Книги для детей 5-6 лет: список

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

‍Страница из «складушек» В. Воскобовича‍

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

 Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты

Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Что почитать дошкольнику самостоятельно

В принципе, если ребенок уже достаточно хорошо освоил чтение, то смело рекомендуйте ему прочтение вышеперечисленной литературы. Но иногда ребенку в 5-6 лет сложно читать длинные сказки. В таком случае, чем руководствоваться при выборе литературы?

В этом возрасте дети интенсивно усваивают моральные нормы, поэтому они так любят выносить оценки другим («Этот мальчик поступил плохо!», «Эта гусеница — честная и хорошая, она не стала никого обманывать») и любят истории с подобной тематикой.

Интересы конкретного ребенка — главный ориентир для выбора книг. Не стоит навязывать любителю техники книжки про животных. Со временем он сам найдет все необходимое.

Дети любят яркие иллюстрации и хорошее оформление, это помогает им лучше представить и осмыслить прочитанное. Для самостоятельного чтения стоит выбирать простые и короткие рассказы и сказки с множеством иллюстраций, чтобы начинающему читателю было не так сложно.

  1. Это детская стихотворная классика Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, «Английские народные песенки» в переводе Самуила Маршака (а также его собственные произведения), сказки Корнея Чуковского.
  2. Русские и зарубежные народные сказки о животных в пересказе для детей («Волк и семеро козлят», «Зимовье», «Лиса и журавль»).
  3. Рассказы В. Сутеева, В.Осеевой и Н.Носова.
  4. Интересна детям будет игровая поэзия Даниила Хармса, Александра Введенского, Эдуарда Успенского.
  5. Тем, кто любит животных, подойдут произведения В.Бианки и Е.Чарушина.

18. К. Чуковский «Приключения Бибигона» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Все мы, конечно, на зубок знаем Мойдодыра с Тараканищем, а вот что за Бибигон такой у Чуковского, знают далеко не все. Признаюсь честно, я и сама совсем недавно с ним познакомилась. «Приключения Бибигона» — это последняя детская сказка Чуковского, написанная во времена усиления идеологической цензуры, а потому долгое время не издававшаяся.

И хотя произведение написано на 20 лет позже хорошо известных нам произведений Чуковского, между ними много общего

Это вновь великолепная сказка про героя, отважно сражающегося с врагом. И снова герой Чуковского мал и бесстрашен, его не смущают ни величина, ни сложность тех препятствий, которые попадаются ему на пути

Не случайно произведение было подвергнуто критике в советское время,  слишком много здесь воли, свободы и характера, неприемлемых для того времени.

Лично я очень люблю слог Чуковского, его легкую рифму, и готова читать его только за это.

Какие качества ребенка влияют на обучение чтению?

Если говорить о здоровом ребенке с нормальным по возрасту зрением, слухом, умственным и физическим развитием, то научить читать можно любого ребенка. Однако подход к обучению может сильно отличаться.

Живым, активным детям будет невозможно усидеть на месте даже 10-15 минут. Однако это не повод отказываться от чтения. Нередко такой живчик буквально «на бегу» может освоить чтение по слогам быстрее, чем его усидчивый, уравновешенный ровесник. Придумывайте задания, где надо добежать, прочитать – прибежать и сказать

Так еще и память будет развиваться и внимание

Спокойному, флегматичному любителю раскрасок понравятся задания на бумаге с прорисовыванием, поиском, лабиринтами.

А фантазеру можно подсказать, как дорисовывать буквы до разных персонажей. А если еще подсказать, что благодаря буквам и словам можно целые истории сочинять и записывать…

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Тексты для детей 6-7 лет

Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.

Общие рекомендации

  • Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
  • После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
  • Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.

Тексты с хвостами:

Задания

После знакомства с отрывком предложите дошкольникам следующие занимательные занятия, направленные на развитие способности точного понимать информацию, интерпретировать ее.

  1. Краткий пересказ.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Подбери синонимы.
  4. Сначала прочитай предложение, потом скажи его по-другому.

Тексты с дырками:

Работа с текстом при подготовке к школе должна использовать на логопедических, развивающих занятиях по разным темам. Включите чтение в повседневную жизнь будущего первоклассника. Пусть читает объявления на подъезде, вывески и рекламы в магазинах, сказку себе на ночь вместе с родителями по очереди. В этом случае автоматизация складывания слогов, слов и понимание прочитанной информации станет для дошкольника простой задачей.

Завтрак

Вообще-то, я люблю завтраки. Особенно, если мама вместо каши варит сосиску или бутерброды с сыром делает. Но иногда хочется чего-нибудь необычного. Например, сегодника или вчерашника. Я как-то попросил у мамы сегодник, но она посмотрела на меня удивленно и предложила полдник.

— Нет, — говорю, — мне бы именно сегодник. Ну, или вчерашник, на худой конец…

— Вчера на обед был суп… — растерялась мама. — Тебе разогреть?

В общем, ничего не поняла.

А я и сам толком не понимаю, как эти сегодники и вчерашники выглядят и какой у них вкус. Может, у вчерашников и вправду вкус вчерашнего супа. Но какой же тогда вкус у сегодника? Наверное, чего-нибудь сегодняшнего. Завтрака, например. С другой стороны, почему завтраки так называются? Ну то есть, если по-правилам, то завтрак должен называться сегодником, потому что мне его сегодня приготовили и есть я его буду сегодня. Вот если я его оставлю на завтра, то тогда уже совсем другое дело. Хотя нет. Ведь завтра он уже станет вчерашником.

Я уже совсем запутался, когда мамин голос прервал мои размышления:

— Так тебе кашу или суп? — осторожно спросила она. — Давай суп, — ответил я и со вздохом добавил

— На завтрак

— Давай суп, — ответил я и со вздохом добавил. — На завтрак.

В шкафу

Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.

Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.

Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:

— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!

Прислушался — тишина кругом.

Я опять:

— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!

Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.

— Кто здесь горланит?

Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.

Я обрадовался, кричу:

— Тётя Нюша, я здесь!

— Где ты, родименький?

— В шкафу я! В шкафу!

— Как же ты, милый, туда забрался?

— Я в шкафу, бабуся!

— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?

— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!

Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.

Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…

Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.

— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.

— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.

— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.

Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:

— Я здесь!

— Кто ты? — спросил Пал Палыч.

— Я… Цыпкин…

— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?

— Меня заперли… Я не забрался…

— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?

— Слышу…

— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.

— Не знаю…

— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.

Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:

— Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?

Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».

Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?

Я молчал.

— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.

— Живой…

— Ну сиди, скоро откроют…

— Я сижу…

— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?

Я молчал.

Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:

— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?

Мне опять захотелось исчезнуть.

Директор спросил:

— Цыпкин, ты?

Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.

Тётя Нюша сказала:

— Ключ унёс староста класса.

— Взломайте дверь, — сказал директор.

Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.

— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.

Я не двинулся с места. Мне было страшно.

— Почему он стоит? — спросил директор.

Меня вытащили из шкафа.

Я всё время молчал.

Я не знал, что сказать.

Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…

Как выбрать методику?

Выбор методики обучения чтению – задача сложная даже для специалиста. Если вам кто-то говорит, что именно предлагаемая им методика работает у всех и всегда – бегите от такого советчика. Ни одна методика не может идеально подходить всем. Много зависит и от личности самого педагога, его умения найти общий язык с детьми. Учитывать надо и возраст ребенка. Причем не столько физиологический, сколько психологический. Важны особенности нервной деятельности, тип восприятия информации, развитие памяти и концентрации внимания.

С другой стороны, никто не мешает опробовать несколько разных методик: не подошла одна – попробуем по-другому.

Еще важно учесть, собираетесь ли вы заниматься с ребенком дома сами или планируете водить на занятия к педагогу-профессионалу. Обычно выбор вариантов групповых занятий достаточно ограничен даже для больших городов: вряд ли кто-то будет возить дошкольника даже к самому лучшему педагогу, если дорога будет отнимать больше времени, чем само занятие

Выбирая группу или индивидуальные занятия с педагогом, выпишите как можно больше реальных вариантов по месту расположения, цене, доступности. Узнайте, какие методики там используют. Пообщайтесь с преподавателями

Обратите внимание: не с администратором, менеджером, а именно с самим педагогом. Постарайтесь найти людей, которые уже ходили к этому педагогу – и выслушайте их отзывы

Что касается конкретной методики, то обычно групповые занятия по классическим методикам и их вариациям представляют собой почти урок: дети сидят за столами, педагог у доски. У детей есть рабочие листы или тетради с заданиями, которые они выполняют. Из описания понятно, что такой вариант отлично подойдет детям усидчивым, которые с удовольствием рисуют, раскрашивают. И очень мало подходят детям подвижным, легко отвлекающимся. Активному ребенку лучше начать обучение по кубикам Зайцева (если не пугают возможные трудности дальше, но они вполне преодолимы).

Если у ребенка проблемы с речью – говорит мало, плохо, не выговаривает много звуков – постарайтесь найти группу Монтессори

Развитие мелкой моторики, которой в этой методике уделяется особое внимание, дает неожиданный для многих родителей эффект – у ребенка наблюдается просто качественный скачок в развитии речи

Если же речь идет о домашних занятиях, то, несмотря на активную рекламу, я бы не советовала кубики Зайцева. Дело в том, что сама по себе методика требует достаточно серьезной подготовки, а у родителя далеко не всегда есть время и силы осваивать новые навыки. Кроме того, организовать активную игру один на один с ребенком тоже часто бывает для мамы сложно. А само по себе наличие кубиков – это еще не обучение чтению. И нередко набор служит строительным материалом, но никак не способствует чтению.

Все-таки в домашних условиях лучший вариант – это проверенная временем классика. Одно из лучших пособий – просто бери и делай – на мой взгляд, это книга Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно».  Все приемы работы для родителей расписаны прямо на страничке с заданиями для ребенка. Удобное разделение на уроки. Параллельное развитие речи, фонематического слуха, многие навыки, которые впоследствии понадобятся в школе – все в одной книге.

Если ребенок уже знает буквы или их часть, но неуверенно, соединяет слоги, но неохотно, отличным вариантом будут пособия Буракова по слоговому чтению. Там довольно необычные задания, совсем непохоже на стандартную Азбуку или Букварь.

Игры для обучения чтению

При помощи кубиков или карточек с буквами и слогами можно играть с ребёнком в разные обучающие игры. Приведём несколько для примера. 

Гаражи

Возьмите слово из 3–4 слогов и выложите на полу карточки с ними в случайном порядке. Объясните ребёнку, как читаются эти слоги. Это будут «гаражи». Дайте ребёнку разные игрушки и предложите отправить их в гараж по вашему желанию: например, машинка едет в гараж «ТА», мишка идёт в гараж «РА», мячик катится в гараж «КЕ» и так далее. Следите, чтобы ребёнок правильно располагал игрушки. В конце игры предложите ребёнку составить слово из слогов-гаражей. Возможно, не с первого раза, но у него получится «РАКЕТА». Постепенно вводите в игру новые слоги.        

Магазин

Разложите на столе изображения разных товаров — это магазин, а вы — продавец. Дайте ребёнку стопку карточек со слогами — они будут выполнять функцию денег. Ребёнку нужно купить все товары в магазине, но каждый продаётся только за слог, с которого он начинается. Например, рыбу можно купить только за слог «РЫ», молоко — за слог «МО» и так далее. Дайте ребёнку несколько лишних карточек, чтобы усложнить задачу. Когда он освоится, меняйте условия игры: например, продавайте товары не за первые, а за последние слоги. Игра одновременно простая и сложная: она позволит ребёнку понять, что слова не всегда пишутся так, как произносятся. Ведь корову нельзя купить за слог «КА», например.        

Лото

Игра для нескольких человек. Раздайте детям по несколько карточек со слогами. Доставайте по одному из коробочки кубики со слогами и объявляйте их. У кого есть карточка с таким слогом — тот его и забирает. Выигрывает тот, кто первым заполнит все карточки. В процессе игры дети точно запомнят слоги, которые были у них на руках.

В каком возрасте учить читать по слогам?

Чтение по слогам – достаточно сложная деятельность, которая требует сформированности определенных структур мозга. Поэтому раньше 4 лет это редко имеет смысл. Если ребенок раньше начинает интересоваться письменным текстом, буквами – лучше сосредоточиться именно на играх и показывать слова целиком. А вот уже в 5-6 лет большинство детей вполне готовы учиться читать.

Однако, если 5-летний малыш пытается уклониться от таких занятий, всячески демонстрируя скуку, желание заняться чем-то другим – отстаньте от него на пару месяцев, а потом попробуйте по-другому, больше играть, чем заниматься.

Иногда бывает и так, что даже в 6 лет ребенку чтение дается с трудом. Тут уж выбор за родителями. Можно героически преодолевать трудности, искать педагогов и репетиторов. А можно еще подождать, возможно, через полгода-год ситуация изменится в лучшую сторону. Кроме того, этот год, конечно, надо не просто ждать, а заниматься, только не чтением, а… мелкой моторикой – строить из Лего, складывать фигурки из бумаги, лепить из пластилина и глины. Все эти занятия помогут сформироваться нужным структурам мозга. Тогда и чтение пойдет значительно легче.

Тексты для детей 4-5 лет

Дошкольникам раннего возраста нужны особые карточки с предложениями. Чтение по слогам для детей до 5 лет лучше сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительным заданием.

Если первый раз читаем по слогам, тексты для чтения должны состоять из 1-2 предложений. Слова используйте небольшие, из 1-2 слогов. Карточки можно подготовить самостоятельно, найти в сети и напечатать.

Для маленьких учеников важно, чтобы между слогами стоял дефис или другой разделитель. Шрифт для распечатки материала для чтения по слогам в 4 года выбирайте крупный, полужирный

Общие рекомендации

  • Обучение чтению по слогам через работу с текстом не обязательно начинать после изучения всего алфавита. Находите для чтения детям с 5 лет и распечатывайте отдельные предложения из таких слов, которые состоят из изученных букв. Их много в азбуке Жуковой.
  • В возрасте от 4 до 5 лет не нужно предлагать детям сказку целиком, книгу. Большие объемы пугают малышей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только нужный фрагмент.
  • Играйте с отрывком, стихотворением. Можно читать по слову отдельно, потом по словосочетанию, затем цельную синтаксическую единицу.
  • Работайте по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.

Задания

После прочтения текстов обязательно прорабатывайте материал дополнительно. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования навыка осмысленного чтения. Предложите дошкольникам следующие виды заданий к отрывку:

  1. Короткий пересказ.
    Детсадовец должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
  2. Ответь на вопросы.
    Логопед, родитель задают 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
    Если малыш не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.
  3. Нарисуй картинку.
    Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из отрывка, стихотворения информации. Это может быть домашнее задание.
  4. Что было дальше?
    Предложите пофантазировать, придумать, что могло произойти с героями дальше.

Тексты чтения с картинками и заданиями:

Этапы обучения чтению по слогам

Последовательность обучения зависит от методики. Например, согласно методу Зайцева, детям сразу дают все кубики с буквами и показывают чтение слогов. Если у вас есть учебное пособие, по которому вы занимаетесь, то последовательность введения букв будет привязана именно к нему.

В целом можно рекомендовать следующие этапы:

  • изучение гласных А, У (из них уже можно составить целых 2 слова);
  • изучение одной из согласных, которые можно «тянуть» — С, Ш, В и др. Их легче соединять с последующей гласной. И сразу же обучение чтению открытых слогов «согласный + гласный»;
  • добавление согласных и гласных (кроме Е, Ё, Ю, Я, И);
  • чтение простых слов, состоящих из открытых слогов (Са-ша, во-да, ра-ма), можно здесь же вводить простые предложения и даже короткие рассказы из 2-3 простых предложений;
  • вводятся закрытые слоги (сам, дом);
  • вводятся слоги «согласный + согласный + гласный» (сто, шла);
  • слова из 4 букв типа «стол» и «полк» — то есть, «согласный + согласный + гласный + согласный» и «согласный + гласный + согласный + согласный»;
  • буква И – смягчение согласных (обязательно сразу начать работать над различением на слух мягких и твердых согласных);
  • закрепление оппозиции Ы-И на примерах слов и слогов: «мыл — мил», «был – бил»;
  • гласные Е, Ё, Ю, Я – сначала в открытых слогах типа «ме», «бе» и др., потом в начале слова, потом после гласных, обязательна проработка оппозиций аналогично ы-и;
  • в конце изучают буквы Й, ъ, ь.

Все, ребенок умеет читать по слогам. Дальше идет тренировка, закрепление, и переход к чтению целым словом.

19. А. Линдгрен «Про Лотту с Горластой улицы» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Если вам не терпится познакомить ребенка с творчеством Астрид Линдгрен, но вы считаете, что он еще не дорос до «Приключений в Бюллербю» и проделок Пеппи Длинный чулок, то истории про маленькую и упрямую Лотту придутся как раз кстати.

Как и Пеппи, Лотту точно нельзя назвать прилежным ребенком. Ее поступки часто не вызывают одобрения (особенно у родителей, читающих книгу), то она хочет украсть велосипед, то тайком от всех съесть сладости. Однако детям такие герои, как правило, импонируют, ведь в их поведении они видят свои собственные слабости. Книга дает возможность обсудить сложившиеся ситуации и вместе сделать правильные выводы.

Как научить ребенка 5-6 лет читать?

Чтение начинается с движения — как с ориентации в пространстве, так и умения сконцентрироваться на направлении (если глаза бегают по тексту хаотично, то сложно следить за ровным потоком букв). Ребенок должен иметь представление о последовательности чего-либо, видеть, что за чем следует, и уметь это воспроизвести. Успешная работа со словом основана на понимании его звукового и буквенного состава, умения различать звуки в потоке речи. Сама речь должна быть связной и не иметь серьезных логопедических проблем (в том числе нарушений ритма и мелодики). Наконец, ребенок должен уверенно знать алфавит.

Для укрепления каждого из этих навыков есть множество упражнений: например, занятия музыкой и игры с мячом помогают развить чувство ритма; скороговорки и звукоподражательные слова развивают фонематический слух, запоминать буквы легче всего через ощущения: рисовать их на песке, на асфальте, лепить из пластилина, выкладывать из орешков.

Лучше заучивать не буквы, а звуки (не «эм», а «м», не «ха», а «х»), так легче перейти к слогам (иначе может получиться непонятное ребенку «эм-а-эм-а»).

В любое время стоит использовать возможность что-либо прочитать. Если ребенок учит алфавит, можно искать буквы в вывесках и объявлениях, соревноваться, кто больше найдет предметов и явлений на выбранную букву («ванная», «ветер»).

Полезно расклеить дома карточки с названиями предметов («дверь», «гитара», «часы») — так ребенок учится ассоциировать вещь и слово, воспринимать слово целиком, без отрыва от его значения.

Что почитать ребенку 5 лет

В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям. Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия

Важно то что, читать ребенку в 6 — 7 лет можно то что и 5 летнему и наоборот. Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое то из произведений

Ребенку 6 лет что читать в этом возрасте? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения с которыми ребенок уже знакомился ранее

Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать, кто автор. Это нужно для того, чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы.

Как приучить ребенка читать?

Первое правило любого обучения — дети всегда повторяют за взрослыми. Если в семье никто не читает, то бессмысленно сажать дошкольника за книгу: он просто не поймет, зачем это нужно. Напротив, любовь к литературе со стороны взрослых перенимают и младшие члены семьи.

Насилие в этом случае недопустимо. Ассоциативная связь чтения и страха грозит серьезными проблемами в школе. Старайтесь прививать любовь к книге постепенно и добрыми способами.

Книги можно сделать не целью, а средством. Пусть они помогают дошкольнику в других интересах. Один ребенок влюблен в динозавров и готов поглощать тонны информации о них, в том числе печатной. Другой обожает семейные вечера, когда мама с папой читают вместе с ним. Третий, с выраженными актерскими способностями, любит инсценировать прочитанные истории. В таких случаях чтение становится средством удовлетворения других стремлений, и увлеченный ребенок быстрее приобретает необходимые навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector