Чудотворные иконы в дивеево: описание, интересные факты, история

Содержание:

Иконы бисером

Наша мастерская занимается изготовлением и реализацией православных икон ручной работы и некоторой церковной утвари, используемой для совершения молитвенных бдений в домашнем обиходе. Мы максимально открыты для своих гостей, поэтому в каталоге всегда представлены актуальные цены на готовую продукцию, имеющуюся в наличии, а также на заказанную Вами на Ваш выбор из раздела Каталог. Принцип мастерской «Дивеевское искусство» — индивидуальный подход к каждому покупателю. Наши клиенты всегда могут рассчитывать на получение необходимой предметной информации.

Наши иконы бисером по всей России украшены натуральными и полудрагоценными камнями

Мастерская «Дивеевское искусство» с любовью производит неповторимые рукодельные эксклюзивные иконы, ризы которых украшены бисером, натуральными, полудрагоценными камнями, жемчугом, стразами, горным хрусталем… Икона устанавливается в деревянный, искусственно состаренный киот из хвойных пород дерева Сибирского леса. Мы исполним заказы с церковными сюжетами, которые сложно найти в обычной церковной лавке. У нас можно приобрести венчальные пары, именные иконы, семейные иконы, подобрать иконы для домашнего иконостаса. Также можем украсить Вашу икону по Вашим эскизам.

Выберите иконы бисером в подарок родным и близким

Вы можете сделать незабываемый, вечный, бесценный подарок своим близким, а поводов для подарка множество: — день Ангела; — юбилей или день рождения; — результат паломничества, где Вы познакомились со Святым Божьим угодником и желаете иметь Его образ в домашнем иконостасе; — престольные праздники вашего прихода или юбилей Вашего духовного наставника, батюшки; — иконой благословляют родители на бракосочетание своих детей; — дарят в день совершения таинства Крещения и Венчания.

Храм св. равноап. князя Владимира г. Москва

ПРЕПОДОБНАЯ АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ

Память преподобной Александры Дивеевской совершается 26 июня (по н. ст.)

В нашем храме находится икона собора Дивеевских святых жен, в которую встроены частицы их мощей, в том числе святой Александры Дивеевской.

«Она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!» (Прп. Серафим Саровский)

Преподобная Александра Дивеевская, в миру – Агафия Семеновна Мельгунова. Происходила из древнего дворянского рода Степановых (отец – Симеон, мать Параскева). Была женой полковника – богатого владимирского помещика. После смерти мужа у неё осталась трёхлетняя дочь.

Примерно тридцати лет от роду Агафья Семёновна решила посвятить себя служению Богу. В Киево-Флоровском женском монастыре с именем Александра, она принимает монашеский постриг. В Киеве же Царица Небесная возвестила будущей Дивеевской святой, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.

На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Богородица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.

После смерти единственной дочери, которая умерла в девятилетнем возрасте, и распродажи своих имений в 1765 году она окончательно переселилась в Дивеево. Средства от продажи имений преподобная Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преподобный Серафим рассказывал, что саровский Успенский собор достроен на её средства.

Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника отца Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитана, лучше всех в округе, знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных.

Время строительства каменной церкви во имя Казанской иконы Божией Матери (1773 – 1780 годы) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось.

В 1788 году матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу.

Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 года, через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более шестидесяти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.

Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря 2000 года состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Тем самым было исполнено предсказание Серафима Саровского о том, что три подвижницы: схимонахиня Александра (Мельгунова), схимонахиня Марфа (Мелюкова) и монахиня Елена (Мантурова) со временем будут прославлены и мощи их будут открыто почивать в обители. После двух дней пребывания в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря святые мощи преподобных жен торжественно были перенесены на место, назначенное для них батюшкой Серафимом: в храм Рождества Богородицы.

Текст составлен по материалам diveevo52 ru

Иконография

Сведения о внешности монахини Александры оставила ее послушница Евдокия. Она описывала преподобную старицу как невысокую женщину, добрую нравом, с мягкими чертами лица. У матушки были серые глаза и светлые волосы. Одевалась она просто и скромно: заштопанные простые платья, лапти, холодные сапожки, шерстяная шапочка.

Именно такой и запечатлела старицу икона. Александру Дивеевскую изображают либо в одиночестве, либо в числе двух других прославленных дивеевских матушек – Марфы и Елены. Изображения могут отличаться по стилистике и отдельным особенностям иконописи. Объединяет их чувство кротости и милосердия, которыми пронизаны образы преподобной старицы.

Иконы святой Александры делают по всей России, во многих мастерских. Приобрести образ матушки можно как в храме, в паломничестве, при посещении Дивееского монастыря, так и в интернете.

Мученица Акилина Старшая

Святая Акилина родилась в финикийском городе Библосе в 281 году в христианской семье. Вера Акилины была настолько глубокой и горячей, что она ещё 12-летней отроковицей стала убеждать сверстницязычниц отказаться от идолопоклонства и обратиться ко Хрис ту. За свою проповедь мученица была схвачена и приведена к проконсулу Волусиану, который не смог заставить отроковицу отречься от Христа. Проконсул повелел бить её хлыстами и затем пронзить голову через уши раскалёнными прутьями. Мучители посчитали святую умершей и бросили её за город на съедение псам. Но вскоре исцелённая Ангелом мученица вновь предстала перед Волусианом, который обвинил её в колдовстве и приказал обезглавить. На месте казни святая Акилина скончалась, но палач, боясь гнева Волусиана, отсек ей, уже мёртвой, голову.

О чем просят у преподобной Александры Дивеевской

В Дивеево известно множество чудесных случаев помощи матушки Александры. Люди, приходящие в святую обитель за помощью, находят поддержку. Служители монастыря рассказывают о тех чудесах, которые происходили с ними и с прихожанами.

Священник Василий Садовский рассказывал, как однажды к нему в алтарь храма вошла старица. Батюшка переживал о ремонте Казанского храма и матушка побеседовала с ним о том, как и что надлежит делать. Когда святая исчезла, священник вспомнил, что она давно мертва. А значит, он удостоился видения духа праведницы. Даже спустя долгие годы после кончины матушка заботится о своей обители.

Одна из монахинь поделилась тем, что исцелила тяжелую болезнь суставов, воспользовавшись наставлением святой Александры. Сестра помазала больные места маслом из лампады, горящей на могиле матушки, крестообразно, с молитвой Богородице. Болезнь больше не возвращалась.

Сохранились рассказы о том, что в обитель приходили люди с дарами в благодарность за исцеленное бесплодие. Так, одна женщина после богомолья в Дивеево увидела во сне благообразную старицу, которая спросила у нее, какого пола ребенка она хочет. Женщина ответила, что хочет дочку. И вскоре у нее родился малыш, хотя доктора обещали бесплодие.

Всех чудес, сотворенных по молитве святой схимонахине Александре, не счесть. Люди просят подвижницу об исцелении болезней, о даровании потомства, о помощи в финансах и благоустройстве жизни. Молодые девушки обращаются с просьбами о счастливом замужестве. Люди, недавно обретшие веру, просят даровать духовное просветление, силы и мужество для служения Богу.

По знаку свыше

Вид на Киево — Печерскую Лавру с другого берега Днепра. Изображение с сайта co6op.narod.ru

Агафье Семеновне Мельгуновой (1720 — 1789) не было и 20 лет, когда она осталась вдовой с грудным ребенком и немалым богатством. Она поехала в Киев, в Киево-Печерскую лавру, говорила с ее духовниками. Отцы, несмотря на ее молодость, увидели перед собой зрелого человека и благословили на монашество. Агафья приняла постриг во Флоровском монастыре, там и хотела остаться.

Но однажды услышала слова Богородицы: «Иди на север и обходи все великорусские места обителей Моих и будет место, где Я укажу тебе, где окончить богоугодную жизнь твою, ибо в месте жительства твоего я осную обитель Мою».

Получив Богородичный наказ, могла бы сразу пойти исполнять, но мать Александра была, как и будущее покажет, очень трезвым человеком. Реалистом. О своем видении она рассказала не только духовному отцу, но и еще нескольким отцам Киево-Печерской лавры, известным своим опытом. После долгих молитв отцы признали явление Богородицы истинным.

Но так как время для Церкви было непростым, реформаторским, многие монастыри указом Екатерины II «сокращались» (было закрыто около 500 монастырей — более половины в стране, а прошения о создании новых отклонялись, «бродить» монахам строжайше запрещалось), отцы посоветовали Александре на время скрыть свое монашество и хлопотать о деле как богатой помещице Мельгуновой. Совет киевских отцов полностью оправдал себя.

А тайной монахиней м. Александра пробыла почти всю свою жизнь и именовалась Агафьей Семеновной. Только незадолго до смерти будет она пострижена в схиму с тем же именем – Александры.

Святой Серафим о матери Александре


Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Изображение с сайта pinterest.es Серафим Саровский был младше м. Александры на 30 лет. Они могли общаться в течение 11 лет, с тех пор, как в 1778 году святой пришел в Саров и до смерти матушки в 1789 году. Он знал ее, еще когда был послушником, знал, как к ней относится саровский игумен о. Пахомий и понимал, что она – человек Божий. Позже сестрам Дивеевским он говорил:

«Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на ве­ли­кая же­на и всем нам бла­го­тво­ри­тель­ни­ца бы­ла и столь изоби­ло­ва­ла бла­го­да­тию Бо­жи­ею, ска­жу вам, что удо­сто­и­лась да­ра ду­хов­но­го, имея слез ис­точ­ник непре­стан­ный та­кой, что в быт­ность ее здесь, в Са­ро­ве, во вре­мя служб цер­ков­ных, ко­гда она ста­но­ви­лась в теп­лом со­бо­ре, про­тив чу­до­твор­ной ико­ны Жи­во­нос­но­го Ис­точ­ни­ка, из глаз ее тек­ли не сле­зы, а ис­точ­ни­ки слез, точ­но она са­ма со­де­лы­ва­лась то­гда бла­го­дат­ным ис­точ­ни­ком этих слез! Ве­ли­кая и свя­тая же­на бы­ла она, ма­туш­ка Агафия Си­мео­нов­на, вель­ми ве­ли­кая и свя­тая!»

Отец Се­ра­фим говорил, что со вре­ме­нем, по Бо­жи­ей воле, мощи м. Александры будут открыты и наказывал своим сестрам каж­дый день утром и ве­че­ром хо­дить и кла­нять­ся ее мо­ги­ле, про­из­но­ся при этом: «Гос­по­жа наша и мать, про­сти ме­ня и бла­го­сло­ви! По­мо­лись, чтобы и мне бы­ло про­щено, как ты про­ще­на, и по­мя­ни ме­ня у Пре­сто­ла Бо­жия!»

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Молитвословия

К святой Елене обращаются с молитвами за исцелением от зубной и головной боли, также преподобная помогает в случае наличия заболеваний ног и суставов, сильных душевных расстройств. Проводя молитвенный обряд, используют один из следующих текстов.

Тропарь

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Кондак

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Величание

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Значение икон

Дивеевский монастырь был основан состоятельной вдовой помещицей

Агафией Семёновной Мельгуновой — будущей преподобной Александрой Дивеевской, икона которой и мощи хранятся в обителях монастыря.  На её средства был построен храм Казанской Богородицы в Дивеевской обители. Указывала ей путь Богородица, являясь во снах и наставляя её в действиях.

Смерть своей маленькой дочери она приняла как прямое указание на монашеский путь и окончательно принимает решение уйти на служение в монастырь. Преподобная Александра творила тайную милостыню и помощь, бралась за самую тяжёлую и неблагодарную работу. До конца своих дней заботилась о сёстрах – монашках, оставив им значительное наследство.

Неподалёку от могилки святой забил целебный источник преподобной Александры. Рассказывают, что на её могилке сами зажигались свечи, исходило благоухание.

Множество церквей позволило развить в городе Арзамасе ремесленные дела. Чеканка, золотошвейные мастерские, кожевенное и скорняжное дело, а также иконопись. Иконы Дивеево часто представлялись для почитания в местных церквях Арзамаса. Главная дивеевская святыня — икона Богородицы «Умиление».

Мученицы Евдокия Шейкина, Дария Тимолина, Дария Улыбина, Мария Неизвестная

Всех трех мучениц объединяет личность их духовной наставницы — святой Евдокии Шейковой. В двадцать лет после болезни святая оказалась па­ра­ли­зо­ван­ной. Вме­сте с по­слуш­ни­ца­ми-ке­лей­ни­ца­ми она со­зда­ла по­до­бие ино­че­ской об­щи­ны.

В 1919 году Евдокию приговорили к расстрелу из-за доноса об укрытии дезертира и агитации против Красной Армии. Святые мученицы Дария, Дария и Мария вместе решили быть с матушкой Евдокией до конца. За два часа до смерти их причастил местный священник. Девушки шли вместе со святой Евдокией до места казни, закрывая ее от ударов плетками. Их расстреляли и похоронили в общей могиле, которую местные жители почитали даже в годы советской власти.

В Дивеево заводы, шум и драки

Наиболее старое изображение Саровской пустыни, относящееся к середине 18 века. Изображение с сайта sarpust.ru

Несколько лет ушло у м. Александры на поиск места для обители на севере России. В 1760 году она оказалась вблизи села Дивеева. Там ей вновь явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. Живи здесь и угождай Господу Богу, а Я всегда  буду с тобой».

М. Александра пошла в Дивеево и пришла в ужас. В селе стоял страшный шум от работы железных заводов, вечерами множество пьяных и хулиганства, драки, даже разбои. Как же строить монастырь?

И опять, как в Киеве, она нашла помощь у отцов Саровской пустыни, которая в то время считалась обителью подвижников (многие саровские отцы отказывались от священства, один даже отказался от епископского звания, только бы сохранить молитвенную жизнь в уединении).

Саровские отцы посоветовали м. Александре поселиться в деревне Осиновка в двух верстах от Дивеева. И опять совет оправдал себя: вскоре одна местная помещица отказала в нем земли под монастырь.

А потом заболела и умерла десятилетняя дочь м. Александры. Для нее это становится знаком окончательного разрыва с миром. Она едет домой, чтобы продать имение и распорядиться имуществом: отпускает на волю крестьян, обеспечивает немало бедняков.

Часть денег от продажи имения отдает на строительство церквей, вкладом в монастыри, часть оставляет на будущую обитель. На ее средства было построено и возобновлено более 12 храмов, в том числе и Успенский собор Саровской пустыни.

Что известно о биографии святой

Паша Саровская была верной ученицей Серафима Саровского и одной из трех блаженных, сохранявших Дивеевскую обитель по поручению Преподобного.

Документальные свидетельства о ее жизни практически отсутствуют. Основные сведения о блаженной черпаются из летописи митрополита Серафима (Чичагова) о Серафимо-Дивеевском монастыре, а также воспоминаний монахини Серафимы, дружившей с келейницей юродивой Евдокией Барсковой.

Происхождение и детство

В 1795 году в семье крепостных крестьян Ивана и Дарьи Серебрянников родилась будущая блаженная Прасковья, названная при рождении Ириной. Место жительства их было село Никольское Спасского уезда Тамбовской губернии. Принадлежала семья Серебрянников помещикам Булыгиным. У Ирины было три брата, две сестры. Девочка росла трудолюбивой, кроткой, скромной. По достижении 17-летнего возраста родители выдали Ирину замуж за крестьянина Федора.

Житие и служение Богу

Ирина была хорошей женой и хозяйкой, но спустя 15 лет супружеской жизни ее муж умер, оставив девушку бездетной. Овдовев, Ирина продолжала работать на хозяев. Но однажды девушку оклеветали, объявив воровкой, за что подвергли жестоким побоям.

Не желая терпеть несправедливость, бедная женщина сбежала в Киев, где она встретилась со святыми старцами. Это сильно изменило Ирину. С тех пор блаженная желала жить только для Бога – единственного любящего всех милосердного Иисуса Христа.

Через время девушку нашли и возвратили хозяевам. Но через 2 года Ирина вновь сбежала. Во время второго побега Ирина тайно постриглась в монахини, взяв имя Параскева. Старцами ей было дано благословение на юродство Христа ради. Параскеву вновь вернули хозяевам, но те вскоре сами изгнали блаженную.

На протяжении 5 лет Параскева бродяжничала по селу, не имея крыши над головой, голодная, полураздетая. Над ней насмехались не только дети, но и все крестьяне. Однажды блаженная исчезла из деревни, уйдя в Саровские леса. Там она выкопала пещеры, где прожила около 30 лет.

Периодически юродивая появлялась в Сарове и Дивеево. Однажды на нее с целью ограбления напали бандиты и жестоко избили. После этого у Параскевы появились мучительные головные боли.

В Дивеевский монастырь Паша пришла за 6 лет до смерти блаженной Пелагеи. Приходя в обитель, юродивая приносила с собой кукол, которых называла детьми. В монастыре она жила по несколько недель или месяцев. А после кончины святой Пелагеи осталась насовсем.

Параскева занимала просторную, светлую комнату небольшого домика возле монастыря. Вся стена комнаты была завешана иконами:

  • центр стены занимало Распятие;
  • с правой стороны находился образ Божией Матери;
  • слева – образ апостола Иоанна Богослова.

Все ночи старица молилась перед иконами, ложась спать лишь под утро. Днем Паша работала: занималась вязанием чулок или изготовлением пряжи, сопровождая их молитвой Иисусу. Но, по старой привычке, юродивая Параскева летом и весной уходила пожить на природу. В полях, рощах блаженная проводила целые дни, усердно молясь.

Юродивая часто посещала отдаленные приходы, где ей всегда были рады, просили пожить подольше. Поэтому даже в старости блаженная Паша странствовала, переходя от одного послушания к другому. Странствовала Параскева с серпом на плече, который имел особое значение. На жатву юродивая шла для того, чтобы помолиться во время работы за тех, кто пришел к ней за помощью.

Кончина и канонизация

Блаженная Параскева прожила 120 лет и умерла в 1915 году 5 октября. За некоторое время до смерти святую парализовало, и она сильно мучилась. Умирала она в муках. По свидетельству очевидцев, Параскева сильно изменилась, полное лицо осунулось, щеки впали. Одна из монастырских сестер утверждала, что ей было открыто то, что предсмертные страдания были даны святой за ее духовных чад. Этим она выкупала их души из ада. Одна из Петербургских монахинь, выйдя на улицу, увидела поднимающуюся на небо душу юродивой.

Похоронили старицу в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, за алтарем. Над местом упокоения святой устроили часовню. Сюда приходили помолиться верующие, паломники.

В 1927 году монастырь закрыли, могила блаженной пришла в упадок. После восстановления монастыря в 1990 году могила старицы была реконструирована. На ней установили крест и, начиная с сентября 1993 года, каждую субботу и во время праздничных дней там проходили богослужения.

Синодальная комиссия, занимающаяся канонизацией святых, после изучения богоугодной жизни Параскевы Ивановны, решила причислить ее к лику святых. 2004 год ознаменовался проведением торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому и приуроченных к его 250-летию, во время которых состоялся чин прославления юродивой Параскевы Дивеевской.

Начало монастыря

Дивеево, 1876 год. Изображение с сайта sarpust.ru

Только за полгода до смерти м. Александры возникло то, что стало началом Дивеевского монастыря. Одна из помещиц села Дивеева подарила м. Александре большой земельный участок рядом с храмом. М. Александра построила три кельи, обнесла оградой. В одной келье она жила сама, в другой останавливались на ночлег паломники, шедшие в Саров, а в третью она пригласила жить послушниц, среди которых были сироты и вдовы крестьянского происхождения. Так и начался будущий Дивеевский монастырь.

Сама м. Александра при жизни не увидела никакой его «славы», она не старалась сделать дело поскорее, поскорее построить, наладить, образовать, организовать, привлечь побольше сестер. Она работала и молилась, не корректируя своей волей волю Божию, которой полностью доверилась.

Община жила по строгому саровскому уставу. Кроме молитвы и милостыни, сестры вместе с матушкой шили, вязали, стирали для монахов Сарова. А с саровской трапезной сестрам каждый день привозили пищу.

Перед смертью матушка Александра приняла схиму. Она просила, чтобы о. Пахомий (Назаров), настоятель Сарова, заботился о ее сестрах. Старец Пахомий на ее просьбы ответил: «Матушка, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, — духовность его тебе известна, и он молод, — доживет до этого; ему и поручи это великое дело».

Немного истории

Также к престольным иконам Дивеевского монастыря относятся:

  • икона преподобного Серафима Саровского;
  • икона Казанской Божьей Матери;
  • икона Богородицы «Утоли моя печали»;
  • икона «Иверской Божьей Матери»;
  • икона Богородицы «Достойно есть».

К этим чудотворным святыням, иконам Дивеево, ежедневно приезжают паломники из всех уголков Земли, чтобы помолиться, приобщиться к Божьей Благодати, получить исцеления, подать просьбы ближних к престолу дивееских икон.

История, рассказанная одним паломником, свидетельствовала об удивительном случае. Находясь возле этой иконы, он так долго смотрел на образ Богородицы с дерзновением, что Она зажмурилась. Паломник упал на колени, прося о прощении, и Богородица опять открыла глаза.

Жители одной из деревень пожаловались, что нет покоя от местного дебошира. Узнав, что, он некрещённый ему предложили покреститься. Во время таинства Крещения началось мироточение стен. Когда он это увидел, то заплакал. И его непутёвая жизнь преобразилась в одно мгновение.

Священное Писание

Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Мф., 15 зач., V, 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector