Какого числа отмечают день моряка-подводника? история и традиции праздника, интересные факты

День моряка‑подводника: история праздника

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов. По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113»).

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки.

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 «К‑3» («Ленинский комсомол»). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.

История образования Дня моряка-подводника

День Моряка-Подводника начали отмечать почти двадцать пять лет тому назад. 15 июня 1996 года приказом №253 Главнокомандующим ВМФ РФ адмирала флота Ф.Н. Громова был утвержден этот праздник. С тех пор тот день ежегодно отмечают праздничными концертами, встречами моряков-подводников, вручением наград, благодарственных писем и грамот, почтением памяти погибших товарищей. Поднимаются корабельные фланги, происходит построение подводных сил. Центром праздника традиционно является Владивосток, где находится Тихоокеанский флот. 19 марта возлагают цветы к памятнику «Пионерам подводного плавания» и проводят минуту молчания. Многие подводники отмечают этот праздник на службе вдали от дома и при поздравлении обычно желают друг другу, чтобы количество погружений лодки в воду всегда равнялось количеству подъемов.

19 марта в качестве даты было выбрано не случайно. Это день рождения российского подводного флота.

Адмирал А.А. Брилев

Приказ был подписан морским министерским адмиралом А.А. Брилевым. В том же году в флот Российской империи вошли 10 подводных лодок. Вскоре новинку удалось испытать в условиях войны. Так появилась традиция отмечать этот день, но, к сожалению, после Октябрьской революции праздник позабыли на долгие годы.

В 1912 году под началом корабельного инженера и математика, конструктора подводных лодок Ивана Бубнова началось воплощение программы «Барс» по производству серии разных подводных лодок. Под его чутким руководством началось производство подводных лодок на Балтийском заводе в Петербурге и на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (современный Таллин). Произведенные на Балтийском заводе лодки назвали: «Барс», «Вепрь», Волк», «Гепард», «Змея», «Единорог». Лодки, созданные в Ревели получили названия: «Львица», «Тигр», «Кагуар», «Тур», «Язь», «Леопард», «Ягуар», «Пантера», «Ёрш», «Форель», «Рысь», «Угорь». Для использования на Дальнем Востоке отходили «Змея», «Единорог», «Ёрш», «Форель», «Рысь», «Угорь», а все остальные предназначались для вод Балтики.

Экипаж каждой подводной лодки составлял 34 человека, показатели водоизмещения были следующими: 650 т (надводное) и 780 т (подводное). На уровне 100 м. располагалась предельная глубина погружения.

К 1941 году в наличии у СССР было 212 подводных лодок, находящихся в составе четырех флотов. ВОВ стала огромным испытанием для подводников и всего подводного флота. Боевая подготовка и обеспечение были плохими, не хватало квалифицированных кадров, поэтому исполнять свой долг перед Родиной приходилось в тяжелых условиях. Несмотря на все препятствия, моряки-подводники проявили огромный героизм при выполнении боевых задач. Они проводили разведку, устанавливали минные заграждения, сопровождали суда. От ударов советских субмарин Германия потеряла около 35% своих транспортных и боевых судов. Героями Советского союза стали двадцать три отважных моряка-подводника, а тысячи их товарищей получили другие ордена и медали.

После войны начали появляться ядерные подводные лодки и значение подводного флота возросло в разы. Он вошел в ядерный щит и теперь имеет большой вес в обороноспособности страны.

Сейчас нам есть чем гордиться и российский подводный флот является одним из сильнейших и крупнейших в мире и имеет огромный потенциал. С 2013 г. подводные лодки проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень» начали появляться в составе военно-морского флота. Сейчас ведется модернизация и замена старых кораблей на более современные и технически продвинутые. Планируется полная замена кораблей устаревших субмарин и воплощение проекта модульной сборки.

С каждым годом растет авторитет службы на подводных кораблях. Чтобы начать службу, необходимо иметь крепкое здоровье, пройти ряд курсов и испытаний, быть психологически устойчивым человеком. Это не профессия, а призвание, ведь моряки жертвуют личными интересами, временем для семьи и большую часть своей жизни проводят под водой в стесненных условиях. Выстоять испытания, справится с сложными задачами в условиях подводной лодки может только настоящий профессионал своего дела, образованный и сильный духом человек.

Этот день отмечают не только моряки, но и гражданский персонал: талантливые инженера, конструкторы, проектировщики, рабочие. Благодаря квалифицированным специалистам в России создаются современные и востребованные подводные суда.

Немножко истории

Считает, что Российская империя познакомилась с подлодками еще раньше, во времена Петра Первого. К нему в 1718 году обратился корабельный мастер по имени Никонов Ефим Прокофьевич. Мастер подал челобитную, так в те времена называли обращение к власть имущим, с предложением построить «потаенное судно».

Через сто лет (1834 г.) российский генерал-адъютант Шильдер Карл Андреевич построил первую в мире подлодку из металла. Она даже имела вооружение – выдвигающуюся из корпуса шест, с расположенной на конце миной, заряд которой составлял 16 кг пороха. По тем временам это была передовая идея, но правительству проект не понравился и финансирования не последовало.

Руководство российского флота серьезно начало относиться к подлодкам только к концу девятнадцатого века. В 1878 году Джевецкий Степан Карлович представил на суд министерства одноместную подлодку, а еще через год уже четырехместную. Причем последняя приводилась в движение силами экипажа – матросы при помощи ножных педалей приводили в движение винт.

В истории нет упоминания об их реальном применении, ведь на них служить не шли. Моряки в открытую называли их душегубками. К тому же конструктор не смог полностью устранить течь, воду приходилось постоянно откачивать силами экипажа. Тот же изобретатель в 1885 году сконструировал первую в мире подлодку с электродвигателем.

На начало первой мировой Россия обладала эскадрой из 58 субмарин, принявших активное участие в военных действиях на Балтике, в северном море и даже в Атлантике.

Советская власть дальше развивало свой подводный флот, уже в 1919 году были организованы курсы подготовки специалистов, и к началу второй мировой СССР обладал флотом из более двух сотен подводных кораблей.

Сейчас на вооружении российского флота находятся уже атомные подлодки, которые под водой двигаются при помощи энергии атомного реактора. Присутствуют дизель-электрические субмарины, а также ракетные подводные крейсера. Российский подводный флот является одним из сильнейших в мире, и по праву считается предметом гордости государства.

Служба в войсках подводного флота требует отличного здоровья и прекрасной физической формы. Для работы на подлодке моряк должен обладать высочайшей квалификацией и иметь должно образование. Престиж этой профессии трудно переоценить.

День моряка — одна из самых молодых памятных дат. Событие учреждено в 2010 году решением делегатов стран Международной морской организации. Они поддержали Резолюцию №19. Документ подписали на конференции в столице Филиппин — Маниле.

С тех пор праздник был установлен на официальном уровне, но с началом революции 1917 года отмечать торжество перестали. И только спустя почти 8 десятилетий праздничные мероприятия возобновились.

Первой войной, в которой участвовали наши отечественные лодки, стала Русско-Японская. Это были мощные агрегаты, заставляющие дрожать противника. К началу второй ВОВ подводные лодки выступали уже, как действующая армия. На тот период их насчитывалось более 200 штук.

В 50-х гг. судна прошли ряд технических усовершенствований. На них начали применять ядерные энергетические установки. Так, у мини-кораблей появилась возможность плавать автономно и неограниченно.

О профессии

Моряки-подводники служат на подводном флоте. Они наблюдают за безопасностью территориальных вод Российской Федерации, проводят разведывательную деятельность, применяют по приказу высшего командования оружие в случае нападения. Служащий на подводной лодке должен быть здоровым, выносливым, не бояться замкнутого пространства.

Подлодка таит множество опасностей. Ее техническое устройство требует от моряков специальных знаний, поэтому прежде чем стать подводником необходимо долгое время учиться.

Быть моряком-подводником в нашей стране довольно престижно, но очень опасно. Нередко случаются ситуации, приводящие к тяжелым последствиям для здоровья и даже гибели членов экипажа.

Служба на субмарине на протяжении 1 года приравнивается к сроку 2-3 лет в зависимости от типа лодки, а также выполняемых там задач. Вот почему служащие Военно-морского флота рано выходят в запас.

Моряки обеспечивают управление и работоспособность судов, которые перевозят грузы и пассажиров. Они заняты в одной из самых важных отраслей экономики – торговле. Водный транспорт является звеном в цепи поставки сырья для производств или готовой продукции потребителям. Без сотрудников этой отрасли невозможно существование нефтегазовой добычи на шельфах. Они выполняют чрезвычайно ответственные задачи.

В России путь в профессию начинается с окончания профильного среднего специального или высшего учебного заведения. Будущий моряк должен продемонстрировать уровень полученных практических умений и теоретических знаний, сдав нормативы по обращению с оборудованием, техникой или управлением экипажем, действиями в экстремальных ситуациях. Деятельность данных служащих считается одной из самых опасных, но при этом достаточно высокооплачиваемой.

Какой лунный день сегодня?

Сегодня  до 16:10 по московскому времени тринадцатый лунный день, после — четырнадцатые лунные сутки.  Полную версию прогноза на день читайте в заметке Calend.ru «Лунный календарь на 19 марта», а мы сейчас обозначим кратко основные моменты.

Общие рекомендации на 13-й день по лунному календарю:  день таит в себе неоднозначность. Неудачен он в том, что все как будто возвращается на круги своя, и чтобы вырваться из замкнутого круга проблем, надо поработать над собой. Между тем, в нем есть и плюсы. Это один из самых социальных дней, подошло время для проведения общественных мероприятий, групповых контактов, накопления информации.

Общие рекомендации на 14-й день по лунному календарю:  самый сильный и мощный день месяца, он признан одним из самых счастливых. Это время наиболее активных и решительных действий. С началом этого дня мы вступаем в период, когда можно начинать очень серьёзное предприятие

Не пропустите этот день — он исключительно удачен для старта любого важного дела. Всё начатое в эти сутки с блеском удаётся

Следующего такого шанса придётся ждать целый месяц!

Технологии и кадры

В предшествующее Первой мировой войне десятилетие на российских верфях были построены девять «Осетров» и 12 «Сомов». В 1915 году в империи были изготовлены пять подлодок Holland 602F разработки американской Electric Boat Company.

Также в 1915 году в строй вступила головная субмарина типа «Барс», построенная по российскому проекту. До 1917 года включительно российская промышленность изготовила 20 аппаратов. Большая их часть вошла в состав советского флота. В период Первой мировой войны императорские подлодки наносили торпедные удары, выполняли досмотровые и дозорные функции.

  • Русская подводная лодка «Дельфин»

В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

«По большому счёту для строительства подводного флота у России были необходимые материалы, технологии и — самое главное — кадры. Конечно, наша страна пользовалась западными разработками, однако наши инженеры не копировали зарубежные проекты — на их основе создавались оригинальные образцы», — отметил Черкашин.

Также по теме

«Самодостаточный класс кораблей»: какими возможностями обладают многоцелевые российские корветы

На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду нового многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый»….

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

«Несмотря на ряд объективных проблем, советский подводный флот достойно справлялся с поставленными задачами в период Великой Отечественной войны. Немцы явно недооценили потенциал Советского Союза, хотя подлинного расцвета подводный флот СССР достиг в 1970—1980-е годы», — говорит Черкашин.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам

«Очень часто наши моряки погибали, всплывая на поверхность для того, чтобы дизельный двигатель получил кислород. В итоге они становились жертвами бомбёжек авиации. Кроме того, периодически экипаж погибал из-за несоблюдения техники безопасности и ошибок при эксплуатации субмарин. Однако вплоть до 1980-х годов подобные трагические инциденты регулярно происходили во всех флотах мира», — пояснил Литовкин.

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП

Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

«Раньше моряки-подводники были фактически камикадзе. Впоследствии научно-технический прогресс значительно уменьшил риск для жизни подводников, но полностью исключить форс-мажор невозможно. Как и прежде, подводники — это мужественные люди, работающие со сложной техникой и осознающие опасность каждого похода в море», — резюмировал Литовкин.

Что такое День подводника

Это праздничный,  торжественный день для людей, которые служат в морских войсках РФ. Военный флот – это огромная сила, куда входят корабли надводного и подводного типа, в том числе атомные подводные лодки. Праздник отмечают специалисты-подводники, знающие свое дело и гордящиеся выбранной профессией.

В День моряка подводника атомного флота на базах и в пунктах расположения флота проходят торжественные мероприятия. Особо отличившиеся моряки награждаются памятными подарками, все защитники морских границ получают поздравления от командования, благодарности за службу.

Праздник отмечают не только служащие и военные, но и создатели подводного флота. К ним относятся и работники судопроектных, судостроительных организаций, заводов по ремонту оборудования. Без талантливых инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих не появились бы на вооружении России грозные корабли и суда, признанные одними из лучших в мире.

Также праздник – это день памяти погибших подводников. День, когда отдают дань уважения тем, кто защищал страну в годы Второй мировой войны и погиб при исполнении долга в мирное время, который отдают все служащие и граждане страны. Нельзя недооценивать роль водных военных сил в государстве, которое с трех сторон имеет морские границы – защита рубежей целиком возложена именно на ВМФ России.

Как праздновать день проводника

В царской России этот праздник был выходным днем, при этом поезда продолжали ходить по расписанию, однако билетные кассы, буфеты и столовые, газетные киоски и багажные конторы были закрыты. На многих станциях проходил церковный молебен в честь работников железных дорог.

Вечером их ожидали торжественные трапезы и возможность вместе с семьей прокатиться на поезде в соседний город. Во время путешествия детям служащих раздавали небольшие сладкие подарки, а для взрослых организовывали концерт.

В СССР на День проводника проводились спортивные состязания между бригадами железнодорожников. А вечером всех ожидал концерт от кружка самодеятельности.

Интересно! Когда Вселенская родительская суббота в 2021 году

В настоящее время праздник отмечают с размахом. В День проводника работников, которые отличились высокими достижениями, награждают почетными грамотами, вручают премию и памятные подарки. В учреждениях культуры проходят концерты с участием известных артистов.

Если вы хотите поздравить и отблагодарить подводника, который помог в трудной ситуации, разобрался с потерей багажа или был очень вежлив и внимателен, тогда позвоните на горячую линию РЖД. Не забудьте назвать его имя и фамилию. 

На День проводника нужно выбрать по-настоящему стоящий подарок:

  • качественные наручные часы;
  • подарочное издание книги о железной дороге;
  • необычный подстаканник.

Эти памятные подарки станут отличным украшением рабочего места железнодорожника.

Открытки и смс-поздравления в День моряка-подводника в России 19 марта

***

Всех подводников России
Поздравляем от души,
Вы для нас — элита флота,
И во всем вы хороши,
Пусть ваш праздник дарит радость,
Будьте счастливы всегда,
Жизнь цените вы, и будет
Благосклонной к вам вода!

***

Вас, подводник дорогой
С боевой душой морской,
Поздравляем с этим днём
И куплет вам пропоём:

Добрым будет море пусть,
Сладкой будет в сердце грусть,
Пусть всё сложится у вас
И в дальнейшем, и сейчас!

***

Моряки-подводники,
С праздником друзья.
Вам здоровья, счастья,
Пусть дома ждет семья.

Пусть море будет тихим,
Мира всем, добра.
Пусть после погружения,
Подъем будет всегда.

***

С днем подводника в России,
Вас сегодня поздравляю.
Чаще видеть землю, сушу,
От души я вам желаю.

Бороздите океаны,
И бескрайние моря.
Вам желаю, чтоб всегда,
Дома вас ждала семья!

Как поздравить моряка-подводника

Самый главный тост для подводника, чтобы количество погружений совпадало с количеством всплытий.

Поздравить с Днем подводника 19 числа близкого человека можно небольшим сувениром. Самым лучшим подарком подводнику будет оберег. Лучшими оберегами для моряков считаются различные безделушки из камней. Камни должны обязательно относиться к морской стихии. Самые доступные и распространенные — это аквамарин, малахит, горный хрусталь, янтарь. Каждый из них обладает уникальными свойствами, поэтому им присваивают магические свойства.

Но самым сильным оберегом считается изделие, включающее сразу несколько видов камней. Очень популярны среди моряков и металлические обереги в форме топориков, якорей и в форме различных реальных и вымышленных морских обитателей. Так, топорик символизирует защиту от шторма и нападения пиратов, якорь считается оберегом от рифов. Обладая талисманом в виде морского существа, моряки получают его покровительство.

История праздника

Чтобы понять уникальность празднования Дня подводника, окунемся немного в историю создания флота России.

Самый первый образец русской подводной лодки внешне очень напоминала винную бочку. Создана она была в первой четверти 18 века и носила название «Потаенное судно». Глядя на памятник первой подводной лодке, расположенный в Сестрорецке, трудно представить то, как она могла выполнять свои функции.

Автором первой модели подводной лодки стал крепостной изобретатель — самоучка Ефим Прокопьевич Никонов. На реализацию своей идеи он смог получить одобрение самого Петра Первого.

Первый опытный образец подводной лодки появился весной 1721 года на верфи в Санкт-Петербурге и имел скромные размеры. В качестве двигателя выступали весла и рассчитана первая модель была на экипаж из четырех человек. Испытания судна прошли неудачно, но Петр Первый приказал начать полномасштабное строительство подлодки. С 1721 по 1727 г. была построена полноценная модель, но все ее испытания не увенчались успехом.

После смерти великого реформатора Петра, об идее создания подводной лодки забыли почти на сто лет. В результате в Российской империи первая действующая субмарина появилась только в 1866 году.

В 1906 году Николай II своим указом ввел подводные лодки в состав военного флота. Этот указ был подписан 19 марта. Именно с этого года 19 марта официально утвержден Днем подводника.

Сегодня это праздник для всех, кто связан с подводным флотом, а особенно для военнослужащих сил ВМФ России, имеющих или имевших отношение к подлодкам.

Конкурсы

Песенный конкурсУчастники конкурса делятся на две команды. Каждая команда по очереди должна исполнять песни, в которых упоминается море или океан. Побеждает та команда, которой удалось вспомнить больше музыкальных композиций.

Лучший кокУчастникам конкурса дается нож и неочищенная картошка. Под музыку конкурсанты приступают к чистке клубней. По команде работа останавливается. Ведущий подсчитывает, сколько очищенных картофелин на счету у каждого участника. У кого их окажется больше, тот и становится победителем.

ОсушениеПеред каждым участником в ряд ставятся стаканы с различными напитками: сок шампанское, вода, виски, вино, водка и т.д. Каждому участнику дается соломинка для коктейлей, при помощи которой необходимо осушить содержимое всех стаканов, не используя рук и не вытаскивая ее изо рта. Побеждает тот участник, который быстрее всех справится с задачей.

Что подарить подводнику

Ни один праздник не обходится без подарков, и моряки-подводники также достойны того, чтобы оказать им знаки внимания. Вот несколько идей, что подарить подводнику:

  • сувениры, связанные с профессией;
  • картины, другие произведения искусства, посвященные морской тематике;
  • книги;
  • различные морские аксессуары, к примеру, подзорную трубу, бинокль;
  • различные гаджеты;
  • часы или наручный компас.

При выборе подарка стоит также ориентироваться и на личные предпочтения бойца, его увлечения и хобби.

Отметить профессиональный праздник также можно, отправив знакомому моряку-подводнику поздравительную открытку:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector