Список апокрифов

Евангелие от Фомы

Эта книга, вероятно, была написана в первом или втором столетии нашей эры, но она потерялась на протяжении большей части истории.
Она была вновь обнаружена в 1945 году крестьянами в Египте. С тех пор она является излюбленной темой множества исследователей.
Евангелие от Фомы отличается от других Евангелий.
Вместо того, чтобы рассказывать историю об Иисусе или даже выглядеть как проповедь, в нем содержатся Его изречения.

Кроме того, большинство из этих высказываний не фигурируют в Библии.
Некоторые из них являются загадочными и даже противоречат высказываниям, содержащимся в официальных Евангелиях.
Более того, в некоторых главах Иисус даже описывается как бог, но не человек.
Ученые считают, что это была одна из главных причин, по которой книга была отвергнута.

Апокрифы в древней Руси

В Древней Руси особо были любимы и распространены Сказание об Адаме и Еве, Сказание о праведном Енохе, Сказание о потопе и праведном Ное, апокриф об Аврааме, Заветы двенадцати патриархов, Исход Моисеев, Сказания о Соломоне, Прение Иисуса Христа с дьяволом. Слово Адама во аде к Лазарю, Беседа трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), Сказание о двенадцати пятницах, Луцидариус (переводная книга апокрифа западноевропейскою происхождения). О популярности апокрифов в Киевскую эпоху свидетельствует использование их в оригинальных памятниках древнерусской письменности («Повесть временных лет», «Хожение Даниила»). Однако, как и везде, положение апокрифов в церковной словесности не было определенным: одновременно с апокрифами в славяно-русскую письменность приходят из Византии и индексы запрещенных книг (впервые — в «Изборнике» Святослава, 1073). Несмотря на это, апокрифы широко распространялись в рукописной традиции, многие из них вошли в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Однако, видимо, в связи с появлением ересей, некоторые древнерусские писатели (Максим Грек, А.Курбский) выступили с критикой отдельных «отреченных книг». Отношение к апокрифам на Руси закрепилось в решениях «Стоглавого» собора 1551 и соборного суда по делу И.М.Висковатого (1570): предпочтение было отдано тем текстам, в которых подчеркивалась связь между ветхо и новозаветными событиями (троичность божества, святость икон). Во время реформ Никона (1653) апокрифы подверглись серьезной критике (известны случаи, когда в 17 в. апокрифы вырезались или вырывались из рукописных сборников) и после Раскола сохранили свою популярность в основном среди староверов. К апокрифам обращались многие древнерусские писатели: Кирилл Туровский, Нил Сорский, Нил Тверской, Зиновий Отенский, Фёдор Карпов, Иван Пересветов, Сильвестр, Иван Грозный, инок Корнилий, патриарх Гермоген и др. Апокрифы нашли отражение в фольклоре (духовные стихи). Апокрифические сюжеты и мотивы встречаются в творчестве Ф.М.Достоевского («Идиот», 1868; «Братья Карамазовы», 1879-80), Н.С.Лескова («Сошествие во ад», 1894), П.И.Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-74).

Слово апокриф произошло от греческого apokryphos, что в переводе означает — скрытый, тайный, сокровенный.

Самые известные апокрифы

Фото: Flickr.com

Для того, чтобы предупредить подобные ошибки, приведем самые известные апокрифы, которые имеют хождение в наши дни.

Это такие книги, как:

  • Первая книга Еноха;
  • Книга Юбилеев;
  • Заветы двенадцати патриархов;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие детства;
  • Евангелие от Евы.

Но литература, в которой смешана правда и ложь, появляется и по сей день. Недаром в средствах массовой информации вдруг появляются «сенсационные находки» каких-то текстов, которые не были известны Церкви ранее. Эти сенсации, которые, якобы, проливают свет на те события, о которых не было сказано в Евангелии, проверяются. И, после проверки и сравнения, оказываются, либо давно известными апокрифами древности, либо просто – фальшивками, призванными вызвать коммерческий интерес.

Можно привести пример громкого апокрифа «Евангелие мира от ессеев». Его распространителем был венгерский ученый Эдмонд Бордо Секей (по-русски часто звучит как Шекли), который утверждал, что нашел это произведение в тайных архивах Ватикана. В изложении Секея во время земной жизни Христа, Он учил людей поклоняться не только Богу Отцу, но и Земле-матери. Он писал о том, что у Матери были и ее ангелы, также требующие поклонения. Кроме этого, Христос был веганом и сыроедом, к чему призывал и своих учеников.

Может быть, это выглядит смешно, но и этот апокриф нашел своего читателя.

В заключение хочется еще раз повторить главное отличие апокрифа от Писания. Апокриф написан без Бога. А это значит, что он не служит Господу, а является ложью.

Апокрифы древних христиан

        331. Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции (доктор исторических наук И. С. Свенцицкая)

           332. От составителей

           333. Возникновение раннехристианской литературы

           334. Аграфа и фрагменты неизвестных евангелий

           335. Об иудеохристианские евангелиях

           336. О евангелие Петра

           337. О евангелие Иакова

           338. О евангелие детства

        339. Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади (кандидат исторических наук М. К. Трофимова)

           340. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

           341. Об апокрифе Иоанна

           342. О евангелие от Фомы (Коптское)

           343. О евангелие от Филиппа

           344. О Громе. Совершенный Ум

           345. О евангелие Марии Магдалины

Герметический свод

        305. 1. Пэмандр

        306. 2. Вселенская речь

        307. 3. Священная речь Гермеса Триждывеличайшего

        308. 4. Кубок, или единство

        309. 5. О том, что Бог невидим и в то же время в наивысшей степени явен

        310. 6. О том, что Благо существует только в Боге одном, и нигде более

        311. 7. О том, что наибольшее зло для людей есть незнание Бога

        312. 8. О том, что ни одно из существ не погибает и заблуждение есть то, что люди называют перемены разрушением и смертью

        313. 9. О мышлении и об ощущении

        314. 10. Ключ

        315. 11. Ум к Гермесу

        316. 12. О всеобщем Уме

        317. 13. Тайная проповедь на горе

        318. 14. Здоровье души

        319. 15. Определения

        320. 16. Без названия

        321. 17. О волнениях тела, сковывающих душу

Определение

Слово « апокриф » означает «вещи, отложенные» или «скрытые», происходящее от средневекового латинского прилагательного apocryphus , «тайный» или «неканонический», которое, в свою очередь, произошло от греческого прилагательного ἀπόκρυφος ( апокриф ), «неясный». , «от глагола ἀποκρύπτειν ( апокриптейн ),« прятаться ». От греческого префикса «апо», что означает «прочь», и греческого глагола «криптейн», что означает «скрывать». Общий термин обычно применяется к книгам, которые церковь считала полезными, но не вдохновленными Богом. Таким образом, называть гностические писания «апокрифическими» ошибочно, поскольку ортодоксальные верующие не отнесли бы их к той же категории. Греческие отцы часто использовали термин « антилегомены» , или «высказывания против», хотя некоторые канонические книги также высказывались против, например, Апокалипсис Иоанна на Востоке. Ученые часто используют термин псевдоэпиграф , или «ложно начертанный» или «ложно приписываемый», в том смысле, что писания были написаны анонимным автором, который добавил имя апостола к своей работе, например, в Евангелии от Петра. или «Этиопический апокалипсис Еноха» : почти все книги Ветхого и Нового Заветов, которые в протестантской традиции называются «апокрифами», являются псевдоэпиграфами. В католической и православной традициях то, что протестанты называют апокрифами, включает второканонические книги: в католической традиции термин «апокриф» является синонимом того, что протестанты называют псевдоэпиграфом, последний термин почти исключительно используется учеными. .

Другие тексты

        224. Беседа Иисуса с учениками

+      225. Молитва Иосифа

Мандейские тексты

        226. О мандеях

        227. Начало истории мандеев

        228. Отрывок из Гинзы

        229. Фрагменты священных писаний мандеев (Посланник света, Избавление Адама, Крещение Адама, Избавление души, Счастье и Мир, Душа в своей оболочке во всех цветах, Объятый сном, Песня возвышения, Наставления Адаму от Утры)

Манихейские тексты

        230. О манихеях

        231. Изображение Мани

        232. Гимны и письмена, приписанные Мани

        233. Два манихейских текста из Турфанского оазиса

        234. Из притчи об обманчивости чувств

        235. Книга исполинов (Манихнйская версия)

        236. Манихейский гимн на парфянском языке

        237. Манихейские притчи

        238. Манихейский псалом

        239. Несколько цитат Мани, сохраненных Бируни Абу Рейханом

        240. Отдельные псалмы

        241. Притча о хозяине и работнике

        242. Псалмы Фомы

        243. Среднеперсидский манихейский гимн обращенный к Иисусу

        244. Тэсинская стела c манихейскою надписью

        245. Фрагмент из Псалма Бемы

        246. Фрагмент о вознесении Мани

        247. Фрагмент о древе света

        248. Фрагмент о земле света

Кумранские свитки (Рукописи Мертвого моря)

        249. 1. Апокрифический псалом и молитва короля Ионафана (4Q 448)

        250. 2. Апокриф книги Бытия (1QGenAp)

+      251. 3. Астрономическая книга Еноха (4 Q En astr)

        252. 4. Благодарственные гимны (1QH)

        253. 5. Благословения патриархов (4Q РВ)

+      254. 6. Война сынов Света против сынов Тьмы (1QM + 4QM a)

        255. 7. Восхваления (4Q 427-433a)

        256. 8. Галахическое письмо А, С (4Q 394, 396 (4QMMT а, с) 4QHalakhic Letter а, с)

        257. 9. Дамасский документ (CD)

        258. 10. Два пути (4Q 473)

        259. 11. Два небольших свитка списка (Список лжепророков 4Q 339 и Список Храмовых служителей 4Q 340)

        260. 12. Дети Спасения и тайна бытия (фрагменты 1 и 410) (4Q 416, 418)

        261. 13. Документы периода восстания Бар-Кохбы

        262. 14. Календарный документ (4Q Сalendrical Document (4Q 327))

        263. 15. Книга исполинов (1Q 23, 2Q 26, 4Q 203, 4Q 530-532, 6Q 8)

        264. 16. Книга Тайн (1Q 27, 4Q 299-301)

        265. 17. Комментарий на книгу Михея (1Q pMi = 1Q 14)

        266. 18. Комментарии на Книгу пророка Авакума (1Q pHab)

        267. 19. Коментарий на Книгу пророка Наума (4Q pNahum)

        268. 20. Комментарии на Книгу пророка Осаии (4Q pHos b)

        269. 21. Комментарий на псалом 37 (4Q pPs (4Q 171))

        270. 22. Курманский фрагмент молитвы вавилонского царя Набонида (4Q Or Nab)

        271. 23. Левита 11Q1 (11QpaleoLeva) 11QLeviticusa

        272. 24. Медный свиток (3Q 15)

        273. 25. Мессианский лидер (4Q 285)

        274. 26. Мессианский сборник или Антология мессианских пророчеств (4Q Test)

        275. 27. Мидраш Мельхиседека (11Q Melchisedek)

        276. 28. Молитва Еноха (4Q 369)

        277. 29. Первая книга Еноха (семь экземпляров)

        278. 30. Переработанный фрагмент Пятикнижия (4Q158 (4QRPa) 4QReworked Pentateucha)

        279. 31. Песни субботнего жертвоприношения 4Q403 (4QShirShabbd)

        280. 32. «Псевдо-Книга юбилеев» (4Q Pseudo-Jubilees)

        281. 33. Притча Обильного Дерева (4Q 302a)

        282. 34. Проделки распутной женщины (4Q 184)

        283. 35. Ритуальные законы чистоты (4Q Tohorot a=4Q 274)

+      284. 36. Слова архангела Михаила (4Q mich=4Q 529, 6Q unidar=6 Q23)

+      285. 37. Слова Моисея (1Q DM)

        286. 38. Слова светильные (4Q DimHam)

        287. 39. Собрание пословиц (4Q Wisd=4Q 424)

+      288. 40. Таргум Иова (4QtgJob=4Q 157, 11QtgJob=11Q 10)

        289. 41. Устав общины Кумрана (1QS)

        290. 42. Первое дополнение к Уставу — «Две колонки» (1Q Sa)

        291. 43. Второе дополнение к Уставу — «Благословение отцов и князя» (1Q Sb)

        292. 44. Храмовый свиток (11Q Temple Scroll)

        293. 45. Физиогномические гороскопы (4Q Physiogn= 4Q 561)

        294. 46. Филактерии Тефиллин (Mur4 Phylactery)

        295. 47. Флорилегиум (4Q Florilegium)

        296. 48. Фрагменты а и b «Книги Юбилеев» (1Q Jub a.b.)

        297. 49. Фрагменты Благодарственных гимнов

        298. 50. Фрагменты Дамасского документа (6Q СD (6Q 15) и 4Q Da)

        299. 51. Фрагменты кумранских текстов о Мессии [Гороскоп Мессии (4Q Mess ar); «Сын Божий» или «Арамейский апокалипсис» (4Q psDan d); «Мессия неба и земли» или «Мессианский апокалипсис» (4Q 521)]

        300. 52. Шифрованные астрологические документы (4Q Crypt)

        301. 53. Языки пламени (1Q 29, 4Q 376)

        302. Каталог манускриптов из Иудейской пустыни

Отличия апокрифической литературы от канонической.

Существует несколько принципов, отличающих апокрифическую литературу от канонической.

Апокрифическая литература Каноническая литература
Тексты не являются «боговдохновенными» Тексты считаются «боговдохновенными»
Апокрифы запрещены для чтения в церкви Тексты Библии читаются в церкви
Апокрифические тексты часто спорны, описываемые факты не находят подтверждения в других исторических документах Факты, описанные в канонических текстах, часто находят подтверждение в других источниках
Основные идеи часто противоречат учению Церкви. Основные идеи находятся в согласии с учением Церкви.
Тексты часто носят гностический или еретический характер Тексты признаются христианской Церковью и входят в Библейский канон
Апокрифические тексты, на основе Библейских событий написаны значительно позже канонических книг Многие канонические Книги написаны очевидцами событий или их учениками

Апокрифическая литература возникла задолго до распространения христианства. Известно, что еще Ездра после возвращения из Вавилонского плена пытался собрать и категорировать все известные на тот момент священные тесты. Ездра, да и не только он, с особой избирательностью относился к текстам, которые были написаны под явным влиянием оккультных практик или языческих мифов. Подобные, противоречащие традиционным преданиям, тексты часто намеренно уничтожались. Однако, стоит подчеркнуть, что большая часть ветхозаветных апокрифов вошла в состав Талмуда, ими также изобилует Каббала.

К слову, Ездра считал традиционными (каноническими) 39 священных текстов, которые и сейчас составляют основу Ветхозаветного канона. Александрийские богословы добавили к этим книгам еще 11, которые сегодня в православной традиции считаются второканоническими. В отличие от апокрифических текстов, тексты второканонических книг используются в богослужениях.

Вопрос отделения апокрифической литературы от канонической был весьма актуален и для раннего Христианства. Появилась новая волна апокрифических текстов, в которых авторы разного происхождения и разной степени грамотности, исходя из разных целей, пытались дополнить Священное Писание. Не стоит забывать и о том, что это было время распространения различных раннехристианских сект и спекулировании на религиозной тематике. Многие авторы пытались добавить авторитетности своим текстам, подписываясь именами почитаемых в то время апостолов. Многие авторы раннехристианских апокрифов считали, что официальная Церковь скрывает истинное учение от христиан и пытались исправить эту «ошибку».

В ответ на волну появления большого количества новых апокрифов официальная церковь стала на защиту чистоты Священного Писания и предпринимала попытки борьбы с апокрифической литературой путем:

  • составления списков запрещенных еретических текстов,
  • уничтожения апокрифических текстов;
  • опровержения лжеучений и критикой действий лжеучителей.

Вершиной борьбы с апокрифической литературой стало утверждение Новозаветного канонаиз 27 книг. Состав новозаветного канона был закреплён 85-м Апостольским правилом.

Долгое время статус той или иной апокрифической книги решался на многочисленных соборах.

Новозаветные апокрифы

Если у вас есть неизвестные тексты на русском языке, можете присылать

АГРАФА Апокрифические евангелияЕвангелие от евионитов (сохранившиеся отрывки)Евангелие от евреев (сохранившиеся отрывки)Евангелие Евы (сохранившаяся цитата)Евангелие от Египтян (сохранившиеся цитаты)Евангелие от МарииЕвангелие от НикодимаЕвангелие от Петра (сохранившийся отрывок)Евангелие от Филиппа (сохранившаяся цитата)Папирус из Оксиринха (Неканонический отрывок из синоптиков)Папирус Эджертона (Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)Тайное евангелие от Марка (отрывок в Послании Климента Александрийского Феодору)

Апокрифические евангелия детства

Арабское евангелие детства Спасителя
Евангелие детства от Фомы
Протоевангелие Иакова (История
Иакова о рождении Марии)

Евангелие от псевдо-Матфея

Апокрифические деяния
Армянское сказание об апостоле Ворфоломее
Деяния Андрея и Матафии
Деяния (страсти) апостола Ворфоломея
Деяния апостолов Петра и Андрея
Деяния Иоанна (сохранившиеся отрывки)
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Деяния и мученичество апостола Матафии
Деяния Павла
Деяния Павла и Феклы
Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
Деяния Филиппа
Деяния Иуды Фомы апостола
Деяния Фомы:

     Песнь о Жемчужине
     Песнь о Невесте
     Деяние шестое (О юноше, убившем молодую женщину)
Мученичество св. апостола Павла
Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
Отрывок из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея
Страсти апостолов Петра и Павла (малые)
Страсти апостолов Петра и Павла (большие)
Учение Симона Кифы в Риме городе
О кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста
Фрагмент «Деяния Архелая»

Апокрифические послания

Первое послание Климента Епископа римского к девственникам
Второе послание Климента Епископа римского к девственникам
Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Послание апостола Варнавы
Послание апостола Петра к апостолу Иакову
Послание двенадцати Апостолов
Послание к Лаодикийцам
Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову
Третье послание апостола Павла к Коринфянам
Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею
Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову
Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу
Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею
Послание Дионисия Ареопагита к Титу
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

Апокрифические апокалипсисы

Апокалипсис от Петра (Отрывок)
Апокалипсис Петра (эфиопская версия)
Откровение Павла (не Наг-Хаммади)
Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
Откровение пресвятой Богородицы (Хождение
Богородицы по мукам)

Другие раннехристианские писания
Апостольские постановления
Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
Пастырь Гермы
Церковные правила святых апостолов

Прочие апокрифы— В пятницу цветной недели слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
— В субботу цветную слово святого Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря
— Галеново на Гиппократа
— Гомилия об архангеле Михаиле
— Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса
Евангелие от Матфея искреннего
— Из «Беседы трех святителей»
— Книга Иосифа Плотника
— О священстве Иисуса Христа
— О сошествии Иоанна Предтечи во ад
— Обращение Пилата
— Переписка апостола Павла с Сенекой
— Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии
— Письмо Лентула сенату и Римскому народу
— Послание Пилата к Тиверию Кесарю
— Прение Господне с диаволом. (В великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом)
— Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи
— Сказание о двенадцати пятницах
— Слово о крестном древе
— Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад
— Слово о том, как осудила Марфа Пилата перед Кесарем царем
— Смерть Пилата
— Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в персидской земле
— Тайная книга богомилов

О христианских святых— Житие Андрея Юродивого
— Житие и подвиги преподобного отца нашего Агапия Чудотворца
— Житие святого мученика Никиты
— Житие святого Федора Тирона
— Изречения Египетских отцов
— Краткое житие Климента Охридского
— Сказание о Макарии Римском

Документы и памятники по истории христианства— Канон Мypатоpи
— Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром
— Эдесская хроника

Апокрифы писали из мести, ради славы и чтобы донести свои идеи до масс

Нет единого ответа на вопрос, зачем писали апокрифы. Всё сильно зависит от темы конкретного текста и эпохи его создания. Например, известны такие мотивы:

Месть. У христиан и иудеев было немало противников, а потому это довольно изощрённый способ отомстить — написать библейский текст, который мог бы подорвать основы вероучения, либо подтвердить его вторичность по отношению к другой религии. Яркий пример — апокрифическое евангелие от Варнавы. Его автор описывает новозаветные события в выгодном для ислама контексте.

Проповедь. Как донести свои религиозные идеи до широких масс? Понятно, что анонимный текст или рукопись никому неизвестного человека не будет интересна публике. А вот если своё учение вписать в доселе неизвестное Послание апостола Павла, например, то интерес к тексту значительно возрастёт. Да и критический настрой к тексту исчезнет. Особенно этот метод пользовался популярностью у гностиков. То же Евангелие от Марии — гностическая проповедь, но в устах Христа она приобретает большой весь для читателя.


В апокрифе Евангелие от Марии Мария Магдалина предстаёт лучшей ученицей Христа

Жажда славы. «Если не прославлюсь сам, то хотя бы мой текст войдёт в историю», — рассуждали фальсификаторы и сочиняли тексты библейского содержания, напрочь лишённого какого-либо духовного смысла. Обычно это всего лишь художественные сюжеты, расширяющие известные иудейские и христианские сюжеты. Евангелие детства от Фомы — пример такого рода сочинительства.

В этом тексте полно историй о сверхъестественных способностях Иисуса Христа, которые не несут ни нравоучительного, ни духовного, ни сакрального смысла. Это роднит текст с мифами про детство богов и героев (например, Кришны и Геракла), но ничего не добавляет к христианскому учению.

Другие значения термина

Кроме применения в религиозной терминологии понятие «апокриф» имеет другие значения. Например, в литературе может обозначать:

  • произведение, которое создано на основе других и носит название сиквел, однако в апокрифе демонстрируется уникальный взгляд на вещи, которые описаны в первозданном источнике;
  • произведение, которое по преданию (легенде) приписывается другому источнику (автору).

В качестве литературных образцов апокрифических произведений могут служить:

  1. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — М. Твен.
  2. «Чёрная книга Арды» — Н. Некрасова и Н. Васильева.
  3. «Последний кольценосец» — К. Еськов.
  4. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — Т. Стоппарда.
  5. «Золотой полдень» — А. Сапковский

Все они основаны на известных романах:

  • «Рыцари Круглого Стола»;
  • «Сильмариллион» Д. Толкина;
  • «Властелин Колец»;
  • «Гамлет» У. Шекспира;
  • «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

Православие не приветствует апокрифические книги

Православные священники не рекомендуют обращать особое внимание на апокрифические книги. Апокриф, христианский он или иудейский, идёт вразрез с православным учением

А у нас, в информационном пространстве, где христиане празднуют чистый четверг и масленицу, а также не знают, кто такой Бог-Отец, было бы вредно забивать головы прихожан ещё и апокрифическими параллелями. Своего-то богословия не знаем!

Но для человека хорошо знакомого с верой, религиоведа-исследователя или грамотного богослова очень интересно знать различные аспекты апокрифов:

  • Идеи;
  • Мотивы написания;
  • Время создания;
  • Художественные приёмы.

Апокрифы — это след внутрирелигиозной полемики.

С их помощью можно определить:

  • какие мысли имели вес в прошлом;
  • какие взгляды могли сегодня приобрести вес сегодня, сложись история иначе;
  • какие источники влияли на библейских авторов;
  • какие сюжеты исключены из библейского текста;
  • какие есть обстоятельства, расширяющие и уточняющие рассказы из Священного Писания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

литература

Текстовый вывод

  • Клаус Бергер , Кристиан Норд: Новый Завет и ранние христианские сочинения . 2-е издание, Insel Verlag, Франкфурт-на-Майне 2005, ISBN 3-458-17249-1 .
  • Катарина Семинг , Юрген Верлитц : Запрещенные Евангелия. Расширенное и иллюстрированное издание. 5-е издание, Marixverlag, Wiesbaden 2013, ISBN 978-3-86539-146-9 .
  • Р. Х. Чарльз: Кларендон Пресс, Оксфорд, 1913.
  • Эдгар Хеннеке : Тюбинген 1904 г.
  • Эмиль Каутч : 2 тома. Мор, Тюбинген, 1898 и 1900 гг., Том 1 ( Апокрифы Ветхого Завета ), Тюбинген 1898 г .; Перепечатка: Olms, Hildesheim 1992, ISBN 3-487-05587-2 .
  • Кристоф Маркшиес , Йенс Шретер (ред.): Древние христианские апокрифы в немецком переводе. 7-е издание собрания апокрифов Нового Завета, основанного Эдгаром Хеннеке и продолженного Вильгельмом Шнеемельхером. Том I Евангелия и связанные с этим вопросы. Мор Зибек, Тюбинген, 2012 г.
  • Пауль Рислер : Старая еврейская литература вне Библии . Filser, Augsburg 1928. Перепечатка: Kerle, Freiburg i.Br. 1988, ISBN 3-600-30046-6 .
  • Вильгельм Михаэлис : апокрифические сочинения для Нового Завета. Перевод и объяснение Вильгельм Михаэлис. Карл Шюнеманн Верлаг, Бремен, 1956. Новое издание: Апокрифические писания Нового Завета. Чего нет в Библии. Anaconda Verlag, Кельн 2013, ISBN 978-3-86647-917-3 .
  • Уве-Карстен Плиш: Чего нет в Библии. Апокрифические сочинения раннего христианства . 2-е расширенное издание. Немецкое библейское общество, Штутгарт 2018, ISBN 978-3-438-05148-6 .
  • Альфред Шиндлер (ред.): Апокриф Ветхого и Нового Завета , с 20 рисунками Рембрандта ван Рейна , 2-е издание, Manesse Verlag, Цюрих 1988, ISBN 3-7175-1756-2 .
  • Вильгельм Шнеемельхер (ред.): Апокрифы Нового Завета в немецком переводе. Том I Evangelien , 6-е издание, Тюбинген, 1990 г.
  • Вильгельм Шнеемельхер (ред.): Апокрифы Нового Завета в немецком переводе. Bd. II Apostolisches, Apocalypsen и связанные с ними вопросы , 6-е издание, Тюбинген, 1997 г. ISBN 3-16-147252-7 .
  • Эрих Вейдингер: Апокрифы — Скрытые книги Библии . Бехтермюнц, Мюнхен 1999, ISBN 3-86047-474-X .

Вторичная литература

  • Зигмар Дёпп, Вильгельм Герлингс и другие (Ред.): Лексикон древнехристианской литературы. 3. Полностью переработан. и эксп. Под ред. Гердера, Фрайбург-им-Брайсгау, 2002.
  • Адольф Юлихер : Апокрифы . В: Paulys Realencyclopadie der classischen Antiquity Science (RE). Том I, 2, Штутгарт 1894 г., полковник 2838-2841.
  • Дитер Люрманн: Евангелия, ставшие апокрифическими (= Дополнения к Novum Testamentum , том 112, ). Брилл, Лейден / Бостон 2004, ISBN 90-04-12867-0 .
  • Йенс Шретер: Апокрифические Евангелия: традиции Иисуса вне Библии . Мюнхен: CH Beck, 2020. ISBN 3406750184 .
  • Герберт Форгримлер : Новый теологический словарь. Новое издание (6-е издание полного собрания сочинений), Herder, Freiburg im Breisgau 2008, стр. 51 f.
  • Филипп Вильгауэр : История раннехристианской литературы. Введение в Новый Завет, апокрифы и апостольские отцы. Учебник Де Грюйтера, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 1978, ISBN 3-11-007763-9 .

Культурное влияние

  • Отверстие , «Вечный покой субсидия им, Господи, и пусть вечный свет светит на них», традиционный Реквием в католической церкви по мотивам 4 Ездров 2: 34-35.
  • Альтернативное вступление для Quasimodo Sunday в римском обряде католической церкви в целом основано на 4 Esdras 2: 36–37.
  • История Сусанны , возможно, является самым ранним примером драмы в зале суда и, возможно, первым примером эффективного судебного перекрестного допроса (в Библии нет других примеров, кроме, возможно, приговора Соломона в 3 Царств 3:25).
  • Бел и Дракон , пожалуй, самый ранний пример загадки запертой комнаты .
  • Ссылка Шейлока в «Венецианском купце» на «Даниил приходит на суд; да, Даниил!» относится к истории Сусанны и старейшин.
  • Тема старейших, удивляющих Сусанну в ее ванне, широко распространена в искусстве, например, в картинах Тинторетто и Артемизии Джентилески , а также в поэме Уоллеса Стивенса « Питер Квинс у клавира» .
  • Давайте теперь хвалим знаменитых людей , названиехроники издольщиков из Алабамы, написанной Джеймсом Эйджи за 1941 год, было взято из Екклесиастика 44: 1: «Давайте теперь хвалим знаменитых людей и наших отцов, которые родили нас».
  • В своей духовной автобиографии Грейс преуспевая к начальнику грешных , Джон Bunyan рассказывает , как Бог укреплял его от соблазна отчаяния своего спасения, вдохновляя его словами, «Посмотрите на древние роды и посмотрите: действительно ли какой — либо когда — либо доверие к Богу , и были сбиты с толку? «

Апокриф в православной церкви

Православная Церковь призывает с осторожностью относиться к неканонизированным находкам, особенно тем, которые намеренно подрывают авторитет Богодуховного Писания. У православных апокрифами принято называть другие книги, которые не входили в состав Библии


У православных апокрифами принято называть другие книги, которые не входили в состав Библии

Священнослужители не отрицают, что среди находок могут встречаться тайнописи, открывающие завесу истории или жизни того, или иного святого. Из апокрифических книг можно почерпнуть много интересного, но при этом следует быть осторожными с выводами.

Православные отцы принимают для изучения апокрифы:

  • Вторую книгу Ездры;
  • книги Премудростей Соломона и Иисуса;
  • Товит;
  • послания Иеремии и книги пророка Варуха;
  • книги братьев Маккавеев, третью книгу Ездры и многие другие.

Эти книги никогда не отвергались, но не признавались Богодухновенными, каноническими. Папа Римский Климент и священнослужитель Поликарп Смирнский часто в своих проповедях и посланиях цитируют Товит.

На заметку! По словам Афанасия Великого, чтение некоторых апокрифических сведений является душеполезным, наполняющим духовную жизнь христиан особой полнотой.

Некоторые цитаты из неканонических сведений используются при паримийных чтениях, на утрени и великом повечерии.

Сокровенное знание

Некоторые специалисты выделяют также другой род апокрифической литературы, возводимой ко второму значению греческого термина – тайный. Постулируется факт наличия в большинстве религиозных систем внутреннего уровня, открытого лишь для продвинутых адептов и посвященных в некие тайны культа. В противоположность Писанию для всех, апокрифы играют роль эзотерического сопутствующего предания, истолковывающего Писание на самом высшем, мистическом уровне и открывающего великие истины. От обывателя эти откровения скрыты, а потому и книги, в которых они излагаются и раскрываются, для него являются тайными. Примером такого рода литературы может служить тайное евангелие от Марка, когда-то хранившееся в Александрийской церкви, о чем сообщает ортодоксальный учитель Климент.

Исторические дополнения к Библии

Апокрифы могут быть просто исторической литературой, не противоречащей основным догматам Церкви, но дополняющей и расширяющей канонические издания. Именно из такой литературы, написанной учениками пророков и апостолов, христианский мир узнал о мученической смерти апостолов.


Апокрифические книги имеют собственные повествования

Библия практически не описывает жизнь Богородицы, о рождении, воспитании родителях Девы Марии описывается в Протоевангелии Иакова. А также есть сведения о Благовещении и Введении в храм. Из апокрифических посланий мы узнали об Успении Богородицы и Ее вознесении к Богу Сыну. Мужи апостольские, так называли учеников ранних апостолов, а среди них и Игнатий Богоносец, излагали концепцию построение иерархии служителей церкви, не идущую вразрез с поданной в Новом Завете теорией.

Исторические сведения, переданные епископом Климентием, значительно расширили сведения о жизни ранней церкви. В своем «Дидахе» Климентий изложил правила жизни ранней христианской церкви, описывая:

  • евхаристию;
  • молитвы;
  • посты;
  • обычаи христиан;
  • взаимоотношения между общинами.

Римлянин Ерм, или еще пишут Герм, в своем послании «Пастырь» описал христианские гонения начала второго века от Рождества Христова.

Интересна аллегория этого послания, где в образе Дамы представлена Церковь, а Ангел — это пастух, пастырь. Дама дает наставления своим детям, как им вести праведный образ жизни, в заботе друг о друге, уклоняясь ото лжи и злости, не разделять лживые учения. Однако, апокрифы последнего времени смакуют схождения святых в ад или их пребывания в раю, выдавая такие послания за Божьи ведения.

Важно! Апокрифы, несущие ложные предания, как правило, анонимные, и уже по этой причине не могут рассматриваться Церковью, как богодуховные. Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов

Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде. Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому. Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей

Современное общество активно обсуждает новость о якобы пребывании Христа в Тибете, где Он, только вдумайтесь, Бог, создатель мира, учился у тибетских монахов. Это насколько надо унизить Творца, чтобы приравнять Его к Будде. Создатель современной Церкви есть Учитель и Спаситель, Он наполнен ведениями от Бога Отца, и Ему не нужны дополнительные учения, даже из Тибета, где нет поклонения Богу Живому. Если у некоторых христиан не хватает знаний противостоять современной ереси, тогда следует довериться мнению посвященных священнослужителей.

Апокрифы

Тайные писания первых христиан

(Свенцицкая И.)

        355. Новый завет и апокрифы

           356. Сколько «священных» книг почитали первые христиане

           357. Первые записи христианского учения

           358. Отбор «священных писаний»

        359. Первые христианские общины

           360. Кумранская община и христиане

           361. Обстановка в Римской империи в I в.

           362. Религиозные поиски

           363. Учение первых христиан и состав их общин

           364. Организация христианских общин

        365. Ранние апокрифы: речения и евангелия

           366. Неканонические речения в христианской литературе

           367. Логии из Оксиринха

           368. Иудео-христианские евангелия

        369. Писания Петра и «Пастырь» Гермы

           370. Евангелие Петра

           371. Апокалипсис Петра

           372. «Пастырь» Гермы

        373. Борьба течений в христианстве II в.

           374. Кризис общественный и кризис духовный

           375. Учение о логосе

           376. Христиане-гностики

           377. Монтанисты

        378. Евангелия из Хенобоскиона

           379. Христианство в Египте

           380. Евангелие Истины

           381. Евангелие Филиппа

           382. Евангелие Фомы

        383. Апокрифические сказания о детстве Иисуса и евангельских персонажах

           384. Евангелие детства

           385. Сказания о Марии

           386. Оправдание Понтия Пилата

        387. Заключение

        388. Указатель имен

Апокрифические послания

        53. Потерянная 29-я глава Деяний Святых апостолов

        54. Третье послание апостола Павла к коринфянам

+      55. Послание Павла к лаодикийцам

+      56. Послание апостола Петра к апостолу Иакову

        57. Послание апостола Варнавы

+      58. Послание двенадцати Апостолов

        59. Первое послание Климента епископа римского к девственникам

        60. Второе послание Климента епископа римского к девственникам

        61. Первое послание Климента епископа римского к коринфянам

        62. Второе послание Климента епископа римского к коринфянам

        63. Послание Климента епископа римского к апостолу Иакову

        64. Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи

        65. Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею

        66. Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову

        67. Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу

        68. Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру

        69. Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею

        70. Послание Дионисия Ареопагита к Титу

        71. Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту

        72. Переписка Авгаря Уккамы

+      73. Переписка апостола Павла с философом Сенекой

        74. Письмо жены Пилата Клавдии Прокулы к Фульвии

        75. Письмо Лентула Сенату и Римскому народу

        76. Послание Пилата к Тиверию Кесарю

        77. Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром

        78. Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector