Батюшки специального назначения

Пастырское попечение: ­МВД, МЧС, Наркоконтроль

Освящение знамени в соборе Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка, апрель 2014 года

протоиерей Геннадий Бартов

протоиерей Геннадий Бартов
 

иерей Георгий Сычёв
 

Отец Георгий Сычёв вручает грамоту епархиального «военного» отдела заместителю начальника Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу В.В. Позину, май 2011 года

На сегодняшний день отделом достигнуты соглашения о сотрудничестве между епархией и Ленинградской военно-морской базой, пограничным управлением ФСБ России по Ленобласти, фельдъегерской службой УГФС России по Северо-Западу, Ленинградским военным округом, а также с ГУВД, Северо-Западным региональным командованием внутренних войск МВД РФ, ГУФСИН, Всероссийской полицейской ассоциацией, Управлением Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков.

«На курс — первопроходцы»

— Отец Святослав, в чем главная особенность курсов повышения квалификации в новом духовно-просветительском центре?

— Наш курс — первопроходцы двухмесячной программы обучения на базе нового учебного комплекса. Мы живем, учимся, питаемся в одном месте, здесь есть большая электронная и бумажная библиотека. Все слушатели курса — священники, которые уже закончили семинарии, духовные академии и назначены на должности в военных частях.

Здесь нас обучают для того, чтобы нам было проще работать с военнослужащими, чтобы мы понимали, на каком языке они общаются, изучали этику, военную тактику, военную историю, оказание первой медицинской помощи, основы милосердия. К нам приезжали военные профессора, мы посещали культовые места: Бородино, военные памятники. Частично какая-то информация у нас была, но для тех, кто не служил в армии, все было интересно и познавательно. С точки зрения военного дела, мы совершенно точно открыли для себя новую страницу знаний.

— Правильно ли я понимаю, что слушатели этого курса уже работают с военнослужащими в частях?

— Да, у нас уже есть своя практика, свои наработки, и, кстати, здесь мы поделились друг с другом опытом работы. Каждый работает в своем подразделении: кто-то в ВМФ России, кто-то в танковых войсках, кто-то в артиллерии. Но суть вопроса не меняется: мы работаем не просто с военнослужащими, а с человеком, как с личностью.

Работа у нас у всех одинаковая. Где-то мы помогаем военным с религиозной точки зрения, где-то — с психологической. Поддерживаем личный состав, поддерживаем боевой дух воинских частей. Целей и задачей в армии у священников предостаточно, и сейчас нам дали конкретику: как и что мы должны делать, чем руководствоваться при работе в частях.

Монах Самуил (в миру Мальков Алексей Иванович)

(1924 г.р.)

Монах Самуил (Мальков)

Насельник Саввино-Сторожевского монастыря

До ухода на фронт учился во 2-м Московском пулеметном училище. Призван на фронт, сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком.  На Курской дуге был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения)  старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году. В 2001 году принял монашеский постриг.

Митрофорный протоиерей Иоанн Букоткин

(26.09.1925 — 08.05.2000)

Родился в 1926 году в деревне Полухино Саратовской области Аркадагского района в крестьянской семье.  Окончил только семь классов школы. С началом войны отправился учиться на связиста. Воевал на Третьем Белорусском фронте, в Восточной Пруссии.

Из воспоминаний о. Иоанна:

«Я непрестанно молился всю войну. У меня на груди был крест; однажды я уронил его на соломенный пол и не смог найти. Из подола шинели вырезал крестик и повесил на грудь. Но очень расстроился. И вот проходит старшина, спрашивает: «Как дела, Букоткин?» Я ответил: «Так-то все хорошо, но вот крест потерял» (офицеры знали, что я верующий). И старшина достает из кармана крест и иконку: «Выбирай!» Крестом его благословила мать, и я взял иконку, подаренную старшине полячкой. Он спас ее дочерей, когда отступающие немцы хотели сжечь множество людей в сарае. С этой иконкой Спасителя и Божией Матери я прошел до конца войны. У многих наших офицеров были кресты и иконки. Кому мать дала, кому жена.

Орден Славы III степени — это самая дорогая для меня награда. Под Инстинбургом мы отбили две атаки немцев, а в третью они пошли без единого выстрела и только с близкого расстояния открыли минометный огонь. Мины ложились в шахматном порядке, головы не поднять. Мне командир приказал добраться до левого фланга и разведать обстановку. Я пробирался под шквальным огнем и встретил санитара, который перевязывал раненого сержанта Глушко. Я отстреливался, а немцы наступали полукругом. Тогда мы затащили раненого в какой-то сарай и спрыгнули в погреб. Глушко остался наверху. Погреб был каменный, в одном месте дыра заткнута тряпкой, можно было руку протянуть и достать до немцев, а они уже были везде. Я понял, что нас обязательно схватят, а если узнают, что я связной — будут пытать. Говорю санитару: «Я ухожу отсюда». Он стал уговаривать остаться. Я перекрестился, три раза прочел «Отче наш», приставил лесенку и с молитвой «Господи, благослови» вылез из погреба. Сержант Глушко лежал без движения, и я подумал, что он умер. Так же, видно, решили и немцы. Выглянул во двор, везде суетились фашисты. Решил пересечь двор и перебежать дорогу, а там залечь в кювете и отстреливаться до последнего патрона, последний — себе. Пробежал до кювета, а они меня не заметили! До сих пор не знаю почему. Может быть, оттого, что шинель-то на мне была зеленая, английская…

За кюветом было открытое место, в гору метров двести пятьдесят. И я побежал зигзагами. Немцы стали стрелять, а я падал, отдыхал и бежал дальше. Меня ранило в ногу, а уже на самой горке пулей раздробило левое плечо. Подобрали меня свои уже, когда стемнело. Оперировали в полевом госпитале, где я встретил сержанта Глушко. От него узнал, что санитара, оставшегося в погребе, немцы нашли….»

После войны служил в штабе Московского военного округа. После окончания семинарии в 1952 году был рукоположен в священники в Саратове, потом служил в Астрахани, в Камышине, в Боровичах Новгородской области. Около сорока лет отец Иоанн Букоткин прожил в Самаре и служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, последние годы был духовником Самарской епархии. ППохоронен в Иверском женском монастыре в Самаре.

Протоиерей Борис Бартов

(1926-2013)

Протоиерей Борис Бартов

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…».

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. До последнего дня был почетным настоятелем Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

Перерывов на обед не бывает

То, что имам в своё время в армию не попал, не помешало ему в полной мере оценить все «тяготы и лишения воинской службы». Хотя он, как и православные священники, формально относится к гражданскому персоналу, но традиционного графика работы — с 9.00 до 17.00 и два выходных — у него нет. В любой момент могут вызвать в часть, пригласить для беседы с солдатами, попросить провести тот или иной обряд.

Когда идут учения, Ильдар хазрат Синдикаев вместе со своими подопечными глотает пыль на воинских полигонах, месит грязь, питается сухим пайком — и при этом ещё успевает отправлять обряды и отвечать на вопросы, которые встают перед солдатами-мусульманами. А вопросов — масса.

Типичный пример — армейское питание. Хотя в ВС РФ сейчас кормят достаточно разнообразно, система тем не менее не может учитывать вкусы и пристрастия каждого отдельного военнослужащего. Поэтому бывает, что солдату-мусульманину вручают банку свиной тушёнки. Как быть?

«Если человек соблюдал нормы ислама изначально, то, конечно, ему надлежит выполнять все предписания и далее. Слава богу, сейчас в армии всегда есть альтернатива, потому вопрос так остро не стоит, как его иногда пытаются обозначить. Если же мы видим, что у солдата случился „приступ имана“ (веры), т. е. он никогда не соблюдал предписаний своей религии, а тут решил манипулировать, используя религиозные чувства, и тем самым как-то себя показать перед сослуживцами, то, беседуя с ним, мы говорим: выполняй приказы, соблюдай дисциплину», — объясняет Синдикаев.

Статья по теме

«В воздухе неверующих нет». 69-летний имам учит кадетов прыгать с парашютом

Бывают, впрочем, и более серьёзные проблемы — некоторые призывники приносят с «гражданки» в казармы либо опасные привычки вплоть до алкоголизма и наркомании, либо удивительные (назовём их так) взгляды на жизнь. И служба в армии, по мнению имама Синдикаева, часто меняет мировоззрение таких молодых людей.

«У нас же служат ребята не только из больших городов — иногда попадаются и парни из совсем дремучих уголков

И для них как раз крайне важно общение с военным духовенством — с православным батюшкой или с имамом, в зависимости от веры. Мы духовно укрепляем наших подопечных, объясняем им основы веры, при необходимости указываем на грехи, которые надо преодолеть

Раньше некоторые мусульмане не хотели идти в Российскую армию, а теперь, когда они видят, что в войсках есть имамы, что есть молельные комнаты, возможность соблюдать пост, что их никто не заставляет отказываться от веры, — они, напротив, идут и служат с удовольствием», — говорит Ильдар хазрат Синдикаев.

Другие статьи из рубрики «Крупный план»

17 августа 2016
Чемоданчик скорби, радости рюкзак

В его жизни было всё: подпольные концерты, стадионы и похмельная тоска в пустой квартире. Сегодня Денис Красиков из рок-группы «Близнецы» — счастливый отец большого православного семейства. У него любимая и любящая жена, уютный дом, хорошая работа и надежные друзья. 

9 мая 2015
Храмы на гробах
Есть люди, для которых сохранение памяти стало делом жизни. Протоиерей Вячеслав Харинов ― человек, имя которого невозможно не упомянуть, рассказывая о памятных местах Великой Отечественной. Под его шефством ― несколько важных «точек» на карте Кировского района Ленинградской области, в местах ожесточенных боев за Ленинград.

20 сентября 2013
Омытая слезами жемчужина Кавказа
Двести лет назад эта страна малярийных болот и диких горцев стала частью большого русского мира. В XX веке Абхазия была превращена в курортный рай, а затем — в эпоху распада СССР — стала площадкой одного из самых кровопролитных межнациональных конфликтов на Кавказе. Богословский редактор Института перевода Библии и наш корреспондент увидел …

30 декабря 2011
Хранить традиции, насколько возможно
В православии тоже есть свои «субкультурщики». Священников они называют священноиереями, регентов головщиками. Псалмы они если поют, то полностью, а не несколько стихов. А пение у них одноголосное знаменное. Вы уже, наверное, догадались, что эти люди православные христиане, держащиеся старого, дониконовского обряда.

28 апреля 2014
Школа под монастырским крылом
В коридоре — гам учеников. Девочки в синих платьях и мальчики в гимназической форме. Пятиклассники подняли шум: из живого уголка выбежал кролик. Звенит звонок, и мгновенно воцаряется тишина. Урок предваряется молитвой дежурного. Свято-Владимирская школа необычна уже тем, что, находясь практически в центре современного мегаполиса, она существует …

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Как армия сопоставляется с верой

Всем известно мнение, что без сильного войска не бывает и сильной страны. Православная вера разделяет взгляд на то, что обязанность каждого мужчины — защищать свою Родину. Армия — это настоящая школа жизни, ее можно сравнить с микромоделью целого мира со своими правилами, порядками и уставом.

Интересно! Вопрос о том, может ли христианин служить в войсках, поднимался еще в IV веке, когда христианство было гонимо и процветало язычество.

Тем не менее древними отцами было постановлено, что если христианин пренебрегает службой в войсках, он отлучается от церковного общения. Это было в очень тяжелые для христианства века, когда солдат не мог назвать себя верующим открыто.

Современная армия, наоборот, всецело поощряет распространение веры среди солдат. Даже атеистическое командование признает, что вера поднимает боевой дух, придает сил солдатам, что позитивно отражается на службе. Сегодня при многих войсковых частях действуют специальные передвижные храмы, которые переезжают с места на место вместе с солдатами, которые могут практически полноценно участвовать в церковной жизни.


В современной армии поощряется участие солдат в церковных службах

С духовной точки зрения, сложно переоценить значение церкви для военнослужащего. Подвергая риску собственную жизнь, верующий солдат всегда знает, что и волос не упадет с его головы без Промысла Божиего. Конечно, пребывая под защитой Господа, служить будет намного легче.

Что же касается заповеди «Не убий», то тут надо понимать, что если речь идет о защите Отечества — его надо защищать. Конечно, всегда лучше не доводить до военных конфликтов и решать разногласия на уровне дипломатии. Но к сожалению, в современном мире все чаще проблемы на уровне государств решаются силой. Если возникает военный конфликт и Родине грозит опасность — каждый мужчина должен взять в руки оружие и защищать свою землю.

Православие знает множество примеров воинов, которые были удостоены венца святости после своей смерти. Это, к примеру, святой Иоанн Воин, святой князь Александр Невский, святой Илья Муромец. Эти люди участвовали в военных сражениях, убивали других людей, но это не помешало им стать святыми.

Важно! Примеры святых воинов православной церкви не означают, что заповедь «Не убий» утратила свою актуальность. Но защита своей земли и своего народа не является убийством в том смысле, в котором его осудил Господь

Из более современных святых, которым довелось служить в военных войсках, интересен пример святого Паисия Святогорца. Будучи в молодости уже очень благочестивым христианином, он переживал, как будет служить в армии, где придется брать в руки оружие и, возможно, стрелять в других людей.

Юноша горячо молился Господу, чтоб Он отвел его от убийства даже врага. И Господь услышал молитву праведника — будущий святой старец благополучно отслужил и отдал долг Родине связистом, ни разу не выстрелив в другого человека. Как видим, воинская служба никак не помешала юноше в будущем стать известным старцем, которого после смерти канонизировали в лике святых.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».

Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

На смерть вместе с паствой

Но для простых солдат и матросов, как и для большинства офицеров, все эти пертурбации были чем-то далеким и неважным — гораздо важнее было то, какие конкретно люди окормляли их роту или корабль. И надо отметить, что среди флотских и армейских священников большинство всегда составляли такие, кто мог не только утешить мятущуюся душу, но и вдохновить на подвиг, а то и повести за собой.

История русского военного духовенства знает не один подобный пример — и не один пример того, как проявившие себя в боях священники становились кавалерами военных орденов. Так, первым среди них ордена Святого Георгия IV степени был удостоен в 1813 году полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Вместе со своей паствой он принимал участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, проявив необычайную храбрость и стойкость, поскольку не покидал строя даже после нескольких ранений. О награждении отличившегося в битве под Малоярославцем ходатайствовал другой герой того же сражения – генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров, который так писал в своем прошении на имя фельдмаршала Михаила Кутузова: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Это ранение вкупе с другими ранами и привели к тому, что 24 ноября 1813 года во время Заграничного похода русской армии уже на территории Франции отец Василий умер, но полка своего он так и не оставил.

А первым среди флотских иеромонахов высочайшей воинской награды был удостоен иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов). Он был отмечен, согласно представлению к награде, «за совершение отличного подвига при вылазке с 10 на 11 марта 1855 года» во время обороны Севастополя. Когда сопротивление противника стало слишком уж ожесточенным, и русские моряки пали духом, иеромонах в полном облачении и с поднятым к небу крестом буквально повел их за собой, и воспрянувшие воины выбили французов из траншей

Но и после этого отец Иоанникий не оставил поля боя, обратив свое внимание на раненых, не делая различий между русскими и французами, и трудился над ними до тех пор, пока не потерял сознания вследствие тяжелой контузии

Офицеры крейсера «Варяг», в первом ряду второй слева — командир корабля капитан первого ранга Всеволод Руднев; крайний справа — корабельный священник иеромонах Михаил (Руднев)

Всего орденом Святого Георгия VI степени с 1812 по 1904 годы были награждены пятеро армейских и флотских священников. А в годы Первой мировой войны это число выросло еще на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте — аналога золотого георгиевского оружия «За храбрость», заслужить которое в русской армии почиталось за особую честь, — удостоились еще 227 представителей армейского духовенства (а за всю историю этой награды ее получили 538 священнослужителей). Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.

Известные полковые священники

  • Богословский, Андрей Александрович — кавалер четырёх орденов Российской империи (в том числе орден Св. Георгия 4-й степени) и ордена Почётного легиона.
  • Васильковский, Василий — первый российский полковой священник, удостоенный высшей военной награды России — ордена Св. Георгия 4-й степени.
  • Гратинский, Михаил Андреевич — награждён золотым крестом на Георгиевской ленте.
  • Глаголев, Александр Александрович
  • Дудицкий, Михаил Доментьевич — кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 31 августа 1917 года).
  • Иоанникий (Савинов) — состоял на службе на флотском экипаже; четвертый священнослужитель, удостоенный ордена Святого Георгия 4-й степени.
  • Иов (Каминский) — второй священник, награждённый орденом Св. Георгия 4-й степени.
  • Михайлов, Феодор Матвеевич — награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.
  • Никодим (Нагаев) — награждён орденом Св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием.
  • Пятибоков, Иоанн Матвеевич — третий священник, награждённый орденом Св. Георгия 4-й степени.
  • Тулупов, Евтихий — кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 13 сентября 1916 года, посмертно).
  • Щербаковский, Стефан Васильевич — пятый кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени (награждён 27 ноября 1904 года).

История

Знак Архиепархии капелланов ВМС США.

Знак Департамента капелланов УГКЦ (Украина) год.

Происхождение термина «капеллан» связано с именем св. Мартина Турского. По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа» (доныне капа — часть облачения католических священников). Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан, то есть «хранитель капы».

У католиков капеллан ( capellanus, clericus de capella) в Средние века (первое свидетельство термина относится к 781 году) — духовное лицо, относящееся к составленной из аристократов и церковных иерархов придворной капелле, позднее, вплоть до XVII века — «домашний» священник, совмещавший церковные обязанности (руководство «частным» богослужением) с обязанностями секретаря. При больших средневековых дворах со временем выделился верховный капеллан (archicapellanus, в должности епископа или аббата), в обязанности которого могли входить не только богослужение и управление делами патрона, но и его официальное представительство за границей (наподобие современных дипломатов). По мере расширения и статусного роста придворных капелл возникло разделение обязанностей; так, в позднем средневековье (первое свидетельство — в 30-х годах XIV века) руководство музыкальным сопровождением богослужения было отделено от капеллана и вверено «магистру капеллы» (magister capellae), капельмейстеру, административно подчинявшемуся (архи)капеллану. Отдельную должность занял (также подчинявшийся верховному капеллану) руководитель канцелярии, канцлер. Со временем придворная канцелярия, как и музыкальная придворная капелла, приобрели самостоятельный статус. В конце концов (примерно с XVIII века), должностные обязанности капеллана были сведены к богослужению. Согласно современному Каноническому праву (ККП 564) капеллан — «священник, которому поручено постоянное пастырское попечение о какой-либо общине или особой группе христиан, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права».

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

(1921-2012)

Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)

Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.

Все военные – атеисты?

– Отец Олег, в 1990-е годы вы были одним из первых священников, кто решил окормлять военных. Поначалу наверняка трудно было находить с ними общий язык, налаживать общение?

– В то время я знал немало священников, которые говорили о необходимости пастырского окормления нашей армии. В начале 1990-х в Пскове даже прошла конференция, на которую из различных уголков России приехали священники, желавшие служить в армии. Помню, приезжал отец Димитрий Смирнов и другие. И мы тогда очень хорошо пообщались с военными. Уже потом, несколько лет спустя, в Москве был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Вообще в те годы военные никому особенно не были нужны. Воздушно-десантную дивизию, как она тогда называлась, никто не окормлял – вот я и взялся за это дело. На работу с военными меня благословил наш правящий архиерей митрополит Евсевий.

Когда говорят, что военные сплошь атеисты, это неправда, и я этому не верю. В середине 1990-х, когда наших десантников начали посылать в Чечню, к нам приходили многие воины. Тогда, я помню, к нам стали ходить и их жены – писали записочки о здравии. Многие из них бывали в храме каждый день. И их мужья и близкие оставались живы. А потом стали приходить и командиры просить помолиться, чтобы их подчиненные возвращались с Кавказа живыми и здоровыми.

Мне приходилось возить гуманитарную помощь в Чеченскую республику. Тогда военных мало кто защищал, и их проблемами большинство вообще не интересовалось. Я с прихожанами сам начал собирать и отсылать в Чечню всё, что мог: носки, одежду, писчую бумагу (около тонны для писем родным), письменные принадлежности, продукты питания. К нашему начинанию присоединялись верующие и из других регионов.

В Чечне

– Иногда приходится слышать, что священник в армии нужен только тогда, когда идут боевые действия и необходимо поднять моральный дух солдат?

– Священник должен присутствовать в армии всегда. Надо напоминать людям о трезвении и говорить, что воины, как никто другой, должны внимательно относиться к своему делу, быть начеку. Еще Александр Суворов говорил: хочешь мира – готовься к войне. Поэтому у государства должна быть сильная, надежная армия. Бойцам всегда нужно это иметь в виду.

Примечания

  1. А.Маррей . Капеллан // Католическая энциклопедия. Т.2. — М., 2005. — стлб.779.
  2. 12Леонтьева Татьяна Геннадьевна. Православное духовенство в годы Первой Мировой войны // Россия и современный мир. — 2014. — № 2 (83). — С. 104—119. — ISSN 1726-5223.
  3. Священников ВДВ обучат применению десантируемого православного храма (неопр.) .
  4. Новости религий (англ.). www.ng.ru. Дата обращения: 22 декабря 2018.
  5. Why building Falcon Circle was ‘right thing to do’ > United States Air Force Academy > Display (неопр.) . web.archive.org (20 мая 2017). Дата обращения: 22 декабря 2018.
  6. National Native American Veterans Memorial (англ.). National Native American Veterans Memorial. Дата обращения: 22 декабря 2018.
  7. MCCAIN STATEMENT ON THE ESTABLISHMENT OF THE NATIONAL NATIVE AMERICAN VETERANS’ MEMORIAL — Speeches — United States Senator John McCain (неопр.) (недоступная ссылка). www.mccain.senate.gov. Дата обращения: 22 декабря 2021. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  8. Banerjee, Neela . Use of Wiccan Symbol on Veterans’ Headstones Is Approved (англ.),The New York Times (24 April 2007). Дата обращения 22 декабря 2021.

По соседству с иконами

Отношения с коллегами — православными батюшками — у мусульманского имама складываются замечательно. Рабочее место имама — небольшой кабинет в ростовском Доме офицеров. У него над столом расположено изображение Мекки, в которой он побывал по долгу службы и имел возможность совершить один из главных столпов ислама — хадж (паломничество), небольшая библиотека из религиозных книг, Коран, распечатанные притчи. А напротив — рабочее место православного священника: иконы, фотография патриарха Кирилла, Евангелие на книжной полке.

Работая бок о бок, они не ищут различия в верах, а, наоборот, определяют общие для всех моральные ценности и именно на них делают упор в беседах с военнослужащими.

А возьмёт ли сам имам в руки оружие, если окажется на передовой? «Пророк дозволяет нам брать в руки оружие в случае крайней необходимости, для защиты себя и своих родных и близких и Родины, на которой жили и были похоронены наши предки. С моей стороны это было бы лукавством — проповедовать что-то духовное людям, которые служат Родине с оружием в руках, и при этом самому уклоняться в случае опасности. Но, конечно, на войне должны соблюдаться все правила — мирные люди, дети, женщины, старики не должны страдать, и я рад, что российская армия стремится придерживаться этих принципов», — говорит Ильдар Синдикаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector