История собора
Содержание:
- Никольский Морской собор: как добраться до храма, адрес, карта
- Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора
- Самый крупный в дореволюционной России
- Мощи св. прав. Феодора Ушакова
- Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
- Мощи св. прмц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары
- История строительства Морского Никольского собора
- Настало время возрождения храма
- Памятник адмиралу Феодору Ушакову
- Интерьер собора
- Памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову
- Символичность собора
- Конкурсы
Никольский Морской собор: как добраться до храма, адрес, карта
Кронштадтский морской собор на карте:
Расшифровка меток на карте:
- Красная – Морской собор.
- Желтая – братская могила и вечный огонь на Якорной площади.
- Синяя – остановка «Гражданская улица» автобусов 101, 175 и маршрутки К407.
- Зеленая – остановка «Площадь Рошаля» маршрутного такси К405.
Координаты GPS: 59.991723, 29.777713.
Адрес Никольского Морского собора: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пл. Якорная, д.1.
Добраться в Кронштадт из Санкт-Петербурга можно на автомобиле либо общественном транспорте:
- На автомобиле: как видно по карте, через остров Котлин (на котором находится г. Кронштадт) проходит кольцевая автомобильная дорога, часть этой автомагистрали расположена над и под морем (дамба – с севера, дамба + тоннель – с юга). С северной части Питера до Кронштадта удобней добраться с севера, а с южных районов СПб, Петергофа, Гатчины, Царского Села, Ломоносова соответственно с юга.
- Общественным транспортом: от ст. метро «Старая Деревня» автобус 101 до ост. «Гражданская улица», от ст. метро «Черная Речка» маршрутка К405 до ост. «Площадь Рошаля», от ст. метро «Проспект Просвещения» маршрутка К407 до ост. «Гражданская улица». Либо из Питера на маршрутках до г. Ломоносов, а оттуда с вокзала автобусом №175 до ост. «Гражданская улица».
- Заказать индивидуальную экскурсию: гидов в Кронштадте и программу можно подобрать на сайтах Sputnik8 или Tripster.
И, напоследок, перед посещением храма не забываем про христианские традиции: скромный вид у посетителей и покрытая голова у женской части прихожан.
Посещали Кронштадтский Морской собор
Марина и Константин Саморосенко
Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора
Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.
Морской Никольский собор
Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.
Купол Морского Никольского собора
Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.
Западный фасад Морского Никольского собора
Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.
Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.
Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Боковые галереи
Внутреннее убранство Морского Никольского собора
Галерея второго яруса
Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»
Иконостас Морского Никольского собора
Купола Морского Никольского собора
Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.
Мозаичный пол
Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.
Модель Морского Никольского собора
Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек
А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.
Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.
Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов
Надпись, посвященная адмиралу Нахимову Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).
Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае
Самый крупный в дореволюционной России
Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.
Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.
Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.
Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.
Мощи св. прав. Феодора Ушакова
Святой праведный воин Феодор Ушаков – (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) —
русский флотоводец, адмирал (1799), командующий Черноморским флотом (1790—1792);
командующий российскими военно-морскими силами в Средиземном море (1798—1800).
Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.
В личности великого русского флотоводца сошлись высокое служение Церкви и доблесть православного воинства, обретя конкретное воплощение через исполненную драматизма прекрасную и величественную жизнь стратега и тактика морского боя, выдающегося дипломата, подлинного воина Христова, освященную истинной духовностью. В народе всегда глубоко почитался подвиг воина, исполненного непоколебимой веры мужества и христианского сострадания к ближним. Милостивый печальник народных нужд, суровый и требовательный по отношению к себе, но снисходительный и щедрый в обращении к подчиненным, – таким был адмирал, отец родной для всех, кто нуждался в его покровительстве, он всегда был окружен особой любовью. 4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни
Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:
В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.
В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».
К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.
Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.
Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)
24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.
Морской собор, южный фасад
В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.
Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора
Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.
Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург
Мощи св. прмц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. После смерти мужа приняла монашеский постриг. Создала Марфо-Мариинскую обитель, где вела подвижническую жизнь. Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине. Всех скинули шахту, где вскоре мученики погибли.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
История строительства Морского Никольского собора
Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.
В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:
В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).
Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.
Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:
27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.
10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.
За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.
В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.
Памятник Степану Осиповичу Макарову
Настало время возрождения храма
Прошли первые службы
В 2002 году над храмовой колокольней установили православный святой крест, но ещё несколько лет статус здания был под вопросом. В любом случае, церковной епархии оно не принадлежало.
И только в самом конце 2005 года в храме впервые за много лет прошла литургия. Собор потихоньку восстанавливали. По выходным дням и христианским праздникам, параллельно с восстановительными работами, проводили Богослужения.
В 2009 году храм был полностью окружен строительными лесами и покрыт специальной защитной пленкой.
Праздник освящения
После всех масштабных работ по возрождению Морского собора 28 мая 2013 года лично Патриарх Кирилл вместе с Патриархом Иерусалимским Феофилом провел обряд освящения Кронштадтского морского собора во имя покровителя моряков — Николая Чудотворца.
На прилегающей площади прошёл праздничный парад военнослужащих. Возродившемуся собору патриарх принёс в дар великолепную икону: Воскрешение Лазаря.
От именитых гостей праздника собор получил частицу мощей святого Николая, миро, а также копию лампадки, которая вот уже много лет стоит в крипте небольшой церкви святителя в итальянском портовом городе Бари, покровителем которого он и считается.
Кроме этого, в храме появились частицы мощей всех двенадцати апостолов и также частица Животворящего Креста Господня. А буквально на следующий же день собор получил высокий статус — ставропигиальный.
А 30 апреля 2014 года был назначен настоятель Морского собора в Кронштадте. Им стал архимандрит Алексий (Ганьжин).
Памятник адмиралу Феодору Ушакову
На Якорной площади Кронштадта в сквере возле Морского собора появился памятник святому праведному воину Феодору Ушакову 10 сентября 2015 года.
Церемония открытия началась с Божественной литургии в Морском соборе, которую совершил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении епископа Рыбинского и Угличского Вениамина, настоятеля собора архимандрита Алексия (Ганьжина) и военного духовенства Санкт-Петербургской епархии.
На ней присутствовали полномочный представитель президента России Александр Беглов, председатель Кронштадтского морского собрания контр-адмирал Александр Спешилов, призвавший присвоить Кронштадтскому морскому кадетскому корпусу имя Федора Ушакова, главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, потомок адмирала Александр Ушаков и около тысячи моряков.
Интерьер собора
Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания.
В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.
Немаловажное место в интерьере храма занимали мемориальные доски черного и белого цветов – общим числом 150 — установленные в галерее. Они хранили имена погибших моряков и корабельных священнослужителей
После разграбления храма, восстановить список фамилий не удалось.
В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.
Памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову
Памятник открыт 24 июля (6 августа по нов. стилю) 1913 года.Скульптор: Шервуд Леонид ВладимировичОтливка: завод Карла Робекки, Петербург
Высота памятника — 8,55 метров (3,55 м — фигура, 5 м — постамент).
31 марта 1904 года эскадренный броненосец «Петропавловск» подорвался на мине недалеко от Порт-Артура, и в течение двух минут затонул в водах Японского моря. Погибло около 650 человек, удалось спасти 80 человек. Вице-адмирал С. О. Макаров погиб на мостике «Петропавловска», вероятно, от обломка корабля.
Идея увековечить память о выдающемся русском адмирале возникла сразу после трагедии. Официально она начала материализовываться после обращения 20 марта 1910 года вице-адмирала Р. Н. Вирена к императору через морского министра, и получения согласия монарха 22 марта 1910 года на открытие «повсеместной подписки на добровольные пожертвования для создания в городе Кронштадте памятника адмиралу Макарову». 18 марта 1911 г. Кронштадтская городская Дума приняла решение об открытии подписки.
Проект памятника был заказан скульптору Леониду Владимировичу Шервуду по рекомендации архитектора Морского собора В. А. Косякова.
В феврале 1912 года пьедестал был установлен на Якорной площади, у оврага докового бассейна, на подготовленном основании, облицованном мрамором. На Якорную площадь со стенки Петровского дока 130-ти тонную глыбу перемещали на катках с помощью лебёдок.
В июле 1912 года в павильоне Машинной школы демонстрировался эскизный проект Л. В. Шервуда. Сама скульптура, доски и барельефы были отлиты на заводе Карла Робекки в Петербурге.
24 июля 1913 года состоялось торжественное освящение памятника. На освящение из Петергофа на яхте «Александрия» прибыл император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной и свитой.
На церемонию освящения памятника прибыли глава Морского министерства И. К. Григорович, петербургский губернатор А. В. Адлерберг, председатель кабинета министров В. Н. Коковцев, главный командир порта и военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р. Н. Вирен, военные представители Франции, Японии, Германии, Италии. Присутствовали вдова С. О. Макарова, дочь Александра с мужем; сын Вадим стоял в составе почётного караула матросов крейсера «Адмирал Макаров».
Памятник освятил глава военного и морского духовенства протопресвитер В. И. Шевельский. В момент падения покрова с памятника, с кораблей, стявших на рейде — «Адмирал Макаров», «Олег», «Аврора», «Павел I» было дано 17 залпов . К памятнику было возложено 32 венка. Затем состоялся парад, который принимал император Николай II.
В декабре 1913 года памятник дополнили тремя барельефами, показывающими три главных эпизода из жизни С. О. Макарова, и памятную доску: «В 1911 году камень этот, по Высочайшему повелению, поднят из воды на рейде Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящен 24 июля 1913 года в присутствии Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
Собор св. Николая (слева) и собор св. Софии (справа). /Фот: silver-ring.ru, пользовтаель pink_mathilda
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
У храма много интересных деталей. Например, светильник в виде якоря/Фото: arch-heritage.livejournal.com
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Пол храма. /Фото:foma.ru
Рыбы на дверях. /Фото: temples.ru, Ольга Савичева
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже не случайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Святые покровители храма. /Фото:Nina Karyuk, fotokto.ru
Конкурсы
В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но изначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства взималось 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, и государственная казна покрывает большую часть расходов.
В конкурсе были определены размеры собора по количеству прихожан — 1 тыс. Человек, 16 саженей на квадратный метр . Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2 000 прихожан, Харьков — 4 000), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 прихожан). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля . Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование такой «роскоши», как мозаика или роспись на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены.
Второй конкурс 1897 года также потерпел неудачу; единственный проект, достойный исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей». Antony Томишко , автор Крестов , выиграл этот конкурс, представив Россию Revival проект следующего Константин Thon «s русско-византийской традиции.
Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко художественно слабым и маловатым для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; После почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от черновика Томишко в июне 1900 года.