «Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и священный синод… созывают поместный собор для избрания нового патриарха московского и всея Руси».

Кандидат в патриархи должен быть архиереем РПЦ не моложе 40 лет, обладать «высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления».

В 2011 году президиум межсоборного присутствия рассмотрел проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и решил разослать его в епархии для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. Процедура избрания патриарха впервые была детализирована во внутреннем нормативном документе РПЦ — Положении об избрании Патриарха Московского и всея Руси, принятом 5 февраля 2013 года Архиерейским собором РПЦ.

В XX веке митрополит Тихон на патриарший престол был избран жребием из трёх предварительно утверждённых на поместном соборе кандидатов; в период жёсткого государственного контроля над делами РПЦ Сергий, Алексий I и Пимен были избраны открытым безальтернативным голосованием по одобрению правительства. Алексий II был избран на поместном соборе в 1990 году тайным голосованием, в первом туре которого участвовали три кандидата, утверждённые ранее архиерейским собором (причём поместный собор имел право добавить в этот список новых кандидатов), а во втором — два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре.

По избрании по традиции кандидата вопрошают, а он отвечает примерно по следующей формуле: «Преосвященнейший митрополит , священный и великий собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемаго града Москвы и всея России» — «Понеже священный и великий собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю»

Патриарх вступает в сан в ходе специальной торжественной церемонии — интронизации, которая проводится через несколько дней после избрания.

Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

Митрополит оставался единственным на Руси долгое время.

При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

И всё же митрополит обладал огромной властью:

  • он имел влияние на всех «людей церковных»;
  • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
  • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
  • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

  • Ростовская;
  • Крутицкая;
  • Новгородская;
  • Казанская.

1589
год образования Московской патриархии

Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали

Восточная Православная Церковь

Соборная идея епископского правления продолжается в Восточной Православной Церкви . В восточном православии все автокефальные приматы рассматриваются как коллективно собирающиеся вокруг Христа, другие архиепископы и епископы собираются вокруг них, и так далее, в модели, называемой «соборной иерархией». Это частично основано на видении из книги Откровения о 24 старейшинах, собравшихся вокруг престола Христа, которые, как считается, представляют 12 патриархов Израиля и 12 апостолов Иисуса Христа. В Риме нет единственного Патриарха с исключительной властью, сопоставимого с Папой. Однако Константинопольский Патриарх (ныне Стамбул) рассматривается как primus interpares , «первый среди равных» автокефальных церквей Восточного Православия.

Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?

Все три названия – это церковные саны.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.

В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.

Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) — административных центрах провинций Римской империи.

Правила и рекомендации обращения к митрополиту

Чтобы понять, как правильно обращаться к архиерею с таким титулом, важно понимать
характер самого обращения. При официальном обращении в православии говорят
«Ваше Высокопреосвященство», если же обращение неофициальное, то просто «Владыка»

Например, чтобы взять благословение у него, нужно сказать: «Владыка, благословите».

Рисунок. 3. Прихожане подходят к Владыке под благословение

Обращаясь к священнослужителям, нужно обязательно отдать должное почтение его служению. Обращения могут быть неофициальными и официальными.
В первом случае, обращаясь к священнику или диакону, называют «отец и имя», например «отец Александр», или можно просто «батюшка». Во втором случае к диаконам обращаются «Ваше Благоговение», к иереям «Ваше Преподобие», протоиереям «Ваше
Высокопреподобие».

При неофициальном обращении к архиереям используют слово «Владыка». Официально епископов называют «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются «Ваше Святейшество».

Кто был первым «блюстителем» Иерусалимским

Святой апостол Иаков

Первым архиереем Иерусалима стал Апостол Иаков, называемый также братом Господним, так как был сыном прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы Марии. Такое именование принято потому, что из всех сыновей Иосифа именно он согласился выделить долю имущества для Иисуса, а также сопровождал отца и Марию с Младенцем, когда им пришлось бежать в Египет.

Благодать прав. Иаков, как другие Апостолы, получил непосредственно от Духа Святого, сошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом.

В Иерусалиме он, несмотря на враждебность иудеев к ученикам «Иисуса из Назарета» имел репутацию праведного по Закону Моисея человека: не пил вина, был постник, строгий ревнитель Закона, молитвенник. Апостола сбросили с крыши храма иудейские законоучители, требовавшие от него отречься от Спасителя при народе, но вместо этого услышавшие пламенную проповедь. Последние слова мученика были молитвой о прощении его убийц.

Современное использование

В Церквях русской традиции, а также в Церквях Иерусалимской и Грузинской (кроме патриаршего титула), архиепископский титул стоит ниже митрополичьего. В Русской Церкви проводится в жизнь положение, согласно которому архиепископами титулуются правящие архиереи епархий не входящих в митрополию, либо владыки несущие особо важные общецерковные послушания. В других Церквях этой группы титул архиепископа является лишь личным почётным отличием. В автокефальных и автономных Церквях русской традиции предстоятели носят титул архиепископа в качестве второстепенного, следующего за титулом митрополита. Так именуются митрополиты во главе Чехословацкой (архиепископ Прешовский/Пражский), Американской (архиепископ Вашингтонский) и Японской (архиепископ Токийский) Церквей.

В Церквах Александрийской и Болгарской архиепископский титул не употребляется вовсе.

Во времена Апостолов

Впоследствии, разойдясь с проповедью по Римской империи ученики Христовы подавали дары Духа тем достойным, кого ставили во главе вновь образованных молодых христианских общин.

Судя по «Деяниям Апостолов», суть происходящего понимали далеко не все. Так, в полуязыческой Самарии уверовавший волхв Симон, видя, какие чудеса творятся руками учеников Христа, попытался купить у них благодать, принеся деньги. Общеизвестен резкий ответ св. Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20) и покаяние Симона, действовавшего, очевидно, «в простоте». Но имя его стало нарицательным.

Интересный фактНыне симонией именуется именно грех продажи церковных должностей.

Значение «Епископ» в словарях

Епископ


Исторический словарь
— надзиратель, блюститель — высший иерарх во многих христианских церквах, обобщающее название всех архиереев: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. До 1917 г. в России третий по старшинству частный титул черного духовенства в русской православной церкви, глава епархии. В раннехристианский период епископы были управляющими имуществом общин, постепенно сосредоточили в своих руках духовную и судебную власть. Постепенно сложился монархический епископат.

Епископ


Религиозный словарь
(греч. episkopos — надзиратель, блюститель) — священнослужитель высшей (третьей) степени в церковной иерархии большинства христианских церквей. Первое упоминание о епископах содержится в Деяниях апостолов и посланиях Павла. В I века н.э. епископ

Епископ


Философский словарь
(греч. episkopos — надзиратель, блюститель) — высш. иерарх во мн. христ. церквах, обобщенное название всех архиереев (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).

Епископ


Юридический словарь
— в Русской православной церкви высшее духовное лицо, представитель «белого духовенства». Глава церковно — административно — территориальной единицы. Иерархическое деление Е. включало в себя патриархов, митрополитов (архиепископов) и собственно Е.

Епископ


Исторический словарь
(греческое еpiskopos — надзиратель, блюститель), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени. Глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный Е. (викарий), правящий Е., архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх.

Епископ


Исторический словарь
— священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Епископ


Исторический словарь
— в Русской православной церкви высшее духовное лицо, представитель «белого духовенства». Глава церковно — административно — территориальной единицы. Иерархическое деление Е. включало в себя патриархов, митрополитов (архиепископов) и собственно Е.

Епископ


Исторический словарь
христианский священнослужитель высшего сана, глава епархии, имеющий духовную власть в пределах епархии. Во II-III вв. н.э. выборные руководители христианских общин.

Епископ


Исторический словарь
(греч. старейшина, блюститель, наставник) (Флп 1.1; 1Тим 3.1,2; Тит 1.7)-духовный наставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять и увещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит 1.5 и Тит 1.7 мы видим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале слова стоят разные-«старец» и «блюститель». В 1Пет 2.25 слово «епископ» (в оригинале) переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) есть не организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный и умудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Из истории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и были такие старцы: в Антиохийской церкви-Еводий, в Смирнской-Поликарп, в Римской-Лин и т.д., не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое «стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства в государственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительно молодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на пример Тимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был Апостолом (см.). (См. пресвитер, старейшина)

Похожие слова в словарях

Епископ, Архиерей

Философский словарь

(греч.-надзиратель, смотритель) – священнослужитель, имеющий в православной, католической и некоторых протестантских церквах высший духовный сан. Имеет несколько степеней: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх, кардинал, папа.

Епископальная Церковь

Философский словарь

— англикан. церковь в США, ставшая самостоятельной в 1789. Е. ц. строится на основе выборности и признании активной роли мирян в церк. делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. 20 в. активизируется течение «соц. евангелие», получает распространение христ. социализм. По соц. составу Е. ц. характеризуется преобладанием бурж. интеллигенции.

Епископская Мантия

Исторический словарь

— широкое кольчатое ожерелье, закрывающее плечи.

Епископский Посох

Философский словарь

Один из знаков отличия епископов, унаследованный от жреческого скипетра этрусских авгуров. Его можно также увидеть в руке у некоторых богов.

А судьи кто?

Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» — «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

Епископ в протестантизме[править | править код]

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector