Собор рождества пресвятой богородицы, ростов-на-дону: описание, история
Содержание:
- Православные храмы города
- Как добраться до собора Рождества Пресвятой Богородицы
- Армянские церкви
- После протоиерея Иоанна Захарова настоятелями Покровского храма были
- Собор в Старочеркасске
- Храм Христа Спасителя в миниатюре
- Судьба Ростовского собора
- Архитектура
- Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
- Внутреннее убранство
- Современное состояние[править]
- Другие храмы Ростова-на-Дону
- Особенности храма
- История каменного храма
Православные храмы города
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это кафедральный собор с богатой и интересной историей, настоящий символ города. Автором проекта стал К. А. Тон, который проектировал московский Храм Христа Спасителя. Ростовский собор был отстроен к 1860 году. А основой ему послужила крепость Дмитрия Ростовского 1761 года. В советское время он сильно пострадал: были сняты кресты и иконы, разобраны паперти из мрамора, исчезли элементы внутреннего убранства. Потом в храме устроили склад зерна, во дворе – зверинец. В наши дни проведена реконструкция, к радости прихожан.
Расположен на улице Станиславского, 58.
Сретенский храм
Это строение упоминалось еще в 1778 г., его прошлое тесно связано с донским казачеством. Именно казаки и построили красивый деревянный храм в станице Александровской. С тех пор здание не раз перестраивалось, но даже в камне сохранило истинно русский стиль и легкость устремленных ввысь построек из дерева.
Располагается на ул. Детская, 254.
Старо-Покровский храм
Один из старейших храмов Ростова, построенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то перенесли из крепости Св. Анны. Здание возводилось из соснового массива и впервые открыло двери гостям в 1784 г. Церковь пережила многое на своем веку, увеличить приход получилось в 1869 г.
И сегодня можно посетить ее, неоднократно перестроенную: ул. Б. Садовая, 113б.
Вознесенский храм
Решение о постройке часовни было принято в 1868 году, в честь избавления царя Александра от опасности. Сначала появилась маленькая церковь, потом приход, а строительство Александро-Невского храма шло с 1876 по 1878 гг. Позднее Дума изменила решение и постановила строить «главный собор» на Ново-базарной площади. Проект принадлежит архитектору А. Ященко.
Собор в Ахтарском переулке, 3, был освящен в 1910 г.
Храм преподобного Серафима Саровского
История отсчитывается с 1904 года. Жители станицы Гниловской почитали Святого, возводить церковь в его имя стали по своей инициативе. Всем миром собирали средства на проект, который в итоге выполнил зодчий Козлов — в древнерусском стиле. У здания — 7 золоченых куполов, трехъярусная звонница, кирпичная кладка выглядит узорно. Здесь располагается и Донская Духовная семинария.
Он расположен по улице Портовой, 72.
Храм Преполовения Пятидесятницы
Каменную церковь во имя Преполовения Пятидесятницы решили строить в 1820, к 1829 храмовое строение было возведено. Потом, в начале 20 века, его перестраивали. Здание красиво и снаружи, и изнутри — здесь искусная роспись и внушительный иконостас.
Придется добираться до Всесоюзной, 165.
Свято-Троицкий приход
Западный жилой массив украшают сразу два храма, которые отстроены на одной территории. Это храмы Святой Троицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. Вместе они образуют удивительный ансамбль, по красоте и атмосфере напоминающий Троице-Сергиеву Лавру.
Посетить их можно, добравшись на Международную, 7а.
Свято-Казанский собор
Это новое строение, история которого началась с 1996 г., когда в северном районе Ростова-на-Дону, на пустыре возник вагончик с крестом, где служили службы.
Прихожан становилось все больше, и в 2004 г.Состоялась закладка храма, сейчас он действует по адресу: пр. Космонавтов, 16а/32а.
Имени Иоанна Кронштадтского
Выглядит он так, будто вы на миг очутились в Петербурге. Постройка новая — в 1999 г. ее освящал Алексий II. Рядом Институт путей сообщения, поэтому заходит много молодежи.
Храм святителя Димитрия
Крепость на Дону была заложена по указу императрицы Елизаветы. Святитель Димитрий Ростовский многое сделал для ее становления, именно от его имени и родилось название города — Ростов.
Святой стал для всех ростовчан покровителем, а церковь стоит в парке «Дмитриевский».
Как добраться до собора Рождества Пресвятой Богородицы
До остановки «Центральный рынок» следуют:
- трамваи — № 1, 4, 6, 7;
- троллейбусы — № 6, 12;
- автобусы — № 1, 2, 4–6, 9, 15, 16, 22, 26, 27, 31, 33–35, 39, 41, 42, 45–47, 49, 51, 57, 58, 60, 61, 64, 65, 71, 75, 77, 78, 83, 90, 99, 105, 106, 113, 119, 140, 450, 454, 455, 457, 458, 516;
- маршрутные такси — № 4, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 20, 34, 38, 43, 44, 45, 47, 48, 58, 65, 71, 78, 83, 90, 92а, 99.
Общие схемы маршрутов общественного транспорта Ростова-на-Дону:
- автобус;
- троллейбус;
- трамвай.
Ночная подсветка, Alex Koni
Посмотреть расположение остановок и детальные маршруты, а также составить по городу рекомендуется на специальных сайтах.
В Ростове можно воспользоваться услугами такси UBER, Maxim, Gett, Яндекс. Такси.
В 10 минутах ходьбы от Кафедрального собора находится знаменитая Ростовская набережная.
Кафедральный собор в Ростове-на-Дону: видео
Армянские церкви
В Ростове-на-Дону около 5% населения являются этническими армянами, поэтому в городе существуют несколько армянских церквей, которые обязательно стоит посетить. Среди них выделяются особо три следующих храма:
- Святого Карапета — он располагается на территории армянского кладбища, и был освящен в 1881 г. Строение сочетает в себе уникальные черты базиликальной и крестово-купольной традиции. Армянское зодчество тут особенно ярко проявляется в резных каменных элементах и лаконичности внутреннего убранства.
- Сурб Арутюн (Святого Воскресения) — это новое строение 2011 г., возведенное на месте разрушенного большевиками старого армянского кафедрального собора. Внутреннее и внешнее убранство соответствует строгим армянским традициям: мраморный резной алтарь, отсутствие фресок, темные тона.
- Сурб Хач (Святого Креста) — это уцелевшее здание ранее большого монастыря, который построили переселенцы-армяне, бежавшие с Крыма в 18 веке. Здание построено в классическом стиле, в нем преобладают светлые тона. Главной реликвией считается священный крест-камень, вывезенный древней столицы Армении — города Ани.
Армянские приходы отличаются небольшим количеством прихожан, но их соборы существенно отличаются от традиционных русских, поэтому заслуживают внимания.
После протоиерея Иоанна Захарова настоятелями Покровского храма были
- Иерей Сергий Силкин — 1962–1967 гг.
- Протоиерей Нестор Соловьев — 1967–1971 гг.
- Иерей Герасим Милушкин — 1971–1972 гг.
- Иерей Иоанн Рыбаков — 1972–1974 гг.
- Иерей Герасим Милушкин — 1974–1979 гг.
- Иерей Терентий Дранов — 1979–1982 гг.
- Иерей Симеон Озерский (в иночестве священноинок Севастиан) — 1982–1986 гг.
- Протоиерей Иоанн Рыбаков — 1986–2001 гг.
- Иерей Иоанн Севастьянов — 2001 и по настоящее время.
В настоящее время духовным отцом Ростовской-на-Дону Старообрядческой Общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы является протоиерей Иоанн Рыбаков, отдавший служению в храме уже 26 лет. Община насчитывает порядка 600 человек. По свидетельству отца Иоанна Рыбакова, количество членов общины не меняется уже на протяжении пятидесяти лет. В Соборе регулярно совершаются богослужения. При храме организованы воскресные встречи для детей и катехизаторские беседы для взрослых, работает небольшая библиотека. Одним из важных моментов общинной жизни являются братские трапезы, которые регулярно проводятся в Трапезной, расположенной в подвальном помещении Собора.
Несмотря на то, что Старообрядческий Покровский Собор является памятником архитектуры — со времени повторного освящения Собора после войны государственные органы власти никогда не оказывали Старообрядческой Общине никакой помощи и поддержки. Только силами Общины храм содержится в удовлетворительном состоянии, регулярно проводятся текущие ремонты. Община завершает сооружение нового иконостаса вместо временного, существовавшего в Соборе с момента его второго освящения. Вспоминая сложную и порой трагическую столетнюю судьбу Старообрядческого Покровского Собора, мы верим, что стоит этот Дом Божий только милостью Господней. И раз его Господь сохранил тогда, когда другие храмы забрал, значит, этот Храм был нужен своим общинникам. Понимая это, хочется быть достойным места сего и относиться к нему, как к безмолвному проповеднику Истинной Веры Христовой.
Исследование, составление: Роман Бочарников.
!При перепечатке материалов этого раздела ссылка на сайт IZDREVLE.RU обязательна.
- Скальковский А.А. «Ростов-на-Дону и торговля Азовского бассейна 1749-1863», Изд. 1866. С.
- Архивный фонд №246 Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Москва.
- Архивный фонд № 1475 Российского Государственного Архива Древних Актов, Москва.
- Архивный фонд № 226 Государственного Архива Ростовской области, Ростов-на-Дону.
- Архивный фонд УФСБ России по Ростовской области.
- Старообрядческий Церковный Календарь, 1947.
- Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф., «Храмы Ростова-на-Дону», Акра, Ростов-на-Дону, 2003.
- Волошинова Л.Ф., «Творения московских и петербургских зодчих в Ростове-на-Дону», Новая Книга, Ростов-на-Дону, 2003.
- Документы храмового архива.
- Газета «Приазовский край» 27 октября, 1913. Приложение N 42. Фото храма в год окончания строительства.
- «Оценка недвижимых имуществ г. Ростова-на-Дону», Ростов-на-Дону, 1915.
- Справочник «Весь Ростов н/Д», Ростов-на-Дону, 1936.
- Фото: Р. Бочарников, М.Таршинов, 2009, 2010.
Очерк об истории Старообрядческого Покровского Собора подготовлен на основе имеющихся в Старообрядческой Общине Ростова-на-Дону документов, а также архивных материалов и воспоминаний очевидцев. Работа по восстановлению и уточнению летописи нашего Храма ведётся непрерывно. В случае обнаружения новых фактов или неточностей, информация будет корректироваться и вноситься в предложенный материал.
Редакция сайта IZDREVLE.RU обращается с просьбой ко всем заинтересованным лицам, имеющим любые неизвестные нам факты из жизни старообрядцев в Ростове-на-Дону, сообщить нам недостающие сведения. Также, просим откликнуться родственников Н.А. Панина, проживающих в Ростове-на-Дону. Мы утеряли Ваши контакты, позвоните нам, пожалуйста, или посетите храм. Координаты можно найти в разделе «Связь».
Собор в Старочеркасске
Рекомендовать место
5
Собор в Старочеркасске, расположенный в Ростовской области, является знаменитой городской достопримечательностью. Первоначально он был построен в 1650 году из дерева, однако из-за частых пожаров дважды перестраивался. В связи с этим было принято решение о строительстве каменного собора. Его возведение проходило с 1706 по 1719 годы.
В те времена царь разрешал строительство каменных зданий только в Петербурге. Однако, возникла политическая необходимость и Пётр I помогал строительству материально. Также есть подтвержденная информация о том, что для строительства выбрали место, где располагалось болото.
Высота девятиглавого собора — 49 метров, его архитектор до сих пор неизвестен. Оформлен храм в стиле барокко. Рядом с ним была построена колокольня, высота которой достигает 45,8 метров. С трех сторон собора была пристроена двухъярусная галерея. Несмотря на скромное оформление храма снаружи, внутри он поражает своим убранством. В соборе есть библиотека, в которой хранятся библейские и старинные светские книги.
Храм Христа Спасителя в миниатюре
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МИНИАТЮРЕ Ростовский собор Храм Христа Спасителя в Москве и собор в Ростове похожи по силуэту, и всё потому, что оба они — детище одного архитектора, Константина Тона, архитектора знаменитого, того самого, что построил Большой кремлёвский дворец. Но наш Ростовский собор (до революции скромно именовавшийся Базарной церковью) построен на 22 года раньше московского чуда — в 1861 году (аккурат в год отмены крепостного права) и является уменьшенной и упрощённой копией храма Христа Спасителя, что «на Москве» — так сказать, его моделью. Здесь, на донской земле, Константин Тон получил возможность проверить свои расчеты и художественный замысел. Конечно же, храму на нашем Старом базаре далековато до своего царственного прототипа. Ростовский собор Рождества Богородицы достигает в высоту 49,8 метра и рассчитан на 1200 прихожан. В то время как Московский храм вмещал 12 тысяч! А высота его достигала 106,5 метра (без крестов). Это почти сопоставимо с пирамидой Хеопса -146 метров! Интересно что при Советской власти наш собор был объявлен «не имеющим никакого художественного и исторического значения» и… поэтому уцелел! Ибо те ростовские храмы, которые такое значение имели, были снесены, взорваны и разграблены, в основном за период 1931-36 годов, во время так называемой «пятилетки без-божия». Именно такая печальная судьба постигла главный храм города — великолепный кафедральный собор Александра Невского, высившегося там, где ныне попирает площадь Советов чугунный «Конь» (памятник красным первоконникам). До разрушения храма на Старом базаре государственные безбожники добрались только к началу 1940-х годов, да и до этого унижали как могли. В нём устроили… зверинец, который работал вплоть до 1941 года. А потом коммунисты взорвали колокольню — под предлогом того что она могла послужить «ориентиром для немецких летчиков». Заново отреставрирован и открыт для богослужения собор был при немецкой оккупации. Интересно, что сегодняшние искусствоведы с грехом пополам все же признали художественное значение храма. Даже определение для стиля, в котором он построен, подыскали. Это «русско-византийский ретро-спективизм» — направление, которое, можно сказать, и «выдумал» Тон. Впрочем, как рассказывают некоторые историки архитектуры, наш собор — не совсем творение Тона. По сведениям А.П. Зимина, известного знатока донской истории, ростовские казаки специально приезжали в Петербург к главному архитектору тогдашней России — Тону, чтобы купить его проект для Всевеликого Войска Донского. Благодаря этому и появилась в городе Базарная церковь, ставшая впоследствии кафедральным собором. По версии Т.А. Славиной, тоновский проект долго дорабатывали скромные местные архитекторы в Новочеркасске, доведя его до степени крайнего упрощения и удешевления за счёт отказа от лепнины и мраморной облицовки (в епархиальной и городской казне, как всегда, не хватало средств). Но так или иначе почерк создателя русско-византийского стиля глубоко отмечен на донской земле. ВАСИЛИЙ ВАРЕНИК «РОСТОВЪ И РОСТОВЦЫ» |
Судьба Ростовского собора
Судьба Ростовского собора Ростовский кафедральный собор является не только достопримечательностью Ленинского района, в котором он расположен, но и символом нашего города. Не буду говорить о том, как важен этот храм для каждого верующего человека, скажу лишь, что, помимо огромной духовной ценности, это один из главных исторических и архитектурных памятников Ростова. В следующем году Ростовскому кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы исполнится 145 лет. А в этом году свой 175-летний юбилей отмечает ростовское епархиальное управление. Накануне этих праздников мы решили познакомить читателей с историей строительства главного храма Ростова. С началом сооружения крепости Димитрия Ростовского на территории слободы Полуденка (в районе нынешнего парка Революции) началось строительство часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1766 году ей было присвоено положение церкви, а через 12 лет на месте ветхого здания было отстроено новое. Спустя год после этого, в 1779 году, армяне, переселившись из Крыма на донскую землю, заняли слободу Полуденку и учредили на её месте свой город Нахичеван. Большинство жителей Полуденки при этом были переселены во вновь организованную Солдатскую слободу, которая заняла территорию между нынешними Будённовским и Ворошиловским проспектами. Деревянную церковь перенесли на торговую площадь в центре слободы — место нынешнего собора. После пожара в 1791 году на месте деревянной церкви за четыре года была построена новая церковь с каменными стенами и деревянным куполом. Лишь в 1822 году указом Святого Синода она получила права «соборной», но официально как собор Рождества Пресвятой Богородицы церковь значится с 20 апреля 1847 года. С ростом населения в городе и увеличением числа прихожан вместимость церкви становится недостаточной. Здание нынешнего кафедрального собора было построено в 1860 году (строительство велось 6 лет) на средства двух купцов Семёна Кошкина и Фёдора Михайлова. Автором проекта собора был известный в то время академик архитектуры Константин Тон, основатель русско-византийского стиля и автор таких проектов, как Большой Кремлёвский дворец на Красной площади, храм Христа Спасителя в Москве, Оружейная палата в Кремле, набережных и ряда церквей в Санкт-Петербурге, первых вокзалов в Питере и Москве. 29 июня 1875 года было заложено здание четырёхярусной колокольни по проекту архитектора-художника Дмитрия Васильевича Лебедева. Колокольня строилась на средства купца Петра Максимова. Строительство было закончено через два года. Освящение состоялось 22 октября 1887 года. Тогда же был поднят на колокольню главный колокол весом 17 тонн и заведены четырёхсторонние часы с четвертным боем. Звук этого колокола был слышен в радиусе 30 километров. Колокольня была самым высоким строением в городе (75 м). Во время Великой Отечественной войны демонтировали два её верхних яруса, чтобы высокое строение не служило ориентиром для фашистских лётчиков. Судьба главного колокола не известна, скорее всего, его переплавили на нужды Советской армии. Что же касается собора, в 1929 году он был закрыт, кресты с куполов сняты, а здание использовалось под склад зерна. В 1934-1935 гг. на подворье собора разместился городской зверинец. В конце 1942 года верующие ростовчане сами открыли собор и стали трудиться над его восстановлением. В конце 80-х началось восстановление колокольни. Второй раз кафедральный собор был открыт в 1943 году. В 1951-м была произведена капитальная реставрация собора. А к 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году, были позолочены купола Ростовского кафедрального собора, произведена вторая его реставрация. В 1989 году подворье собора была расширено, отстроено здание малого храма во имя Иоанна Предтечи, здание воскресной школы, трапезной и административное здание. 28 марта 1996 года решением мэра г. Ростова-на-Дону создан попечительский совет по восстановлению исторического облика подворья Ростовского кафедрального собора. Управление муниципального строительства города стало генеральным заказчиком строительства колокольни, памятника Святителю Димитрию Ростовскому и Соборной площади. Восстановление колокольни было закончено в 1999 году. В тот год Ростов отмечал свой 250-й день рождения, а епархиальное управление 170-й. На празднование приехал Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. Он освятил здание колокольни и установленный на площади перед храмом памятник Святителю Димитрию Ростовскому, покровителю Ростова. Как и в 19-м веке, переулок, на котором расположен храм, называется Соборным. А само здание собора взято на учёт как памятник архитектуры 19-го столетия. 28 июля 2004г., РО. |
Архитектура
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы
В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.
Внутреннее убранство
После строительства в 1860 году нового каменного храма ростовчанин И. Панченко, носивший потомственное звание почетного гражданина города, выделил немалую сумму на роспись стен, приобретение икон и купольных крестов, а также на установку дорогостоящей церковной ограды.
В процессе ремонта храма в середине прошлого века были восстановлены настенные росписи и внутреннее убранство. В 1951 году из Москвы прибыл четырехъярусный иконостас необычной формы. Он выполнен в виде часовни, накрытой шатром, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Через четыре года убранство собора пополнилось еще двумя подобными иконостасами. Один из них находится в Преображенском (левом) приделе, второй — украшает Петро-Павловский (правый) придел.
Четырехъярусный иконостас, StachBpl
Живописные росписи на стенах и сводах выполнены по библейским сюжетам. Они расположены в обрамлении ниш и орнаментальных рисунков. Окраска пилонов и пилястр имитирует срез мрамора, а свободные поверхности украшены фризами с растительным орнаментом.
Сегодня масляная роспись стен требует реставрации. На темнеющей от времени и загрязнений поверхности видны трещины, шелушения и отслоения.
Кресты для куполов, АЛЕКСАНДР
Святыни
В Кафедральном соборе Ростова-на Дону хранится точный список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Оригинал, датируемый концом XIV века, находится в Третьяковской галерее. В соборе имеются и другие списки — с почитаемых икон Казанской и Владимирской Божией Матери, а также Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба. Кроме того, здесь имеется несколько икон с частицами мощей великомучеников, святителей и преподобных, в том числе:
- Сергия Радонежского;
- Серафима Саровского;
- Георгия Победоносца;
- Николая Чудотворца.
Соборный ковчег хранит частицы мощей святых пророков и князей, апостолов, великомучеников, преподобных и святителей.
Современное состояние[править]
Описание
Собор Рождества — пятикупольный каменный храм, в плане имеет форму креста, построен в русско-византийском стиле. Трехъярусный иконостас в восточной части собора выполнен в виде часовни, увенчанной шатром и главкой.
На подворье собора расположены ещё малый требный храм во имя Иоанна Предтечи и крестильня Святителя Николая; а также колокольня и несколько служебных зданий: епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии; духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы.
Деятельность прихода
При храме действуют:
- Воскресная школа
- Духовно-просветительский центр имени свт. Димитрия Ростовского
- Большой архиерейский хор
- Сестричество во имя прмц. Елисаветы Романовой
- Пошивочная мастерская «Донская ризница»
- Просфорня
- Паломнический центр
Контакты паломнического центра:
344007 Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, д. 58.
телефон: +7 (863) 210 1905, 210 1906.
График работы
: понедельник-пятница: с 10-00 до 17-00; суббота: с 10-00 до 15-00; перерыв: с 14-00 до 15-00.
Другие храмы Ростова-на-Дону
Церковь Тайной Вечери — это здание принадлежит римско-католическому приходу, который действует в городе с 19 века (приход тогда был около 3000 человек). Здание было разрушено во время войны 1941-1945 гг., но восстановлено в 1993 г. в виде деревянной часовни.
Католический храм в Ростове-на-Дону
Заново отстроенное и заново освященное здание постоянно открыто для прихожан с 2004 г. Сейчас число прихожан колеблется от 400 до 500 человек.
Благовещенский греческий храм — это здание было построено в 1909 году на проспекте Кировском № 57. Его возвели в ново-византийском стиле, однако позже полностью уничтожили большевики — остался лишь фундамент, который использовали для постройки Театра кукол.
После распада СССР РПЦ приняла решение о восстановлении строения, и новое строение было освящено в 2015 году. Сегодня тут регулярно проходят богослужения, паломники могут посетить их каждый день, а для прихожан действуют различные службы и проводятся регулярные совместные мероприятия и акции.
Соборы и церкви Ростова-на-Дону
Особенности храма
Собор имеет традиционную структуру. В основе находится крестообразная форма, позволившая придать ему византийский стиль с элементами русского зодчества. Внутри находится высокий иконостас-часовня. Возле соборного здания расположены также церковь Ивана Предтечи, небольшая крестильня святого Николая, служебные, канцелярские и епархиальные помещения, резиденция настоятеля, издательство и типография, духовный центр.
Колокольня построена в смешанном стиле, где четко прослеживаются ренессансные и классические черты. Венчает здание синий купол, покрытый золотыми звездами. На самом верхнем ярусе находится циферблат. На третьем и втором ярусах повешены колокола, снятые во время ВОВ – они были заменены пятью новыми, носящими имена различных святых.
История каменного храма
Жители слободы – как и всего Ростова – настаивали на возрождении сгоревшей церкви. Городом в то время управлял представитель купеческого сословия М. Наумов, добившийся от митрополита епархии разрешения на строительство нового храма. В середине 1790-х гг. на месте уничтоженной церквушки появился каменный собор, которому был присвоен купеческий статус. Назван он был – как и деревянная церковь – по имени Пресвятой Богородицы. Рядом с ним возвели небольшой теплый храм во имя Трех святителей.
Через 20 лет имперский Синод присвоил церкви Богородицы новый статус, сделав ее соборной. Данное обстоятельство коренным образом повлияло на увеличение количества прихожан в приходе, в результате чего все желающие перестали помещаться во время богослужений. Как следствие, купцы Ростова – С. Кошкин и Ф. Нефедов – в середине 1850-х гг. добились от архиерея и Синода разрешения перестроить церковь в собор кафедрального значения. Они готовы были покрыть все финансовые траты, связанные со строительством. Вскоре Синод прислал в Ростов проект будущего кафедрального собора, разработанный московским архитектором К. Тоном.Собор строили шесть лет: все основные работы завершились в 1860 г. Возле нового храма также возвели очень высокую (75 метров) колокольню, имевшую четыре яруса. Средства на это здание выделил другой ростовский купец – П. Максимов, а И. Панченко профинансировал все декоративные работы. В частности, были расписаны стены сакрального сооружения, куплены иконы и кресты, которые стоят на куполах. Кроме того, Панченко настоял на том, чтобы вокруг здания появилась кованая ограда.
На площади перед собором в 1890 г. установлен монумент, посвященный императору Александру II, который покровительствовал храму и Ростову. Памятник имел высоту 10 метров, весил 4 тонны и был отлит из бронзы. С наступлением советской власти памятник снесли.
Участь кафедрального собора оказалась не лучшей. Сначала его и прилегающую территорию оградили кирпичным забором и разобрали все паперти из мрамора, оставив только один вход в храм. В течение 1930-х гг. его использовался как зоопарк и как территорию для складов. Во время Второй мировой войны с него сняли все кресты, вывезли утварь, иконостас и иконы
Верхние ярусы колокольни были разрушены, поскольку они могли привлечь внимание немецкой авиации.Но в начале лета 1942 г. прихожане самостоятельно возобновили работу храма
Постепенное восстановление началось только в 1950-х гг. – когда из столицы привезен красивый иконостас, имевший четыре яруса. Он имел форму часовни, на вершине которой возвышался крест. Аналогичные иконостасы появились через несколько лет и в других пределах собора. Тогда же были обновлены росписи и иконы.
Ремонт куполов произошел только через 30 лет – когда по решению митрополита пять куполов храма были заново позолочены. К концу ХХ века завершилось восстановление колокольни, которым руководил архитектор Ю. Солнышкин. Он также следил за установлением новых колоколов, изготовленных в Воронеже и имевших гораздо меньшую форму. Полная реконструкция колокольни закончилась только в 2011 г.