Церковь варвары великомученицы на варварке (москва)

Тульская область

Вознесения Господня, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Успенский монастырь. Церковь Спаса Преображения (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, церковьМихаила Архангела, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, церковьВарвары великомученицы, церковь

История возведения храма

1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.

Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:

Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:

Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.

Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:

Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.

Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:

Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.

Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.

Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства  в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».

Храм Великомученицы Варвары на Варварке

Храм Святой Великомученицы Варвары на Варварке — одна из древнейших и наиболее почитаемых православных церквей Москвы, относящаяся к Иверскому благочинию Московской городской епархии. Церковь расположена на улице Варварка вблизи Васильевского спуска в историческом Китай-городе.

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы

Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны парка «Зарядье» он занимает уже целый этаж

История строительства

Возведение базилики началось в 1388 г. Ее первым архитектором был сын одного из создателей Собора Святого Вита в Праге Петра Парлержа, Ян Парлерж. При нем была построена самая старая часть храма. В качестве материала использовался песчаник, добываемый в близлежащих карьерах.

Главный храм города серебряных рудников строился на средства жителей Кутна-Горы. Денег на него не жалели, но Гуситские войны (1419 — 1434 гг.) надолго приостановили процесс строительства, который возобновился лишь спустя 60 лет.

С 1489 по 1509 гг. по проекту Матея Рейсека были построены хор, трифорий, крещатый свод, базиликальные окна-прорези и часть внешних вертикальных конструкций. В 1512 г. архитектор Бенедикт Рид внес радикальные изменения в первоначальный план собора. Были добавлены два высоких боковых нефа, крытая галерея на первом этаже, ажурное хранилище над главным нефом. Благодаря этому появилась иллюзия «церковь над церковью», которую только подчеркнуло необычное расположение алтаря во втором ярусе.

Елена Ануфриева

В 1558 г. из-за нехватки финансов работу прекратили. И только в ХХ в. (1905 г.) строительство было завершено окончательно.

Длина здания составляет 70 м, ширина — 40, в высоту храм возвышается на 33 метра и имеет в общей сложности пять нефов. Несмотря на внушительные размеры, базилика кажется легкой и невесомой.

Предполагается, что по первоначальному проекту костел должен был быть длиннее на 30 м. Этим обстоятельством и объясняется свободное пространство со стороны западного фасада храма. Если бы эти планы осуществились, то строение ничем бы ни уступало знаменитому собору Святого Вита.

В 1994 г. в здании была проведена масштабная реконструкция. В настоящее время в соборе проводятся службы и органные концерты. А волшебная атмосфера в святилище возникает благодаря совершенной акустике и падающим через цветные витражи лучам света.

Елена Ануфриева

Цена билета

Стоимость посещения достопримечательности по маршруту «Барбора» составляет 160 крон (CZK); лица от 65 лет и студенты (15 — 26 лет) — 120 крон; дети (6 — 15 лет) и инвалиды — 50 крон; детям до 6 лет — вход свободный (только в сопровождении взрослых). Билеты можно приобрести в кассе учреждения и онлайн, срок их действия 365 дней с момента покупки.

Экскурсия «3 TOP» стоит 220 крон (CZK); лица старше 65 лет и студенты (от 15 до 26 лет) — 155 крон; дети (от 6 до 15 лет) и инвалиды (с их сопровождающими лицами) — 130 крон. Расплачиваться можно картой и наличными.

К услугам посетителей: бесплатный прокат буклета о ключевых событиях собора на нескольких языках (в том числе на русском); прокат аудиогида — 40 крон; экскурсия на английском языке стоит 490 крон (требуется бронирование).

Беспрепятственный доступ на инвалидной коляске имеется только на первом этаже собора. На территории информационного центра рядом с храмом функционируют безбарьерные туалеты.

Дмитрий Путешественник

Экскурсии и правила посещения

В соборе Святой Варвары регулярно проводятся богослужения. График церковных служб: по воскресеньям и в праздничные дни — 9:00 и 10:30; Великая среда (страстная) — 18:00; Пасха — 9:00; праздник Корпус-Кристи (Праздник Тела и Крови Христовых) — 9:00; праздник серебра Кутна-Горы — 9:30; Рождество — 9:00; канун Нового Года — 16:00.

Посетителям Костела Святой Варвары предлагаются два туристических маршрута:

  • тур «Барбора». Он включает в себя осмотр Собора Святой Варвары и близлежащей часовни Тела Господня (Corpus Christi Chapel);
  • экскурсия «3 TOP», состоящая из посещения Костела Святой Варвары (включая внутренние галереи и Часовню Тела Господня), Собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя и готического кладбищенского Костела Всех Святых в Седлеце (Костница).

Davis Staedtler

Прогуляться по храму можно самостоятельно, но лучше посетить достопримечательность в сопровождении экскурсовода. Он расскажет о многих интересных фактах. Например, о моде на беременность в XV в., о трудной и опасной работе горняков, о попрошайках и т. д.

Во время посещения учреждения необходимо проявлять уважение к священной обители и соблюдать тишину и не входить в зоны, закрытые для публики (они обозначены горизонтальной полосой). Нельзя прикасаться к любым предметам интерьера, курить, принимать еду, разговаривать по телефону и оставлять после себя мусор. Вход с животными запрещен, за исключением собак-поводырей.

Видеосъемка и фотографирование в коммерческих целях возможны только с письменного разрешения администрации Собора и они не должны мешать проведению церковных служб. Одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты), мужчинам полагается входить без головного убора. И следует одеваться потеплее, внутри здания прохладно.

Елена Ануфриева

Как добраться

Костел Святой Варвары находится в центральной части города Кутна-Гора. Из Праги до него можно доехать на поезде, следующем от Центрального железнодорожного вокзала (Praha hlavní nádraží) до главного вокзала Кутна Гора (Hlavni nádraří). Транспорт ходит каждые два часа, с 06:00 до 22:00.

Билеты можно купить онлайн, в специальных автоматах или в кассе с надписью «Domestic departures». На крайний случай, это можно сделать у кондуктора, но билеты выйдут немного дороже. Поезд идет 55 минут. В каждом вагоне установлено электронное табло с названием текущей остановки.

Костёл Святой Варвары на панораме Google-карт

Стоимость билетов в одно направление составляет около 4 €. Талоны действительны в течение всего дня и не зависят от времени отправления и рейса, поэтому билет удобнее приобретать сразу в обе стороны. Номер необходимой платформы указывается на табло. Рейсы следует искать следующие до Брно, так как на экране отражаются только конечные остановки.

Далее со станции «Kutná Hora hl.n.» (рядом с ж/д вокзалом) нужно сесть на городскую электричку и доехать до ст. «Kutná Hora město», а оттуда до собора нужно пройти пешком 1,5 км. Или можно заказать такси (Simona, Ок, Uber, Зденек Макал, Киви-такси, Myšák) или доехать на автомобиле (рядом с костелом есть паркинг).

Добраться напрямую до Костела Святой Варвары из чешской столицы можно на автобусе № 381. Едет он от автовокзала «Háje» до остановки «Kutná Hora, Na Valech», оттуда до достопримечательности всего 500 м. Автобус ходит ежедневно, с 06:00 до 22:00. Продолжительность поездки составляет 1,5 часа. Билеты продаются только в кассах.

На видео Костёл Святой Варвары в Чехии (Кутна Гора)

Нижегородская область

Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Иоанна Предтечи (старая), церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, часовняВарвары великомученицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Ардатовский Покровский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Вознесения Господня, церковь (с приделом Варвары великомученицы)»Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)

Тверская область

Николая Чудотворца, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Спаса Преображения, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Георгия Победоносца, церковьСпаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы (новая), церковьВарвары великомученицы (старая), церковьРождества Христова, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Мины, Виктора и Викентия, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы при епархиальном женском училище, церковь

Рязанская область

Спаса Преображения, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Иоанно-Богословский монастырь. Церковь иконы Божией Матери «Знамение», Архангела Гавриила и Варвары великомученицы при настоятельском домеСмоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Сергия Радонежского, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Рождества Христова, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Казанский женский монастырь. Церковь Варвары великомученицы

Интерьер кафедрального собора Святой Варвары

Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом  стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:

Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:

На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:

Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:

Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:

На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.

В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:

Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:

Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:

Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.

Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.

Ваш euro-проводник Татьяна

Великомученица Варвара

Великомученица Варвара была дочерью знатного язычника, который, овдовев, так привязался к ней, что стал скрывать красавицу от посторонних глаз в специально построенной башне. Созерцая из окошка цветущую равнину и звездное небо, девушка пришла к выводу, что бездушные идолы, которым поклонялся отец, не могли создать красоту и гармонию мира. Промыслом Божиим ей, в отсутствие отца, удалось встретиться с христианами, узнать об истинном Творце и принять Крещение. Когда отец-язычник узнал об этом, он обезумел, возревновав дочь к Богу, отрекся от нее и отдал на суд городского правителя. Однако Варвара и под страшными пытками стойко исповедала Христа. Одержимый отец сам казнил свою дочь. Наказание пришло скоро: и он, и правитель города были поражены молнией. Ныне мощи святой почивают в киевском Владимирском соборе.

Подвиг Великомученицы Варвары

Диоскор, возвратившийся домой из поездки, пришел в ярость, услышав от дочери «крамольные» речи, прославляющие Бога Единого и Троицу. В бешенстве кинулся он на девушку, обнажив острый клинок, но она успела выскользнуть из дома, убежать в горы и спрятаться там в расщелине.

Только к вечеру по указке бедного пастуха отцу удалось отыскать девушку. Не жалея, жестоко избивая дочь, Диоскор заставил ее покинуть убежище, в котором она скрывалась, и поволок ее домой. Всю ночь он ругал и избивал девушку, а утром, поняв, что ничего не добился, и что та упрямо стоит на своем, повел ее к городскому главе.

Беспощадны и жестоки были слова его, обращенные к правителю: «Я, Диоскор, отрекаюсь от дочери своей, потому как божества, которым я поклоняюсь, она отвергает. Отдаю тебе свою дочь на растерзание, поступай, как будет угодно тебе и богам».

Градоначальник попытался уговорить девушку отступить от Веры Христовой, не идти против отцовской воли и не гневить его и богов. Но Варвара Святая Великомученица была тверда в своей вере. Прямо и честно глядя в глаза мучителю, исповедала она Благую Весть. Взбесившись от такой твердости, глава приказал предать новообращенную христианку жестоким пыткам. До самого вечера мучители заставляли девушку отречься от Христа. На закате ее, полуживую, отвели в темницу.Оставшись одна, Варвара вознесла горячую молитву, Господь услышал ее стенания и явился к ней со словами: «Не бойся ничего, ибо Я с тобою рядом, смотрю на мужество твое и залечиваю раны. Будь со Мной до конца и войдешь в Царство Мое». Чудесным образом раны на теле девушки затянулись, заснула Великомученица Варварас благостной улыбкой на устах.

Захоронение Ваврары

После мученической смерти девушек их останки были захоронены близ поселения Гелассия. Впоследствии там же возвели храм Великомученицы Варвары. Во времена правления императора Юстина мощи были отправлены в Константинополь, столицу империи. Несколько столетий спустя некоторые останки Великомученицы прибыли в Киев вместе с невестой князя Святополка царевной Варварой, где и нашли успокоение на территории Михайловской Златоверхой Обители. В начале ХХ века мощи вновь были перемещены, на сей раз в Киево-Печерский заповедник. Сегодня рака с нетленными останками пребывает во Владимирском Соборе города Киева.

Как упоминалось выше, на украинскую землю была доставлена только часть мощей Святой. Голова и кисти рук Варвары, можно сказать, разбросаны по всему миру. Левая рука, изначально оставленная в Древней Греции, впоследствии оказалась на территории Польши, а потом в Западной Украине, откуда была выкрадена иудеями и сожжена. Чудесным образом удалось сохранить пепел и перстень с руки, которые в настоящее время находятся на канадской земле в городке Эдмонтон. Некоторые части нетленных мощей нашли приют в монастырях Фессалии (церковь Агиа Епискепси), а также на Афоне — святой для православных горе. Хранятся останки Великомученицы и в Москве. Храм Иоанна Воина и церковь Воскресения хранят священные чудотворные мощи.

Ярославская область

Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николо-Сольбинский женский монастырь. Церковь Варвары великомученицыИоанна Богослова, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, часовняРождественский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (с приделом Варвары великомученицы)Спаса Преображения, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы, часовняВарвары великомученицы, часовняНиколая Чудотворца на Меленках, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Николая Чудотворца (Николы Мокрого), церковь (с приделом Варвары великомученицы)Варвары великомученицы Варваринского прихода, церковьТихона Задонского, церковь (с приделом Варвары великомученицы)Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Варвары великомученицы)

Церковь Великомученицы Варвары: что рядом?

Церковь Великомученицы Варвары находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Церковь Константина и Елены ~ 0,4 км. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга ~ 0,5 км

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торга ~ 0,5 км

Церковь Николая Чудотворца от Торга ~ 0,5 км

Псковский кадетский корпус ~ 0,6 км

Театр в исторических памятниках «Карусель» ~ 0,7 км

Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина ~ 0,7 км

Церковь Димитрия Солунского ~ 0,8 км

Гремячая башня ~ 0,8 км

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы «Россия», которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

В 2006 году гостиница «Россия» была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк «Зарядье». Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

История возведения храма

1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.

Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:

Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:

Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.

Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:

Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.

Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:

Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.

Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.

Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».

«Священа бысть и Святая Варвара»

Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Крыму. Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».

Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?

С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.

Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.

Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи заключенных.

Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.

В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего иконостаса неизвестна…

Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector