Именины клима

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нынешний праздник должен многому нас научить. Он должен помочь нам лучше понять все то, что Царица Небесная, Дева Мария сделала ради нашего спасения. Понять, какой Она была, какими были Ее родители, в какой духовной атмосфере происходило Ее возрастание. Но мы должны понять также, что Дева Мария, Мать Господа, принявшая в ложесна Свои Божественное Тело Сына Своего, явила великую милость всему роду человеческому, потому что без Нее не было бы рождения во плоти Сына Божиего и Сына Человеческого, а значит, не было бы спасения всех нас. И Царица Небесная, Которая особым образом послужила делу нашего спасения, и сегодня продолжает эту великую миссию – содействовать спасению рода человеческого. Она предстоит Сыну Своему и Богу нашему, и молитвы наши, возносясь к Ней, возносятся и к Самому Господу и Спасителю нашему. Будем всегда в своих сердцах, в своих мыслях помнить о всем, что Дева Мария, Матерь Божия, совершила для всех нас. Будем помнить, что Она быстрее всех слышит наши молитвы и откликается на них совершенно особым образом и в радостях, и в скорбях.

Сочинения

Главный алтарь и хоры Базилики Святого Климента в Риме

Первое послание к Коринфянам

Святому Клименту приписывалось авторство двух посланий (1-е и 2-е к Коринфянам), направленных им в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало первое послание как каноническую часть Нового Завета; оно читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве».

Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом в его первом послании к Коринфянам: «И апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И немалый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства».

Второе послание к Коринфянам

По жанру произведение, несмотря на своё название, никак не подходит под определение «посланий»: оно является типичной проповедью и, вероятно, первой по времени из сохранившихся христианских гомилий. Следует отметить, что предпосылки возникновения христианского жанра гомилий сложились уже в иудаизме на рубеже новой эры (Филон Александрийский, «Четвертая книга Маккавейская» и пр.), а основы его заложены в Новом Завете (Нагорная проповедь самого Господа, проповеди апостолов, частично сохраненные в Деяниях апостолов и т. д.). Чистота учения и назидательность второго послания вместе с его древностию были причиною того, что ещё в IV веке оно употреблялось для церковного чтения наравне с Первым посланием Климента. Свидетельство это сохранилось в собрании «правил апостольских», где оно упомянуто в числе книг, назначенных для общего употребления христиан, наряду с Первым посланием Климента и другими священными книгами. Такую честь оно получило и в Александрии, как это показывает кодекс Библии, в котором сохранился его отрывок.

Св. Климент в истории древней Руси

В древнерусском Тмутараканском княжестве, при тысяцком Ратиборе (1079) была выпущена серебряная монета. На одной стороне монеты лик Святого Климента. На другой надпись «От Ратибора». Имела хождение в Тмутаракани и Крыму. В настоящее время известно 11 таких монет.

Согласно Ипатьевской летописи, Климент Смолятич, ввиду отсутствия патриарха в Константинополе, был поставлен митрополитом Всея Руси с помощью головы св. Климента.

Подложные сочинения

  • Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии около 380 года).
  • Восьмикнижие Климента () — хорошо известное в VI в. сочинение, переведенное в 687 году с греческого языка на сирийский Севиром Антиохийским.
  • «Климентины» или «Псевдо-Климентины» — группа памятников древнехристианской письменности IV века.
  • Два окружных послания «О девстве» («De virginitate»), написанные в III веке неизвестным автором в Палестине либо в сиро-палестинском ареале (входят в состав Климентин).

Иконография сщмч. Климента папы Римского

ДРЕВНИЕ РИМСКИЕ МОЗАИКИ и аналоги.

Формирование иконографии святого Климента, конечно, связано с Римом, где епископ-мученик пользовался особым почитанием. Действительно, самые древние его изображения мы встречаем в памятниках Италии. В соответствии с этим вариантом Климент Римский, порой чрезвычайно напоминая апостола Петра, уже с ранних времен изображался с короткой вьющейся бородой и шапкой коротких курчавых волос, иногда с тонзурой.


Мозаика базилики Сант Аполлинаре Нуово в итальянском городе Равенне (VI век), Св. Климент изображён вторым в процессии мучеников, подходящих к восседающему на троне Спасителю


Мозаика XII века из базилики Сан Клементе в Риме


Мозаика XI-XVII века. Киевская София. Фрагмент.

ВИЗАНТИЙСКИЕ И ДРЕВНЕРУССКИЕ ИКОНЫ.

В искусстве Византийской империи иконография святого Климента обрела сложную судьбу. Конечно, это в первую очередь объяснялось принадлежностью епископа к Римскому престолу, предстоятели которого достаточно редко были запечатлены на византийских иконах. Единичные примеры изображения священномученика, известные по памятникам византийского искусства послеиконоборческого периода, демонстрируют нам разнообразные варианты его облика, что свидетельствует о неустойчивости Климентовской иконографии на христианском Востоке. В этом регионе иконографический тип святого складывается в IX–X веках.


Житийная икона. Северные письма. XVI-XVII век. (Гос. Эрмитаж)


Сщмч. Климент Римский и св. Петр Александрийский. Храмовая житийная икона XVI-XVIII век.


Сщмч. Климент Римский и св. Петр Александрийский. Храмовая житийная икона (средник) XVI-XVIII век.


Сщмч. Климент Римский, св. Петр Александрийский, Св. Власий. XVI-XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).


Сщмч. Климент Римский (фрагмент) XVI-XVII век. (Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева).


Сщмч. Климент Римский и св. Николай Чудотворец. Храмовая икона XVI века.


Св. Климент (фрагмент). Храмовая икона XVI века.

СОВРЕМЕННЫЕ ИКОНЫ.


Сщмч. Климент папа Римский. Житийная икона (иконописная мастерская Гребенниковых, г. Великий Новгород)


Сщмч. Климент папа Римский. Храмовая икона с частицей мощей (иконописная мастерская Гребенниковых, г. Великий Новгород)


Сщмч. Климент папа Римский. Храмовая икона (иконописец Анна Калинина)


Сщмч. Климент предстоящий перед Казанской иконой Богородицы и сражение у Климентовского острожка. (Мстерская иконописная мастерская А. Шишакова)


Сщмч. Климент папа Римский (Мстерская иконописная мастерская А. Шишакова)


Сщмч. Климент папа Римский (Мстерская иконописная мастерская А. Шишакова)


Сщмч. Климент папа Римский (Мстерская иконописная мастерская А. Шишакова)

Фото из архива храма сщмч. Климента папы Римского и открытых источников в интернете.

«Пастырь» Ерма

Три рукописи: на папирусе,
«Синайский, данных ангелом, представшим в виде Пастыря. «Старица» – Церковь,
сотворена до всего. Написано в Риме, нач. П века или в 140 – 150 г. Уже ослабели
нравы! Пресвитеры спорили о первенстве, диаконы расхищали, соц. неравенство.

Ерм – иудей, проданный в рабство особе по имени Рода, отпущен, торговал, нажил состояние, потерял, остался небольшой участок. Жена сварливая, страдала «недержанием языка», дети отреклись в гонение, беспутные. М.б. лит. фикция.

Ц. – башня, символ единства и святости. Цель сущ-ния Ц. – духовное преуспечние и святость верующих. Или башня на белом камне – Сын Божий; дверь – Христос, только принявшие Его имя могут войти в Царство Божие. О покаянии.

Учение о двух ангелах, пребывающих с каждым человеком. Один – Ангел правды, а др. – Ангел лукавства. Первый нежный, тихий, кроткий, беседует с чел. о чистоте, святости, умеренности, второй – скорый на гнев, жестокий и неразумный, деяния его лукавы и напр. на развращение чел-ка. Сосуд, в кот. обитает всё. Но не пассивная игрушка, а зависит от него самого. Главное хранить веру, иметь страх Божий и воздержание. Сверхдолжные заслуги.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Сщмч. Климент Римский. Икона. Русский Север (нач. XVI в.)

И́же от Бо́га чудоде́йствы/ пресла́вно удивля́я вселе́нныя концы́ ми́ра,/ свяще́нный страда́льче,/ па́че естества́ мо́рю соста́вы вода́м содева́еши разделе́ние/ в честне́й па́мяти твое́й/ всегда́ притека́ющим усе́рдно в Богозда́нную ти́ це́рковь/ чуде́сным твои́м моще́м,/ и по всенаро́дном хожде́нии/ мо́ре во еди́но тече́ние чудоде́тельне твори́ши,/ Кли́менте преди́вный,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (Подобен: Твердыя:)

Боже́ственнаго виногра́да священнооде́янна/ всем лоза́ яви́ся,/ ка́плющи сла́дость прему́дрости,/ моли́твами твои́ми, всече́стне,/ да тебе́ истка́ну, я́ко багряни́цу,/ пе́снь мы́сленную принесе́м,/ Кли́менте свя́те,// спаси́ рабы́ твоя́.

Тропарь, глас 2, на обретение мощей

Не отврати́ нас посрамле́нных, Кли́менте,/ ве́рою припа́дающия ко твоему́ гро́бу, свя́те,/ но приими́ раб свои́х сердца́/ приступа́ющих ра́це святы́х твои́х моще́й моля́щеся,/ я́ко да блаже́нных и ще́дрых твои́х улучи́м/ наслади́тися ста́ду твоему́ ми́лостию,/ Бо́гу даю́щу ве́рным исцеле́ние/ и грехо́м оставле́ние и очище́ние,/ моли́твами твои́ми, сла́вне,// и ве́лия ми́лости.

Примечания

  1. По мнению некоторых исследователей, это могут быть и другие места в окрестностях Херсонеса, например, мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция говорит именно о каменоломнях Инкермана.
  2. Православные источники считают местом упокоения святого Климента Казачью бухту в западной части Гераклейского полуострова.
  3. .
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 января 2016.
  5. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
  6. ↑ Там же.
  7. Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
  8. Слово на обновление Десятинной церкви / Пер. Виталия Задворного // Истина и жизнь. 1994. № 10. С. 38.
  9. Роже — французский епископ города Шалон-на-Марне в Шампани.
  10. Назаренко А. В. «Западноевропейские источники». Стр.354. Пер. А. В. Назаренко по Glossa Remensis ad Psalterium Odalrici. Paris, 1904
  11. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12. С.61.
  12. . Православие.Ru (14.01.2020). Дата обращения: 14 января 2020.
  13. 1 Кор. Климента Римского 59:1-2; цитируется по публикации: Св. Климента Еп. Римск. къ Коринф. послание 1. — Писания мужей апостольских (в русс.пер., с введ. и прим. прот. П.Преображенского). — СПб., 1895
  14. Evangelisches Kirchenlexikon, Bd. 1. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1986 — S. 518: «Auf dieser Bahn geht 1Clem weiter, der das Bischofsamt unmittelbar auf die ordnungsgemäße Einsetzung durch die Apostel zurückführt und damit erstmals den Gedanken apostolischer Sukzession anklingen läßt (44,2f).».
  15. Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1988 — с. 70
  16. См. Grelot P., Dumais Μ. Homelies sur 1’Ecriture a Tepoque apostolique. — Paris, 1989. — P, 25 etc.).
  17. ↑ Mercer dictionary of the Bible / ed. Watson E. Mills, Roger Aubrey Bullard. Macon, GA: Mercer University Press, 1997. pp. 160—161.

Почитание

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Живший задолго до разделения церквей, святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (Церковь Климента, Папы Римского), Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861 года. Святой равноапостольный Кирилл лично перевёз мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города князем Владимиром Великим в 988 или 989 году мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.

О глубоком почитании на Руси святого Климента свидетельствует «Слово на обновление Десятинной церкви» (XI век). В нём Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Про Херсонес как место упокоения святого Климента было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

В XIII веке французский монах Гильом де Рубрук писал:

Памятник священномученику Клименту Римскому в Казачьей бухте Севастополя был установлен в конце декабря 2019 и освящён 12 января 2020 года.

Священномученик Климент

Поделиться

Первый век от Рождества Христова – время преследований христиан. В этот период одним из наказаний за христианское исповедание было изгнание.

Среди тех, кто оказался в немилости правителей языческого Рима был святой Климент, папа Римский. Как и многие другие верные Христу, он был изгнан в конце первого века в отдаленные владения Римской империи – Херсонес Таврический.

Священномученик Климент родился в Риме, в богатой и знатной семье, состоявшей в родстве с римскими императорами. Уже взрослым, в двадцать четыре года он покинул Рим. В путешествиях он познакомился с апостолом Варнавой, и стал горячим сторонником учения Христа. А позже, встретившись с апостолом Петром, приняв от него крещение, примкнул к группе его учеников.

Папа Климент был избран римскими пресвитерами в епископы (и управлял Церковью Христовой в последнем десятилетии первого века. В тот период римская община была влиятельной во всем христианском мире. И самим же папой описывалась сильной, осознающей обязанность заботиться о всей Церкви. Климент был талантливым проповедником, благодаря чему многие из римлян принимали христианскую веру.

Деятельность папы Климента возмутила язычников города, и подняв волнение, они добились его ссылки. С прибытием Климента в Херсонесе связывают не только чудесное появление водного источника близ инкерманских каменоломен, где ссыльные были обязаны трудиться, но и главное – рост христианской общины города. По преданию, каждый день папа Климент крестил множество людей из местных, принявших веру во Христа. Там же, в каменоломнях был вырублен храм, в котором папа Климент проповедовал и служил, а все идолы и капища в окрестностях были уничтожены самими же жителями.

Успехи святого Климента не остались без внимания римских властей и в далеком Херсонесе. По велению императора ТраЯна, того же, который отправил его в ссылку, в 101-м году Климент был связан и брошен в море c мыса Фиолент. Ученики и все верные христиане в день кончины святого до обретения его мощей раз в год приходили к морю, по их молитвам оно отступало, и все они могли поклониться мощам праведника.

Обретение мощей святого связывают с появлением в этих землях христианских учителей Кирилла и Мефодия.

Часть мощей ими же была доставлена в Рим. А часть перенесена в Киев равноапостольным князем Владимиром.

Третий преемник апостола Петра на римской кафедре – святой Климент – почитается всеми христианами.

В его память освящены пещерный мужской монастырь в Инкермане, Базилика в Риме, Храм в Москве.

Священномученику Клименту принадлежит несколько сочинений. Мудрые мысли святого актуальны и в наши дни.

В одном из своих посланий он писал: «Сияние – в правде, истина – в свободе, вера – в уповании».

Как жил сам, так завещал и другим.

Второе послание к Коринфянам

Время написания: Относят к середине II века.Жанр: скорее проповедь, чем послание.Аутентичность: авторство св. Климента, автора I послания к Коринфянам
доказать практич. невозможно.

Второе
послание Климента к Коринфянам

главы
1-12,4
гл.
12,5–20
Источник Codex
Alexandrinus.
Codex
Hierosol. 54 (XI в., 1056 г)
.
Автор основного
(наиболее распр.) перев. на рус.
П.А. Преображенский Барсов Н.И.
Первое издание
основного пер. на рус.
Памятники
древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей
апостольских (прилож. к Православному Обозрению). М., 1860. — С. 169–180.
Барсов
Н.И.
История
первобытный христианской проповеди (до IV века). СПб., 1885, 162–165

Клименту приписывают
и другое
(т.е. второе) Послание,
но мы знаем, что оно не так известно, как первое, и в древности его не
знали.
(Евсевий.
Церковная история III, 38)

Псевдоклиментины («Климентины»)

Климентины (Clementina) — все те древние сочинения
, к-рые предание связывало с Климентом Римским.

Они относятся к обширному разряду апокрифических деяний, которые стоят на
ряду с
многочисленным
апокрифическим деяниями Апостолов (хотя речь
идет не об Апостоле, а о муже Апостольском), составляемыми в первые
века христианства.

Все эти сочинения можно свести в три группы:

(1) «Гомилии» или «Беседы» + «Свидания» (Recognitiones, Άναγνωρισ);(2) так называемый «Апокалипсис Петра или Климента»(3) «Письма к девственницам» и иные послания.

В узком смысле «Климентинами»
обычно называются
два произведения:
(1) «Беседы св.Климента»
(2)
«Свидания» (Встречи, Узнавания, Recognitiones)

1 группа сочинений.

Беседы или Гомилии

+ Послание апостола Петра к апостолу Иакову (к нему присоединено так называемое «Свидетельство
для получающих книгу»)

+ Послание Климента римского к апостолу Иакову

+ 20 гомилий.

Свидания(Узнавания, Встречи,
Recognitiones)
10 книг
Греческие, сирийские и арабские сокращения Гомилий и Свиданий
  • Два поздних греч. сокращ.
  • частичный сир. перевод
  • Некоторые фрагменты на арабском и славянском языках.

След. ссылки не имеют общего доступа:

Introductory
Notice to Pseudo-Clementine Literature
Recognitions of Clement Introductory Notice to
the Recognitions of ClementBook 1    Book
2    Book
3 Book 4    Book
5    Book
6 Book 7    Book
8    Book
9 Book 10
 Introduction to the Clementine
Homilies 
   Epistle of
Peter to James
   Epistle of
Clement to James
 The Clementine Homilies
Homily 1     Homily
2     Homily
3 Homily 4     Homily
5     Homily
6 Homily 7     Homily
8     Homily
9 Homily 10   Homily
11   Homily
12 Homily 13   Homily
14   Homily
15 Homily 16   Homily
17   Homily
18 Homily 19   Homily
20

Представляют собою версии одного и того же «апостольского
романа»,
повествующего об обращении св. Климента, о всех злоключениях его братьев
близнецов Фавстина и Фавстиниана и их матери Матидии (Митродоры), и о борьбе
апостола Петра с Симоном
волхвом.

Отличаются друг от друга наличием или отсутствием вводных частей, какими-то
деталями и сокращеними.

События излагаются там в духе античного романа
(т.е. роман строится на напряженном сюжете, в который входили разлуки самых
близких людей, родственников, многократные страшные приключения, угрожающие
их жизни, но с обязательным “Happy end”: чудесное воссоединение
семейств, внезапные узнавания родственников, не видевшихся десятилетиями.)

Гомилии и Свидания написаны, вероятно, около IV века двумя
арианизирующими писателями. Местом написания является предположительно
Сирия. Но есть все
основания предполагать, что был какой-то общий источник, из которого
черпали оба автора.

 

источник«Проповеди
Петра»

 
редакция «Гомилии»
 
редакция «Встречи» («Узнавания»).

2 группа.

Так называемый Апокалипсис Петра или Климента.

Три версии этого произведения:

Во всех этих версиях открываются Клименту от имени ап. Петра разные богословские
тайны:
о Св. Троице, о творении, о рае, об ангелах, о Небесном Иерусалиме, о падении
Сатаны, о рождении Девы Марии, о рождении Господа Иисуса Христа, а так же
и эсхатологические пророчества.

3 группа.

Письма к девственницам и иные послания.

а) Два послания к девственницам.

б) Пять посланий каноническо-дисциплинарного содержания.

в) Два эфиопских отрывка апокалиптического содержания.

Ссылка

В ссылку совместно со святым Климентом добровольно отправилось несколько человек из его паствы и между ними два ближайших ученика: Фив и Корнелий.

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды

Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Священное Писание

1 Тим., 286 зач., V, 11-21

11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

Лк., 87 зач., XVII, 26-37

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

28 Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; 30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.

32 Вспоминайте жену Лотову.

33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; 35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; 36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Священномученик Климент, папа Римский. Православный календарь на 8 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

8 декабря (25 ноября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 25-я по Пятидесятнице (двадцать пятый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и память 20 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

***

Священномученик Климент, папа Римский. В московском Замоскворечье есть храм, впервые упомянутый ещё в начале XVII века. Церковь с несколько необычным для православного слуха названием — священномученика Климента, Папы Римского. Но это только в течение последней тысячи лет мы воспринимаем глав Римского престола как отдалившихся от Православия. В первые же века христианства это были истинные наследники первоверховного апостола Петра. И одним из первых среди них стал святитель Климент.

Православный Папа Римский: 8 декабря — память священномученика Климента, Папы Римского

Священномученик Климент родился в Риме в знатной семье, получил прекрасное образование, был окружён роскошью и приближен к императорскому двору. Но узнав о Христе, юный Климент оставил дом и имение и отправился в земли, где проповедовали апостолы. Прибыв в Палестину, он принял Крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником. А незадолго до своей мученической смерти апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа города Рима.

В IX веке Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. После соборного служения этих святых и прибывшего с ними из Царьграда духовенства на поверхности моря чудесно появились святые мощи епископа Климента. После этого их торжественно перенесли в храм. И сегодня, вспоминая мученический подвиг священномученика Климента, Папы Римского, мы должны понимать, как тяжело было проповедовать Слово Божие в первые века христианства. Но богодухновенные труды именно этих людей в те годы изменили весь мир.

Фото: pravoslavie.ru

***

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой конца III — начала IV столетий, один из первых обличителей еретика Ария. Последний из александрийских мучеников, принявший страдания и смерть за верность христианской вере, проповедь Слова Божия и архипастырские труды в 311 году от Рождества Христова, в период антицерковных гонений императора-язычника Максимина. Когда владыка Петр сам вышел на казнь навстречу своим палачам, голос с Небес возвестил:

После святителя осталось немало богословских трудов, в том числе «О Божестве», который зачитывался впоследствии на Ефесском и Халкидонском Соборах, а также знаменитые «Правила».

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Петр Галатийский. О святом Петре из житийной литературы известно немного. Девятилетним отроком он покинул родительский дом и в устремлении к духовной жизни сначала отправился в Святой град Иерусалим, а затем — в Антиохию, где затворился отшельником в пещере. Здесь святой Петр на долгие годы предался подвигам молитвы и строжайшего воздержания, только через день он принимал хлеб и воду. Господь удостоил святого Петра дара чудотворений, исцеления телесных недугов и изгнания бесов. Преподобный Петр Галатийский отошел ко Господу около 429 года, будучи 99-летним старцем. Из столь долгих лет своей земной жизни девяносто он посвятил непрестанному служению Богу.

Преподобномученица Магдалина (Забелина; 1931), священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский, Григорий Воинов, Иоанн Тарасов, Василий Парийский, Косма Коротких, Иоанн Владимирский, Симеон Афонькин, Иларион Соловьёв, Ярослав Савицкий, Александр Вершинский, Иоанн Янушев, Виктор Смирнов, Андрей Шершнев, Варлаам Попов, пресвитеры, мученики Павел Кузовков (1937) и Николай Копнинский (1938). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане), монахиня и миряне Русской Церкви, пострадавшие за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

биография

ранняя жизнь и образование

Джулио Роспильози родился в 1600 году в семье Роспильози , знатной семье Пистойи в Великом герцогстве Тоскана , в семье Джакомо и Катерины Роспильози. Он учился в Семинарии Романо, а затем в Пизанском университете в качестве ученика иезуитов , получив докторскую степень в области теологии, философии, канонического и гражданского права в 1623 году. После получения докторской степени он преподавал там богословие в качестве профессора с 1623 по 1625.

Епископат и кардинал

Позже Роспильози тесно сотрудничал с Папой Урбаном VIII (1623–1644), где он работал в дипломатическом корпусе в качестве референдума Апостольской сигнатуры . Он был назначен титулярным архиепископом Тарса в 1644 году, а затем получил епископскую хиротонию в Ватикане. Роспильози также служил апостольским нунцием в Испании с 1644 по 1653 год, когда он решил уйти в отставку с этого поста. Он жил в отставке во время понтификата Папы Иннокентия X, который не любил и дистанцировался от тех, кто был связан с его предшественником. Он также был назначен викарием Санта-Мария-Маджоре в Риме .

Роспильози был искусным литератором, написавшим стихи, драмы и либретти , а также то, что может быть первой комической оперой , а именно его либретто 1637 года Chi soffre, speri . Он также был покровителем Николя Пуссена , заказав у него «Танец под музыку времени» и продиктовав его иконографию.

Папа Александр VII назначил его кардиналом в 1657 году как кардинал-священник Сан-Систо-Веккьо, а также был назначен кардиналом государственного секретаря в 1655 году, которым он занимал до 1667 года.

Художественные работы

Либретти

  • для Джованни Джироламо Капспергера : I Pastori di Betlemme (1630)
  • для Стефано Ланди : Il Sant’Alessio (1631/2, 1634)
  • для Микеле Анджело Росси : Erminia sul Giordano (1633)
  • для (композитор неизвестен): I Santi Didimo e Teodora (1635, 1636)
  • для Марко Мараццоли и Вирджилио Маццокки : Chi Soffre, Speri (1637, 1639)
  • для Аурелио Аурели : La Sincerità Trionfante (1638, 1639)
  • для Вирджилио Маццокки: Il San Bonifazio (1638, 1639)
  • для Вирджилио Маццокки: La Genoinda (1641)
  • для Луиджи Росси : Il Palazzo Incantato (1642)
  • для Вирджилио Маццокки: Il Sant’Eustachio (1643)
  • для Антонио Мария Аббатини и Марко Мараццоли: Даль Мале Иль Бене (1654, 1656)
  • для Марко Мараццоли: Le Armi e Gli Amori (1656)
  • для Антонио Мария Аббатини: La Comica del Cielo (1668)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector