Кваренги, джакомо

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье – жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

В Италии

Среди немногих работ, осуществлённых Кваренги в Италии — перестройка интерьера средневековой церкви Санта Сколастика (святой Схоластики в бенедиктинском аббатстве в Субиако близ Рима в 1769 году. Также по его проектам в Италии выполнены главные алтари приходских храмов: в честь Святейшего Искупителя в Сериате датируется 1775 годом и Успения Святой Марии и Святого Иакова в Романо-ди-Ломбардия между 1797 и 1799 годами .

Коллекция рисунков, писем, документов частного характера и др. артефактов (всего более 700 единиц хранения) имеется в муниципальной библиотеке «Angelo Mai» в Бергамо. Другие собрания бумаг Кваренги хранятся в миланском музее Кастелло Сфорцески и в Кабинете рисунков муниципального художественного собрания (Gabinetto dei Disegni delle Civiche Raccolte d’Arte) Милана.

Смольный институт

Где: Смольный пр-д, д. 1

Джакомо Кваренги считал Смольный институт лучшей постройкой своей жизни. 

Необычное название произошло от смоляного двора, который когда-то здесь находился. На нем хранилась смола для судов, строившихся на Адмиралтейский верфи. Петр I, часто посещавший это место, распорядился срубить себе дом, а позже его преемница Екатерина I, восхищенная панорамой, велела построить здесь дворец.

Уже по указанию императрицы Елизаветы Петровны был основан Воскресенский Новодевичий монастырь, за которым закрепилось название «Смольный». 5 мая 1764 года по высочайшему указу Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. Но здание не подходило для этих целей из-за планировки, поэтому Кваренги поручили построить новое здание Смольного института для Воспитательного Общества Благородных девиц, а Ю. М. Фельтену отдали строительство специального здания для Мещанского училища, позже названного Александровским институтом. 

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги возвел постройку южнее монастыря. Корпус с боковыми крыльями образовали традиционную П-образную композицию с парадным двором, напоминающую план классических усадеб. Центр выделен портиком с колоннадой ионического ордера. Цокольный этаж обработан горизонтальным рустом, торцовые фасады боковых корпусов – пилястрами.

Источник фото

На втором этаже архитектор запланировал учебные помещения, на верхнем этаже – жилые комнаты учениц. Несмотря на огромные размеры, в институте сложно заблудиться. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор, который бесконечно тянется вдоль всего основного корпуса. 

В правом северном флигеле, находились квартиры начальницы и правительницы Смольного Института, под ними – малая столовая для начальницы, правительницы, классных дам и преподавателей. Под столовой, в подвальном помещении, располагался кухонный корпус с выходом в малый хозяйственный двор. В левом южном флигеле находились помещения хозяйственного назначения и кухонный комплекс, выделенные в отдельные дворовые постройки. 

План Кваренги. Источник фото

В южном крыле Смольного Кваренги разместил Актовый зал, который считается одним из лучших спроектированных им интерьеров. Два ряда коринфских колонн разделили зал на три части – нефы. Стены и колонны отделаны белым мрамором. Дверь обрамлена архивольтом, наружным обрамлением арки, выделяющим ее из плоскости стены, а поверх него размещены фигуры Славы. Оригинальные люстры, похожие на античные светильники, созданы по рисункам великого зодчего. В Актовом зале проходили балы и другие торжественные мероприятия с участием воспитанниц.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев
Фото из выпускного альбома 1889 г.
Источник фото

Именно здесь В. И. Ленин сообщил собравшимся о переходе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов и были приняты первые декреты Советской власти:

  • «Декрет о мире»;
  • «Декрет о земле»;
  • «Постановление об образовании рабочего и крестьянского правительства». 

До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства.

Смольный, 1917 г. Источник фото

Большое значение придавал архитектор окружающей среде. Со стороны главного подъезда он спроектировал большую площадь, которая позволяла охватить взглядом все здание, а с противоположной стороны заложил регулярный сад.

Въезд на территорию Смольного оформили два пятиколонных портика тосканского ордера, образующих пропилеи, парадный проход, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо участке. На фризах колоннад можно прочитать надписи «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» и «Первый Совет пролетарской диктатуры».

Сегодня в здании Смольного института находятся резиденция губернатора Петербурга и городская администрация. Внутри можно посетить музейные экспозиции, которые отражают всю историю здания, – Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.

Поделиться статьей:

Биография

Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796). В это же время спроектирован дворец графа Завадовского в Ляличах.

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание Императорского кабинета (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянною. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Где: Садовая ул., д. 50А / Наб. р. Фонтанки, д. 115

Усадьба князя Бориса Григорьевича Юсупова, петербургского губернатора в 1749–1750 годы, на реке Фонтанке в середине XVIII века считалась одной из богатейших в городе. Тогда здесь располагался роскошный дворец в стиле барокко, в плане представлявший собой букву Н. Из-за прокладки сквозной набережной и завершения благоустройства берегов Фонтанки в 1790-х Джакомо Кваренги перестраивает дворец для князя Николая Борисовича Юсупова, занимавшего много постов, в том числе директора Императорских театров (1791–1796) и директора Эрмитажа (1797). 

Следы барокко в этой работе зодчего сегодня совсем незаметны. Кваренги сохранил объем и стены существующего здания, но полностью изменил интерьеры и фасад в соответствии с требованиями классицизма. 

Обновленный дворец переместился вглубь сада, а место на набережной заняли жилые корпуса и хозяйственные помещения, возведенные в форме полукруга. По центру фасада появился открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Боковые флигели украшены лоджиями с тосканскими колоннами, которые отличаются от дорических гладким фризом и отсутствием желобков. Противоположный садовый фасад украшен шестиколонным портиком ионического ордера на террасе, с ведущей к нему широкой лестницей.  

Решетка, ограждающая дворец и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы, появилась позднее. Ее создали в 1836–1840 годах инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.

Сегодня в здании находится Петербургский государственный университет путей сообщения.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Примечания

  1. ↑ Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь
  2. Грабарь И.,. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.: Стройиздат, 1981. — С.19
  4. ↑ , с. 83.
  5. Уманский А. М. Кваренги, Джакомо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Mostra di disegni di Giacomo Quarenghi… — Roma, 1970. — P.12
  7. Franco F. Ottavio Bertotti-Scamozzi // Boll.CISA. Vol. 1963, pp.152-161
  8. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 451—452
  9. Власов В. Г.. «Прозрачные колоннады» русского палладианизма // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 127—165
  10. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 454
  11. Сочинения Г. Р. Державина. СПб., 1864. Т. 1. С. 518 (Стихотворение «К Н. А. Львову», 1792). 1865. Т. 2. С. 307 (Стихотворение «На смерть Нарышкина», 1799)
  12. Гращенков В. Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма // Гращенков В. Н. История и историки искусства. — М.:КДУ, 2005. — С.466
  13. Гращенков В. Н. Джакомо Кваренги и архитектура европейского неоклассицизма // История и историки искусства: Статьи разных лет. — М.: КДУ, 2005. — 494
  14. Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. — Л.:Стройиздат, 1981. — С.131
  15. В. Н. Талепоровский. Чарльз Камерон. — М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939. — С. 228
  16. Колупаев В. Е. Архитектор Джакомо Кваренги и алтарь проиходской церкви г. Серитае (Италия) // Инновации экономики и управления в строительстве: материалы Международной научно-практической конференции 10—12 октября 2012 года. СПб.: СПбГАСУ, 2012. c. 165—168.

Коллегия иностранных дел

Где: Английская наб., д. 32A

В 1782–1783 годах Кваренги перестроил здание Коллегии иностранных дел на набережной Невы. Особняк возвел архитектор Михаил Алексеевич Башмаков для князя Бориса Алексеевича Куракина.

Позже здание отошло в казну. Так в бывшем частном особняке разместили Коллегию иностранных дел – предшественницу Министерства иностранных дел Российской империи. В учреждении служили Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. В. Веневитинов, А. А. Фет.

В корпусе на Английской набережной расположилась канцелярия, здесь вели прием посетителей. Во флигелях по Галерной улице находились казенные квартиры чиновников. Для этого потребовалась перестройка дворца. Кваренги уничтожил все детали барочной отделки как снаружи, так и внутри. На втором этаже главного фасада появилась колоннада ионического ордера с традиционным треугольным фронтоном, а стены гладко оштукатурили.

В 1840-х годах здание заняла Императорская Николаевская военная академия. 
 

Петербургская академия наук

Где: Университетская наб., д. 5

С момента основания Академия наук не имела своего здания и кочевала по островами дворцам. Она даже располагалась в Кунсткамере – из-за этого первый музей страны с начала XVIII века стал символом высшего научного учреждения. 

В 1783 году Кваренги приступил к строительству здания. В попытках создать архитектурный ансамбль он разместил постройку рядом с Кунсткамерой симметрично старому зданию Академии (дворец Прасковьи Федоровны). Главный фасад трехэтажного здания обращен на Большую Неву и украшен восьмиколонным портиком ионического ордера. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Из него же сделаны торжественные лестницы, ведущие на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. В 1881 году выполненная по рисунку Кваренги деревянная ограда между колоннами портика и на спусках парадной лестницы была заменена металлической решеткой.

Сохранить строгий классический вид здания Кваренги удалось с большим трудом.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, директор Академии наук, желала, чтобы фасад украшали венецианские трехчастные окна: полуциркульный проём с пониженными прямоугольными окошками по сторонам. Это не было предусмотрено в проекте архитектора и вызвало жесткое сопротивление со стороны Кварненги. Он писал княгине:  

«После того, как я передал чертежи, которые я создал для этого здания, госпоже княгине, начали работу, не консультируясь со мной ни по каким деталям… Поэтому, не желая нести ответственность за все, что может случиться, я прошу Ваше Превосходительство принять мой протест против всего, что сделали, и всего, что делают».

Противостояние между ними длилось довольно долго, и спорящие с трудом пришли к компромиссу. Кваренги переделал части фасада в соответствии с еепожеланиями:

«Если бы Ваше Превосходительство сначала сообщила мне намерение иметь окна на венецианский манер, я мог бы принять другое решение. Но в состоянии, в котором сейчас находится постройка, необходимо довольствоваться тем, что возможно, а не тем, что хочется».

Венецианское окно все-таки появилось, но лишь одно и на дворовом фасаде. Главный же фасад здания сохранил классический вид.

Венецианское окно изнутриИсточник фото 

Сегодня здесь находятся издательство «Наука»,  Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, Научно-исследовательский институт истории естествознания и техники, поликлиника. 

Эрмитажный театр

Где: Дворцовая наб., д. 34

До строительства Эрмитажного театра спектакли ставились в Оперном доме или в одном из дворцовых залов Зимнего дворца. В итоге было решено возвести отдельное здание возле Зимней канавки, рядом со строившимся тогда Большим Эрмитажем. 

Кваренги был связан размером участка и стенами старого здания, поэтому он сначала возводил зрительный зал, а уже потом пристраивал фасад.  Зодчий отказался от любимой композиции фасада с треугольным фронтоном и выбрал вариант с массивным карнизом и неглубокой лоджией на фасаде. Это позволило зрительно связать здание с  Эрмитажем. На одном уровне с ним архитектор разместил нижний этаж театра и колоннаду коринфского ордера, а в нишах второго и третьего этажей установил статуи и бюсты известных поэтов Греции.

Кваренги сконструировал зал по принципу амфитеатра – античной постройки для массовых зрелищ – взяв за образец развалины театра Помпея в Риме.  В коринфские капители мраморных полуколонн включены театральные маски.  В нишах зала Кваренги разместил статуи Аполлона и девяти муз, а в медальонах над ними – портреты знаменитых современников, композиторов, драматургов, поэтов и писателей.

Камерный театр вызвал восторг у современников, и Кваренги отвели постоянную ложу, а также квартиру в театральном доме, где он и жил до конца своих дней. 

Смольный институт

В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.

Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту. Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт. Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.

Главный акцент в архитектурном оформлении фасада – портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России. Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения. Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.

Описание

Здание Академии наук было возведено по проекту архитектора Кваренги Кваренги Джакомо (Доменико) Один из крупнейших зодчих русского классицизма. Виднейший русский и итальянский архитектор. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств….. До этого Академия, созданная императором Петром I в 1725 году, располагалась сначала на Петроградской стороне, затем переместилась на Васильевский остров в бывший дворец царицы Прасковьи Федоровны, рядом с Кунсткамерой и отчасти в помещения самой Кунсткамеры. Здание, построенное в духе строгого классицизма, входит в ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной и играет важную роль в застройке этой части набережной Невы. 

Здание Академии наук было одной из первых построек Кваренги Кваренги Джакомо (Доменико) Один из крупнейших зодчих русского классицизма. Виднейший русский и итальянский архитектор. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств…. в Санкт-Петербурге. Своими монументальными архитектурными формами, строгим портиком и четким объемом оно выделяется среди других построек этой части набережной Невы. Здание Академии наук, как и все здания великого мастера, отличает четкость композиции, совершенная гармония пропорций и тонкая прорисовка деталей. Здание поставлено на высокий цокольный этаж, облицованный гранитными плитами, который как бы «приподымает», делает более четкой основную часть здания. Его облик полон мужественной силы и спокойного достоинства. Величественное здание Академии наук является памятником архитектуры и представляет собой замечательный образец архитектуры классицизма второй половины XVIII века. Фасад трехэтажного здания Академии украшен восьмиколонным портиком ионического ордера с фронтоном. По бокам портика расположены две гранитные лестницы, которые ведут на площадку перед входом в центральный вестибюль на первом этаже. Скупой декор гладких стен — карнизы и подоконные тяги — подчеркивает монументальность строения. Окна без наличников в свое время вызвали неудовольствие президента Академии наук Екатерины Воронцовой-Дашковой, которая попросила архитектора смягчить чрезмерную, как ей казалось, аскезу декора. Несмотря на то, что по мнению Кваренги Кваренги Джакомо (Доменико) Один из крупнейших зодчих русского классицизма. Виднейший русский и итальянский архитектор. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств…. статусу такого здания более подходит строгое, скупое оформление, он сделал для президента уступку, и окна кабинета Дашковой оформил по ее желанию. Внутренние помещения здания в результате реконструкций претерпели изменения. До наших дней первоначальную отделку конца XVIII- начала XIX века сохраняют только парадная лестница и конференц-зал. По стенам конференц-зала проходит широкий скульптурный фриз работы скульптора К. Гофферта. Полуциркульная ниша западной стены украшена колоннами коринфского ордера из искусственного мрамора. Падуги расписаны в начале XIX века Ф. Рихтером. В зале проходят торжественные заседания и конференции.

В 1818 году президентом Академии наук стал граф С. Уваров, при котором было создано «Особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных» — Азиатский музей. В Азиатский музей были переданы восточные древности, собиравшиеся с петровских времен и хранившиеся в Кунсткамере. Со временем при музее образовались библиотека и востоковедческий научный центр. 

В 1831 году за зданием Академии наук, был построен особый Музейный флигель Академии, который довершил оформление существовавшей еще тогда Коллежской площади и куда были перемещены коллекции Азиатского, Ботанического и Зоологического музеев Академии наук. Флигель, в основном повторяющий облик здания Новобиржевого Гостиного двора Д. Кваренги, был построен по проекту архитектора И. Ф. Лукини. В конце XIX века коллекции были были переведены в другие здания, а в помещениях Музейного флигеля разместились склады, книжная лавка, академическая типография. В этом же флигеле были квартиры профессоров Академии: А.М. Бутлерова, И.П. Павлова, А.П. Карпинского, А.Н. Крылова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector