Свято-троицкий герасимо-болдинский мужской монастырь

Достижения золотого века

После смерти Герасима монастырь стал еще белее популярен. Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Смоленского края. Благодаря получению крупных денежных пожертвований под постоянной опекой царской власти монахи получили возможность возводить каменные сооружения.

Конец шестнадцатого века ознаменовался появлением на территории Болдинского монастыря:

  • Пятиглавого собора Троицкого, к которому пристроены два симметричных придела в честь таких святых, как Иоанн Богослов, Борис и Глеб.
  • Комната трапезной палаты, где размещена шатровая церковь в честь такого большого христианского праздника, как Введение во храм Богородицы.
  • Шестигранное сооружение столпообразной трехъярусной колокольни.

Все описанные сооружения Болдинского монастыря стали шедеврами, которые ознаменовали золотой век в русском зодчестве.

Духовный путь Герасима Болдинского

Преподобный Герасим Болдинский был уроженцем Переяславля-Залесского. Он родился в 1490 г. Родители, о которых ничего кроме имён не известно, назвали сына Григорием. Мальчик, как написано в житии преподобного, не любил детские игры, предпочитая уединение, молитву и церковные службы. В то время в Горицком Успенском монастыре в Переяславле-Залесском (сейчас на территории монастыря размещается музей-заповедник) жил преподобный Даниил Переяславский, уже тогда известный своей подвижнической жизнью. Григорий очень хотел стать монахом и в тринадцать лет отправился в Горицкий монастырь, чтобы попросить преподобного взять его под духовное руководство. Видя большое желание мальчика вести монашеский образ жизни, святой Даниил принял его в монастырь. Вскоре Григорий был пострижен в монахи с именем Герасим.

Будучи монахом Герасим трудился на строительстве храма и келий (жилищ монахов) нового, основанного преподобным Даниилом Троицкого монастыря, изготавливал и чинил обувь, рубил дрова, молол зерно и т. д. Он во всём слушался преподобного Даниила, очень много молился, строго постился, ограничивал себя в желаниях, чтобы бороться со страстями и спасти свою душу.

Слава о подвижнической жизни преподобного Даниила достигла даже Москвы. Великий князь московский Василий III призвал к себе святого вместе с его учеником Герасимом, чтобы послушать наставления о спасении души.

Преподобный Герасим прожил в монастыре под руководством преподобного Даниила 26 лет. Затем он, стремясь к ещё более уединённой и строгой жизни, попросил своего наставника благословить его стать отшельником. Подвижник ушёл в дремучие леса Смоленской земли и поселился под Дорогобужем. Жизнь в таком месте была полна опасностей: здесь было много диких животных, ядовитых змей, а также разбойников. Последние не раз нападали на преподобного Герасима, а святой, как написано в его житии, кротко сносил побои и молился о спасении обидчиков. Питался святой дарами леса, а также хлебом, который клали добрые люди в подвешенный Герасимом на дереве кузовок. В житии преподобного описана очень интересная ситуация. Часто хлеб, предназначенный для отшельника, брали другие люди, и «впоследствии явился у него сторож его кусочков — ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклёвывал глаза и обращал их в бегство». Это напоминает ветхозаветную историю о том, как посылаемый Богом ворон кормил в пустыне пророка Илию.

Отшельник, или пустынник, — человек для более тесного общения с Богом поселившийся в уединении и отказавшийся от общения с людьми, миром.

Преподобный Герасим Болдинский. Привратная икона Болдинского монастыря.

Через какое-то время преподобный Герасим «по особому ведению (знанию)» пришёл на Болдину гору под Дорогобужем, где впоследствии основал Троицкий монастырь. Местные жители сначала приняли монаха в штыки: они думали, что это какой-то бродяга, и ожидали от него только плохого. Некоторые из них даже избили ни в чём не повинного человека. Затем святого отвели в Дорогобуж на суд к наместнику. В это время в городе находился посланник Василия III, который узнал преподобного Герасима. Поняв, что «бродяга» оказался знакомым самого великого князя, наместник попросил у преподобного прощения, разрешил ему остаться жить на выбранном месте и даже дал средства на строительство монастыря.

Праздник деревьев и предков

Ларчик открывался просто: дело в том, что учитель Герасима, Даниил Переславский, приходился кумом великому князю Василию III и крестил будущего Ивана Грозного. Потому частенько бывал при московском дворе и всегда брал с собой Герасима. Так что столичный посланец был просто-напросто хорошо с ним знаком. Но явился он в нужное время и в нужное место. Чем не чудо? Разумеется, «ария московского гостя» возымела действие. Воевода не только отпустил Герасима и запретил его трогать, но и выделил свои личные средства на обустройство обители на месте священной рощи язычников. А инок, чтобы хоть как-то примирить местных жителей с неизбежными переменами в их жизни, взялся строить не абы какой монастырь, а именно Троицкий — в честь Троицы, праздника древних славян, прославляющего природу и деревья. Пощадил он и священный дуб, который был жив ещё в конце XIX века и находился «среди монастыря при особой часовне». До наших дней он, увы, не сохранился. Но его потомки и теперь растут на территории Троицкого монастыря. Кроме Болдинской обители, неугомонный Герасим основал ещё три монастыря. Но на закате жизни он вернулся в Болдино, где и умер в 1554 году, оплакиваемый братьями и особенно прихожанами: к тому времени Герасим приобрёл репутацию святого человека, способного молитвой избавлять от болезней — как физических, так и душевных. Поэтому несчастные, «мучимые злым духом», продолжали стекаться к месту погребения старца в Троицком соборе: бесноватые прекращали падать в падучих, а «скорбные умом» обретали ясность мышления. И поскольку таких случаев было очень много, монастырь стал вести учёт чудесам святого Герасима.

Возрождение

Болдинский мужской монастырь – место проведения ярмарок, которые устраивались в честь престольных праздников два раза в год – в день Святой Троицы и зимнее празднование Пресвятой Богородицы.

Конец девятнадцатого века ознаменовался возведением новых келий из дерева, появилась гостиница, в которой могли остановиться богомольцы. Силами архимандрита Андрея помимо перечисленных работ удалось восстановить келью, где жил преподобный Герасим – основатель монастыря.

Свято-Болдинский монастырь также подвергался влиянию времени. Когда красота построек начала угасать, в начале 20 века силами молодого реставратора Петра Барановского была предложена уникальная методика для проведения реставрационных работ. Но памятник архитектуры начали реставрировать только в тридцатых годах.

Параллельно с выполнением реставрационных работ Барановский начал заниматься созданием музея.

В это время по причине влияния политики новой советской власти начались гонения верующих вплоть до осквернения мощей Герасима – основателя монастыря. Годы безбожнической власти были потеряны для реставраторов. Мало того, этих людей репрессировали.

Великая Отечественная война принесла новые потери. Тогда фашистами были уничтожены строения Троицкого собора, колокольня, трапезная палата и Введенская церковь.

История монастыря до революции

Покровский монастырь был основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Крупный астраханский откупщик дьяк Василий Кучуков взял у владыки тысячу рублей под залог своего сада в междуречье реки Кутум и притока Луковки. Вернуть долг дьяк не смог, поэтому участок земли перешёл во владение архиерея, который основал на этом месте монастырь.

В 1708 году был построен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней. При храме поселились несколько иноков из архиерейского дома. Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря[источник не указан 1730 дней].

Фрагмент сохранившейся росписи одного из монастырских храмов

При Астраханском епископе Мефодии в 1763 году в обители были построены два храма — во имя преподобного Илариона Великого в южной угловой башне и в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского, в северо-восточной башне.[источник не указан 1730 дней]

В 1790 году Покровский монастырь стал самостоятельным.[источник не указан 1730 дней]

В 1806—1808 годах Астрахань поразила эпидемия чумы. Многие горожане стремились в Покровский монастырь, потому что в пределах обители, как считалось, болезнь отступала. Возле монастыря возник целый лагерь. Сами же братия заражались чумой, причащая больных в карантине на Стрижевом бугре, рядом с монастырём, и умирали. В живых осталось лишь несколько монахов. В 1807 году больница со Стрижевого бугра была перенесена в монастырь, а оставшаяся братия была размещёна по другим астраханским монастырям до сентября 1708 года, когда монахи вернулись в обитель, очищенную от чумы.[источник не указан 1730 дней]

В 1822 году Воскресенский Болдинский монастырь из-за неудобства его расположения на берегу, постоянно подмывавшемся водой, был объединён с Покровским монастырем под названием Покрово-Болдинского.[источник не указан 1730 дней]

Варваринская церковь

В 1867 году храм в честь преподобного Илариона был отремонтирован и заново освящён в честь святой великомученицы Варвары, в молитвенное воспоминание умершей супруги купца Иоакима Андреевича Репина, на чьи средства был проведен ремонт храма.[источник не указан 1730 дней]

В 1893 году был выстроен новый двухэтажный настоятельский корпус, в 1903 года — новая колокольня. В 1900—1902 годах была перестроена большая часть монастырских зданий.[источник не указан 1730 дней]

В 1908 году был освящён новый храм, построенный на месте обветшавшего храма в честь святителя Мефодия. Новый храм был освящён в честь святителя Мефодия, патриарха Цареградского, в честь преподобного Сампсона Странноприимца и в честь великомученицы Екатерины, небесной покровительницы купчихи Е. Ф. Башкиной, на средства которой и был выстроен этот храм.[источник не указан 1730 дней]

Главной святыней обители была древняя чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы. В годы эпидемии 1806—1808 годов многие астраханцы исцелились от чумы после молитвы перед этим образом.[источник не указан 1730 дней] Известны были несколько случаев избавления от нашествия саранчи после крестных ходов с чудотворным образом.[источник не указан 1730 дней] С давних времён жители города Астрахани, с разрешения монастырского начальства, носили эту святую икону по своим домам для освящения их и молитвы перед нею.[источник не указан 1730 дней]

После начала Первой мировой войны в монастыре был открыт госпиталь на 30 человек. Покрово-Болдинский монастырь принял под свою опеку и 26 человек беженцев.[источник не указан 1730 дней]

История

Средневековый период

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом
Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли
от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель
занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К
концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в
Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других
уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными
дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки
существовали в Дорогобуже,
Вязьме,
Смоленске,
Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными
угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах.
Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (не сохранился),
колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во
храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно
гипотезе П. Д. Барановсго, в строительстве принял участие
государев зодчий Фёдор Конь.

И я там был и мёд там пил… — einhait @ Flickr

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе

Польского королевства. Монастырь опустел; позже его строения
были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь
возрождён в 1654 году, когда смоленкие земли вновь вошли в состав
Московии. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к
концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII — начало XX века

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II
(1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь
монастырю оказал благотворитель — князь Андрей Долгоруков.

Burov.yl @ WikiCommons

На 1870—1880-е годы приходится новый расцвет монастыря.
Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит)
Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем
были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и
храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте
кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные
здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, профсорная,
мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух
древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного
Герасима».

В 1919—1927 годах в монастыре были проведены реставрационные
работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших
монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в
экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты
изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная
М. И. Погодиным. На территорию обители был перевезён
деревянный храм из села
Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком
соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме —
колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки
молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был
базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились
ремонтные мастерские. В марте 1943 году при отступлении немцы
заминировали и взорвали старинные постройки — Троицкий собор,
Веденский храм и колокольню.

Burov.yl @ WikiCommons

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся
обмерам и фотографиям под руководством
П. Д. Барановского. Они продолжаются и поныне
(руководитель — ученик Барановского
А. М. Пономарёв.

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной
церкви.

Burov.yl @ WikiCommons

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя
башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди
других построек — деревянный дом игумена, сторожка у Святых
ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на
подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная
часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона
Калужского. Развалины Троицкого собора расчищены; предполагается
восстановление главного храма обители.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся
захоронений — могила семьи Вистицких, с металлической оградой
и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана)
Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его
сыновей — Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был
назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской
армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году
возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворье (деревянный храм) в Дорогобуже;
патронирует открытие Дмитровского женского монастыря в
Дорогобуже.

Нынешний настоятель монастыря — архимандрит Антоний
(Мезенцов).

Burov.yl @ WikiCommons

История

Смоленская обитель была основана отцом Герасимом Болдинским в 1528 году. Предыстория появления в этих местах монастыря такова — однажды преподобный, пребывая в глубокой вечерней молитве, услышал колокольный звон. Не предав этому значения, он после молитвы отправился спать, но в последующие дни во время молитвы благовест вновь наполнял собой дом отца Герасима. Тогда батюшка решил следовать за этим звоном и вышел на поляну, где он вскоре поставил крест, послуживший началом Болдинской обители.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь

Строительство и развитие монастыря началось в 30-х годах 16 века. К началу 17 века эта была уже довольно большая территория с несколькими расположенными на ней храмами и многочисленной братией. Этот период ознаменован также началом каменного строительства, для которого из Москвы был специально приглашен известный в то время мастер, состоящий на службе у самого царя — Федор Конь. По его проекту были построены:

  • Троицкий собор,
  • колокольня,
  • церковь Введения Богородицы в храм,
  • трапезная.

Начиная с 20-х годов 17 века, город Дорогобуж стал считаться частью Речи Посполитой. Эти времена стали для монастыря настоящим бедствием, потому что монастырь не только пришел в запустение, но и был разорен.

Спустя некоторое время обитель перешла во владение Смоленского иезуитского коллегиума, и только в 1654 году, с возвращением Смоленщины Русскому государству, началось возрождение Болдинского монастыря. Конечно, все те земли и села, которыми владел некогда монастырь, теперь ему не принадлежали. Об этом говорит тот факт, что в конце 17 века из имеющихся 100 деревень в монастырском владении осталось только лишь 20.

Важно! В начале 18 века святитель Иоанн открыл при монастыре типографию, где печаталось множество книг, учебных пособий и прочих сочинений духовного содержания. Следующая беда настигла Смоленскую мужскую обитель во времена правления Екатерины II, согласно манифесту, подписанному императрицей, монастырь лишился последних земель

Но в это же время у монастыря появился свой благотворитель — Андрей Долгоруков

Следующая беда настигла Смоленскую мужскую обитель во времена правления Екатерины II, согласно манифесту, подписанному императрицей, монастырь лишился последних земель. Но в это же время у монастыря появился свой благотворитель — Андрей Долгоруков.

В 19 веке Болдинскому монастырю вновь удалось достичь величайшего рассвета. В этот период настоятелем был избран иеромонах Андрей Васильев, который за 24 года управления обителью не только провел ремонт во всех храмах монастыря, отреставрировал имеющиеся архитектурные элементы 16 века, но и построил Святые ворота, часовню на месте, где когда- то была келья Святого Герасима.

Мозаичная икона святого Герасима Болдинского на воротах монастыря

Появились также множественные хозяйственные постройки, кельи, а также дом настоятеля, гостиница, принимающая паломников, мельница и огромный сад. Отец Андрей — автор-составитель «Жития Преподобного Герасима».

Не обошли стороной монастырь и испытания советской властью, в эти годы в помещениях обители был устроен музей, в числе экспонатов которого были и те, что остались с первых веков существования обители, как то фрагменты изразцовой печи 17 века, а во дворе появился старинный деревянный храм, привезенный из села Усвятье.

С осени 1929 года монастырь стал считаться официально закрытым, а в 1943 году, во время бомбежки были уничтожены Троицкий собор, Введенский храм и колокольня.

Лишь в 1991 году Болдинская мужская обитель вновь была передана в «руки» Русской православной церкви.

Наше время

В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.

И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз – когда фрагменты были возвращены на свои места.

В конце века произошло знаменательное событие – освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.

Обретение мощей святого Герасима Болдинского

Преподобный Герасим преставился (скончался) 1 мая (14 мая по новому стилю) 1554 г. на 65-м году жизни. Он был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова.

Ещё при жизни преподобный Герасим Болдинский приобрёл широкую известность и славу. Вскоре после смерти он стал почитаться как местночтимый святой. К месту его захоронения всегда стекались богомольцы. В 1920-е гг. советская власть, пропагандировавшая атеизм (отрицание существования Бога и всего сверхъестественного), проводила кампанию по борьбе с почитанием мощей (останков) святых. В рамках этой кампании было вскрыто предполагаемое захоронение преподобного Герасима. Найденные останки были перезахоронены вне монастырских стен. Однако, как показали дальнейшие исследования, обнаруженный в советское время саркофаг не был гробом преподобного. Это было более позднее захоронение кого-то из братии монастыря. А мощи святого Герасима должны были находиться гораздо глубже.

В 2001 г. в Троицком соборе в результате раскопок на глубине трёх метров было обнаружено захоронение XVI в. В нём даже сохранилась кожаная обувь, а ведь святой владел сапожным мастерством.

Так что не вызывает сомнений, что это мощи преподобного Герасима Болдинского.

Рака с мощами преподобного Герасима Болдинского. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

Святые мощи теперь хранятся в восстановленном Свято-Троицком соборе монастыря, а день их обретения — 20 июля — празднует вся Православная Церковь, так как 3 февраля 2016 г. решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви преподобный Герасим Болдинский был канонизирован для общецерковного почитания.

В 2012 г. на территории Вознесенской церкви Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря был установлен памятник преподобному Герасиму Болдинскому. Автор памятника— известный белорусский скульптор Игорь Чумаков. Такой же памятник (точная копия) открыт в том же году и в Калининграде во дворе храма преподобного Герасима Болдинского.

Памятник преподобному Герасиму Болдинскому, Вязьма. Скульптор И. Н. Чумаков. 2012 г.

Последние язычники

Весной 1528 года он объявился около Дорогобужа, через который тогда проходил путь на Запад, в Литву. Построил вблизи дороги хижину и стал жить в одиночестве, если так можно назвать придорожное существование: кто только не ехал в Литву и из Литвы: и почтенные купцы, и обычные бродяги, и вояки, и бандиты. Место, выбранное Герасимом, оказалось неспокойным. Ситуацию усугублял тот факт, что эта территория была отбита у Литвы лишь несколько лет назад, и местные жители ещё толком не разобрались, чьи они будут. Потому со святым старцем особенно не церемонились. Он-то, конечно, полагался на Господа, но, увы, авторитет последнего среди аборигенов был не слишком высок. Дело в том, что Литва была последним европейским государством, отказавшимся от язычества: по расчёту, конечно, а не по зову души. Во-первых, из соображений статуса: литовские князья-идолопоклонники не могли считаться равными государям-христианам. Во-вторых, по политическим мотивам. Соседнее Московское княжество крепло на глазах и грозило превратиться в противника, справиться с которым без посторонней помощи было бы невозможно. Идеальным союзником являлась католическая Польша, но альянс с ней требовал перехода в католичество. И в конце XIV века литовцы официально стали католиками. Но на деле ещё долгие десятилетия оставались идолопоклонниками и ходили молиться в окрестные священные рощи и дубравы. И вот как раз на таких язычников и нарвался Герасим.

Герасим Болдинский — монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

1490

в этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, — читаем в Житии святого, — проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного.

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка.

Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения.

65

столько лет было отцу Герасиму, когда он умер

На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

говорится в Житии святого.

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

1 мая 1554

в этот день на 65 году жизни скончался преподобный Герасим

День памяти преподобного Герасима 5 августа (переходящая) в день Собора Смоленских Святых.


Преподобный Герасим

Похоронен преподобный Герасим был в Троицком соборе Болдинского монастыря.

Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2 — 3 февраля 2021 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Лучшие из лучших

Болдинский монастырь Смоленской области имеет массу неоспоримых художественных достоинств. В их создании принимали участие лучшие царские мастера:

  • Федор Конь, государев мастер;
  • Терентий, церковный мастер;
  • Постник Дермин, иконописец;
  • Степан Михайлов, иконописец;
  • Иван Афанасьев, литец.

Болдинский монастырь Смоленской области славился учеными мужами. Настоятель монастыря, которого преподобный Герасим назначил еще при своей жизни, назывался краснописцем. Следующему же болдинскому игумену, Антонию, епископу Вологодскому, удалось написать труд о житие преподобного Герасима.

Святой преподобный Герасим Болдинский

Почти пятьсот лет назад монах Герасим пришел сюда и поселился в дупле дуба. На отшельничество его благословили после того, как он провел 20 лет в Переяславской обители, куда он пришел в 13-летнем возрасте. Он шил обувь для братии и нищих. В обители и даже в столице его знали и любили за мудрость и благочестие. Избегая мирской славы, преподобный решился уйти в леса.

Невдалеке от того места, где он жил, проходила торговая дорога, на которой промышляли разбойничьи шайки. Эти люди много раз пытались его прогнать, избивали. Жители соседней деревни тоже не раз нападали на святого, пытаясь выгнать его. Однажды, оклеветанный недругами, преподобный Герасим попал в тюрьму, где его узнал один боярин, приехавший к наместнику царя. Они виделись, когда Герасим со старцем Даниилом Переяславским, царским духовником, приходил к царю. Боярин в пояс поклонился иноку. Герасима освободили, дали ему охранные грамоты и пожертовования. С тех пор к его дубу начали приходить люди за советом и благословением.

Он всех с радостью принимал, построил церковь. С течением времени вокруг отшельника стали селиться желающие уединенной жизни. Тогда святой Герасим отправился пешком в Москву просить позволение на основание новой обители. Когда он пришел в столицу, у царя родился наследник Иоанн Васильевич. Преподобный попал на его крещение, и, оказалось, что восприемником был его старец. Государь принял инока, дал царскую грамоту и подарки на новую обитель. На царские деньги силами самой братии воздвигли храм и братские кельи.

Став игуменом, преподобный, как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, много трудился и молился.

Трудные времена

Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.

Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.

Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.

Подведем итоги

Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.

Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.

Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector