Свято-троицкий зеленецкий мужской монастырь

1674–1695 гг.

В это время Новгородскую епархию возглавляет митрополит Корнилий, постриженик Троицкого Зеленецкого монастыря. Заботами и неустанным попечением святителя Корнилия Зеленецкий монастырь в 80-х гг. XVII в. был полностью отстроен в камне: возведен каменный пятиглавый Троицкий собор, каменная Благовещенская церковь с трапезной, трехъярусная колокольня, стены вокруг монастыря с церковью Иоанна Богослова над  вратами, келейные корпуса. Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии была разобрана, ее престол перенесен в староладожский Никольский монастырь. Таким образом, в монастыре больше не осталось строений времен самого преподобного Мартирия.

Митрополит Корнилий организовал строительство дорог от окруженного болотами Зеленецкого монастыря: одна дорога вела на восток, до реки Сясь, и выходила на большой Тихвинский тракт, а другая — на запад до Гостинопольской пристани на реке Волхов, откуда можно было добраться до Новгорода. Благодаря этим дорогам Зеленецкий монастырь получил связь с центрами епархии. Митрополит Корнилий обеспечил хозяйственное процветание монастыря: восемь деревень, в которых проживало около семисот крестьян, с пашней, покосами, лесными угодьями и рыбными ловлями принадлежали монастырю. Кроме того, Корнилий приписал к Зеленецкому монастырю четыре небольших монастыря с их деревнями и угодьями — староладожские Иоанновский, Васильевский и Гостинопольский и новгородский Спасо-Нередицкий. Митрополит пожертвовал в Зеленецкий монастырь богатую церковную утварь и богослужебные книги.

На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов.

Над погребением Мартирия, которое после строительства Троицкого собора находилось в подцерковьи этого храма (в западной части южного нефа, при входе под первой аркой с правой стороны), Корнилий поставил каменную гробницу.

Так сбылось предсмертное предсказание преподобного Мартирия: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится.26 февраля/10 марта 1695 г. — кончина святителя Корнилия.

Корнилий (в миру — Козьма) происходил из поместных московских бояр. Когда он пришел в Зеленецкий монастырь и принял там постриг, в обители еще были живы современники преподобного Мартирия. Корнилий возлюбил старцев, и, видя нужды обители, молил Бога о ниспослании помощи Зеленецкому монастырю. В 1665 г. Корнилий был назначен архимандритом Тихвинского Успенского монастыря. В 1668 г. он возвратился в Зеленую пустынь строителем. 16 марта 1673 г. Корнилий поставлен митрополитом Казанским и Свияжским, а через полтора года был переведен на кафедру в Новгород. Двадцать лет — с августа 1674 г. по март 1695 г. — преосвященный Корнилий был митрополитом Новгородским и Великолуцким и неустанно окружал пастырской заботой Троицкий Зеленецкий монастырь, обитель своего пострижения.

1764 г.

По указу императрицы Екатерины II от 20 февраля 1764 г. архиерейские дома, монастыри и церкви лишались владения крестьянами и земельными угодьями. Все монастыри были распределены на три класса. Взамен конфискованных земель особая государственная комиссия назначала денежное жалование, соответствовавшее определенному классу. Зеленецкий монастырь был оставлен «за штатом на собственном содержании», жалование ему не назначалось, а «на  пропитание» за ним закреплялись небольшие участки пашни и покосов вблизи монастырских стен. Принадлежавшие обители рыбные ловли и пустоши вскоре отошли к разным владельцам.

Бесчинства 1789–1798 гг.

В 1789 году иеромонах Сергий, приказав снести некоторые каменные строения в обители, распорядился устроить конюшни в самом монастыре, под кельями. А в Зеленецкой обители всегда помнили и хранили заветы преподобного Мартирия. По преданию, в монастыре на глазах Преподобного лошадью задавило инока. Старец долго скорбел и плакал, потом запретил въезжать на лошадях в стены обители. Повеление это столетиями неукоснительно соблюдалось. Даже Самодержица Всероссийская, императрица Елизавета Петровна, изволила войти в монастырские ворота пешком. Все митрополиты, архиепископы, архимандриты, игумены, генералы, князья, высокородные и благородные чины, приезжая в монастырь к преподобному, всегда шли пешком по монастырю на поклонение.

Как говорит летописец:

Летом 1798 года в Зеленецкий монастырь прибыл казначей иеромонах Амфилохий, который усмотрев бесчинство и самовольство, строго запретил на лошадях по монастырю и «учинил в обители великое благолепие».

Был выстроен новый настоятельский корпус над бывшими Святыми воротами, на колокольне первоначальный шатер с главкой заменили куполом со шпилем. В ограде соорудили угловые башни.

3 февраля 1747 года

Зеленецкую обитель удостоила своим посещением императрица Елизавета Петровна. Это событие положило начало официальному церковному почитанию преподобного Мартирия.

Монастырская летопись подробно описывает визит Елизаветы Петровны. Как только экипаж императрицы подъехал, все иеромонахи подошли к дорожной коляске. Дверца отворилась, Елизавета Петровна приложилась к кресту и образу. Окропилась святой водой и повелела принять три хлеба. Потом экипаж, сопровождаемый торжественным шествием, медленно двинулся к монастырю. У монастырских ворот государыня изволила выйти из дорожной коляски и идти пешком по монастырю прямо к гробнице преподобного Мартирия. Трижды благоговейно  поклонившись у надгробия чудотворца, приложившись к образу, она спросила: «Какие службы служат преподобному?» Иеромонах Симон ответил: «Служим панихиды, поскольку мощи не освидетельствованы». Елизавета Петровна сказала на это: «Какое вам надобно еще свидетельство, если он, когда еще жив был, царевича мертвого воскресил и многие чудеса творил? Служите ему службу и молебны по общей Минее, а панихиды по нему служить оставьте». Потом Елизавета Петровна расспрашивала, какого святого другая гробница. На то ей ответили: «Преосвященного Корнилия, митрополита Новгородского, который в этой обители построил на свое иждивение каменные здания, церковь эту и кельи братские, колокольню и ограду». Направляясь со свитой в соборную церковь Святой Троицы, государыня хвалила Зеленецкую обитель, отметив, что она «лучше Тихвинской». Будучи в соборе, Елизавета Петровна с благоговейным поклоном приложилась ко всем иконам; посмотрев на иконостас, промолвила: «Лучше резного».

Выйдя из соборной церкви, государыня изволила осмотреть все монастырские здания и похвалила их: «Добротное строение и богоугодное, богатою рукой строено…». После этого она направилась к экипажу и, выйдя из монастыря и прощаясь, объявила всем о своем совершенном удовлетворении. Но едва экипаж отъехал от ворот, как лошади замялись и совсем встали у часовни, где помещалась икона преподобного Мартирия. Тогда государыня послала в монастырь с нарочным сто рублей, повелев служить молебен за ее здоровье. Как только братия начала пение, лошади спокойно пошли. Но когда доехали до креста, который знаменовал место самого первого пришествия преподобного Мартирия на Зеленый остров, кони остановились снова. Все усилия собравшегося народа и многочисленной свиты были безуспешны. Елизавета Петровна, прося молитв, послала в монастырь двух нарочных, одного за другим, с объявлением, что жалует еще тысячу рублей. После этого лошади тронулись, и дальнейшее путешествие совершилось благополучно. Через два дня обещанная тысяча рублей была прислана в Зеленецкий монастырь.

1695 г.

3 марта 1695 г. преосвященный Корнилий оставил управление Новгородской митрополией и удалился на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он скончался 26 февраля 1698 г. и был похоронен в Троицком соборе подле гробницы преподобного Мартирия.

Более двухсот лет в Зеленецком монастыре бережно хранились личные вещи митрополита Корнилия: посох, мантия, клобук, четки, складень. Сохранилось и духовное завещание, где преосвященный, обращаясь к своим преемникам на Новгородской кафедре, молитвенно просит беречь Зеленецкий монастырь — обитель его «обещания и трудов». Но завещание великого старца не было исполнено. Вскоре после погребения преосвященного Корнилия и посещения монастыря Новгородским архиепископом Феодосием из монастыря были вывезены 350 икон с венцами и окладами, серебряные позолоченные сосуды, водосвятная чаша, несколько Библий и 30 самых ценных книг, три лучших колокола. Один из которых весил 200 пудов. У монастыря была отобрана большая часть земельных владений, а вскоре обитель приписали к Новгородскому архиерейскому дому, обязав платить оброк. С этого времени монастырь уже не являлся полноправным собственником. Ему разрешено было держать только 10 работников. Хозяйство приходило в упадок, страдало оно и от частых пожаров, которые опустошали обитель в 1710, 1715, 1727 и 1730 гг.

1815–1834 гг.

Это период обновления архитектурного облика монастыря: постепенно проводился ремонт обветшавших зданий и работы по благоустройству территории.

Во многих местах обвалившаяся монастырская стена была исправлена. В 1815 г. соорудили контрфорсы — подпорки для поддержки зданий. В Благовещенской церкви установили новый иконостас. В Троицком соборе растесали окна, на паперти и под ризницей сделали своды.

По-видимому, в 20–30-х гг. XIX в. Троицкий собор был расписан «клеевыми красками» (точнее время появления живописи на стенах древнего собора определить пока не удается, но по документам известно, что 1856 г. она уже существовала). Отстроили флигели для штатных служителей, а пустовавший каменный флигель переделали в гостиницу для паломников. За 8500 рублей был приобретен колокол в 294 пуда и еще несколько колоколов «зазвонных».

Неусыпные труды и попечения о вверенной ему обители архимандрита Кирилла были отмечены правящим архиереем.

Фото и описание

Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь возник в середине 16 века и располагается между Тихвином и Старой Ладогой, в поселке Зеленец (Волховский район), на берегу реки Рассоха, на болотистой возвышенной местности, которую летом покрывает ярко зеленеющая растительность. Основал монастырь Мартирий, инок Тихвинского Успенского монастыря, который пришел в это место в середине 16 века, а точнее в 1564 году. Назвали монастырь Зеленою Мартириевою пустынью. Особое покровительство монастырю проявлял царь Федор Иоаннович.

Первые монастырские постройки были деревянные. В строительстве одной из церквей монастыря принимал участие известный в те времена представитель купечества, занимавшийся строительством в Новгороде, Москве, Тихвине, Федор Сырков.

Первую церковь Одигитрии (из камня) с приделом Иоанна Златоуста построили здесь еще в 1601 году, об этом говорится в писцовой книге 1620 года. Но до наших дней она не сохранилась – ее разобрали в 1670-х годах.

Изначально здания монастыря были построены из дерева и окружались деревянной оградой. В 1612-1613 годах, в Смутное время, монастырь сожгли шведские войска, которые шли к Тихвину, но скоро он заново был отстроен стараниями митрополита Новгородского, Корнилия, бывшего инока, а потом игумена этого монастыря. Именно в эти времена Зеленецкий монастырь достиг наиболее высокого уровня благоустройства. В 1624 году за монастырем были закреплены окрестные земли и крестьяне, освобожденные от податей.

Весь комплекс монастыря, который дошел до наших дней, в основном, сложился в 1674-1698 годах, в период расцвета Зеленецкого монастыря, когда Корнилий, будучи новгородским митрополитом, способствовал распространению каменного строительства.

Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря – это группа храмов, размещенная в центре широкого двора, окруженная жилыми и хозяйственными сооружения и обнесенная каменной стеной с небольшими башнями по углам и тремя воротами.

В центре Зеленецкого монастыря расположен пятиглавый двухэтажный Свято-Троицкий собор, построенный в 1684 году. Нижний храм – в честь Иоанна Богослова. Здесь находятся мощи основателя монастыря, Мартирия Зеленецкого, умершего в 1603 году. В 1698 году рядом с ним похоронили митрополита Корнилия.

Композиция трапезной палаты и Благовещенской церкви, заложенной в 1680 году с севера от соборного храма, типична для трапезных монастырей 17 века, но украшение ее отличается самобытностью и оригинальностью. Помимо традиционных наличников из лекального кирпича здесь применены и широкие керамические наличники, которые украшают окна второго этажа на западном фасаде, в простенках – кресты из изразцов. Благовещенский храм освятили в 1686 году.

На юго-западе от собора возвышается восьмигранная стройная трехъярусная колокольня. Ее внешний облик был изменен в первой четверти 19 века: деревянный шатер с главкой, венчавший колокольню, заменили на купол со «шпицем».

В центральную группу основных строений входят: непосредственно сам собор, трапезная, колокольня. Раньше они соединялись деревянными переходами, но до наших дней они не дошли.

Большую архитектурную ценность имеют корпуса с кельями, которые были возведены в 1680-х годах, поскольку жилых построек 17 века сохранилось немного.

Со смертью Корнилия завершилось время активного строительства в Зеленецком монастыре: вплоть до начала 19 века здесь не было построено ни одного каменного здания. В 1771 году монастырь из Новгородской епархии перевели в Петербургскую и назначили местом ссылки для церковного покаяния.

В Зеленецком Свято-Троицком монастыре особенно почитались иконы Тихвинской Божией Матери «Одигитрии» и Святой Троицы, которые по преданию были принесены сюда преподобным Мартирием.

1765 г.

Летом 1765 г. в Зеленецком монастыре произошло несчастное событие, нанесшее значительный урон монастырскому имуществу. В июньский день, когда братия работала на полях, игумен ловил рыбу на Ладожском озере, а оставшиеся иноки были заняты на скотном дворе за стенами обители, в монастырь  ворвались 23 раскольника, вооруженных топорами, ножами и вилами. (Раскольниками называли в то время людей, которые не приняли реформ патриарха Никона. Крайней формой протеста было самосожжение). Ворвавшись в обитель, раскольники выгнали из нее всех, кого там нашли, заперли ворота и завалили вход бревнами. Разместившись в трехэтажном корпусе, они наносили туда соломы, дров и всякого горючего материала, посыпали все порохом и объявили, что никому не сдадутся живыми. Извещенный о случившемся игумен заявил о захвате монастыря властям. Вскоре в Зеленец прибыла рота солдат. Две недели они простояли около монастырских стен, а в это время предпринималось все возможное для того, чтобы отвратить запершихся в монастыре людей от пагубного намерения. Но все было безуспешно. Наконец, по оплошности одного раскольника, который забыл запереть ворота, солдатам удалось проникнуть в монастырь. Тогда раскольники заперлись в трехэтажном корпусе. Перед окнами этого корпуса им зачитали привезенный из Петербурга указ, в котором власти обещали всем полное прощение, уговаривали выйти из монастыря и вернуться домой. Но все увещевания были напрасны. 4 июля в 8 часов раскольники запалили огонь.

Целый месяц Зеленецкий монастырь находился в руках раскольников, которые повредили святые иконы, соскоблив с них изображение трехперстия, изломали драгоценные кресты со святыми мощами, осквернили гробницы преподобного Мартирия и преосвященного Корнилия, разгромили ризницу, разорвали книги, вырезав листы из переплетов. В огне погибло множество икон, рукописных и печатных книг. Монастырь лишился своих хлебных запасов. Раскольничий погром привел обитель в такое бедственное состояние, что по ходатайству Новгородского митрополита Дмитрия Зеленецкому монастырю была оказана помощь в 2000 рублей.

Увидев высокое пламя, сбежался народ. Более пятисот крестьян со всей округи тушили пожар, при этом из окрестных колодцев и рвов была досуха вычерпана вода. Одному солдату удалось, подставив лестницу к зданию с северной стороны. Вырвать решетку окна и выхватить из пламени двух женщин. Остальные 20 человек погибли в огне.

Новейшая летопись Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря

13 августа 1991 года — первое посещение обители в составе: о. игумен Сергий, о. иеромонах Роман, о. иеродиакон Иона, рабы Божии Алексий, Павел и Владимир.

22 октября 1991 года — Второе посещение обители. Молебен прп. Мартирию в нижней церкви у его гробницы, обретение мощей митрополита Корнилия.

Январь 1992 года — Передача часовни в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под подворье монастыря.

Февраль — май 1992 года — Еженедельные молебны в часовне,   первые восстановительные работы.

25 апреля 1992 года — Великая Суббота. Обретение во время литургии в храме 12-ти апостолов Иоанновского женского монастыря старинного писаного образа прп. Мартирия Зеленецкого.

14 июня 1992 года — День Святой Троицы. Престольный праздник в обители. Первое богослужение. 5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 мая 1992 года — Приезд первых постоянных насельников в обитель.

5 августа 1992 года — Престольный праздник в часовне. Первое богослужение.

28 августа 1992 года — Успение Пресвятой Богородицы. Первый иноческий постриг в обители у раки прп. Мартирия.

Август 1992 года — Обретение мощей прп. Мартирия в нижней Иоанно-Богословской церкви.

2 июля 1994 года — Неделя Всех русских святых. Приезд в обитель на один день монаха Николая (81 год). Отец Николай был знаком с последним настоятелем обители архимандритом Иосифом (1965). С его слов стало известно, что обитель закрыли в 1937 году.

24 ноября 1998 года — Перенесение мощей прп. Мартирия и свт. Корнилия.

В связи с многолетним запустением монастыря, нижний храм собора, в котором почивали святые мощи, стал разрушаться.

Настоятель монастыря, игумен Пахомий, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия, отслужив молебен, под пение величания преподобному, с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги. Под пение тропарей и звон колоколов ковчеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.

24 ноября 2001 года — Празднование преподобному Мартирию Зеленецкому. Торжественное открытие дороги в монастырь.

14 марта 2003 года — Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя — святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.

В конце XVII века неизвестный монастырский летописец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря:

Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря архимандрита Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.

24 августа 1772 года

Зеленецкий монастырь подвергся нападению шайки разбойников. Во время литургии в церковь ворвались десять человек, не сняв шапок, с дубьем, ружьями, вилами и ножами. Некоторые из них кинулись прямо в царские врата, другие принялись избивать стоявших в храме монахов. Связанных иноков заперли на кухне, а служившего иеромонаха Никифора вывели из царских врат, сорвали с него священную ризу, а затем повели в настоятельские кельи и под пыткой отняли у него 450 рублей казенных и собственных денег. Потом отправились в поварню, где принялись пытать других монахов, отняв у них таким образом еще 40 рублей. Наконец, забрали из келий и кладовых одежду, посуду, продуктовые запасы. Злой участи избег лишь казначей, которому удалось укрыться за очагом, где он все это время непрестанно молился преподобному Мартирию. Когда грабители ушли из монастыря, монашествующие собрались в храме и дослужили литургию с того места, на котором она была прервана. После этого казначей немедля отправился в Петербург с донесением. Вскоре на поиски злодеев была послана команда из 25 человек. В том же году все десять разбойников были пойманы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector