Святыни и убранство собора в елохове. достопримечательность недалеко от отеля концерт

Содержание:

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

История названия

По московскому преданию еще в XIV столетии был густой ольховый лес и протекали речка Ольховка и Ольховец Ручей (сейчас заключенный в трубы). Как сказано в словаре Даля, название ольха и елох имеют один корень. Очевидно, это и дало название селу Елох, расположившемуся невдалеке от леса, известное еще со времени правления Димитрия Донского.

Знаменито тем, что здесь в 1469 году родился и прожил долгие 83 года Василий Блаженный, человек, который не боялся обличать даже Ивана Грозного, указывая на жестокость правителя. Проводили в последний путь святого с почестями, похоронили у Троицкой церкви на Красной площади, которую с тех пор получило имя Василия Блаженного.

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново

К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

Святыни собора

Одной из главных святынь Богоявленского собора являются мощи святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца. Святитель Алексий почитается как великий молитвенник за Русскую землю, немало послуживший духовному объединению нашей страны. Его память Русская Православная Церковь празднует 25 февраля.

Родился святитель в 1292 году (по другим данным в 1304 году) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В 15 лет он решил стать иноком и вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет. Подвижниками этой обители были иноки Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского.

Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита в 1354 году он стал его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема нестроениями и распрями. Чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель в 1356 году отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху Каллисту, который дал святителю Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха».

Не раз святой отправлялся в Золотую Орду, где налаживал отношения с ордынскими ханами. В одно из своих путешествий митрополит исцелил слепую жену хана Тайдулу. После смерти великого князя Иоанна святитель взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского) и немало способствовал укреплению Москвы и объединению вокруг нее всей Руси.

Святитель Алексий пробыл на митрополичьей кафедре 24 года. Он был погребен по своему завещанию в Чудовом монастыре. Через 50 лет его мощи были обретены чудесным образом. После разорения Чудова монастыря мощи оказались в Архангельском соборе Кремля, откуда по личному распоряжению Сталина в 1947 году были перенесены в Богоявленский собор.

В ХХ столетии собор обрел и еще одну святыню — чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы — один из первых списков с образа Божией Матери, ранее хранившийся в Казанском соборе на Красной площади.

Особо почитается в Елоховском соборе старинный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», известный с 1731 года, и образ святителя Николая Мирликийского, пребывающий в Никольском приделе.

В соборе пребывают также частицы Древа Животворящего Креста Господня, камня от Гроба Господня, частицы ризы Пресвятой Богородицы, десницы апостола Андрея Первозванного, главы святителя Иоанна Златоуста и частицы мощей других угодников Божиих.

Подготовила Ольга Новикова

**

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при князе Данииле Московском. Младший сын благоверного князя Александра Невского, получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.


Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат преподобного Сергия Радонежского — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.


Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Гостиницы около Елоховского собора

Гостиница Мандарин Москва

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора

Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Юджин

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора

Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Лефортово

Удалённость отеля: 2.0 км

Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора

Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:

  • автобус: 425
  • трамвай: 37, 45, 50

На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Святыни и иконы

Свет из больших окон падает на образы святых, расположенных по кругу – великого князя Владимира и великую княжну Ольгу, Александра Невского, Сергия Радонежского, Святителей Михаила, Петра, блаженного Василия и многих других. Особо почитается Казанская икона Божьей матери, которая раньше находилась в Казанском соборе. В главном приделе находятся иконы:

  • “Млекопитательница”, которая была прислана в дар со святого Афона в 1894 году;
  • Божьей Матери “Взыскание Погибших”
  • “Избавление от бед страждующих” – очень редкая и древняя
  • в Никольском приделе можно увидеть уникальный образ Николая Чудотворца
  • “Воскресение Христово”
  • В главном приделе – преподобного Серафима Саровского

Мощи святителя Алексия, доставлены в 1947 году и встречены патриархом Алексием I. В 1944 году в северном приделе был похоронен Патриарх Сергий.

Храм Воздвижения Креста Господня

Адрес: 1-й Тружеников пер., 8


Фото: hramkresta.ru

1 мая, Великая суббота

Освящать куличи, пасхи и яйца в храме будут весь день с 09:00 до 20:00

  • 08:00 Исповедь
  • 08:30 Часы. Изобразительны.
  • 09:00 Вечерня. Литургия.
  • 22:00 Исповедь
  • 23:30 Пасхальная полунощница

2 мая, Пасха

  • 00:00 Крестный ход. Утреня.
  • 01:00 Часы. Литургия.
  • 10:00 «Детская» литургия
  • 17:00 Великая вечерня

Интересный факт: Храм Воздвижения Креста Господня долгое время был недействующим: его закрыли в сентябре 1931 года, в здании расположили жилые помещения, а позже производственные цеха. Богослужения в храме возобновились только в 1992 году.

Современное обустройство

Очень серьезная реставрация собора началась в 1969 году, после избрания старостой Капчука Н. С., который возглавил ремонтные и восстановительные работы, затянувшиеся на 20 лет. В результате сделано очень много: полностью заменено сусальное золото и поставлены бронзовые ограды на кафедре и солее. Все полы заменены мраморными.


А под алтарем и солеями (в христианских храмах — возвышение пола перед иконостасом или алтарной преградой) пол поднят. Промыта настенная живопись, написаны новые витражи, построены реставрационные мастерские. Всего не перечислить. Собор прекрасен и достойно вписывается в обновленный центр Москвы. Но мнения о проведенной реставрации самые разные – от восторженных похвал до оценки «самоварщина». Елоховский собор в Москве (фото в полной мере передает необыкновенную красоту и пропорциональность одного из центральных культовых сооружений столицы) является национальным памятником архитектуры.

Основополагающий период в строительстве собора

И вот уже в 1837 году на месте разобранной Елоховской церкви начинает возводиться по проекту архитектора Евграфа Тюрина (1796-1872) новый просторный храм. Этот зодчий известен тем, что вместе с О. И. Бове заканчивал работы над загородной резиденцией графа Юсупова в Архангельском. Он принимал участие в строительстве Московского университета на Моховой и университетской церкви во имя мученицы Татианы. Однако строительные работы из-за нехватки средств велись долго, но службы в незаконченных стенах справлялись всегда. К 1845 году был возведен традиционный для православия куб основного здания храма, увенчанный пятью куполами. Собор был возведен в стиле высокого позднего классицизма и в стиле ампир. Для того чтобы работы были все же закончены, купец 2-ой гильдии В. И. Щапов, ставший почетным гражданином Москвы, пожертвовал очень большую сумму денег – треть от общей стоимости работ. И только в 1853 году храм был освящен Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

Контакты и расписание богослужений

Как доехать до храма

  1. От метро «Бауманская»: пешком по улице Бауманская, после свернуть на улицу Спартаковская;
  2. От метро «Красносельская»: можно также дойти пешком по улице Нижняя Красносельская или добраться на трамвае №37, №45, №50 до метро Бауманская;
  3. От метро «Комсомольская»: от остановки «Фабрика «Большевичка» — Комсомольская площадь» ходит автобус №Т88 и троллейбус №22, оба следуют до остановки «Елоховская площадь».

Расписание богослужений

  1. 8:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня и Утреня.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 6:30 – Ранняя Литургия;
  2. 9:30 — Поздняя Литургия;
  3. 17:00 – Всенощное бдение.

В зависимости от дня недели вечерние службы различаются:

  1. По вторникам акафист проходит перед иконой Богоматери «Взыскание погибших»;
  2. По средам – перед образом Николая Чудотворца;
  3. По пятницам – перед Богоматерью «Казанской»;
  4. По воскресеньям – перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского.

Отдельные часы выделены для крещения и свадеб:

  1. В будни крещение проходит в 11:00 и 15:00, по выходным – в 9:00, 12:00 и 15:00;
  2. Венчание с участием хора возможно в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector