Женский ставропигиальный свято-троицкий стефано-махрищский монастырь

История

Основал обитель прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным.

Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ.

Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля.

В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.

Варлаам возобновил устроенную Стефаном Троицкую Авнежскую пустынь. В 1570 г. игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского. В 1583 г. он вернулся на покой в Махрищский монастырь в Александрове, где вскоре скончался.

При Иоанне Грозном и отчасти на его пожертвования в монастыре в Александрове был построен каменный Троицкий собор с приделом в честь прп. Стефана. В Смутное время монастырь разорили. Попечением митрополита Московского Платона, который отдыхал здесь почти каждое лето, его отстроили вновь в 1791-1808 гг. Закрыв обитель, коммунисты уничтожили Троицкий собор и церковь прп. Стефана.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Махринской подмонастырской слободе (с 2010г. Храм Пресвятой Троицы Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря)

В 1824 году недалеко от восточных врат монастыря была поставлена деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм этот был перевезен сюда из села Ям и предназначался для прихожан Махринской слободы.

В 1764 году, после упразднения монастырских вотчин и передачи их государству, жители Махринской слободы и 12 селений, входивших во владения Махрищского монастыря, образовали самостоятельный приход.

Новый приход, находясь во Владимирской губернии, подчинялся епархиальному архиерею, тогда как сам Махрищский монастырь — находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

Прихожане и духовенство, однако, не имели своего храма, и по распоряжению митрополита Московского Платона (Левшина), богослужения и требы совершались в надвратном монастырском храме преподобного Сергия с отдельно устроенным входом снаружи.  

Храм был холодный, и потому в зимнее время многочисленные прихожане охотнее посещали теплый монастырский храм, что приводило к частым недоразумениям между приходским духовенством и монастырским начальством. После   1824 года за крайней ветхостью Сергиевская церковь была запечатана, и приход остался без собственного храма.

Об этом затруднительном положении  стало известно Преосвященному Парфению, епископу Владимирскому. В 1824 г. владыка помог приходу купить деревянную церковь в селе Ям у помещика Яковлева.

В 1832 году махринский священник Иван Герасимов обратился с просьбой к Преосвященному Парфению об освящении вновь устроенной каменной теплой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1851 году прихожане сумели собрать средства для переустройства храма. Была возведена новая трехъярусная колокольня  и устроены два придела: по правую сторону в честь святителя Николая, а по левую – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Одноэтажная каменная церковь имела вид корабля. Северный и южный приделы были размещены в трапезной части, с западной стороны располагался притвор, с пристроенной к нему  трехъярусной колокольней.

В 60 – 70 годы храм благоукрашался усердием и на средства ревностного приходского старосты крестьянина деревни Юрцово Ильи Васильевича Дворецкого. В храме был настелен мраморный пол, позолочен центральный четырехъярусный резной иконостас, стены были расписаны масляными красками, росписи выполнял Ф.Д.Лавровский. С 1877 по 1879 год, на средства того же старосты, была возведена каменная ограда. При храме действовало церковно-приходское училище и библиотека.

В конце 30-х годов XX века храм был закрыт, разобраны алтарная часть и верхний ярус колокольни. В советское время в стенах храма размещался клуб, чайная, библиотека.

Замечательный памятник архитектуры, включенный в ансамбль памятников Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, долгое время пребывал в запустении, так как средств на его восстановление у возрождающейся обители не было. Лишь в 2006 году нашлись  благотворители, и были начаты реставрационные работы.

6 мая 2006 года, в день памяти вмч. Георгия Победоносца, был отслужен водосвятный молебен, состоялась закладка первого камня в основание разрушенной части  Сергиевского приходского храма. Всего за три с половиной года удалось заново восстановить разрушенный храм. Летом 2009 года иконописцы художественной мастерской «Киноварь» под руководством А.А. Лавданского расписали алтарь храма.   К концу 2009 г. основная часть реставрационных работ завершилась, храм был готов к освящению. В течение почти 70 лет Троицкая обитель не имела главного престола: храм Пресвятой Троицы в 1942 г. взорвали, щебень был использован на сооружение военного аэродрома в д. Слободка Киржачского района. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла восстановленный храм преподобного Сергия решено было переосвятить во имя Святой Живоначальной Троицы. 

15 августа 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого храма и возглавил Божественную литургию.

3 сентября 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха в храм Пресвятой Троицы были перенесены мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, прежде почивавшие в храме преподобного Стефана Махрищского.

21 июня 2012 года правый придел храма Пресвятой Троицы был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Торжественное освящение и Божественную литургию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский.                

Книги о монашестве

Архимандрит Иоанникий (Коцонис). Афонский отечник

«Афонский отечник» – это повествование в духе древних патериков о жизни и подвигах современных афонитов – жителей Святой Горы. Их слова исполнены глубины и Божественной мудрости, их аскеза дышит любовью к Богу, их жизнь есть неослабное горение духа… 
На вопрос современного человека: «Можем ли мы исполнить Христовы заповеди в наше время?» – автор книги, монах-святогорец, дает однозначный ответ: «Приидите и видите!».

Игумен Филарет Глинский. До и после пострига. Поучения монахам

«Приступая к постригу, мне, при помощи Божией, хотя вкратце, следует объяснить тебе значение воспринимаемого тобою святого ангельского образа. Блажен будешь ты перед ангелами и человеками, когда «Богу содействующу и молитвами святых потщишься подвижнически» соблюсти все обеты, которые лучше исполняются оставившими «все, еже в мире», и всем сердцем желающими работать Богу не по нужде, но добровольно, с любовию, верою, терпя без роптания всё случающееся до последнего своего вздоха, отсе­кая свою волю, ни в чем не оправдываясь и не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития, но относя их к Божию о нас промышлению для очищения грехов, для испытания (искуса) и будущего воздаяния (венца), как говорят это святые отцы, которые ободряли себя надеждою вечных благ, уготованных Господом нашим для возлюбивших Его всем сердцем, истинно последовавших Ему и послуживших в преподобии и правде всю жизнь…»

Преподобный Силуан Афонский. О монахах

«Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели они народный хлеб дурно ; но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру.

Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело…»

Преподобный Паисий Святогорец. Молодым людям, хотящим стать монахами

«Я написал это письмо, сшитое в тетрадь, чтобы послать в Афины молодым людям, которые хотят стать монахами и которые много раз просили меня о помощи, потому что, помимо трудностей от плачевного мирского окружения и мирского образа мыслей их родителей, еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монастырей и монахов нашего времени. Однако в конце концов я это письмо не отправил, и одной из самых серьезных причин этого была боязнь сделать Капсалу местом духовного туризма…»

Архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Памятка иноку. Наставления преосвященного старца

«Памятка иноку» — это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни — монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком

Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной «науке из наук», по выражению святых отцов — о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа

Беседы священномученика Серафима (Звездинского) в Аносиной пустыни

Священномученик Серафим (Звездинский) с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево) жил в Аносиной пустыни и на монастырском хуторе под Кубинкой. Во время пребывания в монастыре Владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии. Великим постом 1926 года постригал сестер в иночество, а на Пасху всех причащал сам. Проповеди сщмч. Серафима, произнесенные им перед сестрами Аносина монастыря, образно передают значение пострига, монашеских одежд и монашеской жизни вообще.

Святой источник во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Святой источник, освященный во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, расположенный в хвойном лесу на расстоянии 1,9 км от Свято-Троицкой Стефано-Махрищской обители, находится в ведении монастыря.

Приглашаем паломников, приезжающих в Стефано-Махрищский монастырь, посетить с должным благоговением святой источник с купальней, к которому ведет дорога, доступная для проезда автомобилей. 

Купальню на источнике украшает вырезанная из дерева Тихвинская икона Божией Матери, надпись на которой гласит:

~ Радуйся, града Тихвина похвало и обители Махрищския утверждение, и всем, с верою притекающим к святому источнику Твоему и купели сей, исцеления точащая и душам спасение ~

Просим всех посетителей источника бережно относиться к святому месту, сохраняя древнюю святыню для будущих поколений.

Историческая справка

Святой источник на пешем пути из села Махра в Троице-Сергиеву Лавру известен с древних времен. Благочестивое предание связывает его возникновение с именем преподобного Стефана, игумена Махрищского, основателя Свято-Троицкого Махрищского монастыря (1406).

Поселившись в пустынном и диком месте, молитвой и святой жизнью преподобный старец привлекал окрестных язычников в истинной вере, отвращая их от поклонения духам воды и леса.

Вода из источника преподобного Стефана помогала и помогает доныне обрести здоровье душевное и телесное.

В XVI столетии в Стефано-Махрищской обители была прославлена чудесными исцелениями от различных недугов Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в монастырь святителем Суздальским Варлаамом.

Особенное почитание этого образа возникло в XIX веке в благодарность за прекращение эпидемии холеры в 1848 и 1871 гг.

Тихвинскую икону из Махрищского монастыря стали ежегодно с крестными ходами носить по селам Александровского уезда, а также в г. Киржач, в котором в 1893 г. после молитвы перед чудотворным образом прекратился пожар, грозивший уничтожить весь город.

Предположительно в это время, источник близ Махрищского монастыря был украшен копией Тихвинской иконы и стал называться Тихвинским.

Первые восстановительные работы на святом источнике были проведены в 2006 году, тогда же состоялось освящение источника во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

В 2017-18 гг., в связи с 25-летием возрождения Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, были проведены капитальные работы по расчистке и укреплению русла родника, благоустройству территории, установлена надкладезная часовня и купальня.

Освящение обновленного источника состоялось 25 июля 2018 года.

Детский приют «Ковчег»

 В 2002 году при возрождавшейся обители совершенно неожиданно для сестер, возник детский приют с символическим названием «Ковчег». В зимний морозный вечер, в самый канун Рождества, пришли в обитель первые шесть воспитанниц из находившегося неподалеку в селе детского приюта и попросились остаться навсегда. Некоторое время девочки жили в монастырской библиотеке, для строительства отдельного здания средств у обители не было. Но, почувствовав подлинную защищенность родительского крова, дети были готовы претерпевать все бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами и потихоньку молились святителю Спиридону Тримифунтскому, преподобным Стефану Махрищскому и Серафиму Саровскому  о том, чтобы у них появился свой дом. И за такое упование щедро одарил их Господь: уже через год у девочек появился отдельный корпус с уютной трапезной, гостиной, библиотекой, классом для занятий, большой игровой и живым уголком. Здесь, окруженные любовью и заботой сестер монастыря, девочки, наконец, обрели семью.

Сейчас в приюте 30 воспитанниц от 2 до 17 лет. Сестры монастыря  стараются воспитывать девочек так, чтобы они имели понятие не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще. Молитва, труд, уроки музыки, рисования, экскурсии, поездки по святым местам,  все это развивает детей, формирует их духовно-нравственный облик. Девочки получают светское образование в местных общеобразовательной и музыкальной школах, за их здоровьем бережно следят монастырские сестры-медики, наши благотворители обеспечивают для детей летний отдых.

Особое место уделяется церковному воспитанию, девочки с удовольствием посещают воскресные и праздничные богослужения, участвуют в церковных Таинствах. Старшие обычно выстаивают всю службу, а маленькие располагаются рядком на ковре у раки преподобного Стефана.

Радостно проходят в приюте дни праздников. Обычно девочки готовятся к ним заранее, устраивая для гостей и сестер небольшие концерты самодеятельности.

В 2007 году наш приют покинули первые выпускницы, поступившие в музыкальное и медицинское училища. Сестры и благотворители не перестают поддерживать связь с ними, следя за их дальнейшей судьбой.

Божией милостью монастырь стал для наших воспитанниц родным домом. Мы очень надеемся, что годы, проведенные ими здесь, станут им духовной и нравственной опорой на всю жизнь.  Быть может, кто-то из них решится остаться в обители навсегда, принять со временем монашеский постриг, кто-то изберет путь семейной жизни, тем не менее, решать это не нам,  это дело Промысла  Божия и времени, а пока сестры усердно и терпеливо несут свое послушание по воспитанию тридцати вверенных им Господом душ, молясь о них и о всех, чьею заботой осуществляется это великое дело.

Приют существует исключительно на средства благотворителей, и потому мы будем рады принять любую оказанную Вами помощь.

Телефон детского приюта «Ковчег»: 8-(49244) 3-85-04

Колокольня

Архитектурный ансамбль монастыря в конце XIX века завершило возведение величественной трехъярусной колокольни.

В 1847 году строитель иеромонах Георгий обратился в учрежденный собор Троице-Сергиевой Лавры с просьбой о сооружении напротив Стефановской церкви новой отдельно стоящей колокольни, во втором ярусе которой строитель хотел устроить храм в честь иконы Божией Матери «Живоносносный Источник». Древняя колокольня храма преподобного Стефана к этому времени пришла в ветхость, но собор в лице архимандрита Антония (Медведева) ответил на прошение отказом, признав ее состояние удовлетворительным, а предлагаемый проект постройки «не сообразным к старой архитектуре церковной».  

В этом же году была разобрана обветшавшая западная паперть Троицкого собора. На ее месте была выстроена каменная двухэтажная со сводами палатка.

В 1887 году трудами игумена Амфилохия по проекту архитектора Александра Петровича Белоярцева при Троицком соборе было начато сооружение новой трехъярусной колокольни. Пристроенная на самостоятельном фундаменте с запада от двухэтажной палатки собора, стройная колокольня с куполом и барабаном с главкой и крестом стала основной доминантой в ансамбле зданий монастыря. Три яруса колокольни, фланкированные по четырем углам пилястрами, разделялись между собой профилированными карнизами и рядом декоративных кокошников. Верхний открытый ярус звона с арочными проемами был обрамлен архивольтами и огражден металлическими коваными решетками. Средний ярус колокольни был остеклен. По свидетельству епархиального архитектора инженера Владимирского губернского управления Н.Корицкого «колокольня прочна и материал употреблен хороший» и «несмотря на значительную высоту, в третьем слуху выдержит колокол до 800 пудов». В 1891 году в Москве, на заводе Самгина, был отлит колокол для новой колокольни весом 704 пуда.

Сохранился именной реестр благотворителей, на средства которых была совершена эта грандиозная постройка, завершившаяся в июне 1890 года. Среди них известные купцы Ф.О.Елагин, А.А.Соловьев, А.И.Осипова, крестьяне, служащие фабрики товарищества мануфактур Барановых.    

Тщанием игумена Амфилохия и частично на его личные средства паперть под новой колокольней украшается изображениями Евангельских событий. Росписи были выполнены александровским живописцем Федором Дмитриевичем Лавровским.

В 1942 г. Троицкий собор, колокольня и храм преподобного Стефана были взорваны, щебень от построек использовался на строительство военного аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. В настоящее время Троицкий собор и колокольня не восстановлены. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector