Свенский успенский монастырь

Творение преподобного Алипия

Икона, столь чудным образом исцелившая князя, стала главной святыней вновь образованной обители. На деревянной доске размером 68х42 см изображена Пресвятая Богородица, сидящая на троне и держащая на руках Предвечного Младенца, воздевшего в благословении правую руку. По обеим сторонам трона изображены святые Печерские чудотворцы Феодосий и Антоний.

Авторство иконы приписывается преподобному Алипию, обучавшемуся у византийских мастеров, работавших в 1088 году в Киево-Печерской Лавре. Эти подробности известны благодаря тому, что икона после революции попала в собрание Третьяковской галереи и сохранилась до наших дней.

Свято-Успенский Свенский монастырь, образованный среди дремучих брянских лесов, стал колыбелью для многих отшельников-пустынножителей. Известно, что десятки его иноков, испросив у настоятеля благословения, затворялись от мира в непроходимых чащобах, построив себе убогие кельи и проводя жизнь в постах и молитвах. В обители они появлялись лишь для исповеди и причастия. Эта форма религиозного подвижничества получила широкое распространение в начале XVIII века и сохранилась затем на долгие годы.

Богослужения в возрождённых храмах

Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.

В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и Феодосия Печерских, завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического обследования фундамента. По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.

Что посмотреть

Стены в форме неправильного восьмиугольника, окружающие монастырь, сохранились сравнительно хорошо — разрушена только их третья часть. Сооружались они в 1764 г., чтобы защищать обитель от врагов, но не вызвали никакой агрессии у советской взрывной бригады, уничтожавшей храмы. Из 6 башен стены сохранились 3, но утраченные башни и часть стены уже восстановлены.

Самая старая церковь обители — Сретенская надвратная, построенная во второй половине 17 века, находится сразу же при входе — довольно большая, розового цвета, с тремя аккуратными башенками. Напротив — храм Антония и Феодосия, возведенный по приказу Ивана Грозного в 16 веке, разрушенный практически полностью, но воссозданный в 2011 г. Выглядит основательно и даже сурово: бесстолпный и однокупольный, практически без декора. Отреставрирована Преображенская церковь 1742 г. — пятиярусная башня над вторыми, ярморочными воротами. Она небольшая, белого цвета, нижние ярусы квадратные, а верхние — круглые. Сохранились некоторые хозяйственные постройки: настоятельский дом, кельи. Многие здания, включая братский корпус, появились только несколько лет назад.

Успенский собор, самый масштабный и значимый из всего комплекса, расположенный в его центре, не пережил советские годы. Сейчас ведутся работы по его реконструкции: возведены стены, но они еще не отштукатурены, нет внутренней отделки. Зато уже изготовлен иконостас, который со временем будет установлен в соборе. Не уцелели колокольня и Домик Петра Первого, где он жил, посещая обитель.

Недуг благочестивого князя

С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг – начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям – Боже упаси! – крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.

Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье – закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью – времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.

Использованные материалы

  • Иерофей (Добрицкий), архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Москва, 1866, 237 с., 1895, 238 с.:
    • (материал использован частично)
    • (материал использован частично)

  Подробнее об этом чуде см. Свенская икона Божией Матери.

  РГИА Ф. 796, оп. 83, дело №215

  Мценский Петро-Павловский монастырь Орловской епархии, издание 3-е исправленное и дополненное, Орел. 1900, с. 102: (Google-Книга, дата обращения 11 декабря 2020 года)

  Определение Св. Синода 12-14 мая 1893 года за № 1214 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1893, №22 (29 мая), с. 196; Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214.

  Определение Св. Синода 13-20 мая 1898 года за № 1692 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1898, №23 (6 июня), с. 214; Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384.

  Определение Св. Синода от 7-19 ноября 1903 года за № 5518 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1903, №48 (29 ноября), с. 384; Определение Св. Синода от 14-16 января 1904 года за № 143 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1904, №4 (24 января), с. 38.

  Определение Св. Синода от 4- 18 мая 1905 года за № 2221 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1905, №24 (11 июня), с. 302; Определение Св. Синода от 16 февраля — 10 марта 1908 года за № 1060 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65.

  Определение Св. Синода от 6 марта 1908 года за № 1580 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1908, №13 (29 марта), с. 65; Определение Св. Синода от 19 ноября — 6 декабря 1909 года за № 9293 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1909, №51.52 (19 декабря), с. 448.

  Определение Св. Синода от 20-29 марта 1910 года за № 2148 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1910, №15 (10 апреля), с. 87; Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463.

  Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11027 // Церковные ведомости, издаваемые при Св. Правительственном Синоде, 1912, №50 (15 декабря), с. 463; Церковная хроника // Прибавление к церковным ведомостям, 1918, №15/16 (1(14) мая), с. 519.

  Указ № 57-Д от 10 декабря 2020 года митр. Брянского Александра (Агрикова),

Настоятели, наместники

  • Сергий (упом. ок. 1567) игум.
  • Исаия
  • Иона II
  • Павел
  • Сильвестр
  • Иаков I
  • Варлаам II
  • Марк I
  • Варсонофий
  • Иов II
  • Иона III
  • Иаков II
  • Феодосий I
  • Иаков III
  • Ермоген (упом. 1655 — упом. 1657)
  • Иаков IV
  • Марк II (упом. 1659)
  • Никодим (? — 1672) игум.
  • Маркелл, архим.
  • Никон I, архим.
  • Свт. Иоанн (Максимович) (ок. 1681 — 1684)
  • Свт. Филофей (Лещинский) (1701 — 1702)
  • Серапион (1702 — 1704) иером.
  • Гервасий (ок. 1750 — 13 сентября 1752)
  • Иерофей (1752 — 1755)
  • Каллист (10 января 1766 — упом. 1768)
  • Палладий (3 апреля 1770 — 7 июля 1787 )
  • Модест (14 октября 1787 — 22 октября 1796), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
  • Никон (22 октября 1796 — 16 октября 1797), возведен в архимандриты и перемещен настоятелем в Толгский монастырь
  • Елеазар (20 марта 1798 — 10 сентября 1798), перемещен настоятелем в Брянский Петропавловский монастырь
  • Феодосий (10 сентября 1798 — 19 октября 1799), из настоятелей Брянского Петропавловского монастыря
  • Свт. Филарет (Амфитеатров) (11 марта 1802 — 10 октября 1804)
  • Дионисий (Цветаев) (25 декабря 1804 — 22 октября 1805)
  • Амвросий I (20 мая 1806 — 1808)
  • Амвросий II (31 октября 1809 — 9 июля 1833)
  • Сергий (6 августа — 22 августа 1833)
  • Дометий (12 ноября 1833 — 2 января 1835)
  • Венедикт (Курковский) (24 июня 1837 — апрель 1839)

    Христофор (Эммаусский) (24 июня — июль 1837)

  • Варсонофий (14 мая 1893 — 20 мая 1898)
  • Израиль (20 мая 1898 — 19 ноября 1903)
  • Анатолий (Юнгер) (16 января 1904 — 10 марта 1905)
  • Олимпий (6 марта 1908 — 6 декабря 1909)
  • Никодим (29 марта 1910 — 30 ноября 1912)
  • Гервасий (30 ноября 1912 — +до 31 марта 1918)
  • Алексий (Замараев) (1918 — 9 сентября 1921)

С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен

  • Никодим (Анискин) (16 октября 1992 — 27 октября 2010)
  • Митрофан (Охалов) (30 мая 2011 — 7 июня 2012)
  • Алексий (Тюрин) (29 мая 2013 — 9 декабря 2020)

    Тихон (Колесняк) (c 10 декабря 2020 ), и/о

Храмы, архитектура

Успенский собор

Успенский собор Свенского мужского монастыря

Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители. Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.

Собор был взорван в 1930 году. На 2010 год сохранились лишь руины.

Антоние-Феодосиевский храм

19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.

Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.

Сретенский надвратный храм

На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.

Преображенский надвратный храм

Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.

Колокольня

Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.

Каменная ограда

Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.

Чудо, явленное на речном берегу

Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть – ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.

Утром же хватились – нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив – отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра – князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.

Кстати, любопытная деталь – в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.

Белобережская пустынь[править]

Белобере́жская пу́стынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь) — монастырь Русской православной церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области.

Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается.

Адрес:

Брянская область, Брянский район, поселок Белобережский Санаторий, Центральная улица.

Телефон:

8(4832) 94-92-39.

Покровительство грозного царя

Первым каменным сооружением монастыря, а заодно и окрестностей Брянска, стал Успенский собор, построенный по повелению Ивана Грозного. Известно, что в натуре царя бесовская жестокость удивительным образом сочеталась с крайней религиозностью. Придавая лютой казни невинных людей, он мог после этого выстаивать ночи напролёт в молитвах об упокоении их душ.

Готовясь к Ливонской войне, набожный государь не скупился на вклады в святые обители. Не обошёл он стороной и Успенский Свенский мужской монастырь, являвшийся в то время и укреплённым фортификационным сооружением, и важным духовным центром. До наших дней сохранились архивные документы, свидетельствующие о неоднократно вносимых им пожертвованиях. В частности, в 1561 году Свенский монастырь (Брянск) получил от него значительную сумму по случаю кончины его жены Анастасии. Чуть позже им были внесены деньги на строительство храма в честь Печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

История Свенского монастыря

На окраине Брянска в живописном месте на крутом берегу Десны возвышается один из древнейших в России — Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной.

Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.

Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо — к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан протекающей неподалёку реке Свень.

До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново.

Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются архитектурные образцы 16 века (восстановленная церковь) и стиль барокко (Успенский собор). Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.

В середине XVIII века на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны и брянских купцов началось строительство новой каменной ограды, надвратной церкви Спаса Преображения и главного храма обители — Успенского собора.

Непосредственно строительством собора руководил выдающийся архитектор 18 века Иван Фёдорович Мичурин. Одним из его творений является Андреевская церковь в Киеве. К сожалению, Успенский собор, построенный в стиле барокко, не сохранился. Он был разрушен в 1928 году.

В годы советской власти монастырь пришёл в запустение. Лишь в 70-ые годы XX века, началось его возрождение. Сейчас на территории монастыря ведутся большие реставрационные работы. Заново построена церковь Антония и Феодосия Печерских, восстанавливается Успенский собор и его колокольня.

Главная святыня обители — чудотворная икона «Свенская Богоматерь» сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее, а в монастыре находится её копия, которая, как утверждают паломники, также обладает чудодейственной силой. Два раза в год — 16 мая и 30 августа, икону при большом стечении народа несут крестным ходом вокруг монастырских стен.

История Свенского монастыря насчитывает более семи веков. За это время родилось множество легенд, связанных с его именем. Одна из них рассказывает о приезде в обитель Петра I.

Царю понравились монастырь и прилегающая к нему роща. Особенно он любил прогуливаться под вековым дубом, который рос недалеко от святого источника. Дуб и источник сохранились до наших дней, и любой желающий может прикоснуться к дереву, которое помнит Петра I.

Текст: Николай Цыганков

Как добраться до Свенского монастыря

Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.

Добраться можно и на автобусе:

  1. В 50 м находится остановка «Свенский монастырь» по улице Фрунзе. Сюда приезжает маршрутка №  каждые 15 минут. Следует рейс от Станции Снежетьской, проезжает мимо ж/д вокзала Брянск-2-Льговский.
  2. Остановка «Свенский монастырь» по улице Московской в 350 м. Сюда приходит автобус № 7, маршрутки №  и .

Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».

Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)

Визиты коронованных особ

Возрождённый из пепла Свенский монастырь помнит визиты многих царственных особ. Известно, что в 1708 году в нём побывал Пётр I и даже останавливался на ночлег. Дом, в котором государь провёл ночь, дожил до революции, и его показывали всем приезжающим как историческую достопримечательность

Другой свидетель царского посещения – дуб, посаженный монахами в честь этого события, стоит и по сей день, также привлекая внимание многочисленных паломников и туристов

Во время одного из своих путешествий побывала в стенах Свенского Успенского монастыря и государыня императрица Екатерина II. Застав главный его храм в весьма ветхом и требующем немедленного ремонта состоянии, она пожертвовала шесть тысяч рублей, на которые он в скором времени был полностью перестроен. Для него было выбрано более удобное, сухое и высокое место в центре монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector