Библейская смоковница
Содержание:
- Аспект исторический
- Смоковица — это инжир или фиговое дерево
- Интерпретация
- Почему Иисус проклял смоковницу
- Аспект религиозный
- Бесплодная смоковница — это фразеологизм
- Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?
- Аспект нравственный
- Смоковница, смоквы
- Под библейской смоковницей понимается сикимор
Аспект исторический
Интересно будет посмотреть на преамбулу к притче о смоковнице.
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу… (Луки 13:1-6)
Именно к историям о Галилеянах и придавленных Силоамской башне повествует свою притчу Иисус. В чём тут дело и кто были эти люди.
Вначале о Галилеянах — доподлинно это неизвестно, но из контекста всего Нового завета можно понять, что в период служения Христа в Израиле шла бурная политическая жизнь. Евреи боролись за свободу и независимость от Рима. Скорее всего, эти Галилеянине были повстанцами, устроившими некую показательную акцию неповиновения прокуратору Понтию Пилату. При этом они использовали жертвоприношения, чтобы вызвать в народе бурные патриотические чувства. Римский наместник приказал подавить это выступление. Галилеян убили публично, причём кровь убитых, по-видимому, попала на импровизированный жертвенник, где уже была пролита кровь ранее убитых животных.
Рассказавшие эту историю Иисусу желали услышать реакцию негодования, протеста. Ведь в Христе многие видели такого же повстанца за свободу народу еврейского. Но для Иисуса политическая жизнь Израиля была не так важна. Он понимал, что вся политика и история государств от Бога. Иисус был сосредоточен на духовном освобождении своих соплеменников. Поэтому и сказал, что если не раскаетесь, то погибните (возможно духовно погибните).
Вот как Бог сосредоточен на нашем скором духовном изменении — и в этом основной урок сегодняшней проповеди.
Тоже самое можно сказать о подавленных силоамской башней: башня находилась в Иерусалиме возле Силоамской купели, в которой люди по приданию окунались и исцелялись. И вот в этом месте, где должно быть исцеление, произошла трагедия (смерть). Шок для всех. Это несчастный случай, как взрыв бытового газа, пожар или что-то ещё. Многие из нас не имея возможность реально помочь, начали бы словесно переживать. Но Иисус отреагировал жестче. Многие бы Его слова расценили цинизмом. Но Он был сфокусирован на вечном и тут. Погибните так или иначе, если не раскаетесь в сердце и не принесёте плодов прославляющих величие, совершенство, справедливость и спасительную силу Бога.
В первом веке противостояние повстанцев и римских легионеров привело к разрушению Иерусалима. От многих его достопримечательностей не осталось камня на камне. Многие погибли так и не захотев или не сумев принять благую весть Христа о спасении душ. Известно, что примерно 15 лет назад в нынешнем Иерусалиме при прокладке коммуникации нашлась эта купель, и нашлось даже основание башни. Это ещё раз уверяет нас в истинности библии и всего сказанного в ней. Эти развалины должны послужить для современных людей хорошим напоминанием: политические, социальные, религиозные эпохи и вехи не вечны, они сменяют одну другую. Города разрушаются и отстраиваются заново. Люди умирают и рождаются. Всё в этом мире преходящее — вечен только Бог. И у нас есть шанс остаться с Ним в вечности, если конечно принесем и возложим у ног Его свои плоды веры.
Алексей Волков
Опубликовано 18 августа 2019 г.
Смоковица — это инжир или фиговое дерево
Смоковица носит несколько названий. Так её ещё называют инжир и фига. Кроме того, ещё бытует название «винная ягода».
С точки зрения ботаники, это субтропическое листопадное растение. Его латинское название — Fícus cárica. Это дерево из рода Фикус, семейства Тутовых.
Родина инжира — горные районы Карии. Такое название в древности носила одна из провинций в Малой Азии. Его выращивают как ценное плодовое растение, ведь одно даёт плоды, называющиеся винные ягоды.
Ареал распространения смоковницы широк. Например, она распространена на территории Средней Азии, Средиземноморья, Иранском нагорье.
Смоковница — это инжир или фиговое дерево. Оно часто упоминается в Библии, так, например, единственное среди деревьев упомянуто как произрастающее в Эдемском саду
Считается, что инжир — это самое древнее культурное растение. Первоначально оно выращивалось в Аравии. Позже его заимствовали египтяне, сирийцы, и финикийцы. Знали смоковницу и на территории Древней Иудеи.
Листья фигового дерева крупные, имеют три, пять или семь лопастей. Они твёрдые и жёсткие. В пищу употребляют сочные, сладкие соплодия, имеющие грушевидную форму. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками.
Цвет плодов инжира разный начиная от жёлтого до чёрно-синего. Чаще всего же встречаются жёлто-зелёные плоды. Кроме того, фиги используют в медицине как лекарство, например, для лечения бронхиальной астмы.
Интерпретация
Отцы церкви / католики / восточно-православная интерпретацияОтцы церкви, а впоследствии и католическая церковь, истолковали эту притчу как предупреждение Иисуса Христа христианам о том, что они должны принести после своего обращения плоды, достойные покаяния, или рискуют быть приговоренными к аду. Бог по Своей милости постоянно проверяет верующих, чтобы увидеть, принесли ли они плод, достойный своего крещения и обращения. Если тот, кто был крещен и говорит, что он христианин, не принес плода, он осужден. Этот стих использовался во время Контрреформации, чтобы поддержать веру Церкви в то, что вера без дел мертва.
Протестантская интерпретацияВ этой притче хозяин обычно считается представителем Бога-Отца, который посадил смоковницу в своем винограднике и пришел искать плода. Садовник (виноградарь) — Иисус. Фиговые деревья были обычными деревьями, и их редко сажали на виноградниках, потому что глубокие корни и большие ветви занимают много земли, которая в противном случае использовалась бы для виноградных лоз.
Другой резонанс связан с Исходом 34: 6-7 и Второзаконием 5: 9-10, где Бог провозглашает, что Он милосерден, великодушен и долготерпелив, оказывая милость 1000 поколениям тех, кто любит Его и подчиняется Его указаниям, прощая их; беззаконие, беззаконие и грех. Однако, как праведный судья, Он должен в конце концов посетить непрощенное беззаконие (это слово на иврите отличается от преступления и греха — Второзаконие 24:16) «третьему или четвертому» поколению тех, кто продолжает отвергать Его. Садовник умоляет о милосердии в третьем году / поколении и обещает создать наилучшие условия для четвертого года / поколения, чтобы принести плод покаяния до того, как будут реализованы все последствия беззакония.
Смоковница была обычным символом Израиля и может иметь то же значение здесь, и дерево в притче может относиться к христианину, который верой услышал Евангелие Христа ко спасению. В любом случае притча отражает то, что Иисус предлагает шанс на покаяние и прощение грехов, показывая Свою благодать по отношению к своим верующим. «Эти три года» логически относятся к периоду служения Иисуса, или просто это период, в течение которого смоковница принесла плоды. Смоковнице (язычнику) была предоставлена возможность быть на винограднике, где она в противном случае не могла бы быть, а также время, необходимое для плодоношения. Виноградарь, которым является Иисус, не ошибся и предложил возделывать его, чтобы оно принесло плоды.
Владелец — отсутствующий домовладелец, посещающий свой виноградник только раз в год. Закон о первых плодах, Левит 19: 23-25, запрещает есть плоды с дерева в первые три года его существования. Виноградарь избавился от плода, сорвав его на ранней стадии или бросив в компост, чтобы никто не случайно съел запретный плод. История предполагает, что виноградарь — соблюдающий еврей, а хозяин — язычник, незнакомый с законами о первых плодах. Теперь, когда дерево вступает в свой продуктивный период, виноградарь спас его от топора, не сообщая хозяину, что случилось с предыдущим плодом. Однако хозяина ждет еще один сюрприз, потому что на четвертый год все плоды приносятся Господу. Лука, возможно, подобрал еврейский рассказ о еврейском чернорабочем, который перехитрил своего языческого хозяина. В конце концов, верные преобладают.
Почему Иисус проклял смоковницу
Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.
В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:
Иисус часто говорил притчами, в этой в образе смоковницы предстает Израиль. Иисус три года проповедовал там, смоковницу «возделывал» Господь, но она не давала «плода». Народ Божий оказался не готов ко встрече с Мессией. Люди ждали Бога величественным, грозным, Иисус, вошедший в Иерусалим на ослике не отвечал мирским представлениям о Спасителе. В притче о смоковнице Иисус просит Бога Отца не срубать дерево, дать людям шанс, он продолжает «возделывать» смоковницу, но предчувствуя свою скорую смерть на кресте и страдания, выносит смоковнице приговор позднее.
Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны…
Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на «не сезон» там могли бы найтись и плоды. Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других «смоковниц», но «плоды» так и не появились. Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво. Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.
Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.
https://youtube.com/watch?v=qYAooUKocDA
Аспект религиозный
Смоковница — это символ Израиля, его благополучия и процветания. Инжир очень быстро насыщает организм. Он очень питателен. Им запасались воины, он место занимал немного и быстро восстанавливал силы. Смоковница в этой притчи обозначает религиозное сообщество Израиля, да и весь народ еврейский. Каких же плодов ожидал увидеть хозяин (очевидно это Бог) от Древних Евреев? Плодов покаяния, плодов добрых дел, плодов веры, любых плодов, которые прославляют величие Его и Его человеколюбивую природу.
Смоковница плодоносит очень интересно. В то время как другие плодовые деревья сначала дают цвет и лишь потом завязывают плоды, смоковница сначала даёт завязи, потом цвет и уже потом развивает плоды.
Поэтому не смотря на всю красоту этого дерева и здоровый вид уже на ранних стадиях созревания плодов можно понять будет урожай или нет.
Богу (Христу), который пришёл 20 веков назад к народу иудейскому, чтобы восстановить отношения людей с Богом скоро стало ясно, плодов покаяния не будет. Люди не ищут Бога. Они заняты чем?
- политической обстановкой (Израиль был под унией Рима),
- философскими учениями,
- бытовыми проблемами (70% живут за чертой бедности).
Знать сребролюбива. Иудеи из филосовских школ (фарисеи и садукеи) кичились внешним соблюдением традиций, знанием закона, чтением псалов, хождением в храм и другими религиозными действиями, но сердца их всё дальше и дальше удалялись от Бога.
Народ экономил на всём и перестал отдавать Богу самое ценное; в десятину вкладывали хромое и слепое и испорченное, перестали блюсти свои сердца в чистоте. Но память о великом религиозном прошлом в них была. Поэтому всякий раз фарисеи, книжники и духовная знать старались перед посторонними засвидетельствовать свою святость публичными молитвами и постами, а простолюдины — побиванием камнями блудниц и прелюбодеев.
Евреи извратили заповеди Господни. Тем не менее три года Иисус был с народом, совершил немало чудес, учил в синагогах, на площадях, в домах, на нагорьях (чтобы видно и слышно было всем), ища плоды веры. Но не нашёл. А нашёл он её где? В самаритянах! Народе, жившем по соседству, тоже некогда евреях, но допустившие смешение своей крови с другими народами. Самаритяне считались нечистым народом. Помните притчу о добром самаритянине? А помните самаритянку, которая просила о выздоровлении своей дочери и которой Иисус cказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам?» А она отвечала: «Но ведь псы питаются крохами, которые падают со стола хозяев». Такая вера не могла не тронуть сердце Христа. Хотя, я уверен, он желал видеть такие плоды веры в Израиле.
Надо сказать что вся история отношений Бога и человека тесно связана с приношением плодов для Бога. Какие плоды угодны Богу?
Помните плоды Духа?
Плод Духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22)
Другими словами, действия, которые невозможно описать никакими инструкциями. Где растут такие плоды? В сердце!
И вот проходит, условно, год и смоковница, которую окопали, опять не принесла плодов. Настало время принимать решение и дать шанс другим культурам (народам) обильно плодоносить.
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. (Матфея 21:18-22)
Эти события случились после въезда Иисуса в Иерусалим на ослике. В этот момент простолюдины встречали его как Царя Израильского, благодарили за Его исцеления и воскрешения мёртвых. И связывали с ним перемены в политической жизни Израиля (освобождении от римского подчинения); после изгнания менял и торговцев из храма; после ещё ряда исцелений.
И всё же Иисус видел другую картину. Толпа, которая встречала его как Царя, через три дня будет требовать у Пилата распять Христа за то, что Тот, очевидно, не стал их народным государственным вождём (предводителем) и не оправдал их внутренних ожиданий. А вот Варрава попытался, за что и был помилован. Иисус проповедовал не земное освобождение, а духовное. И Он царь не земной, а Небесный.
Израильтяне и иудеи не смогли это понять и изменить свои сердца.
Они не смогли принести достойных плодов покаяния. Кто же эти новые культуры/народы? Это те, кто ищет Бога. Избранные не по плоти и крови, а по духу. Это мы с вами — язычники, которым тоже открылась дверь в Царство Небесное.
Бесплодная смоковница — это фразеологизм
До революции в России считалось хорошим тоном знать текст Священного Писания. Культурные, образованные люди изучали Ветхий и Новый Завет. Поэтому они знали, что в них говориться.
При этом многие из них не считались религиозными и даже выступали против религии.
Н.Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. Русский музей. На картине присутствуют представители интеллигенции
Именно из среды интеллигенции стали проникать в народ библейские фразеологизмы. Это устойчивые выражения, носящие ярко выраженный эмоционально-оценочный характер. Они носят переносное значение и позволяют сделать речь яркой, образной.
Библейские фразеологизмы образуют библейскую фразеологию, то есть, совокупность выражений восходящих к Библии. Библейские фразеологизмы обычно происходят из книг Ветхого и Нового Завета.
Библейские фразеологизмы происходят из книг Ветхого и Нового Завета.
К библейским фразеологизмам относится и выражение бесплодная смоковница. Происходит оно от новозаветной притчи. Её содержание следующее: однажды Иисус шёл по дороге и увидел смоковницу. Он подошёл к ней и не увидел на ней ни одного плода. Тогда Христос сказал:
(Матф. 21.19)
После слов Спасителя дерево засохло.
Библейский фразеологизм — это устойчивое выражение, имеющее эмоциональную окраску и символический смысл
Естественно, что притча носит символический характер и имеет переносный смысл, поэтому этот библейский текст не нужно понимать буквально. Что же касается расшифровки выражения «бесплодная смоковница», то значение фразеологизма двоякое.
Так, в первом случае этим именем называют бездетную женщину. Во втором подобную характеристику дают тому, кто ведёт бесплодную деятельность.
Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?
По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).
Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).
Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.
За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.
Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).
Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.
Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.
Джеймс Тиссо “Притча о смоковнице”
Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?
Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).
Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.
Аспект нравственный
Наш Бог (Христос) долготерпеливый. И ожидает, когда слово Его попадёт в наше сердце, прорастёт и принесёт плод в своё время. Он не только хочет видеть нас в вечности, Он хочет, чтобы мы возрастали в познании истин божьих и обильно плодоносили. Какие плоды мы можем принести уже сегодня: перестать обманывать, перестать злиться и ненавидеть; быть уязвимым к критике; примериться с супругом, с коллегой на работе; навестить родителей, может быть кого из больных или немощных; исполнить обещания. Разделить с кем-то его бремя трудов. Может быть поучаствовать в какой-то благотворительной акции. И это не трудно, куда тяжелее простить обиды, долги, предательство, технические, медицинские и юридические ошибки — это самые, пожалуй, редкие плоды.
Но их тоже ищет Бог. Трудно комментировать такие ошибки, но я имею живое свидетельство в одном своём приятеле, больном тяжёлой формой ДЦП, который получил свою болезнь в первые часы жизни из-за неосторожных действий персонала. Но этот человек не озлобился. Я никогда не видел такого количества друзей вовлечённых в общение с больным, лишённым возможности передвигаться самостоятельно. Он даже умудрился побывать в разных местах нашей страны. Бог дал ему радость и мир. Такие плоды созревают там, где есть невероятная жизнестойкость, жизнелюбие, спокойный позитивный взгляд на любые события; где наступает осознание, что и Бог простил нам и обиды других, и долги наши другим (помните Отче Наш: и прости нам грехи наши ибо и мы прощаем всякому должнику нашему), и предательство наше, и ошибки наши профессиональные и бытовые, из-за которых пострадали другие.
Смоковница, смоквы
Смоковница, смоквы
(Ис. XXXIV, 4, Втор. VIII, 8, Мф. XXI, 19, Ин. I, 48, Откр. VI, 13 и др.) – хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в Свящ. Писании. Плоды смоковницы, или смоква, в естественном виде походят на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт. III, 7). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражениесидеть под смоковницею иносказательно означало мир и благосостояние (III Цар. IV, 25; 4Цар. XVIII, 31; Ин. I, 48).
Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мф. XXI, 19). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн. II, 13, Мф. XXIV, 32). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер. V:17, VIII:13, Иоил. I, 7, 12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида:
а) Ранние смоквы
(Песн. II, 13) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер. XXIV, 2). Так пр. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, говорит он (Ос. IX, 10). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. Пр. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии:Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть (Наум. III, 12);
б) Летние смоквы
, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве, и их можно хорошо сохранять;
в) Зимние смоквы
являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше, чем первые, продолговатые и обыкновенно бывают темного цвета.
Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (I Цар. XXV, 18). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но, кроме того, они также признавались полезными при врачевании различных болезней. Пр. Исаия сказал: возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву
(ц. Езекии),и он выздоровел (4Цар. XX, 7).
Проклятие смоковницы Спасителем (Мк. XI, 13–21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв
. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов, и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта, несомненно, была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.
Под библейской смоковницей понимается сикимор
Необходимо отметить, что библейская смоковница — это обычная смоковница, к которой всей привыкли. Под смоковнице в Священном Писании понимают сикимор. Сикимора или «дикая смоковница», так же как и обыкновенная смоковница, относится к роду Фикус семейства Тутовых.
Сикимор — это библейская смоковница. С точки зрения биологии это дикий вариант инжира. Главное отличие от культурной смоковницы — урожай один раз в год
Это вечнозелёное дерево, которое произрастает в африканских саваннах и лесах. Ствол его прямой, имеет высоту 30 — 40 метров, а в Палестине до 20.
В холодные зимы растение листья может сбрасывать. Ветки с млечным соком. Листья крупные, длинной 18 — 20 сантиметров, овальной формы.
Сикмор в Палестине вырастает до 20 метров в высоту.
Плоды сикимора съедобны, при этом они мельче плодов настоящих смокв. Ими часто питались жители Иудеи, так их сбором занимался пророк Амос (Мам. 7:14). При этом главная ценность библейской смоковницы заключается в её древесине, а не плодах.
Дело в то, что растение обладает быстрорастущим прямым стволом. Он пригоден для выполнения любых строительных работ.
От обычной смоковницы сикимор отличается тем что, это вечнозелёное высокое дерево со стройным стволом. Смоковница же — это невысокое дерево, с толстым стволом. Смоковница даёт плоды двух типов: сочные и сухие, сикимор — одного.
Смоковница произрастает в прохладных субтропиках, а сикимор растёт в Африке, в более тёплой местности.
В наше время библейская смоковница растёт в диком состоянии. Учёные же утверждают, что сюда её первоначально принёс человек, как ценную хозяйственную породу дерева. Библия говорит о том, что выращивать сикимор в Иудее и Палестине начал царь Соломон (3Цар. 10:27, 2Пар. 1:15).
Дело в том, что он не хотел покупать у других народов строительную древесину и решил развести рощи сикиморов на территории собственной страны.
Кроме того, такие рощи, высаженные на спорных с соседними племенами, территориях символизировали господство царя Соломона над ними.
Царь Соломон в преклонных летах. Гравюра Гюстава Доре. Царь Соломон решил развести рощи сикиморов в Израиле для того, чтобы обеспечить его строевой древесиной
В Синодальном переводе иногда сикимора называется смоковницей
Это важно для понимания смысла притчи о бесплодной смоковнице. Скорее всего, Иисус проклял обычную смоквицу, которая сбрасывает листья
Дикий же вариант этого растения — листья никогда не сбрасывает. Кроме того, согласно коптской легенде святое семейство укрылось под сикиморой во время его бегства в Египет.
Таким образом, Иисус должен был знать его отличительные признаки и уметь отличить его от домашней смоковницы, плоды которой значительно вкуснее и сочнее.