С праздником кирилла и мефодия
Содержание:
Жизнь Кирилла и Мефодия
Святые равноапостольные Кирилл (в миру — Константин) и Мефодий (в миру — Михаил), чью память Церковь празднует 24 мая, были родными братьями. Они родились в благочестивой семье военачальника при правителе города Фессалоники. В семье было семь сыновей. Михаил — старший, Кирилл — самый младший. Возмужав, юноши покинули родительский дом. И на некоторое время их пути разошлись…
В возрасте 27 лет Михаил был назначен «на славянское княжение» и показал себя мудрым правителем. Но его тяготила житейская суета. Отказавшись от княжения, в 37 лет он ушел в монастырь, приняв в постриге имя Мефодий.
Константин с раннего детства часами сидел за книгами. После окончания Магнаврского университета, высшей придворной школы Царьграда, Константин преподает там философию. Константин прославился победой в богословских диспутах с вождем иконоборцев, бывшим патриархом Аммием.
Жизнь при дворе не устраивала Константина и он, решив присоединиться к своему брату, удалился в монастырь. Но в 850 году император и патриарх направляют братьев с миссией в Болгарию. Своей проповедью они обращают в христианство многих болгар.
В 862 году император призвал двоих братьев на новую, Моравскую миссию. Узнав, что в этих землях нет Священного Писания на родном языке, Константин произнес: «Кто же может писать беседу на воде?» и взялся за составление славянской азбуки. В 863 году братья создали глаголицу. Большим подспорьем для них стали первые годы жизни в Салониках, где помимо греческого, говорили также и на славянском.
Константин и Мефодий перевели Священное Писание и ряд богослужебных книг на «народный» язык. Позднее на основе греческого алфавита ученых братьев святой Климент Охридский создал кириллицу, проникшую из Болгарии через Сербию на Киевскую Русь.
Политические перипетии вынудили братьев прервать миссию и отправиться в Рим: необходимо было отстоять возможность богослужения на славянском языке. В 869 году скончался Константин, приняв схиму и новое монашеское имя — Кирилл. Спустя 16 лет преставился ко Господу и Мефодий. Отпевали Мефодия на трех языках, в числе которых был и славянский.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские — святые неразделенной Церкви и почитаются как на Западе, так и на Востоке. В России, в память об их совместном подвиге просвещения славян, празднование святым братьям было установлено в один день. В этот день, 24 мая, в России отмечается День славянской письменности и культуры.
Рисунки Екатерины Гавриловой.
Братья из Фессалоник
Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не считали себя христианами — в девятом веке. На западе Европы наследники Карла Великого делили франкскую империю, на Востоке укреплялись мусульманские государства, тесня Византию, а в молодых славянских княжествах проповедовали и трудились равноапостольные Кирилл и Мефодий — подлинные основатели нашей культуры.
История деятельности святых братьев изучена со всевозможной тщательностью: сохранившиеся письменные источники многократно прокомментированы, и ученые мужи спорят о деталях биографий и допустимых интерпретациях дошедших сведений. Да и как может быть иначе, когда речь идет о создателях славянского алфавита? И однако же до сих пор образы Кирилла и Мефодия теряются за обилием идеологических построений и просто выдумок. Хазарский словарь Милорада Павича, в котором просветители славян встраиваются в многогранную теософскую мистификацию, — не худший вариант.
Кирилл — младший и по возрасту, и по иерархическим званиям — до конца жизни был просто мирянином и монашеский постриг с именем Кирилл принял только на смертном одре. В то время как Мефодий, старший брат, занимал большие должности, был правителем отдельной области Византийской империи, настоятелем монастыря и закончил жизнь архиепископом. И все же традиционно Кирилл занимает почетное первое место, и его именем назван алфавит — кириллица. Всю жизнь он носил другое имя — Константин, и еще почтительное прозвище — Философ.
Константин был чрезвычайно одаренным человеком. «Быстрота его способностей не уступала прилежанию», — житие, составленное вскоре после его кончины, неоднократно подчеркивает глубину и обширность его знаний. Переводя на язык современных реалий, Константин Философ был профессором столичного Константинопольского университета, очень молодым и перспективным
В 24 года (!) он получил первое важное государственное задание — отстаивать истинность христианства перед лицом иноверцев-мусульман
Дар ценнейший
Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство; многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской книжности переместился в Болгарию, потом в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создателя первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. И сегодня предложения упразднить славянские буквы и перейти на латинские, которые в 1920-е годы активно продвигал нарком Луначарский, звучат, слава Богу, нереально.
Так что в следующий раз, расставляя точки над «ё» или мучаясь над русификацией новой версии фотошопа, задумайтесь, каким богатством мы обладаем.
Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далеком девятом веке.
«Бог сотворил и ныне в наши годы — объявив буквы для языка вашего — то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке… Прими же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и злата, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства», — писал император Михаил князю Ростиславу.
Художник Ян Матейко
И после этого мы пытаемся отделить русскую культуру от культуры православной? Русские буквы придумали православные монахи для церковных книг, в самом основании славянской книжности лежит не просто влияние и заимствование, а «пересадка», «трансплантация» византийской церковной книжности. Книжный язык, культурный контекст, терминологию высокой мысли создавали прямо вместе с библиотекой книг апостолы славян святые Кирилл и Мефодий.
- В начале было Слово. И у русских, и у якутов
- Святые Кирилл и Мефодий
- Просветительская деятельность святых Кирилла и Мефодия
Биографии Кирилла и Мефодия
Старшим из двух братьев был Мефодий (до пострига Михаил), родившийся в 815 году в византийском городе Фессалоники. Спустя 12 лет, в 827 году на свет появился Кирилл (до пострига Константин). У родителей будущих проповедников родились еще 5 сыновей.
Детство и юность
Кирилл и Мефодий происходили из знатного рода и воспитывались в семье военачальника по имени Лев. Биографы до сих пор спорят об этнической принадлежности данного семейства. Одни относят их к славянам, другие – к болгарам, а третьи – к грекам.
В детстве Кирилл и Мефодий получили прекрасное образование. Стоит заметить, что изначально братья не были объединены общими интересами. Так, Мефодий подался на военную службу, а позже занял должность губернатора византийской провинции, показав себя искусным правителем.
Кирилл с ранних лет отличался чрезмерной любознательностью. Все свободное время он проводил за книгами, которые в те времена представляли собой большую ценность.
Мальчик отличался выдающейся памятью и умственными способностями. Кроме этого, он владел греческим, славянским, ивритом и арамейским языками. Отучившись в Магнаврском университете, 20-летний юноша уже преподавал философию.
День святых Кирилла и Мефодия
Пожалуй, мало кто не знает имен Кирилла и Мефодия, ведь еще в школьные годы мы узнаем об их вкладе в создание русской письменности и культуры. Праздник, посвященный этим святым, имеет очень древнюю историю: самые ранние сведения о праздновании относятся к XII веку, а канонизированы братья были еще в IX веке. Правда, впоследствии традиция чествования святых ушла в прошлое, и возрождать интерес к этому празднеству начали уже в XIX веке.
День памяти Кирилла и Мефодия — праздник духовного единства, церковной независимости и одновременно поиска национальной самобытности и просвещения. И конечно, в этот день мы вспоминаем о создании азбуки, без которой невозможно было бы это просвещение, и о переводах религиозных текстов, которые сыграли огромную роль в становлении православия.
День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечается 24 мая. Дата эта непереходящая, так что и в другие годы праздник придется на 24 число. В 2021 году этот день выпадает на пятницу, а значит, вечером можно посвятить немного времени духовным и нравственным заботам, чтобы благополучно провести выходные.
День славянской письменности и культуры
Такое название носит всероссийский праздник, приуроченный ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Во многих славянских странах отмечают сходные праздники, связанные с именами святых братьев
История праздника
Два брата, старший Мефодий (Константин) и младший Кирилл (Михаил), родились и выросли в многодетной, обеспеченной и глубоко верующей семье. Кирилл младше Мефодия на 12 лет. У них была прекрасная возможность получить хорошее образование.
Мефодий проходил военную службу, а затем десять лет правил славянским княжеством, что позволило ему познакомиться и изучить их язык. Но поскольку он слыл человеком верующим, поэтому принял решение посвятить себя служению богу.
Кирилл с детства интересовался гуманитарными науками, знал несколько языков. Окончив обучение, стал хранителем церковных книг и читал курс лекции в Константинополе.
Кирилл также мечтал принять монашеский чин, поэтому приехал к брату, в монастырь, и вместе с ним стал изучать славянский язык. В монастырь часто приезжали служители из разных славянских государств, это позволило им отлично овладеть славянским языком и они:
- много времени уделили чтению книг и молитв;
- на основе азбуки греков придумали славянскую (глаголицу и кириллицу);
- осуществили перевод многих церковных книг, в том числе Священное Писание для богослужения;
- распространили богослужение на славянском языке в Византии.
Впервые чествовать святых стали в 1857 году, в Болгарии. А в 1985 году прошли первые праздничные события в Советском союзе, в Мурманске. Какого числа отмечать, вопрос не стоял.
Отдали предпочтение тому же дню, что и до революции. Этот день отмечать стали каждый год, но всегда, в качестве праздничной столицы, назначался новый город. Это были крупные города и столицы союзных республик.
В 1991 г. он получает официальный и государственный статус. С 2010 года все торжества проводятся в столице, с большим размахом и выходят на более высокий уровень. А 10 лет назад, во всех деловых документах он начал значится, как «Дни славянской письменности в Москве».
Особенности праздника
Уникальность его состоит в том, что он является:
- христианским — чествуется день небесных покровителей — святых Кирилла и Мефодия.
- светским – отмечается день рождения русского языка. Праздник организуется и проводится государственными учреждениями.
Многие государственные и общественные деятели, литераторы, деятели искусств получают от Московского Патриархата и Славянского фонда премию «За сохранение и развитие Кирилло-Мефодиевского наследия» и награждаются Международными премиями с дипломами и бронзовой статуэткой, изображающей святых-просветителей.
Русская церковь, Российской империи, долгое время не могла определиться, какого числа чествовать святых. Только в 1863 году высший духовный совет принял решение об 11 мае (24 по новому стилю). Празднование ежегодное и с конкретной датой, не зависимо от других православных праздников.
Революционные события и советский период не позволяли его чествовать и про него забыли. Возрождение пришлось на 1986 год.
Это официальный праздник, но он не объявляется выходным, а является обыкновенным рабочим днем. Поэтому различные мероприятия проводятся в ближайшие выходные. Если в этом году он выпадает на пятницу – на 24 мая, то они будут проводится 25 и 26. Почему выбрана эта дата, до сих пор ни историкам, ни лингвистам не известно.
День славянской письменности и культуры в 2021 году будет отмечаться как обычно, с большим размахом.
День Кирилла и Мефодия 24 мая — история и особенности праздника
По данным историков, славянская азбука была создана приблизительно в 863 году нашей эры. Азбука получила название «кириллица» по имени младшего из братьев. В миру его звали Константином, но в монашестве он получил имя Кирилл. Старший же брат, Мефодий, только помогал младшему в создании славянского алфавита.
Кирилл был очень образованным и знал несколько языков. Ему с юности казалось несправедливым, что у славян нет своей письменности — азбуку он создал на основе греческой, но существенно переделав ее, так как греческий алфавит не могут в точности передать звучание языка.
Братья прославились также тем, что создали еще одну азбуку — глаголицу. Они же перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.
В 1980 году Кирилла и Мефодия западная церковь признала покровителями Старого континента. С тех пор праздником День святых считается и в православной церкви, почитающей Кирилла и Мефодия с особым трепетом.
Как все начиналось?
История праздника «День славянской письменности и культуры» уходит в далекий десятый (по некоторым данным – одиннадцатый) век новой эры. Вообще этот день тогда носил название Дня святых Кирилла и Мефодия, которые и стали авторами азбуки. Они подарили людям письменность.
На Руси «День славянской культуры и письменности», а точнее День Кирилла и Мефодия, был на некоторое время забыт, но снова про него вспомнили в 1863 году. Была предложена дата 11 мая (теперь, по новому стилю, это 24 мая). А вот чуть больше ста лет спустя началось масштабное возобновление празднования Дня памяти этих святых. Это было связано с круглой датой – прошло 1100 лет со дня смерти Мефодия. В 1986 году в городе Мурманске первый раз был проведен Праздник письменности. Пять лет спустя было издано особое Постановление от действующих на тот момент органов власти. Оно гласило о том, что теперь каждый год будет проводиться праздник под названием «День славянской письменности и культуры». Причем было отмечено, что непосредственное участие в нем будет принимать Русская Православная церковь. И это неудивительно, ведь Кирилл и Мефодий причислены к лику святых.
Затем каждый год избирался город, который становился центром праздника. Там и проходили основные культурные мероприятия. Такое положение дел сохраняется и по сей день.
Как все происходит сегодня?
Дни славянской культуры и письменности проводятся не по одному стандартизированному плану, они всегда разные, всегда интересные и живые. Находится в них место и обсуждению насущных проблем, в которых принимают участие и деятели культуры – поэты, писатели и другие.
Когда о, в России проводятся научные встречи и форумы, фестивали и выставки, а также ярмарки и концерты. Такой культурный взрыв пробуждает в сердцах людей истинную любовь к своему народу, своему языку, гордость за них. Конечно, не забывают вспомнить и о братьях, подаривших людям письменность. Сам по себе «День славянской культуры» призван объединить и сохранить то культурное наследие, которое досталось нам от наших предков
И это, безусловно, очень важно. Праздник напоминает всем славянским странам о единстве их происхождения, о предках
Но смысл и значение этого дня существует не только для каждой отдельно взятой страны, но и для каждого человека в отдельности. Ведь все мы говорим и пишем на славянском языке! Наши предки, наши родители, наши учителя говорили и писали на нем! А ведь язык и письменность – это основа, базис для культуры и искусства. Именно поэтому мы должны не только беречь свою славянскую культуру, но и воспитывать ее в своих детях. Согласитесь, что нам есть, чем гордиться! Ведь не зря произведения славянских писателей и поэтов славятся такой проникновенностью, такими завораживающими и невероятно красивыми речевыми оборотами! Читать их книги – это одно удовольствие. Поэтому давайте будем любить и уважать нашу письменность, нашу славянскую культуру. Она дала и продолжает давать нам очень многое!
Цена успеха
Впрочем, деятельность просветителей не могла ограничиться только научно-переводческими изысканиями. Предстояло научить славян новым буквам, новому книжному языку, новому богослужению. Особенно болезненным был переход на новый богослужебный язык. Неудивительно, что духовенство Моравии, следовавшее до того немецкой практике, восприняло новые веяния в штыки. Выдвигались даже догматические аргументы против славянского переложения служб, так называемая триязычная ересь, будто бы с Богом можно говорить только на «священных» языках: греческом, еврейском и латинском.
Догматика переплеталась с политикой, каноническое право с дипломатией и властными амбициями — и в центре этого клубка оказались Кирилл и Мефодий. Территория Моравии находилась под юрисдикцией папы, и хотя Западная Церковь тогда еще не была отделена от Восточной, на инициативу византийского императора и константинопольского патриарха (а именно такой статус имела миссия) все же смотрели с подозрением. Немецкое духовенство, тесно связанное со светской властью Баварии, видело в начинаниях братьев осуществление славянского сепаратизма. И действительно, славянские князья кроме духовных интересов преследовали и государственные — свой богослужебный язык и церковная независимость значительно укрепили бы их положение. Наконец, папа находился в напряженных отношениях с Баварией, и поддержка оживления церковной жизни в Моравии против «триязычников» вполне укладывалась в общее направление его политики.
Политические противоречия дорого стоили миссионерам. Из-за постоянных интриг немецкого духовенства Константину и Мефодию дважды приходилось оправдываться перед римским первосвященником. В 869 году, не выдержав перенапряжения, св. Кирилл скончался (ему было всего 42 года), и его дело продолжил Мефодий, вскоре после этого рукоположенный в Риме в епископский сан. Мефодий скончался в 885 году, пережив изгнание, оскорбления и заточение, продолжавшееся несколько лет.
Христианское служение
Еще в юности у Кирилла была замечательная возможность стать высокопоставленным чиновником, а в перспективе и главнокомандующим войска. И все же, он отказался от светской карьеры, решив связать свою жизнь с богословием.
В те годы византийские власти делали все возможное, для распространения православия. Для этого, правительство отправляло дипломатов и миссионеров в те регионы, где был популярен ислам или другие религии. В результате, Кирилл стал участвовать в миссионерской деятельности, проповедуя другим народам христианские ценности.
К тому моменту, Мефодий решил оставить политическую и военную службу, последовав за младшим братом в монастырь. Это привело к тому, что в 37-летнем возрасте он принял постриг.
В 860 г. Кирилла пригласили во дворец к императору, где поручили войти в состав Хазарской миссии. Дело в том, что представители хазарского кагана обещали принять христианство при условии, что их убедят в подлинности данной веры.
На предстоящем диспуте христианским миссионерам требовалось доказать истинность своей религии перед мусульманами и идеями. Кирилл взял с собой старшего брата Мефодия и отправился к хазарам. Согласно одним источникам, Кириллу удалось выйти победителем в дискуссии с мусульманским имамом, но вопреки этому каган веру так и не сменил.
Тем не менее, хазары не стали препятствовать своим соплеменникам, которые захотели принять христианство, креститься
В тот период в биографиях Кирилла и Мефодия случилось важное событие
Во время возвращения домой, братья заехали в Крым, где смогли обнаружить мощи Климента, святого Папы римского, которые потом были перевезены в Рим. Позже, в жизни проповедников случилось еще одно знаменательное событие.
Однажды к правительству Константинополя за помощью обратился князь моравских земель (славянское государство) Ростислав. Он просил выслать к нему христианских богословов, которые бы смогли в простой форме объяснить народу христианские учения.
Таким образом Ростислав хотел избавиться от влияния немецких епископов. Данная поездка Кирилла и Мефодия вошла в мировую историю – была создана славянская азбука. В Моравии братья проделали огромную просветительскую работу.
Кирилл и Мефодий занимались переводами греческих книг, обучали славян грамоте и показали, как следует проводить богослужения. Их поезда затянулась на 3 года, за которые им удалось достичь важнейших результатов. Их просветительская деятельность подготовила Болгарию к крещению.
Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом
В 867 г. братья были вынуждены отправиться в Рим, по обвинению в богохульстве. Западная Церковь назвала Кирилла и Мефодия еретиками, поскольку те использовали для чтения проповедей славянский язык, что тогда считалось грехом.
В ту эпоху, любые богословские темы могли обсуждаться только на греческом, латинском или еврейском языках. По пути в Рим Кирилл и Мефодий остановились в Блатенском княжестве. Здесь они успели выступить с проповедями, а также обучить местное население книжному ремеслу.
Приехав в Италию, миссионеры представили духовенству мощи Климента, которые привезли с собой. Новый Папа Адриан II был настолько обрадован мощам, что разрешил проводить служения на славянском языке. Интересен факт, что в ходе этой встречи Мефодий удостоился епископского сана.
В 869 г. не стало Кирилла, вследствие чего Мефодий сам продолжил заниматься миссионерской деятельностью. К тому моменту у него уже было много последователей. Он решил возвратиться в Моравию, чтобы продолжить начатое там дело.
Здесь Мефодию пришлось столкнуться с серьезным противостоянием в лице немецкого духовенства. Трон умершего Ростислава занял его племянник Святополк, который лояльно относился к политике немцев. Последние делали все возможное, чтобы препятствовать работе монаха.
Преследовались любые попытки вести богослужения на славянском языке. Любопытно, что Мефодий даже находился в заключении при монастыре на протяжении 3-х лет. Выйти на свободу византийцу помог Папа римский Иоанн VIII.
И все же, в церквях по-прежнему запрещалось проводить службы на славянском языке, за исключением проповедей. Стоит заметить, что не смотря на все запреты, Мефодий продолжал тайно вести богослужения на славянском.
В скором времени архиепископ крестил чешского князя, за что едва не понес суровое наказание. Впрочем, Мефодию удалось не только избежать кары, но и получить разрешение на проведение служб на славянском языке. Интересен факт, что незадолго до своей кончины он успел окончить перевод ветхозаветных Писаний.