Иверский монастырь

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

См. также: Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Святые и святыни

Среди святынь обители особенно выделяют:

  1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
  3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
  4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

История обители

История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни. В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею. В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем.Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат

В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем.Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться. На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

Необходимость создания обители

Чтобы противостоять подобным явлениям, необходимо было создать мощный оплот истинного православия. С этой целью жители Самары обратились в Священный Синод с инициативой открытия в городе женского монастыря, рассчитанного примерно на сотню насельниц. Поддержав идею самарцев, руководство Синода, тем не менее, потребовало конкретных сведений о том, на какие средства планируется осуществить постройку монастыря.

Эту проблему решили старым проверенным способом ― объявили среди жителей города сбор пожертвований на постройку обители

Особо уважаемые и религиозно настроенные граждане города составили попечительный совет, взявший на себя организационную часть предприятия, а несколько богатейших представителей городского общества внесли крупные денежные пожертвования и, что немаловажно, отписали для строительства монастыря принадлежащие им земельные участки

Свято-Духов скит

Из истории Иверского монастыря известно, что на обительских хуторах за городом насельницы занимались выращиванием зерновых культур и овощей, разводили животных для получения молока и занимались пчеловодством. В сентябре 1996 года недалеко от Самары в Волжском районе монастырю передали 8 гектаров огороженной территории вместе с постройками бывшего трудового лагеря и 40 га пахотной земли. За прошедшие годы подсобное хозяйство монастыря представляет собой современное агропредприятие с парком сельхозтехники, профилирующее на зерновое растениеводство, парниковое выращивание овощей и молочное животноводство. Подрастает там и недавно заложенный яблоневый сад. Свежие овощи, яблоки, сметана, молоко и творог на столах трапезной монастыря – плоды труда сестринских.

Основой для развития подворья стали здания бывшего трудового лагеря, переданные вместе с земельным участком монастырю. В 2015 году на скиту выстроили большое трапезное двухэтажное помещение. На первом этаже располагается трапеза для сестер и большая архиерейская трапезная, а так же кухня, подсобные помещения. На втором этаже устроены сестринские кельи.

Церковь в честь Святого Духа – новострой обители, возведена на территории монастырского подворья, в скиту в Волжском районе. На Оренбургской трассе через 40 километров после Самары среди степной равнины вдруг неожиданно блеснут купола храма, такого величественно – прекрасного, что «дух захватит», а потом мелькнет указатель с надписью «Свято – Духов скит». Строительство церкви на скиту было положено попечением Самой Пресвятой Владычицы. Начало работ по ее возведению совпало с приходом в монастырь жительницы Самары, которая рассказала, что в легком сне ей явилась Богородица и повелела внести имеющиеся у женщины небольшие средства на строительство обительского храма. Нижний престол освящен 22 августа 2004 года в честь Киево-Печерских святых, верхний – 12 октября 2008 года в честь Святого Духа. Чин освящения престола совершил Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Самарский и Сызранский.

Образы для иконостаса верхнего престола были написаны выпускниками школы Сергиевого Посада, а иконный ряд для нижнего престола – сестрами монастыря. Сложность в работе возникла по причине особенностей помещения – небольшой его высоты, низкого потолка. Это обстоятельство повлияло на особое устройство иконостаса. Уентральная часть его выдвинута вперед, на ней икона «Спас Недреманное Око» – одно из иконографических изображений Спасителя, встречающееся в монкментализме и фресковой живописи храмов Византии XIV века, а на Руси первое известное упоминание о нем появилось в письменных источниках XVI века в описании православных церквей Псковского края.

Белый фон иконы и деревья с плодами символизируют рай. Тема «Недреманного Ока» возникла на основе литургических песнопений. Иконография сюжета связана с Богослужением на Страстную седмицу, посвящается воспоминаниям о событиях земной жизни Спасителя. Изображение на иконе юного Христа раскрывает идею символа вечности о Христе Предвечном.

В светлый и красивый храм приходят на Богослужения не только сестры и трудники обители, но и жители окрестных сел.  

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

История основания обители

На берегу реки Волги расположился один из прекраснейших храмовых комплексов города Самары — Иверский женский монастырь. Его история началась еще в середине XIX века, когда по императорскому указу в этом месте была основана небольшая женская община. Всего лишь за первые 10 лет жизни община настолько разрослась, что было принято решение преобразовать ее в монастырь с действующей больницей, школой и мастерскими. В нем проживало на тот момент 400 монахинь и множество послушниц.


Иверский женский монастырь, Самара

Известно, что некогда, в XVIII веке в Самаре имелась небольшая женская обитель — Спасо-Преображенский монастырь, где проживали на тот момент около 30 монахинь, однако, в годы правления Екатерины II обитель была ликвидирована, а проживающих в ней насельниц перевели в другую обитель. Спустя полвека женщины, представляющие интересы религиозного движения «келейниц» стали добиваться того, чтобы в память о некогда существовавшем здесь монастыре была открыта православная женская община.

Благодаря поддержке дворянского и купеческого сословия города решено было создать на месте Спасо-преображенского монастыря православную женскую общину, ставшую после Иверским женским монастырем.

Свое название обитель получила по имени святого образа Иверской Божьей матери, подаренной монастырю купчихой Марихиной.

Годы запустения

В тяжелые годы советской власти послушницы приняли разумное решение благодаря наличию швейных мастерских замаскировать обитель под швейную артель, но, к великому сожалению, отсрочить «гибель» обители удалось таким образом всего лишь на несколько лет.

В начале XX века монастырь был разворован и разорен, церковь была и вовсе подорвана и полностью разрушена. Спустя некоторое время уцелевшие корпуса женского монастыря были перестроены под общежитие. Согласно местным церковным преданиям, тех самых монахинь, некогда ратовавших за образование обители, советская власть, собрав всех на барже, утопила в Волге.

Лишь в конце XX века, оставшиеся на месте женского монастыря строения, были признаны архитектурными памятниками и возвращены в Самарскую епархию. С этого времени начался долгий процесс восстановления Иверской Самарской женской обители.

Современное состояние

С 1994 года общине вернули монастырский статус и, начиная с 1998 года, обитель зажила своей обычной жизнью. Первое богослужения в отреставрированном Иверском храме прошло в конце октября 2008 года, с тех самых пор службы не прекращались и до наших дней.


Внутреннее убранство Иверского храма в Самарском Иверском монастыре

Сегодня Иверская женская обитель вновь считается одним из красивейших мест города.

14 сентября 1850 года епископ Феодосий освятил место для строительства общины

В январе 1850 года подали прошение епископу Феодосию о том, чтобы открыть в Самаре женскую православную общину. Общину должны были открыть на месте уничтоженного монастыря.

1850
в этом году епископу Феодосию подано прошение об открытии в Самаре женской православной общины

Также в то время сообщалось, что в Самаре проживало очень много сектантов и раскольников, поэтому  создание общины должно было его искоренить.

Епископ Феодосий обратился с этой просьбой в Святейший Синод, где его спросили, на какие средства будет существовать новая община. Для решения этих проблем создали попечительское общество, в которое входили некоторые городские купцы и чиновники.

Многие люди готовы были пожертвовать свои усадебные места, средства. Первоначально создавать обитель планировалось за городом.

Так и решили сделать. 14 сентября 1850 года епископ Феодосий прибыл в Самару и освятил место, которое было предназначено для будущей общины. Именно там был заложен камень в основание будущего храма обители

Также епископ Феодосий благословил насельниц общины иконой Божьей Матери Иерусалимской. На следующий день началось строительство. К концу ноября 1850 года один корпус уже был готов.

К концу 1850 года была построена часовня, которую осветил протоиерей Казанского собора.

Община создавалась в память об этом Спасо-Преображенском монастыре.

С согласия будущих насельниц икона Иерусалимской Божией Матери была названа Иверской.

Тогда одна купчиха пожаловала православной общине фамильную икону Божией Матери Иверскую в драгоценном окладе. В настоящее время икона находится в этом месте.

Правящий архиерей

Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий (Полеткин Виктор Моисеевич)

Родился 14 апреля 1951 года в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

В храм – Успения Божией Матери села Стружаны ходили с отцом двенадцать километров.

Первым духовником и наставником стал прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский).

В 1969 году после окончания строительного техникума работал в строительно–монтажном управлении. В 1972 году был рекомендован назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону (Новикову) и служил год иподиаконом в Борисоглебском соборе города Рязани. Затем была учеба в Московской Духовной семинарии.

В 1981 году окончил семинарию, в 1981 году – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, был профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие», преподавал в МДА. Защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

26 апреля 1981 года был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери.

24 июля 1983 года – во иерея.

С 20 июня 1983 года клирик Рождественно-Богородичного кафедрального собора города Ростова – на Дону. До 1988 года исполнял обязанности секретаря митрополита Владимира (Слободана) и делопроизводителя епархиального управления.

Дата пострига: 23 декабря 1984 года. Монашеский постриг совершил в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия наместник лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский).

На следующий день был возведен в сан архимандрита.

В 1988-89 годах заведовал канцелярией Московской Патриархии.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий.

Хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону. Возглавил хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (+ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

23 февраля 1993 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен епископом Самарским и Сызранским.

25 февраля 1998 года возведен в сан архиепископа.

15 марта 2012 года определением Священного Синода (журнал №6) назначен главой новообразованной Самарской митрополии.

18 марта 2012 года – возведен в сан митрополита.

С 4 мая 2017 года – Самарской и Тольяттинской в связи с образованием Сызранской епархии.

За годы служения Преосвященного Сергия на Самарской кафедре было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты мужские монастыри – Вознесенский и Воскресенский в городах Сызрани и Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени.

Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» – Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности – медалью «Ревнителю просвещения».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий считает одним из самых главных дел своего архипастырского служения на самарской земле – духовное просвещение и воспитание подрастающего поколения на основе православной веры.

Награды

Церковные:

  • орден пр.Серафима Саровского второй ст.
  • орден свт.Макария Московского первой ст.
  • орден св. бл.кн. Даниила Московского второй ст.
  • орден свт. Иннокентия Московского первой ст.
  • орден Сергия Радонежского второй ст.

Светские – государственный орден Дружбы.

Возрождение Иверской обители

Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.


храм Святого Духа

Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь. Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной

Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье

Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

См. также: Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии

Храмы обители

«Храмы – это небо земное, это Царство Божие на земле, где неустанно прославляется пречестное и великолепое имя Божие, где мы освящаемся посредством молитвы и таинств». Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иверский храм

Главным храмом Самарскрго женского монастыря и его украшением является Иверский храм. Он вырос из стен деревянной Казанской часовни в первые годы существования обители. Позднее построили новый красивый каменный храм по проекту архитектора П. А. Иностранцева. Освящен: 5 июня 1888 года — главный престол; 25 июня того же года – Михаила Архангела. Через 120 лет соборному храму обители вернули былую красоту после долгих лет забвения и разрушения. 26октября 2008 года, в праздник Иверской иконы совершили чин Великого освящения Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней. В храме установлена рака с мощами Небесного покровителя обители святого праведного Александра Чагринского.

 Иерусалимский храм

Иерусалимский храм дореволюционной постройки, единственный уцелевший после закрытия монастыря в 20-х годы прошлого века. Возведен в честь юбилейной даты пятидесятилетия обители по проекту архитектора Т. С. Хилинского. В нижнем этаже были пекарня, квасная, склепы, а в верхнем – трапезный храм с престолами в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. Освящен в 1903 году. 24 февраля 1993 года Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое Богослужение в трапезном храме после закрытия монастыря.

 Сретенский храм

«Храм во имя Сретения заложен в общине в лето от сотворения мира 7366, от Р. Х. 1858 и от начала обители 8-е, в царствование Государя императора Александра II Николаевича, при втором епископе Самарском Феофиле, усердием раба Божия городского Головы Василия Ефимовича Буреева, с содействием других благочестивых христиан». Текст на доске по случаю закладки храма. 17 сентября 1858 года Преосвященный Феофил благосовил строительство нового храм в обители и освятил место, отведенное под него. Трехпрестольный храм строился более десяти лет по проекту губернского архитектора К. Г. Маркера в русско – византийском стиле. До наших дней не сохранился. Благолепный и просторный храм был взорван, а на его месте построили дом.

Храм святителя Николая в колокольне

«Величественная каменная колокольня, имеющая в высоту около 30 сажен, со Святыми воротами под нею, Св. храмом над воротами во имя Св. Чудотворца Николая с 500 пудовым колоколом и с 3-саженным, вызолоченным, венчающим колокольню крестом, сияющим в ясные дни и лунные ночи лучезарным светом … видима издалека и своей грандиозностью и величием украшает не обитель только, но и самый город». Протоиерей Георгий Третьяков «Опыт исторического исследования. Белоснежная красавица — колокольня вновь стоит у входа в обитель, зримым маяком православия. В синеве вечеров и темноте ночи она с подсветкой напоминает большую свечу, озаряющую город светом православия — Иверским светом. 19 мая 2017 года, в дни Светлой Пасхальной седмицы викарий Самарской епархии, епископ Жигулевский Фома возглавил первое Богослужение в надвратном Никольском храме. Во время Богослужения было совершенно освящение храма.

 Часовня Царственных страстотерпцев

Новая часовня-храм с престолом в честь Царственных страстотерпцев — молитвенная память о Помазаннике Божиим и его семье. Над иконами для иконостаса храма трудились в иконописных мастерских монастыря. Освящена в мае 2011 года. Новая духовная и светская традиция в Самаре располагает к тому, что 18 мая ежегодно монастырь становится центром городских праздничных мероприятий, массовым паломничеством с обязательным посещением часовни. В этот день праздник День знамени, к нему обитель сопричастна. Знамя для восставших болгарских дружин вышили в позапрошлом веке Иверские монахини. Копия его, подаренная монастырю, хранится в часовне, в крипте которой скоро будет музей.

Сообщество туристов

Село Подгоры. Церковь Ильи Пророка. Заволжский женский монастырь. Святой источник Ильи Пророка

Село Подгоры под горой Белой, и «выползающее» из него село Выползово – одни из первых русских поселений на Самарской Луке, основанные в первой половине 17 в. Церковь Ильи Пророка в Подгорах также одна из старейших – первое, еще деревянное здание было построено в 1670г. В 20 — х 20в. церковь была закрыта. Использовалась под хозяйственные нужды, частично разрушилась.

Фото Выползово

В начале 2000 – х началось восстановление церкви. В 2006 году основан Заволжский Свято – Ильинский женский монастырь.

Фото Купола монастыря

На монастырской территории, огороженной каменной оградой, находится несколько каменных и деревянных келий, имеется баня, проведён водопровод. Построен игуменский корпус с домовой церковью, дом для священнослужителей. Имеются птичник, хлев для коз, огороды и цветники.

Фото Ворота монастыря

Монастырь принимает на постой паломников и за помощь в хозяйстве денег за ночлег не берёт, а ещё и обеспечивает пищей. Для этих целей построен большой паломнический центр.

Фото Подгоры

Не только женским монастырем славно село Подгоры. В одном километре, севера — западнее села, у подножья горы Плаксиха находится уникальный родник. Попасть на источник Святого Ильи можно, свернув налево с асфальтовой дороги, что огибает село, около домика лесника. Направление на источник указывает табличка. По грунтовой дороге поднимаемся вверх. Оглянувшись назад, Вашему взору открывается потрясающий вид – сказочные просторы великой Самарской Луки и на горизонте ели заметные очертания города.

Фото Вид на город.

Через пол — километра появляется одна из самых красивых церквей Самарской Луки.

Фото Часовня Ильи Пророка.

История открытия и названия этого источника необычна. Нашли этот родник рабочие, восстанавливающие храм в селе.Каждый день ходили они за водой, восхищаясь вкусом и прохладой источника. А после установки креста на куполе Ильинского храма и благодарственного молебна было решеноосвятить безымянный источник. Пока шли, все думали, как же его назвать. Отслужили молебен, и, когда опускали в воду крест, прогремел гром, сверкнула молния, пошел проливной дождь. Вот так Господь вразумил, и источник назвали Ильинским.

Фото Вход к источнику.

Источник обустроен стараниями священнослужителей и прихожан. Имеется колодец, где всегда можно набрать воды, а рядом построена закрытая купальня с лестничкой в купель. Средняя температура воды в купели +3 градуса. Многие после купания говорят, что «родились заново». По результатам проведенного анализа воды, содержание серебра в ней увеличено в 100 раз. По легенде, вода источника омывает несметные сокровища под горой и поэтому становиться серебряной.

Фото Табличка возле купели.

Через несколько лет рядом с источником был основан мужской монастырь и построен чудной красоты храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Издалека заметны купола храма, особенно в ясную, солнечную погоду. Блестят, переливаются, радуют глаз. Монахи мужского монастыря бережно относятся к природе: очистили от сухостоя и валежника гору Плаксиху, поддерживают порядок вокруг обители и на источнике, подкармливают диких животных. Расположен он немного выше от церкви, если идти слева от неё вдоль забора. Территория храма закрыта и невозможна для посещения.

Жизнь обители в предреволюционные годы

Женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) быстро разрастался, и к 1905 году в нём насчитывалось пятьдесят сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Анастасией. Щедрость купца Фёдорова стала добрым примером для других жертвователей, на средства которых были возведён целый ряд построек, включая игуменский дом и сестринские кельи.

Знаменательное событие в жизни монастыря произошло в августе 1914 года, когда, возвращаясь из поездки на Кавказ, его посетил государь Николай II со своим сыном и наследником престола цесаревичем Алексеем. Войдя под своды недавно завершённого храма, они поклонились его главной святыне, и отстояли Божественную литургию.

В период Первой мировой войны сёстры монастыря совершили акт истинно христианского милосердия. Ими были взяты на воспитание девочки-сироты привезённые из оккупированной Польши. В обители они были не только окружены теплом и заботой, но и имели возможность учиться в школе. Их пребывание там продолжалось до начала двадцатых годов.

Территория монастыря

Территория монастыря с одной стороны напоминает Московский Кремль (голубыми елями на фоне церквей), с другой — рабочий городок. Жилые корпуса обители по стилю похожи на заводские, а трубы Самарской ГРЭС придают комплексу еще более урбанистический дух. Как-то некстати к благостному месту присоседился Жигулевский пивзавод.

Здесь стоят несколько храмов. Строгий Иерусалимский с массивными резными дверями, причудливая часовня, контрастно выкрашенная в белый и красный цвета, златоглавый Иверский с величественным фасадом. Возле него строят копию разрушенной колокольни, под 8-тонным куполом которой установлена звонница из 15 колоколов.

Кладбище с останками именитых и почетных граждан Самары в послереволюционные годы было разгромлено, и сейчас представляет собой нагромождение надгробных плит. Прогулка по нему рекомендуется не в эстетических, но в познавательных целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector