Последование изобразительных вместо литургии на день памяти преподобного амвросия, старца оптинского. для домашнего (келейного) совершения

Прокимны праздников и Литургии

На Божественной Литургии прокимен поется перед чтением Апостола.

Следует заметить, что в Православной Церкви богослужебный день начинается с вечера. Накануне воскресенья на вечерней службе положен прокимен дня, то есть прокимен вечера субботы. На Литургии — прокимен Апостола, то есть прокимен по гласам, предваряющий чтение Апостола.

Бывают Прокимны Богородицы, пророку, апостолу, Святым Отцам Вселенских соборов, святителю, мученику, священномученику и так далее. В Богородичные праздники на литургии читается прокимен Богородицы:

В день памяти святых мучеников поется прокимен:

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом). 

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Глас 5

Про­ки­мен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.

Пере­вод: Ты, Гос­по­ди, сохра­нишь нас и сбе­ре­жёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).

Стих: Спа­си́ мя, Го́споди, я́ко оску­де́ преподо́бный.

Пере­вод: Спа­си меня, Гос­по­ди, ибо не ста­ло пра­вед­но­го (Пс.11:2).

Алли­лу­иа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век вос­пою́, в род и род воз­ве­щу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Пере­вод: Мило­сти Твои, Гос­по­ди, вовек буду петь, в род и род воз­ве­щу исти­ну Твою уста­ми мои­ми (Пс.88:2)

Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

Пере­вод: Ибо Ты ска­зал: «Навек будет осно­ва­на милость», – на небе­сах утвер­дит­ся исти­на Твоя (Пс.88:3)

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Преподобному Ферапонту Белоезерскому, Можайскому, Лужецкому чудотворцу (тропарь, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 4:

Житие́м чи́стым просвети́вся,/ в моли́твах и посте́х пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние/ и, духо́вному твоему́ учи́телю после́дствуя,/ ум свой к Небе́сным упра́вль,/ ста́ду твоему́ наста́вник был еси́,/ тем тя мо́лим, о́тче Ферапо́нте,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4:

Преблаги́й Спас наш Христо́с/ умно́жил есть ми́лость Свою́ к нам,/ дарова́в нам в засту́пника и цели́теля/ преподо́бнаго отца́ на́шего Ферапо́нта,/ и́же просвеща́ет нас о́бразом свята́го жития́ своего́/ и ны́не моли́твами свои́ми огражда́ет храм свой от враго́в и от разруше́ния,/ страну́ сию́ от гла́да и напра́сныя сме́рти,/ чту́щих же па́мять его́ всех// от боле́зней и от лю́тых страсте́й.

Ин кондак, глас 8:

Христо́вым жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ по́стническое стяжа́в жи́тельство, преподо́бне,/ сего́ ра́ди Госпо́дь труды́ твоя́ ви́дев,/ да́ром чуде́с обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния и мо́лишися о нас к Бо́гу,/ мы же, ра́дующеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, Ферапо́нте, о́тче наш.

Молитва

О всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Ферапо́нте! Тебе́ даде́ся благода́ть моли́тися о нас, и ве́мы, я́ко, предстоя́ Престо́лу Го́спода, при́сно явля́еши любо́вь твою́ к нам непреста́нными о нас твои́ми хода́тайствы. Но поне́же мы ежеча́сно умножа́юще грехи́ на́ша, кра́йняго твоего́ отвраще́ния досто́йни сотвори́хомся, сего́ ра́ди в покая́нии, со слеза́ми припа́дающе, мо́лим тя: не премени́ твое́й ми́лости к нам на гнев за нече́стия и скве́рны на́ша, яви́ у́бо нам ми́лость твою́ до конца́ и согреша́ющих нас очи́сти твои́ми моли́твами, возведи́ к покая́нию, укрепи́ на дела́ блага́я, сохрани́ в Правосла́вии и во вся́кой святы́ни. Да́руй нам пребыва́ти в ми́ре, тишине́ и братолю́бии, испроси́ нам времена́ безмяте́жна и изоби́лие плодо́в земны́х, изба́ви от огня́, и от потопле́ния, и от лю́тых боле́зней, и от смертоно́сныя я́звы. Посли́ тружда́ющимся благи́й успе́х, путеше́ствующим путь безпреткнове́нный, в мо́ри пла́вающим приста́нище ти́хое, плене́нным осла́бу и освобожде́ние, си́рым по́мощь и заступле́ние, во́инству на́шему ве́рность, му́жество и побе́ду и всем нам вся поле́зная ко вре́менней и ве́чней жи́зни. Да, любо́вию твое́ю огражде́ннии, благода́рственная всегда́ пое́м просла́вившему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Задать вопрос

30 Ноябрь 2018

Александр спрашивает:
Здравствуйте! Помогите пожалуйста понять: в воскресенье 2 декабря чтение Апостола два одинаковых зачала указаны, как их прочитывать? Спаси Господи за ответ.

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Александр!
Читаются два прокимна – воскресный и святителя. Затем зачало 233, один раз. Аллилуарий воскресный и святителя.

27 Ноябрь 2018

Татиана спрашивает:
Здравствуйте,Андрей!Подскажите, пожалуйста, можно ли келейно читать Псалтирь по усопшему в таком порядке:один читает псалмы до «Славы». положенную молитву об усопшем начинает читает другой, а первый одновременно продолжает дальше читать псалмы? Или одновременно молитву и псалмы читать нельзя. нужно делать все последовательно?

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Татиана!
Одновременно читать псалтирь и молитву не следует. В этом случае молитва о усопшем превращается в формальную вычитку и ничего кроме затраченного времени и сил не принесет.

27 Ноябрь 2018

петр спрашивает:
Здравствуйте! Можете ли поДСКАЗАТЬ,что означает САМО ПОНЯТИЕ «от меньших» (ПО ГЛАСУ ТРОПАРЕЙ)

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Петр!
Эти Богородичны, Устав предписывает петь в празднование малым святым, при службе без знака или шестеричной, поэтому и название получили – «от меньших».

26 Ноябрь 2018

ольга спрашивает:
можно вышивать икону без благословения батюшки?

Андрей Х отвечает:
Лучше будет если посоветоваться со священником и взять у него благословение.

25 Ноябрь 2018

Яна спрашивает:
Здравствуйте, Андрей! Скажите, пожалуйста, если на литургии 2 прокимна, и гласы этих прокимнов совпадают, нужно ли говорить к примеру: прокимен глас 7… прокимен глас7…, или просто слова второго прокимна?

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Яна!
В первом случае произносится «Прокимен, глас 7…», во втором «Прокимен, глас той же…».

20 Ноябрь 2018

Катерина спрашивает:
Добрый вечер. Поминают ли усопших на полгода? Или только в День рождения и в годовщину? И как и что надо сделать? 20 февраля будет полгода. Какие молитвы читать? Что «заказывать» в церкви? ИТД. Я старюсь молится каждый день по нескольким молитвам.

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Катерина!
Церковного поминовения о усопших на полгода нет. Но ничего не препятствует прийти в храм в этот день и помолиться. Можно заказать обедню о упокоении или попросить отслужить панихиду. Дома молятся по-разному. Это зависит от усердия, наличия свободного времени и степени молитвенной подготовки. Можно читать псалтирь о усопших, канон или отдельные молитвы.

20 Ноябрь 2018

Сергей спрашивает:
Здравствуйте, Андрей! Подскажите, каким должен быть запев к тропарям в каноне на утрени в службе Собору Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных?

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Сергей!
В службе указаны два канона Безплотных, которым положен припев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

14 Ноябрь 2018

Наталья спрашивает:
Здравствуйте! Поясните , пожалуйста. В Ирмологии в первом разделе даются ирмосы поемые на Владычних и Богоматери праздниках.Почему их на песнях разное количество и на каких службах они поются?

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Наталья!
В данном разделе помещены тексты всех ирмосов, которые встречаются в осмогласнике (Октоихе) Владычных, Богородичных праздников и всего лета (года). Не все каноны в Октоихе имеют полный ирмос. Например, нам нужен канон Богородицы в неделю утра, 5 гласа. На ряду ирмос этого канона полностью не указан, лишь его начало, в 1 песне «Коня и всадника в море Чермное…». Открываем Ирмологий на «Ирмосы 5 гласа» и ищем его полный текст, в 1 песне он будет первым. Также смотрим и остальные песни канона. Подобным образом, зная глас канона можно найти любой ирмос во всех богослужебных книгах если нет его полного текста.

12 Ноябрь 2018

Сергей спрашивает:
Андрей, здравствуйте! Проясните пожалуйста, каким должно быть начало припева у второго канона октоиха в понедельник на утрене? Святии Архангели и Ангели или Святии Ангели или Небеснии Силы Бесплотнии?

Андрей Х отвечает:
Здравствуйте, Сергей!
В понедельник на втором каноне Октоиха положен запев: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Место и назначение в богослужении

Во время вечернего богослужения пение прокимна совершается после молитвы «Свете тихий». А также перед чтением Евангелия, которое совершается в воскресные и праздничные дни.

Во время чтения Последования Часов прокимны поются только в исключительных случаях. Так, произносятся прокимны на Великих Часах перед праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (29 января). Прокимны читаются во время богослужений Великого поста. На Литургии они всегда поются перед чтением Апостола.

Различают малый прокимен, который состоит из 2 строк псалма, и великий, в котором 5 строк. Великий прокимен провозглашает священник или диакон, малый — диакон или чтец.

По словам Иоанна Златоуста, прокимны были установлены Святыми Отцами,

Прокимен Отцов

Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.

Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:

Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.

Глас 3

Про­ки­мен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.

Пере­вод: Пой­те Богу наше­му, пой­те, / пой­те Царю наше­му, пой­те. (Пс.46:7).

Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.

Пере­вод: Все наро­ды, руко­пле­щи­те, вос­клик­ни­те Богу гла­сом радо­сти (Пс.46:2).

Алли­лу­иа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Пере­вод: На Тебя, Гос­по­ди, я упо­ваю, да не посты­жусь вовек (Пс.30:2).

Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спа­сти́ мя.

Пере­вод: Стань для меня Богом-Защит­ни­ком и домом при­бе­жи­ща, что­бы спа­сти меня (Пс.30:3).

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Задать вопрос

17 Октябрь 2017

галина спрашивает:
какого числа были проводы Масленицы в 1930

Андрей Х отвечает:
Сыропустная неделя (воскресенье) в 1930 году выпала на 23 февраля. Сырная седмица (Масленица) проходила с 24 февраля по 1 марта.

13 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Спаси Вас Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию.

13 Октябрь 2017

Сергей спрашивает:
Можно ли принимать душ на день покрова

Андрей Х отвечает:
Принимать душ правила не запрещают.Нельзя в большие праздники посещать бани.

12 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Где можно посмотреть богословский анализ праздника Сретенье и дать толкование содержание 9-ой песни канона праздника

Андрей Х отвечает:
Наташа, к сожалению, я не знаю.

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
Спаси Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию!

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
У нас в храме во вторник служится молебен с акафистом муч.Иоанну Воину. На Бог Господь после тропарей И.Воину какой Богородичен? Брать из Октоиха отпустительный Богородичен вторника?

Андрей Х отвечает:
В данном случае берется Богородичен из числа воскресных, 3 приложение.

10 Октябрь 2017

Катерина спрашивает:
Есть ли отдельно схема Архиерейского Богослужения ? Если да,то где можно посмотреть?

Андрей Х отвечает:
Катерина, насчет схемы не знаю. А порядок архиерейских богослужений можно посмотреть здесь
http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/54-ostrovsky.html

05 Октябрь 2017

Роман спрашивает:
Заменяется ли пение Взбранной Воеводе после отпуста 1 часа на кондак праздника во дни попразднества двунадесятых праздников? И зависит ли это от знака праздника (бдение, полиелей, славословие…)?

Андрей Х отвечает:
Да, такой обычай существует, на двунадесятый праздник и до его отдания вместо «Взбранной Воеводе» поется кондак этого праздника. Праздничный знак других служб при этом не имеет значения.

02 Октябрь 2017

Наталия спрашивает:
Сегодня у нашего настоятеля, о.Игоря, именины. И он вчера вечером благословил служить всенощное бдение князю Игорю. У нас возникло затруднение, какие отпустительные тропари петь перед благословением хлебов, т.к. еще и попразднство. В итоге, спели тропарь праздника, «Богородице Дево…» и тропарь князю. Было ли это правильно для бденной службы седмичного дня в период попразднства?

Андрей Х отвечает:
В данном случае поется тропарь святого дважды и тропарь праздника.

02 Октябрь 2017

наталья спрашивает:
расскажите о приложениях

Андрей Х отвечает:
Наталья, я не совсем понял суть вопроса. О каких приложениях идет речь и что именно рассказать.

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.


Православный храм во время богослужения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector