Московский никольский храм в звонарях
Содержание:
- Дорога к монастырю
- История
- История Троицкого подворья
- Крещеный кабардинский князь, убитый ханом
- История создания обители
- В Вильнюс на недельку
- Архитектурный ансамбль Пюхтицы
- Паломничество в монастырь
- Двенадцать организаций и одно подворье
- Отец Николай Гурьянов: сосватают Варварушку!
- Подворье эстонской обители в Подмосковье
- Как приехать в монастырь
- Настоятельницы обители
- Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня
- Две Валентины
- Чудо на Журавлиной горе
- Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры
- «Есть в далекой земле небольшой монастырь…»
Дорога к монастырю
До Эстонии большинство паломников добираются поездом. Проблем с билетами на данном направлении практически никогда не бывает, поэтому не стоит стараться приобрести их за несколько месяцев до поездки.
Лучше всего ехать в монастырь из Таллина, оттуда дважды в неделю отправляется прямой автобус. В пути паломникам придется провести около трех часов. Но не расстраивайтесь, если вы попали в промежуток, когда прямых маршрутов до обители нет. Вы всегда можете воспользоваться автобусом до Куремяэ. А оттуда от монастыря вас будет отделять дорога длиною всего лишь в семнадцать километров. Их многие паломники проходят пешком, а некоторые пользуются попутными машинами.
Пюхтицкий монастырь — это поистине удивительное место, которое пленяет сердце каждого, кто оказывается здесь. Интересно, но многие паломники, да и сами сестры признаются, что только здесь они могут дышать полной грудью и ощущать себя по-настоящему счастливыми.
История
Троицкая слобода изначально принадлежала селу Непрудное, потом в ней обосновались переяславские ямщики, а в 1609 году эта земля была пожалована Троицкому монастырю, который организует на ней своё подворье. Троицкая слобода принадлежала монастырю до Октябрьской революции.
Деревянная церковь с приделом во имя Сергия и Никона Радонежского была построена в 1633 году. Церковь перестраивают в 1688 году, но она по прежнему остаётся деревянной. В 1696 году деревянную церковь разбирают и на её месте строят каменную. Придел Владимирской иконы Божией Матери пристроили к трапезной в 1851 году по проекту архитектора А. А. Мартынова.
В 1760—1766 годах на территории подворья был выстроен двухэтажный каменный дом архимандрита Троице-Сергиевой Лавры по проекту зодчего Василия Яковлева. В доме было пятнадцать жилых покоев, а также домовый храм во имя святых Апостолов Петра и Павла. В 1875 году здание было перестроено, и его фасад получил новую архитектурную обработку, предположительно по проекту архитектора и реставратора Николая Васильевича Никитина.
С 1918 по 1922 года до переезда в Донской монастырь на подворье жил Патриарх Тихон. Сразу после его уезда, 19 мая 1922 года подворье вместе с храмом было захвачено обновленчиским Высшим церковным управлением.
Храм закрыт предположительно в 1924 году, с него сняты кресты и частично демонтированы купола. С 1960 по 1970 годы в здании храма помещается монтажное управление.
К Московской олимпиаде Троицкую слободу сносят и около церкви делают насыпь. Открылся прекрасный вид на храм с Самотёчного бульвара, но интереснейший самобытный уголок Москвы — Троицкая слобода — был безвозвратно утерян. Помещение храма передают Министерству культуры РСФСР, которое отдает здание Московскому государственному симфоническому оркестру. Храм возвращен верующим в 1993 году.
История Троицкого подворья
Земля, на которой находится современное здание, принадлежала Троице-Сергиевой лавре ещё с 1535 года: её монастырю подарил московский купец Иван Антонов — возможно, потомок Симеона Антонова, который, согласно легенде, был исцелён Сергием Радонежским.
На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые вели хозяйственные дела обители в Москве, поэтому его называли Стряпческим домом или Ново-Троицким Стряпческим подворьем. Кроме прочего, в 16 веке здесь располагались двухэтажные каменные палаты, где размещались лавки и конторские помещения, а также церковь Живоначальной Троицы, которую снесли в 1787 году. В 18 веке постройки подворья неоднократно полностью сдавались в аренду различным учреждениям, пока в конце 18 века подворье не было полностью сдано купцу Сысалину с условием выстроить вместо обветшавших зданий новые. На углу участка по заказу Сысалина было выстроено двухэтажное здание с угловой ротондой, в котором вскоре открылись трактир и кофейня, на первом этаже разместились лавки, на втором — помещения для найма. В разные годы в помещениях нового подворья работало большое количество разных учреждений: книжная лавка Александра Ширяева (знакомого Александра Пушкина), шляпный магазин Стужина, мануфактурный магазин Титова, различные маклерские конторы.
Троицкий трактир, размещавшийся на углу подворья, ввиду близости Гостиного двора и Московской биржи был облюбован столичным купечеством. Он славился отменными блюдами русской кухни: расстегаями, рыбными блюдами и поросятами, и купцы часто собирались здесь для решения вопросов и заключения сделок.
Однако, постепенно здание изветшало, да и его размеры уже не удовлетворяли современным реалиям, и в 1874-1876 годах по благословлению митрополита Московского и Коломенского Иннокентия на его месте был построен 5-этажный доходный дом по проекту архитектора Петра Скоморошенко. Новое здание частично переняло черты предыдущего: угловая ротонда была сохранена и превратилась в важный акцент постройки. Пятиэтажный дом имел высоту 30 метров и стал самым высоким сооружением гражданской архитектуры в Москве: здание вызвало большой интерес у горожан, поскольку было одним из первых высотных домов в городе. Лишь в 1905 году, когда в Москве построили 8-этажный дом Афремова, доходный дом Троицкого подворья утратил высотную пальму первенства.
На нижних этажах нового доходного дома по-прежнему располагались коммерческие помещения, магазины и конторы, а на верхних открылась Ново-Троицкая гостиница. Сохранился и Троицкий трактир: он разместился в основании, а затем в подвале 6-этажной угловой башенки. Самыми известными учреждениями, которые размещались в здании в то время, были банк Второго Общества взаимного кредита и Среднеазиатское торгово-промышленное товарищество.
После Октябрьской революции 1917 года доходный дом Троицкого подворья был национализирован, и в нём разместили офисы разных государственных контор. После распада СССР и по сей день его занимают Торгово-промышленная палата Российской Федерации и Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.
В наши дни доходный дом подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — важный объект культурного наследия
Он не может похвастаться особенной известностью у туристов и даже москвичей, но неизменно привлекает внимание и вызывает интерес любого прохожего — а их здесь много
Доходный дом Троицкого подворья находится на улице Ильинка, дом 5/2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии и «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Крещеный кабардинский князь, убитый ханом
Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».
Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».
История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.
В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.
Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.
В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.
Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.
История создания обители
Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.
Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.
Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.
В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.
В Вильнюс на недельку
Но я отвлеклась от Вильнюса.
Убрали мы картошку, вспахали поля, Валя мне и предложила: «Георгия, давай у матушки Ангелины (после матушки Рафаилы игуменья наша) в Вильнюс на недельку попросимся?». Я согласилась. Она на недельку нас отпустила.
Приезжаем, встречает нас матушка Нина (ей уже почти девяносто лет было!), удивляется и говорит Вале: «Как ты? Я тебя жду-жду, а ты вдруг оказалась в Пюхтице». Валя отвечает: «Матушка, вы же моей сестре Любе сказали, что я вам не нужна!». Матушка крестится: «Я такого не говорила». Оказалось, сестра специально так сказала, чтобы Валя вообще не шла в монастырь.
Валя спрашивает матушку: «А сейчас бы взяли?» — «Конечно, я бы тебя взяла! Я уже совсем старею, а все на мне». И действительно: петь некому, всего две девушки поступили, сестер мало, а ведь еще надо и отчеты составлять — времена-то хрущевские. Вот девяностолетняя игуменья сама все и делает. Вот она Вале и говорит: «Собирайся и приезжай».
Я в слезы: «Матушка, и меня возьмите!» — очень уж мы с Валей друг к другу расположились: вместе пели, вместе послушания несли… Дружили — прямо одна душа, одно сердце. А матушка отвечает: «Сестра Георгия, ведь скажут, что игуменья Нина переманивает сестер! Надо волю Божию знать. Как Царица Небесная благословит».
Вернулись в Пюхтицу, стали проситься у матушки Ангелины. Валю она сразу благословила, а меня вся Пюхтица стала уговаривать: «Георгия, куда ты нас бросаешь?» — очень уж им нравилось, как я хором управляю.
Архитектурный ансамбль Пюхтицы
В конце девятнадцатого века архитектурным ансамблем занялся Преображенский. Он постарался максимально удобно расположить все строения обители таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. В итоге получился довольно обширный и необычный проект, послуживший основой сегодняшней обители.
На плане, который мы привели в статье, можно увидеть все главные монастырские сооружения, такие как Успенский собор, трапезная, звонница и гостиница. Перед входом в главные ворота обители можно увидеть тот самый дуб, под которым была найдена икона. А чуть дальше паломники имеют возможность набрать воды из источника, который считают святым.
Паломничество в монастырь
Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.
Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.
Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.
А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.
Двенадцать организаций и одно подворье
Я сама питерская, меня весь Ленинград знает, у меня и сейчас родственники там живут. Моя сестра Лидочка с семьей (у нее пятеро детей было) — мои первые помощники. Они жили недалеко от Карповки, на Кировском проспекте. Лидочка встретила нас утром на вокзале, и мы, не заезжая домой к Лиде, сразу же поехали на Карповку.
Господи… Не знаем, куда как войти, где найти этот храм! Одну дверь откроем — сарай, другую — сарай. Грязища, вонища, там бомжи жили. И там же еще двенадцать организаций.
В конце концов, открыли храм. Смотрим: Господи, помилуй! — одна перегородка, вторая перегородка, голуби летают, из одного окна кабель, из другого… Ни стекол, ни рам — ничего. Мусору — по колено! А это храм Иоанна Рыльского.
Начали разбирать. Обзвонила всех знакомых, кого только могла: всех родственников, двоюродных, троюродных: «Берите ведерки, тряпочки, топорики, все несите, будем вычищать!».
Потом позвонила в семинарию — там тогда отец Владимир Сорокин был инспектором. Говорю: «Батюшка, благословите! Я вам звоню с Карповки, с Иоанновского монастыря». Он не понимает: какой монастырь? Почему на Карповке? Я объясняю: «Батюшка, нам его передали как Пюхтицкое подворье. Через две недели память Иоанна Рыльского. Владыка благословил восстановить. Помогите, пожалуйста. Дайте ребяток». Каждый день к нам на семинарской машине приезжали десять семинаристов с топориками и отбивали одну стенку, вторую, амвон расчищали… Отбивали, пилили, выносили. Я заказывала машину, и мусор сразу вывозили.
Потом пол подняли. Господи, что за пол! Бабульки меня утешают: «Мать Георгия, мы помоем, можно покрасить, коврики положить, и все будет хорошо». Я сомневаюсь: «Не знаю, надо проверить». Вроде идешь — нормально. А к стеночке к одной подошла — там что-то трещит. Подняла одну половицу — а там опять мусору по щиколотку…
Что ж, семинаристы и это все сняли, мусор мы в ведра собрали, а стали подметать — и, представляете, оказывается, благодаря тому, что было столько насыпано, сохранился старинный мозаичный пол! Мы его помыли, я коврики купила. А владыка наш приехал и прямо в восторге: «Мать Георгия, какой пол! Никаких ковров, ничего не надо!»
Иконостас был очень скромный. На Карповке сейчас служит отец Никон, он тогда писал иконы. Простенько: на досках, фанере… Покрасили, и вскоре было освящение.
Питерцев 1 ноября много собралось. Никто не мог поверить, что наконец передали Иоанновский монастырь! Там будущий патриарх Алексий II наградил меня крестом с украшениями, хотя игуменьей я еще не была.
А после празднования мы спустились в усыпальницу батюшки Иоанна Кронштадтского — уже там стали разгребать, выносить… Что там творилось — жутко. Парты, какие-то будки, столы, табуретки, туалеты переливаются, вонь, бомжи тоже жили… Справились с Божией помощью.
Отец Николай Гурьянов: сосватают Варварушку!
Отца Николая Гурьянова я знала с 1955 года, когда приехала в Вильнюс. Он тогда там жил, служил в храме в местечке Гегобросты. Русских вокруг было мало, певчих ему не хватало, и на престол или на иные праздники он просил матушку Нину: «Матушка, благослови, пускай Георгиюшка приедет — поможет попеть». Я к нему и ездила, помогала на всенощных.
Он еще молодой был, но Господь ему уже многое открывал. Он очень почитал матушку Нину и часто к ней приходил за духовным утешением, поддержкой. Ну и сестер чему-то учил, что-то рассказывал. Подойдет к какой-нибудь сестре и пальчиком пригрозит: «А ты что задумала? Нет-нет-нет, благословения нет!». Откуда знает, что она задумала?
А как-то раз говорит: «Матушку Варвару будут сватать. Ой, как будут сватать Варварушку!». Матушка Нина не поняла: «Батюшка, куда сватать?» — «Ой, матушка, как будут сватать!» А вскоре наш владыка Алексий (Ридигер) приехал и в Пюхтицу мать Варвару «сосватал».
Подворье эстонской обители в Подмосковье
Храм в Юдино как и церкви в Перхушково и Акулово не закрывался в советские годы. В 1995 году этот подмосковный храм стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Создание скита произошло в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал женский монастырь на своей малой родине в советские годы.
У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.
Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.
Как приехать в монастырь
Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.
Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.
Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.
Настоятельницы обители
Успенский ставропигиальный женский Пюхтицкий монастырь в Эстонии сменил уже семь настоятельниц. За все время служения они хранили и поддерживали традиции православной веры и способствовали развитию общины. Расцвет обители связывают с деятельностью Варвары I. С 2011 года делами заправляет матушка Филарета.
Игуменьи:
- Варвара I, Елисавета Димитриевна Блохина (1843—1915 гг.). Родилась в семье купца первой гильдии. Вскоре отец скончался и поручил двухмесячную Лизу Царице Небесной, надеясь, что «Сама Владычица будет покровительницей и руководительницей всю ее жизнь». В возрасте десяти лет девочка поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь. Она в совершенстве изучила церковный Устав, проходила клиросное послушание, была искусной золотошвеей, замечательной певчей и чтицей, получила диплом сестры милосердия Красного Креста. 12 августа 1887 года Елисавета приняла постриг в монашество и нареклась Варварой. Через год ее направили в Эстляндию. В 1891 назначена Управляющей общины, а в 1893 — посвящена в сан игуменьи. Стала первой строительницей обители, осуществив проект М. Т. Преображенского. При ней учреждены детский приют, училище, богадельня, лечебница и аптека.
- Алексия I, Анна Михайловна Пляшкевич (1847—1923 гг.). Родилась в семье священника, рано осталась сиротой. В десятилетнем возрасте поступила в Спасо-Бородинскую пустынь. Вышивала в рукодельной, училась писать иконы, пела и читала на клиросе. Через 14 лет переведена в Московский Страстной монастырь, в то же время приняла постриг в рясофор и нареклась Аркадия. В 1891 году была пострижена в мантию с наречением в честь святого Алексия. Через шесть лет назначена настоятельницей женской обители и посвящена в сан игуменьи. При ней были значительно расширены благотворительные учреждения и открыта школа живописи. Во время русско-японской войны женская община оказывала помощь раненым воинам. В 1910 усердием Алексии I сооружен Успенский собор.
- Иоанна, Анна Алексеевна Коровникова (1867—1943 гг.). Духовная дочь Иоанна Кронштадтского, пострижена в монашество в 1908 году. Через 12 лет утверждена настоятельницей. В годы Второй мировой войны обитель активно оказывала помощь инвалидам и раненым, заботилась о военнопленных.
- Алексия II, схиигумения Сергия (Голубева) (1881—1953 гг.). Поступила в монастырь в 1896 году. В 1943 была посвящена в сан игуменьи. Она с любовью проявляла большую заботу о насельницах общины и ближних.
- Рафаила, Параскева Филипповна Мигачева (1883—1961 гг.). В 1902 облечена в апостольник, в 1912 — в рясофор, в 1925 приняла монашеский постриг с именем Рафаила. Через 22 года возведена в сан игуменьи.
- Ангелина, Людмила Дмитриевна Афанасьева (1894—1973 гг.). В 1920 была пострижена в монахини, до этого работала старшей медсестрой в хирургическом отделении. В 1965 награждена орденом святого князя Владимира III степени.
- Варвара II, Валентина Алексеевна Трофимова (1930—2011 гг.). В 1952 году стала послушницей женской обители, в 1958 приняла постриг в монахини. Через 10 лет назначена настоятельницей. Ее усердием монастырь сильно преобразился. Возведены новые здания: Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, архиерейский дом, гостиницы для паломников, купальня, крестильный храм и многочисленные хозяйственные и жилые постройки. Устроена электромельница и проведено центральное отопление. Впервые расписаны Святые врата и Успенский собор, позолочены кресты церквей и реставрированы все храмы.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня
Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.
К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.
На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.
Две Валентины
Между постригом в рясофор и мантию я несла послушание в Вильнюсе. Даже никогда не думала, что там окажусь!
В Пюхтице еще до пострига я несла послушание келейницы, жила в игуменском у матушки Рафаилы. Однажды приехала одна девушка, постучалась в игуменский, просится к матушке. «Я, — говорит, — из Луги, это под Ленинградом. Я там с родителями живу. Я хотела с матушкой поговорить».
Я доложила матушке игуменье, а она говорит: «Валя, ты с ней поговори, дай ей чайку, а потом я освобожусь, ее приму и поговорю». Я привела ее в келью и стала расспрашивать.
Звали ее Валентина. Она рассказала, что была в Вильнюсе у сестры Любы и узнала, что там есть женский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Там настоятельницей была восьмидесятилетняя матушка Нина, очень духовная старица, духовная дочь отца Амвросия Оптинского. Валя стала к ней проситься. Матушка говорит: «Приходи, я тебя беру. Где ты живешь, сколько тебе лет, что ты делаешь, где работаешь?» Она отвечает: «На почте бухгалтером работаю, в храме на клиросе пою».
Сестер в обители мало, человек десять — за ящиком стоять некому, петь и читать некому. Матушка Нина обрадовалась: и певчая, и бухгалтер! Говорит: «Приходи!». Валя идет домой, рассказывает сестре, что матушка Нина ее берет в монастырь и говорит: «Я сейчас поеду домой в Лугу, возьму расчет и вернусь сюда».
Валя уехала, оформила расчет, стала собираться — и вдруг от Любы письмо: она тоже видела матушку, с ней беседовала, и матушка сказала, что ей такие не нужны. Та удивилась: то она обрадовалась, сказала: «Приходи», — а тут вдруг Любе сказала, что ей такие не нужны. Но родной сестре поверила. Узнав, что есть Пюхтица, приехала к нам. Матушка Рафаила ее приняла: «Приходи, мы берем». Было это в 1952 году.
Мы с Валей очень сошлись. Вместе пели на клиросе. Я — первым сопрано, она вторым. Сестры очень любили нашу череду. Она неплохо пела, я тоже — нигде не училась, но, вроде, голосенок был.
Проходит год, второй, третий, меня уже в рясофор постригли… Вдруг Валя получает из Вильнюса от матушки Нины письмо: «Валя, как ты очутилась в Пюхтице? Я тебя так ждала!» Она ничего не понимает…
Осенью, когда закончились все работы, мы с Валей попросили благословения поехать в Вильнюс.
Чудо на Журавлиной горе
Событие, которое и предопределило ещё за два века до строительства появление здесь Пюхтинского монастыря, произошло в 16 веке. А именно на Журавлиной горе произошло явление местным крестьянам Пресвятой Богородицы.
Дева Мария явилась им в сверкающем жемчужном облачении. Первыми увидели её двое крестьян, сначала они попытались её догнать, но явление исчезло. На другой день они вновь увидели ее в сиянии чудесного света, после чего побежали в деревню и сообщили всем остальным. И когда все жители, спустя три дня после первого её появления, собрались вокруг, чтобы посмотреть на явление Девы Марии — на месте где она стояла, открылся родник, наполненный чистейшей ключевой водой.
После Богоматерь начала воспарять вверх и поднималась до тех пор, пока не достигла ветвей древнего дуба, стоящего на самом верху. Она остановилась там на несколько мгновений и исчезла, а изумлённые селяне, взобравшись на вершину горы, обнаружили меж ветвей дуба икону Успения Божьей Матери.
Эти селяне были лютеранами. Они передали найденное сокровище русским крестьянам, исповедовавшим православие. Те построили часовню на вершине Журавлиной горы близ того самого дуба, который теперь считается священным, и перенесли туда саму икону.
Святыня находится теперь в Успенском соборе при обители, а то самое старинное древо тоже до сих пор сохранилось.
Примите к сведению: предполагают, что его возраст дуба около тысячи лет! Древний исполин сейчас ограждён от любопытных туристов, каждый из которых пытается отщипнуть кусочек коры от священного дерева себе на память. Старинная часовня также стоит на своём месте. Правда вокруг неё уже выстроена новая, реконструированная часовня, а старинная находится внутри.
Сама же история обители берёт начало от образования отделения Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы в 1887 году. Именно члены этого общества решили, что необходимо построить большой новый монастырь в этих краях.
Возьмите на заметку: члены Православного Прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы преследовали сразу несколько целей: сплотить православных верующих, основать приют для девочек, школу и лечебницу для местных жителей.
При выборе площадки для возведения они руководствовались тем, какое место наиболее почитаемо селянами, так как князь Сергей Шаховской, один из благодетелей и учредитель собрания братства, считал, что место основания данного проекта заведомо является действительно чудесным в сознании народа, и его нельзя навязать или учредить самостоятельно.
Выбор пал на нынешнюю Богородицкую гору, то самое место, где явилась Пресвятая Матерь Божья Дева Мария.
Первой игуменьей и настоятельницей решили поставить Варвару.
Монахиня, которую по-настоящему звали Елизавета Блохина, в совершенстве знала церковный устав, что являлось первым и необходимым условием для нахождения её на таком важном посту. Немаловажен был и срок ее службы в церкви, а он составлял почти сорок лет! Она обладала некоторыми медицинскими познаниями, так как прошла курс лекций, умела петь и владела церковным пением, также когда-то находилась в помощницах ризничей.Интересный факт: в обитель кто угодно мог прийти за медицинской помощью и получить её, сестры принимали под своё крыло девочек-сирот и давали им образование
К тому времени там находилось всего пять сестёр, включая монахиню Варвару.
Однако сначала это была просто община сестер, а лишь с 1892 года её учредили как монастырь. В 1892 году началось и строительство самого комплекса. Варвара беспокоилась об его красоте и устройстве, сама собирала пожертвования на строительство, сама проводила закупку церковной утвари. Она же привезла из самого Новгорода и старинную икону 1721 года. По её настоянию обители было пожертвовано множество святых икон.
Завершение строительных работ произошло уже не под надзором Варвары, с 1997 года её служба продолжалась уже в другой епархии — Казанской, а на её место назначили игуменью Алексию.
В 20 веке обители пришлось не на много легче, чем другим. Он пережил ужасные репрессии, а уже в шестидесятых годах, когда по всему Советскому Союзу закрывались церкви и храмы, а монастырские комплексы разрушались и разграблялись, обитель осталась на плаву.
Всё благодаря Патриарху Алексию второму, который приложил огромное количество усилий, и добился отмены закрытия комплекса. С тех пор обитель находилась под его защитой. В 1968 году во главе монастыря стала настоятельница Варвара. А в 1990 году монастырь наконец-то смог освободиться от давления эстонской епархии, так как смог получить звание ставропигиального, после чего остался только под руководством Московской епархии.
Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры
На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.
Структура подворья:
- храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
- домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
- воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
- хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
- театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
- библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
- музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
- отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
- издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.
Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.
ViktorJulin
«Есть в далекой земле небольшой монастырь…»
Он любил нас, написал несколько стихов про Пюхтицу:
Есть в далекой земле небольшой монастырь,
посвященный Владычице Деве…
Положил на ноты, и мы всегда это пели потом.
Когда нашим епископом Таллинским был Алексий (Ридигер), и надо было тоже Пюхтицу спасать от закрытия, он привозил группы то из Германии, то из Швейцарии. Отстоят, службу послушают, а потом на общей трапезе владыка просит: «Мать Георгия, спойте „Есть в далекой земле небольшой монастырь“».
А после того, как он нас от норм освободил, помню, владыка Пимен послал нам машину из Печор, где он наместником был, и пятнадцать человек нас, пюхтицких певчих, везет туда. Помолиться, в пещеры сходить, преподобным поклониться. Мы там провели три дня — пели, в общей трапезе участвовали. Такую духовную радость он нам подарил. С отцом Иоанном (Крестьянкиным) я потом и в Вильнюсе встречалась, и переписывалась.